УДК 343
DOI 10.23672/n4716-5618-5515-q
Олифиренко Екатерина Павловна
кандидат политических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса, Северо- Кав казская
государственная академия, г. Черкесск [email protected]
Ekaterina P. Olifirenko
Candidate of Political Sciences,
Assistant Professor
of Criminal Law and Process,
North Caucasian
State Academy, Cherkessk
Актуальные направления
надзорной деятельности прокуратуры за исполнением федерального законодательства в сфере обеспечения прав несовершеннолетних (на примере карачаево-черкесской республики)
Current directions
of the prosecutor's office's
supervision over
the implementation of federal
legislation in the field
of ensuring the rights
of minors (on the example
of the karachay-cherkess republic)
Аннотация. В статье рассматривается ряд актуальных проблем, характеризующих деятельность органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. На примере конкретного региона автором рассмотрены примеры из практики прокурорского реагирования на установленные нарушения указанной группы населения в различных сферах жизни и деятельности. Статья содержит практические сведения о правозащитной деятельности органов прокуратуры Карачаево-Черкесской республики. Автором приведены результаты применения актов прокурорского реагирования и даны конкретные рекомендации о расширении полномочий и надзорных функции прокуратуры в данной сфере.
Ключевые слова: прокуратура, несовершеннолетние, прокурорский, надзор, защита прав, законодательство, акты прокурорского реагирования, нарушения прав.
Annotation. The article deals with a number of topical issues characterizing the activities of the prosecutor's office in the exercise of prosecutorial supervision in matters of protection of the rights and legitimate interests of minors. On the example of a specific region, the author considers examples from the practice of prosecutorial response to established violations of the specified population group in various spheres of life and activity. The article contains practical information about the human rights activities of the Prosecutor's Office of the Karachay-Cherkess Republic. The author presents the results of the application of acts of prosecutorial response and gives specific recommendations on expanding the powers and supervisory functions of the prosecutor's office in this area.
Keywords: prosecutor's office, minors, prosecutorial, supervision, protection of rights, legislation, acts of prosecutorial response, violations of rights.
Одной из важнейших задач государства является защита прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Обеспечение единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав детей, создание условий для их охраны и защиты - основные постулаты государственной политики [1, с.19]. Специфика государственного регулирования данного направления обусловлена отсутствием возможностей у несовершеннолетних самостоятельно осуществлять действия по защите своих прав и свобод от различного рода посягательств, поэтому они в большей степени нуждаются в правовой защите [2, с. 74]. В настоящее время на международном и национальном уровнях сложилось и совершенствуется обширная
система правовых мер ювенальной защиты. Так, в настоящее время поддержка и защита несовершеннолетних детей и молодежи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российскими законами, ведомственными нормативными актами [3, с. 6]. Определяющее значение в организации правового обеспечения государственной политики по защите прав несовершеннолетних лиц выполняют следующие нормативные акты:
№ 159-ФЗ от 21.12.1996 (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- № 124 - ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 11.06. 2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- № 120 - ФЗ от 24.06.1999 (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- № 256 - ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 30.04.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
- № 48 - ФЗ от 24.04.2008 (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве»;
- № 436 - ФЗ от 29.12.2010 (ред. от 01.07. 2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- № 273 - ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
- № 744 от 13.12.2021 приказ Генпрокуратуры России «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов.
Таким образом, законодатель обеспечил закрепление приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Во исполнение стоящих перед государством задач по обеспечению благополучного и защищенного детства значительная роль отводится органам прокуратуры.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой отдельный вектор деятельности прокуратуры, призванный обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей [4, с. 19]. Ежегодно прокурорами выявляется свыше 650 тысяч нарушений в сфере прав и законных интересов несовершеннолетних (2018 год - 654376; 2019 год - 673323; 2020 год - 688049) [5]. В прошедшем 2021 году пресечено 760 тысяч нарушений законов, имело место восстановление прав 103 тысяч несовершеннолетних и 35 тысяч семей. Многочисленные нарушения пресечены при назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет [6].
Рассмотрим проблематику деятельности органов прокуратуры в данной сфере на примере территориальных прокуратур Карачаево-Черкесской республике. По итогам работы в данной сфере, органами прокуратуры за период с января начала 2021 года по настоящее время выявлено свыше 5,5 тыс. нарушений закона; внесено более 2 тысяч актов прокурорского реагирования; привлечены к дисциплинарной и административной ответственности по 1,2 тысяч должностных лиц; предостережены о недопустимости нарушений закона 419 лиц; на основании результатов прокурорских проверок возбуждено 11 уголовных дел; увеличилось выделение денежных средств из республиканского бюджета на приобретение жилья детям-сиротам с 52,5 млн руб. (2020 г.) до
64,5 млн руб. (2021 г.); в суды направлено 33 исковых заявления об обязывании предоставления жилого помещения; к настоящему времени рассмотрено и удовлетворено 30 [7].
Осуществляя надзорные мероприятия по основным направлениям прокурорской деятельности в сфере охраны прав несовершеннолетних, прокуроры субъектов, приравненные к ним военные и транспортные прокуроры, прокуроры городов и районов, а также, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции обязаны осуществлять следующие полномочия [8]:
1. Организацию и проведение систематических проверок за исполнением законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних:
- оказание медицинской помощи и обеспечении лекарственными средствами;
- принятие исчерпывающих мер по защите прав детей с инвалидностью и ОВЗ.
Так, органами прокуратуры Карачаево-Черкесской республики на систематической основе проводятся проверки исполнения законов в обозначенной сфере, причем в зоне особого контроля прокуроров находятся проблемы, возникающие при реализации прав детьми-инвалидами. Так, по результатам проведения прокурорских проверок в 2021 году было вынесено 3 протеста, внесено 32 представления, возбуждено 23 дела об административных правонарушениях, выявлено 117 нарушений закона, объявлено 1 предупреждение, направлено 1 исковое заявление, в стадии расследования 1 возбужденное уголовное дело [7].
2. Осуществление надзора за исполнением законодательства по вопросам защиты несовершеннолетних лиц от воздействия информации, способной причинить вред детскому здоровью и развитию посредством проведения мониторинга в телекоммуникационной сети «Интернет» и блокировке противоправного контента. В целях пресечения подобных ситуаций в отчетном периоде прокуратурой КЧР было направлено в суды 225 административных исковых заявления, удовлетворено 151 заявление, остальные находятся на рассмотрении [7].
3. Проведение прокуратурами территориальных образований республики плановых проверок соблюдения требований законодательства по вопросам организации пожарной безопасности в период летнего отдыха несовершеннолетних лиц. Так, сотрудниками соответствующих прокуратур в плановом режиме регулярно осуществляются визиты в детские лагеря с круглосуточным пребыванием, в ходе которых отдыхающим разъясняются правила поведения на воде, в общественных местах и на проезжей части [7].
4. Проведение сотрудниками прокуратуры надзорных мероприятий, направленных на соблюдение законодательства в сфере организации физической культуры, оздоровления и спорта несовершеннолетних лиц. Так, по итогам
прокурорских проверок в регионе в 2021 году направлено 1 исковое заявление в суд, принесен 1 протест на незаконный правовой акт и 12 представлений об устранении нарушений, выявлено 52 нарушения закона [7].
5. Усиление внимания к выполнению надзорных полномочий в части соблюдения прав несовершеннолетних на получение образования, в том числе получаемого в специальных учебных учреждениях. В частности, в отчетном 2021 году прокурорами республики проведена следующая работа:
- пресечены факты ненадлежащего обеспечения учебниками обучающихся, неиспользования в образовательном процессе материально-технического оборудования, приобретенного в рамках национального проекта «Образование»;
- зафиксированы ситуации истребования у абитуриентов в организациях СПО, не предусмотренных законодательством документов; выявлены образовательные учреждения, на официальных сайтах которых отсутствовала необходимая для абитуриентов информация;
- установлены нарушения закона при создании приемных комиссий в образовательных организациях и др. [7].
6. Концентрация особого внимания на обеспечении законности режима имущественных сделок несовершеннолетнего и организации действенного надзора за соблюдением жилищных и иных имущественных прав несовершеннолетних, а также проведение проверок в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов на предмет полноты мер по принудительному взысканию алиментов, пособий, пенсий в пользу несовершеннолетних [9, с. 12]. Так, в отчетном периоде благодаря прокурорскому вмешательству в данном направлении было выявлено более 100 нарушений законов, в целях их устранения в суды предъявлено 34 исковых заявления о предоставлении жилья гражданам указанной категории, внесено 5 представлений [7].
7. Осуществление надзорных функций в отношении органов и учреждений, входящих в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лиц [10, с. 79]. В минувшем году прокуратурой региона выявлено более 1,1 тыс. нарушений законодательства, для их устранения внесено свыше 490 актов прокурорского реагирования, к административной и дисциплинарной ответственности привлечены 230 лиц. Принятые меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствовали снижению
Литература:
1. Ермаков А.В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних : дис.... канд. юрид. наук. М., 2007. 194 с.
преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии на 25,5 % [7].
8. Организация и проведение проверочных мероприятий в отношении подразделений по делам несовершеннолетних. Согласно практике, прокуратура сталкивается с рядом проблем, исходящих непосредственно от указанных комиссий. На первый план, как правило, выходит проблема не информирования органов прокуратуры о нарушениях, выявленных в ходе осуществления должностными лицами комиссий своих полномочий [11, с. 109].
Прокурорами Карачаево-Черкесии вскрыты факты бездействия должностных лиц комиссий по делам несовершеннолетних лиц, образовательных и учебных организаций, подразделениях органов внутренних дел; установлены факты формального подхода в ходе проведения профилактической работы с несовершеннолетними и законными представителями. Результаты работы прокуратуры республики в данном направлении в отчетном 202l году можно обозначить следующим образом:
- установлено несоответствие регионального закона нормам федерального законодательства, а именно, не предусмотрено возрастное ограничение, определенное достижением возраста 21 года;
- выявлен факт необоснованного установления запрета на передачу функциональных обязанностей республиканской комиссии органам исполнительной власти республики и включение республиканской комиссии в их состав на правах структурного подразделения, а также, использование потенциала работников республиканской комиссии не по назначению;
- направлены предложения в Парламент КЧР о приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства республиканского закона «О комиссиях КЧР по делам несовершеннолетних и защите их прав». В настоящее время предложение прокурора находится на рассмотрении [7].
Таким образом, проведенный анализ деятельности прокуратуры на примере конкретного региона в сфере осуществления проверок исполнения за-ко н одательства о несовершеннолетних, показал, что, в первую очередь, большая часть проблем связана с неэффективной организацией работы прокуратуры и деятельности надзорных органов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки рекомендаций научного и практического характера по совершенствованию деятельности прокуратуры в сфере прав несовершеннолетних.
Literature:
1. Ermakov A.V. Organization of prosecutorial supervision in the field of protection of the rights of minors: dis.... cand. jurid. sciences. M., 2007. 194 p.
2. Дадаева Ю.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / Ю.В. Дадаева // Проблемы науки. 2019. № 7. С. 73-77.
3. Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав несовершеннолетних / О.С. Капинус // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 1(81). С. 5-11.
4. Дудин Н.П. Деятельность прокуратуры по защите конституционных прав и интересов несовершеннолетних : учеб. пособие. СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. 108 с.
5. Результаты деятельности органов прокуратуры. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры РФ за период с января 2018 по декабрь 2021 года. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL : https://https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ac tivity/statistics/office/result (дата обращения 26.06. 2022).
6. Доклад Генерального прокурора РФ Краснова И.В. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 26.04.2022 года. Генеральная прокуратура РФ. Официальный сайт. URL : https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/search?article (дата обращения 26.06.2022).
7. Результаты деятельности органов прокуратуры. Новости за период с января по декабрь 2021 года. Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики. URL : https://epp.genproc.gov.ru/web/ proc_09 (дата обращения 27.06.2022).
8. Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов». Генеральная прокуратура РФ. Официальный сайт. URL : https://epp.genproc.gov.ru/ru/ web/gprf/documents?item=67620098
9. Ережипалиев Д.И. Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних, пребывающих в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : пособие / Д.И. Ережипалиев // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. М., 2020. 114 с.
10. Кожевников К.М. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних / К.М. Кожевников // Инновационная экономика и право. 2016. № 3. С. 76-80.
11. Банщикова C.Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России / С.Л. Банщикова // Вестник СИБИТа, 2016. № 3 (19). С. 107-110.
2. Dadaeva Yu.V. Prosecutor's supervision over the execution of laws on minors / Yu.V. Dadaeva // Problems of Science. 2019. № 7. P. 73-77.
3. Kapinus O.S. Prosecutorial supervision over the execution of laws on the protection of the rights of minors / O.S. Kapinus // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2021. № 1(81). P. 5-11.
4. Dudin N.P. Activities of the Prosecutor's Office to protect the constitutional rights and interests of minors: a textbook. SPb. : St. Petersburg Law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2011. 108 p.
5. The results of the activities of the Prosecutor's office. Statistical data on the main indicators of the activity of the Prosecutor's Office of the Russian Federation for the period from January 2018 to December 2021. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. URL : https:// https://epp.genproc.gov. ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (date of application 26.06.2022).
6. Report of the Prosecutor General of the Russian Federation I.V. Krasnov at a meeting of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, 26.04.2022. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Official website. URL : https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search7article (date of application 26.06.2022).
7. Results of the activities of the prosecutor's office. News for the period from January to December 2021. Prosecutor's Office of the Karachay-Cherkess Republic. URL : https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_09 (date of application 27.06.2022).
8. Order of the Prosecutor General's Office of Russia № 744 dated 13.12.2021 «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on minors, observance of their rights and legitimate interests». Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Official website. URL : https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/gprf/documents? item=67620098
9. Yerezhipaliev D.I. Prosecutor's supervision over the observance of the rights of minors staying in organizations for orphans and children left without parental care: a manual / D.I. Yerezhipaliev // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. M., 2020. 114 p.
10. Kozhevnikov K.M. Prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the prevention of juvenile delinquency / K.M. Kozhevnikov // Innovative economics and law. 2016. № 3. P. 76-80.
11. Banshchikova C.L. The system of commissions for minors and the protection of their rights in Russia / C.L. Banshchikova // Bulletin of SIBITa, 2016. № 3 (19). P. 107-110.