Научная статья на тему 'Отдельные вопросы правовоспитательной деятельности в Российской Федерации'

Отдельные вопросы правовоспитательной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LEGAL EDUCATION OF YOUTH / LEGAL AWARENESS / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клюева К.В.

В статье рассмотрены некоторые социальные институты, которые оказывают существенное влияние на формирование правосознания и правовой культуры молодого поколения. Проведен интернет-опрос общественного мнения по данной проблематике и на его основании сформированы выводы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы правовоспитательной деятельности в Российской Федерации»

УДК 34-057.87(470+571)

Юридические науки

Клюева К.В., студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» e - mail: kashaaa333@mail. ru

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые социальные институты, которые оказывают существенное влияние на формирование правосознания и правовой культуры молодого поколения. Проведен интернет-опрос общественного мнения по данной проблематике и на его основании сформированы выводы исследования.

Ключевые слова: правовое воспитание молодежи, правосознание, правовая культура.

Abstract: Some social institutions that have a significant influence on the formation of the legal consciousness and legal culture of the younger generation are considered in the article. An Internet survey of public opinion on this issue was conducted and the study's conclusions were formed on its basis.

Key words: legal education of youth, legal awareness, legal culture.

Российское общество на современном этапе развития столкнулось с проблемой низкого уровня правового сознания и правовой культуры молодого поколения, что является следствием недостаточной эффективности деятельности по правовому воспитанию. Следствием этого стало распространение в молодежной среде таких негативных проявлений правового нигилизма, как экстремизм (например, вступление молодежи в различные политические и религиозные экстремистские группировки) и преступность

несовершеннолетних. Правовое воспитание является формой профилактики правонарушений, что отражает его особую значимость.

Процесс правового воспитания осуществляется различными социальными институтами, субъектами и реализуется с помощью определённых средств. В правовой литературе выделяются различные формы правового воспитания. Среди них есть - правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, повседневный опыт и самовоспитание. В целом оно может быть направлено на различные категории населения в целях получения правовых знаний во всех сферах общественной жизни.

Особое внимание обратим на вопросы правового воспитания молодежи, являющейся динамично развивающейся социальной группой. Именно потенциал молодого поколения определяет будущее страны, поэтому правовое воспитание этой категории населения представляет особую важность. Вопросы правового воспитания регулируются на различных уровнях законодательства [1; 78]. Например, распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» содержит развернутое понятие категории «молодежь». В соответствии с ним под молодежью понимается особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. В распоряжении указано, что в различных нормативно актах эта категория населения включает людей в возрасте от 14 до 35 и более лет.

Правовоспитательная деятельность различных социальных (общественных) и государственных институтов, в той или иной степени, формирует правовое сознание молодежи. Важным социальным институтом, влияющим на формирования правовой культуры, является семья. Именно эта «ячейка общества» вносит первичный вклад в развитие ребенка. В семье закладываются основные моральные ценности, формируются правовые установки на правомерное поведение, что впоследствии ложится в основу

правового сознания. Поведение членов семьи служит для ребенка примером выбора собственного образа жизни. Полагаем, что родителям необходимо уделять должное внимание правовому воспитанию ребенка, а также совершенствованию правовых ориентиров и ценностей. Необходимого результата можно достичь посредством прохождения обучающих курсов для родителей, совместных занятий с детьми, которые могут осуществляться специально созданными организациями, а также государственными структурами, например, в целях профилактики развития преступности.

В качестве социальных институтов, влияющих на формирование правового сознания молодежи можно выделить систему учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» выделяет следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение.

Дошкольное и начальное общее образование позволяют обеспечить заложение основ, на которых строится в дальнейшем все правовое воспитание человека. Основное и среднее общее образование имеют особое значение для правовоспитательной деятельности, поскольку на данном этапе личность осваивает элементарные правовые знания, полученные в рамках изучения обществознания, правоведения, истории. Полагаем, что при эффективной и правильной совместной работе педагогов и родителей, молодое поколение может стать примером в соблюдении правопорядка и законности. Повысить уровень правового сознания обучающихся можно путем увеличения часов, выделенных на дисциплины, связанные с основами права, а также увеличением количества внеучебных занятий, посвященных актуальным вопросам права.

В высших учебных заведениях студенты неюридических специальностей изучают правоведение и правовое регулирование своей профессиональной деятельности, в результате чего они должны иметь представление о

содержании основ законодательства в своей профессиональной сфере и обладать способностью использовать основы правовых знаний в различных областях жизнедеятельности. Соответственно выпускники юридических факультетов и институтов должны иметь глубокие правовые знания, свободно ориентироваться в отечественных и зарубежных отраслях законодательства, служить образцом развития правовой культуры, иметь активную гражданскую и правовую позицию и помогать разбираться в правовых вопросах остальным группам населения. В этом им способствуют создаваемые в юридических вузах юридические клиники, являющиеся следствием прохождения практико-ориентированного (клинического) обучения [3; с. 205]. Данные подразделения позволяют преодолеть оторванность теоретических знаний от практики [2; с. 156]. Полагаем, что все звенья образовательной системы должны придерживаться единой линии осуществления правового воспитания. Характер правосознания определяет отношение личности к праву в целом [4; а 116]. Правовое сознание передает юридическую реальность в форме правовых знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации [5; а 104].

Нами был проведен интернет-опрос, в котором приняли участие 85 респондентов в возрасте от 15 до 25 лет (Рис.1).

Какой социальный институт или субъект оказывает наибольшее влияние на правовое воспитание личности?

85 ответов

# семья

# образовательные учреждения

# окружение личности (друзья, знакомые и т.д.)

# государственные органы и общественность

# Друтое

Рис.1 Данные интернет-опроса общественного мнения

Результаты данного исследования еще раз подтверждают значимость рассматриваемых в нашей работе правовых институтов и средств.

Таким образом, существенное влияние на правовое воспитание молодого поколения в настоящее время оказывают различные социальные институты при помощи определенных средств. Полагаем, что совместными усилиями возможно не только искоренение различных проявлений правового нигилизма, но и существенное повышение уровня правового сознания, развитие правовой культуры молодежи.

Библиографический список:

1. Адаева О. В. Государственное регулирование правового воспитания в Россйиской Федерации // В сборнике: Роль и место информационных технологий в современной науке. Сборник статей Международной научно -практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 78-79.

2. Адаева О. В., Худойкина Т. В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-6 (47). С. 155157.

3. Брыжинская Г. В., Кочнева М. Н. Практико-ориентированное обучение студентов (на примере работы юридических клиник) // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2015. С. 205-208.

4. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.

5. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания //Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 104-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.