Научная статья на тему 'Правовое положениечастных охранных организаций как субъектов обеспечения криминологической безопасности'

Правовое положениечастных охранных организаций как субъектов обеспечения криминологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СТАТУС ЧАСТНОГО ОХРАННИКА / PRIVATE SECURITY ACTIVITY / PREVENTION OF CRIMES / CRIMINOLOGICAL SAFETY / CRIMINOLOGICAL PROTECTION / STATUS OF THE PRIVATE SECURITY GUARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закиряев Джамиль Турабович

статья посвящена оценке статуса частной охранной организации как субъекта отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений. Анализируя цели, задачи, особенности частной охранной деятельности, права и обязанности частных охранников, автор доказывает, что такие организации не обладают статусом субъектов криминологической профилактики. Наряду с этим они включены в систему обеспечения криминологической безопасности, обеспечивая криминологическую защиту охраняемых объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Закиряев Джамиль Турабович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF ENSURING CRIMINOLOGICAL SAFETY

article is devoted to an assessment of the status of the private security organization as subject of the relations arising in the sphere of the prevention of crimes. Analyzing the purposes, tasks, features of private security activity, the right and a duty of private security guards, the author proves that such organizations dont possess the status of subjects of criminological prevention. Along with it they are included in system of ensuring criminological safety, providing criminological protection of protected objects.

Текст научной работы на тему «Правовое положениечастных охранных организаций как субъектов обеспечения криминологической безопасности»

Криминология и профилактика преступлений

УДК 343.8 ББК 67.51 З-18

D.T. ZAKIRYAEV*

LEGAL STATUS OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF ENSURING

CRIMINOLOGICAL SAFETY

Аннотация: статья посвящена оценке статуса частной охранной организации как субъекта отношений, возникающих в сфере предупрежденияпре-ступлений Анализируя цели, задачи, особенности частной охранной деятельности, права и обязанности частных охранников автор доказывает что такие организации не обладают статусом субъектовкримино-логической профилактики. Наряду с этим они включены в систему обеспечения криминологической безопасности, обеспечивая криминологическую защиту охраняемых объектов

Ключевые слова: частная охранная деятельность, профилактика преступлений, криминологическая безопасность, криминологическая защита, статус частного охранника

ДЖАМИЛЬ

ТУРАБОВИЧ

ЗАКИРЯЕВ*

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

* Преподаватель

(Частное образовательное учреждение «Школа охраны “Рубеж-Мегион”») E-mail: editor62@vandex.ru.

Annotation: article is devoted to an assessment of the status of the private security organization as subject of the relations arising in the sphere of the prevention of crimes. Analyzing the purposes, tasks, features of private security activity, the right and a duty of private security guards, the author proves that such organizations don’t possess the status of subjects of criminological prevention. Along with it they are included in system of ensuring criminological safety, providing criminological protection of protected objects.

Key words: private security activity, prevention of crimes, criminological safety, criminological protection, status of the private security guard.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации составляют прежде всего Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации , приказы и инструкции МВД России, устав частной охранной организации, должностные инструкции частных охранников и другие нормативно-правовые акты.

Возникновение нового для постсоветской России института частных охранных организаций породило массу проблем правового и организационного характера, основные из которых- определение правового статуса служащего, пределы его полномочий, включение в систему учреждений и органов, выполняющих функции обеспечения безопасности, - остаются и по сей день. Правовой путь, который прошла регламентация деятельности частных охранных организаций, нельзя назвать долгим, но вместе с тем он становится все более насыщенным1, особенно в последние годы, причем касается это не только России, но и стран СНГ2. Стоит отметить и тот факт, что частная охранная деятельность в Российской Федерации регулируется не одной, а многими отраслями права.

Не являясь государственной, деятельность частных охранных организаций регулируется иначе, чем деятельность правоохранительных

органов. Так, УК РФ содержит положения и институты, которые встречаются в практике охранной деятельности: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника и др. В нем определяется ряд составов преступлений и содержатся нормы, устанавливающие уголовную ответственность охранников, ненадлежащим образом исполняющих свои функциональные обязанности (ст. 203 УК РФ). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд положений (КоАП РФ), которые необходимо знать охраннику (об административной ответственности, о крайней необходимости др.), а также называет конкретные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20). Наконец, Гражданский кодексРос-сийской Федерации (ГК РФ) содержит нормы, регламентирующие возмещение ущерба, причиненного в состоянии необходимойобороны и крайней необходимости(ст. 1066, 1067) или источником повышенной опасности (ст. 1079).

Конкретно правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляет Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который регламентирует частную детективную и охранную деятельность на всей территории Российской Федерации. В Законе даются определения частной детективной и охранной деятельности, рассматриваются виды охранно-сыскных услуг, порядок допуска граждан к детективной и охранной деятельности, условия применения оружия и специальных средств, отдельные вопросы социальной защиты детективов и охранников. В этом нормативно-правовом акте впервые в современной истории России систематизирован ряд базисных нормативно-правовых положений, регулирующих работу частных сыщиков и охранников. Статья 1 Закона под частной детективной и охранной деятельностью предлагает понимать оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Следует отметить, что в эту группу нормативных источников входят законодательные акты, вносящие изменения и дополнения в настоящий Закон (далее -Закон о частной охранной деятельности). Существует также ряд значимых особенностей, которыми отличается деятельность частных охранных организаций: во-первых, они несут

материальную ответственность за сохранность обслуживаемыхобъектови причиненный ущерб; во-вторых, им разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, использовать в своей служебной деятельности средства оперативной радио- и телефонной связи, а также другие технические средства, не причиняющие вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан; в-третьих, им предоставляется право, в том числе на договорной основе, содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в местах массового скопления людей.

Можно ли в свете изложенного признать частные охранные организации субъектами профилактического воздействия? Думается, что нет. Очевидно, что частные охранные организации имеют профилактическое воздействие на преступность только в одном случае - охраняя собственность от посягательств, они воздействуют лишь на некоторые условия совершения преступления (правонарушения), например устраняя свободный доступ к охраняемому имуществу. Безусловно, наличие охраны может обеспечить некоторуюзащищенность подотчетных объектов, однако этого оказывается не всегда достаточно и не всегда эффективно. Во многом это обусловлено тем, что охранная деятельность не может быть названа профилактической в социально-правовом смысле этого слова. Мы беремся утверждать, что существует ряд весьма значимых обстоятельств правового характера, препятствующих признанию частных охранных организаций субъектами профилактики преступлений. Остановимся на них подробнее.

1. Коммерческий характер частной охранной деятельности. Прежде всего стоит отметить, что частная охранная организация - это юридическое лицо, наделенное специальной правоспособностью, иными словами, коммерческая организация с определенным предметом деятельности. Закон о частной и охранной деятельности устанавливает предмет деятельности - виды охранных и детективных услуг, предоставление которых разрешено субъектам с целевой правоспособностью. Таким образом, введена принудительная специализация субъектов частной детективной и охранной деятельности. Исключительное право на занятие этим видом предпринимательства основано на законодательном запрете физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации (ст. 3). Правосубъектность индивидуальных предпринимате-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

лей и коммерческих организаций данным положением ограничивается.

2. Отсутствие специально установленных предупредительных полномочий. В настоящее время у граждан и организаций, которые решают воспользоваться услугами частных охранных фирм, встает вопрос о том, насколько это целесообразно. Например, охранник в магазине имеет очень мало полномочий. Сотрудник службы охраны не имеет полномочий досматривать вещи покупателя; право на личный досмотр действующее законодательство предоставляет правоохранительным органам, а также другим силовым государственным структурам в ряде определенных случаев. Ни один нормативный акт не обязывает покупателя дожидаться сотрудниковполиции в магазине, если сотрудник предъявляет какие-либо требования3. Единственное, что в подобных случаях разрешено охране, так это попросить предъявить чек об оплате товара, а также показать содержимое ручной клади, но данное требование не является обязательным, оно равносильно требованию любого гражданина, у которого имеются основания полагать, что совершено хищение. Применить силу при задержании подозреваемого в краже охранник может лишь в том случае, если у него есть достоверные данные о совершении хищения или иного нарушения закона. К таким данным можно отнести только видео, снятое камерой наблюдения. В отличие от органов внутренних дел частным охранным организациям не предоставляется право задерживать нарушителя закона на какой-либо срок, в то время как сотрудники полиции вправе доставить нарушителя в орган внутренних дел на три часа. Применение физической силы в качестве отдельного права охранника в Законе о частной и охранной деятельности не прописано. Как и для всех граждан, для охранников ее применение допускается в рамках необходимой обороны, крайней необходимости, причинения вреда при задержании преступников (ст. 37-39 УК РФ).

3. Отсутствие дополнительных полномочий по применению специальных средств и оружия. Частным охранникам разрешается применять специальные средства и оружие в специально оговоренных случаях.

Следует подчеркнуть, что применять специальные средства можно для пресечения исключительно преступных деяний, но не административных проступков. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо специальных условий применения оружия в целях защиты

жизни, здоровья и собственности от преступных посягательств для сотрудников организаций и учреждений с особыми уставными задачами (охранников) по сравнению с обычными гражданами. Например, каждый гражданин, имеющий оружие на законных основаниях, вправе защищать свою жизнь, здоровье и собственность на положениях уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании лица, совершившего преступление. Значит, оружие охраннику необходимо только для защиты своей жизни и охраняемой собственности. Получается, что его предупредительная деятельность охватывает только определенную территорию и не оказывает профилактического воздействия на преступность в целом.

4. Низкие требования к подбору кадров и упрощенные условия приема на работу. Необходимо обратить внимание на то, какие категории граждан работают в частных охранных организациях и каковы условия приема сотрудников предусматривает действующее законодательство. На работу в охрану часто попадают люди случайные, не имеющие представления о правовой основе своей деятельности, соответствующей физической подготовки, дисциплины, психологической устойчивости. Для них предусмотрено обязательное, но минимальное обучение на специальных курсах, аккредитованных МВД России4.

Практике известны совершенно нелепые случаи, когда невооруженные преступники, угрожая словами, похищали у частных охранников оружие или беспрепятственно совершали преступления. В случае задержания преступника нередко частные охранники действуют крайне непрофессионально. Известны трагические примеры, когда охранники банка при задержании налетчиков убивали случайных людей.

Для работы в частной охранной структуре определен только возраст, достижение которого необходимодля занятия данной деятельностью. Возрастной параметр, при достижении которого запрещается прием на работу в данные структуры, не ограничен, поэтому нередко в частной охране работают люди преклонного возраста. В таких случаях, конечно, о пресечении преступления и о противостоянии преступнику речь уже не идет. Кроме того, закон не предусматривает наличия какого-либо образования у лица, занимающегося частной охранной деятельностью.

Приведенные обстоятельствасвидетельству-ют о том, что частная охранная деятельность не отличается от любой другой коммерческой

деятельности, к кандидатам не предъявляется каких-то особенных условий приема, в отличие от граждан, которые поступают на службу в правоохранительные органы.

5. Законодательные ограничения объектов охраны. Закон ограничивает частные охранные организации в объектах охраны. Частная охранная деятельность организаций не распространя -ется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, на граждан, осуществляющих частную охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. По нашему мнению, частная охранная деятельность отличается от государственной правоохранительной деятельности в первую очередь договорно-возмездным характером, конкретностью объектов защиты, ограниченностью прав использования сил и средств. Ее компетенция заканчивается и переходит к государственным правоохранительным органам в случае совершения третьей стороной преступных действий. Организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Частные охранные структуры могут взаимодействовать с правоохранительными органами. Такое взаимодействие может проходить в формах информационного обмена и процедурного сотрудничества.

Рассмотренные особенности правового статуса частных охранных организаций убедительно доказывают, что они не имеют полномочий субъекта профилактики и таковыми не являются, хотя могут воздействовать на преступное поведение на стадиях приготовления и покушения на преступление. Возникает вопрос: каким образом следует определить криминологический статус частных охранных организаций?

В соответствии с Законом о частной охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собственников, в том числе при его транс-

портировке; консультированиеи подготовкаре-комендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъек-тового и пропускного режимов на объектах. Содержание данных функций совершенно очевидно охватывается криминологическим интересом в рамках теории криминологической безопасности.

Частные охранные организации, являясь одним из субъектов обеспечения криминологической безопасности, применяют меры криминологической защиты, направленные на нейтрализацию условий, способствующихсовершению конкретных преступлений и возникновению криминогенных ситуаций, осуществляя деятельность по охране объектов от преступных посягательств, созданию трудностей в реализации преступного умысла. В контексте криминологической безопасности смысл охраны заключается в том, чтобы не допустить наступления вреда и общественно опасных последствий в материальных составах преступлений, а также предотвратить возможность ущерба в формальных составах преступлений. Иными словами, частные охранные организации не являются субъектами профилактики преступности, но участвуют в предотвращении и пресечении преступлений, а также обеспечивают криминологическую защиту объектов преступного посягательства, что позволяет нам рассматривать их как субъектов обеспечения криминологической безопасности.

Рассматривая частные охранные организации в качестве субъектов обеспечения криминологической безопасности, следует отметить, что их деятельность ограничена кругом тех преступлений, которые наиболее характерны для мира бизнеса, и ни в коем случае их нельзя рассматривать в качестве конкурентов правоохранительным органам. Последние борются с преступностью на более широком, глобальном уровне, а частные охранные организации могут оказать им лишь существенную помощь и поддержку в предотвращении и пресечении тех преступлений, с которыми наиболее часто сталкиваются бизнесмены.

1 См.: Охранная деятельность в РоссийскойФедерации. М., 2011. С. 3.

2 См.: Профессия охранник: сб. материалов для подготовкисотрудниковохраны / сост. В. А. Хватков Киев, 2011.

3 См.: Марущенко В.В. Проблемы становления негосударственнойправоохранительнойсистемы // Правоведение. 1997. № 1. С. 34.

4 См.: Зульфургар-заде Т.Э. Правовые и организационные основы деятельности частных детективных и охранных структур по предупреждениюпреступлений дис. ... канд. юрид. наук М., 1998.

Криминология и профилактика преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.