Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2373
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков П. Н.

Статья посвящена проблемам международного сотрудничества органов прокуратуры РФ. Анализируются правовые основы международной деятельности прокуратуры. Освещены основные направления прокурорского надзора в сфере исполнения норм международного права. Показана специфика применения органами прокуратуры норм международного права в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problems of international cooperation of the prosecutor's office of the Russian Federation. The author analyzes the legal foundations of the international activities of the prosecutor's office. The article highlights the main directions of prosecutorial supervision in the field of implementation of international law. The author shows the specifics of the application of the norms of international law by the prosecution authorities in criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ

УДК 343.14; 341

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3692

О МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. Н. Бирюков

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 сентября 2021 г.

Аннотация: статья посвящена проблемам международного сотрудничества органов прокуратуры РФ. Анализируются правовые основы международной деятельности прокуратуры. Освещены основные направления прокурорского надзора в сфере исполнения норм международного права. Показана специфика применения органами прокуратуры норм международного права в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: международное право, Генеральная прокуратура РФ, прокурорский надзор за исполнением норм международного права, правовая помощь по уголовным делам.

Abstract: the article is devoted to the problems of international cooperation of the prosecutor's office of the Russian Federation. The author analyzes the legal foundations of the international activities of the prosecutor's office. The article highlights the main directions of prosecutorial supervision in the field of implementation of international law. The author shows the specifics of the application of the norms of international law by the prosecution authorities in criminal proceedings.

Key words: international law, General Prosecutor's Office of the Russian Federation, prosecutor's supervision over the implementation of international law, legal assistance in criminal cases.

Правовым основанием для международного сотрудничества органов прокуратуры РФ являются положения Конституции и законы РФ. Указанным вопросам посвящено немало работ1, однако большинство из них было издано до конституционных поправок 2020 г. и, естественно, не могло учитывать содержащиеся в них изменения. Последние, кстати, также_

53

1 См.: Малов А. Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопросах экстрадиции // Законность. 2012. № 12 ; Прокурорский надзор. Особенная и Специальная части : учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. 3-е изд. М., 2017 ; Баркалова Е. В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства : учеб.-метод. пособие. СПб., 2018 ; Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) : в 2 т. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. Т. 2 ; Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор : учеб. для вузов / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 15-е изд., перераб. и доп. М., 2020 ; и др.

© Бирюков П. Н., 2021

привели к обновлению ведомственного правотворчества в сфере применения норм международного права2.

Конституция РФ устанавливает место международных норм в правовой системе РФ (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, 62, 79 и др.)3 и роль органов прокуратуры РФ в государственно-правовом механизме нашей страны (ст. 129)4.

Указанные нормы наделяют органы прокуратуры РФ полномочиями непосредственно применять нормы международного права. Так, согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»5 Генпрокуратура России «в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации». Нормы указанного закона, УПК РФ, КоАП РФ, другие федеральные законы регламентируют различные аспекты «международной» компетенции органов прокуратуры. Важную роль играют в этой сфере и собственные нормативные акты Генпрокуратуры РФ6.

В процессе своей деятельности органы прокуратуры непосредственно руководствуются нормами международного права. В настоящее время в структуре Генпрокуратуры РФ функционирует Главное управле-

2 См.: О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Российской Федерации : приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2020 № 297. URL: http://www.consultant.ru

3 См.: Бирюков П. Н. Международное право : учеб. для бакалавров : в 2 т. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2020 ; Международное уголовное право : учеб. для вузов /

■^г А. В. Наумов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019 ; Международное уголовное о: право / А. В. Бриллиантов [и др.] ; под общ. ред. А. В. Бриллиантова ; отв. ред. Z А. А. Арямов, Г. А. Русанов. М., 2019 ; и др.

^ 4 Практика исполнения международных договоров государств — участников

О СНГ в сфере борьбы с преступностью и меры по ее совершенствованию. М., 2021 ; Сотрудничество генеральных прокуратур государств — участников СНГ в борьбе

_с коррупцией. М., 2021 ; Практика деятельности генеральных прокуратур госу-

54 дарств — участников СНГ по координации работы национальных правоохрани-

-тельных органов. М., 2021 ; Проведение экстрадиционных проверок органами

прокуратуры Российской Федерации. М., 2021 ; и др.

5 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 01.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_262/c2fd433f844019b87f0bc593b20e5c1d00b059e0/

6 См., например: О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора : указание Генпрокуратуры России от 5 марта 2018 г. № 116/35. URI: https://legalacts.ru/doc/ukazanie-genprokuratury-rossii-ot-05032018-n-11635-o-porjadke ; О мерах по организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по возвращению активов из-за рубежа : указание Генпрокуратуры России от 31 августа 2020 г. № 442/35. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_361282

ние международно-правового сотрудничества7, которое и осуществляет значительный аспект компетенции. В составе Управления следующие подразделения: управление экстрадиции; управление правовой помощи

и правоохранительного содействия; организационно-правовое управле- .

ние; отдел международного сотрудничества по особо важным делам; от- .

дел документационного обеспечения. от

Большое значение в международном сотрудничестве имеют соглаше- о

ния самой Генеральной прокуратуры РФ8. Например, по Соглашению о

о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - О

участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией О

2007 г.9 осуществляется взаимодействие в целях борьбы с коррупцией, 2

усиления защиты прав и законных интересов граждан, охраняемых за- ^ коном интересов общества и государства, выработки согласованной стра

тегии противодействия коррупции. Правда, Соглашение не затрагивает о вопросов оказания правовой помощи и выдачи (ст. 1). ы

При этом имеется в виду международное сотрудничество не только

в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком ^

смысле), но и правоохранительного содействия. У Генпрокуратуры за

ключено несколько десятков такого рода соглашений (Меморандум о ь

сотрудничестве между Генеральной прокуратурой РФ и Министерством

юстиции Венгрии от 13 ноября 2019 г., Меморандум о сотрудничестве

между Генеральной прокуратурой РФ и Генеральной прокуратурой Ко- 0

ролевства Саудовская Аравия 2019 г. и др.). Они содействуют имплемен-

тации договоров о правовой помощи по уголовным делам и координируют 0

сотрудничество других учреждений правопорядка в борьбе с правонару- р

=1

шениями.

Прокурорский надзор в Российской Федерации играет важную роль в ^ обеспечении международно признанных прав человека. Можно назвать "§ Европейскую конвенцию о защите прав человека 1950 г., пакты о правах о человека 1966 г., Конвенцию против пыток и др.

Органы прокуратуры РФ активно реализуют гуманитарную составля- ф ющую своей «международной» компетенции. При осуществлении надзора за исполнением норм о защите прав и свобод человека органами прокуратуры применяются решения ЕСПЧ как акты толкования Конвенции 1950 г.10

TD

55

7 Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России : утв. приказом Генпрокуратуры России от 3 июня 2020 г. № 297. URL: https://rulaws.ru/acts/Polozhenie-o-Glavnom-upravlenii-mezhdunarodno-pravovogo-sotrudnichestva

8 Соглашения Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://genproc.gov.ru/ms/ ms_documents

9 URL: https://docs.cntd.ru/document/552253639

10 URL: https://epp. genproc.gov.ru/web/gprf/documents/normative-act?p_p_id=-ru_voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsDocumentListView-Portlet_INSTANCE_FTomQzjXgD2x&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_ mode=view&_ru_voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsDocu-

Генеральная прокуратура тщательно отслеживает применение указанных положений11. В июне 2021 г. Президент России внес в Госдуму ФС РФ законопроект, который наделяет Генпрокуратуру компетенцией представлять Россию в ЕСПЧ и других международных судах. Указанные положения были включены законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»12. Теперь на основании ч. 3.1 ст. 1 закона Генпрокуратура России «в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах)». Данная норма корреспондирует новелле ст. 125 Конституции (в ред. 2020 г.).

В июле 2021 г. в Санкт-Петербурге состоялась конференция руководителей прокуратур европейских государств на тему «Роль прокуратуры в защите индивидуальных прав и публичного интереса в свете требований Европейской конвенции по правам человека»13.

Большую роль в правовой системе РФ играют так называемые «правовые позиции», сформулированные межгосударственными органами (комитетами) по защите прав человека14. Указанные комитеты создаются на основе соответствующих договоров (пакты о правах человека 1966 г., Конвенция против пыток 1984 г., Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г.).

Практика комитетов представляет собой толкование норм договоров, и в этой части они обязательны для государств-участников, в том числе и для России. В их числе практика: а) Комитета ООН против пыток: запрет пыток, иного недопустимого обращения; вопросы выдачи; вопросы содержания лиц в одиночной камере; б) Комитета ООН по правам ребенка: право на уважение личной и семейной жизни; защита прав несо-Z вершеннолетних; несоблюдение установленного судом порядка общения родителей с ребенком; в) Комитета ООН по экономическим, социальным

см

о _

041 mentListViewPortlet_INSTANCE_FTomQzjXgD2x_delta=15&_ru_voskhod_gp-

_parf_portal_feeds_main_page_portlet_FeedsDocumentListViewPortlet_INSTANCE_

56 FTomQzjXgD2x_resetCur=false&_ru_voskhod_gpparf_portal_feeds_main_page_ -portlet_FeedsDocumentListViewPortlet_INSTANCE_FTomQzjXgD2x_cur=2

11 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents/human-rights ; О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» : приказ Генерального прокурора РФ от 31 августа 2020 г. № 508. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/gprf/documents/normative-act?item=65001220 и др.

12 URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102014157&backlink= 1&&nd=602263607

13 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/international-cooperation/rus

14 См. также: Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 5 (2020) : подготовлен Верховным Судом РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365611

и культурным правам; вопросы выселения; г) Комитета ООН по правам человека — право на свободное выражение своего мнения; право лица принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно,

так и через посредство свободно выбранных представителей; право на .

справедливое судебное разбирательство. .

Большое внимание Генеральной прокуратурой РФ уделяется работе от

в международных организациях. о

Наиболее тесные связи сложились у Генпрокуратуры России с про- *

курорами государств — участников СНГ. К примеру, в октябре 2020 г. на О

30-м заседании Координационного совета генеральных прокуроров го- О

сударств - участников Содружества Независимых Государств15 обсужда- 2

лись 14 вопросов. В их числе были: внедрение в странах СНГ института &

конфискации имущества, имеющего незаконное происхождение; приме- х

нение в уголовном судопроизводстве института досудебного соглашения о

о сотрудничестве; противодействие транснациональной преступности; х расследование трансграничных преступлений; прокурорский надзор

за исполнением законов о защите прав предпринимателей; роль орга- &

нов прокуратуры в противодействии экстремизму, терроризму и другим ^

транснациональным преступлениям и др. ь

Велика роль прокуратуры в борьбе с коррупционными явлениями.

Так, представители Генеральной прокуратуры РФ на постоянной основе участвуют в работе конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов. В частности, в июне 2021 г. представители управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Ге- "§ неральной прокуратуры РФ во взаимодействии с МИДом России и Управ- о лением ООН по наркотикам и преступности организовали и провели на полях Генассамблеи ООН против коррупции специальное мероприятие ф на тему «Международное сотрудничество по вопросам предупреждения коррупции»16.

В качестве головного ведомства Генпрокуратура РФ выполняет задачи по обеспечению участия России в работе группы государств против коррупции (ГРЕКО)17. Во исполнение рекомендаций ГРЕКО Генпрокуратурой РФ была развернута работа по совершенствованию законодательства РФ: приняты изменения в УК РФ, законодательстве о госслужбе, о политических партиях и выборах. Они стали базой для значительного числа организационно-распорядительных и инструктивных документов.

о

—I

о

X

о

го =1

"О £

57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 ШЬ: https://e-cis.info/cooperation/3045/88820/

16 иКЬ: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/inter-national/implementation?item=62610929

17 ИКЬ: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/inter-national/greko

Выступая в октябре 2020 г. на заседании генеральных прокуроров государств — членов ШОС18, Генпрокурор РФ подчеркнул, что судами удовлетворены исковые требования органов прокуратуры об изъятии у госслужащих имущества на сумму более 34 млрд рублей. За первое полугодие 2020 г. по уголовным делам о коррупции в обеспечение причиненного преступлениями вреда арестовано 13,6 млрд рублей, еще было изъято ценностей и имущества на сумму 2 млрд рублей.

Генеральной прокуратурой РФ уделяется большое внимание проблеме возврата незаконно перемещенных из России активов.

В июне 2020 г. представители Генпрокуратуры РФ приняли участие в Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма19. На заседании был утвержден проект «Методологии оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в Евразийском регионе». Ключевой темой стал вопрос снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма в условиях распространения коронавирус-ной инфекции.

В целях имплементации международных норм 31 августа 2020 г. было издано указание Генпрокуратуры России № 442/35 «О мерах по организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по возвращению активов из-за рубежа»20.

В феврале и мае 2021 г. представители Генеральной прокуратуры РФ участвовали в работе ФАТФ21, где обсудили лучшие практики отслеживания незаконных финансовых потоков, механизмов ареста, конфискации и возврата активов, полученных преступным путем.

В июле 2021 г. межведомственная российская делегация, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ, внесла в ООН российский проект конвенции о противодействии использованию информаци-0 , онно-коммуникационных технологий в преступных целях22. Конвенция предусматривает борьбу с криминальным использованием криптовалю-^ ты и преступлениями, совершаемыми с использованием высоких техно-о логий. «Проект концепции вводит новые составы преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий

-(распространение фальсифицированной медицинской продукции, обо-

58 рот наркотиков, вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных деяний, опасных для их жизни и здоровья, и др.). Конвенция расширяет сферу международного сотрудничества в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выявление, арест, конфискацию и возврат активов» — указали в Генпрокуратуре.

18 ШЬ: http://rus.sectsco.org/news/20201020/684538.html

19 ЦК,Ь: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/counteraction/intenigence? йет=50381813

20 ЦК,Ь: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/gprf/documents?item=56702942

21 ИКЬ: https://www.fedsfm.ru/releases/4947; https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ activity/counteraction/inteШgence?item=62135219

22 ШЬ: https://tass.ru/politika/11997481

Велика роль Генеральной прокуратуры РФ в деятельности региональных международных организаций, одним из направлений деятельности которых является сотрудничество в борьбе с преступностью.

К примеру, в сентябре 2017 г. состоялась встреча генеральных прокуроров государств - членов Совета государств Балтийского моря23. В рамках мероприятия была обсуждена роль органов прокуратуры в проти-

литики Запада.

X

водействии незаконной миграции, международный опыт борьбы с экологическими преступлениями, а также участие прокуроров в борьбе с тер- о

роризмом и насильственным экстремизмом. Несмотря на единодушное О мнение о наличии резервов для развития и повышения эффективности О взаимодействия прокуратур в рамках Совета, сотрудничество на данном

направлении в последнее время застопорилось в силу санкционной по- &

В сентябре 2020 г. состоялось заседание межведомственной рабочей о группы по противодействию информационной преступности. На засе- х

дании были обсуждены вопросы, касающиеся актуализации и продви- §<

жения российского проекта конвенции ООН о сотрудничестве в сфере 2

противодействия информационной преступности. Установлен порядок н

формирования и работы российской межведомственной делегации для ь

участия в заседаниях специального межправительственного комитета о

экспертов открытого состава ООН по разработке всеобъемлющей кон- ^

венции о противодействии информационной преступности. Определены о

согласованные действия государственных органов в этом направлении. ^

В октябре 2020 г. Генпрокурор РФ на заседании Региональной сети правоохранительных и антикоррупционных органов АТЭС24 обсудил опыт расследования уголовных дел, поддержания по ним государственного обвинения и прокурорского надзора в целом в экономиках АТЭС в ■< условиях пандемии СОУГО-19. н С правоохранительными органами некоторых государств у Генпроку- о ратуры России сотрудничество налажено настольно эффективно, что соз- ^ даются совместные структуры, функционирующие на постоянной основе. 0 В качестве примера можно привести постоянно действующую рабочую группу Генпрокуратуры РФ и Министерства юстиции Франции. Так, в декабре 2020 г. на заседании группы (что интересно, в очном формате) 59

состоялась российско-французская встреча по проблематике противодей--

ствия киберпреступности и борьбе с программами-вымогателями25.

Генеральная прокуратура РФ участвует также в мероприятиях, проводимых по линии Международной ассоциации прокуроров (МАП)26. В частности, в сентябре 2019 г. делегация Генеральной прокуратуры

23 ИКЬ: http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/3778

24 ИКЬ: https://procrf.ru/news/print/2382610-predstaviteli-generalnoy-prokuraturyi-rf.html

25 ИКЬ: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1894350/

26 ИКЬ: https ://epp. genproc. gov.ru/web/gprf/activity/international-coop eration/ map/about

РФ приняла участие в 24-й Ежегодной конференции МАП, посвященной международному сотрудничеству в различных правовых системах. В конференции работали более 500 представителей из прокурорских служб 102 государств и юрисдикций.

Все же основной задачей органов прокуратуры в сфере борьбы с преступностью остается правовая помощь по уголовным делам. Она осуществляется как на многосторонней (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и др.), так и на двусторонней основе (Договор между РФ и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1999 г., Договор между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. и др.).

При этом органами прокуратуры реализуется широкий спектр действий в порядке правовой помощи по уголовным делам27.

Как известно, одним из видов правовой помощи является передача материалов дела с просьбой об осуществлении уголовного преследования. Она осуществляется в случаях, когда преступник по каким-либо причинам не может быть выдан запрашиваемому государству28. К примеру, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (ст. 72) предусматривает, что «Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление».

Показательно следующее дело. В 2013 г. гражданка Киргизской Ре-2 спублики вступила в преступную группу, занимавшуюся контрабандой и ,_: сбытом наркотических средств на территории России. Однако вскоре ее § деятельность была выявлена, виновная скрылась от следствия у себя на 041 родине. В 2019 г. она была обнаружена. Поскольку гражданка не могла

_быть выдана России, материалы уголовного дела с запросом об осущест-

60 влении уголовного преследования Генпрокуратура России передала в _ Генеральную прокуратуру Киргизской Республики. В 2020 г. приговором районного суда г. Бишкека указанная гражданка была признана виновной в совершении преступлений на территории Российской Федерации

27 См.: Лазутин Л. А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. Екатеринбург, 2008 ; Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам : учеб.-практ. пособие / под ред. Ф. К. Зиннурова. М., 2016 ; и др.

28 О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора : указание Генеральной прокуратуры РФ от 5 марта 2018 г. № 116/35. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71807992

СП

по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 и п. «а», «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ. Суд приговорил ее к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества29.

Генпрокуратура России активно направляет требования о выдаче скрывшихся от правосудия лиц. Так, в ноябре 2020 г. в Россию из Испании были выданы два гражданина, один которых обвинялся в мошенничестве; другой — в незаконном обороте наркотиков30.

Однако Генпрокуратура не только запрашивает лиц к экстрадиции, но и сама выдает виновных иностранным государствам. В частности, в § 2020 г. Генпрокуратура России выдала Чешской Республике для уголов- . ного преследования гражданина Казахстана К. Омысова, который в Пра- Q ге похитил автомобиль стоимостью 400 тыс. чешских крон. После совер- ^ шения преступления Омысов скрылся от правоохранительных органов и ^ был задержан на территории Российской Федерации31. ы

Одним из видов правовой помощи является признание иностранных о приговоров. Так, в 2020 г. Греция признала приговор российского суда и о выдала для отбывания наказания гражданина Грузии Х. Чоговадзе, кото- о рый в январе 2001 г. был осужден к лишению свободы с отбыванием нака- О зания в исправительной колонии строгого режима32. Таким образом, пре- ф ступник понес наказание почти через 20 лет после совершения деяния. 2 Вместе с тем нужно учитывать, что органы прокуратуры РФ зани

X

маются не только борьбой с преступностью. В других направлениях осу- о

п

ществляется также взаимодействие с зарубежными коллегами.

Так, в сентябре 2020 г. сотрудники Генеральной прокуратуры России и о

Беларуси провели рабочую встречу, в ходе которой произошел обмен опытом по осуществлению надзора за исполнением законодательства при раз- 0 мещении заказов для государственных и муниципальных нужд33. Обсуж- ™ дались вопросы организации надзора за соблюдением законодательства о 0 закупках, а также противодействие коррупции в данной сфере, предупре- ■< ждение излишнего посредничества, использование цифровых инструмен- "8 тов для выявления нарушений законодательства о закупках и др. о

В сентябре 2020 г. Генеральный прокурор РФ на заседании Коор- р динационного совета генеральных прокуроров государств — участников ф СНГ проинформировал коллег о практике прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей. Действенным инструментом защиты бизнеса стал Единый реестр проверок, оператором которого законодателем определена Генеральная прокуратура. В июле 2021 г. вступил в силу закон о госконтроле34, разработанный с участием Генпрокуратуры РФ. «Он вводит в правовое поле такие новые форматы

61

29 URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1894568/

30 URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1894052/

31 URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1894696/

32 URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1894766/

33 URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/news-1890680/

34 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» : федер. закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ. URL: https://rg.ru/2021/06/18/goskontrol-dok.html

общения проверяющего и предпринимателя, как мониторинговая закупка, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, и что важно - только с одобрения прокурора», - сообщил Генпрокурор России35.

Главой 29.1 КоАП РФ Генпрокуратура России определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Указание Генпрокуратуры России от 31 октября 2011 г. № 372/35 «О порядке осуществления органами прокуратуры Российской Федерации международного сотрудничества по делам об административных правонарушениях» подробно регламентирует взаимодействие органов прокуратуры с зарубежными учреждениями юстиции. Главным управлением международно-правового сотрудничества ежегодно направляются десятки запросов об административной правовой помощи и об осуществлении административного преследования.

Таким образом, «международная» составляющая деятельности органов прокуратуры чрезвычайно разнообразна. Прокуратура в РФ играет важную роль в механизме имплементации норм международного права.

35 ИКЬ: https://tass.ru/ekonomika/9666529

Библиографический список

Баркалова Е. В. Международное сотрудничество органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства : учеб.-метод. пособие. СПб. : Санкт Петербургский юрид. ин-т (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 88 с.

Бирюков П. Н. Международное право : учебник для бакалавров : в 2 т. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2020. Т. 1. 365 с. ; Т. 2. 290 с.

Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному 01 закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) : в 2 т. 3-е ^ изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. Т. 2. 417 с.

Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор : учебник для о вузов / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 15-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт,

041 2020. 556 с.

_ Лазутин Л. А. Правовая помощь по уголовным делам как межотрасле-

62 вой нормативный комплекс. Екатеринбург : ИД Уральская гос. юрид. акад., -2008. 404 с.

Малов А. Сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами зарубежных государств в вопросах экстрадиции // Законность. 2012. № 12. С. 16-21.

Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам : учеб.-практ. пособие / под ред. Ф. К. Зиннурова. М. : Юни-ти-Дана : Закон и право, 2016. 199 с.

Международное уголовное право : учебник для вузов / А. В. Наумов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 509 с.

Международное уголовное право / А. В. Бриллиантов [и др.] ; под общ. ред. А. В. Бриллиантова ; отв. ред. А. А. Арямов, Г. А. Русанов. М. : Юрайт, 2019. 358 с.

Международное сотрудничество прокуратуры

Практика деятельности генеральных прокуратур государств - участников СНГ по координации работы национальных правоохранительных органов. М. : Университет прокуратуры РФ, 2021.

Практика исполнения международных договоров государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью и меры по ее совершенствованию. М. : Университет прокуратуры РФ, 2021.

Проведение экстрадиционных проверок органами прокуратуры Российской Федерации. М. : Университет прокуратуры РФ, 2021. 5 Прокурорский надзор. Особенная и Специальная части : учеб. для акаде- ° мического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. 3-е изд. М. : Юрайт, 2017. 394 с.

СП X

TD

О

г

о

X

О

О

ä

CD

Сотрудничество генеральных прокуратур государств — участников СНГ в ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

борьбе с коррупцией. М. : Университет прокуратуры РФ, 2021. g

X

References р

Barkalova E. V. International cooperation of the prosecutor's office in the field of criminal proceedings: a training manual. St. Petersburg : St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian

Federation, 2018. 88 p. н

CD

Biriukov P. N. International law: textbook for bachelors. 10th ed., Rev. and ü

add. In 2 volumes. M. : Yurayt, 2020.Vol. 1. 365 p. ; Vol. 2. 290 p. о

Vinokurov A. Yu. Scientific and practical commentary to the Federal Law н

«On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (article by article). In 2 0

volumes. Volume 2 / 3rd ed., Rev. and add. M. : Yurayt Publishing House, 2019. "R

417 p. X

т. T • О

Vinokurov Yu. E., Vinokurov A. Yu. Prosecutor's supervision: a textbook for о universities / edited by Yu. E. Vinokurov. 15th ed., Rev. and add. M. : Yurayt

Publishing House, 2020. 556 p. g

Lazutin L. A. Legal assistance in criminal cases as an intersectoral regulatory o

н

complex: monograph. Yekaterinburg : Publishing House of the Ural State Law Academy, 2008. 404 p.

Malov A. Cooperation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation with the competent authorities of foreign states in matters of ® extradition // Legality. 2012. № 12. P. 16-21.

International cooperation in the provision of legal assistance in criminal_

cases: a training manual / ed. F. K. Zinnurov. M. : Unity-Dana: Law and Law, 63 2016. 199 p. -

International criminal law: a textbook for universities / A. V. Naumov [et al.]. 4th ed., Rev. and add. M. : Yurayt Publishing House, 2019. 509 p.

International criminal law / A. V. Brilliantov [et al.] ; under the general editorship of A. V. Brilliantov; executive editor A. A. Aryamov, G. A. Rusanov. M. : Yurayt Publishing House, 2019. 358 p.

The practice of implementing international treaties of the CIS member states in the field of combating crime and measures to improve it. M. : University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2021.

The practice of the activities of the Prosecutor General's Offices of the CIS member states to coordinate the work of national law enforcement agencies. M. : University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2021.

Conducting extradition checks by the prosecutor's office of the Russian Federation. M. : University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2021.

Prosecutor supervision. Special and Special parts: textbook for academic bachelor's degree / O. S. Kapinus [et al.]; under the general editorship of OS Kapinus. 3rd ed. M. : Yurayt Publishing House, 2017. 394 p.

Cooperation of the Prosecutor General's Offices of the CIS member states in the fight against corruption. M. : University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2021.

Для цитирования:

Бирюков П. Н. О международной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 53-64. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3692

Recommended citation:

Biriukov P. N. On the international activities of the prosecutor's office of the Russian Federation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). Р. 53-64. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3692

Воронежский государственный университет

Бирюков П. Н., доктор юридических наук, профессор, .заведующий кафедрой международного и евразийского права E-mail: [email protected]

Voronezh State University Biriukov P. N., Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the International and Eurasian Law Department

E-mail: [email protected]

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.