Организация и деятельность советской милиции по обеспечению экономической безопасности РСФСР в период 1918 - 1922 гг. (на примере промышленной, водной, железнодорожной милиции).
^эин Дмитрий Александрович
кандидат юридических наук
доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН
600020, Россия, Владимирская область, г. Владимир, уп. Большая Нижегородская, 67-е
Статья из рубрики "История развития Российской полиции"
Аннотация.
Предметом исследования выступает организационно-правовое регулирование
деятельности специализированных видов советской милиции- железнодорожной, водной(речной) и промышленной по обеспечению экономической безопасности РСФСР. Объектом исследования являются общественные отношения складывавшиеся по поводу деятельности советской милиции в период 1918-1922 гг. На основе анализа нормативно-правовых актов Советского правительства, ведомственных приказов и инструкций НКВД РСФСР рассматривается организация и деятельность специализированных видов советской милиции, а также основных направлений их деятельности, через призму обеспечения экономической безопасности Советской Республики. В основу исследования положен комплекс общенаучных, частных и специальных методов. В частности, широко использовался диалектический метод познания, основанный на объективности, научности, историзме, единстве исторического и логического, который служит основой объективного изучения государственно-правовых институтов в контексте их исторического развития. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, специализированные виды милиции РСФСР(железнодорожная, водная (речная) и промышленная) внесли значительный вклад в обеспечение экономической безопасности РСФСР в период гражданской войны и иностранной интервенции. Кроме того, в статье отмечается, что опыт функционирования железнодорожной, водной(речной) и промышленной милиции был востребован при последующем развитии отечественной системы органов внутренних дел.
Ключевые слова: советская милиция РСФСР,железнодорожная милиция, водная милиция, промышленная милиция, экономическая безопасность, органы внутренних дел, правоохранительные органы РСФСР, гражданская война, НКВД РСФСР,Октябрьская революция
DOI:
10.25136/2409-7810.2018.3.27163 Дата направления в редакцию:
10.25136/2409-7810.2018.3.27163 08-09-2018
Дата рецензирования:
09-09-2018
Становление социалистического государства в России, происходившее в условиях гражданской войны и иностранной интервенции тесно связано с созданием эффективно функционирующей системы органов государственной власти, управления, а так же укреплением экономики страны. Необходимо подчеркнуть, что сохранение экономического потенциала РСФСР выступало одной из важнейших задач советского правительства, так как от эффективной работы промышленных предприятий и нормального функционирования транспортной системы, во многом, зависело само с уще с тв ов а ние РСФСР .
Необходимо отметить, что начавшаяся гражданская война и иностранная интервенция предопределяли внутриполитический курс руководства РСФСР и обозначили основные направления развития государства и общества в политической и экономических сферах.
Национализация промышленности, осуществленная в период 1918-1919гг.. потребовала от руководства партии большевиков проведения преобразований, направленных не только на сохранение и развитие экономического потенциала социалистического государства, но и выявила необходимость обеспечения защиты промышленности и транспорта от преступных посягательств. Причем, подобная деятельность заключалась в необходимости непосредственной охраны средств производства и транспортных путей от расхищений произведенной продукции, порчи имущества, а также, в случае необходимости, непосредственной обороне от попыток вооруженного захвата со стороны контрреволюционных сил.
В период гражданской войны и иностранной интервенции, в РСФСР, органом способным осуществить защиту национализированного имущества от преступных посягательств выступала милиция, которая обеспечивала охрану общественного порядка и осуществляла борьбу с преступностью.
Необходимо отметить, что вопросы становления и развития советской милиции всегда выступали предметом научного интереса на протяжении достаточно длительного периода как советской, так и современной российской историко-правовой науки. К числу известных авторов, безусловно относятся отечественные историки-юристы Н. Д.
Литвинов, Р. С. Мулукаев, В. Д. Путяти I"1'2'3'4"! и другие, которые внесли существенный вклад в разработку проблематики становления, развития и функционирования как всей советской милиции, так и отдельных структурных элементов и направлений деятельности, в том числе и защите народного достояния и социалистической собственности. В своих работах ученые в контексте исследования наиболее общих вопросов правового регулирования становления и развития советской милиции и основных направлений ее деятельности, неоднократно отмечали, что в результате деятельности советской милиции «...удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности, что явилось вкладом милиции в дело победы над иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией». ^—с,58]. Отечественные авторы рассматривали деятельность советской милиции, акцентируя свое внимание на ее работе
по обеспечению сохранности национализированного имущества (транспорта,
промышленных ) в рамках «...поддержания твердого общественного порядка»[6, с 223-225-1 на транспорте и объектах промышленности, в период гражданской войны и иностранной интервенции.
Вместе с тем, в последние десятилетия в российском законодательстве получило закрепление понятий «национальная безопасность», «виды национальной безопасности», «экономическая безопасность», «деятельность по обеспечению
экономической безопасности» [71, что повлекло за собой разработку соответствующей проблематики в науке.
Современные отечественные ученые при рассмотрении проблематики экономической безопасности современного Российского государства в своих работах неоднократно обращались к советскому опыту защиты экономики страны от внешних и внутренних угроз, и употребляли понятие «экономическая безопасность» применительно к анализу деятельности советских правоохранительных органов и органов государственной
безопасности в период гражданской войны и иностранной интервенции. ^—91. Это позволяет не только использовать термин «экономическая безопасность» в контексте историко-правового исследования, но и рассмотреть проблематику «экономической безопасности» и «деятельности по обеспечению экономической безопасности» применительно к организации и деятельности милиции РСФСР в период гражданской войны и иностранной интервенции. Кроме того, согласно современного российского законодательства в число субъектов обеспечивающих национальную и экономическую безопасность входят все правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел и Федеральная служба войск национальной гвардии страны. Поэтому, изучение исторического опыта участия советской милиции в обеспечении экономической безопасности государства в условиях внешних и внутренних угроз имеет важное значение. Раскрытие деятельности милиции РСФСР на примере формирования и функционирования специализированных видов милиции (промышленной, водной(речной) и железнодорожной) предоставит возможность не только изучить предшествующий опыт становления и развития милиции, но и позволит использовать его на современном этапе совершенствования системы экономической безопасности России.
Таким образом, опираясь на нормативные акты и материалы официального делопроизводства Главного управления милиции НКВД РСФСР, а также используя материалы отечественных историков и юристов представляется возможным раскрыть деятельность милиции РСФСР на примере специализированных видов милиции (железнодорожной, водной(речной) и промышленной милиции), по обеспечению экономической безопасности РСФСР. Особый интерес вызывает подобная деятельность в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1922 гг., так как именно в это период происходило становление и развитие специализированных видов советской милиции. Одной из задач указанных видов милиции являлась охрана общественного порядка на транспорте и промышленных предприятиях и непосредственная охрана объектов, произведенной продукции и имущества от расхищений и порчи.
Безусловно, понятие экономической безопасности отсутствовало в официальном употреблении первых лет Советской власти, как и государственной безопасности в их современном значении, однако цели, задачи и направления деятельности государства, а так же формирование соответствующих структур и ориентацию их на обеспечение нормального функционирования советской промышленности и транспорта позволяют утверждать, что значительная доля усилий руководства страны была как раз и
направлена на обеспечение экономической безопасности страны. Реализация которых, в конечном итоге, обеспечила сохранение самого советского государства в период гражданской войны и иностранной интервенции.
Дезорганизация российской правоохранительной системы, произошедшая после Октябрьской революции, слом старого аппарата принуждения, начало формирования новых структур обеспечения охраны революционного правопорядка, а также задекларированная большевиками попытка осуществлять охрану общественного порядка не профессиональными органами в первый период функционирования государственно аппарата выявила несостоятельность подобного подхода к организации защиты РСФСР от внутренних угроз. Опыт охраны правопорядка периода становления Советской власти в стране силами непрофессиональных милицейских формирований был завершен принятием акта о создании рабоче-крестьянской милиция функционировавшей на профессиональной основе- Инструкции «Об организации советской рабоче-крестьянской
милиции» от 12 октября 1918 года-^10-.
Однако, период становления советской власти и начала гражданской войны выявил ряд существенных недостатков в организации государственного аппарата, среди которых, была установлена неудовлетворительная деятельность различных Наркоматов и ведомств, по организации охраны находившихся в их ведении предприятий, учреждений и их имущества. Это привело к необходимости, концентрации всех сил и средств, обеспечивавших сохранность народного достояния в одном ведомстве -НКВД РСФСР.
Вместе с тем, в первых актах, посвященных формированию и работе советской милиции, ее деятельность в обеспечении защиты государственного имущества, в частности промышленных предприятий и транспорта от преступных посягательств, не регламентировалась. Практика функционирования рабоче-крестьянской милиции в течение 1918 года выявила существенный недостаток в ее деятельности, который проявлялся в отсутствии специальной структуры, наделенной соответствующими властными полномочиями по обеспечению охраны общественного порядка в самом широком значении, в промышленности и на транспорте.
Именно, поэтому, в условиях гражданской войны возникла крайняя необходимость создания специализированных видов милиции, основной задачей которых, являлось охрана общественного порядка и обеспечение экономической безопасности через непосредственную охрану и оборону объектов транспортной инфраструктуры страны, предприятий и учреждений, а также поддержание революционного правопорядка на самих предприятиях промышленности и объектах транспортной инфраструктуры.
Учитывая важность поддержания нормального функционирования железнодорожного транспорта в условиях гражданской войны, первым шагом в создании в структуре НКВД РСФСР специализированной службы по обеспечению охраны общественного порядка на транспорте, стало формирование в 1919 году железнодорожной милиции, закрепленное
в Постановлении ВЦИК от 23 февраля 1919 год и водной милиции. Подобное решение, вполне объясняется крайней необходимостью защиты и поддержания правопорядка на транспортных артериях страны, так как в условиях нехватки продовольствия, а также необходимости перевозки воинских контингентов, и иных важнейших грузов в центр Республики требовало обеспечения их безопасности как в пути, так и на станциях, пристанях, портах, тогда как территориальные органы милиции в силу специфики, своего предназначения, не уделяли достаточного внимания этойдеятельности.
«Положение о советской рабоче-крестьянской железнодорожной милиции» от 23 февраля 1919 года и все последующие нормативно-правовые акты, и ведомственные инструкции закрепляли предназначение железнодорожной милиции и устанавливали, что она формируется для «. охраны . порядка и обеспечения безопасности на железных дорогах РСФСР»^121.
Анализ полномочий железнодорожной милиции, закрепленных в декретах Советского правительства и ведомственных подзаконных актах, раскрывает приоритетные направления ее деятельности. В Положении отмечалось, что железнодорожная милиция в ыполня е т в се о б я з а ннос ти общ е й милиции, а та кж е в ыполня е т с пе циа льные обязанности по охране революционного порядка и безопасности, связанные с особенностями устройства и функционирования железных дорог РСФСР. К обязанностям по обеспечению безопасности относились такие как: борьба с кражами на станциях и в пути следования, борьба с хищениями железнодорожного имущества, борьба со спекуляцией продовольствием, надзор за очисткой железнодорожных путей, оказание помощи при крушениях или длительных остановках поездов, призыв населения для очистки и исправления железнодорожных путей в случае снежных заносов или крушений, непосредственная охрана зданий и железнодорожных сооружений, топлива от расхищений, а также оборона в случае вооруженных нападений на объекты железнодорожного транспорта. Аналогичные обязанности, применительно к специфике
функционирования водного транспорта, возлагались на водную(речную)милицию -С1311.
Закрепленные в правовых актах обязанности в сфере обеспечения безопасности позволяют констатировать, что значительный место в деятельности железнодорожной милиции РСФСР занимала деятельность по обеспечению именно экономической безопасности государства как элемента безопасности не только советского транспорта, но и бе з о па с нос ти РСФСР в це ло м.
Деятельность железнодорожной милиции по непосредственной охране объектов и обеспечению нормального функционирования советского транспорта, выступала непременным условием эффективной работы экономики страны в условиях гражданской войны и иностранной интервенции.
Безусловно, непосредственная охрана объектов транспорта (вокзалов, пристаней, складов топлива, железнодорожного и речного имущества, мостов, железнодорожных путей) и самих транспортных средств (паровозов, судов, вагонов и т.д.), а также перевозимых грузов, в первую очередь продовольственных товаров, от расхищений и порчи, наряду с непосредственной охраной общественного порядка, в течение гражданской войны, вне всякого сомнения выступала приоритетным направлением деятельности как железнодорожной, так и водной милиции. Например, Декрет СНК РСФСР от 14 июля 1921 года «Об охране продовольственных марщрутов», Декрет от 15 сентября 1921 года «Об изменении пп.14 и 15 Декрета о соляной монополии» возлагал на милицию обязанность осуществлять непосредственную охрану продовольствия и других важных государственных грузов, следовавших по железнодорожным и водным
путям сообщений^141.
Кроме непосредственной охраны, на сотрудников железнодорожной милиции возлагалась обязанность обеспечения нормального функционирования железнодорожного транспорта, что проявлялось в содействие работникам железных дорог в зимний период в привлечении населения окрестных территорий и пассажиров поездов к обязательным работам по расчистке железнодорожных путей от снежных
заносов, а также заготовке топлива для поездов. Анализ материалов деятельности железнодорожной милиции демонстрирует, что практически на протяжении всего периода существования железнодорожной милиции с 1919 по 1922 гг., начиная с ноября по март( т.е. в период снегопадов) железнодорожная милиция всех линейных управлений уделяла значительное внимание этой работе. Например, Томским линейным управлением железнодорожной милиции 3 марта 1921 года была издана специальная инструкция, регламентирующая полномочия железнодорожной милиции по привлечению
населения к работам по очистке путей от снега Аналогичными полномочиями
наделялась и водная (речная) милиция. К числу которых относилось обеспечение безопасности в зимний период на переправах по льду, а весной, в период ледохода, предотвращение поломки мостов.
Значительное место в деятельности железнодорожной и водной (речной) милиции уделялось непосредственной охране имущества на складах станций и пристаней и противодействие дезорганизации работы железнодорожного и водного транспорта, через пресечение разграбления железнодорожного и речного имущества, порчи железнодорожного полотна, разграблению станций, вокзалов, пристаней.
Однако, охрана общественного порядка и непосредственная охрана транспорта была половинчатым решением в деле обеспечения безопасности функционирования транспортных магистралей Республики. Следующим шагом руководства страны и НКВД РСФСР стало формирование специальных следственных и уголовно-розыскных подразделений на железнодорожном и водном транспорте, основной задачей которых выступала борьба с уголовной преступностью ¿А6-. Причем, приоритетными направлениями в деятельности этих подразделений выступали расследование и раскрытие преступлений связанных со спекуляцией и хищениями государственной собственности. Практика функционирования уголовно-розыскных подразделений на транспорте показала, что их создание стало достаточно эффективной мерой для пресечения хищений перевозимых промышленных и продовольственных грузов, а также железнодорожного и речного имущества и топлива, что в условиях гражданской войны сыграло существенную роль в обеспечении экономической безопасности РСФСР. Например, только в течение шести месяцев 1921 года в одном районе Николаевской железной дороги железнодорожным уголовным розыском было раскрыто 140 краж
багажа, грузов различного предназначения и железнодорожного имущества. Кроме того, охрана железнодорожной и речной милицией эшелонов и судов с продовольствием и солью позволила обеспечить бесперебойное снабжение промышленных центров РСФСР, что в свою очередь оказало положительное влияние на политические настроения рабочего класса, и не допустило массовых волнений на промышленных предприятиях, обеспечивавших производство оборонной продукции РСФСР.
Следующим шагом руководства РСФСР и НКВД РСФСР в деле создания единой системы обеспечения экономической безопасности РСФСР, стало возложение обязанности по непосредственной охране и обороне заводов, фабрик, складов и иных объектов государственной важности, на советскую милицию.
Формирование, промышленной милиции, созданной весной 1920 года [2, с-87-88-1 стало итогом практики функционирования различных охранных структур, обеспечивавших охрану предприятий промышленности. Причем, в отличие от железнодорожной и водной милиции, статус промышленной милиции не нашел своего закрепления на уровне общегосударственного правового акта, а вся ее деятельность регламентировалась исключительно на основании ведомственных подзаконных актов НКВД РСФСР.
К полномочиям промышленной милиции относились: непосредственная охрана предприятий, фабрик, заводов, складов, путем «.несения всей охраны...как внутри, так и вне., контроль за выездом-входом и вывозом продукции и .имущества предприятия»
-[^.Необходимо отметить, что в первую очередь под охрану принимались национализированные предприятия промышленности, обеспечивавшие производство продукции необходимой для государства, а также склады и предприятия хранения и переработки зерна, т.е. самого необходимого для обеспечения жизнедеятельности, а также обороны советского государства. Не случайно, ведомственные акты устанавливали перечень объектов советской экономики, который подлежали охране в обязательном порядке. К ним относились все промышленные предприятия, фабрики, заводы, рудники, государственные склады, горные промыслы, леса, учреждения
республики П21. Причем, подобный перечень постоянно корректировался. Например, в начале 1920 года указывалось, что под охрану должны принимать: фабрики, заводы,
рудники, различные государственные склады-201, то в более поздних приказах отмечалось, чтодолжны охраняться «.экономический предприятия и достояние
республики -фабрики, заводы, горные промыслы, леса, учреждения Республики»-211.
В конечном итоге, категории охраняемых объектов существенно различались в зависимости от экономического развития города или губернии. Так, если в промышленно развитых губерниях, промышленная милиция, осуществляла охрану заводов и фабрик, а также продовольственных складов, то в сельскохозяйственных осуществляла охрану предприятий местной промышленности или зерноскладов. В некоторых случаях под охрану подразделений промышленной милиции передавались государственные и советские учреждения, а также не национализированные предприятия, выпускавшие продукцию государственного или местного значения. Н апример, по состоянию на август 1920 года в Курске, промышленная милиция охраняла табачную фабрику, государственную мельницу, маслозавод, мыловаренный завод, винный склад, городской водопровод, керосиновый склад -1221.
Как показывает анализ практики деятельности промышленной милиции, на всей территории РСФСР, подразделения промышленной милиции решали основную задачу-обеспечение сохранности вверенных под охрану промышленных объектов, пресекая хищения материалов, инструментов, продукции и оборудования путем соблюдения пропускного режима. Промышленная милиция, в отличие от иных видов вольнонаемной охраны или сторожей, имела властные полномочия, имела право на ношение и применение огнестрельного оружия, проведения личного обыска, досмотра транспорта, личных вещей, а также обладала законным правом принуждения к исполнению тех или иных предписаний, чем существенно отличалась от иных видов охраны, существовавшей в течение указанного периода на многих предприятиях, магазинах и складах.. Не случайно, именно для соблюдения пропускного режима на предприятиях где работали женщины, было разрешено, в отличии от иных видов советской милиции, принимать на службу женщин. Личный обыск. Например, только в период июня, июля 1919 года в Петрограде было принято на службу 600 женщин 1221.
В отечественной литературе, а также в материалах центральных органов управления милицией РСФСР отсутствуют статистические данные об общем количестве охраняемых промышленной милицией объектах и статистики результативности ее деятельности. Однако, основываясь на отчетах о формировании промышленной милиции и количестве сотрудников можно констатировать, что промышленная милиция была сформирована практически во всех губерниях и осуществляла охрану большинства имевшихся в
губерниях национализированных предприятий промышленности и большинства складов. Согласно, опубликованным данным в течение 1920 года промышленная милиция была
сформирована в сорока одной губернии РСФСР исключая Сибирь и Дальний Восток^241. Например, к апрелю 1921 года во Владимирской губернии промышленная милиция охраняла 458 предприятий и складов
Практика функционирования промышленной милиции показала высокую эффективность ее деятельности, направленной на предотвращение хищений произведенной продукции, инструментов и иного имущества предприятий. Например, только в пяти уездах Владимирской губернии в течение января 1921 года сотрудниками промышленной милиции было задержано за совершения краж с предприятий 240 человек
Таким образом, основываясь на анализе нормативного закрепления полномочий промышленной милиции и ее деятельности можно констатировать, что роль в обеспечении экономической безопасности проявлялась как в непосредственной охране объектов, их непосредственной обороне, а также охране общественного порядка и противодействию различного рода правонарушениям- в первую очередь массовым хищениям и разграблению имущества в условиях гражданской войны и иностранной интервенции.
Необходимо отметить, что в отличие от железнодорожной и водной(речной) милиции в системе промышленной милиции не создавалось специализированных уголовно-розыскных аппаратов для борьбы с преступностью. Эти функции выполняли территориальные уголовно-розыскные столы, что существенно снижало эффективность деятельности по защите народного достояния от расхищений, так как городские и уездные розыскные аппараты были в основном ориентированы на раскрытие более тяжких видов преступлений.
В период конца 1921 - первой половины 1922 гг. политика руководства РСФСР и РКП(б), направленная на оптимизацию государственного аппарата и приспособление его к функционированию в условиях НЭП, привела к значительному сокращению не только численности органов управления, но и затронула всю систему органов, обеспечивавших безопасность государства милицию, ВЧК-ГПУ, вооруженные силы. Сокращение численности советской милиции привело к ликвидации специальных видов милиции и уголовного розыска на транспорте, а их функции были перераспределены между военизированными формированиями заинтересованных в наличие собственной охраны наркоматов и других ведомств, а также переданы в ведение ВЧК. Это решение политического руководства РСФСР было закреплено соответствующим декретом ВЦИК и Совета труда и обороны от 9 декабря 1921 года « Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщений»^271.
Таким образом, непосредственная охрана, специализированными видами милиции РСФСР национализированных предприятий советской промышленности и обеспечение нормального функционирования железнодорожного и водного транспорта, охрана эшелонов, судов с грузами стратегического предназначения и продовольствием в условиях гражданской войны и иностранной интервенции, оказалась эффективной мерой. Специализированная милиция выполнила поставленную задачу в деле обеспечения не только экономической безопасности РСФСР, но и в сохранение РСФСР как первого в мире социалистического государства.
Кроме того, опыт правового регулирования организации и деятельности промышленной, железнодорожной и водной милиций оказался востребованным в последующие периоды
развития советской государственности и правоохранительной системы, в частности. Например, на аналогичных принципах была сформирована и достаточно успешно функционировала в период 20-х- 50-х гг. ведомственная милиция, а также вновь сформированная в 1937 году железнодорожная милиция.
Библиография
1. Литвинов Н.Д. Органы внутренних дел на транспорте, 1917-1923 гг. : Крат. очерк, основные док. и материалы / Н.Д.Литвинов, В.Д. Путятин; Акад. права и упр. Якут. фил.-М.; Якутск : Юрист; 2003. -341с.
2. Мулукаев Р.С. Организационно-правовые основы становления Советской милиции (1917-1920гг.). М.1975. - 107с.
3. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.1996.-462с.
4. Путятин В.Д. Становление и развитие органов правопорядка на железнодорожном транспорте Советской России 1917-1937гг. (исторические, организационно-правовые аспекты) // Транспортное право. №1. М.2009. С.41-48.
5. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. М.1987.-335с.
6. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.1997. -462с.
7. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года. http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения-01.09.2018).
8. Герасимов А.П. Теоретико-правовые проблемы становления и развития экономической безопасности Российской государственности. Методологическое и историко-правовое исследование/ дисс. д-ра юрид. наук (12.00.01). Спб. 2001.
9. Мозохин О. В. ВЧК-ОГПУ-НКВД на защите экономической безопасности государства. 1917-1941 годы. М.2016.-622с.
10. Собрание узаконений и распоряжений советского рабоче-крестьянского правительства. (далее -СУ РСФСР). 1918. №75. Ст.813.
11. СУ РСФСР. 1919. №5 Ст.46, 47, 48.
12. СУ РСФСР. 1919. №5. Ст.48.
13. СУ РСФСР. 1919. №18. Ст.213
14. СУ РСФСР. 1921.№55. Ст. 341.
15. Государственный архив Российской Федерации (далее-ГАРФ) Ф. Р-393. Оп.31. Д.132. Л.32,34.
16. ГАРФ. Ф.Р-393. Оп.15. Д.4. Л.47.
17. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 23. Д.213. Л. 31(об)
18. ГАРФ. Ф.Р-393. Оп.23. Д.7. Л.69.
19. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп.15. Д.1(а). Л.134; Оп.23. Д.8. Л.1.
20. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп.15. Д.1(а). Л.134.
21. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп.23. Д.8. Л.1.
22. Токмаков В.И. Становление и деятельности советской милиции н в 1917-1930гг. (на материалах Центрального Черноземья): дисс... канд., ист. наук: 07.00.02. Курск. 2003.-195с.
23. Резниченко Г.И. Становление и развитие милиции в условиях формирования политической монополии партии большевиков на власть (1917-1921гг.): дис. канд. истор. наук.: 07.00.02. Спб. 1994-192с.
24. Ерин Д.А. Организация и функционирование промышленной милиции в Советском
государстве (осень 1919-1922гг.). Владимир.2008.-99с.
25. Государственный архив Владимирской области (далее-ГАВО). Ф.Р-310. Оп.1. Д.85. Л .40.
26. ГАВО. Ф. Р-310. Оп.1. Д.85. Л.13-14; Д.84. Л.4-8(об).
27. СУ РСФСР. 1921. Ст.683