Научная статья на тему 'Моделирование процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе'

Моделирование процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТ / ВУЗ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / MODEL / ADAPTATION / STUDENT / UNIVERSITY / FUTURE LAW ENFORCEMENT SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодоева Арина Черменовна

В статье изучен процесс моделирования процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе. Выделены компоненты, которые влияют на процесс учебно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в вузе: факторы, влияющие на готовность к обучению в высшем учебном заведении; качества, способствующие более успешной самостоятельной учебно-профессиональной адаптации; условия, при которых процесс адаптации будет наиболее эффективен; средства, способствующие формированию необходимых для адаптации качеств; цели и задачи, стоящие перед преподавателями и курсантами в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодоева Арина Черменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the process of educational and professional adaptation of cadets to study at the University

The article studies the process of modeling the process of educational and professional adaptation of cadets to study at the University. The components that affect the process of educational and professional adaptation of cadets to the conditions of study at the University: factors that affect the readiness to study at a higher educational institution; qualities that contribute to a more successful independent educational and professional adaptation; conditions under which the adaptation process will be most effective; means that contribute to the formation of the necessary; goals and objectives of teachers and cadets in the adaptation period.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе»

шения, в том числе и межнациональные, имеют в основе эмоциональную составляющую [3].

Этот подход ориентирует педагога системы дополнительного образования на строгий учет возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов маленьких исполнителей, на создание условий для их творческого и нравственного роста, самовыражения и самореализации, становления таких качеств, как сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие культуры другого народа, развития способности к межкультурной коммуникации.

Следовательно, изучение народного танца на Северном Кавказе позволит сформировать представление об искусстве народов посредством костюмов и украшений, выявить их исторические особенности благодаря легендам, обычаям и ритуалам, через рисунок танца, изучить различные формы движений, понять законы и пропорции поведения народа в пространстве миросозерцания, вслушиваясь в народную музыку понять многовековую специфику музыкального инструментария, традиционного исполнительства [3]. Здесь танец выступает как результат действительности, связанной с определенным событием, обществом и важнейшим явлением жизненного устоя всех горцев, который до сегодняшнего дня считается уникальным и до конца не изученным фактом единения народов [б, С. 86].

Таким образом, использование комплексного подхода в формировании патриотизма становится необходимым для эффективного воздействия на целостное развитие человека. Народный танец действительно способен противостоять обострению негативных установок (антиценностей) у современной молодежи: знакомит молодежь с историческими культурными ценностями народа, специфику межкультурного взаимодействия, акцентирует самоидентичность личности, развивает физические качества, прививает любовь к своей Ро-

дине, а также уважение к другим соседствующим этносам.

Литература:

1. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 51.

2. Гренц Д.А., Николаева Л.А. Стилистические особенности танцевальной культуры казаков России: сборник материалов XLI Региональной студенческой научно-практической конференции "Молодежь третьего тысячелетия". - Омск : Омский государственный университет им. (D.M. Достоевского, 2017.-С. 1135-1138.

3. Григорьев А.Ф. Историософия гребенских казаков в этнической картине мира. - Ставрополь : Ставролит, 2017. - 236 с.

4. Даниелу А. Традиция и новаторство в различных музыкальных культурах // Музыкальные культуры народов. Традиция и современность. - М„ 1973.-С. 86-98.

5. Карпенко В.Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании. -Белгород :БГИИК, 2014,- 144 с.

6. Кешева З.М. Танцевальная и песенно-музыкаль-ная культура кабардинцев во второй половине XX века : дис.... канд. истор. наук. - Нальчик, 2004. - 203 с.

7. Митрофанов А.П. Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа : сб. материалов. Северо-Кавказский краевой горский НИИ. -Т.1.-ОП.1.-Д.ЗО.-С. 17.

8. Соколова А.Н. Казачьи танцы как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - № 4. - С. 194-200.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов пед. вузов / [Сост. Д.И. Латышина]. - М. : Шк. Пресса, 2003 (ГУП Чехов, полигр. комб.).- 189 с.

10. Ханаху P.A., Костылев C.B. Современные нравственные и патриотические ориентации слушателей военных училищ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2009. - 3 с.

П.Хаустов В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики : дис.... канд. полит, наук. - М., 2007. -130 с.

05

H

О

со

а. <

о

со

КД" V

47

MODELING THE PROCESS OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF CADETS TO STUDY AT THE UNIVERSITY

Kodoeva Arina Chermenovna, PhD of Philological science, chief, Department of Planning and Quality Control of Educational Process and Practice Division of Study, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Kaliningrad branch, Kaliningrad

The article studies the process of modeling the process of educational and professional adaptation of cadets to study at the University. The components that affect the process of educational and professional adaptation of cadets to the conditions of study at the University: factors that affect the readiness to study at a higher educational institution; qualities that contribute to a more successful independent educational and professional adaptation; conditions under which the adaptation process will be most effective; means that contribute to the formation of the necessary; goals and objectives of teachers and cadets in the adaptation period.

Keywords: model; adaptation; student; university; future law enforcement specialist.

* 48

УДК 3378.1 ВАК РФ 13.00.08

©КодоеваАЧ.,2019

> <

Ш

S

о

LU Т

<

et ш

с

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье изучен процесс моделирования процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе. Выделены компоненты, которые влияют на процесс учебно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в вузе: факторы, влияющие на готовность к обучению в высшем учебном заведении; качества, способствующие более успешной самостоятельной учебно-профессиональной адаптации;условия, при ко торых процесс адаптации будет наиболее эффективен; средства, способствующие формированию необходимых для адаптации качеств; цели и задачи, стоящие перед преподавателями и курсантами в адаптационный период.

Ключевые слова: модель; адаптация; курсант; вуз; будущий специалист правоохранительных органов.

Е

КОДОЕВА Арина Черменовна, кандидат филологических наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Калининградский филиал, Калининград

Человеку на протяжении всей жизни приходится приспосабливаться (адаптироваться) к различным ситуациям. В настоящее время проблема адаптации обучающихся при переходе с одной образовательной ступени на другую является достаточно исследуемой различными авторами. Может сложиться впечатление, что актуальность проблемы на данный момент сомнительна. Однако необходимо заметить, что каждое исследование затрагивает отдельные виды адаптации и проводится в рамках определённых образовательных условий (специфика вуза также накладывает свой отпечаток на исследуемый процесс). Данный факт позволяет говорить о важности всех, без исключения, исследований, посвящённых проблеме адаптации. Особо остро эта проблема проявляется при переходе учеников из средней школы в высшую. Адаптация курсантов к условиям обучения в вузе - процесс сложный и многоаспектный. Выделяют такие аспекты, как педагогический (учебно-профессиональный), психологический, социальный, экономический, бытовой, правовой. Все они в совокупности влияют на временную протяженность, а также на качество процесса адаптации. Сегодня не существует единой теоретической основы, позволяющей определить уровень готовности курсантов к обучению в педагогическом вузе, а также уровень развития качеств, влияющих на длительность адаптационного периода.

Проанализировав труды различных авторов, занимавшихся проблемой адаптации при переходе из школы в средние или высшие учебные заведения, мы выделили основные направления их деятельности:

1) непосредственная подготовка в школах старшеклассников к дальнейшему обучению в средних и высших учебных заведениях;

2) разработка с дальнейшим внедрением в учебно-воспитательный процесс вузов различных мер, направленных на скорейшую адаптацию курсантов.

О.Б. Епишева [2, с. 54] классифицирует (по Ю.К. Бабанскому) общие учебные умения и навыки, необходимые в процессе усвоения знаний в вузе, а соответственно, отражающиеся на процессе учебной адаптации, следующим образом:

1) учебно-организационные (определение задач, рациональное планирование, создание благоприятных условий деятельности);

2) учебно-информационные (работа с книгой и другими источниками информации, библиографический поиск, наблюдение);

3) учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).

Занимаясь изучением процесса адаптации, большинство исследователей, в качестве наиболее существенныхдля курсантов трудностей и проблем, выделяют следующие [4, с. 29]:

- переход на новые формы обучения;

- неумение планировать своё время;

- недостаток базовых знаний;

- неумение работать с научной и профессионально-ориентированной литературой;

- отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы;

- работа не в меру сил, отсутствие трудолюбия;

- недостатки в организации учебно-воспитательного процесса с учётом недостатка учебной литературы;

- сложность и новизна изучаемых предметов;

- отсутствие интереса к профессии, неудовлетворение учёбой в вузе;

- недостаток внимания со стороны кураторов и преподавателей.

Ряд исследований [3, с. 176], посвящённых проблеме адаптации, рассматривают внешние и внутренние условия, влияющие на развитие образовательного процесса:

- организационно-педагогические условия (уровень организации, порядка, дисциплины);

- психологические условия (морально-пси-хологический климат в коллективе);

- материальные условия (материально-техническая база);

- социально-бытовые условия (социальная защищённость);

- санитарно-гигиенические условия;

- эстетические условия;

- пространственные условия.

Проанализировав условия, влияющие на

развитие образовательного процесса, автор этого исследования рассматривает развитие познавательной самостоятельности и самореализацию курсантов в жизнедеятельности учебного заведения как условия адаптации.

Выявление таких компонентов, как: трудности адаптационного периода, показатели адаптации, умения и навыки, необходимые в процессе обучения, условия адаптации, позволяет целенаправленно воздействовать на процесс адаптации курсантов, разрабатывая различные комплексы или системы мер, направленные на коррекцию тех недостатков, которые негатив-

но отражаются на качестве процесса адаптации.Так, например, И.В. Сорокин [5, с.180] предлагает модель процесса социально-професси-ональной адаптации обучающихся, которая включает в себя три компонента: мотивацион-ный, содержательный и деятельностный.

Данная модель разработана с целью формирования у обучающихся таких элементов, как: познавательная мотивация, профессиональное самосознание, профессиональные знания, умения и навыки, профессиональная направленность. К средствам осуществления социально-профессиональной адаптации относят: систему подготовки по специальным дисциплинам, содержание теоретических курсов, осуществление производственного обучения и модифицированный курс "Профессио-нально-личностное становление личности".

Нами предложена модель учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе.

Чтобы более полно проанализировать предмет нашего исследования, нами разработана модель учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе МВД РФ. Данная модель должна способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, что приведет к скорейшей и более эффективной адаптации курсантов, а также положительно отразится на формировании у них профессиональной устойчивости. Разработанная теоретическая модель адаптации курсантов к условиям обучения в высшем учебном заведении, включает такие блоки, как: факторы, влияющие на процесс адаптации; адаптивные качества; средства, способствующие формированию и развитию необходимых для адаптации качеств; условия, влияющие на процесс формирования и развития адаптивных качеств; цель, задачи, содержание процесса адаптации; показатели и критерии для определения динамики уровня адаптированности курсантов (рис.).

Цели и задачи теоретической модели учеб-но-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе МВД РФ ориентированы на сокращение временной протяженности адаптационного периода, а также подготовке курсантов к самостоятельному учебно-профессиональному труду, что должно отразиться на успеваемости и формировании у них необходимых личностных качеств.

Итак, эффективность процесса адаптации будет зависеть от широкого круга условий, которые подразделяются на внутренние и внешние [1, с.187].

•X 50

МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ МВД РФ

Факторы, влияющие на готовность к обучению в вузе

> <

ш

S ^

и ш т

< а

ш

а

Внешние факторы

особенности учебной деятельности в новых вузовских условиях, характер педагогического общения; взаимосвязь в системе «школа вуз»

Внутренние факторы

способность к самостоятельной познавательной деятельности: общеучебные умения и умения по самоорганизации учебного .процесса, базовые знания по учебным предметам.

Адаптивные качества

Способность к самостоятельной познавательной деятельности. Наличие прочных базовых знаний по общеобразовательным и специальным предметам.

Наличие сформированных общеучебных умений, а также умений по самоорганизации учебного процесса.

Наличие профессионально-личностных качеств.

Внутренние Внешние

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНАЯ

Адаптация

курсантов к обучению в вузе Цель Задачи Содержание

У

С Р Е Д С т в

А

Комплекс адаптивных мер

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Адаптированность

Критерии - личностный; - профессиональный; - учебный (дидактический). Уровни - низкий; - средний; - высокий.

Рисунок - Модель учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе МВД РФ

Формирование определённого уровня необходимых курсанту знаний, умений и навыков, применение активных средств и методов обучения, а также объединение теории и практики в профессиональном обучении возможно как на специально разработанных курсах, так и на тех учебных дисциплинах, на которых вероятно выполнение перечисленных требований. Очевидно, что выбрать средства целенаправленного воздействия на процесс учеб-но-профессиональной адаптации станет возможным лишь после того, как будет проведен анализ уровня сформированности у курсантов адаптивных качеств. Однако, уже сейчас можно утверждать, что к средствам мы отнесём ряд учебных дисциплин или специальных курсов. Поэтому на данном теоретическом этапе средством воздействия на учебно-про-фессиональную адаптацию будет являться комплекс мер, компоненты которого будет

возможно выявить в ходе эксперимента.

Курсант, попавший в новую социальную среду, вынужден принять нормы и ценности, присущие учебному заведению, разделять и принимать правила поведения, установленные между преподавателями и курсантами. Очень важным является отношение курсанта к выбранному учебному заведению. Оно выражается в активном участии в жизни группы и всего университета, в переживании чувства удовлетворения выбранной профессией и всем процессом обучения. Положительные эмоции, вызванные пребыванием человека в выбранном им учебном заведении, способствуют его совершенствованию, развитию способностей к определенным видам деятельности. Уверенность в себе, адекватная самооценка, самообладание, выдержка позволяют контролировать свое поведение в любой ситуации, принимать верные решения. Самостоятельность, умение ставить перед собой цели и добиваться их реализации позволят курсантам успешно справиться с изучением различных предметов. В этом случае важен тот запас знаний, умений и навыков, которым "вооружила" школа вчерашнего выпускника. Учитывая специфику процесса обучения в вузе, оценить адаптированность курсанта в полной мере можно лишь попрошествии семестра, когда промежуточные результаты обучения будут закреплены результатами сессионными. Важно помнить, что процесс адаптации зависит не только от продолжительности обучения в учебном заведении, но также от личностных качеств. Ведь по прошествии определенного временного промежутка, различные курсанты оказываются по разному адаптированными к процессу обучения. Своевременно адаптировавшийся к процессу обучения студент, способен добиваться высоких результатов в учебной деятельности, а также пользоваться

авторитетом у сокурсников и преподавателей. В противном случае, процесс адаптации затягивается, человек остается не принятым группой, посторонним и, как правило, окруженным атмосферой безразличия. Такое неприятное положение отрицательно влияет на весь процесс обучения [6; 7].

Итак, теоретический анализ литературы по проблеме адаптации, позволил выделить компоненты, которые влияют на процесс учебно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в вузе: факторы, влияющие на готовность к обучению в высшем учебном заведении; качества, способствующие более успешной самостоятельной учебно-професси-ональной адаптации; условия, при которых процесс адаптации будет наиболее эффективен; средства, способствующие формированию необходимых для адаптации качеств; цели и задачи, стоящие перед преподавателями и курсантами в адаптационный период (цели и задачи адаптации курсантов к условиям обучения в вузе).

Выделенные показатели и критерии позволят определить динамику уровня адаптиро-ванности курсантов к процессу обучения в высшем учебном заведении и тем самым судить об эффективности проделанной адаптационной работы как ресурсу формирования профессиональной устойчивости личности.

Литература:

1. Городилова И.А. Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей

технологии и предпринимательства: дис____канд.

пед. наук / И.А. Городилова,- Брянск : БГУ, 2004. -187 с.

2. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: автореф. дис. ... д. пед. наук / О.Б. Епишева. - М., 1999. - 54 с.

3. Киселев Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Киселёв. -Оренбург, 2000. - 176 с.

4. Соловьёва Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации к обучению в вузе: дис ... канд. пед. наук /Н.В. Соловьёва. - Ленинград, 1986. - С.29.

5. Сорокин И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: дис ... канд. пед. наук / И.В. Сорокин. - Калуга, 2003. - 180 с.

6. Абайханов А.Р., Абайханов P.C., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асиль-дерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р.,"

05

1-Н

О

со

Q-<

о

со

Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., у Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинба-ева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева K.P., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др.// Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность : коллективная монография,-М„ 2018 51 7. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамба-ева Н. С., Асильдерова М.М., Бен A.M., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зем-батова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргу-ева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты : коллективная монография - М„ 2018.

THE USE OF INNOVA TIVE INFORM A TION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZA TION OF INDEPENDENT WORK ON A

FOREIGN LANGUA GE OF ENGINEERING SPECIALITIES STUDENTS

Kokorina Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Ryzhova Svetlana Valerievna, PhD of Culturology, Associate Professor

Fllonchik Olga Alexandrovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Department of Foreign Languages for Engineering Majors, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The article is devoted to innovative methods of organization of independent work in a foreign language of future engineers. The role of independent work in the process of professionally-oriented training of modern students is analyzed. The problems preventing the effective organization of students' independent training are revealed, and the solution - application of information technologies - is offered. There are such advantages of these technologies as the development of all types of language skills, individualization of the learning process, increasing motivation to learn, the ability of students to express themselves creatively, the formation of students' professional foreign language competencies. Practical recommendations on the selection of tasks for independent foreign language work organization using innovative computer technologies are given on the example of students of the "Design" speciality.

Keywords: innovative information technologies; electronic environment; independent work; professional activity; professionally oriented tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.