10.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ МИЛИЦИИ РСФСР ДЛЯ ОХРАНЫ КОНЦЕССИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД НЭП
Ерин Дмитрий Александрович, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры Государственноправовых дисциплин. Место работы: Владимирский юридический институт ФСИН России. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты правотворчества в сфере разработки нормативной базы, регулирующей организацию и деятельность ведомственной милиции в РСФСР, осуществляющей охрану концессионных предприятий и учреждений. Автор раскрывает особенности принятия нормативных актов регламентирующих организационно-правовые основы формирования ведомственной милиции на объектах промышленности, находящихся в иностранных концессиях.
Ключевые слова: история правоохранительных органов, милиция РСФСР, ведомственная милиция, правовое регулирование, иностранные концессии.
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF FORMATION OF DEPARTMENTAL MILITIA OF THE RSFSR FOR PROTECTION OF THE CONCESSION ENTERPRISES DURING THE PERIOD OF THE NEW ECONOMIC POLICY
Erin Dmitry Alexandrovich, PhD at law, associate professor. Position: Associate professor of state and law chair. Place of employment: Vladimir institute of law of Federal Penitentiary Service of Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: In article some aspects of law creation in the sphere of working out of legal base regulating the organization and activity of departmental militia in the RSFSR which is carrying out protection of the concession enterprises and establishments are considered. The author opens features of acceptance of legal acts regulating organizational-legal bases of formation of departmental militia on the objects of the industry which are in foreign concessions.
Keywords: history of law enforcement bodies, militia of the RSFSR, departmental militia, legal regulation, foreign concessions.
Окончание гражданской войны переход к мирному строительству Советского государства поставил перед руководством молодого государства задачу не только формирования и организации эффективного аппарата управления, но и создание мощной экономической платформы без которой построение независимого социалистического государства не представлялось возможным.
Учитывая реалии, как внешнеполитического положения, так и внутренней ситуации в стране, партия большевиков и советское правительство взяло курс на восстановление экономики подорванной годами войны и иностранной интервенции. Вместе с тем, руководство государства оказалось не в состоянии обеспечить финансирование экономических преобразований в стране. Одним из вариантов решения поставленной задачи, стала возможность привлечения иностранного
капитала в различные сферы экономики на условиях концессий. Причем, привлечение иностранных инвестиций предполагалось осуществлять во всех сферах хозяйства.
Правовое регулирование концессионной политики осуществлялось на основании ряда нормативных актов, как общего характера, в которых определялись все принципы, условия, гарантии, так и концессионных соглашений о привлечении иностранного капитала для развития конкретного предприятия или объединения. К числу которых относились такие как: декрет СНК РСФСР от 23 ноября 1920г. «Общие экономические и юридические условия концессий», от 29 марта 1921 года «Основные принципы концессионных договоров», «Конвенция об основных принципах взаимоотношений
между СССР и Японией», подписанная в январе 1925
1
года и другие .
Несомненно, одним из важных аспектов, реализации концессионной политики в РСФСР, выступал вопрос об обеспечении охраны объектов, имущества и продукции концессионных предприятий. Несмотря на то, что при заключении любого концессионного соглашения, положения об охране имущества и продукции концессионных предприятий, выступали обязательной составляющей договора, в процессе производственной деятельности, обеспечение сохранности объектов и материалов оказалось недостаточно урегулированным.
Противоречия в обеспечении охраны объектов концессионных предприятий стали возникать практически одновременно с развитием производства. «Положение о ведомственной милиции» и «Инструкция по организации и деятельности ведомственной милиции», принятые 1925 году, устанавливали, что организация ведомственной милиции и соответственно, ее финансирование осуществляется за счет бюджета заинтересованных в охране администраций предприятий и учреждений. Что, соответственно, предполагало формирование ведомственной милиции для охраны предприятий и имущества концессионных предприятий, их администраций.
Однако, в период второй половины 20-х гг. возникла необходимость уточнения вопроса финансирования этой охраны. Администрации концессионных предприятий отказывались брать на себя содержание ведомственной милиции, ссылаясь на обязанность Советского государства обеспечить все условия для нормального функционирования, в том числе и охрану предприятий, учреждений, имущества и производимой продукции, силами и средствами милиции РСФСР.
Сложилась противоречивая ситуация, с одной стороны концессионная политика советского правительства предусматривала оказывать всемерное содействие и создавать оптимальные условия для функционирования концессионных предприятий, в том числе и обеспечить надлежащую охрану, с другой, местные административные отделы, опираясь на «Положение о ведомственной милиции», в котором четко оговаривалось, что финансирование ведомственной милиции не возлагается на государство, отказывались формировать ведомственную милицию для охраны такого рода заводов, фабрик учреждений и иных образований. Например, в 1927 году Архангельский губисполком по вопросу обеспечения охраны концессионных предприятий разъяснял, то если в концессионном о договоре
1 Собрание узаконений и распоряжений рабочее - крестьянско-
го правительства РСФСР (далее СУ РСФСР). 1920. №91. Ст.481
3'2012
Пробелы в российском законодательстве
указывается о порядке охраны и оплаты расходов по содержанию ведомственной милиции, то последняя может быть сформирована, «...даже если это противоречит действующему законодательству», если нет, то исходя из того, что концессионный договор является актом изъятия из действующего законодательства, вопрос об организации должен рассматриваться индивидуально2. Причем, необходимо отметить, что в условиях несовершенства советского законодательства и наличия противоречивых норм, содержащихся в различных нормативно-правовых актах, позиция Архангельского ГИКа вполне оправдана, так как она основывалась, в том числе и на ст. 103 Положения о местных финансах РСФСР»3.
Отсутствие четкой правовой регламентации по вопросу организации охраны концессионных предприятий и их имущества, было характерно для всего периода проведения НЭП. В течение 1925-28гг., администрации практически всех указанных предприятий и объединений, были вынуждены согласовывать вопросы охраны не только с местными органами советской власти, но и с руководством НКФ и ЦАУ НКВД РСФСР, причем, этот процесс мог занимать достаточно продолжительный временной отрезок. Наиболее характерным примером, длительного согласования государственного финансирования, является организация ведомственной милиции для охраны предприятий крупнейшей золотопромышленной концессии на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока - «Лена-Голдфилдс». Причем, согласованию подвергался не сам факт обязательности принятия под охрану объектов концессии, а определение стоимости содержания сотрудников ведомственной милиции .
Стремясь урегулировать сложившуюся ситуацию, ВСНХ совместно с НКВД предложили оптимизировать существующее законодательство применительно к специфике концессионной политики государства и внести ряд изменений и дополнений в нормативноправовые акты как общегосударственного, так и ведомственного характера. Итогом правотворческой деятельности стало решение СНК РСФСР, принятое в марте 1927 года о включении примечания к статье 2, Декрета от 6 февраля 1924 года «О ведомственной милиции», которое устанавливало, что «настоящая статья не распространяется на особые штаты милиции, предназначенные для охраны имущества концессионных предприятий» и примечания к статье 103 «Положения о местных финансах РСФСР», где определялось, что расходы на содержание особых штатов милиции, предназначаемых для имущества охраны концессионных предприятий «. относятся на общегосударственный счет»5.
ВСНХ был составлен перечень концессионных предприятий, подлежащих обязательной охране и финансированию из средств государственного бюджета. Причем, этот список постоянно увеличивался, что предполагало соответствующее включение в смету государственного бюджета содержание ведомственной милиции. Так, если на апрель 1927года государство обеспечивало содержание ведомственной милиции на 35 концессиях, то на июль 1927 года, в процессе согласования с НКВД РСФСР и на основании списка Главного Концессионного комитета при СНК РСФСР
2 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф.393. Оп. 43(а). Д.1622. Л.237
3 СУ РСФСР. 1927. №34. Ст. 226.
4 ГАРФ. Ф.393. Оп.43(а). Д. 1608. ЛЛ.1,5,11,12,87
5 ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1622. Л.303.
устанавливалось, что охрана за счет средств государственного бюджета может осуществляться только на предприятиях, принадлежащих 61 фирме6. Все остальные предприятия включались в этот список по мере прохождения процедуры согласования и признания как ВСНХ, так и НКВД РСФСР обязательности охраны ведомственной милицией. В августе 1927 года администрации предприятия «Рорио Рингио Кулиай» Японского дальневосточного лесопромышленного синдиката, было отказано в финансировании ведомственной милиции, по причине отсутствия не только в указанном списке этой фирмы, но и в соответствующем концессионном договоре положения об обязательной охране концессии за счет средств бюджета страны7 [7, л.237], которое предполагалось осуществлять только с 1928 года.
Подобное положение существенно тормозило организацию ведомственной милиции на концессионных предприятиях. Вопросы обеспечения охраны, включая штатное расписание и соответственно содержание утвержденного количества милиционеров, как правило, рассматривались индивидуально и закреплялись решением СНК РСФСР.. Например, на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1927 года (протокол №100) было принято решение утвердить государственное финансирование ведомственной милиции на заводе шарикоподшипников концессии «СКФ», фабрике аэро-фото-кинопленки концессии «СИМП», заводе сжатых газов концессии «РОГАЗ» в Московской губернии, заводе машин переменного тока концессии «АСЕА» в Ярославской губернии. Секретным постановлением ВЦИК и СНК №27 от 10 мая 1928 года был утвержден штат ведомственной милиции по охране японских концессий на Сахалине «ДУЭ», «ОХЭ», «НУ-ТОво) и т.д.8
Необходимо отметить, что на уровне СНК РСФСР решения принимались не только по организации охраны в целом на предприятиях, но и по увеличению или сокращению штатов уже существующих подразделений. Так, на основании протокола заседания СНК РСФСР №67-с от 5 ноября 1927 года, увеличивался штат ведомственной милиции Бодайбинского района Иркутского округа, до 63 человек9.
Кроме того, согласование и утверждение штатов ведомственной милиции, происходившее, на уровне высшего руководства страны, существенно тормозило темпы формирования подразделений на местах. Так вопрос о целесообразности организации ведомственной (горной) милиции для охраны золотопромышленных предприятий Дальневосточного края обсуждался в течение семи месяцев 1927 года. Причем, центральным вопросом обсуждения являлось утверждение окончательной суммы финансирования и соответственно, штатного расписания10.
Особенность правого регулирования функционирования ведомственной милиции на концессионных предприятиях выражалась и в том, что по инициативе местных органов советской власти и по согласованию в ЦАУ НКВД, СНК РСФСР принимал целый ряд актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности ведомственной милиции на конкретных концессионных предприятиях. Например, протоколом СНК РСФСР № 67-с от 5 ноября 1927 года предусматривался ком-
6 ГАРФ. Ф.393, Оп. 43(а). Д.1622. Л. 289, 357,359.
7 ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1622. Л.237
8 ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1608. ЛЛ. 122, 123, 127,167.
9 ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1605. Л. 24
10 ГАРФ. Ф.393. Оп.43(а). Д.1605. ЛЛ.19,20
плекс мер направленных на усиление охраны золотопромышленных предприятий и борьбы с тайной утечкой золота на предприятиях «Лена-Голдфилдс». К числу которых относились мероприятия, как административного, так и оперативно-розыскного характера, намеченные для последующей реализации именно на
предприятиях данной концессии в конкретной местно-
11
сти11.
Таким образом, характерной особенностью правого регулирования организации деятельности ведомственной милиции в отмеченный период, выступали не только противоречия советского законодательства и его несоответствие развитию общественных отношений в период НЭП, но и длительность процесса принятия соответствующих актов. Что негативно отражалось на принятии решения об охране концессионных предприятий. Кроме того, формирование ведомственной милиции во многом зависело от наличия соответствующих средств, заложенных в бюджет НКВД РСФСР на очередной год. В противном случае, администрациям концессионных предприятий приходилось содержать ведомственную милицию исключительно, за счет собственных средств. Вместе с тем, в отличие от общегосударственной милиции и уголовного розыска, изменение законодательства о ведомственной милиции осуществлялось более оперативно, что в конечном итоге позволило к началу свертывания НЭП обеспечить соответствующее правовое регулирование организации и деятельности ведомственной милиции осуществляющей охрану имущественных интересов концессионных предприятий в РСФСР.
Список литературы:
1. Собрание узаконений и распоряжений рабочее -крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1920. №91..
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.393. Оп. 43(а).
3. СУ РСФСР. 1927. №34. Ст. 226.
4. ГАРФ. Ф.393. Оп.43(а). Д. 1608. ЛЛ. 1,5,11,12,87.
5. ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1622. Л.303.
6. ГАРФ. Ф.393, Оп. 43(а). Д.1622. Л. 289, 357,359.
7. ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1622. Л.237.
8. ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1608. ЛЛ. 122, 123, 127,167.
9. ГАРФ. Ф.393. Оп. 43(а). Д.1605. Л. 24.
10. ГАРФ. Ф.393. Оп.43(а). Д.1605. ЛЛ.19,20.
11. ГАРФ. Ф. 393. Оп.43(а). Д. 1605. Л. 24.
Рецензия
на статью доцента кафедры государственноправовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, к.ю.н., доцента, Ерина Д.А. «Особенности правового регулирования формирования ведомственной милиции РСФСР для охраны концессионных предприятий в период НЭП». Владимир, 2012.
В представленной статье автор на основе анализа широкого круга источников, в том числе, нормативных актов, архивных материалов и монографической литературы рассматривает некоторые аспекты правового регулирования организации и деятельности ведомственной милиции РСФСР по охране концессионных предприятий и учреждений в период проведения НЭП.
Автор отмечает, что, не смотря на установленный законодателем принцип содержания ведомственной милиции за счет средств, заинтересованных в охране администраций предприятий и учреждений, практика формирования подразделений ведомственной милиции для обеспечения охраны имущества, продукции и объектов концессионных предприятий, выявила целый комплекс вопросов, не урегулированных нормами советского права.
Автор указывает, что противоречия законодательства о ведомственной милиции и концессионных соглашений, заключенных правительством РСФСР с иностранными фирмами, вынудили руководство страны установить особые условия финансирования обеспечения охраны имущества иностранных концессий. Это проявилось в том, что в отличие от иных объектов народного хозяйства и промышленности, содержание подразделений ведомственной милиции, осуществляющей охрану концессионных предприятий и учреждений, было возложено не на их администрацию или владельцев, а на правительство РСФСР. Что было закреплено в соответствующих подзаконных актах, регламентирующих организацию и деятельность ведомственной милиции.
Однако, длительность процесса согласования финансирования и утверждения штатной структуры милицейских аппаратов в конкретных отраслях промышленности и на отдельных предприятиях, оказали негативное влияние на обеспечение эффективной охраны концессионных предприятий и учреждений.
Представленные материалы не содержат секретных сведений и могут быть опубликованы в открытой печати.
С учетом выше изложенного, статья Ерина Д.А. «Особенности правового регулирования формирования ведомственной милиции РСФСР для охраны концессионных предприятий в период НЭП» может быть допущена к публикации.
доктор юридических наук,
профессор Р.Б. Головкин
11 ГАРФ. Ф. 393. Оп.43(а). Д. 1605. Л. 24