ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ВОИНА И ГРАЖДАНИНА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-46-48
Аннотация. В статье представлены отдельные положения генезиса феномена воспитания патриота-гражданина на идеях «музыкальной технологии». Акцентируя внимание на некоторых аспектах древне-греческого опыта воспитания воинства, автор обращает внимание на его востребованность при решении спектра воспитательного воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: духовность, музыка, танец, воспитание, личность, органы внутренних дел.
Фактор комплексного воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел (далее-ОВД) неотделим от активного интегрирования в процесс воспитания «солдат правопорядка» музыкального компонента, в ряде случаев являющегося доминирующим при реализации ряда действий, входящих в разряд обширного свода служебных ритуалов. В этой связи представляется необходимым обратиться к рассмотрению феномена музыкального сопровождения отдельных ритуальных действий, наиболее отчетливо проявившегося уже в период античной Греции и имеющего исключительно патриотический характер.
Ценным источником по истории и теории древне-греческой музыки являются трактаты римских авторов, среди которых особого внимания заслуживают «Шесть книг о музыке» Августина (387 г.) и «Основы музыки» Боэция (ок. 500 г.). К примеру, обобщив тексты древних греков Ни-комаха, Гауденция, Птолемея и ряда других представителей древне-греческого знания, апеллирующих к роли музыке в жизни общества, римский философ А.М. Боеций (ок.480 - ок.525 гг.) выявил наличие в учении отмеченных философов корреляции между музыкой и числом, предопределяющей установление гармонии и единства в социуме [1]. По Боэцию, «музыка это не искусство петь и играть на музыкальных инструментах, а наука о
природе мировой гармонии и ее проявлении в звуках» [2, с. 48]. Основываясь на данном выводе Боэция, мы констатирует о наличии в музыке несомненного педагогического смысла, способствующего воспитанию в обществе вообще и в воинских (служебных) коллективах, в частности, чувства сопричастности каждого человека к отмеченному социальному, воинскому (служебному) сообществу. Указанное обстоятельство гармонизирует взаимоотношения между людьми, упорядочивает их действия и порождает у граждан, включая воинов (сотрудников ОВД), «чувство локтя» и обостряет чувства патриотизма.
Отмеченный тезис корреспондирует закрепленному в ведомственном нормативном правовом акте МВД России общему принципу организации воспитательной работы с личным составом ОВД, содержание которого сводится к следующему: «гражданско-патриотическая направленность воспитания, нацеливающая воспитательный процесс на формирование у сотрудника высоких качеств гражданина и патриота» [3]. Исследуя воздействие музыки на чувства человека, Ш. Летурно отмечает следующее: «Сравнительная этнография оправдывает предположение, что модулированные, ритмические крики составляли первоначальный человеческий язык, к которому лишь позднее привилось членораздельное слово. В этом происхождении лежит причина могущественного
действия музыки на наши чувства, и значение, которое придавали ей в древних обществах» [4, с. 22].
Фактор интегрирования эмоционального компонента патриотического музыкального произведения в сферу воинских традиций и ритуалов корреспондирует известному изречению русского полководца А.В. Суворова «солдат без песни, что без оружия». Следует заметить, что патриотическая музыка, строевые марши и песни способствуют общей координации и гармонизации действий воинских подразделений с точки зрения их сплочения и воинского воспитания. Традиционность музыкального оформления большинства воинских ритуалов объясняется феноменом наибольшей устойчивости музыки относительно ряда других образных форм ритуала. Отдельного внимания заслуживает песенный жанр музыкального искусства.
Как отмечает Н.И. Кашина, «песни затрагивают душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание» [5, с. 146]. Религия, война, политическая жизнь и вообще вся гражданская организация придавали личности ощущение частицы одного великого целого. Хоральные танцы, хоровое пение, знаменитые песни Тиртея «были проникнуты живым чувством гражданской солидарности» [6, с. 269].
По утверждению Ш. Летурно, греческие философы относились к музыке как к особому искусству, требующему особого попечения, а законы даже регламентировали порядок употребления музыки: в мирное время воспрещалось исполнение воинских гимнов [6, с. 274]. По нашему представлению, отмеченное обстоятельство свидетельствует об особой роли воинского гимна, который должен звучать лишь исключительно в моменты мобилизации нации и, сохраняя свою патриотическую силу, не должен возбуждать эмоциональные чувства народа в период всеобщего спокойствия.
В отдельных случаях музыка сопровождала народный танец древних греков «Ха-сапико» (греч. «хаоалжо» - «танец мясни-
ка»), изначально имевший церемониально-прикладное значение и исполнявшийся как воинский ритуал. Исполнители данного танца копировали манеры:
а) бесшумного приближения к врагу;
б) визуального контакта и схватки с ним;
в) достижения победы.
По возможности танец совершался под аккомпанемент музыки, а само исполнение танца осуществлялось с целью подготовки воинов к предстоящему сражению:
а) обучению бесшумному способу передвижения;
б) привитию передачи сигналов к движению посредством прикасаний [7, р. 5859].
В этой связи, мы отмечаем традиционный характер использования в процессе воспитания сотрудников ОВД «эмоционально-окрашенного» музыкального компонента служебных ритуалов, основанием жизнестойкости которых выступает культурологическая форма деятельности, многократно подтвердившая свое социальное значение и полезность. При этом следует исходить из того обстоятельства, что «происходящие изменения в обществе могут сопровождаться трансформацией прежних традиционных форм или их разрушением и заменой новыми. Традиции являются одним из ключевых факторов регуляции жизнедеятельности социума и во многом определяют основу воспитания человека» [8, с. 92]. Кроме того, уже в античное время наблюдается появление множества воззрений, сформированных сводом философских моделей, базовым элементом которых выступает многообразие концептуальных подходов в отношении генезиса воспитания [9, с. 90].
Таким образом, рассмотренные исторические аспекты патриотического воздействия музыки на личность человека свидетельствуют о непреходящем значении ду-хоподъемности музыкального компонента для решения ряда воспитательных задач и формирования у сотрудника ОВД эмоционального настроя на выполнение своих служебных обязанностей.
Библиографический список
1. Боэций [А. М. С. Фрагменты «Музыки» и «Арифметики»] // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. - М.: Музыка, 1966. - С. 24-29.
2. Холопов Ю., Поспелова Р. Философия гармонии Боэция // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. - Ростов-на-Дону: РГК, 2005. - С. 38-66.
3. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/TnL2s (дата обращения: 08.11.2022).
4. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. - СПб.: Типография «Грамотность», 1907. - 498 с.
5. Кашина Н.И. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания кадетов // Педагогика и Просвещение. - 2009. - №3 (67). - С. 142-148.
6. Летурно Ш. Литературное развитие различных племен и народов. - СПб.: Типография Товарищества «Общественная Польза», 1895. - 380 с.
7. Nell M. Teens in Greece. - Minneapolis. - Minn.: Compass Point Books, 2009. - 96 p.
8. Чимаров С.Ю. Служа России - служить закону: примеры благородства полицейской службы: монография. - Ставрополь: Логос, 2019. - 158 с.
9. Чимаров С.Ю. Концептуальные основы происхождения воспитания в формате эволюции разума и нравственности: история педагогики // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 69. - Часть 5. - С. 58-61.
HISTORICAL ASPECTS OF EDUCATION OF A SOLDIER AND A CITIZEN BY MEANS OF MUSICAL INFLUENCE: IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL QUALITIES OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL
AFFAIRS BODIES
S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article presents some provisions of the genesis of the phenomenon of education of a patriot-citizen on the ideas of "musical technology". Focusing on some aspects of the ancient Greek experience of educating the army, the author draws attention to its relevance in solving the spectrum of educational impact on the personality of an employee of the internal affairs bodies.
Keywords: spirituality, music, dance, education, personality, internal affairs bodies.