Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗАБОЛЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарина Александра Михайловна

Основными направлениями предупреждения преступлений в образовательных учреждениях являются: 1) профилактика преступности лиц с психическими отклонениями; 2) принятие надлежащих мер в сфере обеспечения безопасности частными охранными предприятиями. Предложены пути законодательного урегулирования обозначенной проблемы посредством внесения изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992 г. № 3185-1 и разработки локальных нормативных актов частных охранных предприятий с учетом повышенных требований к сотрудникам по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зарина Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED SECURITY ISSUES IN RUSSIAN SCHOOLS

The main areas of crime prevention in educational institutions are: 1) crime prevention of persons with mental disabilities; 2) taking appropriate measures in the field of security by private security companies. Ways of legislative settlement of the indicated problem are proposed by amending the Law of the Russian Federation «On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens in its provision» dated 02.07.1992 № 3185-1 and the development of local regulations of private security companies, taking into account the increased requirements for life protection employees and health of citizens in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.969

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-79-82 NIION: 2015-0066-1/23-601 MOSURED: 77/27-011-2023-01-800

Отдельные вопросы обеспечения безопасности в российских школах

Александра Михайловна Зарина1, 2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

sistersashenka86@yahoo.com

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. Основными направлениями предупреждения преступлений в образовательных учреждениях являются: 1) профилактика преступности лиц с психическими отклонениями; 2) принятие надлежащих мер в сфере обеспечения безопасности частными охранными предприятиями. Предложены пути законодательного урегулирования обозначенной проблемы посредством внесения изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992 г. № 3185-1 и разработки локальных нормативных актов частных охранных предприятий с учетом повышенных требований к сотрудникам по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: безопасность, предупреждение преступлений, частное охранное предприятие, образовательное учреждение, заболевание

Для цитирования: Зарина А. М. Отдельные вопросы обеспечения безопасности в российских школах // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 79-82. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-79-82.

Original article

Selected security issues in Russian schools

Alexandra M. Zarina1, 2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

sistersashenka86@yahoo.com

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The main areas of crime prevention in educational institutions are: 1) crime prevention of persons with mental disabilities; 2) taking appropriate measures in the field of security by private security companies. Ways of legislative settlement of the indicated problem are proposed by amending the Law of the Russian Federation «On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens in its provision» dated 02.07.1992 № 3185-1 and the development of local regulations of private security companies, taking into account the increased requirements for life protection employees and health of citizens in educational institutions.

Keywords: security, crime prevention, private security company, educational institution, illness

For citation: Zarina A. M. Selected security issues in Russian schools. Bulletin of economic security. 2023;(1):79-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-79-82.

Сегодня в современных школах актуальной остается проблема осуществления надлежащей безопасности и принятия эффективных мер защиты несовершеннолетних. На наш взгляд, в качестве основных направлений предупреждения преступлений в образовательных учреждениях можно выделить: 1) профилактику преступности лиц с психическими отклонениями; 2) принятие надлежащих мер в сфере обеспечения безопасности частными охранными предприятиями.

© Зарина А. М., 2023

Проблема обеспечения безопасности возникает с такой степенью периодичности, как только лицо совершает тяжкое или особо тяжкое преступление в образовательных учреждениях. Так, в Казани в мае 2021 года в гимназии № 175 гражданином Г., который ранее обучался в данном образовательном учреждении, совершено вооруженное нападение, повлекшее смерть многих лиц. В установленное время данный гражданин пришел в гимназию, вооружившись ружьем и взрывоопасными веществами. Увидев школьницу, подходящую к

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

учреждению, преступник выстрелил. Вахтер незамедлительно включил систему оповещения, директор образовательного учреждения по громкоговорящей связи оповестил всех о происшествии. Учителя с учениками закрылись в кабинетах. Однако, гражданина Г. никто не остановил, и он прошел внутрь, в последствии убив учительницу и заложив взрывным устройством кабинеты начальных классов. Гражданин Г., продолжив свою преступную деятельность, гулял по гимназии и, обнаружив не закрытый кабинет, убил преподавателя и начал стрельбу по школьникам, которые для избежания опасности выпрыгивали из окон. Люди, которые проживали недалеко от образовательного учреждения, увидев, что дети прыгают из окон, сообщили о произошедшем в полицию. На место происшествия выехали сотрудники Росгвардии и эвакуировали пострадавших. В результате действий правоохранительных органов преступник был вынужден сдаться. Однако, погибло девять человек и 32 получили травмы различного характера.

В ходе проведения предварительного расследования установлено, что гражданин Г. произвел попытку взрыва своего дома. Следует отметить, что оружие было приобретено на законных основаниях, на него получены разрешение и охотничий билет. Свидетели произошедшего пояснили, что видели гражданина Г. с оружием, но не отнеслись к этому с должным вниманием. В последствие судебно-медицинская экспертиза установила у преступника наличие заболевания головного мозга -энцефалопатию.

Также при анализе одного из известных мессен-джеров гражданина Г. установлены сообщении с намерениями убийства «большого количества биомусора». Блокировка аккаунта лица произошла после совершения преступления.

В ходе проведения судебного заседания преступник подтвердил все факты расстрела людей, однако не раскаялся в содеянном. Судья вынес решение о наказании в виде пожизненного заключения [6].

Следует отметить, что мотивами совершения такого вида преступных деяний являются: месть, ревность, терроризм, экстремизм и т. д. Однако, в приведенном примере мы видим, что лицо страдало таким заболеванием как энцефалопатия, которое ранее не было выявлено. Не всегда диагноз в виде психического расстройства влечет за собой асоциальное или преступное поведение лица, все зависит от вида и степени заболевания. В случае, обострения болезни или провоцирующего поведения лица течение заболевание становится тяжелым, перетекает в новые виды, формы и степени. Например, употребляя вместе с таблетками, прописанными врачом наркотические вещества или алкоголь, лицо предумышленно ставит себя в опасное для окружающих состояние. Таких ситуаций в практике достаточно много, однако они носят исключительный латентный характер. В связи с чем, в деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения возникает

большое количество проблем, так как на сегодняшний день законодательно не урегулированы вопросы взаимодействия и лечения таких лиц. Исключение конечно составляют крайние случаи - привлечения к уголовной ответственности, когда необходимо применить принудительные меры медицинского характера. Возникает вопрос: как до этого момента осуществлять профилактику такого рода заболеваний и предупредить возможность совершения преступлений лицами, страдающими психическими заболеваниями, но не подозревающими о них, не проходящих необходимые осмотры и в силу своего асоциального поведения усугубляющих свое здоровье.

В ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992 г. № 3185-1 [1] обозначена добровольность обращения за психиатрической помощью. Однако необходимо разработать документы по межведомственному взаимодействию правоохранительных органов и органов здравоохранения, а также дополнить данный нормативный-правовой акт ст. 4.1: «В случае необходимости и возникновения обстоятельств, которые явно свидетельствуют о возможном заболевании лица, при подтверждении данных фактов, сотрудники правоохранительных органов и медицинских учреждений в рамках межведомственного взаимодействия имеют право направлять на психиатрическое обследование лиц в принудительном порядке». В данном случае имеется в виду не только работа сотрудников в рамках уголовной, но и административной юрисдикции, а также проверки сообщений о происшествиях. Такая норма конечно в определенной степени ограничивает конституционные права граждан, но ее эффективность заключается в возможности дальнейшего предотвращения большого количество преступлений.

Глава Министерства просвещения С. Кравцов отдал поручение на усиление мер безопасности в образовательных учреждениях. Также следует отметить особый объект охраны - это жизнь и здоровье детей, который обозначен в ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [7; 4].

Образовательная организация должна обеспечивать безопасное пребывание на своей территории обучающихся. Под системой безопасности образовательного учреждения понимается комплекс мер, реализуемых государственными органами, сотрудниками образовательных учреждений, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества детей в целях предотвращения внешних и внутренних угроз. Какие сферы подлежат охране? Это антитеррористическая безопасность, пожарная безопасность, экологическая и радиационная безопасность, охрана труда и др.

В Письме Минобрнауки от 4 июня 2008 года № 03-1423 «О методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Фе-

JURISPRUDENCE

дерации» обозначены следующие меры обеспечения безопасности:

- наличие периметрального ограждения и освещения территории;

- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации [3].

В школах руководство привлекает частные охранные организации для обеспечения безопасности и порядка на территории. Однако, как показывает практика, данные меры бывают неэффективны. Какие возникают проблемы в их реализации? Так, частный охранник наделен правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Однако в ст. 18 Закона РФ от 11 марта 1992 г. №2 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2] установлено ограничение: запрещается применять огнестрельное оружие, специальные средства, физическую силу в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от их применения могут пострадать посторонние лица. Также применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. В связи с чем, сотрудники охранных предприятий при возникновении опасности и происшествий различного характера:

1) не успевают сориентироваться в сложной ситуации, угрожающей жизни и здоровью несовершеннолетних и сотрудников учебного заведения, не готовы к действиям в непростых обстоятельствах;

2) не обладают определенными знаниями действующего законодательства;

3) не ознакомлены с положениями ст. 37 и 39 УК РФ, содержащих условия и пределы применения обстоятельств, исключающих преступность деяния, таких как крайняя необходимость и необходимая оборона в силу чего существует боязнь их применения и превышения данных мер, что в дальнейшем влечет уголовную ответственность [5].

В связи с вышесказанным рекомендовано осуществлять охранные мероприятия на объектах образовательной системы посредством:

- исключения охраны школ женщинами (привлекать к работе в данной сфере преимущественно мужчин);

- повышения профессиональной грамотности сотрудников частных охранных предприятий и вневедомственной охраны Росгвардии;

- разработки локальных нормативных актов (уставов, положений и т. д.) частных охранных предприятий с учетом повышенных требований к сотрудникам по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях;

- создания методических рекомендаций алгоритма действий сотрудников частных охранных предприятий в кризисных и сложных ситуациях.

Список источников

1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02 июля 1992 г. № 3185-1 // Справочная правовая система «Консультант плюс»

2. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Письмо Минобрнауки от 4 июня 2008 г. № 031423 «О методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Сергей Кравцов: «В ближайшее время будут подготовлены единые требования безопасности образовательных организаций» // https://edu.gov. ra/press/3712/sergey-kravcov-v-blizhayshee-vremya-budut-podgotovleny-edinye-trebovaniya-bezopasnosti-obrazovatelnyh-organizaciy/.

5. Станкевич А. М. Пределы правомерности крайней необходимости : дис. ... канд. юрид. наук. Московский университет МВД России, 2011. 178 с.

6. Стрельба в школе в Казани // https://www.rbc.ru/ story/609a39d79a794711e083d88c.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// СПС «Кон-сультантПлюс».

References

1. Law of the Russian Federation «On psychiatric care and guarantees of the rights of citizens in its provision» dated 02.07.1992 № 3185-1 // RLS «ConsultantPlus».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Law of the Russian Federation of March 11, 1992 № 2487-1 «On private detective and security activities in the Russian Federation» // RLS «ConsultantPlus».

3. Letter of the Ministry of Education and Science dated June 4, 2008 № 03-1423 «On methodological recommendations for participation in the creation of a unified system for ensuring the security of educational institutions of the Russian Federation» // RLS «ConsultantPlus».

4. Sergey Kravtsov: «Uniform safety requirements for educational organizations will be prepared in the near future» // https://edu.gov.ru/press/3712/sergey-kravcov-v-

blizhayshee-vremya-budut-podgotovleny-edinye-trebovaniya -bezopasnosti-education-organizaciy/.

5. Stankevich A. M. Limits of legality of extreme necessity. cand. jurid. sciences'. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. 178 p.

6. Shooting at a school in Kazan // https://www.rbc. ru/story/609a39d79a794711e083d88c.

7. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 № 273-FZ // RLS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

А. М. Зарина - доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент Департамента международного и частного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

A. M. Zarina - Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of International and Private Law of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 29.12.2022; одобрена после рецензирования 25.01.2023; принята к публикации 27.02.2023.

The article was submitted 29.12.2022; approved after reviewing 25.01.2023; accepted for publication 27.02.2023.

Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Монография. Под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. 231 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Показаны концептуальные подходы к противодействию угрозам национальной безопасности России в условиях глобализации, раскрыты современные геополитические технологии обеспечения национальной безопасности России, изложены организационные основы противодействия угрозам ее безопасности.

Дан анализ политики обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. Раскрыты основные направления реализации современной политики национальной безопасности России, даны предложения по оптимизации и координации деятельности органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.

Книга адресована как научным работникам, сферой научных интересов которых являются проблемы глобалистики, геополитики и безопасности, так и специалистам, принимающим участие в разработке стратегических документов и реализации стратегических установок в сфере национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.