Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ, ВОЙСК ВЧК-ВОХР-ВНУС И ИНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ РСФСР В ПЕРИОД 1918-1922ГГ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ, ВОЙСК ВЧК-ВОХР-ВНУС И ИНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ РСФСР В ПЕРИОД 1918-1922ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / РСФСР / СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ВОЙСКА ВЧК / ВОХР / ВНУС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерин Дмитрий Александрович

В статье рассматривается организационное и правовое регулирование деятельности транспортной (железнодорожной и водной) милиции, войск ВЧК-ВОХР-ВНУС и войск железнодорожной обороны по охране общественного порядка, обеспечению государственной безопасности и обороне на советском транспорте в период Гражданской войны и иностранной интервенции в РСФСР. Через анализ нормативно-правовых актов, ведомственных приказов, инструкций и наставлений рассматривается правовое регулирование формирования, организации и деятельности правоохранительных органов и вооруженных формирований РСФСР по поддержанию правопорядка и непосредственной охране советской транспортной системы в период 1918-1922 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ерин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ, ВОЙСК ВЧК-ВОХР-ВНУС И ИНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ РСФСР В ПЕРИОД 1918-1922ГГ»

Д.А. Ерин*

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ, ВОЙСК ВЧК-ВОХР-ВНУС И ИНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ РСФСР В

ПЕРИОД 1918-1922 гг.

Аннотация. В статье рассматривается организационное и правовое регулирование деятельности транспортной (железнодорожной и водной) милиции, войск ВЧК-ВОХР-ВНУС и войск железнодорожной обороны по охране общественного порядка, обеспечению государственной безопасности и обороне на советском транспорте в период Гражданской войны и иностранной интервенции в РСФСР. Через анализ нормативно -правовых актов, ведомственных приказов, инструкций и наставлений рассматривается правовое регулирование формирования, организации и деятельности правоохранительных органов и вооруженных формирований РСФСР по поддержанию правопорядка и непосредственной охране советской транспортной системы в период 1918-1922 гг.

Ключевые слова: гражданская война, РСФСР, советская милиция, войска ВЧК, ВОХР, ВНУС, безопасность, транспорт.

Октябрьская революция 1917 года положила начало становлению в России принципиально нового типа государства - советской республики, что выявило необходимость создания советской системы правоохранительных органов и вооруженных сил, способных эффективно защитить Советскую республику как от внешнего, так и от внутреннего врага.

Отечественные исследователи не обошли вниманием разработку проблематики становления и развития системы органов внутренних дел, органов безопасности и внутренних войск в советской республике, в том числе и на транспорте. К числу известных авторов, исследовавших данную проблематику, несомненно относятся такие ученые как Р.С. Мулукаев, Н.Д. Литвинов, В.Д. Путятин, С.М. Штутман, которые в своих работах раскрыли вопросы организации и деятельности советской милиции и внутренних войск по обеспечению охраны общественного прядка и борьбы с преступностью на транспорте1.

* Ерин Дмитрий Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, йт 'йгу-0333(а таИ. ги

1 Внутренние войска. Исторический очерк. М.2007; Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917-1920 гг). М.1975., Литвинов Н.Д. Становление рабоче-крестьянской железнодорожной милиции в РСФСР. 1917-1921.: автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. М. 1982.; Литвинов Н.Д., Путятин В.Д. Органы внутренних дел на транспорте.1917-1923 гг. Краткий очерк. Основные документы и материалы. М.-Якутск. 2002.; Путятин В.Д. Становление и развитие системы органов правопорядка на железнодорожном транспорте Советской России (1917-1937гг.) (исторический, организационно-правовые аспекты)// Транспортное право. 2009. №1. С.1-17. Штутман С.М. Внутренние войска. История в лицах. М. 2011.

Однако, по нашему мнению, в настоящее время, необходимо обратить внимание на комплексное исследование вопросов правого регулирования деятельности НКПС РСФСР, милиции, органов государственной безопасности и вооруженных формирований военного ведомства по охране, обороне и обеспечению государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью в условиях внутреннего конфликта и попыток упорядочения данной деятельности происходивших под знаком формирования системы советского государственного аппарата и его составляющей - правоохранительных органов, органов безопасности и вооруженных сил.

Практически с первых дней захвата власти перед советским правительством встал вопрос о защите стратегических интересов государства на транспорте, так как скорейшая необходимость обеспечения транспортной безопасности и защиты всей транспортной инфраструктуры страны от внешнего и внутреннего врага требовала принятия необходимых мер и их соответствующего закрепления на уровне нормативно-правовых актов.

Относительная слабость советского государственного аппарата в течение первого года революции, вызванная началом становления советской власти, предопределила передачу полномочий по охране железнодорожного и водного транспорта в ведение НКПС и Наркомвода РСФСР. Однако, начало гражданской войны и развертывание боевых действий на всей территории бывшей Российской империи поставили вопрос об установлении более надежной защиты транспортной инфраструктуры от внешней и внутренней контрреволюции.

При рассмотрении становления системы обеспечения безопасности на транспорте в Советской России можно выделить четыре этапа.

Первый этап включал в себя период с осени 1917 по первую половину 1919 года и характеризовался тем, что полномочия по охране, обороне и поддержанию революционного правопорядка на транспорте были рассредоточены по различным ведомствам - Наркомат по военным делам, ВЧК, НКПС, с соответствующим закреплением полномочий и формированием структур осуществляющих данную деятельность.

Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. вся охрана железных дорог вне районов военных действий возлагалась на НКПС РСФСР. С этой целью декретом СНК РСФСР от 17 июля 1918 года при НКПС создавалось Управление по охране путей сообщения; в районах ведения военных действий железнодорожная охрана передавалась военному ведомству.

Однако, параллельно с деятельностью структур НКПС в Республике действовали иные военизированные формирования, которые так или иначе обеспечивали охрану и оборону различных объектов транспортной системы страны, что в конечном итоге, предопределило необходимость, не только координации, но и объединения всех усилий по охране и обороне транспортной инфраструктуры республики. Нельзя не согласиться с утверждением С.М. Штутмана, который подчеркивает, что объединение, с

целью повышения эффективности деятельности, всех вспомогательных воинских формирований началось с декрета СНК от 19 августа 1918 года об объединении всех вооруженных формирований республики, организованных и соответственно подчинявшихся, различным ведомствам: НКПС (железнодорожная охрана), Главводу (судоходная охрана), Наркомпроду (реквизиционно-продовольственные отряды), НК торговли и промышленности (пограничная охрана) в части комплектования, вооружения, боевой подготовки и возможного использования в боях, в военном ведомстве1.

Вместе с тем, в период августа октября 1918 года руководство служебной деятельностью всех вооруженных формирований продолжало оставаться в ведении соответствующих ведомств. Тем самым не был устранен принцип двойного подчинения, препятствовавший эффективной деятельности по охране транспорта. Именно поэтому, августовский декрет, совершенно справедливо считается «половинчатым решением»2.

Приказом РВС Республики от 12 октября 1918 года было введено в действие «Основное положение о внешней охране железнодорожных и водных путей в военное время», а 2 декабря 1918 года РВС Республики была принята «Инструкция воинским частям по внешней охране железных дорог», которые положили начало юридическому закреплению полномочий и функций военного ведомства в деле обеспечения охраны и обороны транспортных объектов государства. 26 декабря 1918 г. создавался Штаб начальника внешней охраны (обороны) всех железных дорог Республики, который в соответствии с положением, объявленным приказом РВСР от 23 февраля 1919 г., стал именоваться Штабом начальника охраны и обороны всех железных дорог Республики.

Порядок несения службы войсками железнодорожной охраны регламентировался достаточно подробно. Непосредственной охране подлежали мосты от 10 сажень, все тоннели, путепроводы, виадуки, проездные и пешеходные мосты, водокачки, депо и поворотные круги, все элементы железнодорожной инфраструктуры - централизационные будки, блокпосты, электростанции и т.д.3

Существенным шагом в упорядочении охраны транспорта страны стало Постановление ВЦИК РСФСР от 19 февраля 1919 года вводившее в действие

1 Штутман С.М. Внутренние войска. История в лицах.. М. 2011.// http://modernlib.ru/books/samuil_shtutman/vnutrennie_voyska_istoriya_v_licah/read/ Дата обращения- 09.04.2018)

2 Штутман С.М. Внутренние войска. История в лицах М.2011..// http://modernlib.ru/books/samuil_shtutman/vnutrennie_voyska_istoriya_v_licah/read/ Дата обращения- 09.04.2018)

3 Российский государственный военный архив (далее-РГВА)/Ф. 42. Оп.1. Д.1632. Л.359..//документы опубликованы на официальном сайте РГВА // Ф.Э. Дзержинский и войска ВЧК в годы Гражданской войны в России 1918 - 1922 гг.// http://rgvarchive.ru/dzdoc1.html (дата обращения- 06.04.1018)

«Положение о железнодорожной охране»1 , в котором на войска железнодорожной охраны возлагалась внешняя охрана и оборона железнодорожных и водных путей Республики, телеграфных линий, воинских складов, расположенных на железнодорожных станциях, а также поездов с воинскими грузами.

В рамках охраны революционного правопорядка на железнодорожном транспорте, согласно Положению, на войска железнодорожной охраны возлагалась обязанность оказывать «.полное содействие железнодорожной милиции и железнодорожной администрации..»2. Необходимо отметить, что в отдельных случаях, по согласованию с заинтересованными ведомствами на войска железнодорожной охраны могли быть возложены иные обязанности. Безусловно, подобная оговорка, в условиях отсутствия сложившегося аппарата. позволяла привлекать войска к работе в интересах других ведомств, заинтересованных в бесперебойной работе транспорта.

Формирование в структуре советской милиции железнодорожной милиции, правовой статус которой был закреплен в Постановление ВЦИК РСФСР от 21 февраля 1919 года «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»3 разграничило полномочия железнодорожной милиции и войск железнодорожной охраны.

Согласно, Постановлению, на железнодорожную милицию, находившуюся в подчинении НКВД РСФСР, возлагалась охрана порядка, тогда как внешняя охрана всех путей и железнодорожной инфраструктуры возлагалась на войска железнодорожной охраны, подчиненные Наркомату по военным делам.

В течение исследуемого периода, еще одной структурой обеспечивавшей безопасность советской транспортной системы выступала ВЧК. На основании решения Всероссийской конференции Чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и саботажем от 28 ноября 1918 года для борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступностью на железнодорожном и водном транспорте в системе ВЧК организовывались транспортные отделы4 При губернских следственных коллегиях ЧК были образованы следственные подразделения по транспортному делу. Транспортные отделы приняли от железнодорожной охраны все функции уголовного розыска. Кроме того, на транспортные отделения( на крупных узловых станциях) возлагалась задача «.кроме непосредственной борьбы , также контроль грузов и пассажиров, наблюдение за общим порядком в полосе отчуждения.. ,»5

С учреждением подобных подразделений в системе ВЧК, 2 -я Всероссийская конференция ЧК «констатировала нецелесообразность

1 Собрание узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР (далее-СУ РСФСР). 1919. №5. Ст 47.

2 СУ РСФСР. №5. Ст.47.

3 СУ РСФСР. №5. Ст.46.

4 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.4. Л. 194.

5 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.4. Л. 195.

существования параллельно с органами ЧК еще и отдельных продовольственных отрядов на железных дорогах, вносящих временами расстройства нашего транспорта....» и с возложением борьбы со спекуляцией, саботажем и должностными преступлениями на железнодорожные отделения ЧК, предлагала упразднить железнодорожные продовольственные отряды1.

Таким образом, можно констатировать, что в период октября 1917 по первую половину 1919 года система обеспечения безопасности на транспорте находилась в стадии становления и поиска наиболее оптимальных организационных форм. Наделение функциями охраны, обороны, поддержания революционного правопорядка и обеспечения государственной безопасности на транспорте различных ведомств только распыляло силы и средства и не способствовало эффективной защите транспорта Республики от внешних и внутренних угроз.

Вторым этапом, в создании единой системы безопасности на транспорте Советской России стало объединение всех воинских и военизированных формирований находившихся в подчинение различных ведомств, в единую структуру входившую НКВД РСФСР. На основании постановления Совета рабоче-крестьянской обороны «О войсках вспомогательного назначения» от 28 мая 1919 года и приказа по войскам ВОХР от 10 июня 1919 года, все вспомогательные войска (особого назначения), состоявшие в распоряжении отдельных ведомств, учреждений и организаций: Накомпрода, Главвода, Главсахара, Главнефти, Центротекстиля переходили в подчинение штаба войск ВЧК с переименованием в Войска внутренней охраны республики (ВОХР)2 при непосредственным подчинением НКВД РСФСР. Причем, в постановлении оговаривалось, что коммуникации в полосе внутренних фронтов включая все технические железнодорожные сооружения такие как мосты, водокачки, стрелки, телеграф, сигнализации оставалась в ведении войск железнодорожной охраны военного ведомства. Для обеспечения деятельности губернских ЧК в их распоряжение передавалось по одному батальону войск ВОХР.

Вместе с тем, при формировании войск ВОХР, одним из ключевых вопросов встал вопрос о территориальном разграничении компетенции и взаимодействии войск железнодорожной обороны военного ведомства и войск ВОХР, так как от урегулирования данного вопроса во многом зависела эффективность охраны и обороны железнодорожной инфраструктуры в условиях Гражданской войны.

Необходимо отметить, что согласование указанных вопросов между двумя ведомствами занимали достаточно длительный период, о чем свидетельствуют стенограммы подобных межведомственных совещаний с участием НКПС, военного ведомства и НКВД РСФСР3.

1 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.4. Л.197(об).

2 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.278. Л.24.

3 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1632. Л.70-72.

Порядок организации и деятельности войск ВОХР регламентировался Положением «О войсках внутренней охраны». Войска ВОХР находились в подчинении НКВД РСФСР. Статья 1 Положения устанавливала, что войска «.предназначаются для охраны существующего революционного строя.и для всемерного соучастия совершающемуся процессу социалистического строительства хозяйственной жизни страны», а предназначение конкретизировалось через четыре задачи: вооруженная борьба с контрреволюцией во всех ее видах внутри страны, охрана транспорта и транспортирования, охрана производства страны и таможенных границ1.

Совершенствование правового регулирования деятельности войск ВОХР осуществлялось практически постоянно и соответствовало меняющейся внешне- и внутриполитической обстановке. Приказ по войскам ВОХР от 29 апреля 1920 года вводил в действие Постановление Совета труда и обороны «О войсках внутренней охраны республики», принятое в дополнение и изменение постановлений от 28 мая 1919, 23 января 1920 гг. и приказа РВСР №22602. В отличие от предыдущих актов, в Постановление достаточно подробно регламентировались основные направления деятельности войск ВОХР которые были разделены на две группы. Первая группа задач была связана с охраной существующего строя, к ней относились: вооруженная борьба с контрреволюционными выступлениями, охрана государственных учреждений особой важности (телеграф, телефон, почтамт и т.п.), охрана государственных сооружений особой важности (водопроводы, виадуки, мосты). Ко второй группе относились непосредственная охрана и оборона транспорта и транспортных перевозок, охрана производства республики ( фабрик, заводов, складов, сырья, фабрикатов, плантаций) и борьба с мешочничеством 3.На основании закрепленных задач, войска ВОХР структурно подразделялись на части обслуживавшие местные Чрезвычайные комиссии и части осуществлявшие охрану и оборону железных дорог.

В нормативно-правовых актах постоянно подчеркивалось, что войска ВОХР, находясь в подчинении НКВД РСФСР должны оказывать всестороннее содействие всем остальным Наркоматам в осуществлении их деятельности и действовать по оперативным заданиям наркоматов или их местных органов. Однако, фактически к июню 1920 года, ввиду малочисленности войск, войска ВОХР осуществляли свою деятельность в интересах только трех ведомств-ВЧК( его местных ЧК), Наркомпути и Наркомпрода4 Кроме того, не смотря на то, что всем ведомствам, использовавшим войска ВОХР для своих нужд предоставлялось право контроля деятельности войск, ни одно из ведомств не имело права вмешиваться в непосредственную деятельность войск. Неоднократно

1 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.6. Л.14.

2 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1274. Л.299.

3 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1274. Л.299, 300.

4 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.664. Л.3.

подчеркивалось, что войска ВОХР могут быть привлечены в помощь иным ведомствам при выполнении на них возложенных задач.

В кризисный для Советской Республики период, войска ВОХР принимали активное участие в борьбе с мешочничеством, дезертирством и безбилетным проездом на железнодорожном и водном транспорте, оказывая содействие специально командированным агентам соответствующих ведомств. Причем, эта деятельность войск строго регламентировалась соответствующими распоряжениями и приказами. Согласно Ст.4 Положения «О борьбе на железных дорогах с мешочничеством, дезертирством и безбилетным проездом при содействии вооруженной силы от войск ВОХР», всем начальникам команд вменялось в обязанность предоставлять личный состав в количестве необходимом для выполнения специально уполномоченными агентами возложенных задач (продовольственный агенты, агенты контрольной службы по борьбе с дезертирством в поездах, агенты по борьбе с мешочничеством, дезертирством и безбилетным проездом). Необходимо отметить, что военнослужащим войск ВОХР предписывалось оказывать содействие всем указанным агентам «.лишь в случаях оказания агенту противодействия, при необходимости задержания..» и категорически запрещалось проводить осмотр багажа, документов, изымать продукты и иные предметы1. Фактически войска ВОХР выполняли функции содействия деятельности представителей государственных органов, обеспечивая им силовую поддержку.

В условиях гражданской войны войска ВОХР должны были обеспечить непосредственную оборону железнодорожных объектов. Например, восставшие в районе станции Мармыжи железной дороги Курск-Воронеж, согласно сводке штаба войск внутренней охраны республики 18 июня 1919 года ставили перед собой задачи занять станцию, разобрать железнодорожный путь, взорвать мосты и захватить имеющиеся паровозы2, что предполагало принятия соответствующих мер противодействия со стороны частей ВОХР.

Необходимо отметить, что в зимний период 1919-1920гг. некоторые части ВОХР не задействованные непосредственно в охране железных дорог, по причине отсутствия рабочей силы в конкретных местностях или невозможности обеспечить привлечение населения, активно привлекались к мероприятиям по очистке железнодорожных путей от снега3.

Таким образом, период мая 1919 по сентябрь 1920 характеризовался упорядочением системы обеспечения безопасности на транспорте. Это проявилось в сосредоточении полномочий по обеспечению безопасности в двух ведомствах - НКВД РСФСР (охрана правопорядка и обеспечение

1 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.6. Л.4(об).

2 Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. М.2000. т. 1. С.141.

3 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.969. Л.1.

государственной безопасности) и военного ведомства (непосредственная охрана и оборона объектов транспортной инфраструктуры).

Третий этап в реорганизации сил, так или иначе, обеспечивавших безопасность функционирования отечественного транспорта в условиях гражданской войны, начался с принятием совместного приказа РВС Республики и НКВД РСФСР от 11 сентября 1920 года, изданном на основании Постановления СТО от 1 сентября 1920 года, согласно которого для «.успешного выполнения всех задач, возложенных на войска ВОХР.караульные, желдоробороны, желдормилиции, водмилиции и т.д., как на фронтах, так и в тыловых округах.» были объединены с войсками ВОХР (которые обслуживали Наркомпрод, Наркомпуть и ВЧК), с образованием нового вида войск внутренней службы Республики (ВНУС)1. Через командующего войск ВНУС они находились в подчинение НКВД РСФСР. Необходимо отметить, что при всех уровнях управления вооруженными силами Республики, учреждались соответствующие командующие войсками ВНУС. В соответствии с приказом, переименовывались штабы секторов войск ВОХР в штабы командующих войск ВНУС.

На войска ВНУС возлагалась непосредственная охрана и оборона путей сообщения республики, включая прифронтовую полосу2.Наделение войск полномочиями по охране всех железнодорожных линий и водных путей, включая прифронтовые зоны, в условиях гражданской войны, постоянно изменявшейся линии внешних фронтов и возникновения контрреволюционных восстаний внутри государства, стало наиболее оптимальным решением, которое позволило избежать межведомственных согласований и противоречий по распределению полномочий охраны.

Войска ВНУС не только выполняли возложенные на них обязанности, но и непосредственно принимали участие в боях с контрреволюционными формированиями, сочетая службу и участие в вооруженной борьбе с врагами революции. Например, в период контрреволюционных крестьянский волнений Сибири в феврале-марте 1921 года войска ВНУС в охране тыла действующих войск по подавлению восстания, осуществляли заградительную службу на железнодорожных станциях. Приказ Помглавкома по Сибири начальнику 21-й дивизии ВНУС от 22 февраля 1921 года предписывал обеспечивать тщательную проверку документов у красноармейцев, с целью пресечения дезертирства, всех лиц без документов задерживать и отправлять обратно в части, а лиц самовольно оставивших службу предавать судам военных трибуналов3. Приказом начальника штаба от 26 февраля 1921 года 61-я бригады войск ВНУС начальнику Ялуторовского боевого участка предписывал принимать срочные меры по

1 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1426. Л.1.

2 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1426. Л.3.

3 Сибирская Вандея. 1920-1921: документы в 2-х т./ сост. В.И. Шишкин. М.2000-2001. Т.2. С.260.

исправлению железнодорожных путей, испорченных в ходе восстаний, обеспечить правильное и безопасное железнодорожное сообщение, с целью недопущения задержек продовольственных маршрутов шедших из Омска и Ишима в Центр1.

Для решения межведомственных задач и принятий решений по вопросам выполнения своих функций охраны правопорядка и затрагивающим в связи с этим, интересы различных ведомств, при командующим войсками ВНУС учреждались особые совещания, состоявшие из представителей НКВД, ВЧК, Наркомпрода, Наркомпути, Наркомвоена2.

Необходимо отметить, что, порядок передачи железнодорожной и водной милиции в ведение ВНУС должен быть осуществлен на основании отдельного постановления, в то время как уголовно-розыскная (железнодорожная и водная) милиция оставалась в непосредственном подчинении Главмилиции НКВД РСФСР.

Таким образом, в период осени 1920 года была предпринята очередная попытка объединения всех воинских формирований и транспортной (железнодорожной и водной) милиции, обеспечивавших охрану и поддержание революционного правопорядка в РСФСР в единую систему завершившаяся организацией войск внутренней службы республики - ВНУС.

Четвертый этап развития организационных форм системы безопасности на транспорте тесно связан с победой Советской республики в борьбе с белыми армиями на внешних фронтах, и необходимостью защиты Республики от внутренней контрреволюции. Это повлекло за собой дальнейшее изменение системы обеспечения безопасности на советском железнодорожном и водном транспорте.

К январю 1921 года был разработан проект Постановления СТО о передаче войск ВНУС, за исключением войск ВЧК, железнодорожной и водной милиции из подчинения НКВД РСФСР в военное ведомство. На основании постановления СТО от 19 января 1921г. в целях сокращения численности армии и сосредоточения всех вооруженных сил Республики в одном органе, войска ВНУС за исключением войск ЧК, железнодорожной и водной милиции передавались в ведение военного ведомства3.

Все части и отряды войск ВНУС состоящие в ведении ВЧК (как губернских ЧК, так и ТОВЧК) стали именоваться «войска ВЧК», которым подчинялись все управления железнодорожной и водной милиции. На основании приказа начальника войск ВЧК от 29 января 1921 года на войска ВЧК возлагалась охрана железнодорожных станций, пристаней, мостов и электростанций4.

В соответствие с этим приказом, железнодорожная и водная милиции состоят при войсках ВЧК, управление милицией через управление штаба

1 Сибирская Вандея. 1920-1921: документы в 2-х т./ сост. В.И. Шишкин. М.2000-2001. Т.2.. С.291.

2 РГВА. Ф.42. Оп.1. Д.1426. Л.2.

3 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.21. Л.81.

4 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.21. Л.81.

войск ВЧК, управление отдельной железной дороги(водной области) по линейному принципу через соответствующие дорожные и областные управления, которые подчинялись непосредственно штабу войск ВЧК Кроме того, милиция представляет вооруженную силу для подразделений ТОВЧК1.

Приказ по войскам ВЧК от 28 февраля 1921 года закрепил статус железнодорожной и водной милиции как состоящих при войсках ВЧК2 Причем, они находились в подчинении командующего войсками ВЧК и начальника милиции Республики.

Учитывая периодические переподчинения водной и железнодорожной милиции, начальник войск ВЧК неоднократно подчеркивал, что железнодорожная и водная милиции находятся в подчинении командующего войсками ВЧК и начальника милиции республики и выполняют задания исключительно по линии своего непосредственного подчинения3. Таким образом был закреплен принцип двойного подчинения, что обуславливалось ролью транспорта в системе безопасности государства и сочетанием охраны порядка и борьбы с преступностью с противодействием контрреволюционным силам в попытках дезорганизации транспортной системы советской России.

Зима 1920-1921 гг. в очередной раз обострила топливный кризис, ставший хроническим явлением для экономики и транспорта советской республики в годы революции и Гражданской войны. Не случайно, во многих руководящих документах отмечалось, что «.наступивший топливный кризис тяжело бьет по самым жизненным областям нашего хозяйства.. , а увеличившееся за последнее время расхищение топлива со складочных мест , складов, поездов и паровозов, а также при погрузках и разгрузках- в корне подрывают планомерность работы топливных организаций.»4. Подобное положение дел на транспорте не могло остаться без соответствующей реакции руководства ведомств, обеспечивавших охрану революционного правопорядка на транспорте. Например, приказ по войскам ВЧК от 16 февраля 1921 года, в достаточно категоричной форме предписывал всем начальникам линейных управлений милиции и водных областей, по первому требованию топливных организаций, оказывать содействие в привлечении всех трудоспособных граждан к заготовке топлива и выполнению гужевой повинности; обеспечивать охрану топлива, пресекать несанкционированный вывоз топлива, не допускать самовольного захвата дров, проходящими эшелонами, пресекать расхищения топлива железнодорожниками5

Приказ по войскам ВЧК от 2 марта 1921 года конкретизировал задачи железнодорожной и водной милиции. Через объявление памятки милиционерам желдорводмилиции ВЧК, причем, юридически памятка

1 РГВА. Ф.16011

2 РГВА. Ф.16011

3 РГВА. Ф.16011

4 РГВА. Ф.16011

5 РГВА. Ф.16011

Оп.1. Д.21. Л.82. Оп.1. Д.21. Л.225. Оп.1. Д.21. Л.225. Оп.1. Д.24. Л.8. Оп.1. Д.24. Л.8.

приравнивалась к инструкции, о чем было упомянуто в приказе. В памятке особо подчеркивались место и роль железнодорожных и водных путей сообщений как части народного богатства. В инструкции конкретизировались формы и методы охраны народного богатства которые осуществлялись через выполнение следующих обязанностей: 1)наблюдение за порядком и безопасностью и санитарным состоянием в районах железных дорог и бичевника, на вокзалах, станциях, поездах, пристанях, дебаркадерах и на пароходах 2) охрана железнодорожного и водного имущества; 3) наблюдение за противопожарными мерами и помощь при крушениях, пожарах и авариях; 3) привлечение населения для очистки и исправления путей сообщения при снежных заносах, крушения,. наводнениях и прочих бедствиях 4)непосредственная охрана общественного порядка на станциях и пристанях и борьба с хищениями и иными преступлениями; 5) наблюдение за исполнением советского судоходного и железнодорожного законодательства1

В период подчинения железнодорожной и водной милиции войскам ВЧК, усиливалась работа по направлениям затрагивающим интересы государственной безопасности, например, приказом по войскам ВЧК от 10 февраля 1921 года предписывалось усилить контроль за проверкой документов у пассажиров с целью выявления лиц следующих либо с неправильно оформленными, либо без документов. Причем, обращалось особое внимание на тщательность и внимательность изучения документов так бдительность сотрудников милиции ставит надежный заслон передвижению по стране, дезертиров труда и фронта и способствует выявлению шпионов2. Таким образом, в сложившихся условиях милиция выполняла функции присущие органам безопасности.

Однако, приказом по войскам ВЧК от 31 марта 1921 года железнодорожная и водная милиции изымались из подчинения войск ВЧК и передавались в непосредственное подчинение Главного управления рабоче -крестьянской милиции3. Подобное решение мотивировалось как сокращением всего управленческого аппарата государства, так и необходимостью сосредоточения всех милицейских служб в одной структуре, а также освобождения милиции от функций по обеспечению государственной безопасности на транспорте.

16 марта 1922 года обеспечение государственной безопасности возлагалось на ГПУ и согласно Положению о транспортных отделах(ТО) ГПУ, объявленном приказом от 13 марта 1922 года, одной из основных задач ТО ГПУ выступала охрана железных дорог и водных путей сообщений, которая осуществлялась при помощи войск ГПУ4.

Таким образом, период с начала 1921 по весну 1922 года характеризовался попытками сосредоточения всех полномочий по

1 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.24. Л.33.

2 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.21. Л.116.

3 РГВА. Ф.16011. Оп.1. Д.21. Л.361.

4 Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991: Справочник/ Сост. А.И. Кокурин, А.В. Петров.- М. МФД. 2003. -С.422.

обеспечению государственной безопасности и охране правопорядка на транспорте в ведение ВЧК-ГПУ-ОГПУ, а функций по непосредственной охране и обороне в ведение военного ведомства. Этот период связан с перераспределением полномочий по обеспечению безопасности на транспорте в рамках ВЧК-ГПУ. В ходе этого процесса транспортная (железнодорожная и водная) милиции были выведены из ведения войск ВЧК, что и завершило процесс разграничения полномочий по обеспечению безопасности на транспорте. С весны 1921 года полномочия по обеспечению безопасности на транспорте советского государства были окончательно закреплены за тремя ведомствами. На транспортную милицию НКВД РСФСР возлагалась охрана общественного порядка, на ВЧК-ГПУ-ОГПУ -обеспечение государственной безопасности, и непосредственная охрана и оборона объектов транспортной инфраструктуры - на военное ведомство.

Опираясь на вышеизложенное, можно констатировать, что период 1918-1922 гг. характеризовался поиском организационных форм охраны революционного правопорядка на транспорте, который осуществлялся в условиях гражданской войны и вооруженной борьбы с внешней и внутренней контрреволюцией. Становление и развитие организационных форм обеспечения безопасности на транспорте Советского государства прошло четыре этапа развития. Эволюция организационного и правового обеспечения военизированных формирований, подчиненных различным ведомствам с неопределенной компетенцией, закончилась окончательным распределением полномочий между тремя ведомствами (НКВД РСФСР, ВЧК-ОГПУ, Наркомат по военным делам) и созданием в них соответствующих структур.

Вместе с тем, не смотря на все сложности формирования системы обеспечения безопасности советской транспортной инфраструктуры, имевшиеся в распоряжении Советского правительства: силы ВЧК, железнодорожная и водная милиция, войска ВОХР-ВНУС, войска железнодорожной обороны в рамках своей компетенции смогли обеспечить эффективную защиту революционного правопорядка и обеспечение государственной безопасности на транспорте, тем самым внесли существенный вклад в дело становления Советского государства.

Библиографический список.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внутренние войска. Исторический очерк. М.: Ред. журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России, 2007. - 271 с.

2. Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917-1920 гг). М.: Изд-во Академии МВД СССР, 1975. - 107с.

3. Литвинов Н.Д. Становление рабоче-крестьянской железнодорожной милиции в РСФСР. 1917-1921гг.: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1982. - 29 с.

4. Литвинов Н.Д., Путятин В.Д. Органы внутренних дел на транспорте, 1917-1923 гг. : Крат. очерк, основные док. и материалы / Н.Д. Литвинов, В.Д. Путятин; Акад. права и упр. Якут. фил. М.; Якутск: Юрист, 2003. - 341с.

5. Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991: Справочник / сост. А.И. Кокурин, А.В. Петров. М.: МФД, 2003. - 768с.

6. Путятин В.Д. Становление и развитие системы органов правопорядка на железнодорожном транспорте Советской России(1917-1937гг. (исторический, организационно-правовые аспекты) // Транспортное право. 2009. №1. С. 1-17.

7. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. Т.1. М.: РОСПЕН, 2000. - 861 с.

8. Сибирская Вандея. 1920-1921: документы в 2-х т./ сост. В.И. Шишкин. Т.2. М.: Международный фонд Демократия», 2000-2001. - 776 с.

9. Штутман С.М. Внутренние войска. История в лицах. М.: Газоил Пресс, 2011. - 401 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.