Научная статья на тему 'Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников ведомственной милиции РСФСР в период 1924-29гг'

Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников ведомственной милиции РСФСР в период 1924-29гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ / ОПЛАТА ТРУДА / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ВЕДОМСТВЕННАЯ МИЛИЦИЯ РСФСР / FINANCINGS OF THE SOVIET MILITIA / PAYMENT / MATERIAL STIMULATION / DEPARTMENTAL MILITIA OF RSFSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерин Д. А.

Рассматриваются особенности оплаты труда и материального стимулирования сотрудников ведомственной милиции РСФСР в период с 1924—1929 г.г. Обосновывается вывод о том, что ежемесячная денежно-кредитная удовлетворенность ведомственной милиции РСФСР в указанный период во многих отношениях не соответствовала требованиям действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENT AND MATERIAL STIMULATION OF EMPLOYEES OF DEPARTMENTAL MILITIA OF RSFSR DURING THE PERIOD ABOUT 1924-19291Vladimir legal institute FSIN of Russia

In article features of payment and material stimulation of employees of departmental militia of RSFSR during the period about 1924-1929 are considered. The conclusion that monthly monetary and credit satisfaction of departmental militia of RSFSR during the specified period in many respects didn’t correspond to current legislation requirements is proved.

Текст научной работы на тему «Оплата труда и материальное стимулирование сотрудников ведомственной милиции РСФСР в период 1924-29гг»

ОПЛАТА ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ МИЛИЦИИ РСФСР В ПЕРИОД 1924-29ГГ.

Д.А. ЕРИН,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России,

кандидат юридических наук, доцент

erin@mail.ru

12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения

Аннотация. Рассматриваются особенности оплаты труда и материального стимулирования сотрудников ведомственной милиции РСФСР в период с 1924—1929 г.г. Обосновывается вывод о том, что ежемесячная денежно-кредитная удовлетворенность ведомственной милиции РСФСР в указанный период во многих отношениях не соответствовала требованиям действующего законодательства.

Ключевые слова: финансирование советской милиции, оплата труда, материальное стимулирование, ведомственная милиция РСФСР.

PAYMENT AND MATERIAL STIMULATION OF EMPLOYEES OF DEPARTMENTAL MILITIA OF RSFSR DURING THE PERIOD ABOUT 1924-1929

D.A. ERIN,

senior lecturer of the chair of state-legal disciplines of Vladimir legal institute FSIN of Russia, candidate of jurisprudence, senior lecturer

Annotation. In article features of payment and material stimulation of employees of departmental militia of RSFSR during the period about 1924-1929 are considered. The conclusion that monthly monetary and credit satisfaction of departmental militia of RSFSR during the specified period in many respects didn't correspond to current legislation requirements is proved.

Key words: financings of the Soviet militia, payment, material stimulation, departmental militia of RSFSR.

Необходимость совершенствования системы охраны предприятий и учреждений РСФСР привела к организации в 1924 г., в системе органов правопорядка Советского государства ведомственной милиции, основной задачей которой определялась охрана предприятий и учреждений, а также имеющих государственное значение частных промышленных и торговых организаций.

Ведомственная милиция формировалась как «...дополнительный штат общегосударственной милиции» и не являлась специальным видом в системе милиции РСФСР, что закреплялось как на уровне общегосударс -твенных, так и ведомственных нормативно-правовых актов. Это положение устанавливало, что вся деятельность ведомственной милиции основывалась на законодательстве РСФСР о милиции, регулирующем не только организационно-правовые формы, но и все иные аспекты деятельности, включая материальное стимулирование труда.

Однако, исходя из особенности организации ведомственной милиции, финансирование которой, возлагалось на администрацию предприятий и учреждений, заинтересованных в охране своих объектов и имущества от преступных посягательств, воп-

рос о материальном стимулировании сотрудников, занял ключевое место.

Все нормативно-правовые акты, регулирующие статус ведомственной милиции в течение 1924-28гг. устанавливали, что система оплаты труда, должностные оклады и иные формы денежного содержания сотрудников не могут отличаться от общегосударственной милиции и уголовного розыска РСФСР. О чем, неоднократно указывалось во всех нормативно-правовых актах ведомственной милиции таких как, циркуляр №217 от 23 мая 1924г.1, « О принципах организации ведомственной милиции», «Положение о ведомственной милиции» и «Инструкция о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности», введенная в действие приказом Начальника ЦАУ НКВД РСФСР № 29 от 25 февраля 1925 г.2.

Вместе с тем, переход финансирования советской милиции на местный бюджет привел к существенному понижению денежного содержания милиционеров всех категорий. Бюджеты местных органов советской власти оказались не способны обеспечить достойное содержание сотрудников милиции, что привело к существенной разнице минимальной ставки должностных окладов сотрудников милиции и оплаты труда

рабочих в государственном и особенно, частном секторе экономики.

Согласно, действующим нормативно-правовым актам, оплата труда сотрудников ведомственной милиции, устанавливалась на основе заключенного договора об образовании ведомственной милиции между административным отделом уезда (округа) и администрацией заинтересованного предприятия и учреждения.

Исходя из особенностей финансирования ведомственной милиции, которые заключались в том, что охраняемое предприятие и учреждение обеспечивало выплату заработной платы сотрудникам ведомственной милиции, «...оплата труда должностных лиц ведомственной милиции производится по тем ставкам, по коим получают заработную плату соответствующие должностные лица общегосударственной милиции тех губерний (областей), на территории коих организована ведомственная милиция»3.

Несмотря на все нормативно-правовые акты, предписывающие не допускать различий в оплате труда ведомственной и государственной милиции, данная проблема существовала на протяжении всего исследуемого периода. Так, если в Самарской губернии в подразделениях ведомственной милиции ежемесячная зарплата составляла: младший милиционер

— 20 руб., старший милиционер — 28 руб., надзиратель — 95 руб. то в общегосударственной — 17.60 руб., 22—40 руб. и 80 руб., соответственно; в Астраханской губернии средняя зарплата должностных лиц ведомственной милиции в июне 1925 г. составляла 26 руб., общегосударственной-25руб.4.

Вместе с тем, в отдельных случаях, оплата труда ведомственной милиции могла быть меньше чем у государственной, что объяснялось неграмотностью должностных лиц, заключающих договоры с предприятиями и учреждениями. Так, согласно договору с комитетом рыночных торговцев по охране базара г. Саратова, зарплата ведомственного милиционера составляла 21р.60к. в месяц, что было ниже зарплаты милиционера общегосударственной милиции5. Однако, такие явления были скорее исключением, чем правилом.

Как правило, зарплата милиционера ведомственной милиции в среднем, составляла 45,45% от общей суммы взноса предприятия на содержание одного сотрудника6. Так, например, во Владимирской губернии с 1 января 1926 г., устанавливалось, что если сумма взноса за одного ведомственного милиционера составляла 50 руб. в месяц, то из нее шло: на зарплату

- 25 руб.7.

Однако, в период становления ведомственной милиции 1924-25гг. в большей степени на в последующие год, в меньшей, уровень оплаты труда ведомственных милиционеров и общегосударственной милиции различался как в рамках одной губернии (области), так и между различными территориальными образованиями Советской России.

Так, согласно, актам обследования деятельности четырех Приволжских губерний (Самарской, Саратовской, Сталинградской и Астраханской) в период

июнь-июль 1925 г. зарплата должностных лиц ведомственной милиции выглядела следующим образом: в Самарской губернии - младший милиционер — 20 руб., старший милиционер — 28 руб.; в Сталинградской губернии соответственно 21руб. 8 коп. и 26 руб. 14 коп. и т.д.8 Средний заработок милиционеров ведомственной милиции Саратовской губернии составлял 23 руб. 51 коп., тогда как в Астраханской-26 руб.9.

Кроме того, в даже рамках уезда, оплата труда ведомственных милиционеров могла существенно различаться. В Рязанской губернии, по состоянию на ноябрь 1924 — в Касимовском уезде зарплата младшего милиционера составляла 25 руб., старшего 30 руб., тогда как, в Скопинском уезде 20 и 25 руб., соответственно10.

В отдельных территориальных образованиях РСФСР местные органы Советской власти предпринимали попытки в одностороннем порядке, используя административный ресурс, увеличивать договорную плату за содержание одного милиционера, повысить уровень его денежного содержания. Так в конце 1925 г. Хоперский Окружной исполнительный комитет Сталинградской губернии постановил увеличить содержание одного ведомственного милиционера с 28 руб. до 40 руб., однако администрации хозорганов отказались от такого предложения11, мотивируя нерентабельностью такого повышения.

Во многих случаях, разница в оплате труда определялась не только финансовыми возможностями предприятий и учреждений, но и повышением зарплаты должностным лицам ведомственной милиции со стороны администраций предприятий и учреждений в рамках дополнительного вознаграждения за «тяжелые условия службы». Урегулирование этого важного аспекта организации и функционирования ведомственной милиции стало итогом анализа практики первого года ее существования Руководство ЦАУ НКВД РСФСР решило отказаться от возможности повышения оплаты труда ведомственных милиционеров в особых случаях, заложенной в циркуляре №217 от 23 мая 1924 г. «О принципах организации Ведомственной милиции», в котором устанавливалось, что «.в зависимости от особо тяжелых условий службы отдельных видов ведомственной милиции, общий заработок.может быть повышен до размера среднего заработка квалифицированных рабочих данного учреждения или предприятия»12. Что, нашло свое отражение в «Положении о ведомственной милиции» и «Инструкции о порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности», введенных в действие приказом Начальника ЦАУ НКВД РСФСР № 29 от 25 февраля 1925 г.

Несомненно, исключая этот аспект, разработчики Положения учитывали тот факт, что администрация предприятий и учреждений, с целью повышения стимулирования труда сотрудников ведомственной милиции, могла пойти и на повышение зарплаты ведомственных милиционеров.

Кроме того, данное требование исключало возможность возникновения конфликтных ситуаций на почве разницы в оплате труда между ведомственной и общегосударственной милиции как на бытовом, так и на служебном уровнях, что могло оказать крайне негативное влияние на моральный климат в подразделениях и как следствие снижение эффективности охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Однако, практика повышения окладов сотрудников ведомственной милиции по инициативе администраций предприятий продолжала оставаться широко распространенным явлением. Например, согласно отчету начальника Ковровского РАО Владимирского округа за первое полугодие 1929 г., дирекции фабрик и заводов района самостоятельно повышали оклады сотрудников до 80—100 руб., тогда как оклады общегосударственной милиции в районе 40—45 руб. в месяц13.

Наиболее сложным вопросом оплаты труда как сотрудников общегосударственной милиции вообще, так и ведомственных милиционеров, в частности, оставалась оплата за сверхурочную работу и за работу в выходные и праздничные дни. В «Положении о ведомственной милиции» 1925 г. этот аспект не освещался, хотя, учитывая специфику службы ведомственной милиции и тот факт, что во многих случаях милиционеры несут службу в соответствии с Уставом караульной службы РККА, т.е. в составе отдельных команд в течении суток, включая выходные и праздничные дни, вопрос об оплате труда имел немаловажное значение.

Отсутствие в 1924-25 гг. нормативно-правового регулирования оплаты труда в выходные и праздничные дни порождало на местах конфликты с профсоюзными организациями и органами Наркомтруда. Решением этой проблемы стало постановление Особого Совещания при НКТ от 14 апреля 1925 г., в котором принимали участие представители НКТ, ЦК Совработников и НКВД РСФСР, которое предусматривало необходимость включения в договоры о формировании ведомственной милиции особого пункта, предусматривающего обязанность хозяйственных органов оплачивать милиционерам работу в выходные и праздничные дни14.

Однако, это постановление напрямую противоречило ст. 46 Положения о равенстве оплаты труда государственной и ведомственной милиции. Этот пробел являлся примером несоответствия нормативно-правовых актов регулирующих организационно-правовые основы как всей советской милиции в целом, так и ведомственной, в частности и общегосударственного законодательства. В практическом комментарии к «Положению и инструкции об организации ведомственной милиции» указывалось, что, несмотря на постановление Особого совещания, которое принималось при участии НКВД, «.вопрос этот не согласован еще с .НКВД в виду тесной связи его с оплатою труда работников общегосударственной милиции»15.

Окончательное решение было найдено только в середине 1926 г., когда в соответствии с циркуляром

НКВД от 8 июля 1926 г. устанавливалось, что работа ведомственной милиции в праздничные и особые дни отдыха, а также в ночное время компенсируется «...путем выплаты дополнительного вознаграждения в виде добавочного содержания к основному окладу в размере от 15 до 25% последнего, в зависимости от количества фактически проработанного времени»16, либо выходными днями по согласованию дирекции предприятия с соответствующим административным отделом.

Очередной попыткой со стороны руководства ЦАУ НКВД ликвидировать отклонения в оплате труда от установленных правил стал циркуляр №296/60/с от 16 августа 1927 г. «О стоимости содержания одного ведомственного милиционера»17, в котором устанавливался примерный расчет стоимости содержания сотрудника ведомственной милиции и предписывалось установить зарплату равную государственной милиции в данной местности.

Наглядно, разница в оплате труда различных категорий должностных лиц ведомственной милиции Сибири и Европейской территории РСФСР показана А.Н. Харловым. По состоянию на 1928 г., ежемесячное денежное довольствие в Сибире, составляло — начальник отделения при окрисполкоме — 99 руб., начальник отделения при фабриках и заводах — 59 руб., старший милиционер —35 руб., младший милиционер — 28 руб. в месяц; на остальной территории РСФСР, соответственно -114, 75, 41 и 34руб.18.

В целом, необходимо констатировать, что, не смотря на требования всех нормативно-правовых актов и контроль со стороны ЦАУ НКВД РСФСР, на практике разница в оплате труда как между общегосударственной и ведомственной милиции, так и в структуре последней, продолжала существовать вплоть до свертывания НЭПа.

1 Бюллетень НКВД. 1924. №19. С.86.

2 Действующие распоряжения по милиции. М. 1929. // Приказ Начальника ЦАУ НКВД №25 от 25 февраля 1925г.

3 Положение о ведомственной милиции. М. 1925, ст.47.

4 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р-393, оп.43(а), д. 398, л.37(об); д.402, л.5.

5 ГАРФ, Ф. Р-393, оп.43(а), д.402, л.19.

6 Государственный архив Владимирской области (далее ГАВО). Ф. Р-308, оп.1, д. 123, л 50.

7 ГАВО. Ф. Р-308,оп.1, д.133, л 41, д. 157, л.1.

8 ГАРФ. Ф. Р- 393, оп. 43(а), д.398, л.37; д.402, л.3.

9 ГАРФ. Ф. Р-393, оп. 43(а), д.402, лл.1,5.

10 ГАРФ. Ф. Р-393, оп. 51, д.36, лл.12, 14.

11 Административный вестник. 1926. №1-13, с.74.

12 Бюллетень НКВД. 1924, №19. Циркуляр №217. С.86.

13 ГАВО. Р-312, оп.1, д.54, л.45.

14 Административный вестник. 1925, №12. С.41.

15 Положение и инструкция об организации и службе ведомственной милиции. Практический комментарий. М.1925, С.29.

16 Шавров Б. Ведомственная милиция, ее организация и работа. М.1928. С.17.

17 . ГАРФ. Ф. Р-393, оп.43(а), д.1607, л.39.

18 ХарловН.А. Милиция Сибири в 20-е годы.// Дисс., канд. истор. наук. 07.00 февраля Новосибирск. 2002. С.59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.