Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ ПРОВЕРОК / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидо Елена Валериевна

В настоящей статье раскрываются цели санкционного давления на Российскую Федерацию и выработанные руководством страны ответные меры, направленные на поддержку населения и субъектов предпринимательства. При этом, делается акцент на роль органов прокуратуры в решении ряда задач, связанных с негативными последствиями на экономику и социальную сферу от международных запретов и ограничений. Выделяются приоритетные направления прокурорской деятельности, влияющие на стабилизацию обстановки в обществе и государстве. Автором проанализированы проблемные вопросы, с которыми сталкиваются прокурорские работники в своей практической деятельности, в частности, при проведении проверочных мероприятий, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, планировании и организации своей работы. В целях повышения эффективности прокурорского надзора предложен комплекс мер по обеспечению законности в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидо Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PROSECUTOR’S WORK IN THE CONDITION OF SANCTIONS IMPOSED ON THE RUSSIAN FEDERATION BY OTHER COUNTRIES

The article describes the goals of sanction pressure on the Russian Federation and the anti-sanctions measures worked out by the government of the country with the purpose of supporting its population and businesses. The author stresses the role of prosecution bodies in solving a number of tasks connected with a negative impact of international bans and restrictions on the economy and social sphere. Priority areas of prosecutor’s work that influence the stabilization of the society and the state are singled out. The author analyzes problematic issues that prosecution bodies’ employees face in their work, specifically, during inspections, examination of appeals from private and juridical persons, work planning and organization. In order to improve the effectiveness of prosecutor’s supervision, a complex of measures aimed at ensuring legality in modern conditions is proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ SEPARATE OPINION

Научная статья УДК 347.963 ЕЭЫ VPAEPD

001 10.17150/2411-6122.2023.2.105-115

Актуальные вопросы прокурорской деятельности в условиях применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств

Е.В. Демидо

Дальневосточный юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Владивосток, Российская Федерация, on_dvui@agprf.org

Аннотация. В настоящей статье раскрываются цели санкционного давления на Российскую Федерацию и выработанные руководством страны ответные меры, направленные на поддержку населения и субъектов предпринимательства. При этом, делается акцент на роль органов прокуратуры в решении ряда задач, связанных с негативными последствиями на экономику и социальную сферу от международных запретов и ограничений. Выделяются приоритетные направления прокурорской деятельности, влияющие на стабилизацию обстановки в обществе и государстве. Автором проанализированы проблемные вопросы, с которыми сталкиваются прокурорские работники в своей практической деятельности, в частности, при проведении проверочных мероприятий, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, планировании и организации своей работы. В целях повышения эффективности прокурорского надзора предложен комплекс мер по обеспечению законности в современных реалиях.

Ключевые слова: прокурорская деятельность, прокурорский надзор, международные санкции, предварительное согласование проверок, легализация параллельного импорта, контролирующие органы.

Для цитирования: Демидо Е.В. Актуальные вопросы прокурорской деятельности в условиях применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств / Е.В. Демидо. — DOI 10.17150/2411-6122.2023.2.105115. — EDN VPAEPD // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2023. — № 2. — С. 105-115.

Original article

Topical Issues of Prosecutor's Work in the Condition of Sanctions Imposed on the Russian Federation by Other Countries

E.V. Demido

Far Eastern Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Vladivostok, the Russian Federation, on_dvui@agprf.org

Abstract. The article describes the goals of sanction pressure on the Russian Federation and the anti-sanctions measures worked out by the government of the country with the purpose of supporting its population and businesses. The author stresses the role of prosecution bodies in solving a number of tasks connected with a negative impact of international bans and restrictions on the economy and social sphere. Priority areas of prosecutor's work that influence the stabilization of

the society and the state are singled out. The author analyzes problematic issues that prosecution bodies' employees face in their work, specifically, during inspections, examination of appeals from private and juridical persons, work planning and organization. In order to improve the effectiveness of prosecutor's supervision, a complex of measures aimed at ensuring legality in modern conditions is proposed.

Keywords: prosecutor's work, prosecutor's supervision, international sanctions, preliminary coordination of check-ups, legalization of parallel import, controlling authorities.

For citation: Demido E.V. Topical Issues of Prosecutor's Work in the Condition of Sanctions Imposed on the Russian Federation by Other Countries. Sibirskie Ugolovno-Processual'nye i Kriminalisticheskie Chteniya = Siberian Criminal Procedure and Criminalistic Readings, 2023, no 2, pp. 105-115. (In Russian). EDN: VPAEPD. DOI: 10.17150/2411-6122.2023.2.105-115.

Введение

В настоящее время Российская Федерация находится под давлением беспрецедентного количества международных санкций, введенных рядом зарубежных стран в отношении представителей бизнеса и физических лиц.

Санкции ощутимо повлияли на развитие экономики страны, малого и среднего предпринимательства, «притормозили» внешнеэкономическую деятельность и «больно ударили» по социальной сфере, поскольку их наложение предполагает «масштабные ограничения финансовой системы России (в том числе Центробанк и крупнейшие банки), деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики, а также закрытие воздушного пространства и морских портов, персональные санкции против руководства России, крупнейших предпринимателей, и, в некоторых случаях, членов их семей»1.

В теории санкции носят мирный характер и не направлены на фундаментальные права личности, но как показало современное отношение к России стран так называемого «коллективного Запада», объединенных в соответствующие политические, экономические

1 Санкции в связи с вторжением России на Украину // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 06.10.2022 г.).

и военные союзы, теория с практикой резко расходятся, и мы наблюдаем процесс прямой зависимости угрозы жизни, здоровью граждан России от введенных санкционных ограничений, прежде всего это касается сферы предоставления медицинских и фармацевтических услуг.

Основная часть

Цели санкционного давления на Россию понятны: закрытие предприятий, рост безработицы и напряжения в социуме, снижение экономического потенциала, дефицит различного рода товаров, дестабилизация внутренней политической и социальной обстановки и др. В связи с чем, на наш взгляд, абсолютно прав Х.У. Белхароев, который отмечает, что «сохранение текущего уровня жизни населения, поддержание потребительского спроса, ликвидация негативных факторов, возникающих в повседневной жизни населения, — это вопросы особой важности и государственной компетенции» [1].

В ответ на действия «коллективного Запада» Правительством Российской Федерации выработан ряд антикризисных мер, направленный как на поддержку бизнеса, так и населения, на сведение к минимуму негативных последствий от введенных ограничений во всех секторах экономики, а

равно своевременное и действенное решение вопросов в социальных областях (образовании, медицине, ЖКХ и т.д.). Появление новых нормативных актов, регулирующих экономические отношения внутри страны, должно повлечь за собой изменения в деятельности контролирующих и надзорных органов в целях формирования их более качественной работы. Приоритетными направлениями при этом, будут являться: устранение административных барьеров в экономической деятельности; пересмотр неактуальных требований к оформлению деятельности и функционированию предприятий и организаций различных форм собственности, в конечном итоге не влияющих на безопасность труда и здоровье населения; снижение второстепенной нагрузки субъектов экономической деятельности в результате уменьшения количества контрольных и проверочных мероприятий, поскольку «особое значение меры, предпринимаемые для укрепления законности, создания комфортных условий для бизнеса, приобретают в условиях существующего санкционного давления на Россию» [2].

В настоящее время Россия выдерживает все политические и экономические международные ограничения и запреты. Безусловно, это было бы невозможно без мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, региональными и местными властями. Немаловажную роль в стабилизации обстановки в стране играет и прокуратура Российской Федерации, которая решает одновременно несколько задач, связанных с формированием принципиально новых подходов к своему делу. Сегодня практика прокурорской деятельности в условиях применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств только

формируется, в связи с чем представляется важным обратить внимание на ряд вопросов, ежедневно возникающих у прокуроров при проведении проверочных мероприятий, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, планировании и организации работы.

Для определения приоритетных направлений деятельности с учетом санкционного давления, Генеральный прокурор Российской Федерации издал Указание от 1.03.2022 г. № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» (далее — Указание № 140/20)2, в котором изложены основные принципы организации работы органов прокуратуры, направленные на обеспечение законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий недружественных действий ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций. При этом, для достижения поставленных Генеральным прокурором Российской Федерации в Указании № 140/20 ориентиров, по нашему мнению, необходимо руководствоваться выработанным в доктрине прокурорского надзора положением о том, что

2 Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности : Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11 марта 2022 г. № 140/20 // СПС «Консуль-тантПлюс».

«в деятельности органов прокуратуры превалирующее значение отводится установлению четкой и слаженной работы всех звеньев прокурорской системы, взаимодействию с другими государственными органами и общественными организациями, обеспечению единства и целенаправленности в повседневной прокурорской практике и, наконец, комплексному подходу к решению задач по укреплению законности и правопорядка» [3].

Кроме того, необходимо отметить, что для оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку на территории, находящейся в регионе деятельности прокуратуры, и возможности своевременного влияния на состояние законности, важной для территориальных и специализированных прокуроров работой является сбор разносторонней и достоверной информации, ее анализ [4; 5; 6].

Вспомним, как в первые дни после начала Россией специальной военной операции на Украине в обществе началась паника, когда граждане скупали продукты (соль, сахар, крупы), товары первой необходимости, бытовую технику в неограниченном количестве и в некоторых случаях «про запас», а при курсе доллара более 140 р. — массово приобретали автомашины новые и бывшие в употреблении. Ажиотаж вокруг импортных лекарственных средств и их покупка в неограниченном количестве привели к дефициту лекарств, вызывая волну недовольства в обществе. Вполне естественно, что нашлись и «предприимчивые» граждане, желающие воспользоваться этой ситуацией с выгодой для себя, повышая цены на «ходовые» товары.

Все эти факторы создали социальную напряженность среди граждан, потребовали незамедлительного реагирования со стороны органов прокуратуры,

что было бы невозможно без формирования хорошо отлаженного механизма получения сведений о нарушениях закона из СМИ, сети «Интернет», организованных «телефонов горячих линий», соответствующих контролирующих органов и органов исполнительной власти, а также проведенных с целью организации взаимного обмена информацией и выработки совместных решений межведомственных совещаний, «рабочих групп».

Понимая, что последствия от введенных международных санкций негативно отразились, прежде всего, на представителях бизнеса, органы прокуратуры должны усилить надзорную деятельность за соблюдением прав предпринимателей, «исключив из практики факты подмены полномочий органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства»3.

Казалось бы, поставлена правильная задача, которая согласуется с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»4, но проблема заключается в том, что при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц органы прокуратуры ориентированы на их разрешение собственными силами, исключая перенаправление в контролирующие органы. Прежде всего это касается обращений, имеющих особый общественный резонанс и принятых на личном приеме прокурора [7,

3 Официальное письмо Генерального прокурора Российской Федерации от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022 // Архив Приморской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры.

4 О прокуратуре Российской Федерации : Федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // СПС «КонсультантПлюс».

с. 63-65]. По нашему мнению, необходимо переориентировать данный подход на рассмотрение обращений органами прокуратуры только при наличии информации о бездействии органов контроля при проверке доводов заявителей [8], что позволит не допустить подмены полномочий иных государственных органов и органов муниципального контроля.

Кроме того, и проведение плановых, внеплановых проверочных мероприятий затрагивает сферы правоотношений, не входящие в исключительную компетенцию прокураты. Ряд авторов склонны считать, что «критерием отличия подмены от обоснованного проведения прокурорской проверки исполнения законов является наличие (отсутствие) необходимости принятия мер прокурором для выявления, предупреждения и устранения нарушений законов. Если есть такая необходимость, то проведение прокурорской проверки будет законным, если нет — налицо подмена» [9, с. 22; 10, с. 62]. Разделяя данную позицию, отмечаем ее неоднозначность и дискуссионность [11, с. 30]. Полагаем, что «выходом» из данной ситуации может стать закрепление в законодательстве точных критериев и отличительных признаков прокурорской проверки, что позволит избежать возникающих сомнений в ее легитимности.

Одним из факторов, который не дает возможности прокурору проводить проверки в рамках только своей исключительной компетенции, закрепленной в законе, являются надзорные показатели, которые всегда должны быть на уровне аналогичного периода прошлого года. Практика показывает, что результативность работы прокурора оценивается исходя, прежде всего, из количества сделанных им мер прокурорского реагирования. Их число не мо-

жет быть ниже прошлогодних. Так, еще в 2010 г. в статье «Пределы прокурорского надзора», размещенной в журнале «Законность», старшим помощником Уральского транспортного прокурора В.В. Васюшкиным предложено освободить прокуратуры от несвойственных им функций, регламентировав случаи, когда вмешательство прокуратуры обосновано, а во всех остальных случаях следует предусмотреть обязанность прокурора направлять поступившую информацию о нарушениях законов в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу по принадлежности [12]. Данное мнение остается актуальным и в современных условиях осуществления прокурорского надзора. Полагаем, что прокурор должен вмешиваться в ситуацию только при условии, что меры, принятые контролирующим органом, не достигли своей цели и не восстановили права граждан, юридических лиц, не защитили интересы государства и общества.

Кроме того, одной из важных задач является недопущение фактов необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. При ее решении необходимо обязательное предварительное согласование проверок в отношении представителей бизнеса с руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур5. Несмотря на обоснованность такой процедуры, длительный процесс ее прохождения, связанный, прежде всего, с документооборотом, а иногда и с субъективными факторами (например, большой загруженностью

5 Официальное письмо Генерального прокурора Российской Федерации от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022 // Архив Приморской транспортной прокуратуры Дальневосточной транспортной прокуратуры.

представителей аппарата региональных прокуратур) лишает районного прокурора какой-либо оперативности в принятии мер прокурорского реагирования на нарушения закона, что, безусловно, отрицательно сказывается на авторитете органов прокуратуры.

Полагаем, что для формирования единообразного подхода, определения ответственности каждого должностного лица, отвечающего за восстановление нарушенных прав граждан в каждой конкретной ситуации, целесообразно закрепить требования и сроки согласования проверок в отношении предпринимателей на федеральном уровне.

Остается актуальным вопрос о согласовании внеплановых проверок (мероприятий), которые в 2022 г. проводятся только по перечню оснований, приведенному в п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»6. Например, по согласованию с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. «При этом, не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям»', что влияет на результат рассмотрения заявления о со-

6 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля : Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 // СПС «КонсультантПлюс».

7 О проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении работодателей в 2022 : Письмо Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Роструда) от 08 апр. 2022 г. № ПГ/08023-6-1 // СПС «Консуль-тантПлюс».

гласовании органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя. Отсутствие данных критериев часто приводит к необоснованным отказам в согласовании внеплановых проверок по причине недостаточной оценки всех обстоятельств, послуживших основанием для обращения в органы прокуратуры с указанным заявлением, что вызывает недоумение у сотрудников контролирующих органов и приводит к отрицательной оценке их взаимодействия с прокуратурой.

Кроме того, еще одним актуальным вопросом для практических работников является соблюдение требований о снижении административного давления на бизнес, в том числе со стороны органов прокуратуры. В связи с этим, при проведении проверочных мероприятий прокурор должен оценивать возможные негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства (п. 1.3 Указания № 140/20).

Так, например, в небольшом населенном пункте работает одна маленькая частная аптека, где отпускаются в том числе лекарства с истекшим сроком годности, и аналогичный продуктовый магазин, в котором имеется залежавшийся товар, а в случае принятия мер прокурорского реагирования руководители данных организаций грозят прекратить свою деятельность, известив СМИ, что причиной закрытия магазина и аптеки стали действия прокурора. Как поступить прокурору, стоящему перед выбором между принятием всего комплекса мер прокурорского реагирования по отношению к торговым точками, чья деятельность представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан, и их закрытием, влекущим социальную

напряженность среди жителей села, поселка, небольшого города, лишенных возможности на приобретение необходимых товаров и лекарств, поскольку ближайшие торговые точки и аптеки расположены за сотни километров?

Думается, что при выявлении фактов реализации просроченной продукции и лекарственных средств, прежде всего, необходимо установить причину сложившейся ситуации, лиц, в чьи полномочия входит решение данных вопросов, а также возможность устранения данной причины силами муниципальных и региональных властей, направить соответствующую информацию либо проекты мер прокурорского реагирования в прокуратуру субъекта Российской Федерации. Вопрос о применении мер прокурорского реагирования, в данном случае, отдан «на откуп» надзирающему прокурору. Безусловно, облегчить работу прокурору, сталкивающемуся с указанными фактами, помог бы организационно-распорядительный документ с четким алгоритмом действий в таких ситуациях, поскольку не всегда прокурор районного звена может правильно оценить обстановку, возможные негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства, например, в силу небольшого жизненного и профессионального опыта.

Кроме того, дать возможность прокурору правильно оценить обстановку на территории, находящейся в зоне его деятельности, помогут организованные личные встречи с предпринимательским сообществом, в том числе с биз-нес-омбудсменами, в ходе которых будет получена необходимая информация о нарушениях, допускаемых, в частности, контролирующими органами, в отношении бизнеса, а также может быть оказана помощь хозяйствующим субъектам на местах.

На наш взгляд, одной из важнейших задач органов прокуратуры в настоящее время является предотвращение недовольства среди населения, связанного со слухами о дефиците каких-либо продуктов, лекарств, товаров первой необходимости и т.п. В этой связи должно быть организовано информирование граждан о запасах основных социально-значимых товаров на продовольственном рынке и лекарственных средств, что позволит контролировать ситуацию. Также, необходимо провести работу по приведению муниципальных нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству по вопросам функционирования пунктов временного размещения беженцев, снабжения граждан продовольствием, медикаментами и оказания им первой помощи и др.

Одной из мер оперативного реагирования на изменение конъюнктуры рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и т.д. видится организация и создание на базе прокуратур районного звена мобильных рабочих групп по проведению проверок соблюдения требований законодательства в сфере ценообразования хозяйствующими субъектами, реализующими продовольственные товары.

Также, остро стоят проблемы оплаты труда, напрямую влияющие на благосостояние граждан, уровень и качество их жизни. Очевидно, что сбор информации о своевременности выплат заработной платы на территории, расположенной в зоне ответственности прокурора, ее анализ, отлаженное взаимодействие с региональным подразделением Государственной инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости, позволят прокурору в максимально короткие сроки разобраться в ситуации и принять меры прокурор-

ского реагирования. Как показала практика, личное участие самого прокурора, непосредственные встречи с трудовыми коллективами и их работодателями, способствуют быстрому решению вопросов, связанных с исполнением трудового законодательства, восстановлению нарушенных прав работников.

Еще одним приоритетным направлением прокурорской деятельности, в соответствии с п. 2.3 Указания № 140/20, является осуществление действенного надзора за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о прекращении либо о приостановлении деятельности в Российской Федерации, предусмотренных трудовым, налоговым и иным законодательством обязанностей, недопущением злоупотреблений, связанных с односторонним отказом от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой.

Отметим, что организация данного вида надзора осложняется, как правило, отсутствием в прокуратуре сведений о количестве, местонахождении вышеперечисленных организаций и об их намерениях по дальнейшей деятельности. В связи с этим, видится, что для оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку прокурору необходимо организовать ведение соответствующего реестра филиалов, представительств и дочерних компаний иностранных юридических лиц с постоянной актуализацией информации, а также сбор сведений от налоговых органов, «головных офисов» предприятий и организаций, что позволит своевременно принять необходимые меры прокурорского реагирования.

Нельзя забывать, что и качество работы контролирующих органов при

проведении проверок этих филиалов, представительств и дочерних компаний напрямую влияет на своевременное разрешение острых вопросов в сфере соблюдения прав потребителей и трудовых прав граждан Российской Федерации, исполнения своих обязанностей налоговыми агентами. Поэтому, на наш взгляд, усиление прокурорского надзора за надлежащим выполнением контролирующими органами возложенных на них полномочий напрямую повышает эффективность деятельности прокурора в указанной сфере. Например, путем проведения на постоянной основе анализа осуществления органами контроля своих полномочий в соответствии с требованиями закона, применения ими всего комплекса мер необходимых для восстановления нарушенного права.

В связи с неблагоприятно складывающейся внешнеэкономической обстановкой необходимо также переориентировать работу и транспортных прокуроров, прежде всего, на активизацию надзора за исполнением таможенного законодательства; пресечение незаконного вывоза из Российской Федерации товаров, в отношении которых установлен особый порядок перемещения; соблюдение определенных ограничений и запретов на осуществление валютных операций. Поэтому целесообразно организовать непрерывный мониторинг правоотношений, складывающихся между сотрудниками таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности в целях выявления нарушений при взимании таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; контроле таможенной стоимости товаров; применении отдельных форм таможенного контроля (осмотра, досмотра); привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности и др.

С учетом легализации параллельного импорта, возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях8 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) и уголовных по ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации9 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) возможно только при наличии признаков контрафактности товара10, что также должно учитываться транспортным прокурором при проведении проверок закон-

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04 нояб. 2022) // СПС «Кон-сультантПлюс».

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 24 сент. 2022) // СПС «КонсультантПлюс».

10 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 апр. 2022 г. № С01-533/2022 по делу № А40-84838/2021 // Официальный сайт Суда по интеллектуальным правам. URL: https:// ipc.arbitr.ru (дата обращения: 27.10.2022 г.).

ности привлечения к административной и уголовной ответственности.

Выводы и заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в роль органов прокуратуры в обеспечении законности с учетом применения санкций к Российской Федерации со стороны других государств переоценить невозможно. Однако, в настоящее время имеются неурегулированные вопросы по организации надзорной деятельности органов прокуратуры в условиях беспрецедентного давления на Россию со стороны недружественных стран. Существует потребность в формировании четких алгоритмов действий в различных ситуациях, с которыми прокуроры сталкиваются при исполнении Указания № 140/20. Считаем, что предложенный комплекс мер позволит выработать единообразный подход к решению перечисленных в данном исследовании проблем, а также повысить эффективность прокурорского надзора в указанной сфере.

Список использованной литературы

1. Белхароев Х.У. К вопросу о правовом регулировании продовольственной независимости России: внутренние и внешние угрозы / Х.У. Белхароев. — Б01 10.18572/0134-23982022-5-75-82. — EDN TUCOWX // Хозяйство и право. — 2022. — № 5. — С. 75-82.

2. Субанова Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы / Н.В. Субанова. — ГО1 10.127377jrl.2022.062. — EDN WHIPPF // Журнал российского права. — 2022. — Т. 26, № 6. — С. 60-77.

3. Басков В.И. Курс прокурорского надзора : учебник / В.И. Басков, Б.В. Коробейников. — Москва : Зерцало-М, 2002. — 499 с.

4. Фирсова О.А. Некоторые вопросы организации работы в прокуратуре города (района) : учеб. пособие / О.А. Фирсова. — Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. — 99 с.

5. Хатов Э.Б. Организация информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры : монография / Э.Б. Хатов. — Москва : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. — 220 с. — EDN ZAIMXV.

6. Патлаев Д.Е. Информационно-аналитическая работа прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о распоряжении землей / Д.Е. Патлаев. — DOI 10.17803/1994-1471.2017.85.12.179-186. — EDN YLYGGS // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 12. — С. 179-186.

7. Карпышева Ю.О. К вопросу о недопустимости подмены прокурором иных государственных органов / Ю.О. Карпышева. — EDN GEKLFP // Роль прокуратуры в построении правового государства: история и современность (К 300-летию Российской прокуратуры) : сб. статей. — Владивосток, 2022. — С. 63-65.

8. Плугарь Д.М. Вопросы процедурных условий проведения прокурорских проверок / Д.М. Плугарь. — EDN YOKESP // Законность. — 2019. — № 8. — С. 33-37.

9. Амирбеков К.И. К вопросу о недопустимости подмены иных государственных органов при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов / К.И. Амирбеков. — EDN FAKZTA // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. — 2021. — № 4. — С. 20-25.

10. Куницына Е.А. Организация и проведение прокурором проверки исполнения законов / Е.А. Куницына // Организация прокурорской деятельности / науч. ред.

B.В. Казаков. — Москва : Университет прокуратуры Российской Федерации, 2022. —

C. 50-88.

11. Карпышева Ю.О. Основания подмены прокурором иных государственных органов (по материалам анкетирования) / Ю.О. Карпышева. — EDN FNKKVJ // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. — 2021. — № 1. — С. 30-35.

12. Васюшкин В.В. Пределы прокурорского надзора / В.В. Васюшкин. — EDN NBGXJR // Законность. — 2010. — № 11. — С. 15-19.

References

1. Belkharoev Kh.U. On the Legal Regulation of Food Independence of Russia: Internal and External Threats. Khozyaistvo i pravo = Business and Law, 2022, no. 5, pp. 75-82. (In Russian). EDN: TUCOWX. DOI: 10.18572/0134-2398-2022-5-75-82.

2. Subanova N.V. Problems of Ensuring Legality in the Functioning of the Permission System. Zhurnal rossiyskogo prava = Russian Law Journal, 2022, vol. 26, no. 6, pp. 60-77. (In Russian). EDN: WHIPPF. DOI: 10.12737/jrl.2022.062.

3. Baskov V.I., Korobeinikov B.V. A Course of Procuratorial Supervision. Moscow, Zert-salo-M Publ., 2002. 499 p.

4. Firsova О.А. Some Aspects of Work Organization in the City (District) Prosecutor's Office. Irkutsk, Irkutskii Yuridicheskii Institut Publ., 2021. 99 p.

5. Khatov E.B. Organization of the Information-Analytical Work of Prosecution Authorities. Moscow, Akademiya General'noi Prokuratury Rossiiskoi Federatsii Publ., 2016. 220 p. EDN: ZAIMXV.

6. Patlaev D.E. Information and Analytical Work of the Prosecutor in the Exercise of Public Prosecutor's Supervision over Compliance with the Law on Disposal of Land. Aktual'nye prob-lemy rossiiskogo prava = Topical Problems of Russian Law, 2017, no. 12, pp. 179-186. (In Russian). EDN: YLYGGS. DOI: 10.17803/1994-1471.2017.85.12.179-186.

7. Karpysheva Yu.O. To the Question of Unacceptability of Substitution of Other State Authorities by the Prosecutor. The Role of the Prosecutor's Office in Building a Rule-of-Law State: History and Modernity (to the 300th Anniversary of Russian Prosecutor's Office), Collected Papers. Vladivostok, 2022, pp. 63-65. (In Russian). EDN: GEKLFP.

8. Plugar D.M. Issues of Procedural Conditions of Carrying out of Prosecutor's Checks. Za-konnost' = Legality, 2019, no. 8, pp. 33-37. (In Russian). EDN: YOKESP.

9. Amirbekov K.I. On the Issue of the Inadmissibility of the Substitution of Other State Bodies in the Exercise of Supervision Over the Execution of Laws by the Prosecutor's Office. Vestnik Universiteta prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the University of the Prosecutors Office of the Russian Federation, 2021, no. 4, pp. 20-25. (In Russian). EDN: FAKZTA.

10. Kunitsyna E.A. Organizing and Conducting the Inspections of Enforcement of Laws by the Prosecutor. Kazakov V.V. (ed.). Organization of Prosecutor's Work: a Course of Lectures. Moscow, Universitet Prokuratury Rossiiskoi Federatsii Publ., 2022. pp. 50-88.

11. Karpysheva Yu.O. Grounds for Substitution by the Prosecutor of Other State Bodies (Based on the Materials of the Questionnaire). Vestnik Universiteta prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the University of the Prosecutors Office of the Russian Federation, 2021, no. 1, pp. 30-35. (In Russian). EDN: FNKKVJ.

12. Vasyushkin V.V. Limits of Prosecutorial Supervision. Zakonnost' = Legality, 2010, no. 11, pp. 15-19. (In Russian). EDN: NBGXJR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе Демидо Елена Валериевна — старший преподаватель кафедры прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства и участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве и арбитражном процессе, Дальневосточный юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Владивосток, Российская Федерация.

Author Information

Demido, Elena V. — Senior Instructor, Chair ofProcuratorial Supervision over the Observance of Federal Legislation and Prosecutor's Participation in Civil, Administrative Proceedings and Arbitration, Far Eastern Law Institute (Branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Vladivosyok, the Russian Federation.

Поступила в редакцию / Received 11.11.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.12.2022

Принята к публикации / Accepted 06.06.2023

Дата онлайн-размещения / Available online 13.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.