9.5. ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ
Колемасов В.Н., к.и.н., доцент. Должность: доцент кафедры уголовного права. Место работы: Пензенский государственный университет.
Аннотация: В статье анализируются правовые основы создания и становления советской милиции. В основу создания советской милиции был заложен классовый подход. Показаны концептуальные основы создания советской правоохранительной системы. На основе обобщения архивных материалов проанализирована работа органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью в России в первые годы советской власти. Отражены основные этапы развития органов внутренних дел. Дана оценка влияния государственной политики на организацию работы милиции.
Ключевые слова: Советская милиция, уголовный розыск, общественная безопасность, преступность.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE SOVIET POLICE CREATION
Kolemasov V.N., Ph.D. in History, associate professor. Position: Associate Professor of Criminal Law chair. Place of employment: Penza State University.
Annotation: The article analyzes the main stages of establishment and development of the Soviet militia. The class approach was laid in the base of the establishment of the Soviet militia. It shows the conceptual foundations of the establishment of the Soviet law enforcement system. It analyzes the work of the Internal Affairs Agencies to ensure the public safety and combating crime in Russia during the first years of the Soviet power on the base of generalizations of archival materials. It reflects the main stages of the development of the Internal Affairs Agencies. It assesses the influence of the public policy on the work of militia.
Keywords: Soviet militia, crime detection, public safety, criminality.
Процесс становления и развития советской правоохранительной системы был довольно сложным и противоречивым.
После февральской революции, одним из первых решений Временного правительства было упразднение полиции как главного государственного института, олицетворявшего старый режим. 6 марта 1917 г. было издано постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта - об упразднении Департамента полиции. Полиция реорганизовывалась в земскую и городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».
Замена термина полиция «народной милицией» была продиктована антиполицейскими настроениями населения и сознанием Временного правительства невозможности его сохранения. Этими действиями, как правильно отметил А. П. Звягинцев, оно лишь созда-
вало «видимость принципиального отличия»* вновь образованной структуры от прежней полиции.
Процесс становления и развития советской милиции проходил в достаточно сложных условиях.
Оценивая концепцию создания советской милиции, необходимо рассмотреть криминогенную ситуацию в стране. Перед мировой войной в России отмечался устойчивый рост преступности. Так, например, в 1913 г. по сравнению с 1909 г. увеличилось на 28 % число дел, рассматриваемых мировыми судьями, у уездных членов суда - на 31 %, городских судей - на 29 %.
На первом месте по численности стояли преступления против собственности. Увеличилось число осужденных и за убийства (1910 г. - 6777, 1911 г. - 7517, 1912 г. - 8134).
Отмечался рост рецидивистской преступности. На 100 осужденных общими судами приходилось рецидивистов в 1908 г. - 18,3, 1909 г. - 13,3, 1910 г. - 21,4, 1911 г. - 21,9, 1912 г. - 23 2
Так же в дореволюционной России отмечался устойчивый рост среднесуточного состава заключенных с 1897 г. с 77 254 до 194 418 в 1913 г Л
Большое влияние на состояние преступности оказывало пьянство, так в 1912 г. в Пензенской губернии более половины всех преступлений совершалось в пьяном виде, а государственных и религиозных преступлений 83,9 % и 80,7 % соответственно, телесных повреждений - 78,6 %, изнасилований - 67,5 %, разбоев и грабежей - 77,6 %. Средне-душевое потребление спирта 400 в ведрах составляло 0,63 ведра в год4.
С началом мировой войны криминогенная ситуация еще более осложнилась. Например, число поступивших в сыскное отделение города Пензы заявлений о преступлениях увеличилось с 751 в 1914 г. до 1495 в
1917 г., в том числе убийств более чем в три раза (4-14)5.
Первые месяцы после Октябрьской революции господствовала идея о замене кадровой армии и постоянной полиции всеобщим вооружением народа. В. И. Ленин неоднократно отмечал, что вооруженный народ (пролетарская милиция) будет выполнять и функции армии, и функции полиции. Эта концепция была положена в основу постановления Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции»6. Оно закрепляло лишь основные принципы строительства милиции и не предусматривало каких-либо конкретных форм ее организации.
Формирования рабочей милиции строились, как правило, на основе добровольности. Лишь в отдельных случаях они создавались путем введения Советами милицейской повинности. Рабочая милиция сочетала в себе как государственные, так и негосударственные черты. Поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В тоже время формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата кадров, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.
1 Звягинцев А.П. «Контрреволюционная сущность милиции Временного правительства». // Правоведение. 1971. №4. С.112.
2 Гернет М.Н.. Моральная статистика (уголовная статистика и статистика самоубийств). М., 1922. С. 92-94.
3 Проблемы преступности. М., 1928, Вып.3. С. 5.
4 Проблемы преступности. М., 1928. Вып.3. С. 203-207.
5 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р. 340. Оп. 1. Д. 19. Л. 104.
6 СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15.
2'2012
Пробелы в российском законодательстве
Как отмечает подавляющее большинство исследователей истории Советской милиции, деятельность рабочей милиции в большей степени носила политический характер. Являясь вооруженным защитником существующего режима, милиция участвовала в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, осуществляла реализацию «военного коммунизма», всячески содействовала внедрению социалистических методов ведения хозяйства, оказывала «административное содействие местным органам вла-сти»7
С приходом к власти, у большевиков было утвердившее мнение, что в социалистическом обществе с уничтожением экономического и политического неравенства между людьми, прекращением классовой борьбы, отмиранием всех средств принуждения, которыми располагает государство, с перестройкой всей хозяйственной жизни - исчезнут и поводы для совершения преступлений, исчезнет и сама преступность. Исходя из такой установки, создаваемые органы охраны правопорядка рассматривались как временные.
Следует отметить, что после революции высокими темпами росла преступность, в том числе профессиональная, успешно бороться с которой выходившие по очереди на охрану порядка трудящиеся были не в состоянии. Наконец, в условиях начавшейся гражданской войны сам лозунг всеобщего вооружения народа неминуемо должен был быть снят.
Кроме того, деятельность такой милиции из-за отсутствия централизованного подчинения слабо контролировалась и она, как вооруженное формирование, могла представлять определенную опасность для власти большевиков.
Признавая неэффективность существующей милиции и бесперспективность идеи «всеобщего вооружения всего населения», коллегия НКВД приняла 10 мая
1918 г. следующее решение: «милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены»8.
21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР рассмотрел проект Положения о советской милиции и поручил НКВД по согласованию с Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) РСФСР переработать данный проект в Инструкцию, ориентировав ее преимущественно на борьбу с уголовными элементами, на поддержание санитарного порядка и приведение в исполнение предписаний местных властей9.
Согласно этому решению после необходимой подготовительной работы 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции10. Она открывала новую веху в процессе становления советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка.
Этот нормативно-правовой акт носил ярко выраженный классовый характер. Инструкция НКВД и НКЮ от 12 октября 1918 г. гласила, что советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее обязанностью является
7 Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я. Советская милиция, этапы развития. М.: Академия. МВД СССР. 1985. С.18.
8 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.393. Оп.1. Д. 2. Л. 52.
9 Декреты Советской власти. М., Т.3.,1964. С. 238-239.
10 СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.
охрана революционного порядка и гражданской безопасности.
Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входившее как подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР, которое в октябре 1918 г. было реорганизовано в Главное управление милиции.
Основными звеньями милиции на местах были губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свою городскую милицию, но с особого разрешения Наркомата внутренних дел. Низовым звеном аппарата милиции был участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.
Таким образом, милиция стала исполнительным органом центральной власти на местах. Подчинение ее было двойным - органы милиции находились в непосредственном ведении местных Советов и в то же время подчинялись общему руководству НКВД. Двойное подчинение милиции считалось важнейшей предпосылкой успешной деятельности милиции.
Составной частью рабоче-крестьянской милиции были аппараты уголовного розыска. Юридической базой строительства советского уголовного розыска стало Положение об организации отделов уголовного розыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 г. В соответствии с этим Положением аппараты уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек для охраны революционного порядка «путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом».
Одной из важнейших задач создаваемых подразделений было накопление опыта борьбы с преступностью. Одним из первых шагов созданных осенью 1918
г. аппаратов уголовного розыска стало налаживание различных учетов. Уже в октябре 1918 г. НКВД в местные органы были направлены циркулярные указания: о представлении списков разыскиваемых лиц, о введении во всех уголовно-розыскных аппаратах фотографических и дактилоскопических учетов преступни-ков11, о необходимости установления нового порядка регистрации преступников12.
Для того, чтобы объединить силы, которые вели борьбу с преступностью, в апреле 1920 г. было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Исполкомам Советов предлагалось обратить внимание на работу объединенных органов, поставить во главе них ответственных руководителей с самыми широкими полномочиями. В утвержденном НКВД РСФСР Положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являются «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведенных расследова-ний»13. В постановлении указывалось на необходимость взаимодействия всех служб милиции, прежде всего - наружной службы и уголовного розыска.
К июню 1920 г., когда ВЦИК утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции14, завершилось организационное становление милиции. В Положении был закреплен статус милиции как вооруженного исполнительного органа советской власти, которому придавалось значение «вооруженных частей особого назначения со всеми вытекающими правами и обязанностя-
11 ГА РФ. Ф.393. Оп. 6. Д. 4. Л. 30.
12 ГА РФ. Ф.393. Оп. 6. Д. 104. Л. 6.
13 ГА РФ. Ф.393. Оп. 23. Д. 5. Л. 40.
14 СУ РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371.
ми». «Военизация» милиции выразилась прежде всего в том, что на нее было распространено действие военных уставов, введена военная дисциплина, содержание её передавалось на государственный бюджет. Также Положение закрепило сложившиеся звенья единого аппарата советской милиции: а)городская и уездная, б)промышленная, в)железнодорожная,
г)водная, д)розыскная.
Название «Рабоче-Крестьянская» отражало классовый характер, как государства вообще, так и милиции в частности. Классовый характер отражался и в основных задачах милиции - стоять «на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства». На первых порах милиция создавалась как институт классового государства, «действенный инструмент диктатуры пролетариата».
Так как главной задачей милиции являлась «защита завоеваний революции», приоритетным направлением в ее деятельности оставалась борьба с контрреволюцией и политическим бандитизмом. В городах это были различные партийные группировки, в деревнях -зажиточное, а затем и среднее крестьянство, страдавшее от продразверстки.
Практическая деятельность советской милиции была подчинена задаче укрепления диктатуры пролетариата, которую выполняли вначале подчиненные Советам вооруженные формирования трудящихся, а затем -рабоче-крестьянская милиция в качестве постоянного штатного органа. Милиция действовала как исполнительный орган власти, подавлявший в целях выживания любую - политическую, идеологическую, экономическую - оппозицию. Государство в первые годы советской власти, используя в охране правопорядка в стране карательные методы, весьма низко оценивало роль и место милиции в системе правоохранительных органов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что милиция, несмотря на проблемы побора и обучения кадров, неопределенности политики в сфере охраны общественного порядка в первые годы советской власти, недостаточности финансирования, в целом свои функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выполняла достаточно успешно. В какой-то степени, отмеченные недостатки компенсировались тем революционным энтузиазмом сотрудников милиции, с которым они, рискуя жизнью и здоровьем, боролись с преступностью. Идеологическая составляющая и использование в борьбе с преступностью принципа революционного правосознания позволяли сдерживать рост преступности в стране.
Список литературы:
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.393. Оп.1. Д. 2., Оп. 6. Д. 4, 104, Оп. 23. Д. 5.
2. Гернет М.Н. Моральная статистика (уголовная статистика и статистика самоубийств). М., 1922. С. 92-94.
3. Декреты Советской власти. М., Т.3.,1964.
4. Звягинцев А.П. «Контрреволюционная сущность милиции Временного правительства». // Правоведение. 1971. №4. С.112.
5. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я. Советская милиция, этапы развития. М.: Академия. МВД СССР. 1985.
6. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.
7. Проблемы преступности. М., 1928, Вып.3.
8. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15.
9. СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.
10. СУ РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371.
Literature list:
1. State Archive of the Russian Federation (SARF). F.393. Op.1. D. 2., Op. 6. D. 4, 104, Op. 23. D. 5.
2. Gernet M.N. Moral statistics (crime statistics and the statistics of suicides). M., 1922. Pp. 92-94.
3. The decrees of Soviet power. M., T.3., 1964.
4. Zvyagintsev, A.P. " Counterrevolutionary essence of the militia of the Provisional Government." / / Jurisprudence. 1971. №4. P.112.
5. Mulukaev R.S., Malygin A.Y. The Soviet police, the stages of development. M.: Academy. MVD UsSr. 1985.
6. The police and militia in Russia: the pages of history. M., 1995.
7. Crime problem. M., 1928, Vyp.3.
8. SU RSFSR. 1917. № 1. A. 15.
9. SU RSFSR. 1918. № 75. A. 813.
10. SU RSFSR. 1920. № 79. A. 371.
Рецензия
на статью «Организационно-правовые основы создания советской милиции» подготовленную кандидатом исторических наук, доцентом Колемасовым В.Н.
Представленная на рецензию статья «Организационно-правовые основы создания советской милиции» раскрывает содержание актуальной и практически значимой темы, отражающей исторические аспекты создания и развития советской милиции в России.
В статье раскрыта концепция создания советской милиции, отражены основные этапы формирования структуры органов внутренних дел, организации работы по обеспечению общественной безопасности в России. Достаточно подробно изучено нормативноправовое регулирование деятельности милиции.
Автор в своей работе дает подробный анализ состояния криминогенной обстановки в России в начале двадцатого века.
В основу исследования положен широкий перечень базовых нормативных и научных источников. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Теоретические положения умело подтверждаются статистическими данными из архивных источников.
Автор успешно аргументирует свою точку зрения, логически стройно, грамотно и аргументировано излагает материал по исследуемой проблеме.
Колемасов В.Н. в своей работе преследовал цель привлечь внимание к вопросам создания правоохранительной системы, организации охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью в России в первые годы советской власти. В статье выявлены и раскрыты основные проблемы в организации работы милиции в рассматриваемый период.
Рецензируемая работа будет представлять интерес для научных работников, преподавателей и студентов юридических и исторических учебных заведений.
Статья «Организационно-правовые основы создания советской милиции» отвечает предъявляемым требованиям и рекомендована к публикации.
Декан юридического факультета
Пензенского государственного университета
д.и.н., д.ю.н., профессор В.В. Гошуляк