ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Я.Е. Килин, студент А.К. Векшин, студент
Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-147-151
Аннотация. Тема коррупции является актуальной во все времена. В частности, по причине ее негативного воздействия на экономические, социальные, политические и иные гарантированные законодательством права и свободы граждан Российской Федерации. Являясь одной из важнейших отраслей надзора, осуществляемого органами прокуратуры Российской Федерацией, она представляет особый интерес к как с теоретической, так и практической точки зрения. В данной статье рассматривается практика реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Ключевые слова: Конституция РФ, прокурорский надзор, права и свободы человека и гражданина, надзор за исполнением законов, противодействие коррупции, акты прокурорского реагирования.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» [1] под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Особая роль в сфере противодействия коррупции отводится органам прокуратуры РФ, поскольку именно на нее возлагаются функции надзора за соблюдением законодательно закрепленных требований, устанавливающих определенные ограничения и запреты в целях воспрепятствования деятельности, имеющей коррупционный характер. Любая деятельность, связанная с противодействием коррупции, должна иметь под собой, нормативно-
правовую базу, регламентирующую как базовые принципы, так и конкретные направления реализации полномочий надзорных органов в указанной сфере надзорной деятельности. В деятельности прокуратуры основным ведомственным актом, регламентирующим противодействие коррупции является Приказ Генерального прокурора № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» [2]. Названный акт в качестве важнейших задач в сфере противодействия коррупции называет следующие:
- своевременное предупреждение коррупционных правонарушений;
- выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений;
- минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Реализация данных задач достигается посредством комплекса определенных мероприятий и полномочий, реализуемых в рамках отдельных направлений прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции. Исходя из системного анализа нормативно-правовой базы, можно выде-
лить следующие полномочия прокуратуры.
1. Проведение проверок. Все проверочные мероприятия, проводимые органами прокуратуры можно условно делятся на несколько категорий в зависимости от особенностей предмета проверки:
- проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в части установленных запретов в сфере государственной и муниципальной службы (п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе» [3]). Так, например, в 2020 году прокуратурой Чеченской Республики установлено, что некоторые из должностных лиц регионального ведомства не соблюдали предусмотренный законом запрет на осуществление предпринимательской деятельности. В нарушение требований законодательства один из государственных служащих являлся совладельцем коммерческих организаций, другой - руководителем общества с ограниченной ответственностью. Еще одно должностное лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим прокуратура внесла представление в региональное министерство. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования участие должностных лиц в коммерческих организациях и руководство их деятельностью прекращено, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя также отменена. Кроме того, трое чиновников, допустивших нарушения законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности [4].
- проверка исполнения требований законодательства о предоставлении достоверных и полных сведений о доходах (расходах), имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции»). Так, например, прокуратура Старомайнского района Ульяновской области провела проверку исполнения органами местного самоуправления антикоррупционного законодательства. В ходе нее выявлены и пресечены грубые нарушения. Согласно закону депутаты представительного органа
муниципального образования обязаны представлять сведения о своем имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. Прокуратурой установлено, что депутаты Совета депутатов муниципального образования не отразили информацию о наличии в собственности родственников жилого здания и земельного участка соответственно. Данные факты свидетельствовали о грубом игнорировании требований законодательства о противодействии коррупции. В связи с изложенным прокурор Старомайнского района Ульяновской области внес в адрес указанного представительного органа местного самоуправления представление. Во исполнение требования прокуратуры полномочия депутатов, нарушивших закон, досрочно прекращены [5].
- проверка исполнения требований законодательства о предотвращении конфликта интересов (ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции»). Урегулирование конфликта интересов считается одним из важнейших инструментов системы профилактики коррупционных правонарушений и является способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений. Антикоррупционное законодательство разъясняет, что следует понимать под конфликтом интересов. Согласно ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Так, в 1 полугодии 2021 года прокуратурой Республики Марий Эл проводилась работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов на государственной, муниципальной службе, в государственных и муниципальных учреждениях. В частности, руководитель одно-
го из учреждений социального обслуживания приняла на должность водителя своего супруга, при этом необоснованно начисляла ему заработную плату в дни фактического отсутствия на рабочем месте. Также, одним из руководителей муниципальных предприятий заключались на протяжении фактически двух лет договоры аренды транспортного средства на одинаковых условиях со своим отцом без согласования с администрацией района. После вмешательства прокуратуры договор расторгнут, должностное лицо уволено по собственному желанию [6].
2. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Генеральная прокуратура РФ выявила потребность в правовом урегулировании вопросов, касающихся разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. В частности, они связаны с отражением в этих программах характеристик предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации. Приказом Минтруда утвержден Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Однако данный Порядок не определяет, каким образом в индивидуальных программах реабилитации должны быть указаны наименования технических средств реабилитации и их обязательные характеристики. Как следствие, инвалиды отказываются от получения технических средств реабилитации, не подходящих им по характеристикам, а также не содействующих целям реабилитации, которые должны носить индивидуальный характер. Отсутствие порядка совершения государственными органами или организациями определенных действий либо одного из элементов такого порядка является кор-рупциогенным фактором, предусмотренным пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В этой связи Ге-
неральная прокуратура РФ направила в Минтруд России информацию с требованием исключить выявленные коррупцио-генные факторы [7].
3. Проведение координационных совещаний. В соответствии с Приказом Генерального прокурора № 545 прокурорам предписывается обеспечить эффективную координацию деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, в частности инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Так, например, в 2017 году в ходе координационного совещания, проводимого Прокуратурой Приморского края, было установлено, что в результате смещения акцентов на борьбу с наиболее значимыми и опасными деяниями в 2016-2017 гг. из 583 выявленных коррупционных преступлений 50 совершены в особо крупном размере, 76 - в крупном размере, 101 - в значительном размере, 87 - в составе организованной группы, 1 - в составе преступного сообщества. Установленный материальный ущерб по направленным в 2016-2017 гг. в суд уголовным делам превысил 1 млрд. рублей. По итогам совещания было принято решение, предписывающее правоохранительным органам проанализировать имеющиеся проблемы и продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на выявление, пресечение коррупционных преступлений [8].
5. Привлечение лиц к административной ответственности. Здесь примечателен пример из практики прокуратуры Ленинского района г. Саранска. По результатам проведенной проверки установлено, что директор ООО «Металлинвест» передал начальнику отдела материально-технического снабжения ФКП «Саранский механический завод» взятку в общей сумме более 570 тыс. рублей за лоббирование интересов данной организации, содействие заключению с ней договоров поставок и осуществление регулярных заказов продукции. По данному факту прокуратура района возбудила в отношении организации дело об административном правона-
рушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 бирательства подсудимый был признан КоАП РФ. По результатам его рассмотре- виновным в совершении преступления ния организация оштрафована на 1 млн предусмотренном ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 рублей [9]. УК РФ.
4. Поддержание государственного об- Подводя итог, следует сказать, что про-
винения по уголовным делам о корруп- курорский надзор за исполнением законо-ционных преступлениях. Данное полно- дательства в сфере противодействия кор-мочие реализуется в рамках Уголовно- рупции является одним из приоритетных процессуального законодательства. Так, в направлений в деятельности надзорных Шемышейкском районном суде прокуро- органов, поскольку коррупционные прояв-ром поддержано государственное обвине- ления на сегодняшний день являются од-ние по уголовному делу в отношении ли- ними из самых опасных негативных явле-ца, обвиняемого в покушении на дачу ний нашего общества, представляющих, в взятки должностному лицу лично за со- том числе, угрозу национальной безопас-вершение заведомо незаконного бездей- ности. ствия [11]. По результатам судебного раз-
Библиографический список
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, № 52 (часть 1), ст. 6228.
2. Приказ Генерального прокурора от 29.08.20014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ, № 31, ст. 3215.
4. Привлечение прокуратурой Чеченской республики к ответственности за несоблюдение антикоррупционных запретов URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/228574158 (дата обращения: 14.11.2021).
5. Досрочное прекращение полномочий депутата, нарушившего антикоррупционное законодательство. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_73/mass-media/news?item=60705537 (дата обращения: 16.11.2021).
6. Пресечение фактов конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_pvfo/mass-media/news/archive?item=64016397 (дата обращения: 16.11.2021).
7. Принятие Министерством Труда РФ мер по исключению коррупциогенных факторов из ведомственных правовых актов. URL: https://epp. genproc .gov. ru/web/ gprf/activity/combating-corruption/expertise/npand?item=25061238 (дата обращения: 18.11. 2021).
8. Проведение прокуратурой Приморского края координационного совещания по вопросам выявления и пресечения коррупционных преступлений. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_25/mass-media/news/archive?item=40442797 (дата обращения: 18.11.2021).
9. По требованию прокуратуры Ленинского района г. Саранска организация оштрафована за совершение коррупционных правонарушений. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_13/mass-media/news?item=66552850 (дата обращения: 18.11.2021).
10. Приговор Шемышейского районного суда Пензенской области № 1-18/2021 от 24 марта 2021 г. по делу № 1-18/2021. URL: https://sudact.ru/regular/doc/8uFZA3nhZoUK/ (дата обращения: 18.11.2021).
POWERS OF THE PROSECUTOR IN SUPERVISION OF THE IMPLEMENTATION OF THE ANTI-CORRUPTION LEGISLATION
Y.E. Kilin, student A.K. Vekshin, Student Saratov State Academy of Low (Russia, Saratov)
Abstracts. At all times, the topic of corruption is relevant. In particular, because of its negative impact on the economic, social, political and other rights and freedoms of citizens of the Russian Federation guaranteed by the legislation. Being one of the most important branches of supervision carried out by the Prosecutor's Office of the Russian Federation, it is of particular interest to both from a theoretical and practical point of view. This article examines the essence of prosecutorial supervision in the field of anti-corruption, its tasks, as well as the main directions.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, prosecutor's supervision, general supervision, human and civil rights and freedoms, supervision of the implementation of laws, acts of prosecutorial response.