СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЭТАПЕ
ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Э. Н. ДЗАЙКОС, Ж. И. ЖЕРЕБЦОВА
В статье рассматриваются вопросы оптимизации контроля успеваемости иностранных студентов по русскому языку на этапе предвузовской подготовки. Целью статьи является обоснование введения модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний по русскому языку как иностранному. Рассматривается соответствие данной системы основным федеральным и внутривузовским нормативным документам, регламентирующим процесс организации обучения иностранных граждан на предвузовском этапе. Приводится вариант содержания модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости иностранных студентов по русскому языку на этапе предвузовской подготовки.
Ключевые слова: предвузовская подготовка иностранных граждан, русский язык как иностранный, модульно-рейтинговая система, оценка успеваемости.
Среди приоритетных направлений международной политики России особое значение имеет экспорт образовательных услуг, который преимущественно реализуется в форме обучения иностранных студентов в российских вузах.
Данная статья посвящена вопросам организации процесса обучения русскому языку иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки. Предмет настоящей работы - оценка качества знаний иностранных студентов по русскому языку в ходе предвузовской подготовки.
Предвузовская (предуниверситетская) подготовка иностранных граждан предусматривает подготовку лиц, не владеющих русским языком, имеющих право поступления в высшие учебные заведения, к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке [5]. Предву-зовская подготовка в первую очередь направлена на формирование языковой профессиональной компетенции, а также на содействие в адаптации иностранных студентов к включению в учебный процесс в российских вузах. Важно уже на подготовительном этапе познакомить и показать на практике, что представляет собой обучение в российском вузе, сформировать представления об образовательном процессе: продолжительности семестров, сессии, формах контроля успеваемости, видах занятий, самостоятельной работе, отчетности студентов и т. д.
Задача предвузовской подготовки в целом -адаптировать иностранных студентов к условиям
жизни в России, а задача педагогов — интегрировать иностранных студентов в российскую систему высшего образования. Следует отметить, что решение данных задач отвечает цели Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации и направлено на повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования, а именно, образовательных услуг ТГУ имени Г. Р. Державина в мировом и региональном образовательном пространстве. Однако выполнение данных задач сводится не только к педагогам-русистам, но и ко всем педагогам профильных дисциплин, связанных с обеспечением экспорта образовательных услуг в университете, что накладывает обязательства по совершенствованию методики преподавания профильных дисциплин, тщательному выбору методов, принципов (важнейшими из которых являются принцип учета национальных особенностей, принцип отбора учебного материала, принцип посильности, принцип доступности), способов предъявления учебного материала и приемов работы с иностранными студентами. Сложившиеся условия создают стимул для саморазвития и совершенствования педагогов, заимствования опыта работы в области обучения иностранных студентов у ведущих российских вузов, имеющих подобный опыт более 60-ти лет.
Вопросы, связанные с организацией и планированием процесса обучения иностранных граждан русскому языку на этапе предвузовской под-
готовки, продолжают оставаться наиболее актуальными в силу ряда причин. Так, например, поздний заезд иностранных студентов (ноябрь-декабрь) вызывает необходимость в оптимизации и совершенствовании учебного процесса — интенсификации обучения, а именно, в модернизации учебных планов, рабочих программ, содержания учебных дисциплин, сроков, последовательности и в формах их изучения, что определяется требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) [5]. Свойственный современному образовательному процессу динамизм требует постоянной корректировки и обновления нормативных материалов для различных уровней обучения русскому языку [7].
В целях повышения качества подготовки квалифицированных кадров для зарубежных стран, следуя принципам Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. и стратегии развития ТГУ имени Г. Р. Державина, считаем целесообразным введение на этапе предвузовской подготовки иностранных студентов модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости по русскому языку.
Оценка успеваемости студентов является одним из значимых пунктов организации учебного процесса в ТГУ имени Г. Р. Державина, который регламентируется Положением о модульно-рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина от 4.07.2008 г. и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» от 12.10.2010 г. Основу модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости по русскому языку на этапе предвузовской подготовки иностранных студентов в ТГУ имени Г. Р. Державина составляют вышеназванные внутривузовские нормативные документы.
Федеральные государственные требования по русскому языку как иностранному языку определяют степень сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному и уровни владения: базовый уровень, первый уровень, второй уровень, третий уровень, четвертый уровень [4]. Для поступления в российские вузы иностранным гражданам необходимо достижение первого уровня владения русским языком, который позволяет учащемуся удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-
бытовой, социально-культурной и официальноделовой сферах [6]. Окончание курса предвузов-ской подготовки соответствует первому уровню владения русским языком как иностранным (далее - РКИ) - 620-680 учебных часов.
В связи с данными наблюдениями в целях совершенствования системы контроля успеваемости иностранных граждан на этапе предвузовской подготовки по русскому языку считаем целесообразным выделить в курсе изучения русского языка три модуля. Данные модули соотносятся с уровнями владения РКИ и с традициями организации образовательного процесса в вузе - семестрами. В силу того, что студенты приступают в учебе в разное время, сроки освоения программы модулей определяются не календарными сроками учебных семестров, а количеством установленных учебных часов в пределах предвузовской подготовки с момента начала занятий.
Таким образом, распределение учебного материала по модульному принципу отражает содержание программы по РКИ в течение двух учебных семестров, где по завершении первого семестра предусматривается достижение базового уровня, а второго семестра - первого уровня.
Однако с позиции содействия языковой адаптации иностранных студентов к жизни в России на начальном этапе и вхождению в учебный процесс предвузовская подготовка начинается с интенсивного курса обучения РКИ, который продолжается около восьми недель. Данный этап является одним из важнейших, поскольку в это время формируются первичные умения в овладении русским языком -чтение, письмо, говорение, коммуникативное поведение в ситуациях повседневного общения. В связи с этим внутри первого семестра мы выделяем элементарный уровень владения русским языком и условно соотносим его с промежуточной аттестацией в первом учебном семестре.
Таким образом, на этапе предвузовской подготовки иностранных студентов программа по русскому языку распределяется по трем модулям:
- Первый модуль (соответствует элементарному уровню владения РКИ и начальному интенсивному этапу изучения русского языка).
- Второй модуль (соответствует базовому уровню владения РКИ и первому учебному семестру предвузовской подготовки).
- Третий модуль (соответствует первому уровню владения РКИ и второму учебному семестру предвузовской подготовки).
Исходя из содержания коммуникативноречевой и языковой компетенций элементарного, базового и первого сертификационного уровней,
определяемых Государственными образовательными стандартами по РКИ, внутри программа выделенных модулей распределяется согласно требованиям к владению РКИ [2; 3; 6]. В ходе освоения каждого модуля отчетность иностранных студентов сводится к обязательному выполнению следующих форм промежуточного контроля различных видов речевой деятельности. В течение освоения одного модуля иностранный студент обязан подготовить монологическое высказывание и сочинение в объеме, установленном Государственными образовательными стандартами по РКИ [2; 3; 6], на соответствующие темы:
- Первый модуль: «Рассказ о себе», «Мой друг», «Моя семья».
- Второй модуль: «Учеба», «Мой день», «Свободное время, отдых, интересы».
- Третий модуль: «Моя страна», «Россия», «Известные деятели науки и культуры».
Оценка уровня усвоения грамматического материала осуществляется в форме контрольной работы по изученному грамматическому материалу.
Усвоение студентом программы каждого модуля дисциплины «Русский язык» максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов («100 % успеха»). Данные 100 баллов распределяются внутри модуля следующим образом: монологическое высказывание - 10 баллов, сочинение 10 баллов, контрольная работа - 40 баллов. Практика преподавания РКИ показывает целесообразность оценивания каждого вида контроля успеваемости по 100 % шкале, где каждая максимальная оценка за определенный вид контроля 10 баллов или 40 и т. д. рассматривается как 100 % успеха.
«Русский язык» является в данной иностранной аудитории новой дисциплиной и в отличие от профильных дисциплин - математика, химия, физика, биология и других, входящих в образовательную программу студентов на родине, не предусматривает наличие фоновых знаний предмета. Поэтому в целях наиболее объективного оценивания уровня успеваемости иностранных студентов по русскому языку рекомендуем придерживаться следующей шкалы эквивалентности процента успеваемости и академической оценки:
- 0-39 % - неудовлетворительно;
- 40-59 % - удовлетворительно;
- 60-79 % - хорошо;
- 80-100 % - отлично.
Данная шкала разработана на основе многолетнего опыта преподавания РКИ в России и результатов исследований в области оценки качест-
ва выполняемой деятельности. Согласно наблюдению В. П. Беспалько, устойчивому качеству выполняемой деятельности соответствует значение коэффициента, превышающее 0,7 [1].
По завершению второго и третьего модулей проводится итоговая аттестация, целью которой является контроль успеваемости иностранных студентов и выявление соответствия уровню владения русским языком: второй модуль - базовый уровень, третий модуль - первый уровень.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования в соответствии с требованиями российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Тестирование проводится в два этапа. Контролю подвергаются все виды речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение и знание грамматики. Каждый аспект оценивается по 100 балльной шкале. Промежуточная и итоговая оценки выводится с учетом посещаемости, мотивированности и активности студента на занятиях в течение всего семестра. За основу принимается оценка за знание грамматики и говорение, а оценки за чтение, письмо и аудирование могут повышать или снижать итоговую оценку.
Однако, учитывая требования системы тестирования в отношении оценки результатов, где выделяются два уровня: удовлетворительный
(75 % стоимости субтеста) и неудовлетворительный (менее 75 % стоимости субтеста), то в случае с академической ситуацией иностранных студентов полагаем, что также необходимо выполнить перевод процентов в академическую оценку. В сертификат подготовительного отделения выставляется итоговая оценка за второй семестр.
Опыт работы в иностранной аудитории показывает, что для студентов важно знать не только свою оценку по четырехбалльной шкале («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»), но процент успеваемости, который правильно позволяет оценить прочность знаний и близость к высшему или низшему баллу. Языковая конкуренция в группе иностранных студентов и объективность в оценивании результатов работы имеют особое значение и иногда служат поводом для мотивации в обучении. Здесь следует также подчеркнуть, что на этапе интенсивного изучения языка, когда занятия по русскому языку ежедневно продолжаются от 7 до 8 академических часов, крайне не желательно выставлять одну общую оценку за все виды работы. Студент должен понимать, за какой вид работы
он получил свою оценку - за домашнее задание, за выполнение грамматических упражнений на этапе закрепления, за чтение или составленный диалог и т. д. Если преподаватель выставляет на уроке оценку, то она должна назначаться только одному виду работы, должны быть оценены все студенты в группе, сообщены ошибки, недочеты и продемонстрированы правильные варианты выполнения задания, в заключение чего необходимо сделать установку на успех при определенных усилиях студентов, например, при повторении правила, лексики, прочтении рекомендуемого текстового материала, более внимательного выполнения домашнего задания или даже поведения на уроке и т. п.
Одну из ключевых позиций оценивания успеваемости иностранных студентов, как на уроке, так и в ходе промежуточного контроля составляет выявление проблемных ситуаций. Преподавателю необходимо постоянно интересоваться жизнью иностранных студентов в России, их самочувствием, климатом в общежитии, бытовыми проблемами. Данные факты являются наиважнейшими, поскольку они в первую очередь влияют на адаптацию иностранных студентов к российским условиям, а уже после этого к системе российского высшего образования. Важно как можно раньше узнать, что беспокоит студента, и помочь ему разрешить ситуацию. Для большинства студентов жизнь в России становится первым опытом самостоятельной жизни, который усложняется отдаленностью семьи и суровыми российскими климатическими условиями. Начальный этап обучения, как правило, это интенсивный курс русского языка, отягощается за счет адаптации студентов. Более того, поздний заезд иностранных студентов (ноябрь -декабрь) сопровождается акклиматизацией, которая влечет за собой простудные заболевания, пропуски занятий и снижение мотивации в учебе. Настоящие проблемы являются актуальными на этапе предвузовской подготовки, и, на наш взгляд, следует принимать их во внимание при планировании образовательного процесса.
Итак, мы рассмотрели основные положения оценки успеваемости иностранных студентов по русскому языку на этапе предвузовской подготовки, их соответствие нормативным документам, регламентирующим процесс организации обучения иностранных граждан на предвузов-ском этапе.
Таким образом, одним из приемов оценки успеваемости иностранных студентов по русскому языку на этапе предвузовской подготовки являет-
ся модульно-рейтиновая система контроля качества знаний иностранных студентов, которая предполагает деление содержания рабочей программы на три модуля в зависимости от уровня владения РКИ: первый модуль - элементарный уровень, второй модуль - базовый уровень, третий модуль - первый уровень. Формами промежуточного контроля являются устное монологическое высказывание, сочинение и контрольная работа по грамматике и лексике. Формой итоговой аттестации служит тестирование по всем видам речевой деятельности и грамматике. Оценивание производится по 100 балльной шкале с переводом в академическую оценку.
Введение модульно-рейтиновой системы контроля качества знаний иностранных студентов по русскому языку направлено на содействие адаптации иностранных студентов к системе российского образования, а именно, к обучению по образовательным программам бакалавриата и магистратуры в ТГУ имени Г. Р. Державина. Единая система контроля успеваемости иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки предполагает координацию действий преподавателей РКИ в области приемов оценки качества знаний, выработки общего стиля преподавания языка как иностранного и совершенствование собственной методики преподавания русского языка как иностранного.
Считаем, что введение модульно-рейтинговой системы контроля поможет обозначить для студентов промежуточные цели в изучении русского языка, повысить мотивацию студентов в их достижении и наглядно представить, чему они должны научиться после освоения каждого модуля. Таким образом, представляя картину контроля в целом, можно составить шкалу успеваемости иностранных студентов в течение учебного года по различным параметрам: изучение грамматического материала, времени пребывания в России, введение профильных дисциплин и др. Подобная модульно-рейтинговая система может быть использована для создания объективной самооценки в одной группе, на всем курсе предвузовской подготовки и для предоставления сведений родителям иностранных студентов, спонсорам, при составлении отчета и т. д.
Литература
1. Беспалько В. П. Теория учебника: Дидактический аспект. М., 1988.
2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Владимирова Т. Е. [и др.]. М.; СПб., 2001.
3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М. М. [и др.]. М.; СПб., 2001.
4. О мерах по совершенствованию предвузовской подготовки иностранных граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации: приказ Министерства образования РФ от 08 мая 1997 г. № 866.
5. Об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку: приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. № 463 // Российская газета. 2009. № 5074.
6. Программа по русскому для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Андрюшина Н. П. [и др.]. 2-е изд. СПб., 2002.
7. Степаненко В. А. Проблемы преподавания русского языка сегодня: новые тенденции обучения // Русский язык за рубежом. М., 2007. № 4. С. 87-91.
* * *
MODULE-RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF FOREIGN STUDENTS’ PROGRESS IN RUSSIAN LANGUAGE AT THE PREUNIVERSITY TRAINING STAGE
E. N. Dzaykos, Zh. I. Zherebtsova
In article questions of optimization of control of foreign students’ progress in Russian at the pre-university training stage are considered. The purpose of article is justification of introduction of module-rating system of an estimation of quality of knowledge of Russian as foreign language. Compliance of this system to the main federal and intra high school normative documents regulating process of the organization of training of foreign citizens at the pre-university stage is considered. The version of the maintenance of module-rating system of estimation of foreign students in Russian at the pre-university training stage is given.
Key words: pre-university training of foreign citizens, Russian as foreign language, module-rating system, estimation of progress.