Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
450
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Андрей Владимирович, Майорова Елена Николаевна

Статья посвящена рассмотрению роли прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов, которые, реализуя свои полномочия, охраняют и защищают законные права и интересы граждан, расследуют преступления, либо преследуют по закону лиц, которые совершили противоправные деяния. В процессе своей деятельности правоохранительные органы обязаны строго следовать законам, поэтому прокурорский надзор за их деятельностью является важнейшей частью надзорной деятельности прокуратуры. Приводятся и анализируются точки зрения отечественных ученых по проблематике заявленной темы. На основе проведенного анализа делается вывод о роли прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов в качестве необходимых и законных действий по контролю точности исполнения законов правоохранительными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Андрей Владимирович, Майорова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTORIAL OVERSIGHT OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article deals with the role of prosecutorial supervision over the activities of law enforcement agencies, which, by exercising their powers protect and defend the legitimate rights and interests of citizens, investigate crimes, or prosecute persons who have committed unlawful acts. In the course of their activities law enforcement agencies are obliged to strictly follow the laws, so the prosecutor’s supervision of their activities is an important part of the oversight activities of the prosecutor’s office. The points of view of domestic scientists on the problems of the stated topic are given and analyzed. On the basis of the analysis the conclusion is made about the role of prosecutorial supervision over the activities of law enforcement agencies, as a necessary and legitimate action to control the accuracy of the implementation of laws by law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ SCIENCES OF CRIMINAL LAW

Научная статья

УДК 343.9 DOI 10.47475/2618-8236-2022-17406

Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов

Андрей Владимирович Майоров

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ab_majorov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8629-9837

Елена Николаевна Майорова

Челябинский государственный университет, Челябинск,Россия. major.a@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению роли прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов, которые, реализуя свои полномочия, охраняют и защищают законные права и интересы граждан, расследуют преступления, либо преследуют по закону лиц, которые совершили противоправные деяния. В процессе своей деятельности правоохранительные органы обязаны строго следовать законам, поэтому прокурорский надзор за их деятельностью является важнейшей частью надзорной деятельности прокуратуры. Приводятся и анализируются точки зрения отечественных ученых по проблематике заявленной темы. На основе проведенного анализа делается вывод о роли прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов в качестве необходимых и законных действий по контролю точности исполнения законов правоохранительными органами.

Ключевые слова: прокурорский надзор, правоохранительные органы, деятельность правоохранительных органов, роль прокурорского надзора

Original article

Prosecutorial oversight of law enforcement agencies

Andrey V. Mayorov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ab_majorov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8629-9837

Elena N. Mayorova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, major.a@mail.ru

The article deals with the role of prosecutorial supervision over the activities of law enforcement agencies, which, by exercising their powers protect and defend the legitimate rights and interests of citizens, investigate crimes, or prosecute persons who have committed unlawful acts. In the course of their activities law enforcement agencies are obliged to strictly follow the laws, so the prosecutor's supervision of their activities is an important part of the oversight activities of the prosecutor's office. The points of view of domestic scientists on the problems of the stated topic are given and analyzed. On the basis of the analysis the conclusion is made about the role of prosecutorial supervision over the activities of law enforcement agencies, as a necessary and legitimate action to control the accuracy of the implementation of laws by law enforcement agencies.

Keywords: prosecutorial supervision, law enforcement agencies, activities of law enforcement agencies, role of prosecutorial supervision

Введение

Правоохранительные органы (органы правопорядка) относятся к особой группе органов государства, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и граждани-

на, охрану общественного порядка, обеспечение правопорядка и соблюдения законности в современном обществе и в государстве в целом. При этом правоохранительная деятельность рассматривается как определенный вид государственной

33

деятельности, осуществляемой в целях охраны права путем применения различных юридических мер воздействия, но строгом соответствии с законом.

Как справедливо отмечено в научной литературе, деятельность правоохранительных органов касается практически всех граждан Российской Федерации [16; 24; 26]. Так или иначе все сталкиваются в своей жизни с ситуациями, когда правоохранительные органы, реализуя свои полномочия по охране и защите прав и интересов граждан расследуют правонарушения и преследуют в соответствии с законом лиц, которые нарушили данные права. Однако в процессе своей деятельности правоохранительные органы обязаны строго следовать законам, так как любое их нарушение может стать причиной повторной виктимизации граждан, организаций и общества в целом, причинив ущерб их интересам, поэтому прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов является одной из важнейших частей надзорной деятельности прокуратуры в целом. Прокурорский надзор выступает определенным механизмом, обеспечивающим соблюдение законов.

При этом сам прокурорский надзор должен оставаться в правовом поле, поэтому всю систему реализации прокурорского надзора за правоохранительными органами рассматривают с точки зрения анализа ее элементов: объекта реализации, субъекта реализации, предмета реализации, средств реализации [16, с. 681].

Рассматривая прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органом можно отметить, что он характеризуется следующими признаками: «относится к государственной деятельности; осуществляется от имени государства; основывается на нормативных актах; базируется на нравственных требованиях; распространяется на всю территорию государства; осуществляется только органами прокуратуры; не подменяет контроль со стороны иных органов; связан с проверкой поднадзорных органов; предполагает применение к поднадзорным органам мер прокурорского реагирования; является формой проявления функции, выполняемой прокуратурой» [16, с. 683-684].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре «прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов нацелен на обеспечение верховенства закона; единства и укрепления законности; защиты прав человека; защиты государственных интересов»1.

1 См.: О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 30.07.2022).

Объектом реализации прокурорского надзора в рассматриваемой области принято считать корректность и точность исполнения законов правоохранительными органами. Прокуратура направляет свое внимание именно на исполнение законов, а не нормативных актов, которые могут быть вне поля зрения прокуратуры (ведомственная документация МВД и т. д.). Так, например, А. А. Насонов и О. В. Насонова, рассматривая позицию В. Ф. Луговика, который, «обосновывая несостоятельность расширительного толкования термина „закон", утверждает, что „надзор за исполнением ведомственных актов в предмет прокурорского надзора не входит, а исполнение указанных актов является предметом ведомственного контроля"» [14, с. 9-10]. При этом авторы полагают, что «прокурорский надзор не может носить пассивный характер, и бездействие является негативной характеристикой деятельности прокуратуры» [16, с. 681], приводя в подтверждение своей позиции мнение Н. В. Буланова о том, что «прокурорский надзор, несмотря ни на что, носит инициативный характер» [2, с. 159]. Самостоятельность, активность, инициативность, многосторонний характер, объективность и, главное, ответственность за результаты должны являться важнейшими характеристиками прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов. В. А. Семенцов и А. Д. Пестов пишут, что «такой вид деятельности предполагает совершение правомерных действий и вынесение решений, фиксируемых в актах прокурорского реагирования» [21, с. 154].

Сегодня, согласно действующему законодательству, прокурорский надзор распространяется на деятельность следующих правоохранительных органов: Следственный комитет РФ; органы внутренних дел из системы МВД РФ; органы обеспечения безопасности (ФСБ РФ, СВР РФ и т. д.); органы юстиции в лице службы судебных приставов; органы и учреждения, исполняющие наказание в виде назначаемых судом мер принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу. При этом, например, суды, которые соответствуют данным целям, не могут подвергаться прокурорскому надзору.

В рамках проведенного исследования объектом изучения стал прокурорский надзор за деятельностью органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), а также исполнение наказаний, мер принудительного характера, содержание задержанных и заключенных под стражу.

Предметом правового регулирования в данном случае для прокурорского надзора являются

34

общественные отношения, возникающие в результате деятельности правоохранительных органов, подпадающих под прокурорский надзор.

Анализ научных трудов по рассматриваемой теме указывает на определенный интерес представителей научного сообщества к реализации мер прокурорского надзора в различных сферах деятельности правоохранительных органов. Рассматривая прокурорский надзор как форму контроля соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина [16; 24; 26], ряд авторов уделяют внимание изучению прокурорского надзора за законностью в деятельности полиции [7; 22], органов предварительного следствия [1; 4; 5; 17; 27] и дознания [10; 14; 15; 21], а также при осуществлении оперативно-розыскной деятельности [3; 6; 9; 11-14; 23]. При этом в предмет изучения попадают и деятельность уголовно-исполнительной системы и Росгвардии, чья деятельность также находится под надзором прокуратуры [8; 20; 25].

Несмотря на то, что к проблеме прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности уже обращались ряд известных ученых (В. Г. Бобров, Ю. С. Блинов и др.), ее нельзя считать решенной. В частности, до настоящего времени не определен достаточно четко и однозначно предмет прокурорского надзора в данной области [1].

Отметим некоторые особенности прокурорского надзора в целом и в отношении правоохранительных органов в частности.

Во-первых, нужно выделить то, что прокурорский надзор должен быть (именно должен по своей сути, чего в практике прокурорского надзора в России зачастую не наблюдается) превентивным, профилактическим, направленным на предупреждение правонарушений, т. е. любых видов нарушений законов. На практике прокуроры реагируют, и только их меры реагирования могут предупреждающе действовать на подобные нарушения в будущем, зачастую позволяя их избежать. Проведение прокурорской проверки в процессе такого реагирования сопровождается тем, что «прокурор так или иначе делает выводы о причинах и условиях, способствующих выявленным нарушениям закона. Указанные причины и условия также должны быть устранены наряду с нарушениями закона» [7, с. 37]. При этом В. В. Трухачев отмечает, что «прокурорский надзор имеет способность оперативно и мобильно предупреждать нарушения законности» [27, с. 57]. И. В. Овсянников говорит о том, что «превентивный характер прокурорского надзора способствует росту его эффективности» [17, с. 57]. Д. С. Тишков придерживается указанных позиций авторов и утверждает, что «прокурорский надзор является важной гаран-

тией законности, что признается не только учеными, но и практиками» [25, с. 65]. Указанные точки зрения нашли свое подтверждение и в выводах А.А. Насонова и О. А. Насоновой о том, что «прокурорскому надзору свойственна профилактическая функция» [16, с. 683]. Мы разделяем изложенные мнения авторов о том, что прокурорский надзор должен носить превентивных характер при соблюдении законности.

Во-вторых, нужно также отметить делимость прокурорского надзора на отдельные сферы внимания за деятельностью правоохранительных органов:

— оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) правоохранительных органов;

— досудебное производство в сфере уголовного судопроизводства;

— исполнение наказаний и применение назначаемых судом мер принудительного характера соответствующими учреждениями;

— деятельность судебных приставов.

Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов — уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к разряду государственной тайны. Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым прежде всего следует отнести федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности»1 и «О прокуратуре Российской Федерации»2 [13, с. 9].

В-третьих, продолжается дискуссия о характере субъектов прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов, к которым относят не только прокуроров, но и «лиц, исполнение закона которыми проверяется прокурором» [19], однако большинство ученых «к субъектам прокурорского надзора относят только прокурорских работников, осуществляющих надзорную функцию» [16, с. 684].

Прокуратуры различного уровня определяют разницу в полномочиях прокурорских

1 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 20.11.2022).

2 См.: О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)...

35

работников, работающих в них. Как показывает практика, это необходимо серьезно учитывать, чтобы выполнять полностью функции прокурорского надзора. Прокурор и поднадзорные органы (в данном случае правоохранительные) в связи с осуществлением надзора находятся между собой в определенных правоотношениях, поэтому обе стороны являются субъектами этих правоотношений. Однако надзор осуществляется именно прокурорами, поэтому только их и следует считать, как представляется, субъектами прокурорского надзора. Одновременно они же являются и субъектами реализации процедур прокурорского надзора.

Проводимый анализ позволяет сделать выводы, что полномочия прокуроров зачастую не удается разграничить даже суду. Здесь, возможно, правильным будет использовать принцип разграничения средств прокурорского надзора с надзорными полномочиями прокуроров, которые некоторыми авторами часто отождествляются. Такая точка зрения не всеми разделяется, потому что «правовые средства, используемые для реализации прокурорского надзора и представленные постановлением, предостережением, протестом, представлением» [16, с. 685] и т. д., являются общими для всего прокурорского надзора в целом, не раскрывая, зачастую, его направлений и особенностей, что должны делать специфические средства прокурорского надзора. Такие средства определены полномочиями прокурора, к которым должны относиться действия, выполняемые прокурором в пределах своих полномочий. Например, Д. Плугарь считает, что «рассмотрение обращений граждан в органах прокуратуры РФ относится к средствам прокурорского надзора» [18, с. 34].

Так, например, осуществляя надзор за досудебным производством, а именно за дознанием и предварительным следствием, прокурор использует, главным образом, процессуальные средства, то есть средства, определяемые прокурорскими полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом. Среди таких средств широко используются дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, допускаемого на основании судебного решения; отмена постановлений нижестоящего прокурора, отстранение дознавателя от дальнейшего расследования и т. д. Эти и другие действия, выполняемые прокурорами в досудебном производстве, по праву могут считаться допустимыми средствами прокурорского надзора.

В других отраслях надзора процессуальные средства уступают место иным правовым средствам. Последние в основном оговорены в Законе о прокуратуре и подлежат применению в соответ-

ствующей сфере. Так, например, в ходе надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности используется такое средство, как требование к должностным лицам соответствующих органов о предоставлении ими необходимых документов, материалов и иных сведений.

Однако необходимо учитывать, что применение указанного средства осуществляется с учетом ограничений, установленных Законом об ОРД. В качестве средства применительно к упомянутой отрасли прокурорского надзора также применяется рассмотрение, проверка жалоб на нарушение прав лица при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; разъяснение пострадавшим в ходе осуществления данного вида деятельности порядка защиты их прав и др.[16, с. 686].

Надзор за законностью деятельности сотрудников национальной гвардии по мнению В. П. Сальникова, Е. Н. Кондрата, О. С. Борисова, — «это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ на территории всей страны национальной гвардией, ее подразделениями и сотрудниками путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов сотрудниками полиции и привлечению виновных к ответственности» [20, с. 130]. Следует отметить, что реализации прокурорского надзора за деятельностью сотрудников национальной гвардии, с учетом выполняемых ими функций, необходимо уделить особое внимание в рамках проводимых исследований.

Проверка исполнения законов является одним из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления нарушений законодательства в деятельности уголовно-исполнительной инспекции (далее — УИИ). М. С. Ковалева и С. Х. Шамсунов отмечают, что в ходе прокурорского надзора за деятельностью УИИ «наблюдается тенденция к росту количества допускаемых нарушений, причем по всем видам наказаний» [8, с. 39], что лишь указывает на актуальность проведения исследований в данном направлении.

Заключение

Исследуя значение прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов, следует отметить, что его реализация несомненно способствует своевременному устранению нарушений, являясь важной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов.

Рассматривая прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов как

36

одну из форм реализации соблюдения законности, можно выделить основные его характеристики: протекает в рамках прокурорско-над-зорных отношений; осуществляется в интересах общества, государства и человека; предполагает совершение правомерных действий; использует комплекс нормативно-правовых норм, основными из которых являются нормы Закона о прокуратуре. При этом прокурорский надзор

Статья поступила в редакцию 19.11.2022. Одобрена после рецензирования 23.11.2022. Принята к публикации 25.11.2022.

за деятельностью правоохранительных органов может осуществляться только от имени Российской Федерации в качестве законных действий по контролю точности исполнения законов правоохранительными органами, с одной стороны, и в качестве мер прокурорского реагирования, которое включает в себя правомерные действия и решения, реализующиеся в актах прокурорского реагирования, — с другой.

Список источников

1. Бажанов С. В. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2017. № 3. С. 42-50.

2. Буланова Н. В. Предмет и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: энциклопедия / под общ. ред. О. С. Капинус. М. : Фолиант, 2013. 639 с.

3. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2008. № 2-3 (81-82). С. 39-42.

4. Горюнов В. Е., Дмитриева Д. В. Понятие и содержание прокурорского надзора за обеспечением прав личности при расследовании преступлений // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 3 (22). С. 69-75.

5. Иванов Д. А. Прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного расследования по возмещению причиненного преступлением вреда // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 1 (70). С. 163-170. DOI 10.21869/2223-1560-2017-21-1-163-170.

6. Кабаев А. В. Прокурорский надзор и судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью // Аграрное и земельное право. 2021. № 1 (193). С. 167-170. DOI 10.47643/1815-1329_2021_1_167.

7. Карпышева Ю. Роль представления прокурора об устранении нарушений закона в профилактике правонарушений // Законность. 2019. № 12. С. 36-38.

8. Ковалева М. С., Шамсунов С. Х. Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций — важное условие снижения уровня повторной преступности осужденных без изоляции от общества // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1(80). С. 38-40.

9. Королев И. А. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью — вопрос законодательного разграничения // Закон и право. 2019. № 6. С. 150-152. DOI 10.24411/2073-3313-2019-10270.

10. Корякин В. М. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2015. № 3 (213). С. 2-4.

11. Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: вопросы и ответы // Полицейское право. 2005. № 1 (1). С. 78-81.

12. Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: тотальный контроль или надзор за исполнением законов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3 (5). С. 129-135.

13. Луговик В. Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: предмет, процедура и порядок представления документов // Оперативно-розыскное право. 2017. № 1 (1). С. 9-14.

14. Мартынов А. А., Крысина Н. Р. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания при производстве дознания в сокращенной форме // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-6. С. 44-48. DOI 10.18411/Ц-05-2019-120.

15. Минаев К. В. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью дознавателя // Евразийский юридический журнал. 2019. № 5 (132). С. 314-316.

16. Насонов А. А., Насонова О. А. Понятие и структура реализации прокурорского надзора за деятельностью правоохранительных органов // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2021. Т. 31, вып. 4. С. 681-689. DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-681-689

17. Овсянников И. Доследственная проверка и срок давности привлечения к уголовной ответственности // Законность. 2019. № 12. С. 56-59.

18. Плугарь Д. Вопросы процедурных условий проведения прокурорских проверок // Законность. 2019. № 8. С. 33-37.

19. Прокурорский надзор : учебник для бакалавров / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. 11-е изд. Сер.: Бакалавр, углубленный курс. М. : Юрайт, 2014. 556 с.

37

20. Сальников В. П., Кондрат Е. Н., Борисов О. С. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии и заключительные положения // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 2. С. 128-136.

21. Семенцов В. А., Пестов А. Д. Процессуальные полномочия прокурора при производстве дознания в сокращенной форме : монография. М. : Юрлитинформ, 2017. 173 с.

22. Сухинин А. В. Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции — важная гарантия обеспечения прав человека // Право и практика. 2019. № 3. С. 123-127.

23. Титов П. М. Прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2(58). С. 151-156. Б01 10.36511/20785356-2022-2-151-156.

24. Тишков Д. С. Отдельные направления совершенствования законодательства, регулирующего полномочия прокурора по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 64-66.

25. Тищенко Г. И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 4 (15). С. 67-69.

26. Трухачев В. В. Полномочия суда в ходе досудебного производства и основания производства следственных действий без судебного решения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 3 (18). С. 180-190.

27. Туркина Н. Д., Суханова А. А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 3 (22). С. 75-78.

Информация об авторах

А. В. Майоров — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Института права.

Е. Н. Майорова — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Института права.

Для цитирования: Майоров А. В., Майорова Е. Н. Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7, вып. 4. С. 32-38. БО! 10.47475/2618-8236-2022-17406.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022. Vol. 7, iss. 4. Pp. 32-38.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bazhanov SV. Prosecutorial oversight over the procedural activities of the preliminary investigation bodies. Bulletin of the Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan. 2017;(3):42-50. (In Russ.).

2. Bulanova NV, ed. by Kapinus OS. The subject and limits of prosecutorial supervision over the procedural activities of the bodies of inquiry and preliminary investigation: [encyclopedia]. Moscow: Foliant; 2013. 639 p. (In Russ.)

3. Vinokurov A. Prosecutor's supervision over operational-search activity. Representative power — XXI century: legislation,comments,problems. 2008;(2-3):39-42. (In Russ.).

4. Goryunov VE, Dmitrieva DV. The concept and content of prosecutorial supervision for ensuring the rights of the individual in the investigation of crimes. Law and order: history, theory,practice. 2019;(3):69-75. (In Russ.).

5. Ivanov DA. Procuratorial supervision over the activities of preliminary investigation bodies to compensate for the damage caused by crime. Proceedings of Southwestern State University. 2017;(1):163-170. (In Russ.) DOI 10.21869/2223-1560-2017-21-1-163-170.

6. Kabaev AV. Procuratorial supervision and judicial control over operational and investigative activities. Agrarnoe i zemelnoe pravo. 2021;(1):167-170. (In Russ.). DOI 10.47643/1815-1329_2021_1_167.

7. Karpysheva Y. The role of the prosecutor's submission to eliminate violations of the law in the prevention of offenses. Legality. 2019;(12):36-38. (In Russ.).

8. Kovaleva MS, Shamsunov SKh. Procuratorial supervision over the activities of criminal-executive inspections — an important condition for reducing the level of re-offending of convicts without isolation from society. Man: Crime and Punishment. 2013;(1);38-40. (In Russ.).

9. Korolev IA. Procuratorial supervision over operational-search and procedural activity — the issue of legislative distinction. Law and Law. 2019;(6):150-152. (In Russ.). DOI 10.24411/2073-3313-2019-10270.

38

10. Koryakin VM. Procuratorial supervision over the procedural activities of the bodies of inquiry of the Armed Forces of the Russian Federation. Law in the Armed Forces — Military-legal review. 2015;(3);2-4. (In Russ.).

11. Lugovik VF. Prosecutor's supervision over operative-investigative activity: questions and answers. Police law. 2005;(1):78-81. (In Russ.).

12. Lugovik VF. Prosecutor's supervision over operatively-search activity: total control or supervision over execution of laws. Bulletin of Siberian juridical institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009;(3):129-135. (In Russ.).

13. Lugovik VF. Procuratorial supervision of operational-search activity: subject, procedure and order of submission of documents. Operational-search law. 2017;(1):9-14. (In Russ.).

14. Martynov AA, Krysina NR. Procuratorial supervision over the procedural activities of bodies of inquiry in the production of inquiry in a reduced form. Trends in the development of science and education. 2019;(50-6):44-48. (In Russ.). DOI 10.18411/lj-05-2019-120.

15. Minaev KV. Prosecutorial supervision over the procedural activity of the inquirer. Eurasian Law Journal. 2019;(5):314-316. (In Russ.).

16. Nasonov AA, Nasonova OA. The concept and structure of the implementation of prosecutorial supervision over the activities of law enforcement agencies. Bulletin of Udmurt University. Economics and Law. 2021 ;31(4):681-689. (In Russ.). DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-681-689

17. Ovsyannikov I. Pre-investigation and the period of limitation of criminal liability. Legality. 2019;(12):56-59. (In Russ.).

18. Plugar D. Issues of procedural conditions of prosecutorial inspections. Legality. 2019;(8):33-37. (In Russ.).

19. Vinokurov YuE (ed.). Procuratorial supervision: [textbook for bachelors]. 11th ed. Ser: Bachelor, in-depth course. Moscow: Yurite; 2014. 556 p. (In Russ.).

20. Salnikov VP, Kondrat EN, Borisov ОС. Prosecutorial oversight over the activities of the National Guard troops and final provisions. Legal Science: History and Modernity. 2017;(2):128-136. (In Russ.).

21. Sementsov VA, Pestov AD. Procedural powers of the prosecutor during the investigation in a reduced form: [monograph]. Moscow: Yurlitinform; 2017. 173 р. (In Russ.)

22. Sukhinin AV. Judicial control and prosecutorial oversight of the police — an important guarantee of human rights. Law and practice. 2019;(3):123-127. (In Russ.).

23. Titov PM. Prosecutorial oversight over operational-search activity. Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):151-156. (In Russ.). DOI 10.36511/2078-5356-2022-2-2151-156.

24. Tishkov DS. Certain directions of improvement of the legislation regulating the powers of the prosecutor to protect the constitutional rights and freedoms of man and citizen. Russian Justice. 2020;(1):64-66. (In Russ.).

25. Tishchenko GI. Features of prosecutorial supervision over the execution of the legislation on administrative supervision over persons released from prison. Law and order: history, theory,practice. 2017;(4):67-69. (In Russ.).

26. Trukhachev VV. Powers of the court during pre-trial proceedings and the grounds for investigative actions without a court decision. Bulletin Voronezh State University. Series: Law. 2014;(3(18):180-190. (In Russ.).

27. Turkina ND, Sukhanova AA. Actual problems of prosecutorial supervision over observance of the rights and freedoms of man and citizen. Law and order: history, theory, practice. 2019;(3):75-78. (In Russ.).

Information about the authors

A. V. Mayorov — Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Prosecutorial Supervision and Organization of Law Enforcement of the Institute of Law.

E. N. Mayorova — Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional Law and Municipal Law of the Institute of Law.

For citation: Mayorov AV, Mayorova EN. Prosecutorial oversight of law enforcement agencies. Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022;7(4):32-38. (In Russ.). DOI 10.47475/2618-8236-2022-17406.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.