Научная статья на тему 'Использование инновационных информационных технологий в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов инженерных специальностей'

Использование инновационных информационных технологий в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC ENVIRONMENT / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Светлана Вячеславовна, Рыжова Светлана Валерьевна, Филончик Ольга Александровна

Статья посвящена инновационным методам организации самостоятельной работы по иностранному языку будущих инженеров. Анализируется роль самостоятельной работы в процессе профессионально-ориентированного обучения современных студентов. Выявляются проблемы, препятствующие эффективной организации самостоятельного обучения студентов, и предлагается решение применение информационных технологий. Отмечаются такие преимущества данных технологий, как развитие навыков всех видов речевой деятельности, индивидуализация процесса обучения, повышение мотивации к обучению, возможность студентов проявлять себя творчески, формирование у учащихся профессиональных иноязычных компетенций. Даются практические рекомендации по подбору заданий для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием инновационных компьютерных технологий на примере студентов направления "Дизайн".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорина Светлана Вячеславовна, Рыжова Светлана Валерьевна, Филончик Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of innovative information technologies in the organization of independent work on a foreign language of engineering specialities students

The article is devoted to innovative methods of organization of independent work in a foreign language of future engineers. The role of independent work in the process of professionally-oriented training of modern students is analyzed. The problems preventing the effective organization of students' independent training are revealed, and the solution application of information technologies is offered. There are such advantages of these technologies as the development of all types of language skills, individualization of the learning process, increasing motivation to learn, the ability of students to express themselves creatively, the formation of students' professional foreign language competencies. Practical recommendations on the selection of tasks for independent foreign language work organization using innovative computer technologies are given on the example of students of the "Design" speciality.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных информационных технологий в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов инженерных специальностей»

авторитетом у сокурсников и преподавателей. В противном случае, процесс адаптации затягивается, человек остается не принятым группой, посторонним и, как правило, окруженным атмосферой безразличия. Такое неприятное положение отрицательно влияет на весь процесс обучения [6; 7].

Итак, теоретический анализ литературы по проблеме адаптации, позволил выделить компоненты, которые влияют на процесс учебно-профессиональной адаптации курсантов к условиям обучения в вузе: факторы, влияющие на готовность к обучению в высшем учебном заведении; качества, способствующие более успешной самостоятельной учебно-професси-ональной адаптации; условия, при которых процесс адаптации будет наиболее эффективен; средства, способствующие формированию необходимых для адаптации качеств; цели и задачи, стоящие перед преподавателями и курсантами в адаптационный период (цели и задачи адаптации курсантов к условиям обучения в вузе).

Выделенные показатели и критерии позволят определить динамику уровня адаптиро-ванности курсантов к процессу обучения в высшем учебном заведении и тем самым судить об эффективности проделанной адаптационной работы как ресурсу формирования профессиональной устойчивости личности.

Литература:

1. Городилова И.А. Формирование профессиональных умений проектирования воспитательной работы с подростками у будущих учителей

технологии и предпринимательства: дис____канд.

пед. наук / И.А. Городилова,- Брянск : БГУ, 2004. -187 с.

2. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: автореф. дис. ... д. пед. наук / О.Б. Епишева. - М., 1999. - 54 с.

3. Киселев Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Киселёв. -Оренбург, 2000. - 176 с.

4. Соловьёва Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации к обучению в вузе: дис ... канд. пед. наук /Н.В. Соловьёва. - Ленинград, 1986. - С.29.

5. Сорокин И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: дис ... канд. пед. наук / И.В. Сорокин. - Калуга, 2003. - 180 с.

6. Абайханов А.Р., Абайханов P.C., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асиль-дерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р.,"

05

Н

О

со

О-<

о

со

Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., у Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинба-ева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева K.P., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др.// Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность : коллективная монография,-М„ 2018 51 7. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамба-ева Н. С., Асильдерова М.М., Бен A.M., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зем-батова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргу-ева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты : коллективная монография - М„ 2018.

THE USE OF INNOVA TIVE INFORM A TION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZA TION OF INDEPENDENT WORK ON A

FOREIGN LANGUA GE OF ENGINEERING SPECIALITIES STUDENTS

Kokorina Svetlana Vyacheslavovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Ryzhova Svetlana Valerievna, PhD of Culturology, Associate Professor

Fllonchik Olga Alexandrovna, PhD of Culturology, Associate Professor

Department of Foreign Languages for Engineering Majors, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

The article is devoted to innovative methods of organization of independent work in a foreign language of future engineers. The role of independent work in the process of professionally-oriented training of modern students is analyzed. The problems preventing the effective organization of students' independent training are revealed, and the solution - application of information technologies - is offered. There are such advantages of these technologies as the development of all types of language skills, individualization of the learning process, increasing motivation to learn, the ability of students to express themselves creatively, the formation of students' professional foreign language competencies. Practical recommendations on the selection of tasks for independent foreign language work organization using innovative computer technologies are given on the example of students of the "Design" speciality.

Keywords: innovative information technologies; electronic environment; independent work; professional activity; professionally oriented tasks.

sc >

<

ш

s

Q Ш T

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

©Кокорина С.В., 2019 © Рыжова С.В., 2019 © Филончик O.A., 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена инновационным методам организации самостоятельной работы по иностранному языку будущих инженеров. Анализируется роль самостоятельной работы в процессе профессионально-ориентированного обучения современных студентов. Выявляются проблемы, препятствующие эффективной организации самостоятельного обучения студентов, и предлагается решение - применение информационных технологий. Отмечаются такие преимущества данных технологий, как развитие навыков всех видов речевой деятельности, индивидуализация процесса обучения, повышение мотивации к обучению, возможность студентов проявлять себя творчески, формирование у учащихся профессиональных иноязычных компетенций. Даются практические рекомендации по подбору заданий для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием инновационных компьютерных технологий на примере студентов направления "Дизайн". Ключевые слова: инновационные информационные технологии; электронная среда; самостоятельная работа; профессиональная деятельность; профессионально-ориентированные задания.

<

et ш

с

•х 52

КОКОРИНА Светлана Вячеславовна, кандидат культурологии, доцент

РЫЖОВА Светлана Валерьевна, кандидат куль турологии, доцент

ФИЛОНЧИКОльга Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедра Иностранных языков для инженерных направлений, Сибирский федеральный университет, Красноярск

В современном мире подготовка высококвалифицированных специалистов ориентирована на формирование способности и готовности учащихся к межкультурному диалогу в сфере профессиональной деятельности, что предполагает практическую направленность курса иностранного языка. Кроме того, процесс обучения в вузах постепенно переходит от простого усвоения студентами знаний к способности их преумножения и применения на практике, способности к самостоятельному мышлению, саморазвитию и самообразованию. "В соответствии с новой образовательной парадигмой любой начинающий специалист наряду с фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, должен обладать опытом творческой, исследовательской и социально-оце-ночной деятельности, которые формируются в процессе самостоятельной работы" [5, 44]. В такой ситуации принципы организации самостоятельной работы студентов приобретают особую актуальность.

Самостоятельная работа представляет собой работу студентов, осуществляемую под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. При правильной организации самостоятельная работа имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с высшим образованием и выступает средством, обеспечивающим для студента:

- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;

- овладение способами и приемами самообразования;

- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний;

- формирование творческого подхода к решению нестандартных жизненных и профессиональных ситуаций [8, 198].

Во время подготовки и организации различных видов самостоятельной деятельности преподаватели иностранного языка сталкиваются с проблемой низкого или неоднородного уровня знаний у студентов, с одной стороны, и сокращения количества аудиторных часов, с другой стороны. В этой связи, выбор педагогических технологий обучения напрямую влияет на эффективность организации

самостоятельной работы студентов. Это могут быть как традиционные технологии, так и инновационные, открывающие неограниченные возможности для обучения - информационные технологии.

Применение информационных технологий в преподавании иностранных языков, в том числе для организации самостоятельной работы студентов, рассматривались в работах П.В. Сысоева, И.Н. Аксеновой, A.B. Байназаро-вой, И.К. Проскуриной, В.М. Егоровой, Т.И. Красновой, Т.В. Сидоренко, Г.Г. Пушкиной и т.д. Обзор данных исследований показал, что информационные образовательные ресурсы направлены на активизацию познавательной деятельности студентов и обладают целым рядом преимуществ. Прежде всего, мультимедийная среда дает возможность преподавателю вносить разнообразие в форму организации самостоятельного обучения студентов, внедрять более интересные виды работы, что способствует повышению уровня мотивации учащихся к изучению дисциплин [6].

Кроме того, учащиеся, работая самостоятельно, имеют постоянный доступ к учебным материалам в режиме реального времени, что дает возможность учитывать индивидуальные особенности студентов [1, 22]. Например, в ситуации, когда учащемуся требуется дополнительное время на изучение и закрепление новой информации, он может обратиться к ней несколько раз и освоить учебный материал в своем темпе обучения. Важно отметить, что электронная среда дает возможность преподавателям использовать для самостоятельной подготовки материал и упражнения повышенной сложности для студентов с более высоким уровнем, что позволяет учащимся совершенствовать свои знания.

Еще одним преимуществом использования инновационных компьютерных технологий при организации самостоятельной работы является формирование у студентов навыков отбора и систематизации информации в сети Интернет, а также развитие способности к аналитическому мышлению. Информационные технологии не только способствуют развитию творческой индивидуальности студентов, стимулированию их познавательной деятельности, но и позволяют повысить общий уровень культуры учащегося посредством совершенствования умений и навыков работы с информацией.

Необходимо также подчеркнуть, что самостоятельное обучение с применением электронных средств положительно влияет на ха-

рактер взаимодействия между учащимися и преподавателем. Студенты сами планируют и организовывают свою деятельность на основе ожидаемых результатов, а преподаватель исполняет роль наставника, контролирует деятельность, дает оценку и рекомендации по совершенствованию знаний и навыков обучающихся. Данный способ коммуникации между студентом и преподавателем позволяет выработать у учащихся навыки самообучения и самосовершенствования, что способствует повышению их успеваемости.

Следует отметить, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс может сопровождаться рядом трудностей. Во-первых, неподготовленность и нежелание педагогов интегрировать электронные технологии в обучающий курс. Это может быть связано с низким уровнем компьютерной грамотности, неготовностью менять стиль обучения или отсутствием времени у современного преподавателя. Решением данной проблемы может быть создание курсов повышения квалификации, организация рабочих групп по внедрению инновационных технологий, а так же участие в конференциях, прохождение стажировок, направленных на обмен опытом по освоению данных технологий.

Кроме того, проблемной областью является недостаточное количество учебных аудиторий, способных обеспечить самостоятельную работу с электронными ресурсами. Здесь необходимо, со стороны вуза, приобретение оборудования для установки в учебных классах, со стороны преподавателя, правильное планирование аудиторной и внеаудиторной работы с учетом технической оснащенности аудиторного фонда.

Еще одной проблемой интеграции инновационных электронныхтехнологий при обучении иностранному языку является неготовность учащихся к самостоятельному образованию. Преподавателю, прежде всего, необходимо научить студентов работать с информационными ресурсами, самостоятельно определять задачи и осуществлять свою учебную деятельность ориентируясь на их достижение. Таким образом, самостоятельная работа по иностранному языку подразумевает взаимодействие с преподавателем, как на этапе постановки задачи, так и в процессе обсуждения конечного результата. То есть необходима единая взаимосвязь между аудиторной работой и заданиями по внеаудиторной самостоятельной работе, которую умело координирует преподаватель. Вместе с тем не менее важна организация про-

> <

X ш

s

u ш т

< ct

ш

с

54

стой и понятной для студента системы оценивания заданий и обеспечение индивидуального подхода в обучении.

Рассмотрим подробнее задания для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием инновационных компьютерных технологий на примере бакалавров направления 54.03.01 "Дизайн" Сибирского федерального университета. На наш взгляд, подобные задания успешно могут быть применены на занятиях по иностранному языку у студентов других инженерных специальностей.

Следует отметить, что обучение иностранному языку студентов направления "Дизайн" проводится по методическому пособию "English for designers", разработанному преподавателями кафедры иностранных языков для инженерных направлений СФУ. Для данного пособия были подобраны упражнения для самостоятельной работы с целью: 1) повторения и закрепления нового материала; 2) углубления знаний и совершенствования навыков, приобретенных на занятиях в аудитории; 3) приобретения новых знаний.

Так, для повторения и закрепления новых знаний по грамматике и лексике студентам предлагается самостоятельно выполнить ряд тренировочных электронных упражнений: выбор из нескольких вариантов, постановка слов в правильный порядок, подбор синонимов/антонимов к слову, постановка глаголов в соответствующую грамматическую форму, заполнение пропусков подходящими словами/ словосочетаниями. Эти задания развивают самостоятельность учащихся, которые имеют возможность неоднократно проработать то, что слабо усвоили во время практических занятий. В аудитории выполнение таких упражнений требует много времени, а в рамках самостоятельного обучения это вполне достижимо. Более того, проверка электронных упражнений ведется автоматически, что снимает нагрузку с преподавателя.

По окончании изучения раздела учебного пособия студенты выполняют лексико-грамма-тические тесты. В отличие от промежуточных заданий на отработку материала, на выполнение теста дается 2 попытки.

В процессе обучения студентам направления "Дизайн" также предлагается проходить тесты профессиональной направленности на иностранном языке. Например, после изучения темы "Interior design" (Дизайн интерьера) учащиеся получают задание самостоятельно проверить свои знания в области декора ин-

терьера и пройти тест по адресу http:// education.interiordezine.com/quiz.html. После проработки специализированной лексики раздела "Строительные и дизайнерские материалы" студентам дается задание найти в сети Интернет картинки по определенным ссылкам, и определить, из каких материалов построены здания. Кроме того, учащиеся самостоятельно находят изображения различных зданий, промышленных сооружений, предметов декора и индустрии моды и приносят их на аудиторное занятие для обсуждения в группе и с преподавателем.

На наш взгляд, задания для самостоятельной работы будуттем продуктивней, чем больше диапазон навыков и умений, которые они отрабатывают. Подходящим примером здесь может служить ролевая игра, где тренируются как рецептивные, так и продуктивные навыки. Так, после работы над темой "Being а fashion designer" учащимся в парах предлагается записать видеоинтервью между журналистом и модным дизайнером на иностранном языке. Для этого им дается домашнее задание найти в сети Интернет и прочитать, а также просмотреть видеоинтервью с модными дизайнерами и составить примерные вопросы и ответы для будущего интервью. Для этого предлагается использовать следующие Интернет-ресурсы:

https://womens-fashion.lovetoknow.com/ Famous_Fashion_Designers

https://www.biography.com/people/groups/ fashion-designers

https://en.wikipedia.org/wiki/Fashion_design https://en.wikipedia.org/wiki/ History _of_fashion_design

https://en.wikipedia.org/wiki/ List_of_fashion_designers

Затем студенты обсуждают интервью в аудитории и презентуют преподавателю, который исправляет грамматические ошибки, корректирует произношение, оценивает, использовалась ли грамматика и лексика раздела.

И, наконец, в качестве итоговой работы учащиеся записывают видеоинтервью, принимая во внимание все замечания, и прикрепляют как задание, которое оценивается преподавателем.

Одним из основных критериев при подборе упражнений для самостоятельной работы является наличие мотивирующих факторов. С целью мотивировать самостоятельную работу будущих дизайнеров, им предлагаются задания на развитие творческих способностей.

Так, например, после изучения соответствующего раздела студенты пишут небольшое эссе (150 слов) на тему "Как стать профессиональным дизайнером" на иностранном языке, используя ресурсы сети Интернет, выбранные самостоятельно и предложенные преподавателем:

http://www.cvtips.com/career-choice/how-to-build-your-career.html;

http://careerplanning.about.com/od/ careerchoicechan/tp/Career-Choice.htm и прикрепляют в качестве задания. По желанию студенты комментируют эссе своих од-ногруппников и отвечают на рецензии своих работ в форуме. Данное задание является интерактивным и с энтузиазмом воспринимается учащимися. Кроме того, студенты работают в своем темпе, прорабатывают затруднительные моменты.

Тесная связь внеаудиторной работы с будущей профессиональной деятельностью учащихся также способствует формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка. Примером профессионально-ориентированного задания для самостоятельной работы может служить анализ проблемной ситуации (case study). Данные ситуации относятся к реальной жизни, и для решения проблемы необходимо обладать профессиональными знаниями и навыками. Одним из возможных заданий-кейсов для будущих дизайнеров будет следующая ситуация: Представьте, что Вы дизайнер интерьера и Вам необходимо сделать проект квартиры/комнаты для 1) студента; 2) директора крупной компании; 3) пожилого человека; 4) представителя шоу бизнеса и т.д. Студенты самостоятельно работают с Интернет-ресурсами, определяют стиль, подбирают материалы, мебель, другие элементы декора и представляют свои проекты в аудитории, обосновывая свой выбор. На занятии ведется обсуждение проектов, выбор наиболее удачных вариантов. Таким образом, при работе над проблемным заданием и его обсуждением студенты не только находятся в ситуации иноязычной коммуникации, но и активно применяют свои профессиональные знания и умения.

Еще одна форма задания для самостоятельной работы - Power-Point презентация. Например, изучая раздел "Мода", студенты-дизайнеры осуществляют самостоятельный поиск информации в сети Интернет и готовят презентации на темы профессиональной направленности: "История одежды", "Стили одежды", "Знаменитые дизайнеры моды", "История ин-

дустрии моды" и т.д. Результаты работы представляются в аудитории. Преимуществами работы с презентацией являются: повышение познавательной активности учащихся, реализация потребности в творческом самовыражении, совершенствование навыков говорения и публичного выступления.

Таким образом, активное применение инновационных информационных технологий в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов инженерных направлений позволяет реализовать следующие цели:

- совершенствование рецептивных и продуктивных навыков: чтение, аудирования, устной и письменной речи;

- оптимизация процесса обучения путем вынесения определенных видов заданий (тестовых, тренировочных, творческих) на самостоятельную работу;

- создание условий для проявления индивидуальных способностей студентов;

- повышение мотивации к изучению иностранного языка;

- развитие самостоятельной творческой личности студента, способной к решению профессионально-ориентированных задач.

Литература:

1. Аксенова И.Н. Использование ИКТ при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку // Орга-низация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всерос. научно-практичес-кой конф. (г. Саратов, декабрь 2013 г.). - Саратов : Новый проект, 2013. - С. 21-25.

2. Байназарова А. В., Проскурина И.К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник.-2012. - N» 3. - С. 170-174.

3. Егорова В.М. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий. [Электронный ресурс] / В.М. Его-poea//URL: www.rusnauka.com/22_NIOBG_2007/ Pedagogica/24945.doc.htm. (дата обращения: 07. 11.2018).

4. Жавнер Т.В., Воног В.В, Адольф В.А. Роль инновационных технологий в формировании профессиональной иноязычной компетентности будущих инженеров // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016(2). - С. 245-249.

5. Исаева A.B. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы студентов // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докладов II Всерос. научно-практической конф. (г. Саратов, декабрь 2013 г.). - Саратов: Новый проект, 2013. - С. 44-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Электронный

ресурс] / Т.И. Краснова, Т.В. Сидоренко // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-novaya-forma-organizatsü-yazykovogo-obrazovaniya-v-neyazykovom-vuze (дата обращения 12.11.2018).

7. Пушкина Г. Г. Самостоятельная работа студентов вуза: компетентностный подход и внедрение интернет-технологий // Гуманитарные науки. -2011. - № 3. - С. 94-100.

8. Солодкова И.М. Активные творческие задания в самостоятельной работе студентов по иност-

ранному языку // Современные коммуникативные технологии в языковом образовании : материалы междунар. научно-практической конф. (г. Хабаровск, декабрь 2008 г.). - Хабаровск: ТОГУ, 2008.-С. 198-201.

9. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № б. - С. 12-21.

ETHICS OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE PHYSICAL AND SPORTS SPHERE

Komarova Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Theory of Physical Culture

Gulgenov Tsydenzhab Balzhinimaevich, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Physical Education

Starkova Irina Ivanovna, PhD of Sociology, Associate Professor, Department of Sports and Tourism Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

The observance of ethical norms and principles in sports research is of particular relevance. It is not enough to conduct an experiment, one must also observe a number of certain conditions. Physical culture and sports needs scientists who are focused on adhering to the principles of professional ethics. Such professionals are able to support the prestige of sport, research conducted in this area. A study was conducted on the most significant ethical issues in the field of sports science. The issues of compliance and the formation of information ethics in the process of continuous education are also touched upon.

Keywords: education; pedagogy; ethics; sport; experiment; information; motivation.

УДК 372.8 ВАК РФ 13.00.04

© Комарова A.B., 2019 © Гул генов Ц. Б., 2019 © Старкова И. И., 2019

КОМАРОВА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории физической культуры

ЭТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФИЗКУЛЬ ТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЕ

В настоящее время особую актуальность приобретает соблюдение этических норм и принципов спортивно-педагогических исследований. Недостаточно провести эксперимент, нужно еще соблюсти ряд определенных условий. Физ-культурно-спортивная сфера нуждается в ученых, которые ориентированы на соблюдение принципов профессиональной этики. Такие профессионалы способны поддержать престиж спорта, экспериментов, проводимых в этой области. Проведено исследование относительно наиболее значимых этических проблем в области спортивной науки. Затронуты также вопросы соблюдения и формирования информационной этики в процессе непрерывного образования.

Ключевые слова: образование; педагогика; этика,; спорт;эксперимент; информация; мотивация.

ГУЛ ГЕНОВ Цыденжаб Бальжинимаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Физического воспитания

СТАРКОВА Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Спор тивных дисциплин и туризма

Бурятский государе твенный университет, Улан-Удэ, Республика Бурятия

Высокая профессиональная научная этика специалистов в сфере спорта и физической культуры способствует формированию и поддержанию престижа спорта, профильного физкультурного образования, кроме того, является предиктором эффективности средств и методов физического воспитания, высоких спортивных достижений.

Процедура и результаты исследований могут затрагивать судьбы людей, способствовать принятию новых норм, новых стандартов.

Проанализировав на сайте Российской государственной библиотеки диссертации по научной специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, можно сделать вывод, что актуальными направлениями научных исследований являются следующие:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.