Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ'

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ / ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна

В представленной статье исследуется роль и эффективность прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в условиях вызовов современной эпохи. Особое внимание уделяется таким критериям среза механизма обеспечения прокурорского надзора в обеспечении защиты прав предпринимателей, как методология осуществления прокурорского надзора в исследуемой сфере в современный период. На основании критического осмысления поставленных вопросов подводятся выводы и формируются предложения совершенствования эффективности правозащитной деятельности органов прокуратуры, их взаимодействия с предпринимательским сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Алёна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO FREEDOM OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: CURRENT ASPECTS AND PROBLEMS

The present article examines the role and effectiveness of prosecutorial supervision in ensuring the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity in the face of the challenges of the modern era. Particular attention is paid to such criteria for cutting off the mechanism for ensuring prosecutorial supervision in ensuring the protection of the rights of entrepreneurs, as the methodology for exercising prosecutorial supervision in the area under study in the modern period. On the basis of a critical reflection on the issues raised, conclusions are drawn and proposals are made to improve the effectiveness of the human rights activities of the prosecutor's office, their interaction with the business community.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_42 УДК 342

РОЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ The role of prosecutorial supervision in ensuring the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity: current aspects and problems

ГУСЕВА Алёна Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета. 440046, Россия, г. Пенза, ул. Мира, 65. E-mail: artguseva@mail.ru;

Guseva A.L,

associate professor, candidate of jurisprudence the Department of state and legal disciplines of the Penza state university, Russia. 65 Mira str., Penza, 440046, Russia. E-mail: artguseva@mail.ru

Краткая аннотация: в представленной статье исследуется роль и эффективность прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на свободу предпринимательской деятельности в условиях вызовов современной эпохи. Особое внимание уделяется таким критериям среза механизма обеспечения прокурорского надзора в обеспечении защиты прав предпринимателей, как методология осуществления прокурорского надзора в исследуемой сфере в современный период. На основании критического осмысления поставленных вопросов подводятся выводы и формируются предложения совершенствования эффективности правозащитной деятельности органов прокуратуры, их взаимодействия с предпринимательским сообществом.

Abstract: The present article examines the role and effectiveness of prosecutorial supervision in ensuring the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity in the face of the challenges of the modern era. Particular attention is paid to such criteria for cutting off the mechanism for ensuring prosecutorial supervision in ensuring the protection of the rights of entrepreneurs, as the methodology for exercising prosecutorial supervision in the area under study in the modern period. On the basis of a critical reflection on the issues raised, conclusions are drawn and proposals are made to improve the effectiveness of the human rights activities of the prosecutor's office, their interaction with the business community.

Ключевые слова: права и свободы, прокуратура, прокурорский надзор, свобода предпринимательской деятельности, конституционное право на свободу предпринимательской деятельности, общественные отношения, трансформация, цифровизация, защита прав предпринимателей.

Keywords: rights and freedoms, prosecutor's office, prosecutor's supervision, freedom of entrepreneurial activity, constitutional right to freedom of entrepreneurial activity, public relations, transformation, digitalization protection, entrepreneurs' rights.

Для цитирования: Гусева А.Л. Роль прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на свободу предпринимательской деятельности: актуальные аспекты и проблемы // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_42.

For citation: Guseva A.L. The role of prosecutorial supervision in ensuring the constitutional right to freedom of entrepreneurial activity: current aspects and problems // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_42.

Статья поступила в редакцию: 16.08.2022

Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях во многом обусловлена трансформацией общественных отношений, связанной с вызовами современной эпохи. Особую значимость приобретают интенсивно развивающиеся направления внедрения в общественную и государственную жизнь инструментов цифровой экономики, цифровиза-ции большинства сфер общественной жизни, развитие цифровых прав и искусственного интеллекта. Нельзя оставить без внимания также процессы глобализации, агрессивную (недружественную) политику зарубежных государств по отношению к России, а также такие явления, как распространение в мировых масштабах, так и на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19).

С учетом вышесказанного, перед прокурором стоит множество задач по обеспечению охраны и защиты прав граждан, в частности, указав в качестве пример, распространение COVID-19 поставлена особая задача - защита интересов государства. В этом направлении приходится сосредотачивать особое внимание на надзоре за целевым и эффективным расходованием выделяемых значительных бюджетных средств, защиту социальных прав граждан, соблюдения гарантий медицинских работников, сотрудников социальных учреждений, каждого гражданина в отдельности и т.д. Особого внимания заслуживает в рамках проводимого исследования надзор за законностью интересов малого и среднего бизнеса в части государственной поддержки предпринимателей, а также обеспечения эффективности реализации свободы предпринимательской деятельности, провозглашенной в Конституции Российской Федерации, которая должна стать, в настоящее время, действенным инструментом развития свободы экономических отношений и экономического суверенитета России.

Приоритетами экономики современной России в последние годы, равно как и в настоящее время, являются помощь пострадавшим в период пандемии, в период экономической санкционной войны, которую Запад развязал против России, людям, представителям малого и среднего бизнеса, другим отраслям экономики страны. Россия стремится к разработке и внедрению эффективно работающих мер по укреплению суверенитета не только в общем понимании, как основы построения отношений с другими суверенными государствами и принцип интеграции в мировой сообщество, но и суверенитета в экономическом понимании. Государство добивается этого за счет кооперации, сотрудничества с

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

партнерами во всем мире, особенно там, где партнеры этого хотят. На внутригосударственном уровне необходимо реализовывать актуальные задачи по снятию излишней административной нагрузки с субъектов, реализующих конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. На конституционно составляющий аспект данного и конституционного принципа, и конституционного правомочия, которые закреплены в ст.34 Конституции Российской Федерации нам хочется обратить отдельное внимание. Указанные конституционные составляющие позволяют нам объективно охарактеризовать свободу предпринимательской деятельности, как одну из конституционных ценностей, которая является сущностью свободы экономики и экономического суверенитета России. Бизнес сейчас как никогда должен чувствовать поддержку государства, осознавать свою ключевую роль в непростой для государства период. Развитие любого государства невозможно представить без экономической устойчивости и стабильности социальной обстановки. Последние в свою очередь складываются из благоприятного делового климата, динамично развивающихся предпринимательских отношений, незыблемости основ частной собственности, безопасных условий реализации потенциала личного и профессионального роста и т.п.

В целях устойчивого экономического роста еще 2 июня 2016 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1083 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Конечно же, во время принятия Стратегии рассматривались ни все негативно влияющие факторы, которые уже известны нам с 2020 года, просчитывались ни в полном объеме и масштабы риски, влияющие на представителей бизнеса. Однако, немаловажное значение играла и приобретает в настоящий период деятельность органов прокуратуры по защите субъектов предпринимательской деятельности. Особый интерес представляет, прежде всего, защита предпринимателей в отношениях с органами власти и управления. Причем значимые коррективы в реализацию отдельных полномочий прокурора в обозначенной сфере внесли как новая коронавирусная инфекция, так и проводимая СВО по защите ДНР и ЛНР, повлекшая масштабные санкции против представителей бизнес-сообщества в частности. Изменениям подверглась также и методология прокурорского надзора по защите свободы предпринимательской деятельности.

Как указывает Г. Анисимов, анализ организационных методов прокурорской деятельности свидетельствует о достаточной проработанности указанной темы на законодательном уровне и в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора России. Приказами Генерального прокурора урегулированы вопросы организации надзора, прокурорской деятельности в сфере защиты предпринимателей от необоснованных плановых и внеплановых проверок контролирующих органов, рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности, осуществления надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности. Кроме этого, анализируемая проблематика находит отражение в информационных письмах Генеральной прокуратуры Российской Федерации[1, С.10].

Наиболее актуальны для исследования методы прокурорского надзора, которые включают в себя индивидуальные определенные приемы для проведения конкретной проверки, способы выявления нарушений законов, а также применения мер прокурорского реагирования, методы используемые каждым работником, связанные в первую очередь с психологической подготовкой к проверке, которая, несомненно, основывается на уровне и профессиональной подготовки прокурорского работника, уровне квалификации, знаний, а также его морально-этическими ценностями.

Исследуемая практика прокурорского надзора по защите свободы предпринимательской деятельности последних двух лет показывает, что вышеперечисленные методы находились в тесной связи с организационными и тактическими, отмечается, что прокурора принципиально реагируют на факты нарушения прав представителей бизнеса, реализующих конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Органами прокуратуры в 2020 году при осуществлении надзора за исполнением законов с соблюдением прав и свобод человека и гражданина пресечено 4 миллиона нарушений, восстановлены права более 1 миллиона человек, в частности, в Республике Саха (Якутия) выявлено более 61 тыс. нарушений, опротестовано 4,8 тыс. незаконных правовых актов, в суды направлено свыше 10 тыс. заявлений о защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, предпринимателей [2, С.34].

Статистические данные за январь-декабрь 2021 года также свидетельствуют о востребованной работе прокуратора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Так за указанный период в исследуемой сфере выявлено нарушений закона 201 тыс., что на 2% больше за аналогичный период 2020 года (197 тыс.), направлено исков, заявлений в суд 3647, внесено представлений 55656, возбуждено 209 уголовных дел[3].

Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за первое полугодие 2022 года о состоянии законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности показывает многочисленные нарушения.

За первое полугодие 2022 года всего выявлено нарушений закона 150630 нарушений, что на 11.6 % больше, чем за аналогичный период 2021 года (135027 нарушений закона), направлено исков, заявлений в суд 2831 (на 30,2% больше, чем за аналогичный период 2021 года), внесено представлений 41635, к дисциплинарной ответственности привлечено лиц 24658, возбуждено уголовных дел 136 [4]. Указанные данные свидетельствуют о том, что нарушения прав и свобод предпринимателей носят распространенный характер, обусловлена необходимость усиления прокурорского надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере правоотношений.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на комплекс мер, которые больше десятилетия принимаются в целях налаживания благоприятного инвестиционного климата и развития среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации являются не достаточными. Между тем, и несмотря на принимаемые меры по ограничению контрольно-надзорного давления на бизнес, либерализацию в этой части законодательства, ситуация с нарушением прав предпринимателей не улучшается. Вызовы современной эпохи показывают необходимость дальнейшей оптимизации контрольно-надзорной деятельности и выработки общих принципов исполнения контрольно-надзорных функций.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

При осуществлении надзора в обеспечении защиты прав предпринимателей прокурорам необходимо отслеживать своевременность принятия органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, необходимых для реализации государственной политики в сфере развития и поддержки субъектов предпринимательской деятельности. В честности, речь идет о недопущении ущемления прав субъектов предпринимательской деятельности, о обеспечении равного доступа к получению финансовой поддержки, реализации нацпроектов в данном направлении.

При организации и осуществлении надзорных мероприятий, как верно отмечает С. Хусяйнова, требуется в процессе обеспечения состояния законности уделять особое внимание применению цифровизированных сервисов, таких как портал Госрасходы Счетной палаты Российской Федерации (https://spending.gov.ru), на котором размещается информация о главных распорядителях и получателях бюджетных средств национального проекта, распорядителях и получателях субсидий, заключенных контрактов и т.д.[5, С.13].

Поддерживая вышеизложенное мнение, следует также добавить, что прокурорам нужно использовать сведения, содержащиеся в открытых интернет-базах данных, для обеспечения, прежде всего, предупреждения нарушений закона. Сегодня работа с большими данными и процесс цифровизации всех сфер общественных отношений неотъемлемая часть деятельности всех государственных и муниципальных структур, общества, личности. С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248 -ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Новое законодательство устанавливает процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, увеличивает роль профилактических мероприятий, вводит модель управления рисками, дополняет перечень контрольно-надзорных мероприятий и предусматривает цифровизацию контроля и надзора.

Оперативность прокурорской деятельности, как веский довод в ее востребованность, позитивно отражается на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также на соблюдении прав предпринимателей. Данная оперативность может носить еще более эффективный характер при использовании всех инструментов и ресурсов цифровых технологий. Инструменты цифровизации должны быть понятны и применяемы не только прокурорами, но и самими субъектами предпринимательской деятельности. Причем последними (предпринимателями), работа прокурора и прокурорский надзор должны оцениваться не с позиции еще одного препона для свободы предпринимательства, а с позиции поддержки, помощи, взаимодействия, охраны и защиты, чему должны способствовать Общественные советы по защите малого и среднего бизнеса при органах прокуратуры субъектов Российской Федерации. Выстраивание системы подлинного взаимодействия, в настоящее время, проще установить посредством применения инструментов цифровых технологий: совместные заседания в режиме онлайн с применением цифровых платформ, в частности, Яндекс - Телемост, цифрового документооборота, что упрощает доведение важной информации до широкого круга представителей бизнеса, а также устанавливает прямую обратную связь с прокурором. Такое взаимодействие позволит укрепить обеспечение гласности и прозрачности в деятельности прокуратуры, а также повысит эффективность правового просвещения предпринимателей со стороны органов прокуратуры. Важно подчеркнуть, что информационные технологии в последние десятилетия оказывают влияние на большинство демократических процессов в современном мире, информационное общество и информационно-коммуникационные технологии активно применяются в государственном управлении, примером может служить «электронное правительство»[6,С.19], в связи с чем цифровизация и инструменты цифровой экономики неизбежно встраиваются и в прокурорско-надзорную деятельность, и во взаимоотношения прокурора с предпринимателем.

Библиогра фия:

1. Анисимов, Г. Методология прокурорской деятельности в сфере защиты прав предпринимателей в условиях сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции // Законность. -2020. -№12. - С.10.

2. Яковлев, Н. Правозащитная деятельность прокуратуры в условиях новой коронавирусной инфекции // Законность. - 2021. -№8. -С.34.

3. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=71671102 (дата обращения 14.08.2022)

4. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за июнь 2022 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=75778492 (дата обращения 15.08.2022).

5. Хусяйнова, С. Надзор за исполнением законов в сфере защиты прав предпринимателей в период пандемии коронавируса // Законность. -2021. -

№10. - С.13.

6. Лолаева, А.С. Электронное правительство в России: перспективы дальнейшего развития // Конституционное и муниципальное право. -2021. -

№10. - С.19.

Reerences:

1. Anisimov, G. Methodology of prosecutorial activity in the field of protection of the rights of entrepreneurs in the conditions of preservation of the threat of the spread of a new coronavirus infection // Legality. -2020. -No.12. - p.10.

2. Yakovlev, N. Human rights activity of the prosecutor's office in the conditions of a new coronavirus infection // Legality. - 2021. - No. 8. - p.34.

3. Statistical data on the main indicators of the activity of the Prosecutor's Office of the Russian Federation for January-December 2021 // Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=71671102 (accessed 14.08.2022)

4. Statistical data on the main indicators of the activity of the Prosecutor's Office of the Russian Federation for June 2022 // Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=75778492 (accessed 15.08.2022).

5. Khusyaynova, S. Supervision of the execution of laws in the field of protection of the rights of entrepreneurs during the coronavirus pandemic // Legality. -2021. -No.10. - p.13.

6. Lolaeva, A.S. Electronic Government in Russia: prospects for further development // Constitutional and municipal law. -2021. - No. 10. - p.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.