Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ОСУЖДЕННЫЕ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / КРИМИНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилов Евгений Евгеньевич

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Исследовано состояние профилактики делинквентного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрены пути совершенствования профилактических мер, разработана Модель профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних в Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панфилов Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOUR OF MINORS (ON THE EXAMPLE OF TULA REGION)

The article considers the problem of prevention of delinquent behavior of minors relevant today. It investigates the conditions of prevention of delinquent behavior, neglect and offenses of minors and considers ways of improvement of preventive measures, develops the Model of prevention and interdepartmental interaction according to prevention of delinquent behavior of minors in Tula region.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Панфилов Е.Е.

6.29. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

Панфилов Евгений Евгеньевич. Должность: Проректор по финансово-правовым и кадровым вопросам. Место работы: Институт законоведения и управления ВПА. E-mail: 71pee@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Исследовано состояние профилактики делинквентного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрены пути совершенствования профилактических мер, разработана Модель профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних в Тульской области.

Ключевые слова: повторная преступность, несовершеннолетние, делинквентное поведение, профилактика, осужденные к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, места лишения свободы, осужденные к лишению свободы, криминогенные факторы, направления профилактической работы.

PREVENTION OF DELINQUENT BEHA VIOUR OF MINORS (ON THE EXAMPLE OF TULA REGION)

Panfilov Evgeniy Evgenievich. Position: Vice-rector for Finance, law and human resources. Place of employment: Institute of law studies and management. E-mail: 71pee@mail.ru

Annotation: The article considers the problem of prevention of delinquent behavior of minors relevant today. It investigates the conditions of prevention of delinquent behavior, neglect and offenses of minors and considers ways of improvement of preventive measures, develops the Model of prevention and interdepartmental interaction according to prevention of delinquent behavior of minors in Tula region.

Keywords: the repeated crime, minors, delinquent behavior, prevention condemned to punishments and other measures of criminal character without isolation from society, the places of detention condemned to imprisonment, criminogenic factors, the directions of scheduled maintenance.

Преступность среди несовершеннолетних по-прежнему остается актуальной проблемой в обществе, в связи с чем в течение последних лет ее решение стало приоритетным направлением в государственной политике Российской Федерации. Противоправное поведение несовершеннолетних - своего рода реакция на нарушение их основополагающих прав. Создавать необходимые условия для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивать их право на достойную жизнь призваны все институты государственной власти.

Поскольку важную роль в предотвращении правона-рушающего поведения, в том числе повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеют процессы раннего выявления, профилактики правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации и реабилитации в период отбывания наказания и

после освобождения, необходимо обратиться к изучению проблем в данной сфере в целях внесения предложений и рекомендаций по совершенствованию профилактики и предупреждения делинквентного поведения указанной категории лиц.

Особую обеспокоенность вызывает распространение в сети «Интернет» новых деструктивных сообществ, молодежных субкультур, которые «вербуют» в ряды преступников наших детей. Если своевременно не оказать помощь таким подросткам, велика вероятность, что в будущем они составят резерв взрослой преступности.

Особую опасность представляет повторная преступность несовершеннолетних осужденных. Анализ структуры повторной преступности лиц, подвергавшихся различным видам наказаний и мер, не связанных с лишением свободы, свидетельствует, осуждение к альтернативным видам наказаний для значительной части ранее судимых не является препятствием для совершения нового преступления, о неэффективности проводимых антирецидивных мер.

Так согласно официальным статистическим сведениям ФСИН России на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее УИИ) по состоянию на 2017 год состояло 18158 несовершеннолетних осужденных, в 2016 году - 19888, численность в 2015 году - 19870 человек. Однако несмотря на снижение количества несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, уровень повторной преступности указанной категории возрастает. Так, по итогам 2017 года уровень повторной преступности составил 677 (3.73%) от общего количества лиц, прошедших по учетам года, согласно АППГ 2016 года уровень повторной преступности составлял 672 (3,38 %), исходя из изложенного по сравнению с предыдущим годом рост повторной преступности превышает на (0,35%), однако сравнивая 2015 год рост превышает на (0,92%) [2].

Вместе с тем полагаем, что высокий уровень рецидива обусловлен не низким потенциалом альтернативных лишению свободы мер, а недостатками системы профилактики в отношении этой категории осужденных. Проведенный нами статистический анализ привел к неожиданному результату. Так в 2017 году 1078 несовершеннолетних осужденных совершили преступления после постановки на учет УИИ с возбуждением уголовных дел (АППГ в 2016 году - 986), а в период с 2015 по 2017 года возросло на 19,1% [2]. С каждым годом наблюдается рост преступлений в состоянии алкогольного опьянения, лиц, не занятых трудом или учебой, без определенного места жительства, не имеющих родителей (попечителей) и нарушающих порядок и условия отбывания наказания (иных мер уголовно-правового характера), условий исполнения домашнего ареста. Очевидно, что причинный комплекс повторной преступности следует искать во внешней среде, окружающей подростка, подталкивающей его к противоправному поведению.

Также стоит отметить новые появляющиеся формы криминальной молодежной субкультуры, служащие факторами, детерминирующими новые формы молодежной преступности.

Во все времена существовали группы людей, ценности, внешность и образ жизни которых шел вразрез с общественным мнением. Среди молодежи и подростков это проявляется в форме появления субкультур. Все субкультуры имеют свойственные только им цен-

ности, слова и выражения, принятые только в этой группе, модели поведения, свою символику и лозунги. Раньше это были готы, эмо, хиппи и металлисты. Сейчас все больше людей задается вопросом, кто такие оффники, представители АУЕ и иных деструктивных объединений.

1. Оффники. Привлеченные интересным названием, атрибутикой или звонкими лозунгами, подростки попадают туда через общение с другими подростками, увлекающимися культурой оферов, или группы в социальных сетях. Юные неокрепшие умы учат быть сильными, здоровыми и злыми. Они ходят на «забивы», где показывают характер или отстаивают свою точку зрения при помощи кулаков. Оферы устраивают драки в малолюдных местах. Все происходящее сопровождается видеосъемкой. Хотя чаще это просто группы подростков, которые могут наводить свои порядки в своем районе. Причиной стычек в среде самих офф-ников, между представителями этой субкультуры с прочими людьми могут быть вещи или неподобающее поведение.

2. АУЕ. Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться -достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). В отличие от любых других известных субкультур АУЕ - крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности. Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и профессиональные образовательные организации. Основной контингент - дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное - та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

У каждого явления есть периоды взлета и падения: в конце 1980-х годов молодежные группировки представляли большую общественную опасность, были случаи, когда они захватывали или предпринимали попытки захватить районные представительства РУВД. В 1990-х годах эти представители молодежных группировок стали бандитствующими элементами, представителями организованной преступности. В 2000-х годах это явление затихло, а сейчас, как справедливо отмечено экспертами в данных вопросах, вновь приобретает популярность. Сейчас молодежная субкультура более диверсифицирована: кроме АУЕ можно быть и футбольным фанатом, и анархистом.

Практические работники и представители научной общественности отмечают массовое распространение в молодежной среде криминальной субкультуры, включение подростков в антисоциальные (деструктивные) сообщества, в том числе обозначаемые аббревиатурой АУЕ, что способствует выработке у них стойких антисоциальных установок, росту криминализации несовершеннолетних.

Превентивные действия органов и учреждений системы профилактики регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].

Социальная работа имеет многочисленные примеры эффективной помощи неблагополучным семьям на

базе учреждений, служб и органов системы профилактики. Между тем, анализ той же практики нередко выявляет и факты слабого взаимодействия разноведомственных субъектов системы профилактики, отрицательными последствиями которого становятся: дублирование функций, повтор проводимых мер и мероприятий (или, наоборот, игнорирование необходимости их проведения), акцентирование внимания на одних аспектах помощи и недооценка значимости других.

Однако это лишь часть проблем. Учреждения системы профилактики, наблюдая за семейным неблагополучием, по каким-то непонятным причинам, пытаются работать с семьей самостоятельно, не прибегая к помощи других ведомств. И лишь упустив ситуацию, сообщают в соответствующие органы, когда семья на грани деградации, родители в шаге от лишения родительских прав.

Отдавая должное серьезному опыту налаживания межведомственного и межорганизационного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями, проводимой комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, важно подчеркнуть, что инициативы по активизацииподобного сотрудничества должны исходить и от других учреждений, служб и органов, в компетенции которых находятся профилактика и решение проблем социально неблагополучных семей.

Полученные в ходе нашего исследования эмпирические данные, в том числе - в ходе опроса и анкетирования 103 практических работников и 248 несовершеннолетних осужденных, проведенного в г. Москве, Московской, Тульской, Нижегородской, Самарской областях, Алтайском и Ставропольском краях, Республиках Адыгея, Крым, а также сделанные на основе их обобщения и анализа выводы позволили предпринять попытку создания Модели профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делин-квентного поведения несовершеннолетних (на примере Тульской области).

Модель профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних в Тульской области

(Коррекционно-профилактическая модель, ориентированная на разработку программы профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения (индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних).

Основные субъекты межведомственного взаимодействия:

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа.

3. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.

4. Службы профилактики правонарушений.

5. Образовательные организации.

6. Учреждения социального обслуживания.

7. УМВД России по Тульской области.

8. УФСИН России по Тульской области.

9. Министерство молодежной политики, управления (отделы, секторы) по культуре, образованию, молодежной политике и пр.

8. Общественные организации.

9. Волонтерские объединения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Панфилов Е.Е.

Направления работы на межведомственной основе:

1. Развитие дружественного к ребенку правосудия, включающего профилактику правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их сопровождение на досудебной, судебной и постсудебной стадиях.

2. Реализация комплексной модели социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

3. Построение системы постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних.

Условия эффективного межведомственного взаимодействия:

1. Координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов.

2. Развитие профессиональных компетенций сотрудников для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профессиональное (супервизорское) сопровождение и информационно-методическое обеспечение специалистов, занятых в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на территории Тульской области, формирование единого подхода к формированию модели комплексной реабилитации и к оценке эффективности их комплексной реабилитации.

3. Создание комплексного образовательно-реабилитационного сопровождения подростков в конфликте с законом.

Исследование позволило также сформулировать предложения по первоочередным мерам в области повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Меры в области совершенствования нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по проведению профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних.

• Подготовка предложений по редакции Федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части уточнения перечня категорий лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основных понятий, основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основных направлений деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

• Подготовка предложений по формированию единого подхода к определению понятий «раннее выявление и учет семейного неблагополучия», «трудная жизненная ситуация», «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей», «юридически значимая ситуация», «несовершеннолетние с различными проявлениями

отклоняющегося поведения», «дети, нарушившие закон» и критериев их оценки.

• Подготовка рекомендаций по разработке регламента межведомственного взаимодействия в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Тульской области, направленных на обеспечение согласованности взаимодействия субъектов системы профилактики разных ведомств, в том числе функций и проводимых мер (мероприятий), своевременного обращения учреждений системы профилактики к помощи других ведомств.

Создание на региональном уровне при Губернаторе Тульской области Координационного Совета по реализации Модели профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних в Тульской области.

• Совершенствование нормативно-правового обеспечения профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних и психолого-педагогического сопровождения группы риска, в том числе повышение доступности несовершеннолетнего и его семьи к психологической помощи в кризисной ситуации.

• Формирование перечня рекомендуемого пакета нормативного правового и методического обеспечения образовательных организаций, ПМПК и ППМС-центров, ЦВСНП, СУВУ открытого и закрытого типов при организации комплексной профилактической работы с социальными рисками и правонарушениями несовершеннолетних.

• Разработка регламента ведения в образовательных организациях профилактики агрессивного, аутоаг-рессивного, суицидального поведения обучающихся (в т.ч. типовые протоколы действий специалистов в случае угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего; разграничение полномочий и ответственности специалистов системы профилактики; типовой межведомственный регламент действий в случае риска угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего).

Меры в области разработки и апробации моделей раннего выявления и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

• Комплексная поддержка развития научно-исследовательских разработок в сфере повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе популяционных научных исследований современного детства с целью разработки инструментария выявления социальных рисков, их параметров и индикаторов.

• Утверждение рекомендуемого перечня пакетов диагностических методик, методов и технологий работы, имеющих экспериментально подтвержденную эффективность, включающих описание требований к квалификации исполнителей, условиям применения и необходимым ресурсам, в том числе для применения в ЦППМС, ПМПК и образовательных организациях.

• Внедрение системы мониторинга динамики и модальности превалирующих рисков в подростково-молодежной среде, риска возникновения кризисных состояний несовершеннолетних на основе технологий скрининга рисков социально-психологической дезадаптации (в том числе, агрессивного и аутоагрессив-ного поведения).

• Тиражирование апробированных эффективных технологий в сфере выявления и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения семей с детьми на основе

межведомственного взаимодействия, активизации потенциала семей с детьми.

Меры в области профессионального развития кадров по вопросам профилактики социальных рисков

• Проведение мониторингового исследования потребности специалистов в системе профилактики пра-вонарушающего поведения несовершеннолетних в профессиональном образовании и (или) дополнительном профессиональном образовании кадров, обеспечивающих профилактику правонарушений несовершеннолетних, а также условий организации профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов.

• Разработка модельной программы повышения квалификации (включая учебно-методический комплекс) для специалистов учреждений субъектов профилактики всех уровней образования по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, в т.ч. с использованием дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в области юридической психологии детства, клинической психологии развития, девиантного поведения, методов структурированной оценки рисков, восстановительного подхода и т.д., построенной на парадигме командной работы специалистов с учетом межведомственного взаимодействия.

• Разработка программ дополнительного профессионального образования в области правовой, психосоциальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним жертвам преступлений и их семьям.

• Создание системы опорных пунктов научно-методического сопровождения (в том числе в рамках курсов повышения квалификации) реализации модели по работе с социальными рисками на основе сотрудничества с региональными ВУЗами (в том числе готовящих специалистов по ФГОС 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения») и иными образовательными организациями, направленной на поддержку команд специалистов, работающих с несовершеннолетними и семьями.

Повышению эффективности реализации предлагаемого комплекса мер будет способствовать кооперация субъектов межведомственного взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов.

Рассмотрев проблемы профилактики преступлений несовершеннолетней категории лиц, а также пути совершенствования профилактических мер, можно сделать вывод, что описанные методы и средства предупреждения правонарушений несовершеннолетних лиц должны быть предусмотрены в соответствующих Региональном и муниципальных планах профилактической работы в зависимости совместной работы различных государственных (негосударственных) органов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ(ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

2. Об итогах деятельности учреждений, органов и предприятий УИС за 2018, 2017, 2016, 2015 г. Форма ФСИН - 1 Раздел 15 Россия.

Рецензия

на статью проректора по финансово-правовым и кадровым вопросам АНО ВО «Институт законоведения и управления ВПА» Панфилова Евгения Евгеньевича на тему: «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме, поскольку проблемы подросткового экстремизма, агрессии, делинквентного поведения сегодня выходят на первый план социальной повестки.

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Автором изучено состояние молодежной преступности, особенности профилактики деликвентного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особое внимание уделено распространяемым в сети «Интернет» новым деструктивным сообществам, молодежных субкультур, которые «вербуют» в ряды преступников наших детей. Если своевременно не оказать помощь таким подросткам, велика вероятность, что в будущем они составят резерв взрослой преступности.

Также рассмотрены пути совершенствования профилактических мер, разработана Модель профилактики и межведомственного взаимодействия по предупреждению делинквентного поведения несовершеннолетних в Тульской области, сформулированы конкретные предложения по оптимизации профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. В частности, разработаны: направления работы на межведомственной основе, условия эффективного межведомственного взаимодействия, меры в области совершенствования нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по проведению профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних, меры в области разработки и апробации моделей раннего выявления и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, меры в области профессионального развития кадров по вопросам профилактики социальных рисков.

Статья имеет логическую последовательность изложения материала, авторы делают выводы и указывают на необходимость учета особенностей личности несовершеннолетних и наличие проблем при осуществлении профилактических мер, которые необходимо решить посредством совершенствования практики в указанной сфере.

Проверка статьи в системе «Антиплагиат» показала 86,72% оригинальности текста.

Вывод: статья Е.Е. Панфилова может быть рекомендована к опубликованию в «Пробелах в российском законодательстве».

Главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент И.В. Дворян-сков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,72%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.