Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / САНКЦИИ / ПРОКУРОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТПП РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Ольга Викторовна

В статье рассмотрены политико-правовые и организационные аспекты поддержки бизнеса и деятельность органов прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF BUSINESS ENTITIES

The article highlights the political, legal and organizational aspects of business support and the activities of the Prosecutor’s office to protect the rights of business entities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2022_3-4_127 УДК 347.963:347.918

Некоторые вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Ольга БОБРОВА

Наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык.

И. Бентам

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в свете проводимой государственной политики * можно рассматривать как важный элемент обеспечения экономической безопасности государства.

За последние годы законодатель предусмотрел ряд правовых мер, ограничивающих безосновательное вмешательство в деятельность бизнеса, гарантируя тем самым заложенные в Конституции России принципы.

БОБРОВА Ольга Викторовна - кандидат юридических наук, зав. отделом научной информации и издательской деятельности Университета прокуратуры РФ. E-mail: bogomazova. olga2013@yandex.ru

Ключевые слова: Конституция России, Конституционный Суд, санкции, прокурор, предпринимательская деятельность, ТПП России.

* В этой связи обратим внимание на ряд правовых решений, таких как: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2022 г.); Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021 г.) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и др.

В Федеральном законе Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ

«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской

Федерации»* совершенно неслучайно отведена гл. 8 «Гарантии и защита прав

контролируемых лиц», где определены порядок проведения проверок, обжало-«_. ** вание решений, принятых по их результатам, и иные процедурные моменты .

В соответствии со Стратегией национальной безопасности, утверждённой Указом Президента России от 2 июля 2021 г. № 400 [ 1] как базовый документ в формировании стратегического планирования защиты национальных интересов с целью проведения государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, закреплены основные приоритеты, в том числе в обеспечении экономической безопасности.

Для реализации указанных в Стратегии задач предполагается:

- принятие мер по совершенствованию механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах (п. 27 ст. 67);

- создание условий и стимулов для повышения заинтересованности российского бизнеса в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности (п. 4 ст. 76).

Как справедливо и своевременно отмечено, анализ состояния и перспектив развития стратегического планирования в области обеспечения безопасности в России должен идти, как рекомендует метод дедукции, от общего к частному. В данном случае от характера и особенностей развития международной и военно-политической обстановки к стратегии государств, выбору наиболее эффективных силовых средств и способов её реализации. Именно поэтому нужно уметь «смотреть за горизонт», а не ограничиваться констатацией (нередко с опозданием) современных реалий [2].

Судьи должны помнить, что их дело - истолковать закон, а не даровать его.

Ф. Бэкон

Защищая основные права участников предпринимательской деятельности, в равной мере учитывая

публичные интересы и интересы всех категорий хозяйствующих субъектов, конституционный нор-

1 http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

2 Подберёзкин А. И. Мир или война? Ни мир и ни война? // 0бозреватель-0bserver. 2022. № 1. С 11-12.

* С изменениями и дополнениями, вступил в силу с 1 января 2022 г.

** См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

моконтроль вносит свой вклад в становление благоприятной деловой среды, поступательное экономическое развитие, в претворение положений ст. 75.1 Конституции Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) о создании условий для устойчивого экономического роста, повышения благосостояния граждан, обеспечения социального партнёрства.

Развивая конституционные положения и закрепляя принципы свободы договора (в пределах, очерченных законодательством), закон определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также допускает ограничение гражданских прав только на основании федерального закона, и только в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (определение Конституционного Суда России (КС РФ) от 14 мая 2018 г. № 1117-О).

Защите прав хозяйствующих субъектов косвенно способствует и конституционный нормоконтроль, осуществляемый по иным, непосредственно не затрагивающим регулирование в области предпринимательской деятельности направлениям (например, решения, принимаемые по вопросам разграничения предметов ведения Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления).

Непосредственно в конституции предусмотрены ограничения свободы

экономической деятельности, направленные на защиту конкуренции и запрет монополизации рынка, соблюдение которых обеспечивается помимо законодательного регулирования (Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции») системой федеральных органов, контролирующих поддержание добросовестной конкуренции и применяющих меры административной ответственности за нарушение соответствующих правил.

На государстве, указывает КС РФ, лежит обязанность надлежащего, основанного на принципах свободной рыночной экономики, правового обеспечения предпринимательства и экономической инициативы, ориентированного на создание максимально благоприятных условий для развития экономических отношений, в том числе за счёт принятия развёрнутой системы мер, направленных на эффективную реализацию и защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, потребителей производимых ими товаров (услуг), а также других лиц, непосредственно не вовлечённых в сферу предпринимательской деятельности (определение КС РФ от 16 января 2018 г. № 10-О).

В целом взаимодействие между государством и хозяйствующим субъектом не должно, в том числе и при отстаивании публичных интересов, выходить за конституционно обозначенные рубежи. Осуществляя регулирование предпринимательской деятельности, законодатель, несмотря на обладание достаточно широкими полномочиями, связан конституционно обусловленными пределами публично-право-

вого вмешательства в сферу частных интересов.

Контрольные прерогативы публичной власти призваны обеспечить надёжность гражданского оборота, а также эффективную судебную защиту прав и законных интересов его участников, включая субъектов предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд России особо отметил, что, являясь важнейшей задачей всех органов публичной власти, защита прав предпринимателей как движущей силы национального экономического развития будет и впредь оставаться одним из приоритетных направлений конституционного нормо-контроля .

Политик должен уметь предсказать, что произойдёт завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло.

У. Черчилль

К решению поставленных задач в обеспечении прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдению баланса интересов власти и бизнеса законодателем и президентом страны привлечены различные органы государственного механизма и общественные институты, в том числе органы прокуратуры Российской Федерации как гаранта законности в различных правоотношениях.

При этом органам прокуратуры с учётом конституционно-правово-

го статуса отведена самостоятельная роль как государственному институту, целью которого является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, а основной функцией является осуществление надзора за соблюдением Конституции России и исполнением законов на территории Российской Федерации**. Поэтому защита прокурором прав субъектов предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений в работе***.

* Это нашло отражение в материале «Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018-2020 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2020 г.). Там же более подробно раскрыты полномочия и ограничения контрольных, надзорных и фискальных органов с учётом позиций Конституционного Суда.

** Это следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

*** Организационную основу работы прокуроров составляют: приказ Генерального прокурора России от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», приказ Генерального прокурора России от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (вместе с «Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») и др.

Как отметил Генеральный прокурор Российской Федерации И. Краснов, «для решения этой проблемы необходим комплексный подход. И, прежде всего, важен конструктивный диалог с предпринимательским сообществом, чтобы отслеживать проблемы его взаимодействия с контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

С этой целью Генеральной прокуратурой осуществляется мониторинг нарушений прав предпринимателей со стороны упомянутых ведомств, вырабатываются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Делается это непосредственно во взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, а также с использованием возможностей автономной некоммерческой организации "Платформа для работы с обращениями предпринимателей"» [3].

Президент России В. В. Путин в выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) предложил избавить малый и средний бизнес от избыточного антимонопольного контроля. «Если сумма сделки не превышает 800 млн руб., её не надо будет согласовывать с антимонопольными органами».

Также В. В. Путин предложил увеличить долю товаров и услуг, которые крупные компании и государственные и муниципальные заказчики обязаны закупать у малых и средних предприятий. «Эта доля должна составлять не менее 25%».

По данным из реестра малого и среднего бизнеса ФНС, за 2020 г. ко-

личество малых и средних предприятий снизилось на 236 тыс. субъектов. Аппарат бизнес-омбудсмена Б. Титова провёл опрос, который показал, что треть предпринимателей получили в течение 2020 г. поддержку от государства. Тем не менее каждый десятый не знал о таких мерах, а 45% компаний не смогли воспользоваться мерами поддержки [4].

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей * был направлен президенту в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Президент поставил перед ФСБ задачу защищать российский бизнес от преступных посягательств на внешних рынках, потребовав продолжить поддержку и защиту предпринимателей от преступных посягательств, нечистоплотной конкуренции на глобальных рынках, особо обратив внимание на пресечение хищений и нецелевого использования бюджетных средств.

В первую очередь речь идёт о средствах, выделяемых на строительство стратегических объектов, гособоронзаказ, госпрограммы и борьбу с коронавирусом [5].

В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646,

3 https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1894644/

4 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60ba23749a794711bc4093d6

5 http://mterfax.az/view/827825?utm_source=yxnews&utm_medшm=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

* В зарубежных государствах соответствующие функции официально выполняют бизнес-ом-будсмены (США, Австралия) или налоговые омбудсмены (США, Канада, Грузия, Пакистан и др.).

Банк России определён в качестве органа, составляющего организационную основу системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а организации кредитно-финансовой сферы - в качестве участников системы.

В соответствии со ст. 57.4 и 76.4-1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм.) Банк России по согласованию с ФСБ России и ФСТЭК России устанавливает требования к обеспечению защиты информации:

- для кредитных организаций при осуществлении банковской деятельности;

- для некредитных финансовых организаций при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков, предусмотренной ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России [6].

В условиях сложной международной обстановки, продолжающейся пандемии и очень жёсткой санкци-онной политики в отношении России, проводимой США и рядом стран, президент России на встрече с представителями российских деловых кругов (24 февраля 2022 г.) отметил: «...Мы не можем полностью прогнозировать геополитические риски, но во взаимоотношениях между бизнесом и Правительством, конечно, вы вправе рассчитывать на то, что со стороны Правительства эта предсказуемость будет понятной

и стабильной. И самое главное, конечно, нужно оставаться в постоянном контакте, тонко реагировать на всё, что происходит, и при необходимости корректировать нашу совместную работу» [7].

В связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями коллективного Запада и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты национальных интересов России, обеспечения её финансовой стабильности и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств» президентом изданы указы «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» от 1 марта 2022 г. [8], «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» от 28 февраля 2022 г. [9].

6 Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019-2021 годов, утв. Банком России // URL: http://www.cbr.ru/content/ document/füe/83253/onrib_2021.pdf

7 http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putma-s-predstaviteljami-rossiiskih-delovyh-krugov-24-02-2022.html

8 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67886

9 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67881

132

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

3-4/2022

В свою очередь, правительством России рассматривается проект закона, который даст ему полномочия, позволяющие быстро и гибко реагировать на изменения, включая возможность оперативно перераспределять бюджетные ассигнования не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Среди мер поддержки бизнеса предполагается:

- ввести мораторий на плановые проверки для индивидуальных предпринимателей и малого и среднего бизнеса начиная с 10 марта и до конца года;

- продлить сроки уплаты налогов на федеральном и региональном уровнях;

- запустить новый этап амнистии капитала (можно будет легализовать не только акции или облигации, но и производные финансовые инструменты - фьючерсные, опционные и другие контракты);

- выделить 5 млрд руб. на субсидирование кредитов, выданных сельхозпроизводителям;

- направить более 6 млрд руб. для сохранения льготных программ кредитования малого и среднего бизнеса и др. [ 10].

Кроме этого, 3 марта 2022 г. правительство внесло в Госдуму законопроект о кредитных каникулах до 30 сентября с. г. с правом его пролонгации.

Проект определяет механизмы поддержки сектора экономики, включая упрощающие, установленные российскими законами разре-

шительные и лицензионные процедуры, которые регламентируют осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также особенности регулирования правоотношений в сфере осуществления страховой деятельности в России [11].

Государственной думой весьма оперативно (4 марта 2022 г.) принят пакет законов для защиты экономики и граждан в условиях зарубежных санкций.

Среди первоочередных мер:

- кредитные каникулы;

- амнистия капиталов;

- механизмы для дополнительной индексации пенсий;

- мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса на 2022 г.

Так, расширяются полномочия правительства России, в частности, кабмин получает право устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Также по решению правительства, региональных властей или муниципалитета могут быть пересмотрены условия госзакупок.

Этот же закон даёт возможность введения моратория на плановые

10 https://ria.ru/20220302/proverki-1776046079.html?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop

11 https://ria.ru/20220303/zakonoproekt-1776162734.html; https://sozd.duma.gov.ru/ ЫП/80713-8

проверки малого и среднего бизнеса на 2022 г. и аккредитованных ГГ-организаций - до конца 2024 г.

Ещё один документ вносит поправки в Бюджетный кодекс. В частности, предусматривается возможность: размещения средств Фонда национального благосостояния в государственные ценные бумаги; оперативного использования дополнительных ненефтегазовых доходов на обеспечение различных мероприятий по предотвращению негативного влияния на российскую экономику.

Отдельным законом предлагается ввести новый, четвёртый этап амнистии капиталов. У предпринимателей будет возможность декларирования наличных денежных средств, а вместо ценных бумаг в законе появится определение «финансовые активы», что позволит легализовать не только акции или облигации, но и производные финансовые инструменты - фьючерсные контракты, опционы и др.

Корреспондирующие поправки вносятся и в УК РФ, и в Налоговый кодекс о возможности продления сроков уплаты налогов на федеральном и региональном уровнях [ 12].

Широкий спектр разработки и применения самых разнообразных санкционных ограничений в отношении России (отдельных её представителей политического, культурного корпуса и др.) в 2008-2021 гг. показал, что все они укладываются в более общую схему разработанной стратегии морально-политической дискредитации и изоляции России.

Эта стратегия во многом повторяла европейскую стратегию XIX в., о которой писал русский дипломат и поэт Ф. И. Тютчев в серии статей, посвящённых отношениям России с Европой (на французском языке): «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844 г.), «Записка царю» (1845 г.), «Россия и революция» (1849 г.), «Папство и римский вопрос» (1850 г.). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад». Эти отношения, как известно, вылились в Крымскую войну, где Россия противостояла коллективному Западу, включая и те страны, которые ей были обязаны своим суверенитетом и независимостью.

В XXI в. ситуация во многом повторяется с той разницей, что кроме Запада появились новые влиятельные политические и экономические центры силы за пределами Атлантики, которые стремятся освободиться от навязанных им норм и обрести в полной мере суверенитет.

Показателен пример с Индией, которая настойчиво укрепляет формальный и неформальный суверенитет, например, в военно-технической области, развивая собственный ВПК и диверсифицируя внешнеэкономические связи с США, Россией, Францией [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из анализа санкционной политики как элемента неоколониализма по отношению к России можно сделать один вывод: проходят годы и века, но в мире остаются прежние геополитические проблемы и методы их решения. В частности, для коллективного Запада это извечный

12 http://duma.gov.ru/news/53617/

13 Подберёзкин А. И., Боброва О. В. Средства противодействия силовым инструментам, направленным на подрыв основ государственности Российской Федерации. М., 2021. С. 18-19.

«русский вопрос», который пытаются разрешить комплексными санкциями, постоянным нагнетанием военных угроз и попытками дестабилизации общества [14].

Санкционная политика [ 15] применяется в соответствии с гл. VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» Устава ООН. (Документ был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г.)

Исходя из того, что термин «санкции» не имеет легального правового обозначения (закрепления), его можно охарактеризовать как совокупность мер обладающих всеми при-

знаками принудительного (обязательного) характера, принимаемых во внешнеполитической деятельности государством (альянсом государств по идеологической, экономической и политической принадлежности), в том числе отдельно взятыми компаниями, ассоциациями, иными международными правовыми и неправовыми организациями для достижения превосходства и подчинения (исполнения) навязываемых решений над государственностью отдельно взятого субъекта международных отношений (ряда государств, отдельно взятых «непризнанных» мировым сообществом территорий).

Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.

Екатерина II

На состоявшемся 17 марта 2021 г. расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации президент В. В. Путин обратил внимание на необходимость повышения качества работы надзорного ведомства по защите прав предпринимателей и в целом по обеспечению надёжности всего каркаса отечественной деловой среды [16].

Выступая на ПМЭФ, Генеральный прокурор Российской Федерации И. Краснов особо отметил, что одним из приоритетов работы про-

куроров является соблюдение прав предпринимателей и инвесторов на своевременное и качественное оказание им любых публичных услуг в электронном виде. В ряде регионов по представлениям прокуроров эта задача решена полностью, что способствовало не только удобству и снижению затрат для бизнеса, но и оказало важный антикоррупционный эффект.

Другой важной задачей стало содействие бизнесу в ликвидации просроченной задолженности по выпол-

14 Штоль В. В. Санкции как инструмент неоколониализм // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 6. С. 152.

15 Дошло до абсурда, что FIFE запретила котам и кошкам из России участвовать в международных выставках // URL: https://lenta.m/news/2022/03/03/catss/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop

16 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65165

ненным публичным контрактам. Особенно остро этот вопрос потребовал внимания в период пандемии.

Одним из знаковых событий лета, по его мнению, стало вступление в силу разработанного с участием прокуратуры нового закона о государственном и муниципальном контроле, который предоставил предпринимателям дополнительную защиту от необоснованных проверок со стороны контролирующих структур под более пристальным надзором прокуратуры. Генпрокурор России подчеркнул, что для обеспечения соблюдения требований нового закона он внёс предложение главе государства о введении административной ответственности для должностных лиц за нарушения в данной сфере.

Важной составляющей надзорной работы подчинённых генпрокурор считает надзор за соблюдением моратория на планирование и проведение проверок малого бизнеса.

Вместе с тем для полного понимания проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, по мнению И. Краснова, важен прямой контакт и доверительные общения. В этой связи он лично проводит приёмы граждан с выездом в разные регионы страны. На прямой и открытый диалог с предпринимательским сообществом ориентированы все подчинённые генпрокурора [17].

16 ноября 2021 г. на пленарном заседании в Государственной думе России генеральный прокурор сказал, что, несмотря на принимаемые меры государственной поддержки, количество малых и средних пред-

приятий в стране ежегодно снижается (с 2018 г. уже на 400 тыс.) [ 18].

Говоря в целом об эффективности работы прокуроров на данном направлении деятельности за 2021 г., нельзя не отметить, что средства прокурорского реагирования способствовали погашению долгов перед бизнесом на сумму более 42 млрд руб., а всего за 6,5 лет - свыше 225 млрд руб.

Прокуроры активно использовали административно-правовые методы воздействия на должностных лиц заказчиков в связи с нарушением ими порядка и сроков оплаты по государственным и муниципальным контрактам.

Необоснованное уклонение от подписания актов выполненных работ, затягивание недобросовестными заказчиками сроков оплаты контрактов и другие противоправные действия потребовали уголовно-правовой оценки виновных в Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Саратовской и Свердловской областях.

В республиках Алтай, Калмыкия, Татарстан, Тыва и Чувашия, Алтайском, Красноярском и Пермском краях, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Тверской и Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге и других регионах меры прокурорского реагирования принимались по фактам заключения государственных и муниципальных контрактов, не обеспеченных необходимым финансированием.

Продолжено формирование положительной судебной практики взыскания причинённого ущерба ненадлежащим исполнением обязанностей должностными лицами публичных заказчиков [19].

17 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=64945230

18 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=66718559

19 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=71802509

Согласно имеющимся статистическим данным (по количеству выявленных нарушений), общая динамика показателей прокурорского надзора за исполнением законов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности за прошедшие три года составляет:

- 2019 г. - 186 948;

- 2020 г. - 197 253;

- 2021 г. - 201 266.

Следует констатировать, что спектр законодательных и организационных мер, задействованных властью, пока не достиг должного эффекта в решении проблем защиты бизнеса и по-прежнему сохраняет и будет сохранять (с учётом кри-

зисного состояния экономики) свою остроту и актуальность. Количество выявленных прокурорами нарушений остаётся стабильно высоким с нарастающей динамикой.

Таким образом, говоря о роли органов прокуратуры в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, можно сказать, что это комплекс организационно-правовых мер и средств прокурорского реагирования, применяемых для пресечения и восстановления прав субъектов предпринимательской деятельности с целью обеспечения экономической безопасности государственности страны.

Высшее назначение капитала не в том, чтобы делать больше денег, а в том, чтобы заставить деньги делать больше для улучшения жизни.

Г. Форд

Необходимо остановиться также на вопросах взаимодействия органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой России (ТПП) в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Торгово-промышленная палата - одна из старейших некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты законных интересов своих членов и развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности.

В 2017 г. это некоммерческое объединение отметило 100-летие со

дня принятия Временным правительством России специального постановления «Об учреждении торгово-промышленных палат» [20].

При ТПП России успешно действуют Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров, Спортивный арбитраж, Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.

Немалое внимание уделяется разрешению гражданско-правовых споров путём развития форм третейского разбирательства.

Помимо третейского суда по разрешению экономических споров при ТПП России создано и действует более 90 третейских судов при территориальных ТПП. Высоким доверием членов палаты

20 Постановление Временного правительства от 19 (6) октября 1917 г. «Об учреждении торгово-промышленных палат» // URL: https://tpprf.ru/ru/about/history/tpp75/p61017/

пользуется некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при ТПП РФ».

Значительное внимание придаётся созданию благоприятных условий для ведения бизнеса путём оказания услуг всем предпринимателям, независимо от их членства в ТПП России.

Ежегодный объём услуг, в том числе таких, как услуги в области оценочной деятельности, экспертиза качества, количества и комплектности товаров, оформление сертификатов происхождения товаров, превышает 3 млрд руб.

Важнейшим стратегическим направлением работы ТПП остаётся повышение социальной ответственности предпринимательства как одного из основных факторов устойчивого развития бизнеса, улучшения его деловой репутации, установления эффективных и сбалансированных отношений с органами власти. Это соответствует общемировой тенденции укрепления его связи с государством, признания им значимости регулирующей функции, создающего условия успешного развития самого бизнеса.

Эта роль ТПП особенно проявилась в пандемию, что высоко оценил В. В. Путин на встрече с главой ТПП в Кремле (февраль 2021 г.), отметив, что ТПП дала возможность предпринимателям эффективнее воспользоваться мерами поддержки и помогла правительству получить обратную связь [21].

На современном этапе деятельность ТПП России регулируется Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом ТПП России.

В законотворчестве участвуют и региональные власти. Так, в России более чем в 30 субъектах деятельность с учётом территориального устройства регулируется Законом «О торгово-промышленной палате субъекта Российской Федерации», определяющим общие правовые, организационные и социально-экономические основы деятельности палаты субъекта Федерации.

Обратим внимание на ключевые цели деятельности ТПП, к которым относятся:

- отстаивание интересов российского бизнес-сообщества при осуществлении хозяйственной деятельности;

- содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учётом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;

- организация диалога между субъектами предпринимательской деятельности и властью.

Система торгово-промышленных палат в Российской Федерации объединяет 178 торгово-промышленных палат в 82 субъектах Российской Федерации и 96 муниципальных образованиях [22].

21 Путин отметил роль Торгово-промышленной палаты в пандемию // URL: https://rg. ru/2021/02/25/putin-otmetil-rol-torgovo-promyshlennoj-palaty-v-pandemiiu.html

22 Подберёзкин А.И., Боброва О. В., М. А. Фатеев. Взаимодействие органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой России и применение мер судебного принуждения в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве. М., 2021.

138

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

3-4/2022

Система ТПП в России представляет комплексную инфраструктуру поддержки и развития предпринимательства в нашей стране и за рубежом*.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» торгово-промышленные палаты отнесены к организациям поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Приведённая норма создаёт основу и предпосылки для выстраивания плодотворного сотрудничества и расширения интеграции

возможностей системы ТПП с институтами развития по реализации мероприятий государственной поддержки бизнеса.

Следует констатировать, что ТПП России обладает уникальными, исторически наработанными связями по всему миру, зачастую выступающими основными каналами коммуникации между российским и зарубежным бизнесом.

Зарубежные представители ТПП России охватывают своей деятельностью 40 государств. Опорным звеном в международной деятельности палаты являются 76 деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами.

Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

А. Мицкевич

Исследование по рассматриваемой проблематике Университета прокуратуры Российской Федерации совместно с ТПП России (2021 г.) включало опрос среди представителей бизнес-сообщества из различных сфер хозяйственной деятельности в различных субъектах России**.

Так, на вопрос «Как вы оцениваете состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в вашем регионе (городе, районе)?» подавляющее число респондентов ответили: удовлетворительное - 63,7%; неудовлетворительное - 26% и крайне неудовлетворительное - 9,8%.

При этом, как показало исследование, значительное влияние в вопросе воспрепятствования предпринимательской деятельности оказывается со стороны контрольно-надзорных органов, а именно:

- следователи - 11,4%;

- дознаватель - 5,4%;

- органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, -10,9%;

- контрольно-надзорные органы - 48,7%;

- затрудняюсь ответить - 36,5%;

- иное - 4,8%.

Одновременно опрошенные указали, что весьма высока доля корруп-

* Это кроме территориальных торгово-промышленных палат, представительств, общественных формирований, организаций, созданных с участием ТПП РФ: Центр международной торговли, Экспоцентр, Союзэкспертиза, Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей.

** Всего в опросе приняли участие 542 представителя.

ционных проявлений при осуществлении и регулировании предпринимательской деятельности - 56,8%.

В ответах на вопрос о недостатках законодательства, негативно влияющего на защиту субъектов предпринимательской деятельности, подавляющее число опрошенных указали на несовершенство гражданского законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, - 55,2%.

Взаимоотношения органов прокуратуры с ТПП России строятся в рамках двустороннего Соглашения о сотрудничестве от 9 июня 2009 г., задачей которого является укрепление законности и правопорядка в сфере предпринимательской деятельности.

Для реализации положений указанного Соглашения Генеральным прокурором России издано Указание от 25 июня 2009 г. № 212/20 «Об организации исполнения Соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации», в котором, в частности, предписывается в установленном законодательством и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры России порядке проверять поступившие из подразделений ТПП России сведения о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности, проявлениях коррупции, незаконном переделе собственности, рейдерских захватах предприятий, выпуске контрафакт-

ной и фальсифицированной продукции [23].

Ключевым является обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, посредством разработки и реализации мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений, недобросовестной конкуренции, преодоление административных барьеров, рейдер-ских захватов предприятий и незаконного передела собственности, а также мероприятий, направленных на защиту рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции.

Помимо указанных механизмов Соглашение также предполагало совместное участие в мероприятиях, направленных на повышение правовой грамотности, правосознания и правовой культуры; разработку совместных мер или оказание содействия при формировании правовых средств, ориентированных на создание цивилизованных отношений между бизнесом и властью; обмен информацией, представляющей взаимный интерес; проведение совместных совещаний и консультаций по вопросам укрепления законности в сфере предпринимательства.

Руководство ТПП России входит в состав рабочей группы по реализации Соглашения, а также постоянно действующей межведомственной группы по защите прав предпринимателей, в состав которой (распоряжение Генеральной прокуратуры

23 Подберёзкин А. И., Фатеев М. А., Боброва О. В. Некоторые аспекты взаимодействия органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и применение мер административного принуждения в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 6.

России от 8 декабря 2020 г. № 680/7р) в состав межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей от ТПП РФ включён вице-президент ТПП РФ М. А. Фатеев.

На заседаниях рассматриваются системные проблемы в предпринимательской деятельности, вырабатываются совместные меры по их преодолению.

Кроме того, в рамках Соглашения ведётся постоянная совместная работа, подкреплённая соответствующими соглашениями региональных и муниципальных торгово-промышленных палат с территориальными органами прокуратуры, находящимися на вверенных им территориях, осуществляется совместная разработка предложений по совершенствованию правовой базы. Торгово-промышленные палаты по запросу прокуратуры проводят антикоррупционную экспертизу правовых актов, их проектов, оценку регулирующего воздействия региональных нормативных правовых актов и экспертизу законодательства.

Так, с целью сохранения на рынке добросовестных предпринимательских субъектов СПб ТПП инициировала запросы в прокуратуру Санкт-Петербурга по ряду обращений членов палаты, испытывающих трудности в работе с кредитными организациями. Прокуратура Санкт-Петербурга оказала содействие членам палаты через организацию взаимодействия с Северо-Западным ГУ Банка России*.

При совместном с ТПП России анализе существующих проблем ключевыми являются:

1. Работа предпринимателей в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части:

- несвоевременной оплаты выполненных работ (оказанных услуг);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокого размера штрафных санкций за невыполнение надлежащим образом работ по договорам (широкое распространение имеют штрафные санкции, предусмотренные в контракте, несоразмерные совершённым нарушениям со стороны исполнителя контракта;

- установления сроков исполнения решений судов и исполнительных листов в отношении государственных органов и бюджетных организаций -заказчиков по контрактам. В настоящее время существует дисбаланс: если в отношении предпринимателя составлен исполнительный лист в связи с задолженностью по договору, то возбуждается исполнительное производство, и если оплата задолженности не происходит в течение пяти дней, то в отношении предпринимателя принимаются меры принудительного взыскания (аресты расчётных счетов и т. д.); если исполнительный лист составлен в отношении бюджетной организации, то ей даётся около 30 дней для погашения задолженности.

2. Непрозрачность механизмов и оказания мер государственной поддержки.

3. Излишнее административное давление на бизнес со стороны органов контроля (надзора), в том числе таможенных органов.

4. Безосновательное игнорирование требований Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях от-

* Информация предоставлена ТПП России 20 декабря 2021 г.

чуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» в части: - несвоевременного принятия решений управомоченных органов пуб-личной власти о приватизации

арендуемых предпринимателями объектов;

- незаконных отказов от выкупа;

- необоснованных требований об уплате арендной платы.

Имеются и другие проблемы, которые носят индивидуальный характер, разрешаемые с учётом специфики правоотношений.

Итак, необходимо отметить, что взаимодействия органов прокуратуры с ТПП России позволило обозначить проблемы законодательного регулирования, правоприменительной практики и пути совершенствования механизмов, направленных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день созданы и успешно реализуются правовые и организационные основы для осуществления плодотворного сотрудничества органов прокуратуры с ТПП России.

Библиография • References

Дошло до абсурда, что FIFE запретила котам и кошкам из России участвовать в международных выставках // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/03/ catss/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop [Doshlo do absurda, chto FIFE zapretila kotam i koshkam iz Rossii uchastvovat' v mezhdunarodnyh vystavkah // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/03/ catss/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop] Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019-2021 годов, утв. Банком России // URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/83253/onrib_2021.pdf [Osnovnye napravleniya razvitiya informacionnoj bezopasnosti kreditno-finansovoj sfery na period 2019-2021 godov, utv. Bankom Rossii // URL: http://www.cbr. ru/content/document/file/83253/onrib_2021.pdf] Подберёзкин А. И. Мир или война? Ни мир и ни война? // Обозреватель-Observer.

2022. № 1. С. 15-37. [Podberyozkin A. I. Mir ili vojna? Ni mir i ni vojna? // Obozrevatel'-Observer. 2022. № 1. S. 15-37]

Подберёзкин А. И., Боброва О. В. Средства противодействия силовым инструментам, направленным на подрыв основ государственности Российской Федерации. М. 2021. - 88 с. [Podberyozkin A. I., Bobrova O. V. Sredstva protivodejstviya silovym instrumentam, napravlennym na podryv osnov gosudarstvennosti Rossijskoj Federacii. M. 2021. - 88 s.] Подберёзкин А. И., Фатеев М. А., Боброва О. В. Некоторые аспекты взаимодействия органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и применение мер административного принуждения в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 6. С. 5-19.

142

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

3-4/2022

[Podberyozkin A. I., Fateev M. A., Bobrova O. V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya organov prokuratury s Torgovo-promyshlennoj palatoj Rossijskoj Federacii i primenenie mer administrativnogo prinuzhdeniya v voprosah zashchity prav sub»ektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti v arbitrazhnom sudoproizvodstve // Vestnik Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii. 2021. № 6. S. 5-19] Подберёзкин А.И., Боброва О. В., М. А. Фатеев. Взаимодействие органов прокуратуры с Торгово-промышленной палатой России и применение мер судебного принуждения в вопросах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в арбитражном судопроизводстве. М., 2021. - 96 с. [Podberyozkin A.I., Bobrova O. V., M. A. Fateev. Vzaimodejstvie organov prokuratury s Torgovo-promyshlennoj palatoj Rossii i primenenie mer sudebnogo prinuzhdeniya v voprosah zashchity prav sub»ektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti v arbitrazhnom sudoproizvodstve. M., 2021. - 96 s.] Постановление Временного правительства от 19 (6) октября 1917 г. «Об учреждении торгово-промышленных палат» // URL: https://tpprf.ru/ru/about/ history/tpp75/p61017/ [Postanovlenie Vremennogo pravitel'stva ot 19 (6) oktyabrya 1917 g. «Ob uchrezhdenii torgovo-promyshlennyh palat» // URL: https://tpprf.ru/ru/about/history/tpp75/ p61017/]

Путин отметил роль Торгово-промышленной палаты в пандемию // URL: https:// rg.ru/2021/02/25/putin-otmetil-rol-torgovo-promyshlennoj-palaty-v-pandemiiu.html [Putin otmetil rol' Torgovo-promyshlennoj palaty v pandemiyu // URL: https://rg.

ru/2021/02/25/putin-otmetil-rol-torgovo-promyshlennoj-palaty-v-pandemiiu.html] Штоль В. В. Санкции как инструмент неоколониализм // Вестник Университета

прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 6. С. 142-152. [SHtoi' V. V. Sankcii kak instrument neokolonializm // Vestnik Universiteta

prokuratury Rossijskoj Federacii. 2021. № 6. S. 142-152] http://duma.gov.ru/news/53617/

http://interfax.az/view/827825?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_

referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putina-s-predstaviteljami-

rossiiskih-delovyh-krugov-24-02-2022.html http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67881 http://www.kremlin.ru/events/president/news/67886 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65165 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=64945230 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=66718559 https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=71802509 https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1894644/

https://ria.ru/20220302/proverki-1776046079.html?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop

https://ria.ru/20220303/zakonoproekt-1776162734.html; https://sozd.duma.gov.

ru/bill/80713-8 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60ba23749a794711bc4093d6

Статья поступила в редакцию 4 марта 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.