ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДРЕВНЕ-РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ:
В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-52-54
Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты древне-римской философии, акцент которых сопряжен с осмыслением фактора воспитания личности на истории своего Отечества и славных деяниях его граждан. Выявляя ряд теоретических концептов как итога мыслительной деятельности выдающихся предков человечества, автор обращает внимание: во-первых, на целесообразность интегрирования заветов истории в практику организации воспитания современной генерации наших сограждан; во-вторых, на важность апеллирования к исторической памяти личного состава органов внутренних дел относительно важных вех как нашей Родиныющуд, так и своего ведомства, включая историю героизма старшего поколения правоохранителей.
Ключевые слова: философия, духовность, логос, историческая память, традиции, воспитание, органы внутренних дел.
Динамизм нарастания в современных условиях исторического переосмысления многих вех развития российской государственности и преобразующей роли наших сограждан, включая личный состав органов внутренних дел, в части дальнейшего преобразования общества по пути его совершенствования, подчеркивает актуальность специального обращения к философскому наследию великих представителей теоретической мысли человечества. Как представляется, указанный тезис неотделим от фактора его рассмотрения в контексте феномена, имя которому «историческая память». Выявляя сущностное содержание указанной категории, мы предлагаем под исторической памятью понимать способность индивида к сохранению и воспроизводству в своем сознании впечатлений о прошедших событиях и других людях, включая наличие персонального архива данного рода впечатлений.
Вопросы памяти вообще, при их рассмотрении применительно к проблемному полю истории, в научном плане выступают предметом исследования уже в античный период. Основываясь на теоретических выводах своих великих предшественников
Аристотеля и Платона, древне-римский философ и неоплатоник Плотин (ок. 204270 гг.), по праву считающийся наследником «бога философов» Платона (429/427347 гг. до н.э.), в своей четвертой (из шести) эннеаде: во-первых, предложил научной корпорации оригинальную систему понимания окружающего человека мира; во-вторых, с позиций эмпирической психологии акцентировал внимание на воспитательной роли души-ипостаси. Данные размышления Плотина о памяти укладываются в формат его учения о душе как «едином Логосе Ума» [1, с. 38], исследуя которую, человек апеллирует к познанию самого себя. Следует заметить, что в соответствии с древне-греческой терминологией, под логосом понимается всеобщий закон, выступающий в качестве основы мира. Как представляется, при рассмотрении некоторых вопросов функционирования конструкции души и ее взаимосвязи с механизмом памяти наибольшего внимания заслуживают следующие 7 положений первой части трактата Плотина «О трудностях, возникающих при рассмотрении души» [1, с. 22-93]:
1. Расчет и память необходимы лишь существам, еще не достигшим подлинной разумности [1, с. 28].
2. Наши души суть части души всего, ибо душе свойственно иметь множество впечатлений: от природы мест, темперамента тел и других отличий до явлений природы [1, с. 42].
3. Кроме различия в телах, души могут быть в высшей степени различны по нравам и деятельностям рассудка, что вытекает из различия их прошлых жизней [1, с. 42].
4. Древние называли памятью и припоминанием деятельность перевода душой в действительность того, чем она лишь обладает [1, с. 71].
5. Душа необходимо должна иметь память собственных движений. Душа должна иметь и стремление, и память стремлений, и память их достижений и недостижений [1, с. 74].
6. Тело прилагает забвение к памяти. Ибо память есть нечто устойчивое, природа же тел движима и текуча, и потому она необходимо является причиной забвения, а не памяти [1, с. 75].
7. Когда образ уже отсутствующего, но воспринятого, присутствует в настоящем, он является сразу же и воспоминанием, даже если присутствует лишь недолго. Люди, с которыми образ остается короткое время, имеют короткую память; те, с которыми он пребывает подолгу, - лучшую. При этом образ всегда остается при мысли, будучи изображением или иконой мысли [1, с. 79].
Указанные положения трактата Плотина наделены глубоким педагогическим смыслом, способствующим наиболее обстоятельному пониманию процесса формирования исторической памяти у личного состава органов внутренних дел.
В системе МВД России вопросы воспитательной работы решаются в формате морального-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, а сама воспитательная работа как основной вид морально-психологического обеспечения представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских,
профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы. Применительно к области формирования исторической памяти воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел основывается на принципе гражданско-патриотической направленности воспитания, нацеливающего воспитательный процесс на формирование у каждого сотрудника высоких качеств гражданина и патриота. Указанному принципу корреспондирует направление патриотического воспитания, ориентированное на решение задачи воспитания личного состава в духе преданности своему Отечеству - Российской Федерации, знания и уважения его истории, национальных, культурных и духовных ценностей [2].
Таким образом, фактор учета «движений души» в направлении поддержания на должном уровне процесса исторической памяти: во-первых, соответствует концептуальным положениям древне-римского философской традиции, имеющей воспитательное значение для человека античного периода и нашедшим свое отражение в творчестве мыслителей; во- вторых, выступает свидетельством того, что уже в античное время наблюдается появление множества воззрений, сформированных сводом философских моделей, базовым элементом которых выступает многообразие концептуальных подходов в отношении генезиса воспитания [3, с. 90].
Подводя итог изложенному, следует сформулировать следующие выводы: во-первых, знание положений текста рассмотренного трактата Плотина позволяет составить представление о философии неоплатонической школы, оказавшей несомненное влияние как на европейскую научную мысль, так и на последующие научные выводы на процесс формирования памяти, в контексте ее обращения к истории; во-вторых, педагогический эффект использования в воспитательной работе с личным составом механизма исторической памяти в значительной степени предопределяется осознанием организаторами процесса воспитания важности системного подхода к изучению сотрудни-
ками истории своего Отечества, органов вообще и органов внутренних дел, в част-внутренних дел и сохранению традиций ности. предыдущих поколений нашего народа
Библиографический список
1. Плотин Четвертая эннеада / Пер. с древнегреч. Т.Г. Сидаша. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. - 480 с.
2. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. N 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Чимаров С.Ю. Концептуальные основы происхождения воспитания в формате эволюции разума и нравственности: история педагогики // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 70. - Ч. 5. - С. 90-92.
SEPARATE QUESTIONS OF ANCIENT ROMAN PHILOSOPHY IN PART OF THE ORGANIZATION OF HUMAN EDUCATION ON THE EXAMPLES OF HISTORY: IN THE CONTEXT OF WORK WITH THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS
BODIES
S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article presents some aspects of ancient Roman philosophy, the emphasis of which is associated with the comprehension of the factor of personality education on the history of one's Fatherland and the glorious deeds of its citizens. Revealing a number of theoretical concepts as a result of the mental activity of the outstanding ancestors of mankind, the author draws attention to: firstly, the expediency of integrating the precepts of history into the practice of organizing the education of the modern generation of our fellow citizens; secondly, the importance of appealing to the historical memory of the personnel of the internal affairs bodies regarding the important milestones of both our Motherland and their department, including the history of the heroism of the older generation of law enforcement officers.
Keywords: philosophy, spirituality, logos, historical memory, traditions, education, internal affairs bodies.