Территория науки. 2015. № 6
Кузнецова С.П.
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАЛЕНИЯ НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: нормативный правовой акт, полномочия органов местного самоуправления, прокуратуры, антикоррупционная экспертиза, правовая экспертиза, муниципальное нормотворчество, органы прокуратуры, прокурорский надзор.
Keywords: normative legal act, the powers of local self-government, Prosecutor's office, anti-corruption examination, legal examination, the municipal rulemaking, prosecution bodies, Prosecutor supervision.
Аннотация: В статье представлена концепция проведения
обязательных правовых экспертиз нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также отдельный институ т в ряде экспертиз - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Обособленно обозначена роль органов прокуратуры в рамках прокурорского надзора за нормотворческой деятельностью муниципалитетов.
Abstract: The article presents the concept of the mandatory legal examination of normative legal acts of bodies of local self-government in the Russian Federation, as well as a separate Institute in the number of examinations - anti-corruption expertise of normative legal acts. Apart the role of prosecutors within the Prosecutor's supervision over normative activities of the municipalities.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет понятие муниципального правового акта, как решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления,
164
Территория науки. 2015. № 6
документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Особая роль муниципального правотворчества заключается, прежде всего, в его непосредственной близости к нуждам населения, имеющим отражение в вопросах местного значения. Осуществление реализации интересов и прав граждан, их закрепление в соответствующих нормах муниципальных правовых актов, безусловно, развивает и придает широкое применение институту гражданского общества и правоприменительной инициативе.
Одним из важнейших направлений политики государства в целях минимизации негативных последствий несовершенных законодательных актов, является проведение обязательных правовых процедур, в том числе юридических экспертиз и проверки нормативных правовых актов на предмет содержания коррупционных составляющих.
Систематизация и постоянный анализ (обновление) федерального законодательства, активная защита законодательной инициативы на региональном уровне, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления определяют четкую регламентацию и острую необходимость повышения качества принимаемых нормативных правовых актов на всех уровнях власти, в том числе, на уровне муниципалите тов.
Процесс экспертной оценки на коррупционность нормативных актов органов местного самоуправления в отличие от региональных актов, несомненно, имеет свои особенности и сталкивается с рядом проблем.
Основной причиной подобного положения служит отсутствие четких и реальных представлений о проведении процедуры оценки, критериев коррупционных факторов для органов местного самоуправления, необходимости более полного правового обеспечения местного самоуправления, преодоления внутренней
несогласованности, противоречивости правовых актов на муниципальном уровне.
Практика показывает, что во исполнение норм действующего федерального законодательства регионы приняли перечень нормативных правовых актов, отражающих актуальные вопросы борьбы с коррупцией, в том числе, путем проведения обязательных экспертиз. Та же работа проведена и на уровне муниципалитетов.
Важным, на наш взгляд, этапом антикоррупционного
165
Территория науки. 2015. № 6
регулирования вопросов местного самоуправления является нормотворчество исполнительных органов муниципалитетов. Фактически, только устав муниципального образования становится объектом экспертизы и проверки с последующей регистрацией в органах юстиции.
Особенным субъектом в данного рода правоотношениях, однозначно, выступают представительные органы местного самоуправления, которые принимают большинство нормативных правовых актов, устанавливающих для всех обязательные правила поведения по предметам ведения муниципального образования.
При этом должное внимание необходимо уделить тому факту, что по своей юридической природе нормативные правовые акты достаточно неоднородны и специфичны.
Термины "антикоррупционная экспертиза" и "коррупциогенные факторы" сегодня уже прочно вошли в правовой лексикон. Политика государства направлена на искоренение коррупции во всех ее проявлениях.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", стал показательным моментом в реализации антикоррупционного законодательства в актах регионального значения.
При этом легального определения понятия "меры по противодействию коррупции" не существует. В то же время в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дается понятие противодействия коррупции. Это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Подобная формулировка позволяет наделять органы местного самоуправления достаточно неограниченны кругом полномочий, по профилактике коррупции, борьбе с коррупцией и минимизации (ликвидации) последствий коррупционных правонарушений. Оставляя в стороне вопрос о недопустимости возложения на органы местного самоуправления
166
Территория науки. 2015. № 6
обязанности раскрывать, пресекать и расследовать коррупционные пр авонару шения.
Основным органом, уполномоченным на проведение антикоррупционной деятельности в системе нормотворчества, являются органы прокуратуры в рамках прокурорского надзора в сфере муниципального нормотворчества.
Так, в целях обеспечения надлежащей организации работы в указанной сфере законодательство ориентирует прокуроров (на местах) на усиление надзора за законностью нормативных правовых актов, применение мер к сотрудничеству с органами местного самоуправления, участие в подготовке ими проектов законов и иных нормативных правовых актов, осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов. Подобное взаимодействие имеет огромнейшее значение и играет неоценимую роль в правотворческом процессе. Прокуроры, выступающие своеобразными «кураторами» процесса нормотворчества оказывают большую и неоценимую помощь муниципалитетам. В их перечне «инструментов» законодатель предоставил право использовать «представления», «предписания» и иные акты прокурорского реагирования, обязательные к исполнению в строго оговоренные законодателем сроки. Таким образом, получая тот или иной нормативный правовой акт, прокурор проводит его экспертизу на предмет соответствия его нормам действующего законодательства, на наличие правомочия органа местного самоуправления к его принятию и по иным фактам, отраженным в методике проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы.
Фактически же, правотворческий процесс с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов занимает важный этап правотворческого процесса муниципалитетов. В итоге, нормативный правовой акт проходит дважды проверку на содержание коррупционных норм у специалиста органа местного самоуправления, ответственного за проверку нормативных правовых актов на соответствие антикоррупционному законодательству, подготовку соответствующего заключения и после его принятия и внесения в Регистр нормативных правовых актов органами прокуратуры.
В последнее время достаточно применима практика «круглых столов», «семинарских занятий» с обсуждением проблем местного нормотворчества и реализации антикоррупционного законодательства. Необходимость активного взаимодействия органов про^ратуры и местной власти подтверждается особым вниманием к этому вопросу
167
Территория науки. 2015. № 6
на государственном уровне.
Государство, его руководители поощряют и поддерживают совместные действия органов прокуратуры, региональных органов государственной власти и местного самоуправления, что в большей степени способствует обеспечению законности при подготовке нормативных правовых актов, повышению квалификации муниципальных служащих, участвующих в правотворческом процессе. Залогом успешной работы по формированию качественной нормативной базы, прежде всего, является заинтересованность всех участников нормотворческого процесса, а, стимулируя данный процесс актами прокурорского реагирования, государство автоматически заинтересовывает хозяйствующих субъектов в более тщательном подходе к нормотворческому процессу , и мы, простые граждане, можем быть уверенными в успешном разрешении проблемных вопросов в сфере нормотворчества.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, №40, ст.3822.
2. Кабашов С. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Организация и вопросы документирования - М.: Инфра-М, 2015. - 240с.
3. Кривенда Е.А. Проблема коррупции в современной России // Территория науки. 2015. № 2. С. 188-191.
4. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза. Теория и практика - М.: Норма, 2012. - 368с.
5. Россинская Е.Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: проблемы теории и практики - М.: Норма, 2014. - 305с.
Селютин А.В.
БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА (ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О БАНКРОТСТВЕ 2015 ГОДА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: банкротство физических лиц, арбитражный суд, неплатёжеспособность, денежное обязательство.
Keywords: the bankruptcy of individuals, the arbitral tribunal,
168