УДК: 347.963
Полякова Наталья Анатольевна,
доцент кафедры прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве и арбитражном процессе
Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, ул. Азовская, д. 2, корп. 1, г. Москва, Россия, 117638, e-mail: PolyakovaNo@list.ru
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С НЕДРУЖЕСТВЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация. Обеспечение работоспособных систем охраны и защиты прав хозяйствующих субъектов - необходимое условие для поступательного развития экономики страны, повышения ее эффективности и инвестиционной привлекательности.
В условиях недружественных действий иностранных государств важно принять дополнительные меры, направленные на повышение правовой защищенности, минимизацию последствий от экономических санкций, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, развития возможностей импортозамещения, снижения административного давления на бизнес со стороны органов власти, законности при проведении государственного и муниципального контроля.
Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. В связи с тем, что нарушения законных интересов хозяйствующих субъектов могут касаться практически любых сфер экономики, требуется обеспечить постоянный мониторинг информации, взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, уполномоченными по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, общественными организациями и объединениями, представляющими интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры на исследуемом направлении из года в год свидетельствуют о том, что состояние законности продолжает оставаться неблагополучным.
При указанных обстоятельствах необходимость надзорного сопровождения принимаемых в Российской Федерации в условиях санкционного воздействия мер по поддержке участников рыночных отношений становится очевидным.
Ключевые слова: надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, органы прокуратуры, государственный контроль, экономические санкции, средства прокурорского реагирования.
Polyakova Natalia Anatolievna,
Associate Professor of the Department of Prosecutorial Supervision over the Execution of the Federal legislation and participation of the prosecutor in civil, administrative litigation and arbitration
University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, candidate of legal sciences,
st. Azovskaya, 2, building 1, Moscow, Russia, 117638, e-mail: Polyakovan@list.ru
SEPARATE ISSUES OF ORGANIZING SUPERVISION OVER THE RIGHTS OF BUSINESS ENTITIES IN THE CONDITIONS OF CHANGES IN FEDERAL LEGISLATION DUE TO UNFRIENDLY ACTIONS OF FOREIGN STATES
Annotation. Providing a working system for the protection and protection of the rights of economic entities is a necessary condition for the stages of development of the country's economy, increasing its efficiency and investment attractiveness.
In the face of hostile actions by foreign states, it is important to take additional measures aimed at increasing legal protection, minimizing the consequences of economic sanctions for the business, ensuring a favorable investment climate, developing import substitution, reducing administrative conducting state and municipal control.
Supervision over the observance of the rights of corporations and entrepreneurs is one of the priority areas of prosecutorial supervision. Violations of the legitimate interests of businessmen can relate to any sphere of the economy, it is required to ensure constant monitoring of information, interaction with state authorities, law enforcement and regulatory authorities, authorized to protect the rights of entrepreneurs in Russian federation, public organizations and associations of businessmen.
Statistics on the results of the work of the prosecutor's office from year to year indicates that the state of law in this area is not good.
Under these circumstances, supervisory support of measures taken in the Russian Federation to support the economy is mandatory.
Keywords: supervision over the observance of the rights of corporations and entrepreneurs, prosecution authorities, state control, economic sanctions, means of prosecutorial response.
Интерес к названной теме обусловлен корректировкой правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, необходимостью организации надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности в новых реалиях.
Отметим, что со второй половины XX века в международной практике использование экономических и иных санкций как альтернативного инструмента воздействия, оказания давления на государства получило распространение и в настоящее время стало особенно актуальным.
Официальное отношение России к введенным против ее физических и юридических лиц односторонним экономическим санкциям дал в том числе Конституционный Суд Российской Федерации: односторонние
ограничительные меры устанавливаются «вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречии с многосторонними международными
договорами, участником которых является Российская Федерация»1.
Действенным ответом на применение санкционных ограничений является выработка и закрепление в национальном законодательстве «антисанкционного» механизма.
Его основными задачами являются:
- принятие ответных мер в отношении государств, которые оказывают санкционное давление;
- защита внутреннего рынка, поддержка его участников;
- сокращение и в итоге устранение зависимости от санкционирующих государств в критически важных отраслях экономики.
До 2022 г. Российская Федерация начала корректировать имеющееся правовое регулирование в ответ на
1 По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ПАГ» : постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 9. Ст. 1435.
экономические и иные санкции со стороны отдельных иностранных государств.
К примеру, в июне 2020 г.1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями 248.1 и 248.2 - установлена компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, а также новый механизм антиисковых мер, позволяющий лицам, в отношении которых введены санкции, обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации с заявлением о запрете инициировать или продолжать арбитражное разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящемся за пределами территории России.
Однако полномасштабные изменения федерального законодательства,
направленные на совершенствование механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств, произошли в 2022 г.
Так, по инициативе Правительства Российской Федерации принят
Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющий среди прочего механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством
Российской Федерации разрешительные и лицензионные процедуры,
регламентирующие особенности правового режима при осуществлении закупок
1 О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза : Федеральный закон от 08 июня 2020 г. № 171-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 24. Ст. 3745.
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также особенности регулирования правоотношений в сфере осуществления страховой деятельности в Российской Федерации2. В последующем, были приняты другие федеральные законы, направленные на изменение правового регулирования с целью повышение устойчивости в условиях санкционных ограничений.
В марте 2022 г. Генеральный прокурор Российской Федерации дал прокурорам указание о надзорном сопровождении мер по поддержке экономики и социальной сферы3.
В части надзора за соблюдением прав предпринимателей прокуроры
ориентированы на необходимость оценивать обоснованность изменения ставок по ранее выданным кредитам, предоставление отсрочек по их выплате и других преференций; средствами прокурорского надзора обеспечить поддержание нормальных условий для работы бизнеса, дальнейшую реализацию инвестиционных проектов, гарантировать законность при оказании хозяйствующим субъектам государственных и
муниципальных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений; обеспечение своевременной отмены (завершения) поднадзорными
контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдения ими ограничений на проведение внеплановых
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : пояснительная записка к законопроекту № 80712-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80712-8 (дата обращения: 15.05.2023).
3 Об усилении прокурорского надзора за
исполнением законов, соблюдением прав граждан в
связи с принимаемыми в Российской Федерации
мерами по поддержке экономики и социальной
сферы, а также в связи с введением отдельных
ограничений на осуществление финансово-
хозяйственной и иной деятельности : указание
Генерального прокурора Российской Федерации от
11 марта 2022 г. № 140/20 // Законность. 2022. № 5.
проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний.
По итогам 2022 г. надзорная практика показала, что факты игнорирования моратория на проведение
контролирующими органами проверок, установленного на основании п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации1, пресекались практически во всех регионах страны. Более 66 % заявок контролеров на проведение контрольных (надзорных) мероприятий органы прокуратуры отклонили. Благодаря этому удалось оградить бизнес от навязчивого внимания проверяющих структур. При согласовании планов контролирующих органов на 2023 год органами прокуратуры не принято две трети их предложений, в результате количество запланированных проверок составило менее 90 тыс. Подобное сокращение является самым значительным за весь 14-летний период формирования планов прокурорами.
В ряде регионов только после вмешательства прокуроров приняты или приведены в соответствие с федеральным законодательством программы поддержки бизнеса, фактически реализованы и профинансированы их мероприятия2.
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности должен быть организован в соответствии с приказами,
распоряжениями и указаниями
Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,
1 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля : постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 № 336 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.
2 Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Известиям». URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=84753968 (дата обращения: 12.05.2023).
соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от
12.07.2019 № 491 «Об утверждении Регламента рассмотрения обращений и мониторинга анкет обратной связи, поступающих из личного кабинета предпринимателя на портале «Бизнес-навигатор МСП», от 19.09.2019 № 665 «Об утверждении Регламента рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, поступающих посредством цифровой платформы для приема таких обращений», от 12.04.2021 № 188 «Об утверждении Регламента рассмотрения личных сообщений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации «Прямая линия для предпринимателей», от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от
31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 03.03.2017 № 139/7р «Об организации проведения в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей», от 13.08.2009 № 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры», от 01.12.2017 № 815/36
«Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов
предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», от 23.07.2020 № 387/49 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности», от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-
хозяйственной и иной деятельности».
Помимо ранее указанных задач надзорная работа должна быть направлена на:
пресечение действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;
обеспечение безусловного соблюдения заказчиками обязательств по исполненным предпринимателями публичным
контрактам;
соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
своевременное реагировании на нарушения законов об инвестиционной деятельности и прав инвесторов, в том числе на территориях опережающего развития, особых экономических зон и свободных портов;
пресечение фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства;
противодействие рейдерским
захватам;
рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.
С учетом имеющегося латентного характера нарушений прав субъектов
предпринимательской деятельности
представляется, что эффективность организации работы напрямую зависит от качества мониторинга состояния законности, информационного
взаимодействия с органами
государственной власти,
правоохранительными и
контролирующими органами,
общественными организациями и объединениями, представляющими
интересы хозяйствующих субъектов, уполномоченными по защите прав предпринимателей в Российской Федерации.
При определении основных направлений надзорной работы целесообразно учитывать результаты индекса административного давления, который ежегодно подводится
Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и является
аналитическим инструментом для оценки результатов контрольно-надзорной
деятельности как в отдельных органах государственного контроля (надзора), так и применительно к организации данной деятельности в субъектах Российской Федерации.
В Индексе административного давления по итогам 2021 г. Уполномоченный делает вывод, что контрольно-надзорная деятельность
избыточна - при том что количество случаев причинения вреда поднадзорными субъектами снижается, количество проверок все равно растет. К примеру, результаты работы органов МЧС России свидетельствуют, что факты причинения вреда лицами, поднадзорными МЧС России, снизились почти вдвое (с 1 550 до 760), а количество проверок, проведенных названным ведомством в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
выросло более, чем в 2 раза (с 92 467 до 212 869), административная нагрузка на бизнес в виде штрафов также возросла на 0,54 млрд рублей до 1,22 млрд рублей,
доля предупреждений в общем числе наказаний сократилась с 64,5 % до 56,2 %1.
Интерес для аналитической работы в изучаемой сфере представляет индекс инвестиционной привлекательности
субъектов Российской Федерации -ежегодное исследование Национального рейтингового агентства, информация которого позволяет сделать выводы об инвестиционной активности регионов, а также определить положение каждого региона на фоне созданных условий для развития инвестиционной деятельности.
К примеру, из VII ежегодного рейтинга инвестиционной
привлекательности регионов России следует, что снизили ранее имеющиеся позиции республики Бурятия, Алтай, Мордовия, Коми, Саха (Якутия), Амурская, Омская области, Чукотский автономный округ2.
Немаловажное значение имеет анализ результатов работы органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений предпринимателей. Практика проведения руководителями органов прокуратуры личных приемов
представителей бизнеса показывает, что предметом жалоб являются излишнее административное давление, незаконные отказы региональных властей в предоставлении финансовой поддержки, проведение проверок без достаточных оснований, неоплата заказчиками исполненных публичных контрактов.
К примеру, в ходе проведения личного приема представителей бизнес-сообщества Омской области Генеральным прокурором Российской Федерации поступило обращение руководителей двух обществ с ограниченной ответственности по вопросу отказа в предоставлении субсидий на
1 Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - 2022. URL: http://doklad. ombudsmanbiz. ru/doklad_2022. html (дата обращения: 12.05.2023).
2 VII ежегодный рейтинг инвестиционной
привлекательности регионов России 2019 Национального рейтингового агентства. URL: https://www.investinregions.ru/upload/files/Obzor_Rat ing_Investment_Regions_VII_2020.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
поддержку развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам организованный надзорной проверки законности отказа в предоставлении субсидий прокуратурой в министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области внесено представление. После прокурорского вмешательства орган исполнительной власти региона выплатил субсидии субъектам предпринимательства3.
Волжская межрегиональная
природоохранная прокуратура по обращению генерального директора организации по производству
железобетонных изделий провела проверку соблюдения законодательства о защите прав субъектов
предпринимательства.
Установлено, что на территории, прилегающей к предприятию, в результате размещения отходов производства образовалась свалка, которая силами организации была ликвидирована. Однако должностными лицами администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области руководителю хозяйствующего субъекта направлена претензия о взыскании 200 млн рублей в счет возмещения вреда, причиненного в результате складирования мусора, что могло привести предприятие к банкротству.
С целью восстановления нарушенных прав хозяйствующего субъекта
природоохранной прокуратурой
Самарской межрайонной
природоохранной прокуратурой
руководителю органа местного
самоуправления внесено представление. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования претензия
3 По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в Омской области восстановлены права
сельхозпроизводителей на получение финансовой поддержки государства. URL:
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=84590714 (дата
обращения: 12.05.2023).
отозвана. Права предпринимателя восстановлены1.
Представляется, что в период динамичного изменения федерального законодательства в связи с недружественными действиями
иностранных государств, активный диалог с бизнес-сообществом, использование всего арсенала аналитической информации будут залогом успеха в надзорной работе, позволят своевременно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
1В Самарской области благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры восстановлены права хозяйствующего субъекта. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=83888389 (дата
обращения: 12.05.2023).