Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения общественного порядка на пляжах'

Вопросы обеспечения общественного порядка на пляжах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / КУРОРТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПЛЯЖИ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ЧАСТНЫЕ ОХРАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / PUBLIC ORDER / RESORT AREA / BEACHES / PATROL AND INSPECTION SERVICE / DISTRICT COMMISSIONER OF POLICE / PRIVATE SECURITY COMPANIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Познышов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются отдельные сложности обеспечения общественного порядка в условиях таких курортных территорий, как пляжи. Основное внимание уделяется развитию института взаимодействия органов внутренних дел с частными охранными предприятиями в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Познышов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of public order on the beaches

The article deals with some difficulty ensuring public order in a resort area such as beaches. The focus is on the development of cooperation of the Institute of Internal Affairs with private security companies in the study area.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения общественного порядка на пляжах»

Познышов Алексей Николаевич

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Ростовского государственного экономического университета

(e-mail: kfiap@yandex.ru)

Вопросы обеспечения общественного порядка на пляжах

В статье рассматриваются отдельные сложности обеспечения общественного порядка в условиях таких курортных территорий, как пляжи. Основное внимание уделяется развитию института взаимодействия органов внутренних дел с частными охранными предприятиями в исследуемой сфере.

Ключевые слова: общественный порядок, курортные территории, пляжи, патрульно-постовая служба, участковый уполномоченный полиции, частные охранные предприятия.

A.N. Poznyshov, Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law of the Rostov State Economy University; e-mail: kfiap@yandex.ru

Questions of public order on the beaches

The article deals with some difficulty ensuring public order in a resort area such as beaches. The focus is on the development of cooperation of the Institute of Internal Affairs with private security companies in the study area.

Key words: public order, resort area, beaches, patrol and inspection service, district commissioner of police, private security companies.

Организация территорий массового отдыха населения (пляжей) и обеспечение на них мер по охране общественного порядка далеко не всегда входит в число приоритетных направлений деятельности подавляющего большинства современных российских муниципальных образований и правоохранительных органов, однако возникающие при этом проблемы обусловливают необходимость исследования состояния дел по охране общественного порядка в данной сфере.

Для рассмотрения возможных мер по обеспечению общественного порядка на территориях массового отдыха людей (на пляжах) обратимся к существующим в научной литературе подходам к определению понятия «общественный порядок». В зависимости от того, какое наполнение получает дефиниция «общественный порядок», от истинного определения пределов его обеспечения в полной мере зависит реальность защиты прав и свобод человека и гражданина средствами их правовой охраны.

Анализ действующего законодательства и научной литературы показал, что термин «общественный порядок» используется во многих значениях, а исследователи дают ему разные определения [1, с. 9]. Общепринято рассматривать понятие общественного порядка

в двух аспектах - «широком» и «узком» [2, с. 18-23; 3, с. 7-9]. Поскольку в данной статье не ставится задача всеобъемлющего анализа существующих подходов к содержанию понятия «общественный порядок», рассмотрим некоторые наиболее распространенные точки зрения.

Так, например, Ф.Е. Колонтаевский предложил понимать под общественным порядком систему общественных отношений, которые возникают и существуют по большей части в общественных местах [4, с. 9-13]. Такая система, по его мнению, основывается на соблюдении норм права и других социальных норм, которые направлены на то, чтобы обеспечить личную безопасность граждан и общественную безопасность. Представляется, что такое понятие общественного порядка отвечает потребностям создания нормативно-правовых условий для труда и отдыха людей, основанных на соблюдении прав и свобод человека и гражданина, уважении к их чести и достоинству.

Своеобразным, на наш взгляд, является определение понятия «общественный порядок», предлагаемое В.Д. Тяптиным, который считает, что «общественный порядок - это неукоснительное соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах (на улицах, площадях, стадионах, в парках и т.п.),

51

направленное на обеспечение спокойных условий для общественно полезной деятельности, быта и отдыха людей» [5].

Оптимальным и более приемлемым можно считать определение, которое предложил М.Е. Труфанов. Основываясь на административно-правовой точке зрения, он определил общественный порядок как правовой порядок, т.е. урегулированный административно-правовыми нормами и находящийся под их охраной и защитой порядок возникновения, изменения и прекращения социальных связей, складывающихся в общественных местах [6, с. 411].

Что касается охраны общественного порядка, то в законодательстве Российской Федерации отсутствует официальное толкование термина «охрана общественного порядка», однако под ней можно понимать деятельность правоохранительных органов по повседневному обеспечению общепринятых правил морально-нравственного поведения на улицах, в транспорте и иных общественных местах, основанную на применении комплекса правовых и иных социальных норм. Другими словами, речь идет об охране общественных отношений между людьми, непосредственно связанных с определенными отклонениями от правовых, нравственных, моральных и иных социальных норм, возникающих в общественных местах у неопределенно широкого круга лиц.

Организация охраны общественного порядка в общественных местах полностью возложена на территориальные органы внутренних дел (полицию). Согласно ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [7] на полицию возложены обязанности:

пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;

оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах.

Решать вопрос об охране общественного порядка на пляжах в России позволяет проводимый полицией комплекс профилактических мероприятий «Курорт». Это максимально скоординированный комплекс действий

служб и подразделений органов внутренних дел, направленных на решение одной или нескольких задач с использованием оперативно-розыскной, контрольно-надзорной, предупредительно-профилактической деятельности, объединенный единой целью, временем и территорией проведения. Такое мероприятие обычно охватывают многие направления служебной деятельности полиции. К наиболее приоритетным направлениям относятся вопросы охраны общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, предупреждение правонарушений и преступлений в общественных местах курортного муниципального образования.

Существующая правоприменительная практика показывает, что для проведения такого рода мероприятий, прежде всего, происходит наращивание сил и средств полиции в соответствующих муниципальных образованиях, местах массового отдыха граждан (с учетом местных условий и в зависимости от числа отдыхающих), за счет привлечения дополнительного количества сотрудников полиции, создания стационарных постов и передвижных пунктов полиции, установки видеонаблюдения и контроля за оперативной обстановкой на территории, прилегающей к территориям массового отдыха людей. Для обеспечения общественного порядка в таких зонах отдыха, как пляжи, создаются дополнительные посты полиции, а также определяются маршруты для пеших патрулей.

План - расчет сил и средств по обеспечению общественного порядка и безопасности в период летнего курортного сезона проводится по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, администрациями городов-курортов, санаториев, пансионатов, домов отдыха и обязательно с администрациями муниципальных и ведомственных пляжей. В первую очередь с администрацией муниципального образования и администрациями пляжей разрешаются вопросы об организации канала экстренной связи «Гражданин - полиция». Для этого обеспечивается доступность всем посетителям пляжа информации, содержащей номера телефонов и адреса стационарных постов полиции, дежурных частей органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, а также других способов их оповещения.

Помимо этого, на период купального сезона увеличивается и число нарядов патрульно-постовых служб полиции на катерах, в обязанности которых входит: оказывать содействие

52

органам государственной инспекции по маломерным судам в предупреждении и пресечении нарушений правил плавания и эксплуатации судов; проводить профилактическую работу на акватории водного бассейна среди отдыхающих граждан, напоминать о необходимости соблюдения ими правил поведения и мер безопасности при купании в водоемах; принимать все меры по оказанию помощи гражданам, терпящим бедствие на воде [8].

В условиях интенсивного использования отдыхающими мобильной связи довольно эффективным может оказаться распространение смс-сообщений, содержащих информацию «Об условиях, способствующих совершению краж и мерах их предотвращения», «О действиях при обнаружении подозрительных предметов, угрозе взрыва и захвате заложников», «Внимание, предупреждает полиция» и т.п.

Рассматривая вопросы обеспечения охраны общественного порядка на пляжах, следует обратить внимание на существование некоторых проблем во взаимодействии подразделений полиции с представителями частных охранных предприятий.

В настоящее время одним из принципов деятельности полиции является принцип взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными, муниципальными и общественными организациями. Применительно к данному научному диалогу необходимо обратиться к проблеме взаимодействия полиции и представителей частных охранных структур при обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе и на пляжах. Правовую основу привлечения работников частных охранных предприятий к охране общественного порядка составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [9], постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, в основном ведомственные акты органов внутренних дел.

Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий является одним из видов услуг, осуществляемых частными охранными предприятиями (ст. 3 Закона № 2487-1). Такая диспозиция единого предмета регулирования образует условия для надежного способа организации взаимодействия сотрудников полиции с частными охранными предприятиями. При всем этом по законодательству количество услуг, выполняемых в сфере охраны, не предполагает расширительного толкования. Современное законодательство не имеет

открытого запрета на участие частных охранников в охране общественного порядка, в том числе и в местах курортного отдыха людей, но полномочий частным охранникам недостаточно для полноценного участия в охране общественного порядка. Поэтому частные охранники могут оказывать содействие полиции лишь в пределах объектов их охраны либо патрулируя совместно с нарядами ППСП, участковыми уполномоченными полиции, пользуясь правовым положением обычных гражданин.

Любой правоохранительный орган с представителями администрации частного охранного предприятия самостоятельно может обусловить конкретную степень и вид содействия последних в охране общественного порядка. Но право на содействие относится к числу норм материального права, а порядок его реализации - это процедура, которая может быть установлена ведомственными нормативно-правовыми актами (регламентом, наставлением, инструкцией). Соответственно, справедливо то, что Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в редакции от 31 декабря 2014 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право содействовать правоохранительным органам в охране правопорядка организациями, осуществляющими частную охранную деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такое право предоставляется на основании соглашения об участии в обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим территориальным органом внутренних дел или его структурным подразделением [10]. В нем может предусматриваться регламент участия работников частной охранной организации в охране правопорядка в местах курортного пляжного отдыха в виде патрулей или постов.

Таким образом, совершенствование административно-правового регулирования и организации совместной деятельности позволит выработать действительный механизм эффективного участия частных охранных предприятий в охране общественного порядка в местах пляжного отдыха.

Повысить эффективность взаимодействия полиции и частных охранных предприятий при обеспечении охраны общественного порядка в местах курортного отдыха людей возможно, действуя в следующих направлениях: путем совершенствования правового регулирования, в первую очередь Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; заключе-

53

ния совместных договоров об участии в охране общественного порядка; проведения занятий по тактической и теоретической подготовке сотрудников охранных предприятий в условиях пляжной территории.

Активно и последовательно продвигаясь в данных направлениях, можно достичь нужных результатов в повышении эффективности охраны общественного порядка в местах сезонного пляжного отдыха людей.

1. Горшенева И.А. Полиция в механизме современного государства: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

2. Бредихин И.Д. О проблеме соотношения общественного порядка, правопорядка, законности, общественной безопасности и общественного благоустройства: административно-правовой аспект // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2010. № 4.

3. Адилов А.Н. Понятие, содержание и сущность системы охраны общественного порядка // Административное право и процесс. 2009. № 4.

4. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1996.

5. Тяптин В.Д. О проблемах участия общественных формирований граждан в охране общественного порядка //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 4.

6. Труфанов М.Е. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок // Административная деятельность ОВД: учеб. для вузов /под ред. М.В. Костенни-кова и А.В. Куракина. М., 2014.

7. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 12 февр. 2015 г., с изм. от 6 апр. 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.06.2015).

8. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 (с изм. от 12 февр. 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.06.2015).

9. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. от 31 дек. 2014 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.06.2015).

10. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 авг. 1992 г. № 587 (в ред. от 24 дек. 2014 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

1. Gorsheneva I.A. Police in the mechanism of the modern state: theoretical and legal aspects: auth. abstr.... Master of Law. Moscow, 2002.

2. Bredikhin I.D. About the problem of the relation of public order, law, justice, public safety and public improvement: administrative-legal aspect // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2010. № 4.

3. Adilov A.N. The concept, content and essence of the system of protection of public order // Administrative law and process. 2009. № 4.

4. Kolontaevsky F.E. Organizational basis of public security contractor in modern terms: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 1996.

5. Tyaptin V.D. About the problems of participation of public formations of citizens in public order protection // «Black holes» in the Russian legislation. 2010. № 4.

6. Trufanov M.E. Administrative offenses against the public order // Administrative activities of the police Department: textbook for high schools/ed. byM.V. KostennikovandA.V. Kurakin. Moscow, 2014.

7. About police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL (in ed. of Febr. 12, 2015, with changes of Apr. 6, 2015). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 21.06.2015).

8. The questions of organization of the front divisions of the patrol service of the police: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of Jan. 29, 2008 № 80 (with changes of Febr. 12, 2015). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 23.06.2015).

9. About private detective and security activity in the Russian Federation: law of the Russian Federation of March 11, 1992 № 2487-1 (in ed. of Dec. 31, 2014). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 24.06.2015).

10. Issues of private detective (search) and private security activity: resolution of the Government of the Russian Federation of Aug. 14, 1992 № 587 (in ed. of Dec. 24, 2014). Access from legal reference system «ConsultantPlus».

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.