Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной работы иностранных студентов как фактор интенсификации процесса обучения русскому языку'

Активизация самостоятельной работы иностранных студентов как фактор интенсификации процесса обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / АКТИВИЗАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ФАКТОР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / RUSSIAN AS FOREIGN / ACTIVATION / INDEPENDENT WORK / INTENSIFICATION OF TEACHING PROCESS / SELF-IMPROVEMENT / SELF-EDUCATION / SPECIALIST / FACTOR / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / HOME READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

Статья посвящена проблеме активизации самостоятельной работы студентов при интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному. Известно, что одним из важных факторов повышения языковой и общеобразовательной подготовки иностранных студентов является их самостоятельная работа. В данной статье рассматриваются особенности и условия её организации. По мнению автора, самостоятельная работа студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному должна представлять собой совокупность аудиторной, внеаудиторной и творческой работы. Это достаточно сложный многокомпонентный процесс, требующий применения принципов систематичности и последовательности, доступности и нарастающей трудности. Эффективность самостоятельной работы иностранных студентов при изучении РКИ зависит от наличия определённых условий и использования эффективных форм её организации. В статье представлены примеры заданий, направленных на формирование и развитие у иностранных студентов навыков самостоятельной работы в процессе изучения русского языка. Автором детально рассмотрены особенности их применения при подготовке иностранных студентов к самостоятельному освоению нового лексического материала, написанию сочинения на определённую тему, а также составлению устного тематического сообщения. В результате данного исследования автор делает вывод, что активизация и корректная организация самостоятельной работы иностранных студентов позволяют повысить эффективность их обучения русскому языку, а также способствуют формированию личности специалиста, готового к саморазвитию и самообразованию. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия по самостоятельной работе для студентов, изучающих русский язык как иностранный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF FOREIGN STUDENTS` INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF INTENSIFICATION OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING PROCESS

The article is devoted to the problem of activation of foreign students` independent work in the intensification of Russian language teaching process. It is known that one of the important factors in improving the language and general foreign students` education is their independent work. This article discusses the features and conditions of its organization. According to the author, students` independent work in the process of teaching Russian as foreign should be a combination of classroom, extracurricular and creative work. This is a rather complex multi-component process that requires the application of the principles of regularity and consistency, accessibility and increasing difficulty. The effectiveness of foreign students` independent work in the study of Russian as foreign depends on the presence of certain conditions and the use of effective forms of its organization. The article presents examples of tasks aimed at the formation and development of foreign students' skills of independent work in the process of learning the Russian. The author considers in detail the features of their use in the foreign students` preparation for self-study of new lexical material, writing an essay on a specific topic, as well as making an oral thematic message. As a result of this study, the author concludes that the activation and correct organization of foreign students` independent work can improve the efficiency of their Russian language teaching, as well as contribute to the specialist's personality formation, ready for self-development and self-education. The research material can be used as a basis for the development of a manual on independent work for students studying Russian as foreign.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной работы иностранных студентов как фактор интенсификации процесса обучения русскому языку»

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

УДК 372.881.161.1 +378 DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0025 АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

© 2019

Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русский язык и культура речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3а, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.rul Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации самостоятельной работы студентов при интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному. Известно, что одним из важных факторов повышения языковой и общеобразовательной подготовки иностранных студентов является их самостоятельная работа. В данной статье рассматриваются особенности и условия её организации. По мнению автора, самостоятельная работа студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному должна представлять собой совокупность аудиторной, внеаудиторной и творческой работы. Это достаточно сложный многокомпонентный процесс, требующий применения принципов систематичности и последовательности, доступности и нарастающей трудности. Эффективность самостоятельной работы иностранных студентов при изучении РКИ зависит от наличия определённых условий и использования эффективных форм её организации. В статье представлены примеры заданий, направленных на формирование и развитие у иностранных студентов навыков самостоятельной работы в процессе изучения русского языка. Автором детально рассмотрены особенности их применения при подготовке иностранных студентов к самостоятельному освоению нового лексического материала, написанию сочинения на определённую тему, а также составлению устного тематического сообщения. В результате данного исследования автор делает вывод, что активизация и корректная организация самостоятельной работы иностранных студентов позволяют повысить эффективность их обучения русскому языку, а также способствуют формированию личности специалиста, готового к саморазвитию и самообразованию. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия по самостоятельной работе для студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ), активизация, самостоятельная работа, интенсификация процесса обучения, самосовершенствование, самообразование, специалист, фактор, индивидуальная образовательная траектория, домашнее чтение.

ACTIVATION OF FOREIGN STUDENTS' INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF INTENSIFICATION OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING PROCESS

© 2019

Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3a, e-mail: darja.dmitrieva2011@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the problem of activation of foreign students' independent work in the intensification of Russian language teaching process. It is known that one of the important factors in improving the language and general foreign students' education is their independent work. This article discusses the features and conditions of its organization. According to the author, students' independent work in the process of teaching Russian as foreign should be a combination of classroom, extracurricular and creative work. This is a rather complex multi-component process that requires the application of the principles of regularity and consistency, accessibility and increasing difficulty. The effectiveness of foreign students' independent work in the study of Russian as foreign depends on the presence of certain conditions and the use of effective forms of its organization. The article presents examples of tasks aimed at the formation and development of foreign students' skills of independent work in the process of learning the Russian. The author considers in detail the features of their use in the foreign students' preparation for self-study of new lexical material, writing an essay on a specific topic, as well as making an oral thematic message. As a result of this study, the author concludes that the activation and correct organization of foreign students' independent work can improve the efficiency of their Russian language teaching, as well as contribute to the specialist's personality formation, ready for self-development and self-education. The research material can be used as a basis for the development of a manual on independent work for students studying Russian as foreign.

Keywords: Russian as foreign, activation, independent work, intensification of teaching process, self-improvement, self-education, specialist, factor, individual educational trajectory, home reading.

В современном обществе предъявляются новые требования к специалистам, поэтому выпускники высших учебных заведений должны обладать не только комплексом знаний, умений и навыков в той или иной области, но и способностями самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, самосовершенствоваться.

Известно, что необходимым условием интенсификации любого обучения, в том числе иностранному языку, а также РКИ должна быть активизация творческой инициативы и активности самих студентов. Активное, проблемное и развивающее обучение русскому языку как иностранному основывается на данных смежных с методикой наук, таких как психолингвистика, психология, дидактика и т.д. Эффективность организации данного вида обучения требует всесторонней и детальной разработки не только целей и содержания, но и методов преподавания [1,2,3]. Традиционное объяснительно-иллюстративное обучение, при котором активная роль принадлежит преподавателю, предоставляющему «готовые» знания, освобождает студентов от необходимости

самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении. В процессе обучения данного вида преподаватель имеет небольшие возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данный факт является существенным недостатком при обучении иностранных студентов русскому языку. В иноязычных группах российских вузов обучаются, как правило, студенты из разных стран с различными национальными и индивидуальными особенностями, которые необходимо учитывать в процессе преподавания русского языка как иностранного. Следовательно, объяснительно-иллюстративное обучение должно быть дополнено элементами проблемного, развивающего, модульного, программированного, а также дистанционного обучения. Таким образом, происходит интеграция методов, направленных на активизацию деятельности каждого студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время [4-6].

Отметим, что в процессе интенсификации обучения русскому языку иностранных студентов большая роль отводится организации их самостоятельной работы

Dmitrieva Darya Dmitrievna pedagogical

ACTIVATION OF FOREIGN ... sciences

как одному из факторов повышения языковой и общеобразовательной подготовки. Следует отметить, что в неязыковых вузах самостоятельная работа студентов в процессе изучения русского языка как иностранного является одним из приоритетных направлений. Это связано с тенденцией к уменьшению количества часов, отводимых на изучение иностранного языка и РКИ [7-9].

Обратимся к рассмотрению особенностей организации самостоятельной работы иностранных студентов в процессе изучения русского языка. Время аудиторной работы со студентами в вузе чётко организовано, спланировано и расписано по часам. Самостоятельная работа, как правило, не организуется, фактически являясь при этом составной частью учебного процесса. По нашему мнению ошибочно считать, что она равноценна внеаудиторной работе. В процессе обучения русскому языку как иностранному самостоятельная работа студентов должна представлять собой совокупность следующих форм:

- аудиторная самостоятельная работа,

- внеаудиторная самостоятельная работа,

- творческая самостоятельная работа.

То есть она заключается не только в выполнении домашнего задания, но также реализуется в процессе научно-исследовательской и творческой деятельности на русском языке.

Организация самостоятельной работы иностранных студентов представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из следующих компонентов:

- применение принципов систематичности и последовательности, доступности и нарастающей трудности;

- наличие определённых условий, способствующих эффективности самостоятельной работы:

- повышение мотивации студентов,

- осознание обучающимися сущности самостоятельной работы,

- наличие творческой составляющей самостоятельной работы;

- эффективные формы организации [10-12].

Исследователи условно выделяют три этапа или

уровня сложности самостоятельной работы студентов при обучении русскому языку как иностранному: репродуктивный или тренировочный, реконструктивный (полутворческий) и творческий. На первом базисном уровне закладываются основы для дальнейшей самостоятельной деятельности студентов. Они знакомятся с новым учебным материалом, усваивают и отрабатывают его. В результате этого формируется устойчивая лексико-грамматическая база и создаётся алгоритм последующих действий. На следующем уровне происходит перенос приобретённых знаний, умений и навыков на ситуации аналогичные тем, с которыми иностранные учащиеся уже сталкивались. Отметим, что при этом не только осуществляется механическое воспроизведение изученного материала, но и активизируется мыслительная деятельность студентов, проявляются их творческие способности. Третий уровень предполагает формирование и развитие творческих способностей иностранных учащихся, а также их самостоятельности. На творческом этапе самостоятельной работы студенты поставлены в условия, в которых необходимо самостоятельно использовать учебный материал для выражения своих мыслей и применять индивидуальные творческие подходы для решения поставленных перед ними задач.

Говоря об условиях организации самостоятельной работы, следует отметить, что преподаватель русского языка как иностранного должен, во-первых, развивать у студентов интерес к данному предмету, ориентируя на результат их деятельности. Во-вторых, необходимо ставить перед учащимися цель и давать им для выполнения конкретные задания, а также чётко определять формы выражения результата и его проверки. В-третьих, следует выбирать определённые формы самостоятельной работы, с учётом её творческой составляющей [13,14 106

Основная задача преподавателя РКИ заключается в том, чтобы помочь каждому студенту раскрыть его личностный способ изучения нового материала, сформировать индивидуальную образовательную траекторию с учётом индивидуальных особенностей, природных задатков и способностей, что, в конечном счете, поможет ему овладеть русским языком. Итак, уже на начальном этапе обучения русскому языку следует формировать и развивать у иностранных студентов навыки самостоятельной работы, то есть научить их учиться. Для достижения данной цели преподавателю русского языка как иностранного необходимо решить следующие задачи:

- определить объём и содержание самостоятельной работы;

- распределить данный объём работы по времени;

- научить студентов пользоваться учебными материалами, компьютерными программами;

- обучить приёмам самостоятельной работы;

- обучить приёмам самоконтроля;

- определить этапы и виды контроля со стороны преподавателя [16,17].

При этом особое значение имеет систематическое обучение студентов приёмам продуктивной самостоятельной работы. Для них не так важны её объём и содержание, как приёмы эффективного выполнения упражнений. Итак, при выполнении элементарного задания такого типа «перепишите следующие слова: квартира, общежитие, гостиница, комендант, вахтёр, охранник и т. д и выучите их» простое переписывание слов, основанное на перерисовывании букв, а также их бездумное заучивание не будут иметь положительных результатов. Преподавателю русского языка как иностранного необходимо дать студентам определённые рекомендации, предоставить им поэтапный план выполнения задания.

Например:

- прослушайте данные слова (диктофонная запись сделана на предыдущем занятии по РКИ);

обратите внимание на их произношение;

- прочитайте слова про себя;

- прочитайте слова вслух;

- посмотрите внимательно на слова и постарайтесь запомнить графический образ каждого из них;

- напишите слова по памяти;

проверьте правильность их написания [18].

При такой работе развиваются навыки, как письма, так и чтения на сознательной основе. Приведём другой пример обучения иностранных студентов самостоятельной работ при изучении русского языка. В конце изучения каждой темы учащимся предлагается в качестве домашнего задания написать соответствующее сочинение и подготовить его пересказ. Отметим, что упражнения данного типа следует сопровождать определёнными указаниями.

Например:

- напишите о себе 10-15 предложений;

- используйте в своём рассказе следующие глаголы: родиться, жить, учиться, дружить, интересоваться, работать, мечтать и т.д.;

употребите в рассказе предложный падеж и изученные конструкции.

Рекомендации преподавателя помогают предотвратить ошибки в работах иностранных студентов. При подготовке устного тематического сообщения в качестве домашней работы нужно научить учащихся определённой последовательности в выполнении задания:

- определить, что хочешь и можешь сказать по теме, то есть соотнести замысел высказывания со своими возможностями, лексическим запасом;

- вспомнить нужные речевые образцы, слова и словосочетания;

- вспомнить и обратить внимание на изученные и новые тексты, в которых данная или близкая к ней тема отражена;

- составить план сообщения, записать его;

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дмитриева Дарья Дмитриевна АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...

- написать своё сообщение и устно проговорить его.

Преподавателю русского языка обязательно необходимо научить иностранных студентов работать с планом по той или иной теме. Так, план-схема или опорный план позволяют учащимся сделать самостоятельную работу по подготовке сообщений более продуктивной. Во время аудиторных занятий целесообразно ознакомить иностранных учащихся с основными приёмами и способами выполнения различного типа заданий. Для совершенствования умений в чтении на русском языке нужно каждый раз предлагать студентам разные задания для того, чтобы данный процесс носил целенаправленный и осмысленный характер. Эффективным средством закрепления и развития лексических навыков речи иностранных учащихся является домашнее чтение, то есть систематическое интенсивное чтение соответствующей литературы. Оно также расширяет кругозор студентов, помогает больше узнать о жизни в России, а также способствует закреплению не только лексических, но и грамматических навыков речи. Отметим, что для домашнего чтения следует предлагать иностранным студентам профессионально-направленные тексты. При этом нужно учитывать их интересы и увлечения. Во время чтения интересных текстов происходит эффективное запоминание новых лексических единиц [19-23].

При организации самостоятельной работы иностранных студентов достаточно важным вопросом является также определение времени, которое затрачивается на выполнение конкретного вида деятельности. Учащиеся должны знать, за какой временной отрезок нужно выполнить то или иное задание (написать сочинение, прочитать текст, подготовить рассказ или пересказ и т.д.). Самостоятельная работа, как и обучение в целом должна базироваться на поэтапном формировании умственных действий. При этом нельзя пропускать этапы, последовательно формирующие определённые навыки и умения.

В результате данного исследования можно сделать вывод, что активизация и корректная организация самостоятельной работы иностранных студентов позволяют повысить эффективность их обучения русскому языку, а также способствуют формированию личности специалиста, готового к саморазвитию и самообразованию. Материал исследования может быть положен в основу разработки пособия по самостоятельной работе для студентов, изучающих русский язык как иностранный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 238с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000. — 384с.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. —М.: Академия, 2009.

4. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. — 268 с.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.

6. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. — 173 с.

7. Dmitrieva D.D. Intensification of teaching process of Russian in the system of foreign students vocational training in medical university// European Journal of Natural History. — 2017. — № 1. — С. 30-33.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.

9. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. М.: Русский язык, 1983. — 172 с.

10. Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641—643.

11. Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1141-1143; URL https://moluch.ru/archive/90/18757/ (дата обращения: 27.01.2019).

12. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. — М.: АРКТИ, 2002. — 173 с.

13. Журавская Н. Т. Активизация самостоятельной работы сту-

дентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник ТГПУ. — 2010. — №4 (94). — С.30-33.

14. Hunt G. Progressive Methods of Personal Administration. — N. Y.: League Pub., 1990.

15. Апакина Л.В. Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде: уровень А1—А2: дисс. ... канд. пед. наук — М., 2011. — 257 с.

16. Дмитриева Д.Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: автореф. ...канд. пед. наук. — Курск, 2012. — 26 с.

17. Дмитриева Д. Д. Роль и функции преподавателя в процессе обучения русскому языку как иностранному/Методика преподавания иностранных языков: традиции и инновации: Сб. научных трудов по материалам междунар. научно-методич. кон-ференции-вебинара. (г. Курск, 12-15 апреля 2016 г.) — Курск: Изд-во КГМУ, 2016. — С. 158-163.

18. Дмитриева Д.Д. Языковая догадка и способы её развития при обучении русскому языку как иностранному//Региональный вестник. — 2018. — №5 (14). — С. 23 — 25.

19. Чиркова В.М. Развитие творческого потенциала студентов, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. №4. — С. 95-98.

20. Дмитриева Д.Д. Виды упражнений для обучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному (на начальном этапе обучения)// Карельский научный журнал. — 2018. — Т. 7. № 1 (22). —С. 29-33.

21. Чаплыгина О.В., Рубцова Е.В. Развитие творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19877 (дата обращения: 03.12.2018).

22. Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-25. — С. 5666-5669; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=38484 (дата обращения: 03.01.2018).

23. Чиркова В.М. Проблема выбора учебно-методических пособий, используемых при обучении иностранных студентов-медиков русскому языку //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 11-6. — С. 1208-1212; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10757 (дата обращения: 2.12.2018).

Статья поступила в редакцию 02.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.