- 73% - самостоятельно творчески преобразовывают знакомые движения и действия;
- 42% - активно рефлексируют и проводят самооценку двигательных действий, указывают на трудности в выполнении;
- значительная часть детей - 66% - самостоятельно определяют замысел, формы и способы его воплощения в созданном двигательном сюжете. [16]
В целом можно отметить, что процесс формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста должен соотноситься с особенностями их двигательной самостоятельности и учитывать индивидуальную предрасположенность к спортивно-трени-ровочной деятельности.
Подтверждением эффективности рефлек-сивно-педагогических приемов, заключенных в игровой, двигательной деятельности является сформированность образного представления о конкретном двигательном действии, создают возможности для активного использования самостоятельной двигательной деятельности, расширяют знания и умения, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности, побуждают к поиску самостоятельного решения.
Литература:
1. Агеев В.В. Психологические условия организации совместной деятельности школьников : ав-тореф. дис... канд. псих. наук. - М.,1986.
2. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи : монография. - М.: МГПУ, 2005. - 231 с.
3. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика, 1972.
4. Иншакова Т.В. Интерес детей к физическим занятиям можно формировать / В кн.: Наш взрослый детский сад,- М.: Просвещение, 1991.
5. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. -168 с.
б.Олейникова Е. Е. Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры : дис.... канд. пед. наук. -Ставрополь, 2007. - 202 с.
7.0сипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагоги-ческие науки)- С.163-166.
8. Полтавцева Н.В. О программе знаний физической культуры для дошкольников // ДВ. - 1997. -№5.
9. Потехина Н.В. Подвижные игры детей // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С. 50-52. Ю.Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. -С. 6-18.
11. Сборник подвижных игр как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / сост. Е. И. Ракова, Камышлов: ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж", 2018.
12. Селиванов В.И. Психология волевой активности : лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974. - 234 с.
13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М.: Акак-демия,2001.-368 с.
14. Шебеко В. Н. Формирование субъективных качеств у ребенка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности / Шебеко В. Н., Мельникова М. С. // Мир спорта. - 2011. - №2 (43).
15. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, H.H. Ермак, В.А. Шишкина : учеб. пособие для средних пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1996. - 192 с.
16. Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 8. - С. 23-27.
05
Н
О
со
Q-<
о
со
КД" V
43
INTEGRA TED APPROA CH IN EDUCA T/ON OF A GROWING GENERA T/ON IN THE NORTH CA UCASUS
Klemenchuk Svetlana Petrovna, Head of Department of Choreography
Pyanz'm Anatoly Nlkolaevlch, Associate Professor, Department of Choreography
Tolstokoro v Evgeny Stefanovich, Head of the Depart men t of Choral Conducting
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The problem of patriotic education holds a special place in various spheres of human activity. The theme of "patriotism" in the North Caucasus is very subtle, requiring constant attention and consideration in educational work among young people. The use of an integrated approach in this regard becomes necessary to effectively influence the holistic development of a person. A unique means of complex influence on the patriotic education of the younger generation, according to the authors, is folk dance, able to withstand the exacerbation of negative attitudes (anti-values) among modern youth, since traditional forms of folk artistic culture have been formed over many centuries.
Keywords: patriotism; an integrated approach; folk dance; youth; art; lezginka; Caucasian dance.
* 44
УДК 371.1 ВАК РФ 13.00.02
© Клеменчук С.П., 2019 ©ПянзинА.Н., 2019 © ТолстокороеЕ.С., 2019
> <
Ш
S "Х-О ш т
<
et ш
с
КЛЕМЕНЧУК Светлана Петровна, заведующая кафедрой Хореографии
ПЯНЗИН Анатолий Николаевич, доцент кафедры Хореографии
ТОЛСТОКОРОВ Евгений Стефанович, заведующий кафедрой Хорового дирижирования
Ставропольский государс твенный педагогический институт, Ставрополь
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПА ТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРА СТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Проблема патриотического воспитания занимает особое место в различных сферах жизнедеятельности человека. Тема "патриотизма"на Северном Кавказе очень тонкая, требующая к себе постоянного внимания и учета в воспитательной работе среди молодежи. Использование комплексного подхода в этой связи становится необходимым для эффективного воздействия на целостное развитие человека. Уникальным средством комплексного воздействия на патриотическое воспитание подрастающего поколения, по мнению авторов, является народный танец, способный противостоять обострению негативных установок (антиценностей) у современной молодежи, так как традиционные формы народной художественной культуры были сформированы в течение многих веков.
Ключевые слова: патриотизм; комплексный подход; народный танец; молодежь; искусство; лезгинка; кавказский танец.
Северный Кавказ вот уже более двух десятков лет является пограничным и "горячим" регионом Российской Федерации. Нормализация всех областей жизнедеятельности после вооруженного кон-фликта в Чечне и на территории всего Северо-Кавказского Федерального округа требуют активной работы всех форм общественной дипломатии в восстановлении патриотизма, дружбы, доверия и добрососедства жителей этого многонационального региона. Определяется острая необходимость в решении одной из важнейших задач патриотического воспитания, решением которой будет формирование декларации общечеловеческих ценностей, способствующей уважению к истории, культуре России, с учетом национальной самобытности наций и народностей Северного Кавказа как важнейших стабилизирующих факторов мирной жизни в регионе [10, С. 5].
Проблеме формирования патриотического сознания в целом на Северном Кавказе посвящено немало разноплановых работ политического, социологического, философского, педагогического и другого характера, а также публицистики. Тема "патриотизма" на Северном Кавказе очень тонкая, требующая к себе постоянного внимания и учета в воспитательной работе среди молодежи. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование любви к своей Родине, вне зависимости от национальности и вероисповедания [11, С. 24]. В качестве самоопределяющегося периода становления личности Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, H.H. Толстых, Л.И. Божович и Н.И. Крылова определяют возраст молодежи как самый трудный в реализации потребностей и социальной активности. Подростковый возраст характеризуется становлением особенностей характера, темперамента и различных форм и критериев межличностного поведения. В данный период закладываются основы нравственности, отношения к себе и обществу. Ведущим мотивирующим фактором в подростковом возрасте, связанным со стремлением к личностному самосовершенствованию, выявляется самопознание, самовыражение и самоутверждение. Однако современная молодежь стала менее активной, свободолюбивей, более думающей, имеющей доступ к разнообразной информации, в том числе и через всемирные компьютерные сети. Это требует изменений в процессе воспитания патриотизма и поисков актуального средства, мотивирующего еди-
нению различных молодых людей вне зависимости от национальности и социального статуса [7, С. 25].
На практике применение "идеи целостности" воспитательного процесса осуществляется посредством комплексного подхода. В.А. Сухомлинский отмечал, что комплексность - это единение цели, реализация основных задач, определение содержания, соответствующих методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия [9, С. 56]. В данной связи комплексный подход к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения на Северном Кавказе, как и в концепции В.А. Сухо-млинского, должен выполнять несколько функций.
Первая функция, которая обеспечивает построение системы воспитания на целостную личность, а не на определенные свойства личности, предполагает физическое развитие посредством народного танца, нравственно-эстетическое развитие за счет взаимодействия с народной музыкой и изучения культурно-исторических особенностей формирования танцевальной лексики.
Вторая функция определяется как комплексное решение воспитательных задач. Танец дает блестящую возможность оценить не только природные качества и характер исполнителей, но и самые главные воспитательные нормы, созданные на протяжении веков: любовь к Родине, уважение к старшим, уважение к женщине. В качестве примера можно привести широкий спектр русских танцев, в основе которых лежит ухаживание юноши за девушкой, или танцы, в которых девушки демонстрируют парням свою стать, красоту, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и ловкостью. Или, популярный в Северной Осетии прекрасный в своей торжественности танец "Симд", полный рыцарственного преклонения мужчины перед женщиной. Дети не могут понять и соответственно передать суть такого рода танца. В этой связи при подборе репертуара для детского коллектива необходимо учитывать возрастные особенности детей, их исполнительские возможности, доступные для него приемы и формы образного выражения [6, С. 112].
Третья функция акцентирует внимание на гармоничное развитие личности за счет единения и взаимосвязи различных видов направлений в современном воспитании, их определенного соотношения и соподчинения. Хореографическое искусство является одним из лучших арт-терапевтических средств и бло-
кирует обострение негативных установок (антиценностей) у современной молодежи. При этом необходимо использовать нравственно-воспитательные танцевальные формы работы, которые способствуют самоутверждению, самореализации в творческих процессах, предоставляется возможность испытывать новые ощущения, познавать собственное "Я" и его возможности, что активизирует деятельность молодежи [10, С. 51].
Четвертая функция заключается в принятии одновременного решения не одной, а нескольких воспитательных эффективных задач, которые поднимут его результативность.
Известно, что на Кавказе проживает более 100 различных народностей, различных в вероисповедании, разговаривающих на разных языках. Именно народное творчество и искусство обладает консолидирующим потенциалом, объединяющим людей различной национальности, поскольку оно воплощает в себе духовный мир человека, характеризуется эмоциональным переживанием и вырабатывает определенный тип поведения, внутреннюю культуру личности [3]. В условиях многонационального региона искусство является своеобразным языком общения [7, С. 17].
Одной из популярных форм искусства является танцевальная национальная культура, представляющая широкий и разнообразный пласт жизнедеятельности народов, проживающих на Кавказе, который тесно связан с жизнью, бытом, с трудовыми процессами и сохра-нившийся в быту по сегодняшний день. Народный танец на Северном Кавказе рассматривается как коммуникативный и социальный акт. Он считается одним из самых ярких и популярных видов народного танца, являя собой визитную карточку горских народов не только в России, но и далеко за ее пределами. Кроме того, он является историко-этнографичес-ким элементом, содержащим древние языческие верования и ритуалы. Как уникальный памятник материальной и духовной культуры и ярчайший атрибут народного танца традиционный народный костюм приобретает особую индефикационную значимость для культуры этноса в качестве носителя точной информации и становления эстетических законов. По своей структуре и декору в костюме можно выявить специфику территориального проживания народов и их межкультурное взаимодействие с соседствующими этносами, семейный и социальный статус его носителей, своеобразие их хозяйственного уклада. Так, в традиционном костюме воплотились миро-
> <
ш
а ш т
<
С! ш
с
* 46
воззренческие и эстетические представления народа, широкий спектр функций, в том числе воспитательные [2, С. 1135].
Хотя с течением времени нивелируется мелодика, упрощаются формы и движения танца, глубинный смысл, заложенный в нем, до сегодняшних дней играет основную форму идеального социального взаимодействия между мужчинами и женщинами. Изначально у каждого участника в танце - свой особый статус, который при взаимосвязи вливается в диалог, понятный зрителю. Благодаря этому взаимодействию многие века танец вместе с песней, а также поэзией были единственной возможностью объяснения своих чувств [1, С. 51].
Использование кавказского танца в воспитании патриотизма у молодежи на Северном Кавказе актуально тем, что с самого рождения плясками и песнями сопровождаются семейные праздники, различные торжества, что формирует у молодого поколения знания о традиционных и бытовых обрядах, раскрывает исторические особенности возникновения народной культуры. В свадебном танце, например, зачастую исполняются различные элементы: трюки, высокие прыжки, стремительные вращения, поднятие платка с пола различными способами только без рук, - все это указывает на особый статус жениха и невесты.
В танце между парнем и девушкой можно рассмотреть особенности знакомства и ухаживания, привлечения внимания девушки через демонстрацию физических качеств, манеры поведения и проявления лучших мужских достоинств. В мужском танце (два парня или группа молодых людей) - действия, раскрывающие соревновательный элемент или состязание в ловкости, силе и выносливости. В сольную мужскую пляску часто включается диалог со зрителем, сопровождающийся возгласами, хлопаньем в ладоши, междометиями, свистом. Все это подзадоривает танцора. Воинские танцы на Северном Кавказе всегда играли особую роль. И до сих пор сохраняют свою популярность и престижность среди молодежи, так как выполняют демонстрацию воинского духа, поднимают у мужчин чувство собственного достоинства, способствуют развитию ловкости, повышают желание выделиться, показать себя и свое тело, и даже "устрашить" потенциального или воображаемого врага [5, С. 106].
Так, образ орла совершенно точно передает характерные черты кавказского мужчины (гордость, воинственность и т.д.). В процессе воспроизведения образа, мужчина поднима-
ется не на полупальцы, а на пальцы и горделиво разводит в стороны руки, словно крылья, "плавно описывает круги, словно собираясь взлететь". Эта танцевальная форма интересна зажигательностью ритмов, использованием состязания в ловкости и удали между танцующими. Юношам характерна быстрая, темпераментная, требующая большой силы, выносливости и ловкости пластика. Девушки же, наоборот, двигаются плавно, скромно, изящно.
Стереотипизирующими в пластике кавказских танцев является подчеркнуто выпрямленная статная осанка, голова, высоко поднятая вверх, характерные движения рук, поднятые на высоту плеч (одна рука вытянута перпендикулярно туловищу, другая согнута в локте, кисти обоих рук опущены, ладони сжаты в кулак). Туловище приподнято на носках, движения в пространстве круговые или по кругу. Моделируются "кавказская" поза и "кавказская" пластика, которая формирует у юношей следующие качества: мужественность, гордость, воинственность; а у девушек подчеркивает женственность, плавность и скромность [4, С. 86].
Горские танцы вошли в жизнь соседствующих на терских казаков благодаря межкультурному взаимодействию. Повсеместно были популярны лезгинка и наурская, причем танцы эти могли исполняться и на "горский", и на казачий манер. "Круговой и темпераментный танец "Наурская лезгинка" стал характерным танцем терских казаков. Отличие движений Наурской казачьей лезгинки заключается в том, что наряду с основными движениями традиционной лезгинки - гасма, чаквра, сванури, падения на колени и ход на скрещенных ногах, в казачьем танце появляется дробный ход у девушек и хлопушки, присядки - у юношей, которые характерны для русского танца. В казачьей лезгинке женский танец отличается большей свободой, чему горских народов. Так, женщина-казачка наравне с мужчинами может танцевать в центре круга и ей позволено смотреть на партнера [8, С. 32].
Таким образом, танец на Северном Кавказе является всенародным явлением без возрастных ограничений, которое есть эталон статности, красоты и благородства.
Объединение жизненных ценностей вне зависимости от национальности формирует единый взгляд на жизнь, с точки зрения непреходящих жизненных ценностей, укрепления внутреннего стержня юношей, активной гражданской позиции и созидательной деятельности внутри ближайшего социума. Любые отно-
шения, в том числе и межнациональные, имеют в основе эмоциональную составляющую [3].
Этот подход ориентирует педагога системы дополнительного образования на строгий учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов маленьких исполнителей, на создание условий для их творческого и нравственного роста, самовыражения и самореализации, становления таких качеств, как сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие культуры другого народа, развития способности к межкультурной коммуникации.
Следовательно, изучение народного танца на Северном Кавказе позволит сформировать представление об искусстве народов посредством костюмов и украшений, выявить их исторические особенности благодаря легендам, обычаям и ритуалам, через рисунок танца, изучить различные формы движений, понять законы и пропорции поведения народа в пространстве миросозерцания, вслушиваясь в народную музыку понять многовековую специфику музыкального инструментария, традиционного исполнительства [3]. Здесь танец выступает как результат действительности, связанной с определенным событием, обществом и важнейшим явлением жизненного устоя всех горцев, который до сегодняшнего дня считается уникальным и до конца не изученным фактом единения народов [б, С. 86].
Таким образом, использование комплексного подхода в формировании патриотизма становится необходимым для эффективного воздействия на целостное развитие человека. Народный танец действительно способен противостоять обострению негативных установок (антиценностей) у современной молодежи: знакомит молодежь с историческими культурными ценностями народа, специфику межкультурного взаимодействия, акцентирует самоидентичность личности, развивает физические качества, прививает любовь к своей Ро-
дине, а также уважение к другим соседствующим этносам.
Литература:
1. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 51.
2. Гренц Д.А., Николаева Л.А. Стилистические особенности танцевальной культуры казаков России: сборник материалов XLI Региональной студенческой научно-практической конференции "Молодежь третьего тысячелетия". - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017.-С. 1135-1138.
3. Григорьев А.Ф. Историософия гребенских казаков в этнической картине мира. - Ставрополь : Ставролит, 2017. - 236 с.
4. Даниелу А. Традиция и новаторство в различных музыкальных культурах // Музыкальные культуры народов. Традиция и современность. - М„ 1973.-С. 86-98.
5. Карпенко В.Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании. -Белгород :БГИИК, 2014,- 144 с.
6. Кешева З.М. Танцевальная и песенно-музыкаль-ная культура кабардинцев во второй половине XX века : дис.... канд. истор. наук. - Нальчик, 2004. - 203 с.
7. Митрофанов А.П. Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа : сб. материалов. Северо-Кавказский краевой горский НИИ. -Т.1.-ОП.1.-Д.ЗО.-С. 17.
8. Соколова А.Н. Казачьи танцы как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - № 4. - С. 194-200.
9. Сухомлинский В.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов пед. вузов / [Сост. ДИ. Латышина]. - М. : Шк. Пресса, 2003 (ГУП Чехов, полигр. комб.).- 189 с.
10. Ханаху P.A., Костылев C.B. Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2009. - 3 с.
П.Хаустов В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики : дис.... канд. полит, наук. - М., 2007. -130 с.
05
1-Н
О
со
а. <
о
со
КД" V
47
MODELING THE PROCESS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF CADETS TO STUDY AT THE UNIVERSITY
Kodoeva Arina Chermenovna, PhD of Philological science, chief, Department of Planning and Quality Control of Educational Process and Practice Division of Study, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Kaliningrad branch, Kaliningrad
The article studies the process of modeling the process of educational and professional adaptation of cadets to study at the University. The components that affect the process of educational and professional adaptation of cadets to the conditions of study at the University: factors that affect the readiness to study at a higher educational institution; qualities that contribute to a more successful independent educational and professional adaptation-conditions under which the adaptation process will be most effective; means that contribute to the formation of the necessary; goals and objectives of teachers and cadets in the adaptation period.