Научная статья на тему 'Развитие самообразовательной компетенции студентов-иностранцев в рамках обучения русскому языку на этапе предвузовской подготовки'

Развитие самообразовательной компетенции студентов-иностранцев в рамках обучения русскому языку на этапе предвузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТИМУЛИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенюкова О. В., Тимофеева Н. А., Хабарова К. В.

В статье рассматриваются пути формирования самообразовательной компетентности у студентов в образовательном процессе в целом и в процессе предвузовской подготовки иностранных учащихся в частности (в рамках обучения русскому языку как иностранному). Самостоятельная работа рассматривается авторами как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемой преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенюкова О. В., Тимофеева Н. А., Хабарова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of self-educational competence of students foreigners within training in russian at the stage of prehigh school preparation

The article considers ways of formation of self-competence of the students in the educational process in general, and in the process of pre-university training of foreign students in particular (in the framework of teaching Russian as a foreign language). Independent work is regarded by the authors as a kind of cognitive activity aimed at general education and special training of students as well as the Independent work is considered to be teacher-driven.

Текст научной работы на тему «Развитие самообразовательной компетенции студентов-иностранцев в рамках обучения русскому языку на этапе предвузовской подготовки»

202

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

УДК 378

РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

студентов-иностранцев в рамках обучения

РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

О.В. Сенюкова1), Н.А. Тимофеева2), К.В. Хабарова3)

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

1)e-mail: [email protected]

Белгородский государственный институт искусств и культуры 23)e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются пути формирования самообразовательной компетентности у студентов в образовательном процессе в целом и в процессе предвузовской подготовки иностранных учащихся в частности (в рамках обучения русскому языку как иностранному). Самостоятельная работа рассматривается авторами как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемой преподавателем.

Ключевые слова: самообразовательная компетенция, самостоятельная работа, стимулирование мышления, самоорганизация познавательной деятельности, формы самообразования.

Известно, что любая деятельность достигает совершенства только тогда, когда она имеет регулярный характер. К овладению иностранным языком (русским как иностранным) это относится в особой степени, поскольку в данном случае речь идет об обучении языку и речи через самого обучающегося. Кроме того, специфика иностранного языка заключается в том, что языку нельзя научить, ему можно только научиться, т.е. студент должен проявить максимум активности и самостоятельности во всех видах речевой деятельности.

Самостоятельная работа студента является одним из главных компонентов в общей структуре учебного процесса в вузе. Важность этой проблемы связана также с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на компетентностную парадигму образования, в результате которого такая форма организации учебного времени становится ведущей.

Таким образом, самообразовательная компетентность является одной из наиболее актуальных компетентностей, которые должны быть сформированы у студентов в образовательном процессе вуза. По мнению Е.Н. Фоминой, самообразовательная компетентность - это качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах1. Самообразовательная

компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, направленной на выработку определенных сценариев поведения.

1 Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии// СПО. №12. 2006. С 50-52.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

203

Рассматривая самостоятельную работу студентов как планируемый вид деятельности, который выполняется по заданию и при методическом руководстве педагога2, следует подчеркнуть, что основной задачей преподавателя выступает создание психолого-дидактических условий для формирования и развития самообразовательной компетенции, и таким образом для стимулирования интеллектуальной инициативы, мышления и профессионального роста будущих специалистов.

В системе высшего профессионального образования (как и в системе предвузовской подготовки иностранных учащихся) формирование

самообразовательной компетенции по иностранному (русскому как иностранному) языку предполагает:

1) овладение студентами комплексом речевых, языковых социокультурных знаний по иностранному (русскому как иностранному) языку и различных способов действия с языковым материалом, являющихся фундаментом самостоятельной познавательной деятельности, знаний технологий самообразования, техники работы со справочной литературой (когнитивный компонент);

2) развитие «умения самоорганизации познавательной деятельности (выбор источников познания и форм самообразования, планирование, самоконтроль)»3, умения работать со справочной литературой и пользоваться возможностями современных технологий, умения преодолевать языковые трудности, навыки самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования (деятельностный компонент);

3) формирование нравственно-волевых качеств личности, активности и настойчивости в овладении языком, развитие потребности в языковом самообразовании на основе осознания личной значимости постоянного пополнения знаний (аффективный компонент).

К настоящему моменту в методике обучения русскому языку как иностранному (РКИ) накоплен определенный теоретический багаж и имеется достаточный практический опыт в организации и управлении внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Однако при традиционной форме обучения преподавателю, не меняя форм работы, не удастся добиться эффективного овладения языком иностранными студентами, а выполняемая ими самостоятельная работа в основном ограничивается изучением материала, предъявленного преподавателем на занятии, и выполнением упражнений, строго указанных преподавателем. Мы считаем, что самостоятельная работа должна охватывать разнообразные стороны учебного труда: изучающую и исполнительскую, теоретическую и практическую,

мыслительную и внешнеречевую. Она в значительной мере способствует мобилизации навыков самоорганизации студента, его возможности проявить свои индивидуальные способности. Самостоятельная работа позволяет расширять кругозор за счет усвоения лингвострановедческой информации, изменить отношение к изучаемому языку в положительную сторону, а также формировать у студентов умения учиться самостоятельно не только в вузе, но и всю жизнь. Особенно актуальным в процессе самостоятельной работы иностранных студентов становится развитие мотивации, интереса к изучению русского языка, дисциплин по

2 Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. С. 544.

3 Структура самообразовательной компетенции студентов. [Электронный ресурс]: URL: http://tomik/ukoz.ru/publ/struktura_samoobrazovatelnoj_kompetencii

204

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

специальности, т.к. именно эти качества составляют «внутренний» результат учебной деятельности.

Не секрет, что в вузы приходят достаточно взрослые люди с уже сформировавшимися мотивами к учению, ценностными ориентациями, интересами, со своими индивидуально-психологическими особенностями, которые нельзя не учитывать в учебном процессе. Необходимость формирования у студентов навыков и умений самостоятельной работы в процессе обучения вызвана тем, что многие иностранные учащиеся не имеют достаточного уровня работы с научной и художественной литературой, у некоторых студентов отсутствует внутренняя психологическая установка на необходимость самостоятельной работы во внеучебное время.

И.Б. Акиншина считает, что для эффективности самостоятельной работы студентов необходим ряд условий:

- обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне аудитории;

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

- контроль по организации и за ходом самостоятельной работы и мер,

4

поощряющих студента за ее качественное выполнение .

Мы считаем, что в организации и руководстве самостоятельной работой студентов-иностранцев всегда есть место педагогическому творчеству преподавателя. Успешность организации и руководства определяется готовностью преподавателя конструировать открытую для творчества, динамично перестраивающуюся совместную интеллектуально-коммуникативную деятельность со студентами в конкретной учебной ситуации.

При организации самостоятельной работы иностранных студентов можно использовать следующие виды работы:

- чтение адаптированных и оригинальных художественных текстов;

- чтение литературы по специальности;

- чтение российских газет и журналов;

- реферирование научных статей;

- учебные олимпиады;

- контрольные работы;

- тесты;

- конспектирование и выполнение упражнений по электронным учебникам.

Основными формами контроля самостоятельной работы можно рассматривать:

- устный ответ;

- выполнение тестов и контрольных работ;

- научно-практические конференции студентов;

- информационное сообщение;

- внеаудиторные мероприятия.

Следует также отметить, что результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, при 4

4 Акиншина И.Б. Вопросы организации самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык // Язык профессионального общения и лингвистические исследования. Белгород,

2008. С. 9 - 13.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

205

этом, контроль не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего - стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента.

В Белгородском государственном институте искусств и культуры на подготовительном отделении для иностранных студентов на занятиях по РКИ происходит активное внедрение самостоятельной работы, как составной части аудиторной работы, что позволяет изменить качественную сторону процесса обучения РКИ. На занятиях студенты не только репродуцируют полученную информацию, но и проявляют умение творчески подходить к приобретению новых знаний; у студентов происходит дополнительное развитие аудитивных навыков. Работа с послетекстовыми заданиями, вопросами для самопроверки также приводит к эффективным результатам изучения курса РКИ. Включение самостоятельной работы в ход учебного занятия приводит к демократизации учебного процесса и активизации студентов5.

Для домашней самостоятельной работы студентам-иностранцам предлагаются такие виды самостоятельной работы как: а) самостоятельное внеаудиторное чтение (домашнее чтение), б) подготовка пересказа текстов, выполнение тестовых заданий и упражнений по различным видам речевой деятельности. Организационнометодические принципы разработки заданий для самостоятельной работы студентов определяются нами следующим образом: 1) задания ориентированы на развитие выражения мыслей и мнения студентов; 2) задания вариативны; 3) задания диалогичны, что предполагает коммуникативную деятельность между студентами; 4) многие задания ориентируют студентов на поиск новой информации для более качественной подготовки.

Конспектирование учебного материала также является одним из видов самостоятельной работы студентов, что помогает им освоить новый материал и получить определенные знания по русскому языку и специальным дисциплинам. Практика показывает, что в результате конспектирования строго отобранного материала студенты приучаются к использованию литературы по своей будущей специальности, у них вырабатывается потребность в самообразовании. Кроме того, законспектированные материалы окажут определенную теоретическую помощь по возвращении студентов на родину, в условиях отсутствия языковой среды.

Таким образом, являясь одной из важнейших составляющих учебного процесса, самостоятельная работа студента играет решающую роль в становлении личности будущего специалиста, т.к. формирование его прочных знаний, умений, навыков, развитие его умственных способностей возможно только в результате собственной, самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. Поэтому преподаватель должен не только давать знания, но и научить студентов самостоятельно приобретать их.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование

самообразовательной компетентности является одной из целей подготовки будущего специалиста в ходе изучения иностранного (русского как иностранного) языка и представляет собой двухсторонний процесс. С позиции студента - это управление самообразовательной деятельностью и накопление опыта; с позиции преподавателя -это педагогическая поддержка становления самообразовательной культуры, координирование действий студента.

5 Озерская С.Н., Тимофеева Н.А. Развивающий аспект самостоятельной работы иностранных студентов на подготовительном этапе обучения в вузе // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам в неязыковых вузах. Брянск, 2013. С. 141-143.

206

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Список литературы

1. Акиншина И.Б. Вопросы организации самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык // Язык профессионального общения и лингвистические исследования. - Белгород, 2008. - С. 9 - 13.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. - С. 544.

3. Озерская С.Н., Тимофеева Н.А. Развивающий аспект самостоятельной работы иностранных студентов на подготовительном этапе обучения в вузе // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам в неязыковых вузах. - Брянск: БГИТА, 2013. - С. 141 - 143.

4. Структура самообразовательной компетенции студентов. [Электронный ресурс]: URL: http://tomik/ukoz.ru/publ/struktura_samoobrazovatelnoj _kompetencii

5. Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии // СПО. №12 . - 2006. - С 50-52.

development of self-educational competence of students foreigners within training in Russian at the stage of prehigh school preparation

O.V. Senyukova1), N.A. Timofeeva2), K.V. Habarova3)

Belgorod State National Research University 1)e-mail: [email protected] Belgorod state institute of arts and culture 2,3)e-mail: [email protected]

The article considers ways of formation of self-competence of the students in the educational process in general, and in the process of pre-university training of foreign students in particular (in the framework of teaching Russian as a foreign language). Independent work is regarded by the authors as a kind of cognitive activity aimed at general education and special training of students as well as the Independent work is considered to be teacher-driven.

Keywords: self educational competence, self directed learning, stimulation of thinking, selforganization of cognitive activities, forms of self-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.