ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.85 Виктимология 3(9) / 2016, с. 57-71
Юзиханова Э. Г.
РОЛЬ И МЕСТО ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ УЛИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ИХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА)
Автором изучены передовые формы и методы привлечения частных охранных организаций по обеспечению охраны общественного порядка и профилактике уличной преступности, а также работа соответствующих Координационных советов по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД России на примере организации взаимодействия подразделений УМВД России по Костромской области, Нижегородской области и г. Москвы.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, частные охранные предприятия, ЧОП, уличная преступность, охрана общественного порядка.
Частная охранная деятельность как спортсмены, милиционеры в отставке,
самостоятельный вид социально полез- для которых работа в криминальных
ной деятельности появилась в России по- структурах была неприемлемой
сле принятия 11 марта 1992 года Закона [1, С. 129-135].
РФ «О частной детективной и охранной К настоящему времени частная ох-
деятельности в Российской Федерации» ранная деятельность успешно прошла
[3], в тот период, когда в конце 80-х годов этап становления и развивается в на-
прошлого века стали появляться первые правлении активного формирования ци-
кооперативы, акционерные общества, а вилизованного рынка охранных услуг в
вслед за ними и первые частные пред- общей системе безопасности — как госу-
приятия. В связи с этим возникла объек- дарства, так и личного имущества граж-
тивная необходимость в квалифициро- дан. По сути, частные охранные органи-
ванной защите имущества указанных зации перестают рассматриваться как
компаний. коммерческие конкуренты полиции, а то
К концу 90-х годов сформировался и откровенно бандитские формирова-
рынок профессиональных охранных ус- ния1. На сегодняшний день перед право-
луг, за основу работы которого был взят охранительными органами стоит задача опыт зарубежных стран. Сотрудниками
частных охранных °рганизаций (далее - 1 Честь // http://www.gruppa-chest.ru/
ЧОО) становились бывшие военные, (дата обращения 15.10.2015 г.).
по повышению эффективности использования потенциала негосударственных структур безопасности в обеспечении охраны общественного порядка.
Во всех регионах страны ведется работа по реализации эффективной совместной деятельности субъектов обеспечения правопорядка. В средствах массовой информации (далее — СМИ) можно встретить большое количество публикаций о результатах взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными организациями.
Сегодня фактически ни одно массовое общественно-значимое политическое, культурное, спортивное мероприятие не обходится без участия ЧОО в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности. ЧОО стали важнейшей составляющей государственной системы обеспечения безопасности граждан, их жизни и здоровья, имущества и собственности. Работники ЧОО в соответствии с законодательством оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка.
Целью данной работы явилась необходимость понимать, на какие силы правоохранительные органы могут рассчитывать в условиях сохраняющейся экстремистской и террористической опасности на конкретной территории, с кем проводить соответствующие учения. В этой связи необходимо детально проанализировать действующее законодательство и имеющийся региональный опыт на предмет возможных путей повышения эффективности использования потенциала ЧОО в обеспечении охраны общественного порядка.
Традиционно в научной литературе субъекты профилактики подразделяют на государственные и негосударственные. Негосударственные субъекты в свою очередь делятся в зависимости от формы функционирования на общественные и коммерческие структуры. Первые действуют изначально на некоммерческой основе. К ним относятся: внештатные сотрудники полиции; общественные помощники правоохранительных органов; добровольные народные дружины; общественные формирования правоохранительной направленности (общественные пункты охраны порядка и казачьи формирования) и др. Особо в этой группе выделяются субъекты, наделенные государ-
ством административно-юрисдикцион-ными полномочиями: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
Право всех граждан РФ на добровольное участие в охране общественного порядка закреплено Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»2 (далее - ФЗ № 44), который определил четыре формы участия граждан в охране общественного порядка:
• содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
• участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
• внештатное сотрудничество с полицией;
• участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Исходя из определений, данных в законе, из четырех предложенных форм лишь одна является коллективной — участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, остальные индивидуальными. Однако же ЧОО как организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности, не может автоматически стать народной дружиной, поскольку последняя определяется как основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определение их статуса в данной сфере способствовало бы повышению их роли в обеспечении охраны общественного порядка. Мы поддерживаем авторов в части целесообразности выделения пятой формы участия граждан в охране общественного порядка — участие организаций правоохранительной направленности в охране общественного порядка и оказание содействия органам внутренних дел (полиции) [2, С. 205].
2 Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газ. 2014. 04 апр.
Динамика преступлений террористического характера и экстремистской направленности (РФ без КФО)
Зарегистрировано 2011 2012 2013 2014 2015
Преступлений террористического характера 622 637 661 1127 1531
Преступлений экстремистской направленности 622 696 896 1024 1308
динамика преступлении террористического характера и экстремистской направленности
у = 230,8х + 223,2 Н2 = 0,8169
у = 170х +399,2 Р? = 0,9623
□ преступлений террористического характера
н преступлений экстремистской направленности
2011 2012 2013 2014 2015 годы
Рис. 1
Формы и методы участия негосударственных субъектов в обеспечении охраны общественного порядка многообразны, но, к сожалению, законодательно четко определены только в отношении некоммерческих субъектов профилактики.
В зависимости от практического осуществления участия ЧОО в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности выделяют две формы:
Фактическое участие — это непосредственное совершение действий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (совместное патрулирование, охрана массовых мероприятий и т.п.).
Опосредованное участие подразумевает косвенное, через посредника, вовлечение субъекта профилактики в решение вопросов совершенствования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (участие в Координационных и иных советах).
Наиболее эффективной из перечисленных форм следует признать непосредственное участие ЧОО в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, поскольку целью охранной деятельности является обеспечение безопасности, и если ее рассматривать в спектре общей безопасно-
сти, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера3, то именно ЧОО необходимо рассматривать как элемент единой системы обеспечения национальной безопасности.
В настоящее время негосударственные охранные структуры в форме частных охранных организаций представляют собой социальную систему из более 23 тыс. юридических лиц, использующих более 80 тыс. ед. служебного оружия, в которых трудится около 720 тыс. работников, имеющих квалификацию частного охранника. По оценкам экспертов в этой области деятельности задействовано не менее 1,5 млн. человек.
Наиболее острой проблемой современного общества в условиях сохраняющейся экстремистской и террористической опасности (см. таблица 1, рис. 1),
3 Пункт 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 // Документ опубликован не был / ЫЛр://Ьаве.соп8иИ;аП;. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 154602.
Динамика преступлений, совершенных в общественных местах
(РФ без КФО)
Зарегистрировано преступлений 2011 2012 2013 2014 2015
Совершенных в общественных местах 634998 714031 723990 785383 869372
+,- в % 2,3 12,4 1,4 8,5 10,7
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 26,4 * 31,0 * 32,8 * 36,3 * 37,0 *
в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах 412406 466076 463685 480880 522263
+,- в % 3,7 13,0 -0,5 3,7 8,6
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 17,1 * 20,2 * 21,0 * 22,2 * 22,2 *
из них тяжкие и особо тяжкие 104625 107356 105679 114380 107942
+,- в % -3,0 2,6 -1,6 8,2 -5,6
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 17,2 ** 18,8 ** 19,7 ** 21,8 ** 21,1 **
убийство и покушение на убийство 1399 1512 1550 1517 1407
+,- в % 4,0 8,1 2,5 -2,1 -7,3
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 9,8 11,4 12,5 12,8 12,4
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 7173 7818 7573 7361 6597
+,- в % 7,8 9,0 -3,1 -2,8 -10,4
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 18,6 21,1 21,8 22,5 22,1
изнасилование и покушение на изнасилование 761 797 694 745 622
+,- в % 1,5 4,7 -12,9 7,3 -16,5
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 15,9 17,8 16,3 18,0 16,1
разбой 7462 7595 6563 5360 4918
+,- в % -12,5 1,8 -13,6 -18,3 -8,2
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 37,2 40,8 40,0 37,9 36,6
грабеж 64860 61477 51853 42090 37777
+,- в % -18,5 -5,2 -15,7 -18,8 -10,2
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 50,8 40,8 56,3 55,2 53,1
кража 174244 210182 204570 201237 214014
+,- в % 14,4 20,6 -2,7 -1,6 6,3
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 16,8 21,2 22,2 22,6 21,5
транспортных средств 29613 36739 37623 36904 32488
+,- в % 37,7 24,1 2,4 -1,9 -12,0
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 16,8 69,4 72,8 74,7 74,0
хулиганство 2807 3110 3090 2761 2292
+,- в % -14,9 10,8 -0,6 -10,6 -17,0
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 49,8 60,3 63,7 69,0 69,7
связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ 30672 32991 38538 55323 54131
+,- в % 1,4 7,6 16,8 43,6 -2,2
Удельный вес от количества преступлений данного вида % 14,3 15,1 16,6 21,8 23,1
* Удельный вес рассчитан от общего числа зарегистрированных преступлений. ** От числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений
Динамика преступлений, совершенных в общественных местах (РФ без КФО)
10000001 900000800000700000600000500000400000300000200000-юоооо-0
2011 2012
2013 годы
2014 2015
у = 54010х +583525 Н2 = 0,9533
у = 23452х + 398707 Р2 = 0,8845
□ Совершенных в общественных местах
■ в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах
Рис. 2
которая вызывает особую озабоченность, как населения, так и правоохранительных органов, является уличная преступность (см. таблица 2, рис. 2), с которой, так или иначе, сталкивался каждый человек в своей жизни.
В официальной статистике уличная преступность является составной частью преступности в общественных местах и представляет собой относительно самостоятельную часть общекриминальной картины на территории субъекта, называемую иногда «уличной преступностью». Необходимо отметить, что информация о состоянии и динамике уличной преступности служит ярким индикатором состояния общественного порядка, а зачастую и общественной безопасности.
В 2015 году на территории РФ было зарегистрировано 1531 преступление террористического характера (+35,8%) и 1308 преступлений экстремистской направленности (+27,7%), в общественных местах зарегистрировано 869,4 тыс. преступлений (+10,7%). На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 522,3 тыс. (+8,6%) преступлений, в том числе: 37,8 тыс. (-10,2%) грабежей, 214 тыс. (+6,3%) краж, 4,9 тыс. (-8,2%) разбойных нападений4.
4 МВД России //https://mvd.ru/folder/101762/ item/7087734/(дата обращения 11.03.2016 г.).
В список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах в 2015 году в общем числе зарегистрированных преступлений вошли: г. Москва — 63,1; Воронежская область — 49,4; г. Санкт-Петербург — 46,6; Республика Карелия — 43,9; Нижегородская область — 42,4; Самарская область — 42,2; Республика Татарстан — 42,1; Ярославская область — 41,2; Челябинская область — 40,9; Свердловская область — 40,6.
В список регионов с наибольшими темпами прироста (+%) зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах в 2015 году вошли: Республика Ингушетия — 303,0; Чеченская Республика — 82,4; Кабардино-Балкарская Республика — 64,2; Мурманская область — 56,1; Республика Калмыкия — 53,5; Республика Алтай — 53,1; Карачаево-Черкесская Республика — 52,6; Ярославская область — 51,3; Республика Тыва — 37,9; Республика Саха (Якутия) — 36,4.
Данные преступления, несомненно, оказывает негативное воздействие на сознание людей, вызывая у них чувство обеспокоенности за собственную безопасность и за безопасность родственников и близких, влияет на ухудшение социально-психологической обстановки в обществе [6, С. 66-75]. Неблагоприятные тен-
денции уличной преступности5 способствуют нарастанию социальной напряженности в обществе, приводят к утрате населением чувства защищенности.
Кроме того, уличные противоправные посягательства требуют от государства значительных организационных, финансовых, материальных, технических и других ресурсных затрат на обеспечение необходимого антикриминального контроля.
Целесообразность использования регионального подхода[5, С. 50-63] в изучении уличной преступности с целью выработки профилактических мероприятий заключается в необходимости учета влияния территориальных экономических, социальных, политических, организационных, правовых и управленческих факторов, к которым можно отнести плотность населения на территории обслуживания, расстояние между населенными пунктами, сезонность. В частности в Тюменской области в ранее проведенных исследованиях было установлено влияние сезонности на динамику уличной преступности. При этом следует отметить, что результаты влияния сезонности на динамику преступности различаются не только по регионам, например в Тюменской области пики приходятся на 3 и 4 кварталы, а в Краснодарском крае — на 2 и 3 кварталы, но и по отдельным видам преступлений внутри региона (данные о сезонности уличной преступности имеют некоторое расхождение со сведениями о сезонности преступности в Тюменской области в целом) [7, С. 36-38]. В современных условиях возникает необходимость преобразовывать общественные отношения с целью эффективной защиты жизни, имущества, прав и свобод каждого члена общества. Одним из способов защиты прав и свобод граждан выступает привлечение частных охранных организаций к обеспечению охраны общественного порядка.
По сведениям о состоянии преступности в 2011 году зарегистрировано 622
5 Несмотря на постепенное снижение количества регистрируемых преступлений в РФ с 2007 года, удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах за исследуемый период с 2011 по 2015 годы увеличился в 1,4 раза (с 26,4 % от общего числа зарегистрированных преступлений в 2011 году до 37,0 % в 2015 году).
преступления террористического характера (+7,1 %) и 622 преступления экстремистской направленности (5,2 %), в общественных местах зарегистрировано 635 тыс. преступлений (+2,3 %). На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 412,4 тыс. (+3,7 %) преступлений, в том числе: 64,9 тыс. (18,5 %) грабежей, 174,2 тыс. (+14,4 %) краж, 7,5 тыс. (12,5 %) разбойных нападений.
В список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах в 2011 году в общем числе зарегистрированных преступлений вошли: г. Москва — 57,5; г. Санкт-Петербург — 40,3; Нижегородская область — 36,5; Хабаровский край — 36,2; Камчатский край — 35,1; Воронежская область — 34,9; Псковская область 34,0; Республика Карелия — 33,7; Липецкая область — 32,0; Республика Хакасия — 32,0.
В список регионов с наибольшими темпами прироста (+%) зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах в 2011 году вошли: Чеченская Республика — 251,7; Республика Ингушетия — 200,0; Калужская область — 115,4; Республика Алтай — 69,6; Амурская область — 68,3; Камчатский край — 57,6; Омская область — 47,7; Магаданская область — 40,3; Забайкальский край — 34,6; Оренбургская область — 34,1.
По сведениям о состоянии преступности в 2012 году зарегистрировано 637 преступлений террористического характера (+2,4 %) и 696 преступлений экстремистской направленности (+11,9 %), в общественных местах зарегистрировано 714 тыс. преступлений (+12,4 %).
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 466,1 тыс. (+13,0 %) преступлений, в том числе: 61,5 тыс. (-5,2%) грабежей, 210,2 тыс. (+20,6%) краж, 7,6 тыс. (+1,8 %) разбойных нападений.
В список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах в 2012 году в общем числе зарегистрированных преступлений вошли: г. Москва — 63,2; Санкт-Петербург — 45,7; Воронежская область — 41,1; Самарская область — 40,0; Ханты-Мансийский АО - Югра — 38,8; Хабаровский край — 36,7; Республика Татарстан — 35,8; Республика Хакасия —
34,9; Камчатский край — 34,4; Томская область — 34,4.
В список регионов с наибольшими темпами прироста (+%) зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах в 2012 году вошли: Республика Ингушетия 2000,0; Московская область — 137,5; Чукотский АО — 135,6; Калужская область
— 86,6; Волгоградская область — 85,9; Брянская область — 81,3; Оренбургская область 76,8; Астраханская область — 64,8; Белгородская область 52,5; Республика Северная Осетия - Алания — 47,46.
По сведениям о состоянии преступности в 2013 году зарегистрировано 661 преступление террористического характера (+3,8 %) и 896 преступлений экстремистской направленности (+28,7 %), в общественных местах зарегистрировано 724 тыс. преступлений (+1,4 %).
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 463,7 тыс. (-0,5 %) преступлений, в том числе: 204,6 тыс. (-2,7 %) краж, 51,9 тыс. (-15,7 %) грабежей, 6,6 тыс. (-13,6 %) разбойных нападений.
В список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах в 2013 году в общем числе зарегистрированных преступлений вошли: г. Москва — 54,1; Воронежская область — 45,2; Санкт-Петербург — 44,1; Республика Татарстан
— 40,1; Ханты-Мансийский АО - Югра — 39,3; Ульяновская область — 37,3; Самарская область — 37,3; Волгоградская область 36,5; Хабаровский край — 36,1; Ростовская область — 36,0.
В список регионов с наибольшими темпами прироста (+%) зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах в 2013 году вошли: Чеченская Республика — 85,7; Кабардино-Балкарская Республика
— 54,4; Сахалинская область — 51,3; Тюменская область — 38,6; Республика Коми
— 35,4; Ростовская область — 35,0; Краснодарский край 33,0; Белгородская область
— 31,8; Республика Мордовия — 30,8; Оренбургская область — 30,57.
По сведениям о состоянии преступности за 2014 год зарегистрировано 1127
6 МВД России // https://mvd.ru/folder/101762/ item/804701/ (дата обращения 26.10.2015 г.).
7 МВД России // https://mvd.ru/folder/101762/
item/1609734/ (дата обращения 26.10.2015 г.).
преступлений террористического характера (+70,5 %) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3 %), в общественных местах зарегистрировано 785,4 тыс. преступлений (+8,5 %).
На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 480,9 тыс. (+3,7%) преступлений, в том числе: 42,1 тыс. (-18,8%) грабежей, 201,2 тыс. (-1,6%) краж, 5,4 тыс. (-18,3%) разбойных нападений.
В список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах (без КФО) в общем числе зарегистрированных преступлений вошли: г. Москва — 58,8; Воронежская область — 47,2; Санкт-Петербург — 45,4; Республика Татарстан — 44,7; Республика Хакасия — 41,0; Республика Карелия — 40,9; Челябинская область — 40,9; Ульяновская область — 40,5; Волгоградская область — 40,3; Иркутская область — 39,5.
В список регионов с наибольшими темпами прироста (+%) зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах (без КФО) в 2014 году вошли: Республика Хакасия 58,8; Республика Адыгея 52,3; Карачаево-Черкесская Республика 49,8; Республика Северная Осетия - Алания 48,2; Ненецкий АО 39,1; Республика Мордовия 34,9; Брянская область 33,0; Республика Карелия 31,6; Чеченская Республика 30,8; Калининградская область 30,18.
За исследуемый период с 2011 по 2015 годы количество зарегистрированных преступлений террористического характера выросло в 2,5 раза с 622 в 2011 году до 1531 в 2015 году; количество преступлений экстремистской направленности выросло в 2,1 раза с 622 в 2011 году до 1308 в 2015 году. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах возросло в 1,4 раза в относительном выражении и на 234374 преступления в абсолютном выражении. Исходя из уравнения тренда, в среднем прирост составляет 54010 преступлений в год. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах увеличилось в 1, 2 раза или на 109857 преступлений с 412406 в 2011 году до 522263 в 2015
8 МВД России // https://mvd.ru/folder/101762/ item/2994866/ (дата обращения 26.10.2015 г.).
году. Исходя из уравнения тренда, в среднем прирост составляет 23452 преступления в год (см. График 2).
В 2015 году органами внутренних дел было заключено 32,3 тыс. соглашений о взаимодействии с ЧОО. В рамках реализации указанных соглашений частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции 87 тыс. правонарушителей, в том числе совместными патрулями на базе групп быстрого реагирования 27,7 тыс., из них 2,5 тыс. задержано по подозрению в совершении преступлений; в ходе обеспечения контроля за территорией, прилегающей к охраняемому объекту 48,8 тыс., из них 5,9 тыс. задержано по подозрению в совершении преступлений9.
О роли ЧОО в предотвращении и пресечении экономических преступлений свидетельствует и статистика. По данным УМВД России по Костромской области, всего при участии работников ЧОО за 12 месяцев 2014 года раскрыто 89 преступлений: кража — 54, разбой — 1, грабеж — 1, угроза — 6, причинение вреда здоровью — 14, присвоение или растрата
— 2, подделка документов — 4, похищение или повреждение документов — 1, нарушение неприкосновенности жилища — 2, незаконный оборот наркотиков — 4. За 9 месяцев 2015 года раскрыто 46 преступлений: грабеж — 4, кража — 33, присвоение или растрата — 2, угроза убийством
— 5, оскорбление — 1, нарушение правил ПДД - 1.
Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел является взаимодействие с гражданами и негосударственными субъектами правоохранительной направленности, а также их более активное привлечение к охране правопорядка.
Роль и место частных охранных организаций во влиянии на криминогенную обстановку в общественных местах можно показать на примере регионального опыта их привлечения к обеспечению охраны общественного порядка. Эффективное использование потенциала частных охранных структур для борьбы с преступностью и охраны общественного порядка
9 Проект // http://regulation.gov.rU/projects# пра=39616 (пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (дата обращения 15.10.2015 г.).
можно рассмотреть на примере деятельности созданного в 1999 году на территории Костромской области Координационного Совета при УВД по взаимодействию с охранно-сыскными структурами (далее — Координационный совет).
Эффективность указанного взаимодействия отмечена 3 декабря 2015 года на Заседании Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД России. Рассматривая тему территориальных общественных объединений ЧОО, и, на примере организации взаимодействия подразделений УМВД России по Костромской области и частных охранных организаций, входящих в состав Некоммерческого партнерства «Единая дежурная часть» на территории области, отмечено, что работа по организации взаимодействия с частными охранными организациями в вопросах обеспечения общественного порядка и борьбе с преступностью наиболее эффективно проводится в тех регионах, где Координационные советы в своей деятельности опираются, прежде всего, на территориальные общественные объединения частных охранных организаций своих регионов10.
Прежде всего, необходимо отметить, что на заседаниях Координационного совета обсуждаются не только вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности в период проведения торжественных мероприятий («Дня знаний», «Пасхи», «Дня весны и труда» и очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и т.д.), освещения принятых нормативных правовых актов по частной охранной деятельности, но и вопросы профилактики и предупреждения преступлений (например, с руководителями объектов кредитно-финансовой сферы, в том числе Костромского областного управления инкассации, Управления инкассации Костромского отделения № 8640 ОАО «Сбербанк России» рассматривались вопросы профилактики и предупреждений нападений на охраняемые частными охранными предприятиями объекты кре-дитно- финансовой сферы, в т.ч. при осуществлении при транспортировке материальных ценностей и денежных средств).
10 http://www.guardinfo.ru/index/news/ news_23239.html (дата обращения 11.03.2016)
Роль общественного секретаря Координационного совета при отделе ЛРР заключается в сборе информации об участии охранных структур в охране правопорядка, учете и анализе статистики выявленных работниками охранных структур преступлений и правонарушений, ведении страницы в Интернет-портале «ГардИнфо» о деятельности охранных предприятий в Костромской области, а также организации и планировании работы совета.
В целях оказания помощи гражданам, подвергшимся преступным посягательствам распоряжением администрации Костромской области от 12 марта 2007 г. № 81-ра утверждены таблички «Островок безопасности» с указанием телефонов дежурных частей ОВД на данной территории и служб экстренного вызова, которые размещены на всех охраняемых объектах.
В 2009 г. было принято решение о создании в областном центре Единой дежурной части негосударственных структур безопасности (далее —Единая дежурная часть). Данную инициативу поддержали ряд руководителей крупных охранных предприятий. Организацию работы Единой дежурной части взяла на себя группа компаний «Аргус», на базе которой в настоящее время она функционирует. В ее состав входят ЧОО, обладающие достаточной ресурсной базой (пульты централизованного наблюдения, оперативные дежурные, группы быстрого реагирования и т.д.)11.
Создание Единой дежурной части закреплено решением Координационного совета от 10 апреля 2009 г. № 3/09/кс, распоряжениями начальника УВД № 50/273 от 28.04.2009 г.; № 50/973 от 21.12.2009 г., является многоэтапным проектом, действующим в рамках реализации Федеральной программы «Безопасный город» и направлено на более эффективное использование потенциала частных охранных предприятий в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
11 В данное время в состав Единой дежурной части входят 30 наиболее крупных охранных предприятий, имеющих в своем распоряжении более 45 мобильных ГБР, с общей численностью 2000 сотрудников. В ежесуточном режиме несут службу по охране правопорядка более 80 сотрудников охранных предприятий Единой дежурной части.
В 2010 г. дополнительно заключено соглашение о координации совместных действий по охране правопорядка и общественной безопасности, между Единой дежурной частью и УВД по Костромской области, согласованное с Департаментом региональной безопасности Костромской области.
Остальные ЧОО, не вошедшие в Единую дежурную часть, в рамках заключенных соглашений о взаимодействии с территориальными ОВД по разработанным графикам выделяют автотранспорт и охранников, которые также участвуют в проведении с сотрудниками полиции совместных рейдов и операциях.
В Единой дежурной части организован ежесуточный сбор информации о проделанной работе с последующим обобщением и направлением в территориальные ОВД, на регулярной основе на базе УК «Аргус» проводятся занятия по профессиональной подготовке с оперативными дежурными, сотрудниками групп быстрого реагирования, проводятся совместные учебные стрельбы.
Кроме того, в 2009 г. внесены дополнительные сведения в ведомственную статистическую отчетность УВД, которые учитывают административные правонарушения и раскрытые преступления, выявленные сотрудниками негосударственных структур безопасности:
• при формировании учетов по административной практике внесены сведения в Информационно-поисковую карту № 2 (реквизит № 22 код 34) об участии негосударственных структур безопасности в выявлении и пресечении административных правонарушений;
• при заполнении статистических карт о результатах расследования преступлений формы 1.1. введены реквизиты по участию сотрудников охранно-сыскных предприятий в раскрытии преступлений (№ 34.1 код 0045 — частный охранник).
Это позволяет учитывать вклад ЧОО в охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, профилактику и пресечение преступлений, что в настоящий момент, к сожалению, не отражается в официальной статистике.
В 2015 году работники ЧОО во взаимодействии с сотрудниками полиции на безвозмездной основе обеспечивали охрану общественного порядка и общественной безопасности в период проведения всех праздничных, массовых и культурно-зрелищных мероприятий, приняли участие в более 100 совместных рейдах, в том числе при проведении в территориальных органах внутренних дел целевых рейдов и профилактических мероприятий.
Так, по результатам проделанной работы задержано и передано в органы внутренних дел 1505 правонарушителей, раскрыто 40 преступлений, в том числе 4 грабежа, 28 краж чужого имущества, 4 угрозы убийством и другие.
Вклад ЧОО в данную работу способствовал тому, что количество зарегистрированных преступлений на территории области снизилось на 7,5 % (в том числе совершенных на улицах на 5,7 %). Сократилось количество разбойных нападений, грабежей, краж, угонов автотранспорта. В настоящее время в рамках реализации программы «Безопасный город» участниками единой дежурной части реализуются проекты «Безопасный двор» и «Безопасный транспорт», направленные на своевременное реагирование ОВД и ЧОО на сообщения о правонарушениях в местах проживания граждан и общественном транспорте.
23 сентября 2015 г. по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Комитета по обеспечению предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции «ОПЕРА» на базе некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть», развернутого на базе охранного холдинга «Аргус», состоялись слушания по вопросу «Возможности негосударственных структур безопасности и государственного партнерства в рамках развития федеральной программы АПК «Безопасный город». Тенденции, проблемы, перспективы». Заседание было проведено по инициативе Комитета по безопасности предпринимательской де-
ятельности Торгово-промышленной палаты РФ, Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции «ОПЕРА», Ассоциации «КЦ РОСС», при поддержке Администрации Костромской области, УМВД России по Костромской области12.
По мнению руководства УМВД России по Костромской области, деятельность частных охранных предприятий в охране общественного порядка является приоритетной и способствующей к стабилизации оперативной обстановки в общественных местах и снижению уличной преступности, в том числе при проведении массовых мероприятий.
Положительных результатов добились также в Нижегородской области. Согласно информации о работе Центра ЛРР ГУ МВД России по Нижегородской области по взаимодействию с частными охранными организациями и работе Координационного Совета при ГУ МВД России по Нижегородской области (далее — Координационный совет) в течение последних лет органами внутренних дел региона на постоянной основе организована работа по привлечению ЧОО к содействию в обеспечении охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, в том числе с использова-
12 По итогам обсуждения участники слушаний решили считать целесообразным реализацию следующих мероприятий: провести дополнительные слушания в Общественной палате РФ об успешной практике взаимодействия Некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть» с УМВД России по Костромской области, органами власти Костромской области, рекомендовать руководителям ЧОП в регионах выстраивать партнерские отношения друг с другом и объединять силы и средства охранных организаций в единую систему дислокации групп быстрого реагирования, на примере некоммерческого партнерства негосударственных структур безопасности Костромской области «Единая дежурная часть»; практиковать направление благодарственных писем в адрес глав субъектов РФ, руководителей региональных МВД, ГУМВД, УМВД в отношении руководителей охранных организаций, охранных холдингов, ассоциаций, проявляющих последовательную и целенаправленную инициативу в обеспечении правопорядка, оказывающих содействие правоохранительным органам в профилактике правонарушений, содействии в пресечении и раскрытии преступлений. Наиболее отличившиеся сотрудники поощрены руководством УМВД, награды им вручаются на совместных гарнизонных разводах сотрудников полиции и частных охранных организаций.
нием возможностей Координационного совета по взаимодействию с охранными структурами13.
На примере Костромской области в 2010 на базе Ассоциации охранных и юридических компаний «Беркут» в Нижегородской области реализуется проект «Единая дежурная часть ЧОО», включающий электронную карту города и базу данных по объектам (дислокация), охраняемым частными охранными организациями. Ежемесячно руководством ГУ МВД России по Нижегородской области по согласованию с Координационным советом утверждается график совместного патрулирования сотрудников полиции и сотрудников ЧОО на территории г. Н. Новгорода и области.
ЧОО с Единой дежурной частью ЧОО заключено 48 соглашений о взаимодействии. В систему оповещения Единой дежурной части ЧОО входит 85 групп быстрого реагирования и 365 стационарных охраняемых объектов.
Непосредственно ЧОО с ГУ МВД России по Нижегородской области заключено 424 договора о взаимодействии в охране общественного порядка, из них: предусматривающих обеспечение контроля за территорией, прилегающей к охраняемому объекту — 363; предусматривающих организацию совместных патрулей на базе групп быстрого реагирования ЧОО — 61.
Среднесуточное количество частных охранников, находящихся на объектах постоянного нахождения сил и средств ЧОО, учтенных в единой дислокации ОВД составляет 1821 охранник. За 3 месяца 2015 года сотрудниками ЧОО задержано и передано в органы внутренних дел 2000 правонарушителей, в том числе 253 лица — по подозрению в совершении преступлений.
13 В настоящее время на территории области зарегистрировано 534 частных охранных организации, в том числе 56 использующих в своей деятельности служебное оружие. Общая численность работников указанных структур составляет 13752 человека, под охраной которых находится 14071 объект различных форм собственности, в том числе: 137 промышленных предприятий, 329 объектов кредитно-финансовой сферы, 2825 объектов торговли, 752 объекта образования, 152 объекта здравоохранения, 33 спортивных объекта, 4815 объектов имущества индивидуальных предпринимателей, 1404 объектов имущества граждан, 3469 иных объектов охраны.
За 4 месяца 2015 г. из ЦУН УМВД России по г. Н. Новгороду в единую дежурную часть ЧОО поступило 289 сообщений о совершенных происшествиях и преступлениях, произошедших на территории г. Н. Новгорода, которые переданы экипажам групп быстрого реагирования для отработки. Кроме того, организована работа по заключению соглашений с ЧОП по осуществлению совместной деятельности, при этом предусматриваются организационно-практические мероприятия по совместному патрулированию, организации и проведению специальных рейдов и операций, проведению совместных комплексных мероприятий, охране правопорядка во время проведения массовых мероприятий. Охранные предприятия поддерживают правопорядок на территории, прилегающей к охраняемому объекту (зона ответственности), незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного характера, оказывает всестороннее содействие сотрудникам ОВД.
Результаты совместной работы органов внутренних дел с ЧОО в Костромской и Нижегородской области нашли свое отражение на региональной странице интернет-портала «Гардинфо», где размещено 52 статьи, и на страницах журнала «Менеджмент безопасности». В номинации «Лучший региональный информационный ресурс ГардИнфо в 2010 году» были признаны представители Костромы и Нижнего Новгорода, которым вручены соответствующие дипломы и памятный знак «Золотое стило».
Также роль и место частных охранных организаций во влиянии на криминогенную обстановку в общественных местах можно показать на примере эффективного взаимодействия ЧОО с УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве. Некоммерческое партнерство «Гильдия руководителей охранных структур «ЦЕНТР» (НП «ГРОС «ЦЕНТР») (далее — Партнерство) объединяет наиболее крупные и лучшие частные охранные организации (ЧОО) Центрального административного округа г. Москвы. Члены партнерства являются составной частью Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, как территориальное объединение ЧОО, а
руководящие органы Партнерства вошли в состав органов Координационного совета. Партнерство заключило соглашение с УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве о взаимодействии и сотрудничестве в вопросах обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. В соответствии с соглашением в качестве механизма реализации Партнерством создана Объединенная дежурная часть, которая аккумулирует деятельность частных охранных организаций в вопросе содействия правоохранительным в обеспечении правопорядка.
Для реализации данной работы Партнерство заключает соглашение о взаимодействии с каждой ЧОО, осуществляющей деятельность на территории Центрального административного округа г. Москвы.
Объединенная дежурная часть (далее — ОДЧ) — аппаратно-программный комплекс (далее АПК), позволяющий в круглосуточном режиме оперативно в течение 1-3 минут довести методом СМС-сообщений тревожную и иную информацию до каждого объекта, охраняемого ЧОО, а также до каждого экипажа группы быстрого реагирования (ГБР) ЧОО, расположенных на территории ответственности УМВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве, а также получать от ЧОО, с охраняемых ими объектов и от экипажей ГБР ЧОО передаваемую ими информацию посредством многоканального телефонного номера (звонок на номер — бесплатный).
ОДЧ — АПК включает в себя:
1. Систему тревожного оповещения (СиТО) (СМС передача экстренной и тревожной информации на телефоны старших нарядов охраны на объектах, оперативным дежурным (ЧОО) и старшим экипажей ГБР ЧОО).
2. Передачу оперативной информации о совершенных криминальных действиях (ПОИСК) (о совершенных на территории угонах автотранспорта, грабежах, хулиганских действиях с кратким описанием примет преступников; о начале и окончании крупных массовых мероприятий; о путях движения экстремистских и агрессивно настроенных групп молодежи).
3. Получение с объектов ЧОО и от экипажей ГБР ЧОО тревожных сообщений и информации, которая может пред-
ставлять интерес для правоохранительных органов (о нападениях на охранников и покушении на охраняемую собственность; о подозрительных автотранспортных средствах, которые могут использоваться в криминальных и террористических целях; о местах концентрации нелегальных эмигрантов; о проведении несанкционированных пикетов и митингов; о местах концентрации группировок националистического толка; о массовых драках и хулиганских проявлениях).
4. Визуализацию на карте города в режиме реального времени положения машин ГБР ЧОО и возможности голосовой связи с экипажами.
5. Обобщение полученной информации ведение статистической отчетности, анализ, выработка рекомендаций и представление отличившихся ЧОО и охранников к поощрению.
Несмотря на эффективность используемых форм и методов взаимодействия ЧОО и территориальных органов МВД России в охране общественного порядка на территориях Нижегородской области и г. Москвы, указанные субъекты вошли в список регионов с наибольшим удельным весом (%) преступлений, совершенных в общественных местах в 2015 году в общем числе зарегистрированных преступлений, вошли: г. Москва 63,1 (на первом месте); Нижегородская область 42,4 (на пятом месте). При этом на протяжении ряда лет с 2011 по 2015 годы г. Москва находится на первом месте в списке регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в общественных местах в общем числе зарегистрированных преступлений (57,5 %; 63,2 %; 54,1 %; 58,8 %; 63,1 % соответственно по годам).
Рост удельного веса преступлений, совершенных в общественных местах в общем числе зарегистрированных преступлений может свидетельствовать об эффективности привлечения негосударственных структур безопасности в обеспечении охраны общественного порядка за счет увеличения числа выявленных преступления, которые ранее могли быть латентными.
Кратко рассмотрим и опыт взаимодействия ЧОО с органами внутренних дел в других регионах.
Несмотря на привлечение ЧОО к охране общественного порядка (на декабрь
2015 г. сотрудниками ЧОО задержано и передано сотрудникам органов внутренних дел более 1,2 тысячи правонарушителей)14, в Томской области темп прироста уличной преступности составил 15,7 %. При этом как отмечается руководством УМВД работники ЧОО вносят значительный вклад в раскрытие тяжких преступлений и задержание опасных преступников, соответственно, наименее эффективно их привлекают к охране общественного порядка, применяемые ими традиционные формы и методы взаимодействия с ЧОО не дают должного эффекта. В связи с этим на заседании областной Думы было озвучено пожелание начальника регионального УМВД «привлекать больше народных дружинников к охране общественного порядка»15. На наш взгляд, в данном случае роль народных дружинников несколько иная. Не имея специальной подготовки и навыков, они не всегда могут должным образом противодействовать уличной преступности, а формы их участия прямо закреплены в ФЗ № 44.
В Тюменской области практической реализацией принятых на заседании Координационного совета по организации взаимодействия с частными охранными организациями решений явилось ежедневное привлечение сотрудников ЧОО в системе единой дислокации ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Для достижения наибольшей эффективности, маршруты патрулирования экипажей, из числа представителей охранных предприятий, максимально приближены к местам массового пребывания людей и вероятного возникновения преступных посягательств.
В дежурных частях ЧОО на территории Тюменской области установлены средства радиосвязи, обеспечивающие оперативный обмен информацией между центром оперативного управления УМВД России по г. Тюмени и дежурными частями ЧОО. Во взаимодействии с ЦИТС и ЗИ УМВД области дежурным частям охранных предприятий для работы выделена и установлена радиочастота, присвоены позывные, решен вопрос о
14 Ерохин С. https://70.mvd.ru/news/item/ 6986059 (дата обращения 11.03.2016).
15 Митрофанов И. http://www.chslovo.com/ pulse/8953362/ (дата обращения 11.03.2016).
выделении многоканального телефона для связи дежурных частей ЧОО с центром оперативного управления.
По состоянию на 2014 г. 41 ЧОО приобретены необходимые радиостанции и при ежесуточном выставлении 120 экипажей ГБР с 240 частными охранниками осуществляют взаимодействие с ОВД. В целях повышения результативности взаимодействия ОВД с персоналом охранно-сыскных структур, подразделениями ЛРР ежеквартально проводятся встречи с руководителями ЧОО, занятия с охранниками по пресечению правонарушений и преступлений, обнаружению подозрительных предметов и свертков, предотвращению террористических актов. Также руководителям вручены разработанные формы отчетности по взаимодействию с органами внутренних дел, включающие сведения о количестве охраняемых объектов с помощью технических средств охраны (ПЦН) и систем видео-наблюдения, в том числе школ, учебных заведений и детских садов, медицинских учреждений и больниц, объектов с массовым пребыванием граждан, а также сведения о фактах задержания и передачи правонарушителей сотрудникам ОВД, предотвращении фактов проникновения на охраняемые объекты, предотвращении краж с объектов, участии персонала ЧОО в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий и рейдов по профилактике уличных грабежей.
Таким образом, определяя место и роль ЧОО в профилактике уличной преступности, следует отметить:
1. ЧОО являются полноправными субъектами современной российской системы профилактики преступлений, которые наряду с коммерческой деятельностью — оказанием охранных услуг участвуют на безвозмездной основе с другими государственными и негосударственными субъектами в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
2. ЧОО как субъекты с особым статусом, требованиями, предъявляемыми к их сотрудникам, занимают первое место в группе негосударственных субъектов профилактики и могут вносить наиболее эффективный вклад в пресечение преступлений, совершаемых в общественных местах (в том числе на улицах), при
условии интеграции усилий (ассоциации, союзы, партнерства) и тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.
3. Целесообразно использовать и распространить положительный опыт указанных субъектов в регионах с наиболее сложной криминогенной остановкой, выраженной наиболее высокими удельными весами и высокими темпами прироста преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, в парках и скверах.
4. Имеется объективная необходимость и социальная потребность в возрождении общественных формирований правоохранительной направленности и повышении эффективности их деятельности в обеспечении охраны общественного порядка. Только опираясь на их повседневную помощь и взаимодействие, органы внутренних дел могут рассчиты-
вать на достижение положительных результатов в своей деятельности.
5. Прирост преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах в среднем составил 23452 преступления в год; прирост преступлений, совершенных в общественных местах в среднем составил 54010 преступлений в год.
6. Анализ динамики соответствующих преступлений дает основания предполагать их дальнейший рост и делает актуальным решения о повышении эффективности взаимодействия территориальных органов МВД России с частными охранными организациями в охране общественного порядка, в том числе на улицах; о внесении изменений в законодательство о частных охранных организациях; об использовании положительного опыта, выявленного в сфере их взаимодействия, в других регионах России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Данелян Р.Н. Вопросы организации деятельности по взаимодействию частных охранных и сыскных структур с органами внутренних дел (анализ законодательства и пути повышения эффективности) // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 2 (5). С. 129-135.
2. Иванова С.И. Формы участия частных охранных организаций в охране общественного порядка и методы их взаимодействия с территориальными органами внутренних дел // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях сборник материалов XXI международной научно-практической конференции. 2016. С. 205.
3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1: ред. от 13 июля 2015 г. // Рос. газ. 1992. 30 апр.; 2015. 16 июля.
4. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газ. 2014. 04 апр.
5. Юзиханова Э.Г. Тенденции и закономерности преступности в субъектах Российской Федерации: Монография. — Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2007.
6. Юзиханова Э.Г., Заремба Е.С. Виктимологическая профилактика уличной преступности (по материалам Тюменской области)// Юридическая наука и правоохранительная практика, 2011. — № 2 (16). — С.66-75.
7. Юзиханова Э.Г., Заремба Е.С. Криминологическая характеристика уличной преступности (по материалам Тюменской области): монография. — Тюмень: Московский институт государственного управления права. Филиал в Тюменской области. — 2012.
ЮЗИХАНОВА Эльвира Гумеровна, профессор кафедры информационно-аналитического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Yuzikhanova E. G.
THE ROLE AND PLACE OF PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS THE PREVENTION OF STREET CRIME (ON THE EXAMPLE OF ADVANCED FORMS AND METHODS OF THEIR INVOLVEMENT TO ENSURE THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER)
The author studied the advanced forms and methods of attracting private security organizations to ensure the protection of public order and the prevention of street crime and the work of the relevant Coordinating Councils on cooperation with private security organizations and the private investigators at the Russian Interior Ministry in the example of the organization of interaction of divisions of Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kostroma region, Nizhny Novgorod region and the city of Moscow.
Keywords: private security activity, private security companies, PSC, street crime, protection of public order
YUZIKHANOVA Elvira G., professor of the department of information and analytical software and documentation activities of internal affairs agencies of the Tyumen Institute of Advanced Training of employees Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of law, professor
E-mail: [email protected]