УДК 347.9
Т. Н. Островская
доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЁЖИ
Аннотация: В статье исследуется роль и значение прокурорского надзора в вопросах зашиты прав и свобод несовершеннолетних и молодёжи. Автором приведены конкретные примеры из практики прокурорского реагирования на установленные нарушения прав указанной группы граждан в различных сферах жизни и деятельности: социальное обеспечение, образование и т.д. Статья содержит практические сведения о правозащитной деятельности органов прокуратуры Пензенской области. Информационные материалы, статистические данные, нормативные правовые акты, проанализированные автором, показывают приоритетность задач, поставленных перед прокурорами в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи. Приведенные в статье примеры взяты из реальной жизни, прокурорской и судебной практики. Они позволяют сделать выводы о том, насколько трудна и ответственна роль прокуратуры в обеспечении эффективности прокурорского надзора: чтобы ни один факт нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних не остался без внимания и ни один нарушитель не ушёл от предусмотренной законом ответственности. В статье указаны результаты применения актов прокурорского реагирования, даны рекомендации о расширении надзорных функций и полномочий прокуроров.
Ключевые слова: прокурорский надзор, защита, права, несовершеннолетние, преступность, законодательство, уголовные дела, средства массовой информации.
T. N. Ostrovskaya
associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russia
THEORY AND PRACTICE OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION ON EXECUTION OF LAWS ON MINOR AND YOUNG PEOPLE
Abstract: This article examines role and importance of prosecutors' supervisory activity in protection of rights and
freedoms of minor and young people. The author provides real-life examples of the Prosecutor's Office practice concerning the actions in response to various offences in such spheres as social welfare, education, etc. with respect to this group of citizens. The article contains factual data of legal protection activity of public prosecutors in Penza region. The author analyses information materials, statistics, normative legal acts and underlines priority tasks of the prosecutors in the sphere of minors and youth rights protection. The article gives examples taken from real life, prosecutorial and judicial practice. They allow making conclusions about difficult and responsible role of prosecutors in ensuring the effectiveness of prosecutor's supervision: that means every violation of the rights and legitimate interests of minors will without attention and not one perpetrator is left from the statutory responsibilities. The article provides the results of prosecutors' actions in response to various offences as well as recommendations on expansion of prosecutors' supervisory duties and powers, the article could be of interest to teachers of the Law faculty and law students.
Key words: prosecutor's supervision, protection, rights, minors, crime, legislation, criminal cases, media.
Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Прокуратура Российской Федерации строит свою работу с учётом требований Конституции России и федеральных законов, направленных на соблюдение прав и свобод человека, и гражданина, защиту интересов несовершеннолетних и молодёжи во всех сферах деятельности.
Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Реализация этих положений предполагает заботу о повышении качества образования, улучшении идеологического и нравственного воспитания молодёжи.
Эффективность решения социальных проблем и проблем воспитания несовершеннолетних и молодёжи во многом зависит от того, насколько грамотно и чётко взаимодействуют государственные и общественные организации, правоохранительные структуры и граждане.
Важная роль в выполнении этих задач отводится прокурорскому надзору. В целях предотвращения нарушений законных прав и интересов несовершеннолетних и молодёжи,
повышения результативности надзора, Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан приказ №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи». Приказ предписывает «прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодёжи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних» [1].
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи прокуратура обладает широкими полномочиями. Прокуроры систематически проводят проверки исполнения законов о социальной защите несовершеннолетних, о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию об охране здоровья и жизни и т.д. Установив факты нарушений прав и законных интересов детей, прокуроры принимают исчерпывающие меры по их восстановлению и привлечению к предусмотренной законом ответственности лиц, нарушивших закон. Эта работа прокуроров Пензенской области систематически освещалась в средствах массовой информации. В 2010 году профилактической работе, направленной на пресечение правонарушений и преступности несовершеннолетних, охране их прав и законных интересов, было посвящено - 1442 сообщения в СМИ. За 2011 - 1596; 2012 - 1735 [2].
Например: Прокуратурой Вадинского района проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении доступа образовательных учреждений района к информационной сети «Интернет», внедрении средств и устройств, исключающих доступ учащихся образовательных учреждений к сайтам и материалам, несовместимым с задачами обучения.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено требование о том, что «органы государственной власти России принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» [3].
Проверкой установлено, что в образовательных учреждениях Вадинского района имеется свободный доступ к материалам экстремистского характера через сеть «Интернет». Так, имеется возможность просмотра и «скачивания» кинофильмов, которые
пропагандируют превосходство одной нации над другими, оскорбляют национальные чувства граждан: «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа», а также других материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов.
Реализация воспитательной функции является неотъемлемой частью образовательного процесса, в значительной степени, определяющей возможность практического достижения целей образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», а также имеющей, наряду с семейным воспитанием, первостепенное значение для развития и становления личности ребенка, как законопослушного гражданина и полноценного члена общества.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района директорам образовательных учреждений внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
Другим примером надзорной деятельности прокуратуры является правозащитная функция прокуратуры. Прокуратура г. Кузнецка Пензенской области провела проверку исполнения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Пензенский дом ребёнка» г. Кузнецка воспитываются 86 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие дети тяжело больны. У некоторых имеются родители, лишённые родительских прав или отказавшиеся от детей. Согласно нормам Семейного кодекса РФ, указанная категория «родителей», обязана выплачивать алименты на содержание детей. В доме ребёнка находятся 25 несовершеннолетних, родители которых обязаны выплачивать средства на их содержание. Прокурор г. Кузнецка, осуществляя свои функции, направил в суд исковые заявления в защиту прав детей, о взыскании денежных средств с их родителей. Суд в полном объёме удовлетворил исковые требования прокурора.
Согласно ч.1 ст.38 Конституции РФ, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Часть 2 этой статьи возлагает на родителей обязанность заботиться о детях, воспитывать их» [4].
Однако, как показывают прокурорские проверки, не все родители, честно и ответственно относятся к исполнению своих родительских обязанностей, а чиновники не всегда принципиально реагируют на нарушения законных прав и интересов детей.
Вадинским районным судом 7 июня 2011 года вынесено решение по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора района о лишении Ш. родительских прав. В судебном заседании установлено, что она, являясь матерью 4 несовершеннолетних детей, уклонялась от выполнения своих родительских обязанностей. Воспитанием детей не занималась, неоднократно привлекалась к административной ответственности, отбывала наказание в местах лишения свободы. Ш. не заботилась о здоровье детей их физическом, психическом, духовном развитии. Мать не проявляла к ним должного внимания и заботы, материально не содержала. Ею неоднократно в присутствии детей предпринимались попытки суицида. В состоянии алкогольного опьянения Ш. представляет опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних детей. Суд, с учетом мнения помощника прокурора района лишил Ш. родительских прав в отношении всех 4 несовершеннолетних детей и взыскал с нее алименты в размере УУ части заработка или иного дохода в их пользу.
Прокуратура Лунинского района Пензенской области выявила факт вовлечения родителем в систематическое занятие попрошайничеством своих детей. Установлено, что гр-ка К., являясь матерью малолетних детей, не занималась их воспитанием, не проявляла должной заботы об их здоровье, а посылала их в центр посёлка Лунино просить деньги у прохожих.
Прокурор усмотрел в её действиях признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 151 УК РФ - вовлечение несовершеннолетних в систематическое занятие попрошайничеством.
По результатам прокурорской проверки вынесено постановление о направлении материалов в Следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. Возбуждено уголовное дело, которое расследовано и направлено в суд. В судебном заседании К. признала свою вину. Однако, она не в полной мере осознала общественную опасность и аморальность своих действий. Суд, с учётом мнения государственного обвинителя, признав К. виновной, назначил ей наказание в виде условного осуждения на 1 год и 6 месяцев, с испытательным сроком 1 год.
Это только небольшая часть примеров из надзорной деятельности прокуратуры по защите и восстановлению прав несовершеннолетних. Однако эта работа более обширна и значительна, поскольку охватывает почти все сферы жизни и деятельности подростков. Приказ Генерального прокурора России №188 предписывает прокурорам «своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и
имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие меры к их восстановлению» [5].
Примером такой работы может служить результат проверки, которую провела прокуратура Лопатинского района Пензенской области. Проверено исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что Н. является ребёнком-сиротой. Её родители умерли. До поступления на учёбу и вселение в общежитие девушка проживала у бабушки. Своего жилья не имела. Постановлением главы администрации сельского совета от 1 марта 2012 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако жилое помещение ей предоставлено не было. Поскольку Н. относилась к социально-незащищённым категориям граждан и не способна защитить свои законные права и интересы, прокурор района обратился в суд с исковым заявлением. В заявлении он просил обязать администрацию района предоставить Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам. Суд удовлетворил исковые требования прокурора.
Большое значение в соблюдении законов о несовершеннолетних и молодёжи имеет своевременное реагирование прокуратуры на факты некачественного расследования преступлений, совершённых подростками или с их участием. Нередко допускается волокита и непринятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и преступлений. Зачастую отсутствуют необходимые сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияния на него взрослых.
Согласно Пекинским правилам, «при изучении конкретных уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних прежде всего необходимо обращать внимание на личность подростка. Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, следует обеспечивать конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» [6].
Информируя представителей прессы о преступности несовершеннолетних, как в целом, так и по конкретным делам, необходимо соблюдать нормы о неразглашении данных о личности подростка, нарушившего закон, так и несовершеннолетнего, который проходит по делу в качестве потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Статья 41 Закона «О средствах массовой информации» устанавливает, что «редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное деяние, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя» [7].
Аналогичная норма распространяется и на несовершеннолетнего, признанного потерпевшим. Представляется правильным, что эти положения необходимо применять и в отношении несовершеннолетних свидетелей.
Нередко приходится видеть, что представители средств массовой информации, прибыв на место происшествия, в прямом эфире сообщают о подростках, которые стали свидетелями события или видели граждан, возможно причастных к совершению преступления. Для злоумышленников, которые скрылись от следствия и суда, не составит больших трудов найти несовершеннолетних свидетелей и в дальнейшем оказать влияние на их показания.
В судебных заседаниях по делам о преступлениях несовершеннолетних государственные обвинители не должны оставлять без реагирования недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, социальной защиты, общественных организаций и т.д. Установив факты неудовлетворительной профилактической работы указанных служб и ведомств с подростками, государственный обвинитель должен ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений. В частных определениях необходимо решать задачи по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления и об ответственности лиц, по вине которых оно стало возможным.
Полномочия и функции прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи указанным не ограничиваются. Как требует Генеральный прокурор России в Приказе № 188: «Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установить постоянный надзор за соблюдением прав осуждённых несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством» [1]. Практика показывает, что только совместные усилия, а не
разобщённые действия правоохранительных ведомств, социальных, культурных, образовательных структур и общественных организаций при координирующей роли прокуратуры будут способствовать снижению безнадзорности, правонарушений и преступности подростков. В свою очередь действенный надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи в отношении чиновников и должностных лиц, обязанных обеспечивать приоритет интересов и благосостояние детей во всех сферах жизни общества и государства, является гарантией соблюдения Конституции Российской Федерации.
Библиографический список
1. Приказ Генпрокуратуры РФ№188 от 26 ноября 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи». // СПС КонсультантПлюс - май, 2013
2. Сборники прокуратуры Пензенской области за 2010-2012 г. «Статистические данные о состоянии преступности, следственной работы и прокурорского надзора в целом по Пензенской области».
3. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №71 от 28 апреля 2009 года Российская газета № 4900 от 30 апреля 2009.
4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года //СПС КонсультантПлюс - май, 2013.
5. Закон «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27 декабря 1991года / / СПС КонсультантПлюс - май, 2013.
6. Пекинские правила (Правосудие в отношении несовершеннолетних) от 29 ноября 1985года // Информационно-просветительское Учреждение «Платформа» Platforma RB.com 16 июня 2011 года.
7. Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года // СПС КонсультантПлюс - май, 2013.
Referenses
1. Prikaz Genprokuratury RF №188 ot 26 noiabria 2007 goda «Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o neso-vershennoletnikh i molodezhi» [The Order of the Prosecutor-General's Office of the Russian Federation no.188 of 26 November 2007, «Organization of Prosecutor's supervision over the execution of laws on minor and young people»]. ConsultantPlus, May, 2013
2. Sborniki prokuratury Penzenskoi oblasti za 2010-2012 g. «Statis-ticheskie dannye o sostoianii prestupnosti, sledstvennoi raboty i prokurorskogo nadzora v tselom po Penzenskoi oblasti» [The Prosecutor's office of the Penza region collected book of 2010-2012 «Statistical data on crime, investigative and prosecutorial supervision of the Penza region»].
3. Zakon «Ob osnovnykh garantiiakh prav rebenka v Rossiiskoi Fed-eratsii» №71 ot 28 aprelia 2009 goda Rossiiskaia gazeta № 4900 ot 30 aprelia 2009 [The law «Fundamental rights of the child guarantees in the Russian Federation» no. 71 of 28 April 2009, the Russian newspaper, no. 4900 of 30 April 2009]
4. Konstitutsiia RF ot 12 dekabria 1993 goda [Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993]. ConsultantPlus, May, 2013
5. Zakon «O sredstvakh massovoi informatsii» №2124-1 ot 27 dekabria 1991 goda [The Law «On mass media» №2124-1 of 27 December 1991]. ConsultantPlus, May, 2013
6. Pekinskie pravila (Pravosudie v otnoshenii nesovershennoletnikh) ot 29 noiabria 1985 goda [The Beijing Rules (juvenile justice) of 29 November 1985]. Information and educating institution «Platforma», RB.com of 16 June 2011.
7. Zakon «O prokurature RF» ot 17 ianvaria 1992 goda [The law «On the Prosecutor's office of the Russian Federation» of 17 January 1992]. ConsultantPlus, May, 2013
Информация об авторе
Островская Татьяна Николаевна - доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Author
Ostrovskaya Tatyana Nikolaevna - associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].