Е. Р. Ергашев, Е. А. Габышева
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРА: ПРОБЛЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Российская прокуратура осуществляет деятельность по основным направлениям, предусмотренным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Несмотря на специфику каждого из них, для работы прокуратуры по всем направлениям характерно наличие предусмотренных законом и совершаемых в установленном им порядке действий прокурора, или, другими словами, правовых средств прокурора, применение которых нацелено на поддержание законности. Однако в законодательстве термин «правовые средства прокурора» не раскрывается. Нет единства мнений о природе данного института и в российской науке.
Цели работы - анализ точек зрения по поводу правовых средств прокурора, определение понятия «правовые средства прокурора» и их классификация. Выявлено отсутствие в науке единого понимания таких важных для прокуроров категорий, как полномочия прокурора, правовые средства прокурора, правовые средства прокурорского реагирования. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при установлении сущности правовых средств прокуроров, применяемых при надзоре за исполнением законов и ненадзорных функций прокуратуры; средств выявления нарушения закона; правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона; актов прокурорского реагирования; полномочий прокурора при осуществлении надзорной и ненадзорной функций, прав и возможностей прокурора; принципы, признаки, свойства правовых средств прокурора, в том числе средств выявления нарушений закона и средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Предлагается авторская классификация правовых средств. Приводятся рекомендации по совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: правовые средства, прокурор, средства выявления нарушения закона, правовые средства прокурорского реагирования, акты прокурорского реагирования, полномочия прокурора, права прокурора, возможности прокурора, классификация правовых средств
В связи с тем что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит определения правовых средств прокурора, ряд авторов ошибочно отождествляют их с полномочиями прокурора.
Так, В. К. Бобров выделяет две группы: первая - полномочия по выявлению нарушений, вторая - по устранению нарушений, восстановлению законности и предупреждению новых правонарушений. В рамках полномочий второй группы прокурор вправе вносить в соответствующие органы представления об устранении нарушений закона; опротестовывать не соответствующие закону правовые акты; возбуждать производство об административном правонарушении; направлять соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица, совершившего такое правонарушение; требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной); освобождать лиц, незаконно подвер-
гнутых административному задержанию; объявлять предостережение должностным лицам о недопустимости нарушения закона; обращаться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлениями (исковыми требованиями) о признании недействительными противоречащих закону правовых актов; обращаться в суды (общей юрисдикции и арбитражные) с исковыми заявлениями в целях защиты прав и интересов граждан, интересов муниципальных образований, субъектов РФ и Российской Федерации. При этом В. К. Бобров отмечает, что прокурор реагирует на нарушение закона, применяя соответствующий документ, называемый актом прокурорского реагирования [Бобров 2018: 63-65].
М. П. Поляков также не выделяет правовые средства прокурора (средства прокурорского реагирования), но упоминает о них в определении полномочий прокурора: это «правовые инструменты, при помощи которых прокурор выявляет нарушения закона, а акты реагирования - средства реагирования на выявленное
нарушение» [Прокурорский надзор: учебник и практикум для СПО 2018: 113]. Схожую позицию занимает А. Ф. Смирнов [Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата 2018: 218-221].
A. Я. Сухарев (как и А. Ф Смирнов) воспринимает акты прокурорского реагирования через призму полномочий прокурора: «Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий» [Прокурорский надзор 2009: 188].
B. Ф. Крюков определяет полномочия прокурора по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина как установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» правовые средства и формы организационно-функциональной и организационно-процессуальной деятельности органов прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, точного и безусловного исполнения его предписаний, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны интересов общества и государства» [Крюков 2010: 171]. Он фактически приравнивает полномочия прокурора к его правовым средствам.
В. Г. Камышов считает полномочия прокурора по выявлению нарушений личных прав и свобод человека и гражданина правовыми средствами организационно-функциональной и организационно-процессуальной деятельности, которые реализуются в определенных формах и позволяют достичь цели [Камышов 2012: 94].
Другие авторы рассматривают полномочия и правовые средства прокурора как разные категории. Например, Н. П. Кириллова отмечает, что после того как прокурор выявит нарушения закона, виновных, причины и условия нарушений, он принимает меры к их устранению и привлечению к ответственности виновных путем принятия предусмотренных законом актов прокурорского реагирования [Кириллова 2016: 105]. При этом она выделяет средства выявления нарушений закона и средства прокурорского реагирования на них.
Д. А. Мезинов различает две группы полномочий: 1) по выявлению нарушений закона и 2) по их устранению и предупреждению (в качестве форм реализации полномочий он выделяет «восемь видов актов прокурорского надзора») [Мезинов 2011: 25].
Е. А. Миллерова не дает комплексного понятия правовых средств прокурорского реаги-
рования, но упоминает о них в определении прокурорской проверки: это «одно из основных правовых средств выявления и пресечения преступлений» [Миллерова 2017: 18].
Если мы в основном согласны с суждениями авторов второй группы, то позиции ученых первой группы, с нашей точки зрения, не выдерживают критики, поскольку полномочия прокурора представляют собой единство его прав и обязанностей, кроме того, это субъективные права, предоставленные органу прокуратуры или прокурору для выполнения возложенных на них функций [Ергашев 2018: 121]. Иными словами, полномочия прокурора есть его регламентированные законом возможности, которые не могут быть правовыми средствами, так как правовые средства - это урегулированные законом действия
Правовые средства прокурора не сводятся к его полномочиям, хотя непосредственно связаны с ними и ими обусловлены
прокурора. Возможности и действия - разные феномены. Правовые средства прокурора не сводятся к его полномочиям, хотя непосредственно связаны с ними и ими обусловлены. Правовые средства могут быть действенным инструментом прокуратуры по обеспечению законности лишь в том случае, когда прокурор наделен соответствующими полномочиями.
Представляется, что для осмысления института правовых средств прокурора следует обратиться к понятию правовых средств вообще. С. С. Алексеев расценивал правовые средства как «объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу» [Алексеев 1995: 220]. Правовые средства, по его мнению, - это действия субъектов в определенных ситуациях: субъекты «берут их в руки» для достижения нужного результата [Там же: 223]. В рассматриваемом нами случае субъект - это прокурор, выявляющий нарушения закона с помощью фиксированных в законе полномочий и реагирующий на них посредством актов прокурорского реагирования для достижения результата, коим выступает обеспечение законности.
Необходимо отметить, что среди специалистов в сфере прокурорского надзора единого мнения по поводу определения правовых средств прокурора нет. С. И. Герасимов, к примеру, считает, что правовые средства - формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение наруше-
ний закона [Настольная книга прокурора 2002: 140-200]. К. И. Амирбеков и М. А. Магомедов относят к ним юридические акты (акты-решения и вербальные акты-действия прокурора), с помощью которых прокурор реализует свои полномочия [Амирбеков, Магомедов 2016].
Н. Р. Корешникова полагает, что правовые средства прокурора охватывают регламентированные законом действия прокурора, опосредованные его законодательно закрепленными полномочиями и направленные на выполнение возложенных на него функций [Корешникова 2010: 14]. М. В. Бызова, напротив, отрицает возможность определения правовых средств прокурора только через его действия. Она считает, что правовые средства - это формы реализации законодательно закрепленных полномочий прокурора, а не законодательно закрепленных действий или законодательно закрепленных форм реализации полномочий прокурора [Бызова 2009: 26-27].
Исследование прокурорской деятельности в данном аспекте показывает, что правовые средства, которые применяются прокурором, - это различные действия, образующие систему. Полагаем, что правовые средства прокурора следует понимать как регламентированные законодательством, совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора, направленные на выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, а также действия, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих им, на восстановление нарушенной законности и привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц [Ергашев 2018: 133-134].
По вопросу классификации правовых средств прокурора ученые также занимают разные позиции. С. Л. Алексеев и Н. Р. Вотчель разделяют указанные средства на общие (характерные для всех отраслей прокурорского надзора) и специфические (характерные лишь для отдельных отраслей надзора) [Алексеев, Вотчель 2014: 49]. Ю. Е. Винокуров систематизирует рассматриваемые правовые средства по внешнему выражению и порядку применения на общие и специфические; по форме выражения - на устные, письменные, устные и письменные (устно-письменные) [Прокурорский надзор 2005: 159]. Многие авторы правовые средства прокурора сводят к средствам прокурорского реагирования и классифицируют в зависимости от акта прокурорского реагирования, принимаемого прокурором.
С. В. Филипенко предложил развернутую классификацию правовых средств прокурора:
1) правовые средства, применяемые для пресечения и предотвращения нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и обеспечения большинства общесоциальных и (или) государственных интересов. При этом по целевой направленности он выделил такие группы правовых средств, как средства, применяемые для выявления нарушений закона, и средства, применяемые для их пресечения и предотвращения;
2) акты прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушения закона (протест, представление, требование об изменении нормативного правового акта, заявление в суд, решение прокурора, требование, постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа); на привлечение к ответственности виновных лиц (постановление о возбуждении соответствующего производства в следственном органе или органе дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства); на профилактику нарушений закона (предостережение о недопустимости нарушения закона, предупреждение).
По признаку поднадзорности адресата органам прокуратуры С. В. Филипенко подразделил указанные средства на правовые; применяемые к поднадзорным и к неподнадзорным субъектам (ненадзорные средства, применяемые в ходе взаимодействия с судами), процессуальные и непроцессуальные (сообщения, письма, заключения, информации и доклады о нарушениях законности) [Филипенко 2017: 206].
Отметим, что ни одну из рассмотренных классификаций нельзя назвать полной, поскольку они не отражают всех характерных черт правовых средств прокурора, как-то: функциональная принадлежность, предмет, характер, целевое назначение, субъекты, уполномоченные их применять, субъекты и объекты, в отношении которых они применимы, а также нормативные акты, регулирующие их применение.
Очевидно, что в силу специфики данных инструментов прокурорского реагирования, широты охватываемых ими отношений использовать для их классификации какое-то одно основание вряд ли возможно. С учетом изложенного мы предлагаем следующую систему правовых средств прокурора (см. рис. на с. 42).
По целевому назначению выделяются:
1) средства выявления нарушений закона. Это применяемые органами прокуратуры РФ правовые средства, цель которых - установле-
ние нарушений закона, причин и условий, способствующих им, а также виновных в их совершении лиц. Важнейшее из них - прокурорская проверка - комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на предупреждение нарушений Конституции РФ, законов, имеющих силу на территории РФ, а также выявление незаконных правовых актов, изданных поднадзорными органами прокуратуры объектами и субъектами; установлению причин и условий, способствующих выявлению нарушений закона и виновных лиц [Ергашев 2018: 230];
2) средства реагирования на нарушения закона (средства прокурорского реагирования). Средства прокурорского реагирования обычно определяют как «предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц» [Прокурорский надзор 2005: 19]. Почти идентичное определение дают С. Л. Алексеев, Н. Р. Вотчель [Алексеев, Вотчель 2014: 49], Р. С. Абдулин [Абдулин 2016: 112] и В. Г. Бессарабов [Бессарабов 2008: 206]. Н. Р. Корешникова под средствами прокурорского реагирования понимает «регламентированные законом и опосредованные их полномочиями действия компетентных должностных лиц прокуратуры, осуществляемые ими в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры Российской Федерации» [Корешникова 2010: 14].
Таким образом, правовые средства прокурорского реагирования - это предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров, направленные на устранение выявленных нарушений законов, восстановление нарушенной законности, устранение причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, на привлечение к ответственности виновных лиц. При определении сущности данных средств необходима конкретизация их целей, поскольку они направлены (повторим) не только на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих этому, но и на привлечение к ответственности виновных лиц и восстановление нарушенной законности. Акты прокурорского реагирования по сфере применения подразделяются на общие и специальные, по характеру - на предупредительные, пресекательные и карательные.
Правовые средства органов прокуратуры РФ позволяют выявлять и устранять нарушения законности и привлекать к предусмотренной законом ответственности виновных лиц, а также осуществлять профилактику правонарушений и преступлений. Своевременное выявление и пресечение нарушений законности, установление их причин и условий совершения, привлечение к ответственности виновных лиц позитивно воздействуют на состояние законности в целом, способствуют формированию в обществе правосознания, основанного на уважении к закону.
Правовые средства прокурора делятся на надзорные и ненадзорные. В свою очередь, и надзорные, и ненадзорные средства прокурора подразделяются на процессуальные, урегулированные процессуальным законодательством РФ (УПК РФ, ГПК РФ и АПК РФ, КАС РФ), и непроцессуальные, применение, которых регламентируется иными федеральными законами. Процессуальные средства прокурорского реагирования следует разделять на средства, применяемые при неправомерных действиях поднадзорных субъектов (постановление, требование, письменные указания), и при правомерных (согласие, утверждение, санкция прокурора).
По характеру исследуемые средства классифицируются на основные и сигнализационные. К основным относятся прямо предусмотренные законом средства прокурорского реагирования, в которых проявляется главная функция прокуратуры (акты прокурорского реагирования, процессуальные средства прокурора). К сигнализационным - средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т. д.).
Неопределенность в понимании правовых средств прокурора, отсутствие в Законе единого и полного их перечня, разнообразие подходов к их классификации, а также ненадлежащее правовое регулирование указанных средств осложняют их осмысление и применение, что негативно отражается на эффективности прокурорской деятельности и состоянии законности в целом.
Мы полагаем, что для разрешения данной проблемы целесообразно внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» главу «Правовые средства прокурора», в которой должны быть изложены как общие положения о правовых средствах прокурора, так и конкретные нормы, регулирующие каждое из них.
Правовые средства прокурора
Средства выявления нарушений закона
Средства прокурорского реагирования
Сигнализационные: информационные письма; информации; сообщения; беседы прокурора; доклады
Процессуаль- Непроцессу- Процессуаль- Непроцессуаль-
ные альные ные ные
Прокурорская проверка
Структурные составляющие
1. Предпроверочные действия: изучение законов и практики; планирование; действия, обеспечивающие проверочные действия (вызов специалистов, экспертов, востребование материалов и т. д.).
2. Проверочные действия (направлены на выявление нарушений закона): осмотр; исследование; опрос; изучение.
3. Постпроверочные действия: подготовка актов прокурорского реагирования и иных средств реагирования; их применение; контроль прокурора за исполнением своих требований
Общие характеристики
1. Повод проверки: инициатива прокурора; инициатива других лиц.
2. Объем проверки: целевые; широкие.
3. Проверяющие субъекты: прокуроры; представители и специалисты иных ведомств.
4. Проверяемые субъекты: отдельно взятый орган; несколько органов одновременно.
5. Целевое назначение проверки: основная; контрольная
Надзорные
Процессуальные
На правомерные действия: согласие; утверждение; санкция
На неправомерные действия: письменное указание прокурора; постановление; требование
Непроцессуальные
1 г
На неправомерные действия: протест;
представление; предостережение; постановление о возбуждении административного производства; требование (ФЗ «О прокуратуре РФ»);
предупреждение прокурора и решение о приостановлении деятельности (ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»)
Ненадзорные
Основные: апелляционное, кассационное, надзорное, частное представления (УПК, ГПК, АПК); апелляционная и кассационная жалобы (АПК); иски прокурора
Рис. 1. Система правовых средств прокурора Список литературы
Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2016. 220 с.
Алексеев С. Л., Вотчель Н. Р. Прокурорский надзор: учеб. пособие. Казань: Информ.-технолог. центр АСО, 2014. 126 с.
Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 320 с.
Амирбеков К. И., Магомедов М. А. Полномочия прокурора и их классификация // Юридический мир. 2016. № 2. С. 39-44.
Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: учеб. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 536 с. Бобров В. К. Прокурорский надзор: учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2018. 240 с. Бызова М. В. Представление прокурора: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 217 с. Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. Екатеринбург: Раритет, 2018. 436 с.
Камышов В. Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 206 с.
Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2016. 385 с.
Корешникова Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. 205 с.
Крюков В. Ф. Прокурорский надзор: учеб. пособие. М.: Норма, 2010. 814 с.
Мезинов Д. А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Особенной части: учеб. пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 132 с.
Миллерова Е. А. Прокурорский надзор: учеб. пособие. Ростов н/Д.: РГУПС, 2017. 58 с.
Настольная книга прокурора / под ред. С. И. Герасимова. М.: Эколит, 2002. 840 с.
Прокурорский надзор: учеб. / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высш. образование, 2005. 460 с.
Прокурорский надзор: учеб. / под ред. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2009. 464 с.
Прокурорский надзор: учеб. и практикум для академ. бакалавриата / под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. М.: Юрайт, 2018. 454 с.
Прокурорский надзор: учеб. и практикум для СПО / под общ. ред. М. П. Полякова. М.: Юрайт, 2018. 324 с.
Филипенко С. В. Классификация правовых средств органов прокуратуры, применяемых при надзоре за исполнением законов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3. С. 206-210.
Евгений Рашидович Ергашев - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: ergashever@ mail.ru.
Екатерина Алексеевна Габышева - магистрант Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург). 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
Legal Means of the Prosecutor: Problems of Understanding, Application, and Legal Regulation
The Russian Prosecutor's Office carries out its activities in the main areas stipulated by the Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation». Despite the specifics of each of these areas, the work of the Prosecutor's Office here is characterized by actions of prosecutors provided by law and carried out in the manner prescribed by law. These actions can be described as legal means of the prosecutor aiming at maintenance of legality. Nevertheless, there is no definition of legal means of the prosecutor in the Russian legislation. Academic approaches to understanding this institution vary considerably as well.
The article aims to analyze the scholars' views on the legal means of the prosecutor, to give its definition and to classify it. The authors point out that in the Russian law and legal studies there is a lack of unity of understanding key concepts such as powers of the prosecutor, legal means of the prosecutor, and legal means of the prosecutor's response. The article discusses the topical issues of the concept and essence of the legal means of prosecutors used in supervision over the implementation of laws and non-supervisory functions of the prosecutor's office; means of detecting violations of the law; legal means of prosecutorial response to identified violations of the law; acts of prosecution response; problems of the powers of the prosecutor in exercising supervisory and non-supervisory functions, rights and opportunities of the prosecutor; principles and characteristics of the legal means of the prosecutor, including the means of identifying violations of the law and the means of the prosecutor's response to the violations of the law, classification of legal means. Recommendations on improving the Russian legislation are given.
Keywords: legal means, prosecutor, means of detecting violations of the law, legal means of prosecutor's response, acts of prosecutor's response, powers of the prosecutor, rights of the prosecutor, possibilities of the prosecutor, classification of legal means
References
Abdulin R. S. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii [Prosecutor's Supervision in the Russian Federation], Kurgan, Izd-vo Kurgan. gos. un-ta, 2016, 220 p.
Alekseev S. L., Votchel' N. R. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Kazan', Inform.-tekhnolog. tsentr ASO, 2014, 126 p.
Alekseev S. S. Teoriya prava [Theory of Law], Moscow, BEK, 1995, 320 p.
Amirbekov K. I., Magomedov M. A. Polnomochiya prokurora i ikh klassifikatsiya [The Powers of the Prosecutor and Their Classification], Yuridicheskii mir, 2016, no. 2, pp. 39-44.
Bessarabov V. G. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, TK Velbi, Prospekt, 2008, 536 p.
Bobrov V. K. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Yurait, 2018, 240 p.
Byzova M. V. Predstavlenie prokurora [Prosecutor's Demand]: cand. jur. sc. thesis, Yekaterinburg, 2009, 217 p.
Ergashev E. R. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii [Prosecutor's Supervision in the Russian Federation], Yekaterinburg, Raritet, 2018, 436 p.
Filipenko S. V. Klassifikatsiya pravovykh sredstv organov prokuratury, primenyaemykh pri nadzore za ispolneniem zakonov [Classification of the Legal Means of the Prosecution Authorities Used in the Supervision of the Implementation of Laws], Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoiyuridicheskoi akademii,
2017, no. 3, pp. 206-210.
Gerasimov S. I. (ed.) Nastol'naya kniga prokurora [A Handbook for the Prosecutor], Moscow, Ekolit, 2002, 840 p.
Kamyshov V. G. Prokurorskii nadzor kak sredstvo zashchity lichnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina [Prosecutor's Supervision as a Means of Protecting the Personal Rights and Freedoms of a Man and a Citizen]: cand. jur. sc. thesis, Moscow, 2012, 206 p.
Kirillova N. P. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Yurait, 2016, 385 p.
Koreshnikova N. R. Osnovnye pravovye sredstva prokuratury Rossiiskoi Federatsii kak instrument obespecheniya ispolneniya zakonov [The Main Legal Means of the Prosecutor's Office of the Russian Federation as a Tool to Ensure the Execution of Laws]: cand. jur. sc. thesis, Yekaterinburg, 2010, 205 p.
Kryukov V. F. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Norma, 2010, 814 p.
Mezinov D. A. Prokurorskii nadzor v Rossiiskoi Federatsii: voprosy Osobennoi chasti [Prosecutor's Supervision in the Russian Federation: Issues of the Special Part], Tomsk, NTL, 2011, 132 p.
Millerova E. A. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Rostov-na-Donu, RGUPS, 2017, 58 p.
Polyakov M. P. (ed.) Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Yurait, 2018, 324 p.
Smirnov A. F., Usachev A. A. (eds.) Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Yurait,
2018, 454 p.
Sukharev A. Ya. Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Norma, 2009, 464 p.
Vinokurov Yu. E. (ed.) Prokurorskii nadzor [Prosecutor's Supervision], Moscow, Vyssh. obrazovanie, 2005, 460 p.
Evgenii Ergashev - doctor of juridical sciences, professor, head of Department of prosecutorial activities, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Ekaterina Gabysheva - master student, Ural State Law University (Yekaterinburg). 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
Дата поступления в редакцию / Received: 02.09.2018
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 30.10.2018