Научная статья на тему 'Отдельные вопросы ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений'

Отдельные вопросы ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранняя профилактика / деструктивное и делинквентное поведение / интернет-пространство / онлайн общение / early prevention / destructive and delinquent behavior / Internet space / online communication

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Владимир Михайлович Ленский

Публикация посвящена рассмотрению вопросов ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений на примере муниципального образования – городской округ город Рязань. В статье проводится анализ деятельности созданного в Рязани специализированного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и созданного в его рамках коллективного блога «Лабиринт», позволяющего ненавязчиво профилактировать на ранних стадиях деструктивное и делинквентное поведение учащихся средних школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Владимир Михайлович Ленский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selected issues of early prevention of destructive and delinquent behavior of minors in educational institutions

The publication is devoted to the consideration of issues of early prevention of destructive and delinquent behavior of juvenile educational institutions on the example of the municipality – the urban district of the city of Ryazan. The article analyzes the activities of the specialized Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance to Minors, created in Ryazan, and the collective blog «Labyrinth» created within its framework, which makes it possible to unobtrusively prevent destructive and delinquent behavior of secondary school students in the early stages.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.92

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-87-91 EDN: https://elibrary.ru/SNGLZU NIION: 2007-0083-1/24-403 MOSURED: 77/27-005-2024-01-603

Отдельные вопросы ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений

Владимир Михайлович Ленский

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

VMlenskiy@yandex.ru

Аннотация. Публикация посвящена рассмотрению вопросов ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений на примере муниципального образования - городской округ город Рязань. В статье проводится анализ деятельности созданного в Рязани специализированного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним и созданного в его рамках коллективного блога «Лабиринт», позволяющего ненавязчиво профилакти-ровать на ранних стадиях деструктивное и делинквентное поведение учащихся средних школ.

Ключевые слова: ранняя профилактика, деструктивное и делинквентное поведение, интернет-пространство, онлайн общение

Для цитирования: Ленский В. М. Отдельные вопросы ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних образовательных учреждений // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 87-91. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-87-91.

Original article

Selected issues of early prevention of destructive and delinquent behavior of minors in educational institutions

Vladimir M. Lensky

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Ryazan, Russia, VMlenskiy@yandex.ru

Abstract. The publication is devoted to the consideration of issues of early prevention of destructive and delinquent behavior of juvenile educational institutions on the example of the municipality - the urban district of the city of Ryazan. The article analyzes the activities of the specialized Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance to Minors, created in Ryazan, and the collective blog «Labyrinth» created within its framework, which makes it possible to unobtrusively prevent destructive and delinquent behavior of secondary school students in the early stages. Keywords: early prevention, destructive and delinquent behavior, Internet space, online communication For citation: Lensky V. M. Selected issues of early prevention of destructive and delinquent behavior of minors in educational institutions. Criminological Journal. 2024;(1):87-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-87-91.

Ранняя профилактика антиобщественного образа жизни учащихся образовательных учреждений, в первую очередь, должна быть обращена не на несовершеннолетнего правонарушителя, а на среду формирования личности ребенка, находясь в которой он может стать как минимум моральным делинквентом.

Внешней средой формирования личности учащегося средней школы, в большинстве своем, является:

• во-первых, атмосфера самого учебного учреждения, в котором ребенок находится от 6 до 8 часов каждый день, кроме выходных и каникул;

• во-вторых, обстановка в семейно-бытовой сфере;

• в-третьих, социальная среда, в которой несовершеннолетний проводит свое свободное время, досуг.

В первом случае, представляется важным не допу-

© Ленский В. М., 2024

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

стить со стороны окружения учащегося деструктивного или делинквентого поведения (издевательства, унижения, непринятия в коллектив и иные аморальные и неправомерные проступки), в том числе с использованием кибербуллинга [2, с. 97-98].

Во втором случае, имеющие место семейные неурядицы, возникающие из-за алкогольной зависимости законных представителей подростка (родителей, опекунов, попечителей), постоянные ссоры, отторжение ребенка, дурное с ним обращение оказывают значительную нагрузку на психическое состояние несовершеннолетнего. Подобная среда формирования личности вызывает у несовершеннолетнего состояние тревожности, обеспокоенности, нерешительности, закомплексованности, враждебности, бессознательной агрессии и недоброжелательности к своему окружению [4, с. 38-39].

В третьем случае, ребенок в большей степени предоставлен сам себе, либо тем законным представителям, в учреждениях которых он временно находится (тренера, художественные руководители, координаторы общественных движений).

В настоящем исследовании будет показан опыт проведения ранней профилактики деструктивного и делинквентного поведения учащихся средних школ со стороны специалистов образовательных учреждений муниципального образования - городской округ, город Рязань, посредством использования интернет пространства в формате онлайн общения.

Профилактикой деструктивного и делинквентно-го поведения среди учащейся молодежи практически занимается каждое образовательное учреждение [5, с. 65-66]. При этом доброкачественность проводимой ранней профилактики зачастую является неэффективной, в том числе из-за неумения и нежелания применять к обучаемым передовые, инновационные методики. Зачастую подобная профилактика ограничивается отдельными акциями, скучными воззваниями, слишком назидательными, устрашающими толкованиями.

В процессе предупреждения деструктивного и де-линквентного поведения среди несовершеннолетних образовательных учреждений, представляется важным соблюдать логически выстроенную упорядоченность осуществляемой профилактической деятельности. Превенция деструктивного и делинквентного поведения обозначенной категории лиц должна реа-лизовываться подготовленными субъектами с использованием всех уровней профилактики, в том числе и самопрофилактики. Так, в ведущих образовательных учреждениях города Рязани применяют два взаимодополняющих друг друга профилактических этапа (уровня):

• первый этап - фундаментальный, внутренний, когда в ранней профилактике задействован

весь постоянный коллектив образовательного учреждения, включая общественные формирования, привлечен весь административный ресурс, а также, сами, получающие образование несовершеннолетние и их законные представители (родители, опекуны, попечители); • второй этап - узкоспециализированный, внешний, когда профилактической деятельностью занимаются профессиональные сотрудники (работники), находящиеся за пределами образовательного учреждения и не входящие в его штат. К ним можно отнести сектор опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, отделы социальной защиты населения, лечебно-профилактические и иные учреждения здравоохранения, а также ряд других субъектов профилактики). Все комплексные мероприятия, совершаемые субъектами профилактики в отношении малолетних и несовершеннолетних детей, относящихся как в «группе норма», так и состоящих в разряде «группы риска», а также «группы социально-опасного положения», обязаны строиться на основе гуманистических постулатов и главенствующих в обществе норм морали. При этом предупреждение аморального поведения со стороны обозначенных категорий лиц должно носить как индивидуальный характер, так и групповой. Однако, в первую очередь, профилактическая работа деструктивного и делинквентного поведения учащейся молодежи должна быть индивидуальной деятельностью. Когда речь идет о предупреждении суицида среди подростков, о профилактике личностных психоэмоциональных нарушений, лучшим рациональным приемом, позволяющим нейтрализовать это явление, является метод индивидуального, комплексного влияния на личность обучаемого.

В целях ранней профилактики асоциального поведения молодежи в муниципальной системе образования города Рязани создан специализированный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее по тексту сокращенно - Центр ППМС помощи) [1, с. 235]. Специалистами этого центра принята и эффективно функционирует муниципальная Программа мероприятий, включающая в себя два блока действий, направленных, во-первых, на детей, получающих образование в Рязанских средних школах, а во-вторых, на их законных представителей в лице родителей, опекунов и попечителей. Регулярность таких мероприятий определяется двумя периодами: осенним, в октябре месяце, и весенним, в марте месяце каждого года.

В указанный период времени в режиме онлайн осуществляются встречи со школьниками в форме предметных классных часов, тематических вечеров.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

jSglL

мю

В программе онлайн встреч предусматриваются конкретные проблемные вопросы, предназначенные для обсуждения с законными представителями обучающихся.

При этом подготовленные для классных часов профилактические материалы тщательно подбираются для каждой категории несовершеннолетних. В них предусматриваются различные варианты решений актуальных проблемных ситуаций, требующих от учеников правильных действий. Как приобрести друга, как помириться с товарищем, в чем смысл и сила здорового коллектива, как избежать травли, преследования, издевательства от одноклассников и от других представителей учебного заведения? На все эти и многие другие вопросы подросток должен найти ответы как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Общение в чате должно принести подростку успокоение, раскрепостить его в вопросах и высказываниях, в особенности, если этот чат анонимный.

Что касается анонимных онлайн встреч с законными представителями учащихся, они также несут для педагогического состава средней школы значимую полезную информацию. В такой форме законные представители, с одной стороны, охотнее делятся сведениями о семейно-бытовых неурядицах, о неадекватном поведении своих детей в домашних условиях, об их зависимостях и желаниях, фобиях и болезнях. С другой стороны, родители хотят приобрести знания о современных методиках взаимодействия с детьми, о явных недостатках своего воспитательного влияния на подрастающую молодежь, желают услышать советы, которые при личной встрече с педагогами, а также иными субъектами профилактики спросить стесняются или опасаются.

Подобные мероприятия способствуют выработке у подростка индивидуального, субъективного мнения, оказывают помощь в формировании у него личной жизненной установки на правомерное поведение, содействуют в выборе эффективного решения, возникающих проблемных ситуаций, сводят к минимуму угрозы эмоциональных, психолого-депрессивных стрессов.

Созданному в городе Рязани Центру ППМС помощи отводится особое место в профилактической работе с несовершеннолетними учащимися средних общеобразовательных школ.

Деятельность Рязанского Центра ППМС помощи направлена на преодоление проблемных ситуаций, возникающих в процессе социального становления несовершеннолетних в сложившихся обстоятельствах компьютеризации общества.

Среди проблем виртуальной компьютерной социализации [6, с. 174] учащихся средних школ можно назвать такие категории, как «сомнение», «опасение»,

«беспокойство». К сожалению, большинство законных представителей несовершеннолетних, а также субъектов профилактики деструктивного и делинквентного поведения учащихся средних школ не в полной мере осознают положительные стороны и возможности интернет-пространства и, в частности, онлайн общения. К таким положительным сторонам обычно относятся следующие:

• с помощью интернета представляется возможным осуществлять знакомство с интересующими тебя людьми;

• интернет способствует получению дополнительных знаний, необходимых для системы образования;

• на страницах интернета имеется возможность отыскать помощь со стороны различных специалистов;

• на сайтах интернета можно встретить единомышленников, получить психологическую поддержку и помощь;

• иные позитивные моменты.

• К негативным сторонам обращения несовершеннолетних в интернет-пространство, как правило относят следующее:

• долгое нахождение в электронной среде может повлечь расстройство здоровья;

• в интернете могут похитить вашу конфиденциальную информацию;

• интернет-тролли имеют возможность без последствий для себя нанести обиду собеседнику, унизить его и оскорбить;

• интернет затягивает в электронную сеть молодого человека и в результате чего приводит его к социальной изоляции;

• иные негативные стороны интернета.

Кроме того, довольно незначительное оснащение

средних школ компьютерной техникой по сравнению с обилием всевозможных гаджетов, имеющихся у несовершеннолетних в домашних условиях, также являются непреодолимым тормозом в проведении онлайн превентивной работы со стороны субъектов профилактики образовательных учреждений. Поэтому, рассматривая неминуемо надвигающуюся компьютеризацию общества, упор при оценке профилактических возможностей этого явления со стороны педагогического состава средних школ производится порой не в пользу интернет сообщества.

Таким образом, двоякая роль интернет пространства, влияющего на поведение малолетних и несовершеннолетних учащихся средних школ, вызывает аналогичную двойственную реакцию у субъектов профилактики деструктивного и делинквентного поведения школьников. Каждый из них решает сам, заниматься ему ранней профилактикой делинквентно-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

„¿¿¡Мм*» им

го поведения учащихся средних школ посредством использования интернет ресурсов, либо проводить непосредственную профилактику их поведения с помощью традиционных методик. При этом опасения обозначенных субъектов профилактики далеко не беспочвенны. Аналогичная проблема выбора в профилактике делинквентного образа жизни молодежи стоит и перед специалистами республики Беларусь [3, с. 215-224].

Важно знать, что в городе Рязани сотрудниками Центра ППМС помощи профилактическая деятельность с обучаемыми средних школ осуществляется как в классических формах, так и с применением веб-пространства и онлайн технологий.

В этих целях в городе Рязани был создан и успешно функционирует на протяжении ряда лет общий домен верхнего уровня «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход» - http://labirint-rzn.blogspot.com/ (далее по тексту сокращенно - «Лабиринт») [1, с. 241]. Персонал Центра ППМС помощи для его посетителей размещает в интернет пространстве ежемесячно от 12 до 15 постов, которые неоднократно посещают более 3000 пользователей. В результате проделанной работы была создана ситуация, при которой специалисты Центра ППМС помощи вместо блокировки неугодного веб-контента, воплотили в жизнь персональный, благоприятный медиоконтент, который они стали интенсивно развивать, взяв себе в соисполнители учащихся средних школ.

Эффективность принятого решения заключается в том, что в настоящее время освоение интернет-контента позволяет специалистам Центра ППМС помощи официально проявлять свое отношение к существующей на территории образовательного учреждения объективной действительности. При этом персонал Центра ППМС помощи имеет возможность в деликатной, неназойливой форме популяризировать разумную, конструктивную точку зрения по тем или иным вопросам, затрагивающим повседневную жизнь несовершеннолетних. Среди тем, интересующих несовершеннолетних, чаще всего муссируются вопросы, затрагивающие отношение к дружбе и предательству, к смыслу жизни и смерти, к гуманности и насилию, к здоровью и болезням, к любви и сексу и иным направлениям жизнедеятельности подростков. При этом форма онлайн диалога предоставляет учащимся образовательных учреждений возможность взаимодействовать с профессионалами в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции, анонимно беседовать с ними по различным интересующим их вопросам.

Следовательно, мероприятия ранней профилактики антиобщественного образа жизни учащихся образовательных учреждений, проводимые в городе Рязани с помощью созданного Центра ППМС помощи

и входящего в него коллективного блога «Лабиринт», показали себя как эффективные технологии системы общего образования, позволяющие ненавязчивыми формами предупреждать на ранних стадиях деструктивное и делинквентное поведение учащихся, уберегая их тем самым от необдуманного противоправного поведения.

Список источников

1. Вознесенская И. Н., Зайчиков В. М. Системно-комплексные подходы к психолого-педагогической профилактике деструктивных явлений среди несовершеннолетних // В сборнике: Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Рязань, 2022. С. 234-244.

2. Иванова К. А., Степанов А. А., Немчинова Е.

B. Кибербуллинг как девиация права граждан на свободу мнения в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1.

C. 96-101.

3. Мелихова М. М., Плескачева Н. М. Предикторы делинквентного поведения несовершеннолетней молодежи: пути профилактики. Научные труды. Республиканского института высшей школы Исторические и психолого-педагогические науки // Сборник научных статей Основан в 2000 году. Вып. 22. В четырех частях. Ч. 3. Минск, РИВШ 2022. С. 215-224.

4. Тимофеева И. Г., Михайлова Т. М. Профилактика деструктивного поведения среди детей и молодежи - актуальное направление деятельности центра профориентации КРИРПО // «Образование, карьера, общество». № 3 (74). 2022. С. 38-41.

5. Федорова Г. Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Социальная педагогика. 2017. № 4-5. С. 61-68.

6. Янковская Л. В. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки: научно-теоретический журнал. Новополоцк : ПГУ, 2012. № 7. С. 169-176.

References

1. Voznesenskaya I. N., Zaichikov V. M. System-integrated approaches to the psychological and pedagogical prevention of destructive phenomena among minors // In the collection: Modernization of education: problems of general, secondary vocational and higher education. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 165th anniversary of the birth of

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

K. E. Tsiolkovsky. Ryazan, 2022. P. 234-244.

2. Ivanova K. A., Stepanov A. A., Nemchinova E. V. Cyberbullying as deviation of the right of citizens to freedom of opinion on the Internet // Actual problems of Russian law. 2019. No. 1. P. 96-101.

3. Melikhova M. M., Pleskacheva N. M. Predictors of delinquent behavior of underage youth: ways of prevention. Scientific works. Republican Institute of Higher Education Historical and Psychological and pedagogical Sciences // Collection of scientific articles Founded in 2000. Issue 22. In four parts. Part 3. Minsk : RIGA 2022. P. 215-224.

4. Timofeeva I. G., Mikhailova T. M. Prevention of destructive behavior among children and youth -the current direction of activity of the center for career guidance KRIRPO // Education, career, society. No. 3 (74). 2022. P. 38-41.

5. Fedorova G. G. Delinquent behavior of minors and ways of its prevention // Social pedagogy. 2017. No. 4-5. P. 61-68.

6. Yankovskaya L. V. Bulletin of Polotsk State University. Series E, Pedagogical Sciences: a scientific and theoretical journal. Novopolotsk : PSU, 2012. No. 7. P. 169-176.

Информация об авторе

В. М. Ленский - доцент кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. M. Lensky - Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 19.05.2023; одобрена после рецензирования 02.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 19.05.2023; approved after reviewing 02.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.