ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ АРМИИ
С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022- 7-2-36-38
Аннотация. В статье представлена гипотеза об актуальности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел на истории и традициях Отечества. Акцентируя внимание на неразрывности опыта формирования отечественных органов внутренних дел посредством привлечения в кадры отмеченной правоохранительной организации лиц, имеющих практические знания в области военного дела, автор считает актуальным интегрирование в современную систему воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел изучение как истории самих органов, так и отдельных страниц становления российской армии. По мнению автора, отмеченный подход позволит дальнейшей консолидации принадлежащих к различным ведомствам «солдат правопорядка» и военнослужащих.
Ключевые слова: воспитательная работа, история, традиции, органы внутренних дел, Вооруженные Силы, служебная дисциплина, личный состав.
Фактор учета в системе воспитательной работы в органах внутренних дел (далее-ОВД) неразрывности связи истории отмеченной государственной институции с историей и традициями российского военного ведомства (далее-армии) имеет непреходящее значение, что обусловлено длительным опытом комплектования отечественных ОВД кадрами из числа военнослужащих, назначаемых как на ключевые полицейские (милицейские) должности в качестве руководителей полицейских (милицейских) структур, так и на должности нижних чинов (в советский период на должности рядового и младшего начальствующего состава милиции). Наряду с отмеченным и исходя из ситуации с проведением в настоящее время специальной военной операции на территориях Донецкой и Луганской народных республик, а также на некоторых других украинских, в которой Вооруженным Силам Российской Федерации принадлежит определяющая роль, важное значение имеет осознание сотрудниками ОВД миссии и жертвенности военнослужащих по обеспечению защиты нашего Отечества от внешней угрозы. В этой связи, несомненно, актуальным является разъяснение сотрудникам ОВД значимости нравственно-назидательного
характера отдельных ключевых дат нашей истории, способствующих проявлению феномена необходимого прагматизма. Как отмечал отечественный историк С.Ф. Платонов, проявление в деятельности историка прагматизма уже со времен «отца истории» Геродота (около 484 - около 425 гг. до н. э) сводится к необходимости связывать факты причинной связью, не ограничиваясь при этом простым рассказом о них, а объясняя из прошлого их происхождение [1, с. 1]. Таким образом, история по праву занимает одно из центральных мест в современной системе воспитательной работы, выполняя во многих случаях миссию исторического просвещения и уточнения пределов понимания: во-первых, сущностных аспектов национальных интересов нашего государства; во-вторых, роли соответствующих государственных институций по защите этих интересов. С учетом изложенного, под дефиницией «историческое просвещение» следует понимать целенаправленную работу по направлению защиты национальных интересов Российской Федерации, сопряженных с сохранением исторической памяти, противодействием попыток фальсификации фактов истории и активизацией просветительской деятельности в отноше-
нии отечественной истории и исторических событий, имеющих прямое отношение к российскому государству [2, с. 347]. В этой связи важно установить отдельные из наиболее значимых страниц, имеющих прямое отношение к «достопамятной дате», сопряженной с «Днем защитника Отечества», начало празднования которой было положено принятием 22 февраля 1918 г. Декрета-воззвания «Социалистическое Отечество в опасности» [3], в ответ на призыв которого 23 февраля 1918 г. наступил процесс создания первых воинских формирований Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее - РККА). Следует отметить, что в период 1919-1921 гг. указанная дата учреждения РККА не отмечалась, а ее официальное признание наступило в канун 4-й годовщины начала создания РККА, когда 27 января 1922 г. ВЦИК РСФСР издал постановление о 4-й годовщине Красной армии, в котором говорилось: «В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной армии (23 февраля)». Таким образом, с 1922 г. эта дата традиционно отмечалась как «День Красной Армии», с 1946 г. - «День Советской Армии», с 1949 по 1992 гг. - «День Советской Армии и Военно-Морского Флота».
Признавая в качестве исторического факта действительность произошедшего и несомненную значимость «Дня 23 февраля» 1918 г., тем не менее с позиции исторической справедливости следует обратить внимание на предшествующий ему «День 28 января» 1918 г., когда СНК РСФСР принял Декрет «Об организации Рабоче- Крестьянской Красной Армии». Несомненно руководящий состав военного механизма молодой Советской Республики был посвящен в ситуацию ближайшего принятия указанного нормативно- правового акта относительно перспективы создания РККА, что подтверждается опубликованием уже 26 января 1918 г. «Объявления по Московскому Военному округу»,
подписанного помощником командующего войсками округа по политической части А.Я. Аросевым. Тезисное изложение данного объявления раскрывает миссию РККА и основные требования, предъявляемые к ее личному составу со стороны Советского Правительства:
1) новая добровольческая РККА призвана сменить уставшую от 42 месяцев войны армию военнообязанных;
2) новая РККА формируется из преданных рабочему и крестьянскому делу революции социалистов, добровольно отдавших свои силы на борьбу за хлеб и землю;
3) всякая часть или группа товарищей солдат старой армии, которая хотела бы целиком перейти в новую армию, должна произвести у себя поименное голосование;
4) в новой армии старая дисциплина должна быть заменена организованностью, основанную на товарищеской солидарности и ясном сознании великого дела борьбы за насущный хлеб, то есть за социализм;
5) новая РККА как опора новой власти должна являть собой образец порядка, товарищеской спаянности, которая как обручами должна спаять новых ее солдат [4, с. 22-23].
Таким образом, принимая во внимание тождественность наиболее сущностных моментов в деятельности современных Вооруженных Сил и органов внутренних дел страны, сопряженных с необходимостью их постоянной практической боевой и служебной готовности к демонстрации надежного решения возложенных на отмеченные государственные институты задачи, знанием и пониманием личным составом ОВД истории российской армии, включая осознание значимости крепкой служебной дисциплины и беспрекословного соблюдения сотрудниками принципа строгой субординации во взаимоотношениях между должностными лицами, безусловно способствует более полному единению ключевых структур так называемого «силового блока» России: ее Вооруженных Сил и органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 10-е издание. - Петроград: Сенатская типография, 1917. - 743 с.
2. Чимаров С.Ю. Особенности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: в контексте исторического просвещения // Вопросы педагогики. - 2021. -№7. - С. 347-349.
3. Ленин В.И. Социалистическое Отечество в опасности! 21 февраля 1918 г. // Полн. собр. соч. Издание пятое. - Т. 35. - С. 357-358.
4. Объявление по Московскому военному округу № 26 от 26 января 1918 г. // Объявления по Московскому военному округу, 1918, №№10-57. - М.: Изд - во Московского военного округа, 1918. - 380 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/bkumG (дата обращения: 26.07.2022).
EDUCATIONAL ASPECT OF WORKING WITH THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE CONTEXT OF UNDERSTANDING
ARMY HISTORIES
S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article presents a hypothesis about the relevance of patriotic education of employees of internal affairs bodies on the history and traditions of the Fatherland. Focusing on the inseparability of the experience of the formation of domestic internal affairs bodies by attracting persons with practical knowledge in the field of military affairs into the staff of the noted law enforcement organization, the author considers it relevant to integrate into the modern system of educational work with the personnel of the internal affairs bodies the study of both the history of the bodies themselves and individual pages of the formation of the Russian army. According to the author, this approach will allow further consolidation of «law enforcement soldiers» and military personnel belonging to various departments.
Keywords: educational work, history, traditions, internal affairs bodies, Armed Forces, service discipline, personnel.