10.5. ПОДЗАКОННОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА
Перейти на Гпавное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ерин Дмитрий Александрович, к.ю.н., доцент. Место работы: кафедра Государственно-правовых дисциплин, ВЮИ ФСИН РФ. Телефон: 33-46-81.
Аннотация: Статья посвящена проблемам становления и организации ведомственной милиции в РСФСР в период с 1919-1921гг. В ней раскрываются особенности правового регулирования деятельности ведомственной милиции Советского государства.
Ключевые слова: История отечественного государства и права - Милиция РСФСР. История -Ведомственная милиция.
Erin Dmitry Alexandrovich, Candidate of law, Assistant Professor. Place of work: State and Law department, Vladimir institute of law of Federal Service for Sentence Execution Telephone: 33-46-81.
Annotation: The article is devoted to problems of emergens and organizations of industrial militia in RSFSR in 1924. It discloses the legislative organizations and work of industrial militia units in the Soviet State.
Keywords: History of Russian State and Law. -RSFSR Militia. History. - Industrial militia.
Обеспечение надежной охраны социалистической собственности в РСФСР в период проведения новой экономической политики повлекло за собой принятие постановления СНК РСФСР от 6 февраля 1924 года «О ведомственной милиции» в котором указывалось, что «... охрана разного рода имущества, принадлежащего предприятиям и учреждениям, а также частным предприятиям, имеющим государственное значение, возлагается на существующую общую милицию, с передачей ей всех обязанностей по охранению общественного порядка, спокойствия и революционной законности в пределах территорий, занимаемых вышеуказанными предприятиями и учреждениями»1. На основании этого постановления в рамках существующей общей милиции предлагалось сформировать дополнительные штаты милиционеров, содержащиеся за счет заинтересованных в охране ведомств и предприятий, и получивших наименование «ведомственная милиция».
Ввод в действие этого постановления был осуществлен приказом Начальника ЦАУ НКВД РСФСР - Начальника милиции Республики №55 от 27 февраля 1924 года, однако, в тексте постановления имелось одно весьма существенное примечание в приказе, в котором указывалось, что Положение и инструкции о ведомственной милиции будут объявлены дополнительно. Процесс разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов занял весьма
длительный отрезок времени, в силу чего в основу формирования ведомственной милиции на местах был положен, наряду с приказом №55, приказ Начальника ЦАУ НКВД №217 от 23 мая 1924 года «О принципах организации ведомственной милиции»2.
Опираясь на эти основные нормативно-правовые акты, а также ряд иных приказов и распоряжении, носящих достаточно общий характер, руководство губернских и областных административных отделов было вынуждено осуществлять организацию ведомственной милиции на местах в условиях отсутствия правовой базы детально регламентирующей этот процесс. В течение 1924 года должностным лицам советской милиции пришлось самостоятельно, восполнять существующую нормативно-правовую базу, регулирующую основы формирования и организации ведомственной милиции в РСФСР. Это проявилось в первую очередь в реализации положения Постановления, в котором указывалось о праве начальников местных административных отделов и уездных (районных) милиций, по согласованию с администрацией охраняемых предприятий и сообразно с местными условиями, разрабатывать должностные инструкции для ведомственных милиционеров по охране того, или иного объекта.
При отсутствии общих типовых инструкций, могущих стать образцом, для издания аналогичных в масштабах всего государства, на местах, должностные лица советской милиции, исходя из собственного служебного опыта и общей правовой культуры, были вынуждены самостоятельно разрабатывать инструкции касающиеся организации несения службы, применительно к особенностям охраняемых предприятий и учреждений.
Кроме того, при создании должностных инструкций для ведомственных милиционеров широко использовались инструкции для постовых милиционеров общегосударственной милиции, а также весь небольшой опыт существования промышленной милиции в 1922 году, выполнявшей аналогичные функции по охране народного достояния в РСФСР. Кроме того, в основе многих должностных инструкций по охране объектов народного хозяйств, начальники уездных и городских милиций, опирались на положения Уставов гарнизонной или караульной службы РККА, беря последние за основу той или иной инструкции и адаптируя, основные положения уставов Красной армии к особенностям милицейской службы и специфике охраны гражданских объектов.
Несомненно, учитывая географию государства и значительной количество различных видов предприятий и учреждений, в рамках статьи, не представляется возможным проанализировать весь объем изданных должностных инструкций, однако, нам представляется возможным выявить как общее, так и особенное присущее всему объему инструкций регулирующих порядок и правила несения службы ведомственными милиционерами.
В первую очередь, необходимо отметить, что инструкции регулирующие общие и особенные обязанности постовых милиционеров могли разрабатываться на уровне губернских (областных) административных отделов и впоследствии служили образцом для издания аналогичных уездными или районными милициями. Так, в Рязанском и Тамбовском губадмотделах, в ноябре-декабре 1924 года для всех уездных административных отделов были разработаны и приняты со-
1 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ),
ф.393, оп.43а, д.548, л.21.
2 Бюллетень НКВД, №19, 1924. С.86.
4'2009
Пробелы в российском законодательстве
ответствующие инструкции, например, «Инструкция милиционерам ведомственной милиции по охране предприятий и складов» в Тамбовской губернии3, на основе которых осуществлялось издание инструкций применительно к охране того или иного конкретного объекта.
Как правило, эти инструкции содержали в себе общие требования к организации и несению либо караульной, либо сторожевой службы и являлись фактически переработанным вариантом «Инструкции постовому милиционеру», регулирующей патрульнопостовую службу общегосударственной милиции.
Вместе с тем, представляют наибольший интерес, инструкции разработанные на уровне уездных и районных милиций, так как во-первых, во многих губерниях и областях эта нормотворческая функция осуществлялась начальниками соответствующих милицейских подразделений, а во-вторых, именно анализ инструкций по несению службы для конкретных предприятий непосредственно позволяет выявить не только региональную и отраслевую специфику, но и общее присущее всем инструкциям не зависимо от территории или отраслевой принадлежности объекта охраны.
Существенной особенностью инструкций было то, что при их разработке, самым непосредственным образом учитывались не только интересы обеспечения сохранности социалистической собственности, но и необходимость охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в пределах территории обслуживаемых объектов.
В инструкциях, разработанных для охраны промышленных предприятий, существенное внимание уделялось обеспечению пропускного режима на охраняемых объектах, так как от качественного выполнения этой функции ведомственными милиционерами, во многом зависела эффективность всей системы охраны конкретного промышленного предприятия.
Так в «Инструкции постовым милиционерам у проходных №1,2,3» завода «Этна» и в «Правилах-инструкции прохода на завод и из завода работающих, заказчиков, посторониих лиц и выноса материалов и изделий из завода, для ведомственной милиции по охране завода «Красное Сормово»4, разработанных начальником Канавинского РАО Нижегородского гу-бадмотдела в октябре 1924 года, особое внимание уделялось именно организации пропускного режима.
Соблюдение пропускного режима, в первую очередь было направлено на предотвращение хищений со стороны рабочих и служащих предприятия. Так в «Инструкции постовым милиционерам у проходных №1,2,3» важнейшей задачей, стоящей перед ведомственной милицией определялась «... следить за тем, чтобы из завода, не выносили предметов не принадлежащим рабочим». А в «Инструкции Сормовской ведомственной милиции по охране Ц.Р.К.» четко указывалось, что постовой милиционер обязан «.задерживать каждого гражданина, если в неурочное время несет какую-либо ношу или узел »5.
В инструкциях указывалось, что основная обязанность постовых милиционеров заключается в пресечении прохода на территорию завода посторонних лиц , «. чтобы рабочий показывал свой номерной зна-чек.так, чтобы милиционер мог определить, что у ра-
3 ГАРФ, ф.393, оп. 51, д.37, л.12.
4 ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.377, лл.52,114.
5 ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.377, л.,117. 318
бочего именно его знак..а в случае сомнения или отсутствия. немедленно задерживать»6.
Учитывая тот факт, что все инструкции составлялись с учетом пожеланий администраций предприятий и утверждались после согласования с ними, довольно часто, в обязанности ведомственных милиционеров включались функции не связанные напрямую с охраной заводского имущества от хищений. На милиционеров возлагалась обязанность осуществлять контроль за временем прибытия и убытия рабочих завода. Так в «Правилах-инструкции прохода на завод и из завода работающих, заказчиков, посторонних лиц и выноса материалов и изделий из завода, для ведомственной милиции по охране завода «Красное Сормово» указывалось, что милиционеры должны фиксировать всех опоздавших, а опоздавших на срок более 20 минут, на территорию завода не пропускать до обеденного перерыва. Кроме того в рабочее время выпускать рабочих с территории заводов только, по пропускам, подписанным мастером, обращая внимание на соответствие цвета пропуска характеру производства (вредное или нет) или возрасту рабочих (совершеннолетие).
Несомненно, эти дополнительные требования включались в инструкции под воздействием администраций, которые, приняв финансирование ведомственной милиции на свой счет, стремились максимально использовать возможности ведомственных милиционеров.
Как правило, во многих инструкциях содержались разделы, касающиеся несения службы на т.н. «особых постах» на территории предприятий - к числу которых относились заводские кассы, склады нефтепродуктов, железнодорожные пути, электростанции и т.д. Так, постовому милиционеру в кассах завода «Красное Сормово», помимо непосредственной охраны предписывалось «. сладить за порядком в кассе во время выдачи денег, устанавливать очередь для получающих деньги, ни в коем случае не допускать шума и курения табака.»7.
Отличительной особенностью всех инструкций по охране предприятий и учреждений было включение в обязанности постовых милиционеров контроля за соблюдением рабочими правил пожарной безопасности, а также принятия своевременных мер по оповещению рабочих и администрации завода в случае создания аварийных ситуаций. Так в «Инструкции по охране заводов имени 26 Казненных Бакинских комиссаров» от 11 октября 1924 года8, составленной начальником Сормовской районной милиции указывалось, что в случае утечки нефтепродуктов постовой милиционер обязан немедленно сообщить об этом дежурному технику и по возможности, не покидая поста, принять меры к предотвращению этой аварии.
В отличие от инструкций по охране промышленных предприятий, подзаконные ведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые должностными лицами милиции, по охране финансовых учреждений опирались не только на специфику работы этих органов, но и на требования НКФ, который не был заинтересован в передаче охраны своих учреждений ведомственной милиции. Именно, с этих позиций следует рассматривать большую часть инструкций ведомственной милиции по охране кредитно-кассовых учреж-
6 ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.377, л.,114.
7 ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.377, л.,114.
8 ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.377, л.,120.
дений, таких как, «Инструкция по охране кассы
«Сельхозкредит», «Инструкция по несению охраны ведомственной милицией Госбанка» в г. Тамбове, инструкция по охране отделения Госбанка в г. Владимире9 и многих других. При разработке которых, начальникам милиций приходилось ограничивать обязанности ведомственных милиционеров лишь поддержанием порядка в процессе их работы и несения ночной сторожевой службы либо внутри помещения, либо снаружи.
Среди многих инструкций составленных начальниками милиций и регламентирующих организацию несения караульной или сторожевой службы, необходимо отметить, особый вид инструкций, определяющий действия ведомственной милиции в случае нападения на охраняемый объект. К числу таких нормативноправовых актов относиться «План обороны команде при Монетном Дворе, выставляемой отделением ведомственной милиции» г. Ленинграда10. Учитывая
важность охраняемого объекта, эта инструкция составлялась в полном соответствии с требованиями уставов РККА и достаточно подробно регулировала все аспекты связанные с обороной объекта государственной важности от возможных попыток вооруженного нападения. Причем, при ее составлении, пожелания администрации не учитывались, а все согласования осуществлялись с органами ГПУ и военным ведомством.
Таким образом, при исследовании подзаконного нормотворчества должностных лиц советской милиции в сфере обеспечения охраны социалистической собственности в течении 1924 года, можно сделать вывод, что должностные инструкции ведомственной милиции, при отсутствии общегосударственного нормативно-правового акта, наиболее полно и конкретно регламентировали перечень прав и обязанностей милиционеров. Принимались с учетом требований и предложений администраций предприятий и учреждений, что с одной стороны, приносило положительные результаты, а с другой, грозило превратить ведомственную милицию в подсобный орган администрации предприятий (что впоследствии и происходило во многих губерниях и областях РСФСР).
Список литературы:
1.Собрание узаконений и распоряжений рабочекрестьянского правительства РСФСР. 1918-1921.
2. История советской милиции. - Т. 1,2. - М.: Академия МВД СССР. 1977.
3. Мулукаев, Р.С. Организационно-правовые основы становления советской милиции (1917-1920) . - М., 1975.
4. Органы внутренних дел России. 1802-2002: в 2 т. -М., 2002.
5. Органы и войска МВД России: крат. ист. очерк. -М., 1996.
Рецензия
на статью Ерина Д.А. Тема: «Подзаконное нормотворчество должностных лиц советской милиции в сфере обеспечения охраны социалистической собственности в первые годы НЭПа».
Исследуемая в статье проблема в настоящее время является актуальной. Это обусловлено, прежде всего, тем, что обеспечение охраны объектов государственной, муниципальной и частной собственности органами милиции в современном Российском государстве является одним из наиболее болезненных вопросов организации всей правоохранительной деятельности. В силу чего, перед руководством правоохранительных органов страны стоит задача обеспечения эффективной деятельности, прежде всего подразделений вневедомственной охраны МВД России.
В связи с этим, исследование исторического опыта организации охраны государственной собственности на примере ведомственной милиции РСФСР позволит избежать ошибок, присущих начальному этапу становления органов советской милиции.
Существенный интерес представляет собой, исследование подзаконного нормотворчества должностных лиц советской милиции в сфере обеспечения охраны социалистической собственности в первые годы НЭПа.
Данная статья является попыткой, определить причины, влиявшие на особенности подзаконного нормотворчества.
В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что отличительной чертой всех инструкций, составляемых для сотрудников ведомственной милиции, являлось включение в них требований администрации охраняемых предприятий. Причем, большинство этих требований, выходило за рамки служебных обязанностей ведомственной милиции.
В целом следует отметить высокий теоретический уровень статьи и ее практическую направленность.
С учетом выше изложенного, статья Ерина Д.А. «Подзаконное нормотворчество должностных лиц советской милиции в сфере обеспечения охраны социалистической собственности в первые годы НЭПа» может быть допущена к публикации.
Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, д.ю.н.,
Профессор Р.Б. Головкин.
ГАРФ, ф. 393, оп. 51, д.37. лл.37,54; Государственный архив Владимирской области (ГАВО), ф.308,оп.1, д.123, лл.14, 20.
10ГАРФ, ф.3
93, оп. 43(а), д.115, л.99.