Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.)'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИЛИЦИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов К. А., Чашников В. А.

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов деятельности органов милиции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.). Авторы статьи полагают, что советская милиция и органы внутренних дел в целом функционально и организационно оформились в основном именно в данный период. В основу деятельности милиции был заложен классовый принцип, который препятствовал сущностному пониманию задач по обеспечению правопорядка. В результате одни и те же сотрудники параллельно осуществляли правоохранительную деятельность - боролись с бандитизмом, преступностью, антигосударственной деятельностью, и одновременно допускали произвол, превышение служебных полномочий, совершали должностные преступления, особенно если речь шла о защите прав и интересов лиц, объявленных «социально-чуждым элементом». К концу Гражданской войны органы внутренних дел отошли от задач советского государственного строительства и сосредоточились в основном на исполнении правоохранительной и карательной функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Орлов К. А., Чашников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE POLICE DURING THE CIVIL WAR (1918-1920)

The article is devoted to the consideration of some aspects of the activities of the police during the Civil War (1918-1920). The authors of the article believe that the Soviet police and internal affairs bodies as a whole were functionally and organizationally formed mainly during this period. The basis of the militia’s activity was the class principle, which hindered the essential understanding of the tasks of law enforcement. As a result, the same employees carried out law enforcement activities in parallel - they fought banditry, crime, anti-state activities, and at the same time allowed arbitrariness, abuse of official authority, committed official crimes, especially if it was about protecting the rights and interests of persons declared a «socially alien element». By the end of the Civil War, the internal affairs bodies had moved away from the tasks of Soviet state-building and focused mainly on the performance of law enforcement and punitive functions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.)»

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-171-176

NIION: 2003-0059-2/22-241

MOSURED: 77/27-003-2022-02-440

Некоторые аспекты деятельности органов милиции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.)

Кирилл Александрович Орлов1, Всеволод Александрович Чашников2

1 Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, [email protected]

2 Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов деятельности органов милиции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.). Авторы статьи полагают, что советская милиция и органы внутренних дел в целом функционально и организационно оформились в основном именно в данный период. В основу деятельности милиции был заложен классовый принцип, который препятствовал сущностному пониманию задач по обеспечению правопорядка. В результате одни и те же сотрудники параллельно осуществляли правоохранительную деятельность — боролись с бандитизмом, преступностью, антигосударственной деятельностью, и одновременно допускали произвол, превышение служебных полномочий, совершали должностные преступления, особенно если речь шла о защите прав и интересов лиц, объявленных «социально-чуждым элементом». К концу Гражданской войны органы внутренних дел отошли от задач советского государственного строительства и сосредоточились в основном на исполнении правоохранительной и карательной функций.

Ключевые слова: преступность, борьба с преступностью, безопасность, общественная безопасность, милиция, правопорядок, общественный порядок, Гражданская война

Для цитирования: Орлов К. А., Чашников В. А. Некоторые аспекты деятельности органов милиции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 171-176. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-171-176.

Original article

Some aspects of the activities of the police during the Civil War (1918-1920)

Kirill A. Orlov1, Vsevolod A. Chashnikov2

1 Ural law Institute of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia, [email protected]

2 Ural state law University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the consideration of some aspects of the activities of the police during the Civil War (1918-1920). The authors of the article believe that the Soviet police and internal affairs bodies as a whole were functionally and organizationally formed mainly during this period. The basis of the militia's activity was the class principle, which hindered the essential understanding of the tasks of law enforcement. As a result, the same employees carried out law enforcement activities in parallel — they fought banditry, crime, anti-state activities, and at the same time allowed arbitrariness, abuse of official authority, committed official crimes, especially if it was about protecting the rights and interests of persons declared a «socially alien element». By the end of the Civil War, the internal affairs bodies had moved away from the tasks of Soviet state-building and focused mainly on the performance of law enforcement and punitive functions.

Keywords: crime, fighting crime, security, public safety, police, law and order, public order, Civil war

For citation: Orlov K. A., Chashnikov V. A. Some aspects of the activities of the police during the Civil War (1918-1920). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):171-176. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-171-176.

© Орлов К. А., Чашников В. А., 2022

Становление российской полиции условно можно разделить на три этапа.

Первый — IX-XVII вв. На этом этапе происходит организационное формирование реализации правоохранительной функции государства. В Древнерусском государстве она осуществляется княжескими дружинниками и появившимися в рамках дворцово-вот-чинной системы управления первыми должностными лицами — мечникам, вирниками. Затем в Русском централизованном государстве в XV-XVI вв. в процессе формирования чиновничье-бюрократической приказной системы выделяются специальные звенья, основными для которых являются полицейские функции — охрана общественного порядка, борьба с преступностью (Разбойный приказ, Сыскной приказ) [1, с. 13]. Но на этом этапе полицейские функции осуществляются названными органами наряду с другими многочисленными функциями.

Второй — создание и функционирование специальных полицейских органов — XVIII — начало XX в. В 1718 г. в России создается регулярная полиция — специализированный штатный государственный орган, построенный на профессиональных началах. И в конце XIX — начале ХХ вв. данный правоохранительный институт выходит на уровень, когда его деятельность является эталоном для полицейских структур всего мира, поскольку те методы, что он использует в своей деятельности, в практике полицейских структур являются новейшими. Например, система регистрации, основанная на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям.

Третий этап — этап организации и деятельности советской милиции — 1917-1991 гг. В рамках третьего этапа особо выделяется период создания и развития советской милиции в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.).

Первоначально охрана общественного порядка была поручена рабочей милиции, которая, хоть и образовывалась первое время Советами, но, тем не менее, не являлась государственным органом до момента принятия постановления НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года [6, с. 16]. Постановление «О рабочей милиции» предполагало:

1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.

2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов.

3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием [6, с. 16].

Решаемые задачи рабочей милиции: ликвидация органов власти Временного правительства в центре

и на местах, роспуск старой милиции. Особенности рабочей милиции определены принципами, которые были положены в основу ее создания. А именно: добровольность службы, классовый характер милиции, децентрализация и подчиненность местным советам.

Основные задачи: 1) пресечение и ликвидация контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России; 2) предание суду Революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров, выработка мер по борьбе с ними 3) предварительное расследование ряда дел.

Особые полномочия сотрудников ВЧК: право производить конфискации; выселять преступные элементы; лишать продовольственных карточек; опубликовывать списки контрреволюционеров; приводить в исполнение высшую меру наказания — расстрел.

Изначально, придя к власти, большевики не планировали широкого применения карательных мер. Даже ВЧК поначалу не обладала правом вынесения смертных приговоров. Но после принятия декрета СНК «Социалистическое Отечество в опасности» 21 февраля 1918 года [2, с. 490-491] в практику ВЧК стали входить расстрелы.

В условиях разгорающейся классовой борьбы, расширения количества антибольшевистских выступлений позиция «неучастия» в конфликтах, занимаемая на местах рядом милицейских органов, также не могла не тревожить Советское правительство. Причина подобных явлений виделась руководству большевиков в том, что, несмотря на преграды, установленные нормативными актами, на службу в милицию все-таки принимались бывшие служащие милиции Временного и полиции царского правительств, а также различного рода случайные элементы. В целях борьбы с этим явлением Главное управление милиции в августе 1918 года произвело перерегистрацию, а по сути дела — чистку личного состава советской милиции, в результате которой были уволены сотрудники, принятые на службу с нарушением указанных выше требований, а также недобросовестно выполняющие служебные обязанности.

К концу 1918 года принимается значительное количество нормативных актов, обеспечивающих достаточное правовое регулирование деятельности милиции: общая инструкция милиционерам, инструкция районным начальникам и их помощникам, инструкция старшим и дежурным по району милиционерам, инструкция об употреблении оружия [12]. С началом Гражданской войны происходит образование специальных милицейских подразделений. Декретом СНК от 25 июля 1918 года создается речная милиция (с апреля 1919 года — водная милиция) [6, с. 731]. Затем Постановлением ВЦИК от 21 февраля 1919 года учреждается железнодорожная милиция и железнодорожная охрана [7, с. 73-74]. До этого охрана грузов

и обеспечение порядка на станциях осуществлялись Наркоматом путей сообщений и Главным управлением водного транспорта. Их деятельность первое время строилась по территориальному принципу. Однако реальная практика заставила перейти к линейному управлению и управлению применительно к речным и морским бассейнам. Осенью 1919 года НКВД РСФСР принимает решение об организации промышленной милиции [7, с. 46-48].

И здесь следует сделать отступление, касающееся характеристики организации и компетенции судебных органов в первые годы советской власти. Как известно, Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года [6, с. 41-43] упразднялись существовавшие на то время судебные органы: окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды, а также мировые судьи. Вместо них учреждались: — местные суды (постоянный судья, избираемый прямыми выборами, и два заседателя, привлекавшиеся к работе поочередно в соответствии со списками, составляемыми Советами); — рабочие и крестьянские Революционные трибуналы (председатель и шесть очередных заседателей, кандидатуры которых также определялись местными Советами); — особые следственные комиссии с задачами производства предварительного следствия по делам, рассматриваемым трибуналами (контрреволюционные выступления, мародерство и «хищничество», саботаж) и местными судами (гражданские дела по искам более 3000 руб. и уголовные дела, по которым обвиняемому угрожало наказание не выше 2 лет лишения свободы). Несколько позднее, 7 марта 1918 г. Декретом № 2 «О суде» образуются окружные народные суды с задачей рассмотрения дел, не входящих в компетенцию местных судов, и областные народные суды, предназначенные для рассмотрения кассационных жалоб [4]. С указанными выше следственными комиссиями и взаимодействовали более всего органы милиции. Целью создания комиссий было объединение уголовного и политического делопроизводства. На практике они расследовали, в том числе и дела о внесудебных арестах, выемках и обысках в целях охраны государственного порядка и общественной безопасности. Учитывая существовавшую практику подбора в комиссии чинов, прежде всего благонадежных политически, они, как правило, не располагали квалифицированными специалистами, способными тактически грамотно вести расследование. Поэтому для оказания помощи в расследовании им предавались дипломированные следователи и эксперты, которых называли тогда «сведущими людьми». Указания следственных комиссий Советов и выполнялись милицией.

В июле 1919 года произошло фактическое слияние аппаратов уголовного розыска, обслуживающих железные дороги, и чрезвычайных комиссий на транс-

порте: в ЧК были откомандированы оперуполномоченные уголовного розыска, что бесспорно свидетельствовало об определенном повышении престижа ЧК по отношению к другим правоохранительным органам. В период Гражданской войны обмен кадрами между двумя силовыми подразделениями НКВД шел непрерывно, причем, как правило, в одном направлении: из ВЧК в ГУМ. Наиболее часто сотрудниками комиссии замещались должности заведующих следственно-разыскными отделениями (безусловно, это облегчало налаживание взаимодействия оперативных служб, а иногда способствовало «подчинению» милицейского аппарата чекистскому). Кроме того, в милицию периодически откомандировывались лучшие сотрудники ВЧК с целью, как тогда говорилось, реорганизации милиции в направлении передачи ей от ВЧК полномочий борьбы с уголовной преступностью. Основаниями подобной кадровой «подпитки», на наш взгляд, в большей мере являются причины, лежащие в политической плоскости: стремление сохранить контроль за милицейскими службами, обеспечив их полную лояльность Советской власти. А основания для определенного недоверия были. Они крылись не только в фактах «нейтрализма», занимаемого сотрудниками в условиях братоубийственной войны, по отношению к врагам Советской власти, но и случаях прямого участия в антиправительственных, антикоммунистических выступлениях (например, «Временный областной военно-революционный комитет», руководивший контрреволюционным выступлением гарнизона г. Верного (г. Алма-Ата), возглавил начальник городской милиции Георгий Черноусов). Вместе с ним к восставшим присоединились и подчиненные. Восстание в Тамбовской губернии в 1920 г. возглавил начальник губернской милиции И. В. Антонов [5, с. 93-97].

К началу 1920 года произошло значительное сокращение органов, обладающих правом вынесения высшей меры наказания. Сессия ВЦИК лишила этого права все органы ВЧК, в том числе и объединенные (ВЧКГУМ) уездные политбюро, и трибуналы, кроме военного. Революционные трибуналы определялись в качестве единственных органов, имеющих право вынесения подобных приговоров. За ВЧК сохранялось лишь право заключения в лагерь принудительных работ на срок не более 5 лет. В таком порядке преследовались бывшие помещики, капиталисты, царские чиновники, члены антисоветских партий, спекулянты, лица, уличенные в связях с контрреволюционерами, нарушители трудовой дисциплины и саботажники, преступная деятельность которых не была доказана органами дознания (милицией). Позже советское государство допускало или неприменение данной меры декрета на обширных территориях (иногда в масштабах советских республик), или целевым порядком предоставляла губернским революционным трибуна-

лам права военных. Проблема кадров в военное время решалась в основном посредством применения чрезвычайных административных мер: многочисленных партийных и комсомольских мобилизаций, привлечения к работе женщин, предоставления права поступать на службу в правоохранительные органы красноармейцам, пострадавшим на фронте от ранения и болезни. Основным направлением деятельности ОВД, как и прежде, являлось участие в вооруженной борьбе на фронтах Гражданской войны во взаимодействии с Красной Армией. Оно проходило в форме определенного Совнаркомом откомандирования сотрудников в действующую Красную Армию. Однако в случае необходимости на фронт отправлялись дополнительные силы сверх установленной разнарядки. В частности, в июле 1920 года на борьбу с войсками барона Врангеля было направлено два милиционных кавалерийских полка, сформированных в Москве и Тамбове. Пополнили ряды Красной Армии и около 3 тыс. сотрудников железнодорожной милиции.

Криминальную напряженность в период Гражданской войны на Урале и в Сибири усиливал процесс миграции. В регион прибыли десятки тысяч военнопленных германской и австро-венгерской армий в годы Первой мировой войны, которые затем неизбежно оказались по разным сторонам фронтов Гражданской войны, а часть из них пополняла местные полувоенизированные формирования и при этом не всегда была заинтересована в стабилизации криминогенной обстановки. Помимо военнопленных на Урале и в Сибири оказалось много беженцев, спасавшихся как от «красного», так и от «белого» террора, представителей бывших привилегированных сословий, которые стремились покинуть Россию. У потенциальных эмигрантов имелись деньги и ценные вещи, поэтому они часто становились объектами для разбойных нападений, мошенничества и краж со стороны местного населения, справедливо рассуждавших, что в условиях Гражданской войны для выживания все средства хороши. В условиях дестабилизации и распада российского общества деятельность милиции «белых» правительств была направлена, в первую очередь, на укрепление их власти, восстановление экономики региона. В связи с этим значительное место в деятельности милиции белых правительств занимала борьба с преступлениями, подрывавшими их экономическое положение, их авторитет в глазах населения, а также их боеспособность. Соответственно, на милицию, как и на полицию в царской России, возлагались многочисленные функции, что создавало благоприятные условия для злоупотреблений со стороны милиционеров. Милиция, а также в определенной степени и сами «белые» правительства не обеспечивали должной охраны общественного порядка и тем самым дискредитировали себя в глазах населения Урала и Сибири, при

этом значительная часть милиции была подвержена коррупции и часто превышала служебные полномочия с целью личного обогащения за счет лиц, ложно обвиняемых в сочувствии к большевикам (представителей зажиточного крестьянства купечества и мещанства сибирских городов). В результате репрессии в отношении противников белых правительств перерастали в поголовное преследование всего населения Сибири и Урала, которое первоначально в массе своей не сочувствовало большевикам, но год спустя после свержения Советской власти сделало выбор в пользу большевиков.

Таким образом, приоритетными направлениями деятельности органов внутренних дел в годы Гражданской войны являлись:

• участие в боевых действиях на фронтах Гражданской войны на стороне Красной Армии. Весной 1919 года для защиты Петрограда из состава городской милиции были сформированы 7 отрядов численностью 1500 чел. Все они были направлены на фронт [11, с. 455-456]. В прифронтовых городах сотрудники направлялись в армию в полном составе. Так было, например, в конце 1918 года в Перми, в апреле 1919 года в Оренбурге, летом 1919 года при занятии Царицына;

• подавление антисоветских вооруженных выступлений партий, населения и различного рода организаций;

• восстания в Смоленской губернии, Ярославле, Саратовской губернии, «чистка» многочисленных вооруженных отрядов анархистов, часть которых вследствие отсутствия дисциплины превратились в настоящие банды;

• уничтожение спиртных и винных запасов в столице;

• борьба с уголовной преступностью.

В конце января 1918 года из ризницы Патриаршего дворца Московского Кремля была совершена кража большого количества драгоценных камней, а также предметов культа. В частности, Евангелие XII века, Евангелие 1648 года в золотом окладе с бриллиантами. Хищение было раскрыто силами московского и саратовского уголовного розыска в марте того же года, а ценности возвращены государству [3, с. 25]. Широкий резонанс получило дело об ограблении Председателя Совнаркома. В 1919 году в районе Сокольников бандиты остановили и угнали автомобиль, в котором ехал В. Ленин. Сам он не пострадал, но лишился некоторых вещей, в том числе и личного оружия — браунинга. Дело было раскрыто, а руководитель операции Я. Д. Берзин вернул оружие главе государства [3, с. 25];

• поддержание общественного порядка [9, с. 36-40]. К 1918 году в наиболее крупных городах страны была организована постовая служ-

ба милиции. Значительную часть этих функций милиция выполняла во взаимодействии с подразделениями Красной Армии и ВЧК, оказывая им всяческое содействие;

• обеспечение выполнения решений советской власти. Был принят ряд чрезвычайных, но крайне непопулярных декретов, например, «О борьбе со спекуляцией» [7, с. 727-728], о введении государственной монополии на продукты питания [6, с. 1178-1179], о трудовой повинности [8, с. 58-59]. Их проведение в жизнь было невозможно без милицейской «поддержки». В целях выполнения поставленных правительством задач производились осмотры багажа, грузов, реквизиции. Органы милиции регистрировали лиц, проживавших на нетрудовые доходы (владельцы предприятий, торговцы, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов и пр.), выдавая им вместо паспортов трудовые книжки. Ежемесячно в них делались отметки о выполнении назначенных Советами общественных работ. В 1919 году эта мера была распространена в Москве и Петрограде на всех граждан, достигших 16-летнего возраста.

Советская милиция и органы внутренних дел в целом функционально и организационно оформились в основном именно в условиях Гражданской войны [10, с. 171]. Это обстоятельство предопределило противоречивый характер деятельности советской милиции на долгий период ее развития. В основу деятельности милиции был заложен классовый принцип, который препятствовал сущностному пониманию задач по обеспечению правопорядка. В результате одни и те же сотрудники параллельно осуществляли правоохранительную деятельность — боролись с бандитизмом, преступностью, антигосударственной деятельностью, и одновременно допускали произвол, превышение служебных полномочий, совершали должностные преступления, особенно если речь шла о защите прав и интересов лиц, объявленных «социально-чуждым элементом».

Милитаризация советской милиции во многом была обусловлена реалиями Гражданской войны, что вынуждало рассматривать ее в качестве резерва действующей Красной Армии, но чаще всего милиция применялась для подавления массовых антисоветских выступлений, хотя часть сотрудников советской милиции стремилась уклониться от выполнения карательных функций и часто переходила на антибольшевистские позиции. Это вынуждало Советское правительство поставить милицию под полный политический контроль и подчинить ее органам ВЧК.

К концу Гражданской войны органы внутренних дел отошли от задач советского государственного

строительства и сосредоточились в основном на исполнении правоохранительной и карательной функций. При этом НКВД РСФСР непомерно расширил свои полномочия и взял под контроль не только пенитенциарную систему, но и суды, пожарную охрану, городское коммунальное хозяйство, продовольственное обеспечение городов и т. п.

Список источников

1. Актуальные проблемы истории органов внутренних дел : учебное пособие. М. : Академия управления МВД России, 2019. 76 с.

2. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. I. 625 с.

3. История органов внутренних дел : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2018. Часть 2. 158 с.

4. Михайлова Н. В., Гостев С. С. К вопросу о становлении и развитии профессиональной подготовки сотрудников регулярной полиции в Российской империи : историко-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 30-33.

5. Рылов В. Ю. Антоновское восстание в документах Государственного архива Воронежской области // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-2 (80). С. 93-97.

6. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М., 1942. 1482 с.

7. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. М., 1943. 886 с.

8. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. М., 1943. 850 с.

9. Степанов М. М. Деятельность милиции России по охране общественного порядка в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) // История государства и права. 2016. № 17. С. 36-40.

10. Степанов М. М. Особенности строительства милиции в годы гражданской войны // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 2(8). С. 166-171.

11. Терентьев, В. О. 1-й Василеостровский рабочий резервный полк и формирование 2-го Петроградского полка Особого Назначения в 1918-1919 гг. // Военная история России Х1Х-ХХ веков : материалы XI Международной военно-исторической конференции, Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2018 года. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 455-465.

12. Токарева С. Н. Нормативно-правовые основы организации советской милиции в 1918 году //

Историко-правовые проблемы : новый ракурс. 2016. № 17. С. 110-124.

References

1. Actual problems of the history of internal affairs bodies. Moscow, 2019. 76 p.

2. Decrees of the Soviet government. M, 1957. T. I. 625 p.

3. History of internal affairs bodies : textbook. Yekaterinburg : Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. Part 2. 158 p.

4. Mikhailova N. V., Gostev S. S. On the formation and development of professional training of regular police officers in the Russian Empire : historical and legal aspect // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. №. 7. P. 30-33.

5. Rylov V.Y. Antonov uprising in the documents of the State Archive of the Voronezh region // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2017. №. 6-2 (80). P. 93-97.

6. Collection of legalizations and government orders for 1917-1918. M., 1942. 1482 p.

7. Collection of laws and orders of the government for 1919. M., 1943. 886 p.

8. Collection of laws and orders of the government for 1920. M., 1943. 850 p.

9. Stepanov M. M. The activities of the Russian police for the protection of public order during the Civil War (1918-1920) // History of the state and law. 2016. № 17. P. 36-40.

10. Stepanov M. M. Features of police construction during the Civil War // Leningrad Law Journal. 2007. № 2(8). P. 166-171.

11. Terentyev V. O. 1st Vasileostrovskaya working reserve regiment and the formation of the 2nd regiment of the Petrograd in 1918-1919 // Military history of Russia of the XIX-XX centuries : proceedings of the XI International military history conference, Saint-Petersburg, 23-24 November 2018. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 2018. P. 455-465.

12. Tokareva S. N. Regulatory and legal foundations of the organization of the Soviet militia in 1918 // Historical and legal problems : a new perspective. 2016. №. 17. P. 110-124.

Информация об авторах

К. А. Орлов — начальник кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

В. А. Чашников — доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук.

Information about the authors

K. A. Orlov — Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. A. Chashnikov — Associate Professor of the Department of History of State and Law of the Ural State Law University, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 11.04.2022.

The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 11.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.