DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-243-249 ВОТЧЕНКО Ирина Артуровна,
NIION: 2018-0076-11/21-352 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021 -11-551 профессор кафедры кадрового, правового
и психологического обеспечения Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,
e-mail: [email protected]
ШИШИКИН Игорь Николаевич,
слушатель Института подготовки руководящих кадров Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,
e-mail: [email protected]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК ПРЕДКРИМИНАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
Аннотация. На фоне неблагополучной коррупционной статистики, конфликты интересов следует считать наиболее серьезной проблемой российской власти. Они провоцируют совершение коррупционных преступлений государственными и муниципальными служащими.
Анализ ситуации был проведен с применением совокупности общенаучных и специальных методов, применимых к уголовно-правовым, политико-правовым и социально-правовым исследованиям.
На базе анализа международной, национальной и ведомственной статистики, судебной практики, выявлены источники, определена природа типичных конфликтов интересов, возникающих у личного состава подразделений МЧС России. Показана реализация ведомственных (МЧС России) антикоррупционных документов (приказов), а также деятельность подразделений, работающих с личным составом, как части антикоррупционной политики.
Выявлено, что возникновение конфликта интересов возможно лишь при вступлении в правоотношения «власти - контроля - подчинения» с организациями и физическими лицами. Прослежены: рост регуляторных и коррупционных рисков, а также неблагоприятные тенденции, связанные с неразвитостью и низкой эффективностью процедур, регламентирующих деятельность государственных служащих. Отсутствие четкой формулировки коррупционных правонарушений выделено как причина их ошибочной ассоциации с дисциплинарными проступками, допущенными с нарушением норм антикоррупционного законодательства.
Анализ совокупности положений нормативных актов позволил прийти к выводу о том, что конфликт интересов сам по себе - лишь ситуация, а не правонарушение и рассматривается как статический, конкретный.
Предложено в определении конфликта интересов отобразить не потенциально возможное неблагоприятное развитие событий, а как свершившийся факт, дифференцировав эти явления, ввиду того, что последнее уже включает признаки правонарушения и/или преступления.
Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, государственная служба, МЧС России, коррупционные преступления.
VOTCHENKO Irina Arturovna,
PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Personnel, Legal and Psychological Support, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
SHISHIKIN Igor Nikolaevich,
student of the Institute for Leadership Training Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
ORIGIN AND NATURE OF THE CONFLICT OF INTEREST AS A PREREQUISITE
Annotation. Against the backdrop of unfavorable corruption statistics, conflicts of interest should be considered the most serious problem of the Russian authorities. They provoke the commission of corruption crimes by state and municipal employees.
The analysis of the situation was carried out using a combination of general scientific and special methods applicable to criminal law, political law and socio-legal research.
Based on the analysis of international, national and departmental statistics, judicial practice, sources are identified, the nature of typical conflicts of interest that arise among the personnel of the EMERCOM of Russia units is determined. The implementation of departmental (EMERCOM of Russia) anti-corruption documents (orders), as well as the activities of units working with personnel as part of the anti-corruption policy, is shown.
It was revealed that the emergence of a conflict of interest is possible only when entering into legal relations of "power - control - subordination" with organizations and individuals. We traced: the growth of regulatory and corruption risks, as well as unfavorable trends associated with the underdevelopment and low efficiency of procedures governing the activities of civil servants. The absence of a clear wording of corruption offenses is singled out as the reason for their erroneous association with disciplinary offenses committed in violation of anti-corruption legislation.
An analysis of the totality of the provisions of normative acts led to the conclusion that a conflict of interest in itself is only a situation, not an offense and is considered as static, specific.
It is proposed in the definition of a conflict of interest to display not a potentially unfavorable development of events, but as a fait accompli, differentiating these phenomena, in view of the fact that the latter already includes signs of an offense and / or crime.
Key words: corruption, conflict of interest, public service, EMERCOM of Russia, corruption crimes.
Цель
Выявить корни и природу типичных конфликтов интересов как массового негативного явления, присущего государственной службе, рассматривая такие конфликты в качестве предкриминаль-ных предпосылок, провоцирующих коррупцию.
Обсуждение
Международное антикоррупционное движение Transparency International в очередной раз опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 г. В этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180, набрав на два балла больше, чем в 2018 и 2019 гг. [20].
Вместе с тем, в текущем году зафиксировано максимальное за 8 лет число выявленных преступлений коррупционной направленности (24.5 тыс.), относительно прошлого года их количество возросло на +16.5% [17].
Согласно последнему докладу Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2020 г. возросло число выявленных случаев неурегулированного конфликта интересов (с 3.6 до 4.2 тыс.). Треть от этой цифры было выявлено в отношении деятельности лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, работа которых так или иначе связана со сферой закупок для государственных нужд, где устанавливались факты участия в заседаниях конкурсных
комиссий лиц, имеющих прямую личную заинтересованность в принятии итогового решения [16].
МВД России так же опубликовало статистические данные об уровне преступности с января по ноябрь 2021 г. За 11 месяцев минувшего года зарегистрировано 1853.1 тыс. преступлений, что в целом составило уменьшение ~ 2%, чем за аналогичный период 2020 г. При этом, на первое место были поставлены коррупционные преступления, а именно взяточничество (ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и ст. 291 УК РФ «Дача взятки»), «обогнав» такие составы преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование (2-е место); хулиганство (3-е место) и т.д. [18].
За 9 месяцев 2021 г. число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности также увеличилось и на территории Воронежской области с 249 до 335 (+ 34.5%). К реальному лишению свободы было приговорено 19 из 138 фигурантов по 128 уголовным делам [19].
По состоянию на 12 января 2022 г. в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, из 3079 записей 38 фигурантов осуществляли профессиональную деятельность в подразделениях МЧС России из расчета:
18 - представители подразделений надзорной деятельности и профилактической работы;
5 - личный состав поисково-спасательных подразделений;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
4 - личный состав высшего учебного заведения;
4 - личный состав пожарно-спасательных частей и формирований;
4 - работники Государственной инспекции по маломерным судам;
2 - сотрудники центров управления в кризисных ситуациях;
1 - сотрудник одного из ликвидированных региональных центров [15].
Из 38 фигурантов, большая часть уволенных в связи с утратой доверия из числа личного состава системы МЧС России, приходится именно на подразделения Главного управления МЧС России по Воронежской области (далее - Главное управление) - 8, при этом 3 уволены в связи с установленным фактом конфликта интересов, 5 уволены за непредставление или представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В результате осуществленного анализа проверок, проведенных в рамках реализации Указа Президента РФ от 21.09.2009г. № 1065 [4] в 2020-2021 годах в Главном управлении, конфликт интересов, как правило, присутствовал в большинстве случаев.
Из 3 уволенных сотрудников, 2 обжаловали принятые решения в судебных инстанциях Воронежской области различного уровня, однако, суды становились на сторону Главного управления [5; 6], что в очередной раз подтверждает позицию правоприменителя о необходимости соблюдения закона с пониманием «триады»: предупреждение коррупции и ее профилактика, борьба с коррупцией (т.е. расследование и раскрытие коррупционных правонарушений), неотвратимость наказания, минимизация и последующее устранение последствий коррупционных правонарушений. Лицам, которым государство предоставило полномочия и некое влияние, так или иначе использовали их в личных интересах, интересах родственников и/или иных близких лиц, вопреки интересам государства, за что понесли установленную законом ответственность.
Количество поступающих уведомлений государственных служащих о возникновении (возможном возникновении) у них конфликта интересов год от года неуклонно растет: за 2021 г. сотрудниками Главного управления было подано 7 уведомлений, за 2020 г. - 5.
Увеличение количества подачи уведомлений происходит вследствие проведения постоянной работы по актуализации перечня должностей федеральной государственной службы и работников, представляющих сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи, а
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
также в связи с изменением организационно-штатной структуры Главного управления и увеличение численности некоторых подразделений на основании директив и приказов МЧС России, а также в связи с увеличением регуляторных и коррупционных рисков.
Однако, вышеприведенные показатели могут свидетельствовать лишь о неблагоприятной тенденции, проявляющихся из-за неразвитости и низкой эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных служащих.
Осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий, законодатель на постоянной основе проводит работу в федеральных министерствах, службах и агентствах по совершенствованию правового регулирования в сфере противодействия коррупции.
Организован внутриведомственный контроль за соблюдением всеми категориями личного состава, проходящего службу (осуществляющего трудовую деятельность), требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в т.ч. за привлечением таких лиц к ответственности в случае их несоблюдения.
Кадровым подразделением ежегодно собираются актуальные сведения о близких родственниках и свойственниках личного состава, что, несомненно, влияет на снижение коррупционных проявлений [9].
Диспозиция норм приказа МЧС России от 29.09.2021 г. № 642 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в системе МЧС России на 2021 - 2024 годы» [8] предупреждение конфликта интересов ставит в качестве приоритетного направления реализации государственной антикоррупционной политики, позволяя предупреждать предпосылки коррупции и в максимально короткие сроки, оперативно реагировать на противоправные проявления в подразделениях системы МЧС России.
Проблема разрешения конфликта интересов при осуществлении государственной службы остается острой и актуальной. Личный состав, независимо от места осуществления профессиональной деятельности, злоупотребляет служебным (должностным) положением ради личной выгоды, выгоды родных, близких или друзей, а также из-за оставшихся связей при переходе из частного сектора в государственный, и наоборот.
Решению этой проблемы уделяется все больше внимания, однако она далека от конечного разрешения. Неправовые средства государственного управления, воздействия и принуждения зачастую препятствуют эффективной деятельности по противодействию коррупции. Дан-
ные проявления возможны из-за недостаточной правовой регламентации, приводящей, в конечном счете, к атрофии и потере значимости большинства правовых механизмов государственного управления.
Статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ), 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» используется термин «коррупционное правонарушение», однако до настоящего времени само определение на законодательном уровне нигде не закреплено.
Из-за отсутствия четкой формулировки коррупционные правонарушения, зачастую ошибочно, ассоциируются с дисциплинарными проступками, допущенными с нарушением норм антикоррупционного законодательства. Ассоциирование является ошибочным, степень тяжести служебного дисциплинарного проступка и коррупционного правонарушения различны.
Данные положения подтверждаются и особым характером наложения взыскания и порядка его снятия.
Взыскания за коррупционные правонарушения, согласно положениям ст. 50, 52 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ), не являются дисциплинарными взысканиями, а относятся к самостоятельному виду взыскания за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ и др.
Статьей 47 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ определено, что в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания.
Положениями Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ не предусмотрено в качестве меры поощрения досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника федеральной противопожарной службы взыскания за несоблюдение им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта
интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ и др.
Следует отметить, что все издаваемые нормативные акты не разграничивают степень ответственности за допущенный конфликт интересов в зависимости от занимаемой должности, что в очередной раз может свидетельствовать о значимости данной нормы.
Начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в соответствии с п/п. 26 абз. 15 разд. V Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивает проведение во вверенных подразделениях мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений [7].
Законодатель установил единственную ответственность для сотрудника федеральной противопожарной службы, замещающего должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в виде увольнения в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов [3].
Подчиненный начальнику главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации сотрудник федеральной противопожарной службы также подлежит увольнению в связи с утратой доверия [3].
Рассматривая вышеуказанные положения нормативных актов, можно сформулировать вывод, что конфликт интересов сам по себе - всего лишь ситуация, а не само правонарушение и может рассматриваться как статический - конкретный. Правонарушением, влекущим увольнение лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, является именно непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов [2]. В данном случае речь идёт о динамически постоянно трансформирующимися ситуациями, меняющимися лицами и обстоятельствами.
Изучив работы российских ученых-правоведов, стоит отметить, что впервые понятие «конфликта интересов» было использовано в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, несомненно, относящееся к частному праву, а в публичной сфере оно использовано в официальных документах и норматив-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
но-правовых актах, регламентирующих государственную и муниципальную службу [11, с. 37].
Рассматриваемая категория как таковая имеет общетеоретическое правовое значение, обретая в каждой отрасли определенную специфику. Единые подходы и регулирование понятия «конфликта интересов» отсутствуют, нет систематизированного понимания того, какие именно ситуации свидетельствуют о его наличии. Даже Трудовой кодекс РФ как основной правовой нормативный акт, регулирующий трудовые отношения, формулировку «конфликт интересов» использует всего лишь 4 раза, а раскрытие понятия и применение неразрывно связывает с Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 [1].
В правовой науке отмечается, что основу конфликта интересов составляет наличие возможного противоречия между личным (как правило, корыстным, эгоистическим) интересом и общественным (публичным) интересом. Выделяются объективная и субъективная составляющие конфликта интересов как юридического конфликта. Конфликт интересов как юридический конфликт имеет нормативную характеристику и нормативный механизм его предотвращения (разрешения) [13].
Не стоит забывать, что возникновение/отсутствие конфликта интересов может рассматриваться с позиции морального (нравственного) воспитания и поведения конкретного гражданина, занимающего соответствующую должность.
Все эти присущие конфликту интересов черты складываются в природу, т.е. сущность конфликта как такового.
Стоит согласиться с мнением М.А. Худяковой, позиция которой состоит в том, что сложность и многоплановость конфликта интересов обусловлена как минимум тремя факторами: дефицитом законности, несформированной служебной этикой и низкой человеческой культурой [14], а помимо принятия правовых решений и организационных мер по выявлению, предотвращению и разрешению возникающих конфликтов интересов, несомненно, требуется системная деятельность по формированию антикоррупционного правосознания и правовой культуры не только личности, но и общества в целом.
Вместе с тем, в определении конфликта интересов фигурирует ситуация не только как потенциально возможное неблагоприятное развитие событий, но уже как свершившийся факт. Хотя необходимо разграничить эти явления, т.к. последнее уже содержит признаки правонарушения, а зачастую и преступления. Законодатель приравнивает в данной случае саму возможность и совершенное деяние как таковое, что на практике приводит к «разбирательству» всего лишь по
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
подозрению о возможности возникновения противоречия между личной заинтересованностью и заинтересованностью других субъектов. В данном случае, несомненно, можно говорить об уязвимости отдельно взятого человека, проходящего государственную или муниципальную службы, с точки зрения необоснованного разбирательства о несоблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В данном случае стоит согласиться с позицией А.В. Соловьева [12], который предлагает рассматривать конфликт интересов в контексте уголовно-правовой составляющей только при наличии основной присущей черты - корысти, а другие компоненты (дефицит законности, нес-формированная служебная этика и низкая человеческая культура) - в качестве второстепенных.
Данная позиция также может быть выведена из Перечня № 23 преступлений коррупционной направленности [9], где, помимо прочих признаков ,указано «совершение преступления с корыстным мотивом».
Заключение
Без понимания базовых причин и условий возникновения конфликта интересов, как коррупционной составляющей, невозможно выстроить адекватную, эффективно работающую систему ее профилактики.
В силу своей правовой природы конфликт интересов представляет собой коррупционное проявление, а в зависимости от участников, условий, может повлечь уголовную ответственность (если в действиях участника конфликта интересов или лица, являющегося стороной сделки с заинтересованностью, присутствует состав преступления).
Необходимо учитывать, что должностные лица подразделений МЧС России могут являться субъектами преступлений, только если они являются должностными лицами и только при условии выполнения ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а уголовная ответственность военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала, выполняющих лишь свои профессиональные функции (за исключением вышеперечисленных), исключена.
Следует подчеркнуть, что возникновение конфликта интересов возможно только при вступлении в правоотношения «власти - контроля -подчинения» с организациями и физическими лицами.
В деятельности по противодействию коррупции предотвращению и урегулированию конфликта интересов придается важное значение. В методических рекомендациях, научных публика-
циях эти процессы называют причиной или условием коррупции, а мерам их профилактики уделяется все большее внимание. Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов интересов относится к числу первостепенных задач.
Список литературы:
[1] Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 22.11.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
[2] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 10.12.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // СПС «КонсультантПлюс».
[5] Определение Воронежского областного суда от 29.04.2021 № 33-2458/2021 // 1пйр://судеб-ныерешения.рф/59019193 (дата обращения: 16.01.2022).
[6] Определение Воронежского областного суда от 14.10.2021 № 33-6199/2021 // 1пйр://судеб-ныерешения.рф/63052002 (дата обращения: 16.01.2022).
[7] Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 217 (ред. от 21.05.2021) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СПС «Консультант-Плюс».
[8] Приказ МЧС России от 29.09.2021 № 642 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в системе МЧС России на 2021 - 2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Указание Департамента кадровой политики МЧС России от 20.08.2019 № 4-6-7-2838, указание Главного управления МЧС России по Воронежской области от 26.03.2021 № СЗ-134-141.
[10] Указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от 25.12.2020 «О введе-
нии в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов, происхождение и определение понятия // Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. -М., 2016. - 224 с. - С. 37.
[12] Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2018. - 256 с.
[13] Федоров А.В. Конфликт интересов как юридический конфликт // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 3 (70). - С. 38 - 41.
[14] Худякова М.А. Конфликт интересов на государственной службе // Административное право и процесс. - 2019. - № 5. - С. 85 - 88.
[15] Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (список) // Официальный интернет-портал Госслужбы. URL: http://gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения: 12.01.2022).
[16] Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/ news?item=61267146 (дата обращения: 15.01.2022).
[17] Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России (за июль 2021) // Официальный интернет-портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 15.01.2022).
[18] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// мвд.рф/reports/item/27566319 (дата обращения: 20.12.2021).
[19] Прокуратура Воронежской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_36/mass-media/news?item=66968768 (дата обращения:
25.11.2021).
[20] АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернеш-нл-Р» // [Электронный ресурс] - URL: https:// transparencyorg.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html (дата обращения:
15.01.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021
Spisok literatury:
[1] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 22.11.2021) // SPS «Konsul'tantPIyus».
[2] Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) «O protivodejstvii korrupcii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[3] Federal'nyj zakon ot 23.05.2016 № 141-FZ (red. ot 30.04.2021) «O sluzhbe v federal'noj protivo-pozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozhar-noj sluzhby i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonod-atel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[4] Ukaz Prezidenta RF ot 21.09.2009 № 1065 (red. ot 10.12.2020) «O proverke dostovernosti i pol-noty svedenij, predstavlyaemyh grazhdanami, pre-tenduyushchimi na zameshchenie dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj sluzhby, i federal'nymi gosu-darstvennymi sluzhashchimi, i soblyudeniya federal'nymi gosudarstvennymi sluzhashchimi trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[5] Opredelenie Voronezhskogo oblastnogo suda ot 29.04.2021 № 33-2458/2021 // http://sudeb-nyeresheniya.rf/59019193 (data obrashcheniya: 16.01.2022).
[6] Opredelenie Voronezhskogo oblastnogo suda ot 14.10.2021 № 33-6199/2021 // http://sudeb-nyeresheniya.rf/63052002 (data obrashcheniya: 16.01.2022).
[7] Prikaz MChS Rossii ot 27.03.2020 № 217 (red. ot 21.05.2021) «Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom organe Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[8] Prikaz MChS Rossii ot 29.09.2021 № 642 «Ob utverzhdenii Plana protivodejstviya korrupcii v sisteme MChS Rossii na 2021 - 2024 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[9] Ukazanie Departamenta kadrovoj politiki MChS Rossii ot 20.08.2019 № 4-6-7-2838, ukazanie Glavnogo upravleniya MChS Rossii po Voronezhskoj oblasti ot 26.03.2021 № SZ-134-141.
[10] Ukazanie Genprokuratury Rossii № 738/11, MVD Rossii № 3 ot 25.12.2020 «O vvedenii v dejstvie perechnej statej Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii, ispol'zuemyh pri formirovanii statistich-eskoj otchetnosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[11] Nozdrachev A.F. Konflikt interesov, proisk-hozhdenie i opredelenie ponyatiya // Konflikt interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe, v deya-tel'nosti organizacij: prichiny, predotvrashchenie, uregulirovanie: nauch.-prakt. posobie / T.S. Glazyrin, T.L. Kozlov, N.M. Kolosova i dr.; otv. red. A.F. Nozdrachev. - M., 2016. - 224 s. - S. 37.
[12] Solov'ev A.V. Konflikt korystnyh interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe: priroda i sposoby preodoleniya: ucheb. posobie. - M.: Prospekt, 2018. - 256 s.
[13] Fedorov A.V. Konflikt interesov kak yuridi-cheskij konflikt // Zhurnal zarubezhnogo zakonod-atel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2018. - № 3 (70). - S. 38 - 41.
[14] Hudyakova M.A. Konflikt interesov na gosudarstvennoj sluzhbe // Administrativnoe pravo i process. - 2019. - № 5. - S. 85 - 88.
[15] Reestr lic, uvolennyh v svyazi s utratoj doveriya (spisok) // Oficial'nyj internet-portal Gosslu-zhby. URL: http://gossluzhba.gov.ru/reestr (data obrashcheniya: 12.01.2022).
[16] General'nyj prokuror Rossijskoj Federacii Igor' Krasnov vystupil s dokladom v Sovete Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/gprf/mass-media/news?item=61267146 (data obrashcheniya: 15.01.2022).
[17] Ezhemesyachnyj sbornik o sostoyanii prestupnosti v Rossii (za iyul' 2021) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. URL: http://crimestat.ru/analyt-ics (data obrashcheniya: 15.01.2022).
[18] Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar'-noy-abr' 2021 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mvd.rf/ reports/item/27566319 (data obrashcheniya: 20.12.2021).
[19] Prokuratura Voronezhskoj oblasti. Oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. URL: https://epp. genproc.gov.ru/web/proc_36/mass-media/ news?item=66968768 (data obrashcheniya:
25.11.2021).
[20] ANO «Centr antikorrupcionnyh issledovanij i iniciativ «Transperensi Interneshnl-R» // [Elektronnyj resurs] - URL: https://transparency.org.ru/research/ indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-in-dekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ball-ov-i-129-mesto.html (data obrashcheniya:
15.01.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021