Познышов Алексей Николаевич
доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Ростовского государственного экономического университета
(e-mail: [email protected])
Вопросы обеспечения общественного порядка на пляжах
В статье рассматриваются отдельные сложности обеспечения общественного порядка в условиях таких курортных территорий, как пляжи. Основное внимание уделяется развитию института взаимодействия органов внутренних дел с частными охранными предприятиями в исследуемой сфере.
Ключевые слова: общественный порядок, курортные территории, пляжи, патрульно-постовая служба, участковый уполномоченный полиции, частные охранные предприятия.
A.N. Poznyshov, Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law of the Rostov State Economy University; e-mail: [email protected]
Questions of public order on the beaches
The article deals with some difficulty ensuring public order in a resort area such as beaches. The focus is on the development of cooperation of the Institute of Internal Affairs with private security companies in the study area.
Key words: public order, resort area, beaches, patrol and inspection service, district commissioner of police, private security companies.
Организация территорий массового отдыха населения (пляжей) и обеспечение на них мер по охране общественного порядка далеко не всегда входит в число приоритетных направлений деятельности подавляющего большинства современных российских муниципальных образований и правоохранительных органов, однако возникающие при этом проблемы обусловливают необходимость исследования состояния дел по охране общественного порядка в данной сфере.
Для рассмотрения возможных мер по обеспечению общественного порядка на территориях массового отдыха людей (на пляжах) обратимся к существующим в научной литературе подходам к определению понятия «общественный порядок». В зависимости от того, какое наполнение получает дефиниция «общественный порядок», от истинного определения пределов его обеспечения в полной мере зависит реальность защиты прав и свобод человека и гражданина средствами их правовой охраны.
Анализ действующего законодательства и научной литературы показал, что термин «общественный порядок» используется во многих значениях, а исследователи дают ему разные определения [1, с. 9]. Общепринято рассматривать понятие общественного порядка
в двух аспектах - «широком» и «узком» [2, с. 18-23; 3, с. 7-9]. Поскольку в данной статье не ставится задача всеобъемлющего анализа существующих подходов к содержанию понятия «общественный порядок», рассмотрим некоторые наиболее распространенные точки зрения.
Так, например, Ф.Е. Колонтаевский предложил понимать под общественным порядком систему общественных отношений, которые возникают и существуют по большей части в общественных местах [4, с. 9-13]. Такая система, по его мнению, основывается на соблюдении норм права и других социальных норм, которые направлены на то, чтобы обеспечить личную безопасность граждан и общественную безопасность. Представляется, что такое понятие общественного порядка отвечает потребностям создания нормативно-правовых условий для труда и отдыха людей, основанных на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, уважении к их чести и достоинству.
Своеобразным, на наш взгляд, является определение понятия «общественный порядок», предлагаемое В.Д. Тяптиным, который считает, что «общественный порядок - это неукоснительное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах (на улицах, площадях, стадионах, в парках и т.п.),
51
направленное на обеспечение спокойных условий для общественно полезной деятельности, быта и отдыха людей» [5].
Оптимальным и более приемлемым можно считать определение, которое предложил М.Е. Труфанов. Основываясь на административно-правовой точке зрения, он определил общественный порядок как правовой порядок, т.е. урегулированный административно-правовыми нормами и находящийся под их охраной и защитой порядок возникновения, изменения и прекращения социальных связей, складывающихся в общественных местах [6, с. 411].
Что касается охраны общественного порядка, то в законодательстве Российской Федерации отсутствует официальное толкование термина «охрана общественного порядка», однако под ней можно понимать деятельность правоохранительных органов по повседневному обеспечению общепринятых правил морально-нравственного поведения на улицах, в транспорте и иных общественных местах, основанную на применении комплекса правовых и иных социальных норм. Другими словами, речь идет об охране общественных отношений между людьми, непосредственно связанных с определенными отклонениями от правовых, нравственных, моральных и иных социальных норм, возникающих в общественных местах у неопределенно широкого круга лиц.
Организация охраны общественного порядка в общественных местах полностью возложена на территориальные органы внутренних дел (полицию). Согласно ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [7] на полицию возложены обязанности:
пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;
оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах.
Решать вопрос об охране общественного порядка на пляжах в России позволяет проводимый полицией комплекс профилактических мероприятий «Курорт». Это максимально скоординированный комплекс действий
служб и подразделений органов внутренних дел, направленных на решение одной или нескольких задач с использованием оперативно-розыскной, контрольно-надзорной, предупредительно-профилактической деятельности, объединенный единой целью, временем и территорией проведения. Такое мероприятие обычно охватывают многие направления служебной деятельности полиции. К наиболее приоритетным направлениям относятся вопросы охраны общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, предупреждение правонарушений и преступлений в общественных местах курортного муниципального образования.
Существующая правоприменительная практика показывает, что для проведения такого рода мероприятий, прежде всего, происходит наращивание сил и средств полиции в соответствующих муниципальных образованиях, местах массового отдыха граждан (с учетом местных условий и в зависимости от числа отдыхающих), за счет привлечения дополнительного количества сотрудников полиции, создания стационарных постов и передвижных пунктов полиции, установки видеонаблюдения и контроля за оперативной обстановкой на территории, прилегающей к территориям массового отдыха людей. Для обеспечения общественного порядка в таких зонах отдыха, как пляжи, создаются дополнительные посты полиции, а также определяются маршруты для пеших патрулей.
План - расчет сил и средств по обеспечению общественного порядка и безопасности в период летнего курортного сезона проводится по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, администрациями городов-курортов, санаториев, пансионатов, домов отдыха и обязательно с администрациями муниципальных и ведомственных пляжей. В первую очередь с администрацией муниципального образования и администрациями пляжей разрешаются вопросы об организации канала экстренной связи «Гражданин - полиция». Для этого обеспечивается доступность всем посетителям пляжа информации, содержащей номера телефонов и адреса стационарных постов полиции, дежурных частей органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, а также других способов их оповещения.
Помимо этого, на период купального сезона увеличивается и число нарядов патрульно-постовых служб полиции на катерах, в обязанности которых входит: оказывать содействие
52
органам государственной инспекции по маломерным судам в предупреждении и пресечении нарушений правил плавания и эксплуатации судов; проводить профилактическую работу на акватории водного бассейна среди отдыхающих граждан, напоминать о необходимости соблюдения ими правил поведения и мер безопасности при купании в водоемах; принимать все меры по оказанию помощи гражданам, терпящим бедствие на воде [8].
В условиях интенсивного использования отдыхающими мобильной связи довольно эффективным может оказаться распространение смс-сообщений, содержащих информацию «Об условиях, способствующих совершению краж и мерах их предотвращения», «О действиях при обнаружении подозрительных предметов, угрозе взрыва и захвате заложников», «Внимание, предупреждает полиция» и т.п.
Рассматривая вопросы обеспечения охраны общественного порядка на пляжах, следует обратить внимание на существование некоторых проблем во взаимодействии подразделений полиции с представителями частных охранных предприятий.
В настоящее время одним из принципов деятельности полиции является принцип взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными, муниципальными и общественными организациями. Применительно к данному научному диалогу необходимо обратиться к проблеме взаимодействия полиции и представителей частных охранных структур при обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе и на пляжах. Правовую основу привлечения работников частных охранных предприятий к охране общественного порядка составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [9], постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, в основном ведомственные акты органов внутренних дел.
Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий является одним из видов услуг, осуществляемых частными охранными предприятиями (ст. 3 Закона № 2487-1). Такая диспозиция единого предмета регулирования образует условия для надежного способа организации взаимодействия сотрудников полиции с частными охранными предприятиями. При всем этом по законодательству количество услуг, выполняемых в сфере охраны, не предполагает расширительного толкования. Современное законодательство не имеет
открытого запрета на участие частных охранников в охране общественного порядка, в том числе и в местах курортного отдыха людей, но полномочий частным охранникам недостаточно для полноценного участия в охране общественного порядка. Поэтому частные охранники могут оказывать содействие полиции лишь в пределах объектов их охраны либо патрулируя совместно с нарядами ППСП, участковыми уполномоченными полиции, пользуясь правовым положением обычных гражданин.
Любой правоохранительный орган с представителями администрации частного охранного предприятия самостоятельно может обусловить конкретную степень и вид содействия последних в охране общественного порядка. Но право на содействие относится к числу норм материального права, а порядок его реализации - это процедура, которая может быть установлена ведомственными нормативно-правовыми актами (регламентом, наставлением, инструкцией). Соответственно, справедливо то, что Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в редакции от 31 декабря 2014 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право содействовать правоохранительным органам в охране правопорядка организациями, осуществляющими частную охранную деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такое право предоставляется на основании соглашения об участии в обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим территориальным органом внутренних дел или его структурным подразделением [10]. В нем может предусматриваться регламент участия работников частной охранной организации в охране правопорядка в местах курортного пляжного отдыха в виде патрулей или постов.
Таким образом, совершенствование административно-правового регулирования и организации совместной деятельности позволит выработать действительный механизм эффективного участия частных охранных предприятий в охране общественного порядка в местах пляжного отдыха.
Повысить эффективность взаимодействия полиции и частных охранных предприятий при обеспечении охраны общественного порядка в местах курортного отдыха людей возможно, действуя в следующих направлениях: путем совершенствования правового регулирования, в первую очередь Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; заключе-
53
ния совместных договоров об участии в охране общественного порядка; проведения занятий по тактической и теоретической подготовке сотрудников охранных предприятий в условиях пляжной территории.
Активно и последовательно продвигаясь в данных направлениях, можно достичь нужных результатов в повышении эффективности охраны общественного порядка в местах сезонного пляжного отдыха людей.
1. Горшенева И.А. Полиция в механизме современного государства: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
2. Бредихин И.Д. О проблеме соотношения общественного порядка, правопорядка, законности, общественной безопасности и общественного благоустройства: административно-правовой аспект // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2010. № 4.
3. Адилов А.Н. Понятие, содержание и сущность системы охраны общественного порядка // Административное право и процесс. 2009. № 4.
4. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1996.
5. Тяптин В.Д. О проблемах участия общественных формирований граждан в охране общественного порядка //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 4.
6. Труфанов М.Е. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок // Административная деятельность ОВД: учеб. для вузов /под ред. М.В. Костенни-кова и А.В. Куракина. М., 2014.
7. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 12 февр. 2015 г., с изм. от 6 апр. 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2015).
8. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 (с изм. от 12 февр. 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.06.2015).
9. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. от 31 дек. 2014 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.06.2015).
10. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 авг. 1992 г. № 587 (в ред. от 24 дек. 2014 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
1. Gorsheneva I.A. Police in the mechanism of the modern state: theoretical and legal aspects: auth. abstr.... Master of Law. Moscow, 2002.
2. Bredikhin I.D. About the problem of the relation of public order, law, justice, public safety and public improvement: administrative-legal aspect // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2010. № 4.
3. Adilov A.N. The concept, content and essence of the system of protection of public order // Administrative law and process. 2009. № 4.
4. Kolontaevsky F.E. Organizational basis of public security contractor in modern terms: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 1996.
5. Tyaptin V.D. About the problems of participation of public formations of citizens in public order protection // «Black holes» in the Russian legislation. 2010. № 4.
6. Trufanov M.E. Administrative offenses against the public order // Administrative activities of the police Department: textbook for high schools/ed. byM.V. KostennikovandA.V. Kurakin. Moscow, 2014.
7. About police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL (in ed. of Febr. 12, 2015, with changes of Apr. 6, 2015). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 21.06.2015).
8. The questions of organization of the front divisions of the patrol service of the police: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of Jan. 29, 2008 № 80 (with changes of Febr. 12, 2015). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 23.06.2015).
9. About private detective and security activity in the Russian Federation: law of the Russian Federation of March 11, 1992 № 2487-1 (in ed. of Dec. 31, 2014). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 24.06.2015).
10. Issues of private detective (search) and private security activity: resolution of the Government of the Russian Federation of Aug. 14, 1992 № 587 (in ed. of Dec. 24, 2014). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
54