Постепенно возникла особая система обязательственного права как совокупность институтов и норм, которыми регулируется порядок отношений двух и более субъектов права по поводу возникающих между ними взаимных требований, связанных с реализацией их хозяйственных целей, а также иных личных интересов неполитического свойства; это также право, предоставляющее возможность требовать совершения определенного действия от другого лица или лиц.
Несмотря на то, что обязательственное право — это, прежде всего, договорное право, его источниками выступают как договора, так и обстоятельства внедо-говорного характера — деликтного. Поэтому следует иметь в виду, что обязательственное право состоит из двух крупных блоков: договорного права и деликт-ного права.
Говоря о содержании обязательства, римский юрист II—III вв. н.э. Павел отмечал: «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать как-нибудь предмет нашим или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал, или предоставил». Из этого положения современная наука сделала вывод о том, что стороны в обязательстве связаны между собой встречными отношениями, в основе которых находятся вза-имообусловливающие друг друга право требования и обязанность исполнения, в целом составляющие фор-
мулу: «Дать, сделать, предоставить». Внутреннее наполнение этих составных компонентов обязательства выражается в следующем: «дать» (dare, гарантировать, продать) — обязанность лица (должника, дебитора) передать имущество, т.е. вещь определенного качества другому лицу (кредитору) в собственность или во владение; т.е. это перенос вещных прав с одного субъекта на другой; «сделать» (facere, обязательно сделать, исполнить, доставить) — обязанность одного лица осуществить в пользу другого действия, имеющие реальный физический смысл и приносящие ему какую-либо материальную выгоду или не предпринимать таковых (бездействие), будучи обязанным не препятствовать другому лицу в своих законных интересах пользоваться вещью; «предоставить/исполнить» (от prae stare) — обязанность лица что-то выполнить, возместить нечто, измеряемое в стоимостном (денежном) выражении.
Действующее российское гражданское законодательство традиционно определяет обязательственное право как обязанность одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, и право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ (1917—1930 гг.)
ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ ИСАКОВ,
старший научный сотрудник научно-исследовательского иредакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор, доктор юридических наук
E-mail: ivm45@mail.ru
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования милиции молодого Советского государства, подготовки кадров и комплектования ими органов милиции на начальном этапе развития государства в условиях многоукладной экономики.
Ключевые слова: создание милиции, комплектование милиции, профессиональная подготовка кадров милиции, НКВД РСФСР.
Annotation. Discussed the formation of the militia of the young Soviet state, training and recruitment of the police authorities at the initial stage of development of the state in a mixed economy.
Keywords: establishment of militia, recruitment of the police, professional training of the police, NKVD of RSFSR.
При рассмотрении Советского периода становления и развития профессиональной подготовки кадров милиции мы приняли периодизацию, учитывающую ряд системообразующих факторов: экономических, социальных, политических и идеологических. Исходя из этого, выделяют четыре ступени в историческом развитии милиции в Советский период, становлении и развитии системы подготовки кадров милиции:
1) создание и подготовка милиции Советского государства на начальном этапе ее формирования (1917—1930 гг.) в условиях многоукладной экономики;
2) реформирование милиции и подготовки кадров в предвоенные годы (1930—1941 гг.) в период перехода к одноукладной экономике;
3) милиция и ее задачи в условиях военного времени (1941—1945 гг.);
4) милиция в послевоенный период и организация системы профессиональной подготовки в МВД Советского Союза (1945—1991 гг.) в условиях единого уклада экономических основ развития государства.
Такая периодизация была предложена А.С. Бар-сенковым [1] и получила развитие в трудах В.М. Исакова [2]. Периодизация носит условный характер, а границы периодов совпадают с основными историческими периодами становления государства.
Создание нового советского государственного аппарата внутренних дел началось после вооруженного восстания в Петрограде (8 ноября 1917 г.), когда государственная власть перешла к Всероссийскому Съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Исполнительным органом Съезда являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) при котором был создан Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, состоявший из 13 комиссариатов (в том числе и внутренних дел).
Наркоматом, в основу которого была взята структура аппарата Министерства внутренних дел дореволюционной России, руководил народный комиссар внутренних дел с совещательным органом — коллегией. Наркомат, кроме основного направления своей деятельности — борьбы с контреволюцией и преступностью — через соответствующие отделы занимался вопросами местного управления и хозяйства, воинских повинностей, беженцев, актами гражданского состояния, коммунального хозяйства, медициной и ветеринарией и другими направлениями.
10 ноября 1917 г. Наркоматом было принято постановление «О рабочей милиции» с комплектованием на добровольной и безвозмездной основе. Под этим подразумевались периодические привлечения добровольцев на суточные дежурства с сохранением зарплаты по месту работы. В декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией создается Всероссийская чрезвычайная комиссия, наделенная особыми полномочиями.
Комплектование милиции на штатной основе начинается с 10 мая 1918 г. после реорганизации Наркомата и принятия соответствующего решения Коллегией. «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющий специальные функции, организация милиции должна осуществляться независимо от организации Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены» [3]. В тяжелейших условиях войны и небывало разросшейся преступности место царской полиции, расформированной в 1917 г., заняли революционные студенты и иные случайные люди из добровольцев, не имевшие каких-либо профессиональных навыков. Отделения милиции из отделов местных управлений НКВД реорганизуются в отделы милиции (с августа — в управления, с октября — в Главные управления). Начиная с конца 1918 г. и по середину 1920 г. создаются специализированные подразделения рабоче-крестьянской милиции: уголовный розыск, транспортная (железнодорожная, речная), следственно-разыскная, промышленная милиция. НКВД РСФСР передаются пожарные подразделения, происходит дальнейшая реорганизация отдельных отделов и управлений; изменение функций в плане их сужения, во избежание дублирования другими наркоматами. Декретом от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции» закрепляются организационно-правовые аспекты данных изменений [4, ст. 213].
Деятельность НКВД РСФСР все больше направляется на борьбу с преступностью, поддержание революционного общественного правопорядка, происходит изменение политики Царской России с карательной на политику перевоспитания осужденных. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия реорганизовывается в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР (на местах создаются Политические отделы при губисполкомах), на которые дополнительно возлагаются задачи по борьбе с контр-
революцией, бандитизмом, шпионажем, контрабандой; по охране путей сообщения и границ страны.
В начальный период формирования милиции на штатной основе остро возникает вопрос специальной подготовки сотрудников. Руководству НКВД РСФСР представлялось, что необходимо создавать сеть курсов, школ для подготовки милицейских кадров, в том числе инструкторов и дружинников. Эта работа начинается уже с 1918 г., когда появляются первые милицейские курсы и школы (Московская школа милиции затем инструкторов милиции, Владимирские курсы для начальствующего состава милиции, Петроградская школа дружинников, курсы ВЦИК для руководства милиции, с 1919 г. Петроградские курсы для женщин-милиционеров, Тульские курсы милиции, инструкторская школа милиции и отделение подготовки работников уголовного розыска при Петроградском рабоче-крестьянском университете [5] и др.).
Курсы комплектовались лицами из пролетарской среды с 18-летнего возраста и сроком обучения от нескольких недель до нескольких месяцев. Обучение проводилось на основе учебных программ и планов лицами, как правило, имеющими практический опыт. Необходимо отметить, что в программах основное внимание уделялось пролетарской подготовке, военной и, в меньшей степени, профессиональной. По окончании обучения выдавалось соответствующее свидетельство.
Однако, на вопросы комплектования милиции накладывались объективные обстоятельства, связанные с призывом в Красную Армию, в том числе и милиционеров (Постановление НКВД от 19 сентября 1918 г. «Об обязанности членов и служащих милиции являться к призыву при мобилизации» [4, ст. 734]). Текучесть кадров в этих условиях была огромной, практически за годы гражданской войны личный состав милиции обновлялся неоднократно и подготовить специалистов для милиции представляло огромную проблему.
Завершение Гражданской войны и отсутствие денежных средств на обучение заставило перейти к самостоятельной подготовке кадров на местах. Кроме того, денег не хватало даже на содержание милиции, из Центра выделялись только 50%, а остальное должны были доплачивать местные Советы. Подготовка кадров милиции проходила в общегосударственных рамках ликвидации безграмотности населения, подготовки населения к работе в любом направлении на-
родного хозяйства, когда основное внимание уделялось политической подготовке и лишь частично профессиональной. Такое положение дел не давало возможности руководству НКВД создать автономную систему профессиональной подготовки кадров милиции по примеру военной системы образования и к тому же оно не было в этом заинтересовано, так как не хватало средств. На создаваемых на местах курсах, которые носили разные названия, в программах в соответствии с руководящими документами [6], больше внимания уделялось военной подготовке (военным и строевым уставам). Только в некоторых губерниях программы были нацелены в большей степени на милицейское направление подготовки. Проблемы возникали и с отсутствием владеющих грамотой кандидатов. «К началу 1920 г. милиция России насчитывала 87 843 человека, а на курсах в среднем обучалось от 1500 до 2500 человек, следовательно, профессиональный уровень милиции улучшался крайне медленно и не отвечал требованиям времени» [7, с. 86].
В целом, усилия руководства НКВД и местных органов власти по подготовке сотрудников милиции на начальном этапе становления не имели эффекта, работа в этом направлении была стихийной, бессистемной и не была обеспечена подготовленными инструкторами и преподавателями.
В 1921 г. происходит переход государства к новой экономической политике, которая вводила капиталистические элементы ведения экономики. В таких условиях, временного отхода от провозглашенных принципов народного достояния на средства производства и народной собственности на все остальное, милиции приходилось работать в тяжелейших условиях. Кроме того, отсутствовала правовая база и нормативно закрепленный правовой статус сотрудников.
В этот период происходит важный этап в организации подготовки кадров для милиции, Главным управлением милиции НКВД РСФСР издается приказ № 69, вводящий Положение и программу курсов при губернских (областных) управлениях милиции для руководящего состава милиции [5].
В программах подготовки курсантов по введенным программам предусматривалась общая, политическая и специальная подготовка. Обращая внимание на направленность специальной подготовки, необходимо отметить, что наряду с изучением должностных обязанностей внимание уделялось взаимодействию с другими силовыми структурами и орга-
нами власти, военной подготовке и выполнению других обязанностей возложенных на милицию. Существующая система подготовки кадров милиции и ее «пропускная» способность не обеспечивали изменения в профессиональном плане в рядах милиции (в милиции обучалось примерно 2500 человек, в армии — 60 тыс.) [7, с. 94].
В этот же период приказом ГУМ НКВД РСФСР от 15 ноября 1922 г. создается Первая (Петроградская) и Вторая (Омская) школы среднего комсостава милиции на базе одноименных высших курсов, а в декабре — Ростовская [8]. Школы были центрального подчинения (республиканского) и ставили целью подготовку обучаемых на «замещение должностей начальников милиции районов, их помощников в уездах, начальников отделений милиции в городах, агентов уголовного розыска первого разряда» [7, с. 113]. Предусматривался двухлетний срок обучения, обучение приравнивалось к низшему гражданскому профессиональному образованию. Программа также предусматривала общеобразовательную, общеспециальную и узкоспециальную подготовку. Узкоспециальная подготовка предусматривала изучение порядка прохождения службы, изучения судебно-технических мероприятий, уголовно-процессуальных, регистрационных.
Таким образом, к началу 1923 г. сформировалась начальная база и необходимые условия для развития системы профессиональной подготовки милиции. Особое внимание уделялось ликвидации безграмотности. Начальный период включал первоначальную подготовку (первый уровень) в течение 6—8 месяцев на курсах (в губернских управлениях милиции), второй этап — подготовку в губернских милицейских школах в течение восьми месяцев младшего комсостава, третий — в школах среднего комсостава со сроком обучения два года командного состава милиции городского и губернского уровня.
Важным рубежом в становлении системы органов внутренних дел было принятое Положение о Народном комиссариате внутренних дел (ВЦИК 24 мая 1922 г.), которое законодательно (юридически) закрепило организационную структуру органов внутренних дел, права и обязанности должностных лиц. Центральным органом управления милиции становилась Главное управление, на местах — губернские, уездные и районные управления милиции.
«По характеру выполняемых функций НКВД разделялось на: организационно-административное уп-
равление, Главное управление милиции, Главное управление принудительных работ, центральное управление по эвакуации населения, Главное управление коммунального хозяйства, управление делами и Государственное политическое управление (до ноября 1923 г.)» [9]. Новая нормативная база, конечно, имела большое значение для подготовки кадров, но она не учитывала реалий складывающейся обстановки (в военной системе и гражданской) в сфере образования, не закладывались основы развития системы специального среднего и высшего милицейского образования.
Главное управление милиции включало ряд отделов: 1-й отдел ведал административными, служебными, статистическими вопросами; 2-й — вопросами уголовного розыска, инспекции, учета преступлений; 3-й — материальными (тыловыми) вопросами.
Губернский административный отдел состоял из общего, милицейского (строевая часть, кадры, адресный стол), уголовного розыска, подотделов. Подотдел милиции руководил всеми функциями милиции, осуществлял охрану общественных мест, обеспечивал порядок уличного движения, обеспечивал порядок в экстремальных ситуациях (стихийных бедствиях), пресекал социально опасные действия против населения, занимался паспортно-визовыми вопросами, контролем за хранением и пользованием охотничьим оружием.
В областных, краевых и губернских центрах руководство работой милиции было возложено на начальников подотделов милиции административных отделов, в уездных и волостных центрах — на помощников начальников уездной или волостной милиции. В губернских городах (численностью населения более 50 тыс.) была организована городская милиция. Начальники губернской и уездной милиции назначались исполкомами и входили в состав коллегий уездного или губернского отделов управлений.
Волостная милиция включала начальника, старшего милиционера, младших милиционеров (одного на каждые 5 тыс. населения), сотрудника уголовного розыска (если население волости превышало 25 тыс. чел.), делопроизводителя.
Недостаточное нормативное регулирование деятельности милиции, вынуждает руководство НКВД осенью 1922 г. создать при Главном управлении милиции РСФСР особое совещание из профессионалов для разработки предложений по совершенствованию структуры и законодательной базы. Одновременно в
конце 1922 г. начинаются структурные изменения в НКВД — отдел уголовного розыска Главного управления милиции реорганизуется в Центральное управление уголовного розыска. Этой реорганизации способствовало резкое увеличение преступности.
В конце 1923 г. ВЦИК упраздняет отделы управления исполкомов губернских и уездных Советов, а их функции переходят к президиумам исполкомов Советов. Таким образом, работа НКВД сыграла значительную роль в упрочении системы Советов на местах и позволила найти оптимальные формы организации власти.
Милиция, уголовный розыск, часть государственного аппарата в сентябре 1923 г. переводятся на содержание за счет местного бюджета, упраздняется Главное управление милиции НКВД РСФСР и создается Центральное административное управление (ЦАУ) с целью уменьшения расходов. Происходит дальнейшее сокращение штатов, совершенствование структуры органов управления охраны общественного порядка. Реорганизация сократила (более чем наполовину) штаты этих органов, на 30% снизила расходы на содержание, устранила дублирование функций и уменьшила бумажную волокиту.
В период становления новой милиции пролетарского государства, 20—30-е гг. ХХ в., когда подготовка милиции сводилась, в основном, к военизированному направлению и ликвидации общей и юридической безграмотности, ряд ученых начинают работать над развитием теории подготовки кадров милиции, созданием программ и методичек для инструкторов и преподавателей курсов и школ милиции. Среди них можно выделить В.А. Спиридонова, создавшего общую систему защиты и нападения без оружия на основе уже существующих единоборств. Работу в указанном направлении продолжили ученые А.А. Хар-лампиев, И. Лебедев, И. Солоневич, Н.Н. Симкин, К.Т. Булочко А.А. Тарасов и др.
В конце 20-х начале 30-х гг. было издано «Временное руководство по рукопашному бою в РРКА» (1929), «Временное руководство по штыковому бою» (1930), «Наставления по подготовке к рукопашному бою РККА» (1938), «Памятка инструктору самбо» (М., 1944), «Методические указания по рукопашному бою для разведывательных частей» (Л., 1943) Л. Красоткина и И. Васильева. Указанные работы также были использованы при подготовке милиционеров.
Разделы по обучению рукопашному бою в дальнейшем стали вводится в наставления по физической подготовке всех силовых структур.
Одновременно многие ученые и профессионалы-стрелки занимались разработкой методик по совершенствованию применения табельного огнестрельного оружия (револьвера и пистолета), основ снайперского дела, материальной части (П.Д. Пономарев, В.М. Чулицкий, Л.М. Вайнштейн, А.А. Благонравов, Богданов И. Р., Груздина Н.Ф., Захваткин С. и др.).
С начала 1924 г. происходит изменение структуры НКВД. 27 марта 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР принимается новое «Положение о НКВД РСФСР», отражающее изменения в сфере руководства советским строительством; НКВД становится основным органом, ведающим административным надзором, охраной общественного порядка и общественной безопасности, местами заключения и коммунального хозяйства.
В завершение начального периода организации и становления милиции Советского государства и перехода к строительству нового социалистического хозяйства (конец 20-х гг.), происходит изменение стоящих перед НКВД функций и задач в плане расширения и усиления борьбы с экономическими, хозяйственными и государственными преступлениями. С этой целью происходит дальнейшая централизация и укрепление взаимодействия между различными структурами милиции как внутри республики, так и между республиками, объединение усилий аппаратов республик по раскрытию наиболее тяжких и резонансных преступлений.
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что процесс профессиональной подготовки сотрудников милиции прошел путь от его отсутствия и ликвидации неграмотности (период примерно до 1922 г.) с одновременным созданием курсов (со сроком обучения три месяца) при губмилиции и большим количеством предметов, на которые требовалось значительно большее время и хорошая образовательная база курсантов. Однако, на деле на курсы принимались лица умеющие просто читать и писать. Переименование губернских курсов в школы мало что изменило в плане подготовки. В дальнейшем были организованы Высшие милицейские курсы для подготовки высшего комсостава милиции начиная с 1921 г., где приоритетом пользовались общеобразовательные, политические, военные предметы. Однако, в программе уже
больше времени отводилось на «специальные предметы: советское право, административное право, гражданское и финансовое право, уголовное право, уголовное и гражданское судопроизводство, служба в милиции, иппология — 16 часов (33,3%); на практическое изучение службы милиции — 11 часов (22,9%); гимнастику и спорт — 3 часа (6,2%); репетиции — 6 часов (12,6%)» [7, с. 101, 102].
В этот же период происходит некоторая профи-лизация курсов, когда часть мест отводится на подготовку специалистов определенного направления (уголовного розыска и др.) и увеличивается время обучения до пяти месяцев. Высшие курсы комсостава милиции переименовываются в школы с большими возможностями по подготовке. Таким образом, завершается начальный этап создания единой школьно-курсовой сети обучения сотрудников милиции, причем практически на всей территории России. Это: первоначальная подготовка на 6—8 недельных курсах; подготовка младшего командного состава в течение восьми месяцев; подготовка среднего командного состава в школах с 2-х годичным сроком обучения. Как видим, милицейская система профессиональной подготовки главным образом была ориентирована на восполнение недостатка кадров за счет ускоренного профессионального обучения на всех уровнях комплектования органов милиции и не давала необходимой общеобразовательной подготовки на уровне гражданской системы образования. В последующие годы (1924—1930 гг.) в основном меняются нормативно-правовые документы курсов, школ, программы, происходит улучшение подбора преподавательского состава милицейских дисциплин (с необходимым практическим стажем), вводятся выпускные экзамены. С 1921 г. централизованным руководством по формированию и развитию школьно-курсовой системы НКВД РСФСР занимается ЦАУ НКВД РСФСР (с 1924 г. — подотдел службы и подготовки в ЦАУ). Уже к концу 1924 г. были созданы и осуществляли подготовку сотрудников три школы среднего комсостава с двухгодичным сроком подготовки, девять губернских школ младшего комсостава с годичным сроком обучения и 23 — с 4-х месячным. Данное количество школ и курсов и их пропускная способность не позволяли быстро восполнить кадровый «голод» милиции, поэтому начиная с 1925 г. происходит дальнейшее их наращивание в количественном и качественном отношении; увеличивается их пропускная
способность. Уже в 1925 г. были созданы три школы подготовки младшего комсостава, которые были закреплены за определенными территориями (губерниями и областями), произошла централизация правил, программ, улучшилось финансирование за счет государства, были определены общие критерии набора в кадры милиции и в том числе было введено требование грамотности поступающего на службу. «Согласно правилам приема абитуриент должен был сдать экзамены по политграмоте, русскому языку, арифметике, иметь понятие о советском праве, должен уметь бегло и толково читать, написать диктант, уметь осуществлять четыре математических действия, знать проценты и меры измерения, кроме того, хорошо владеть военным делом: знать все о строе, положение о караульной службе, устройство оружия... степень их общего развития, культурный уровень» [7, с. 121]. В это же время, существовали 2-х месячные курсы подготовки волостных милиционеров, проводились повторно-инструкторские занятия, существовали курсы переподготовки (повышения квалификации).
Однако, принимаемые меры, все же, должного эффекта не принесли. На начало 1928 г. процент окончивших школы милиции увеличился незначительно и составил примерно 12,5%. Параллельно со школами существовала, для ликвидации правовой безграмотности, внешкольная учеба-праобраз современных занятий по служебно-боевой подготовке. Занятия проводились с определенными категориями сотрудников милиции по два часа в неделю на основе централизованных программ и расписаний.
Учитывая имеющиеся недостатки и нецелесообразность узкой специализации, НКВД РСФСР в мае 1928 г. преобразовывает три школы среднего и четыре младшего комсостава милиции в школы НКВД административно-милицейских работников по новой курсовой программе. Программа старшего курса включала теоретические и практические занятия по направлениям: общественно-политическому, правовому, милицейскому, военному (бюллетень НКВД РСФСР 1928 г. №4). Курсы делились по направлениям подготовки: младшее-милицейское, уголовного розыска, пенитенциарное; старшее-милицейское, уголовного розыска. Таким образом, уже тогда была заложена современная система специализации (цикловая и факультативная). Принимаются меры по введению стажировки для обучающихся и повышения ее эффективности за счет уменьшения количества направляемых
на стажировку и получения отзывов на каждого курсанта. Это позволило повысить эффективность и полезность стажировки в практической подготовке курсантов (см.: Лебедев Н.А. «О практике-стажировке в школах НКВД»).
Как видим, к концу 30-х гг. в НКВД РСФСР была создана централизованная система подготовки кадров, позволяющая осуществлять подготовку, начиная с первичных должностей рядовых до младшего начсостава, используя месячные подготовительные курсы, 3-х месячные курсы (или повторно-инструкторские), школы младшего начсостава (после года службы), школы среднего начсостава (после года учебы и года работы).
Недостатком этого периода системы подготовки кадров милиции было то что, несмотря на созданную в стране образовательную систему в виде вузов, техникумов, рабфаков, руководство НКВД (милиции) считало упрощенную общую профессиональную подготовку сотрудников низшего рядового звена и младшего начсостава милиции достаточной для выполнения служебных обязанностей и в этом плане подготовка милиции отставала от общегосударственного (военного) уровня и тормозила развитие структуры. Подготовка старшего начсостава милиции, особенно с высшим образованием, отсутствовала. Гражданская система образования в основном удовлетворяла нужды народного хозяйства. Поэтому подготовка старшего начсостава милиции по-прежнему проводилась на Объединенных курсах старшего начсостава административно-милицейских работников.
Для устранения пробела в подготовке милицейских кадров с высшим образованием НКВД СССР 8 июля 1930 г. создается Институт административного строительства [9] с тремя факультетами (административно-милицейской работы, научно-технической экспертизы, работы в исправительно-трудовых учреждениях). В институт могли поступить лица после девятилетки, рабфака, техникума и милицейских школ среднего начсостава со стажем не менее трех лет работы в НКВД и работники в особом порядке с большим стажем работы, партийные и с должностей не ниже областного или краевого уровня. Созданием этого института была сформирована система подготовки кадров всех уровней, однако ее пропускная
способность была недостаточной, особенно с высшим образованием.
Литература
1. Барсенков А. С. Обсуждение периодизации истории Советского общества // Вестник МГУ. 1988. № 5. С. 3—17.
2. Исаков В.М. Труд осужденных в исправительных учреждениях Советского государства (1917— 1990 гг.): Моногр. М., 2000.
3. Органы войска МВД России (Краткий исторический очерк). М., 1996. С. 217.
4. СУ РСФСР. 1919. № 18.
5. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 10. Д. 14. Л. 115.
6. СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 443; № 97. Ст. 990; Органы и войска МВД России (Краткий исторический очерк). С. 223.
7. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918—1991 гг.). М., 2005.
8. ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 331. Л. 642.
9. История развития МВД России: Учеб.-справоч. пособие в схемах и комментариях. М., 2002. С. 42.
References
1. Barsenkov A.S. Discussion periodization of the history of Soviet society // Bulletin of Moscow University. 1988. No. 5. P. 3—17.
2. Isakov V.M. Labor of the convicts in the penitentiary institutions of the Soviet state (1917—1990): Monograph. M., 2000.
3. Bodies of troops of the MIA of Russia (Brief historical sketch). M., 1996. P. 217.
4. SU RSFSR. 1919. No. 18.
5. SARF. F. 393. Op. 10. D. 14. L. 115.
6. SU RSFSR. 1918. No. 33. Art. 443; No. 97. Art. 990; The bodies and troops of the MIA of Russia (Brief historical sketch). P. 223.
7. Kozhevina M.A. Police education in Soviet Russia: the organization and regulation (1918—1991.). M., 2005.
8. SARF. F. 393. Op. 31. D. 331. HP 642.
9. The history of the development of the Russian Interior Ministry. Training and reference manual in the schemes and the comments. M., 2002. P. 42.