Выводы. Важное место для индивидуализации коррекционно- развивающего процесса в ДОО и адекватного выбора дальнейшего индивидуального образовательного маршрута педагогу необходимо разграничить сходные состояния, и понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую задачу. Разработанный комплекс позволяет осуществить оценку уровня интеллектуального развития для последующего направления ребенка на ПМПК.
В результате изучения интеллектуального развития детей всех экспериментальных групп представляется возможным провести типологические различия и дать им качественную характеристику. Благодаря оценки по трем областям, удалось выявить уровни сформированности мыслительных операций среди старших дошкольников с нормой зрения и интеллекта, нарушенным зрением и нормативным интеллектуальным развитием, с сочетанием нарушенного зрения и интеллекта.
Подводя итоги анализа использования комплекса дифференциальной диагностики интеллектуального развития важно подчеркнуть, что в настоящее время освящено минимальное количество диагностического инструментария, применение которого позволило бы качественно и количественно разграничить схожие типологические группы в контексте интеллектуального развития. Так как выявление актуального уровня интеллектуального развития крайне важно для организации индивидуального подхода в развитии и коррекции интеллектуального развития в общем и мыслительных операций в частности, у детей с нарушениями зрения.
Литература:
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Детство-Пресс», 2016. - 352 с.
2. Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания [Текст]: монография / Т.А. Басилова. - Москва, 2009. - 32 с.
3. Бутко Г.А., Кательсон Т.А., Олту С.П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения // Вестник Мининского университета. 2019. - Т. 7. - №4 URL https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1036/751 (дата обращения 27 04 2021)
4. Дружинина Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: монография / Л.А. Дружинина. - Челябинск, 2007. - 115 с.
5. Ольхина Е.А. Тифлопедагогика с основами тифлопсихологии [Текст]: Учеб.-метод. пособие. -Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2016. - 86 с.
6. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е.Н. - Москва.: Обруч, 2014. - 72 с.
7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике (Практическое руководство). - М.: Апрель-Пресс, издательство Института Психотерапии, 2004. - 224 с.
8. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л.И. Солнцева // Дефектология 2000. - № 4. - С. 3-8
9. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А .Шолохова», 2011. - 79 с.
Психология
УДК 316.624:3
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, майор полиции Расторгуев Андрей Юрьевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
К ВОПРОСУ О КИБЕРРИСКОВАННОМ ОНЛАЙН-ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению деструктивного влияния глобальной сети Интернет на несовершеннолетних подростков с целью вовлечения их в социально опасные группы антисоциальной и антиобщественной направленности: экстремистские организации, деструктивные культы, опасные группы и сообщества, что не только негативно сказывается на формировании личности ребенка, т.к. позиционируется через уход в виртуальный мир, но и приводит к аддиктивному, девиантному и делинквентному поведению несовершеннолетних.
Ключевые слова: глобальная сеть Интернет, экстремистская и околоэкстремистская пропаганда, юридическая психология, правовое регулирование, общественное правосознание, деструктивные группы, агрессивное, девиантное и делинквентное поведение, киберрискованное / отклоняющееся онлайн-поведения, меры превенции и профилактики.
Annotation. The article considers approaches to the study of the destructive influence of the global Internet on underage adolescents in order to involve them in socially dangerous groups of antisocial and antisocial orientation: extremist organizations, destructive cults, dangerous groups and communities, which not only negatively affects the formation of the child's personality, since it is positioned through leaving the virtual world, but also leads to addictive, deviant and delinquent behavior of minors.
Keywords: global Internet, extremist and near-extremist propaganda, legal psychology, legal regulation, public legal awareness, destructive groups, aggressive, deviant and delinquent behavior, cyber-risky / deviant online behavior, prevention and prevention measures.
Введение. В настоящее время как в России, так и за рубежом остро стоит проблема киберрискованного / отклоняющегося онлайн-поведения несовершеннолетних. Уже не первый год перед педагогами образовательных организаций ставят задачи по проведению мониторинга, анализа и оценки риска антинормативного поведения учеников в сети Интернет.
Однако даже у специалистов нет на данный момент научно обоснованного ответа можно ли прогнозировать отклоняющееся поведение в реальности на основе анализа поведения в социальных сетях.
Условно можно выделить три вида методов для анализа особенностей пользователей социальных сетей: во-первых, анкетирование, в основном, это прямые вопросы о представлениях пользователей о времяпрепровождении в сети Интернет. Часто исследователи спрашивают о времени, проведенном в Интернете, о мотивах использования и предпочтениях того или иного ресурса. Данный метод, однако, может быть использован только как дополнительный, поскольку уже есть данные об искаженном восприятии пользователями, например, времени пребывания в сети [1].
Во-вторых, это различные психологические методики, модифицированные или нет, проводимые опосредованно (без прямого контакта с исследователем). Разрабатываются и адаптируются методики, позволяющие выявлять и описывать специфику различных видов девиантного поведения. Так, например, для определения склонности к зависимости от социальных сетей производится модификация и апробация опросника проблемного использования Facebook на русскоязычной выборке [2].
В-третьих, весьма информативным является контент-анализ текстов. Довольно часто в данную группу входит сбор различных демографических данных (пол, возраст, место проживания, группы и т.д.). Часто объектами анализа становятся комментарии, хэштеги, картинки, видео, что позволяет исследователям получить информацию как об эмоциональных состояниях пользователях, так и о различных характеристиках пользователей и сообществ в целом. На основе полученной информации возможно создание "языка того или иного "девиантного сообщества" [3].
Однако все эти методы получения информации о психологических особенностях пользователей Интернета мало дают информации об онлайн поведении пользователей. Даже последний вид дает информацию скорее о продуктах активности пользователей. Так, например, наличие лайка в социальной сети может означать как одобрение контента, так и возмущение, а может говорить о том, что пользователь отметил этот контент для прочтения позднее или как знак внимания для автора - типа "посмотрел".
Таким образом, установление наличия (или отсутствия) цифрового следа не может говорить о механизмах онлайн-поведения. Цифровой след - это продукт поведения, большей частью вербально выраженный, хотя иногда воплощенный различными художественными средствами (в виде картинки, музыки или видео). Иными словами, это результат опосредования в виде знаков той или иной активности человека в онлайн-пространстве, в т.ч. его деятельности.
Для исследования поведения человека в виртуальной реальности необходимо не только оценивать его индивидуально-психологические особенности, цифровые следы в аккаунте или каком-то паблике, отношение к тому или иному сетевому феномену, но и непосредственно сам процесс активности. А это, в свою очередь, требует использования экспериментальной стратегии исследования, погружающей пользователя в те или иные условия. Например, анализ стратегий поведения в процессе игрового взаимодействия, прохождения онлайн-квеста, решения когнитивной или иной задачи.
Более того, накопление данных о поведении пользователей в рамках таких экспериментальных стратегий должно приводить к двум важным следствиям - прогнозированию поведения в различных ситуациях риска и выделению мишеней воздействия в рамках профилактической деятельности и оказания психологической помощи.
Изложение основного материала статьи. Под председательством Генерального прокурора РФ 17.07.2020 года состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ, на котором была обозначена проблема растущего уровня киберпреступности. Для ее решения Генеральный прокурор потребовал принятия мер по совершенствованию профилактики и раннего выявления киберпреступлений. В целях обеспечения данного требования были поставлены задачи по внедрению специализации сотрудников, осуществлению профессионального отбора и обеспечению тесного взаимодействия прокуроров с сотрудниками оперативных и технических служб.
Наибольшую эффективность профилактика показывает себя в непосредственной работе с гражданами. Так 10.04.2020 года прокуратурой Башкортостана было опубликовано обращение к гражданам с просьбой быть более бдительными в связи с распространением киберпреступности. Опубликованные разъяснения и правила предосторожности нацелены на подготовку граждан к возможным рискам стать жертвой киберпреступника.
Знание психологических особенностей личности киберпреступников позволяет действующим сотрудникам проводить более эффективные мероприятия по раскрытию подобных правонарушений.
Определение психологических особенностей преступника в условиях неограниченности круга субъектов преступления может помочь в установлении категории личности, которой они присущи [4].
Одной из важнейших особенностей киберпреступника является высокий интеллект и компетентность в отношении знаний о механизмах работы «среды», где совершается преступление, что дает преступнику мнимую уверенность в безнаказанности подобных действий [5].
За анонимностью закреплена возможность для пользователя создать новый образ собственной личности. Поэтому распространенным явлением считается наличие у киберпреступников Интернет-зависимости, диссоциативных и тревожных расстройств личности. В момент совершения преступления киберпреступник может не ощущать страха быть обнаруженным. Злоумышленник не ощущает психологического напряжения, может трезво планировать свои действия, даже в условиях полной неопределенности [6].
Учет знаний о психологических особенностях киберпреступников является важной составляющей в разработке методов профилактики и расследовании киберпреступлений, позволяющих установить субъективную сторону преступления, цели и мотивы преступника, дальнейшие действия и возможность рецидива.
Наполнение деструктивного Интернет-контента представлено сегодня следующими миссиями: пропаганда проституции; формирование негативного отношения к профессии учителя; пропаганда мистицизма; пропаганда романтизации смерти; пропаганда жестокости через аудио-визуальный контент с животными; пропаганда агрессивного и ауто-агрессивного поведения; компьютерные и сетевые игры деструктивного характера; пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений; пропаганда наркотических и токсических веществ, а также алкоголя; секстинг; пропаганда групп, использующих фрагменты субкультур разных стран в деструктивном контенте; неограниченное потребление развлекательной информации.
Все это оказывает колоссальное влияние через психологическое воздействие, благодаря которому формируются ценностные ориентиры и установки, противоречащие этическим и культуральным установкам общества; интенсифицируется сексуализированное поведение; происходит блокировка развития познавательнх процессов; демотивируентся процесс обучения, а также получение необходимых для гармоничного развития знаний и навыков.
Получается диссонанс между истинными и декларируемыми целями. Под декларируемыми целями в данном случае мы понимаем получение новых, необчных знаний, знакомства, общение. А истинные цели завуалированы, но их суть состоит в получении материальной выгоды и пропаганде ценностей, основанных на гедонических потребностях.
Особую опасность представляют группы агрессивной (околоэкстремистской) направленности, в которых также истинные и декларируемые цели существенно разнятся. Истинные цели очевидны: во-первых, обогащение организаторов через сбор денежных средств с членов групп; во-вторых, вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную и околоэкстремистскую деятельность. Декларируемые цели транслируют возможности для материальной выгоды через публикацию роликов боев и драк, за которые обещвется денежное вознаграждение в зависимости от количества просмотров и «лайков»; а также развитие мужской силы и способности постоять за себя.
Статистические данные активной динамики в группах деструктивной направленности представлены весьма интересными данными за один календарный год (рисунок 1).
1000000 900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
80000100000
Группы 1
900000
700000
Группы 2
150000
30000
Группы 3
20000
5000
Группы 4
2019 -2020
Рисунок 1. Статистический срез по динамической характеристике деструктивных групп в глобальной сети Интернет в 2019-2020гг., чел.
На сегодняшний день число несовершеннолетних пользователей Инстаграм насчитывает 1877798 человек. Месячная активная аудитория пользователей Интернет в России в 2020 году составила приблизительно 18 миллионов человек. Среди них представители различных возрастных групп (рисунок 2).
70
60
60 —
шшМ
Мужчины Женщины Дети и подростки Лица в возрасте Лица в возрасте
18-24 года от 25 до 34 лет
Рисунок 2. Статистические данные о количестве пользователей контента Инстаграм
в 2020 году, %
Молодежные субкультуры экстремистского толка формируются при смене «уличной и митинговой активности» на «интернет-активность». 86% несовершеннолетних выходят в сеть самостоятельно со своих устройств. Вербовка в члены таких групп осуществляется через интернет, потому что отпала необходимость посещения мест скопления несовершеннолетних, выбора лидера с целью координации работы. Система вовлечения продумана и транслируется на высоком уровне манипуляций. Уже на первом этапе создаются все условия для мотивации на пропаганду идей, и несовершеннолетние вовлекаются в так называемое «информационное кольцо» и вынужденно принимают на себя обязательства по распространению информации об идеях группы.
При этом существует взаимосвязь групп с аналогичными идеями, направленная на создание иллюзии выбора несовершеннолетним, что неизбежно приводит к ротации: в каждой подобной группе есть активные ссылки на «соратников», позволяющие несовершеннолетнему быстро познакомиться с деятельностью большого количества организаций с разными целями и выбрать приемлемые для себя.
На таких платформах идет активная пропаганда идей национализма через создание «образа врага» в виде государства в целом или отдельных значимых политических лидеров. Эти идеи пропагандируются на фоне незаконных или преступных действий «врага», через его системную дискредитацию в глазах общества [7].
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного, следует отметить, что на сегодняшний день правоохранительными органами, исследователями, проводится большая и системная профилактическая работа. Оперативно выявляются в сети Интернет данные организации и группы с целью их последующего блокирования. Интернет, безусловно, - это мощный позитивный ресурс, достоинства которого сегодня можно перечислять достаточно долго. Однако, маркеры его деструктивного влияния на несовершенолетних подростков в современном социуме набирают обороты с каждым днем. Данная проблема исследуется всесторонне. Есть данные лонгитюдных и пилотажных проектов,например, исследования, инициированные ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.Н. Лобачевского, реализованные с 2016 по 2020 год, которые подтверждают тот факт, чтодеструктивное влияние направлено на формирование у несовершеннолетних негативных установок и искаженных ценностей. Проблема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы является глобальной и требует применения действенных мер. Государство посредством законодательных мер борется и противодействует этим негативным тенденциям, но невоозможность работать на опережение, олбусловленная спецификой охвата Интернетом целевой аудитории, весьма осложняет задачи превенции.
По данным материалов Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации 17 июля 2020 года работа ведется по следующим направлениям: «...взаимодействие струдников правоохранительных органов, расследующих преступления экстремистской направленности, с общественными организациями и научным сообществом для выявления типовых характеристик околоэкстремистских сообществ и составление кибер-портретов несовершеннолетних, находящихся в «зоне риска», по вовлечению их в экстремистскую деятельность; внесение предложений по изменению интерфейсов и функционала социальных сетей, исключающих возможность создания «кибер-организаций» с реализацией механизма экспресс-вербовки и вовлечения несовершеннолетних в околоэкстремистские и иные деструктивные сообщества и интернет-группы; издание научно-практических и методических пособий для струднков правоохранительных органов, включающих результаты проведения психолого-лингвистических и судебно-психологических экспертиз по преступлениям экстремистской направленности, в части обощения актуальных тенденций , свойственных экстремзму в тот или иной период времени; реализация научных проектов, направленных на формирование у несовершеннолетних социально-позитивных установок, толерантности и правовой грамотности» [7].
Литература:
1. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 3. - С. 54-6б. doi:10.17759/pse.2018230305
2. Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей // Консультативная психология и психотерапия. -2018. - Том 26. - № 3. - С. 33-55. doi:10.17759/cpp.2018260303
3. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Том 27. - № 3. - С. 156-174. doi:10.17759/cpp.2019270310
4. Оловянников Д. Ю. Некоторые вопросы изучения психологических особенностей личности преступника // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения. - 2019. - № 39. - С.157-160.
5. Мавринская Т.В. Психологические особенности киберпреступников // Инновационное развитие. -2018. - № 21. - С. 156-158.
6. Косенков А.Н. Общая характеристика психологии киберпреступника // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 3. - С. 87-94.
7. Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации 17 июля 2020 года [Электронный ресурс] // Москва, Генеральная прокуратура Российской Федерации. 2020. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1880616 (дата обращения: 06.05.2021).
Психология
УДК 316.772.4
кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема буллинга в образовательном пространстве школы. Буллинг рассмотрен как вид физического и психологического насилия, возникающего в процессе межличностного взаимодействия, где один выступает обидчиком, а другой жертвой. Отмечено, что переживание насилия в подростковом возрасте негативно сказывается на последующей жизни подростка, нанося существенный вред всем субъектам образовательных отношений. Определена роль самоотношения в проявлении буллинга в образовательной среде. Отмечено, что развитие позитивного самоотношения подростка способствует снижению риска возникновения буллинга в образовательном пространстве. Обозначена актуальность и необходимость систематизации теоретических и эмпирических данных о роли самоотношения в проявлении буллинга в школе Представлены результаты изучения содержательных характеристик самоотношения подростков, переживающих ситуацию буллинга в школе. Выявлены статистически значимые различия в характеристиках (глобальное самоотношение, самоуважение, самообвинение, отношение других) самоотношения у подростков, переживающих ситуацию буллина в школе. Предложены рекомендации психологу по профилактике ситуации буллинга в образовательном учреждении. Обозначено, что результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы при организации психологического сопровождения подростков, участников буллинга в образовательной среде школы, с опорой на их характеристики самоотношения, при создании программы обеспечения психологической безопасности образовательной среды школы.
Ключевые слова: насилие, буллинг, самоотношение, подростковый возраст.
Annоtation. The article deals with the problem of bullying in the educational space of the school. Bullying is considered as a type of physical and psychological violence that occurs in the process of interpersonal interaction, where one is the offender, and the other is the victim. It is noted that the experience of violence in adolescence negatively affects the subsequent life of a teenager, causing significant harm to all subjects of educational relations. The role of self-attitude in the manifestation of bullying in the educational environment is determined. It is noted that the development of a positive self-attitude in a teenager helps to reduce the risk of bullying in the educational space. The relevance and necessity of systematization of theoretical and empirical data on the role of self-attitude in the manifestation of bullying at school is indicated. The results of studying the content characteristics of self-attitude of adolescents experiencing a situation of bullying at school are presented. Statistically significant differences in characteristics (global self-attitude, self-esteem, self-accusation, attitude of others) of self-attitude in adolescents experiencing bullying in school were revealed. Recommendations for a psychologist on the prevention of bullying in an educational institution are offered. It is indicated that the results of the study and the developed recommendations can be used in the organization of psychological support for adolescents, participants in bullying in the educational environment of the school, based on their characteristics of self-attitude, when creating a program to ensure the psychological safety of the educational environment of the school.
Keywords: violence, bullying, self-attitude, adolescence.
Введение. Задачей современной образовательной среды является создание благоприятных условий для развития личности и возможностей для ее включения в социальное окружение. Поэтому от качества решения данной задачи зависит развитие и становление участников образовательного процесса.
В данных условиях особую актуальность приобретает проблема безопасности психологического пространства и ее культура в процессе выстраивания межличностных отношений в образовательной среде школы. Так, И.А. Баева отмечает, что в качестве основной причины нарушения безопасности психологического пространства выступает психологическое насилие, зарождающееся в процессе выстраивания отношений между субъектами образовательного процесса [1].
Проблема насилия в образовательном пространстве приобретает особую значимость в связи с обширной сферой распространения в системе взаимоотношений участников образовательного процесса школы [2, 5]. Буллинг рассматривается в психологической литературе как вид психологического и физического насилия.
Проблема исследования буллинга в образовательной среде в современных зарубежных (Д. Олвеус, Р. Лэнг, П.К. Смит, П. Хайнеманн, Д. Левинсон) и отечественных (Е.Н. Волков, Е.Н. Ушакова, В.В. Денисов, А.Н. Фоминова Г.Н. Киреев, В.Р. Петросянц, А.А. Бочавер А.Б. Кирюхина, В.А. Ситаров) трудах обнаруживает необходимость более детального и систематического исследования данного феномена [3].
Однако, на сегодняшний день проблема переживания буллинга в школе до сих пор не приобрела соответствующего внимания в отечественной психологической науке. Исследование проблемы буллинга в нашей стране начинается лишь с 2000-х годов в работах С.Е. Кривцовой, Е.Н. Ушаковой, И.С. Бердышева, А.М. Фоминова, М.М. Кравцовой, А.А. Бочавер, К.Д. Хломова В.Р. Петросянц. Несмотря на большое количество исследований в психологической литературе, одной из важнейших проблем в изучении буллинга выступает отсутствие однозначности и четкости в определения данного феномена и его составляющих [7, 8].
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании буллинг определяется как форма межличностного взаимодействия обидчика и жертвы, при котором жертва подвергается длительному и систематическому физическому или психологическому насилию.
В психологической литературе описаны и проанализированы характерные личностные особенности подростков, испытывающих буллинг в школе, среди которых такие характеристики как: агрессивность, низкий уровень развития эмпатии (Д. Олвеус) эмоциональная нестабильность и тревожность, самооценка (В.Р. Петросянц), низкая степень социальной поддержки (К. Экман), конформное поведение (Д.Н. Соловьев), чувстве вины и ощущении собственного бессилия (Д.А. Таттум). Однако, в зарубежных, в отечественных исследованиях представлена лишь фрагментарная информация о роли особенностей самоотношения в