УДК 316.43
Реутов Евгений Викторович
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета reutovevg@mail.ru
Филонов Николай Викторович
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина belui.nauka@mail.ru
СдМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА1
Evgenii V. Reutov
candidate of sociological Sciences, associate professor.
Department of social technologies,
Belgorod State University reutovevg@mail.ru
Nikolai V. Filonov
senior researcher.
Research Department,
Belgorod Putilin Law Institute of the Ministry of Interior of Russia belui.nauka@mail.r78u
Self-regulatory
ACTIVITY OF PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF REGIONAL SOLIDARY SOCIETY
Аннотация. В статье анализируется процесс ин-ституциализации государственно-частного партнерства в системе охранной деятельности в Белгородской области. На примере Ассоциации частных охранных организаций Белгородской области исследуется потенциал частных охранных структур в формировании регионального солидарного общества. Выполнение Ассоциацией функции общественного контроля за деятельностью частных охранных организаций, а также качеством профессиональной подготовки частных охранников может способствовать значительному увеличению их вклада в общественную безопасность, повышение уровня защиты населения, объектов, государственной, муниципальной и частной собственности от преступных посягательств.
Ключевые слова: региональное солидарное общество, частные охранные организации, саморегулирование, государственно-частное партнерство
Annotation. The article analyzes the process of institutionalization of public-private partnership in the security activity in the Belgorod region. On the example the Association of Private Security Organizations of the Belgorod region the potential of the private security structures in the formation of regional solidarity society is investigated. Implementation of the Association of public control over the activities of private security organizations, as well as of the quality of the training of private security guards can significantly increase their contribution to public safety, protection of the population, objects, state, municipal and private property from criminal attacks.
Keywords: regional solidary society, private security organizations, self-regulation, public-private partnerships.
Формирование в Белгородской области регионального солидарного общества в соответствии со Стратегией на 2011-2025 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп, является, по своей сути, форсайт-проектом высокой степени сложности и неопределенности, ре-
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант «Микропрактики солидарности в социальном пространстве местного сообщества» № 5-03-00378.
зультативность которого зависит от согласованности действий самых различных субъектов [1].
Наряду с органами власти, ведущими общественными объединениями, в комплекс действий по реализации Стратегии могут быть включены и иные субъекты с более ограниченным функционалом, связанные с отдельными направлениями стратегического развития регионального сообщества.
В солидаризации общественных отношений одну из ведущих ролей играет спокойная криминальная
93
обстановка, низкий уровень преступности. Так, по результатам экспертного опроса, проведенного с участием одного из авторов в мае 2015 г. среди представителей общественных объединений региона (N=30 респондентов, исследовательский проект «Потенциал общественных организаций в формировании регионального солидарного общества», поддержанный РГНФ и Правительством Белгородской области), благополучная криминальная обстановка (после эффективного функционирования органов власти) является вторым по значимости фактором, способствующим, с точки зрения экспертов, формированию солидарных, добрососедских отношений между людьми, «смятению» нравов, позитивному развитию общественной морали. Данный показатель был оценен в 4,37 балла по 5-балльной шкале. Очевидно, что неуверенность людей в собственной безопасности, безопасности своих близких, своего имущества, большое количество преступлений, связанных с обманом - мошенничество и пр., ведут к деградации отношений доверия в обществе и формированию у его участников ментальных и поведенческих паттернов, ориентированных на "атомизацию".
Начальник УМВД России по Белгородской области В.Н. Пестерев, например, считает, что «решение отдельных задач, в частности, связанных с обеспечением общественной безопасности, предусматривает взаимодействие с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, иными территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований области» [2, с. 128].
И если роль правоохранительных органов, прежде всего, системы Министерства внутренних дел РФ, в обеспечении правопорядка и, соответственно, в развитии солидарных отношений очевидна и бесспорна, необходимо учитывать и потенциальную значимость иных, негосударственных субъектов охраны правопорядка, как, например, частных охранных организаций.
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) определяет частную охранную деятельность как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» [3].
Естественно, частные охранные организации по сути своей создаются и функционируют в коммерческих целях. В то же время, определение, предложенное законодателем, отражает и социальное предназначение частных охранных организаций. Так, Законом введена основополагающая цель их деятельности - защита законных прав и интересов своих клиентов. При этом, Закон не только нацеливает частные охранные структуры на защиту прав и интересов физиче-
ских и юридических лиц, с которыми они вступили в договорные отношения по поводу оказания охранных услуг, но и предоставляет им право на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Порядок предоставления данного права установлен Правительством Российской Федерации [4].
Так, по данным УМВД России по Белгородской области, частные охранные организации принимают активное участие в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий, содействуют органам внутренних дел в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений, патрулируют общественные места вместе с патрульно-постовыми нарядами полиции, предоставляют полицейским имеющиеся или используемые на охраняемых объектах технические средства охраны, средства аудио- и видеонаблюдения. С участием частных охранников, несущих службу совместно с патрульно-постовыми нарядами и участковыми уполномоченными полиции, а также мобильными группами ЧОО, на территории области в 2015 г. было пресечено 3480 административных правонарушений, а также 35 преступлений. В охране общественного порядка органам внутренних дел региона ежедневно оказывают содействие 111частных охранников и 39 мобильных групп реагирования ЧОО, включенных в план единой дислокации [5].
В свою очередь, обеспечение безопасности населения в местах массового пребывания является одним из факторов такого показателя социального самочувствия населения, заложенного в Стратегию «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы, как удовлетворенность ситуацией в сфере безопасности жизнедеятельности.
На протяжении нескольких последних лет частных охранные структуры рассматриваются обществом как один из субъектов системы общественной безопасности, составляющий её негосударственную сферу.
Государство систематически предпринимает попытки установить тесные взаимоотношения с негосударственным сектором безопасности с целью большего привлечения охранных структур в деятельность по обеспечению правопорядка.
Инициатором и проводником этого процесса, конечно же, является Министерство внутренних дел. Сначала при Департаменте охраны общественного порядка МВД России был создан Координационный совет по взаимодействию с частными детективами и частными охранными организациями, председателем которого значился начальник департамента.
После реформирования министерства внутренних дел в 2011 г., повышения его роли в рамках социального партнерства с различными представителями общества, были приняты меры по повышения уровня взаимодействия государства и охранного бизнеса. В связи с этим, в 2012 г. был изменен статус координационного органа. Руководителем Координационного совета по взаимодействию с частными охранными органи-
94
зациями и частными детективами при МВД России стал первый заместитель Министра внутренних дел [6].
Одновременно с процессами государственной регламентации и координации частной охранной деятельности, внутри охранного бизнеса протекают процессы консолидации охранных структур в объединения в виде саморегулируемых организаций, некоммерческих партнерств, координационных советов. Естественно, что подобного рода организации объединяют определенный круг единомышленников, связанных между собой в большинстве своем интересами бизнеса, а также решением иных задач в части реализации определенных политических и социальных прав негосударственных структур безопасности.
Белгородская область не осталась в стороне от подобных процессов. На территории области на основании лицензий на осуществление частной охранной деятельности функционируют более 170 организаций, в составе которых свыше 6000 частных охранников и других работников [7]. Таким образом, хотя бы по количественному параметру потенциал частных охранных организаций вполне сопоставим с органами полиции, действующими в Белгородской области.
При этом, в 2013 г. - начале 2014 г. появились предпосылки для самостоятельного объединения частных охранных организаций. Необходимость консолидации охранных структур стала жизненно важным фактором для их дальнейшего существования в бизнес-поле региона. Влияние оказал не только экономический кризис, затронувший различные сферы российской экономики, в том числе и сферу частной охранной деятельности. На рынке частной охраны в Белгородской области стали появляться новые структуры, в том числе, мониторинговые компании, осуществляющие деятельность без соответствующих лицензий и стремящиеся к достижению высокой рентабельности при низких инвестициях, а также при полном пренебрежении категорией социальной ответственности бизнеса.
Органы власти Белгородской области не могли остаться безучастными к проблеме стихийности в процессе развития частной охранной сферы, поддерживая идею главенства государственного участия в нормативно-правовом и организационном регулировании частной охранно-сыскной деятельности.
25 августа 2014 г. постановлением правительства Белгородской области утверждается Концепция развития частной охранной деятельности на территории Белгородской области. Данный факт подчеркивает установление тесной взаимосвязи законодательной ветви власти Белгородской области и негосударственной сферы безопасности, попытку развития между ними партнерских отношений в целях реализации задач, направленных на повышение уровня социальной безопасности и защищенности населения и предпринимательского сообщества.
В марте 2014 г. была создана Ассоциация частных охранных организаций Белгородской обла-
сти. Согласно уставу, Ассоциация является основанной на членстве некоммерческой организацией, объединяющей частные охранные организации. В настоящее время она включает 55 частных охранных организаций, в основном города Белгорода, что составляет примерно треть от общего количества ЧОО региона [8]. В последующем - в ноябре 2014 г. секретарем Совета безопасности Белгородской области были утверждены разработанные при участии Ассоциации «Критерии качества услуг, оказываемых частной охранной организацией». Таким образом, процесс институциализации государственно-частного партнерства в системе охранной деятельности в Белгородской области прошел ряд этапов, в ходе которых были созданы организационные и нормативные предпосылки взаимодействия органов власти и частных охранных организаций, включения последних в обеспечение правопорядка на территории региона и реализацию региональной политики по развитию солидарных отношений.
Анализ трех документов - Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2015 годы, Концепции развития частной охранной деятельности на территории Белгородской области и Устава Ассоциации частных охранных организаций Белгородской области позволяет выявить ключевые точки пересечения интересов регионального сообщества и Ассоциации.
Одним из ключевых мероприятий Стратегии, направленных на создание условий для солидаризации регионального сообщества, является «укрепление взаимного доверия между гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии» [9]. В то же время, «Концепция развития частной охранной деятельности на территории Белгородской области» декларирует в качестве главной своей цели «повышение уровня защиты населения, объектов, государственной, муниципальной и частной собственности от преступных посягательств, противодействие угрозам террористического и экстремистского характера» [10]. В этом отношении деятельность частных охранных организаций потенциально имеет социально-ориентированный характер.
В значительной мере от эффективности государственно-частного и партнерства в данной сфере зависит возможность реализации данного потенциала. Ассоциация частных охранных организаций Белгородской области является важным элементом в этой системе, поскольку выполняет функцию общественного контроля за деятельностью частных охранных организаций, а также качеством профессиональной подготовки частных охранников. Конечно, в данном случае нельзя говорить о полноценном лицензионном контроле в отношении частных охранных организаций, целью которого является констатация факта соблюдения лицензионных требований, установленных законодательством. Однако, в ряде случаев результаты общественного контроля со стороны общественных объединений и организаций для граждан или юридических лиц являются более значимыми, так как могут дать
95
несколько иную оценку деятельности частной охранной организации, в отличие от лицензирующего органа.
Реализация таких направлений деятельности Ассоциации, заложенных в ее Уставе, как «формирование цивилизованного рынка охранных услуг на территории Белгородской области; координация практической деятельности членов Ассоциации, направленной на повышение уровня защиты населения, объектов государственной, муниципальной и частной собственности от преступных посягательств, противодействие угрозам террористического характера; координация деятельности членов Ассоциации в вопросах реализации экономических и социальных программ в сфере частной охранной деятельности и обеспечения безопасности; содействие укреплению материально-технической базы частных охранных организаций» [11] в потенциале позволяет осуществлять на территории региона эффективную социальную регуляцию частной охранной деятельности. В отличие от государственных органов, осуществляющих контроль с применением достаточно жестких меха-
Литература:
1. Бабинцев В.П. Региональное солидарное общество - утопия или проект? / В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов // Власть. 2011. № 5. С. 18-23.
2. Пест epee В.Н. Участие суб ъектов Российской Федерации в развитии гражданского общества : конституционно-правовое исследование. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2015. С. 128.
3. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/10102892/ (дата обращения:
21.09.2015) .
4. Постановление Правительства РФ от 14 ав-
густа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (с изменениями и дополнениями). URL: http:// base.garant.ru/10102891/ (дата обращения:
21.09.2015) .
5. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области. Официальный сайт. URL: https:// 31.mvd.ru/ news/ item/6380791 (дата обращения: 28.09.2015).
6. Приказ МВД России от 30 октября 2012 г. № 983 «О создании Координационного органа». URL: http://www.ks-guvd-nn.ru/ images/ stories/ 01_ Pr_MVD_RF_983.doc (дата обращения: 21.09.2015).
7. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области. Официальный сайт. URL: https:// 31.mvd.ru/ news/ item/3097225 (дата обращения: 28.09.2015).
8. Ассоциация частных охранных организаций Белгородской области / Официальный сайт.
низмов формальных норм, регламентов, предписаний и пр., зачастую не в полной мере позволяющих оценить содержательную сторону деятельности контролируемых объектов, саморегулирование основано на знании «изнутри» контролируемого процесса. Естественно, при этом субъект контроля (в нашем случае - Ассоциация частных охранных организаций Белгородской области) должен обладать не только формальными полномочиями, но и своего рода моральным правом, основанным на авторитете в представляемой среде и способности репрезентировать интересы большинства участников частной охранной деятельности. В данном отношении наличие хорошего контакта с органами власти региона и муниципалитетов - лишь одна из предпосылок приобретения такого авторитета. Главным фактором в этом процессе является, все же, наличие позитивного опыта регулирования и превенции конфликтов, неизбежно возникающих в среде переплетения коммерческих и административных интересов - как между частными охранными структурами, так и с участием в данных коллизиях органов власти и правоохранительных органов.
Literature:
1. Babintsev V.P. Is regional solidary society utopia or project? / V.P. Babintsev, E.V. Reutov // Power. 2011. № 5. P. 18-23.
2. Pesterev V.N. The participation of the subjects of the Russian Federation in the development of civil society: the constitutional and legal research : dis. ... cand. of legal Sciences. Belgorod, 2015. P. 128.
3. The law of the Russian Federation dated March 11, 1992 № 2487-1 «About private detective and security activity in the Russian Federation» (with changes and additions). URL: http://base.garant.ru/10102892/ (date of access: 09.21.2015).
4. Russian Federation Government Decree dated August 14, 1992 № 587 «Issues of private detective and private security activity» (with changes and additions). URL: http://base.garant.ru/10102891/ (date of access: 09.21.2015).
5. Office of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Belgorod region // Official Site. URL: https:// 31.mvd.ru/ news/item/ 6380791 (date of access: 09.28.2015).
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 30, 2012 № 983 «About the creation of the Coordination agency». URL: http://www.ks-guvd-nn.ru/images/stories/01_Pr_MVD_RF_983.doc (date of access: 09.21.2015).
7. Office of the Ministry of the Interior of Russia in Belgorod region. Official Site. URL: https:// 31.mvd.ru/ news/item/3097225 (date of access: 09.28.2015).
8. Association of Private Security Organizations of the Belgorod region / Official Site. URL: http://
96
URL: http://www.aoo31.ru/index.php (дата обращения: 21.09.2015).
9. Постановление правительства Белгородской
области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп «Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011—2025 годы». URL: http://lawru.info/dok/2011/11/24/n491200.htm (дата
обращения: 21.09.2015).
10. Постановление правительства Белгородской области от 25 августа 2014 г. № 321-пп "Об утверждении Концепции развития частной охранной деятельности на территории Белгородской области. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/ 422403655 (дата обращения: 21.09.2015).
11. Устав Ассоциации частных охранных организаций Белгородской области // Ассоциация частных охранных организаций Белгородской области / Официальный сайт. URL: http://aoo31.ru/uch.php (дата обращения: 28.09.2015).
www.aoo31.ru/index.php (date of access:
09.21.2015).
9. Belgorod Region Government Decree dated November 24, 2011 № 435-PP «On approval of the Strategy «Building a regional solidary society for 20112025». URL: http:// lawru.info/ dok/ 2011/ 11/24/ n491200.htm (date of access: 09.21.2015).
10. Belgorod Region Government Decree dated August 25, 2014 № 321-PP "On approval of the Concept of development of private security activity in the Belgorod region. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/422403655 (date of access: 09.21.2015).
11. Charter of the Association of Private Security Organizations of the Belgorod Region // Association of Private Security Organizations of the Belgorod region / Official Site. URL: http://aoo31.ru/uch.php (date of access: 09.28.2015).
97