Научная статья на тему 'Нормативно-правовая основа регулирования становления и деятельности водной милиции (1917 – 1921)'

Нормативно-правовая основа регулирования становления и деятельности водной милиции (1917 – 1921) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4057
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водная милиция / правопорядок на водном транспорте / НКВД РСФСР / транспортная милиция РСФСР / речная милиция. / water police / law and order on water transport / NKVD of the RSFSR / the transport police of the Russian Federation / the river police.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терешкин Никита Данилович

Рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования водной милиции на начальном этапе становления советского государства. Исследуются изменяющиеся в течение короткого времени права и обязанности водной милиции, а также ее место в системе государственных органов РСФСР. Разбирается ее взаимодействие с другими правоохранительными органами, обеспечивающими правопорядок на транспорте. Анализируются причины возникновения и упразднения водной милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Framework For Regulating The Formation And Activities Of The Water Police (1917-1921)

The article considers the features of legal regulation of water police at the initial stage of the formation of the Soviet state. The article examines the rights and duties of the water police that change over a short period of time, as well as its place in the system of state bodies of the RSFSR. It deals with its interaction with other law enforcement agencies that ensure law and order in transport. The reasons for the emergence and abolition of the water police are analyzed.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая основа регулирования становления и деятельности водной милиции (1917 – 1921)»

© Терешкин Н.Д.

УДК 34.07

DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10012

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДНОЙ МИЛИЦИИ (1917 - 1921)

Терешкин Никита Данилович, адъюнкт Нижегородская академия МВД России, е-mail: p37row4n@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования водной милиции на начальном этапе становления советского государства. Исследуются изменяющиеся в течение короткого времени права и обязанности водной милиции, а также ее место в системе государственных органов РСФСР. Разбирается ее взаимодействие с другими правоохранительными органами, обеспечивающими правопорядок на транспорте. Анализируются причины возникновения и упразднения водной милиции.

Ключевые слова: водная милиция, правопорядок на водном транспорте, НКВД РСФСР, транспортная милиция РСФСР, речная милиция.

Водный транспорт занимает важное место в хозяйственной жизни страны. Согласно официальным данным федеральной службы государственной статистики РФ общий грузооборот внутреннего речного и морского транспорта за 2019 г. составил 99,3 млрд. т-км1, поэтому обеспечение общественного порядка в водных просторах страны занимает важное место в деятельности правоохранительных органов.

В настоящее время функции по охране общественного порядка возложены на Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является правопреемником советской транспортной милиции. Автор данной статьи полагает, что изучение опыта становления и развития нормативно-правовой основы деятельности советской транспортной милиции на объектах водного транспорта позволит совершенствовать специфическую служебно-профессиональную деятельность современной аналогичной структуры органов внутренних дел.

В результате радикальных преобразований, проведенных советским правительством сразу же после Октябрьской революции 1917 г. ликвидируется предыдущий правоохранительный аппарат, в том числе и

1 Информация о социально-экономическом положении России. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/210 (дата обращения: 29.05.2020).

108

имперская полиция, и милиция Временного правительства1. Следует отметить, что в начале ХХ века на огромную Российскую империю было только три места, где дислоцировалась речная полиция: Нижний Новгород, Рыбинск, Петербург, при этом нормативно-правая основа их деятельности во всех трех местах была разной, тем более большинство компаний осуществляющих перевозку грузов и пассажиров были частные и обеспечивали безопасность на борту кораблей самостоятельно, а на берегах действовала территориальная милиция. Отсюда, мы можем сделать вывод, что упразднение правоохранительного механизма на водных магистралях произошло без каких-либо трудностей.

Как следствие, упразднение старой системы управления формируется новая система управления и в числе первых народных комиссариатов создается народный комиссариат внутренних дел (далее -НКВД). На момент формирования центрального аппарата НКВД в 1917 г. почти все его сотрудники - «это новые люди, никогда ранее не работавшие в полиции или в жандармерии, лишь 14 человек (4-5 %) раньше служили в министерстве внутренних дел»2 Отсюда мы можем предположить, что фактическое исключение лиц ранее работавших в милиции или в жандармерии, привело к невозможности осуществления преемственности в правоохранительной деятельности, в том числе и на водном транспорте.

Именно в структуре данного комиссариата и будет преимущественно развиваться водная милиция. Постановление от 28.10.1917 г. (10.11.1917 г. по новому стилю) НКВД РСФСР «О рабочей милиции» узаконило советскую милицию как орган охраны правопорядка и породило поиски наиболее рациональной организационно-правовой формы для различных правоохранительных структур.

В этой связи необходимо понимать, что в тот момент времени создание нового государственного аппарата происходило не на основе анализа ситуации и долгосрочного планирования или на основе предыдущего опыта, а как реакция на изменяющуюся обстановку. У большевиков не было четко продуманной программы построения системы государственных органов и самое главное - не было опыта государственного строительства.

Мы полагаем, что именно из-за этого история советской транспортной милиции, и водной милиции в частности, начинается с создания охраны водного транспорта в системе Главного управления водного транспорта при ВСНХ РСФСР (далее - Главод), а не в системе НКВД. Согласно декрету СНК от 23.05.1918 г. «О преобразовании органов

1 См.: Советская милиция: история и современность (1917 - 1987) / под ред. Власова А.В. М., 1987. С. 44.

Костин В.И. История Российской милиции: Учебное пособие. Нижний Новгород, 1997. С. 8.

управления водным транспортом» на названное управление возлагалась обязанность обеспечивать общественный порядок в портах, на пристанях и других объектах, связанных с работой речного флота. Для этого и была организована особая охрана1. Таким образом, на начальном этапе деятельности советской власти охрана общественного порядка на водном транспорте не входила в функции советской милиции. Этим занимались ведомственная охрана Главода.

По нашему мнению, ошибочность данного решения была осознана вскоре, так как Главод, основным видом деятельности которого было управление транспортом и обеспечение его нормального функционирования, не мог обеспечить охрану общественного порядка на объектах водного транспорта в должной мере. К тому же, деятельность водного транспорта все время ухудшалась, и количество перевезенных грузов все время уменьшалось. Лучше всего это демонстрируется следующими статистическими данными.

Количество перевезенных грузов по внутренним водным путям сообщения2. _(в миллионах пудов)_

Годы Волга Мариинская система СевероДвинская

Кол ичество грузов % Кол ичество гчлтгплг» Кол ичество %

1913 1456,0 100 22,9 00 49,7 100

1914 1538,9 105,7 31,0 9,2 79,7 72

1916 1237,4 85,0 71,3 9,6 38,8 55,6

1917 1063,6 73,0 30,0 6,9 -

1918 294,5 20,2 03,1 6,6 2,9 13,2

1919 137,3 9,4 2,8 1,7 ,1 1,2

Перевозка (отправление) грузов по внутренним водным путям по всем

1 См. На службе отечества: история организации и обеспечения правопорядка на транспорте. К 90-летию транспортной милиции / под общей редакцией Н.А.

Овчинникова. Нижний Новгород, 2008. С. 37.

2 „

См. История военных сообщений на морском и внутреннем транспорте: учебно-

методическое пособие. М., 2004. С.88; Сборник статистических сведений по Союзу С.С.Р. 1918-1923. М., 1924. С. 442.

бассейнам по главнейшим родам грузов. (В миллионах пудов)

Годы Хлеб Лесные и строительные материалы Дрова Нефть Керосин

1913 229 800,7 94,0 245,7 82,4

1914 235,7 782,6 02,8 234,3 88,0

1916 281,8 371,1 24,1 360,8 82,4

1917 86,0 280,2 31,6 300,2 63,9

1918 9,9 57,0 56,7 156,7 23,9

1919 18,5 40 7,5 97,5 10,1

Как видно из данных таблицы, по большинству показателей происходило снижение из года в год. Но в 1918 г. происходит резкое сокращение перевозок грузов по внутренним водным путям. В особенности сократились перевозки хлеба, практически в 9 раз.

Этому были объективные причины, так как водный транспорт Советской республики стал главной материальной базой создания красных морских, речных и озерных флотилий. Так, например, из 92 кораблей Волжской флотилии 83 были переоборудованы из гражданских судов. Азово-Донская флотилия (41 ед.) полностью состояла из перевооруженных судов1.

Помимо вышеуказанного, в большинстве портов не было надлежащего аппарата управления, и наблюдался недостаток инвентаря и материалов, которые были расхищены. Значительный ущерб и развал в работу портов вносился вмешательством местных органов путем реквизиций и отчуждений портового имущества для удовлетворения местных нужд2. Дополнительная нагрузка на Главод в виде охраны объектов водного транспорта к положительным результатам не привела, и, ко всему к хищению грузов были причастны сами работники Главода.

12.07.1918 г. СНК РСФСР издает постановление «Об организации контроля над водным пассажирским транспортом для воспрепятствования продвижению контрреволюционеров и мешочников», в котором оценивалась работа охраны Главода. В частности, было указано «Народным комиссариатам военному, внутренних дел и Главоду

1 См. История военных сообщений на морском и внутреннем транспорте: учебно-методическое пособие. М., 2004. С.88.

2 См. Советский транспорт: 1917-1927. М., 1927. С. 197.

11 1

образовать совещание по организации контроля над водным пассажирским транспортом и по выработке строжайших мероприятий, вплоть до расстрела, для борьбы с хулиганством и безобразиями, творимыми некоторыми разложившимися частями охраны, организованной Главодом»1.

В вышеуказанном документе, на наш взгляд, нашло своё отражение общая оценка деятельности охраны Главода, которая была отрицательной. Специально созданная комиссия вынесла решение 16.07.1918 г., согласно которому речная охрана Главода подлежала упразднению, и ее место должна занять речная милиция при НКВД РСФСР. Главод предложил реорганизовать речную охрану в охрану водных путей сообщения при Главоде с возможностью ее инспектирования представителями военного ведомства, но в СНК РСФСР эта идея не нашла поддержки. Было принято принципиальное решение о передаче охраны общественного порядка на водном транспорте в юрисдикцию НКВД РСФСР и создании в его ведомстве специализированного аппарата. 25.07.1918 г. СНК издает декрет

л

«О замене речной охраны речной милицией» . Это был первый нормативно-правовой акт, заложивший основу служебной деятельности водной милиции с переводом ее в ведении НКВД РСФСР.

Мы предполагаем, что повышенное внимание к водному транспорту в советском государстве данного периода времени можно объяснить внешнеполитическими процессами. Страна находилась в дипломатической

3 -

изоляции3, а изменение западной государственной границы существенно повлияло на ранее работавшие схемы доставок грузов, которые стали крайне затруднительны и небезопасны. Это вынудило использовать главным образом водные пути.

Охрана Главода должна была ликвидироваться в течение двух недель, а ее место должна занять речная милиция. В этот период гражданской войны белогвардейцы захватили значительную часть страны, тем самым советское государство лишилось многих топливных, сырьевых и иных ресурсов. Все важные вопросы согласовывались с военным ведомством, поэтому замена охраны Главода осуществлялась строго по соглашению с главнокомандующим Северо-Восточным фронтом.

13.10.1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР приняли постановление «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)»4, но в нем не говорилось о речной (водной) милиции. Речная милиция была

1 Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1964. С. 8.

о

Декрет СНК от 25.07.1918 «О замене речной охраны речной милицией» // СУ РСФСР. 1918. № 55. Ст. 608.

3 См. Хвостов В.М., Минц И.И. История дипломатии: Т. 2. М.: ОГИЗ, 1950. С. 394.

4 Постановление НКВД и НКЮ РСФСР от 13.10.1918 «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской Милиции (Инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.

учреждена в июле 1918 г., но из-за событий военного времени предписание об образовании речной и морской милиции было разослано только в конце 1918 г. Объяснить вышеуказанную ситуацию, по нашему мнению, можно тем, что обеспечить нормальное функционирование специализированной милиции на водных магистралях можно было только в рамках сформировавшейся штатной территориальной милиции, что к июлю 1918 г. еще не было сделано.

Можно сказать, что настоящая организация речной милиции начинается с декрета ВЦИК РСФСР от 23.04.1919 г. «О речной советской рабоче-крестьянской милиции (Положение)»1. Данным документом определялась устройство и состав речной милиции. И самое главное, он обладал силой закона, так как был издан высшим органом государственной власти в стране. Это был документ учредительного характера, закладывающий организационные и правовые основы нового подразделения в системе милиции Советского государства. Полномочия главным образом распространялись на объекты речного и морского транспорта.

Именно это и обуславливало возникновение специализированной водной милиции, но вместе с этим на нее распространялись все права и обязанности территориальной милиции. В целом, вышеуказанным документом достаточно точно и полно регламентировалась деятельность водной милиции, но следует отметить один существенный недостаток, как и во всех предшествующих ему документах регламентировавших деятельность водной милиции, он закреплял территориальный принцип построения водной милиции, что отрицательно сказывалось в целом на работе милиции на водном транспорте. В аналогичной ситуации, кстати, находилась и железнодорожная милиция.

В этой связи следует обратить внимание на документ положивший начало организационно-структурной перестройке транспортной милиции, а именно постановление Совета рабоче-крестьянской обороны от 23.01.1920 г. «Об организации охраны и обороны железных дорог Республики» и выработанное особой комиссией Положение, по которому устройство подразделений милиции совпадало со структурным делением дорог2. По такому же принципу была перестроена и речная милиция, которая организовывалась по бассейнам водных путей, речных и морских. Она получила официальное название - водная милиция.

В феврале 1920 г. водная милиция в Европейской части РСФСР «была разделена на 7 областей соответственно 7-ми важным речным

1 Декрет ВЦИК от 23.04.1919 «О речной советской рабоче-крестьянской милиции (Положение)» // СУ РСФСР. 1919. № 18. Ст. 213.

2 См. Литвинов Н.Д. Становление рабоче-крестьянской железнодорожной милиции в РСФСР 1917-1921 гг.: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1982. С.15.

113

бассейнам»: 1) Северо-Российская; 2) Балтийско-Мариинская; 3) СреднеРоссийская; 4) Волжская; 5) Днепровско-Двинская; 6) Донская; 7) Азово-Черноморская»1 .

Линейный принцип построения водной милиции привел к укреплению деловых связей с Главодом. Было достигнуто соглашение, между Главодом и НКВД РСФСР, согласно которому органы водного транспорта предоставляли водной милиции подвижные и иные средства, необходимые для успешного выполнения водной милиции своих служебно-профессиональных обязанностей.

10.06.1920 г. ВЦИК РСФСР принял постановление «О рабоче-крестьянской милиции (Положение)»2, в котором нашло свое закрепление организационно-структурное построение водной милиции, сложившиеся к этому времени. Были установлены функциональные обязанности и принципы формирования кадров. Данный документ закрепил организационные принципы построения водной милиции, и основные направления деятельности как специального органа охраны водного транспорта.

С июля 1920 г. начинается процесс слияния всех войск, осуществляющих внутреннюю охраны, который завершился принятием СТО 01.09.1920 г. постановления «О создании войск внутренней службы Республики». Можно предположить, что для водной милиции цель данного объединения заключалась в улучшении материально-технического обеспечения. Для усиления борьбы с преступностью была необходимо концентрация сил, а не распыление их по разным ведомствам, в особенности на транспортных коммуникациях, расположенных на территории всей страны.

Следующее преобразование в деятельности водной милиции, мы считаем связано с окончанием иностранной интервенции и гражданской войны. Это повлекло совращение вооружённых сил РСФСР в 1921 г., и реорганизацию системы охраны водных магистралей. 19.01.1921 г. подразделения внутренней службы были переданы в ведение военного ведомства, а водная милиция с этого времени дислоцируется при войсках ВЧК.

Но уже в апреле 1921 г. водная милиция передается из состава войск ВЧК в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции. 21 апреля 1921 г. начальник милиции республики подписал распоряжение о включении управлений уголовного розыска на путях сообщения в состав милицейских управлений дорог на положении отделов. Таким образом,

1 На службе отечества: история организации и обеспечения правопорядка на транспорте. К 90-летию транспортной милиции. С. 43.

2 Декрет ВЦИК и СНК от 12.06.1920 «О рабоче-крестьянской милиции (Положение)» // СУ РСФСР. 192. № 79. Ст. 371.

транспортная милиция восстановила определенное организационно-структурное единство. Был выработан ряд мер, направленных на ликвидацию некомплекта, утверждение новых штатов и так далее.

Решение властей уменьшить чрезмерно разросшийся управленческий аппарат, и перенаправить средств затрачиваемых на его содержание в сферу производства в 1921 г., оказало на наш взгляд принципиальное значение на дальнейшую судьбу водной милиции. Постановление СТО от 30.09.1921 уменьшало штатный состав милиции на 50 процентов, и максимальная численность милиции была определена в размере 150 тысяч1. Тем самым милиция была лишена необходимых сил и средств для нормальной правоохранительной деятельности не только на водном, но и на железнодорожном транспорте.

09.12.1921 г. СТО и ВЦИК РСФСР издали декрет «Об охране складов, пакгаузов и кладовых на железнодорожных и водных сообщениях»2. Данным декретом охрана грузов возлагалась на наркомат путей сообщения, а административные функции в отношении уголовного розыска переходили ВЧК. С этого момента происходило упразднение специализированной транспортной милиции.

Подводя итог, можно сказать, что учреждение водной милиции было объективным процессом развития советского правоохранительного аппарата. Многократные ее преобразования в указанный период объясняются поисками наиболее совершенной системы охраны водного транспорта. К тому же у Советского государства отсутствовал всякий опыт построения государственных органов, поэтому расформирование водной милиции в 1921 г. стоит рассматривать как продиктованную временем практическую меру.

Библиографический список

1. История военных сообщений на морском и внутреннем транспорте: учебно-методическое пособие. М.: НПП Технотрасттрейд, 2004. -273 с.

2. Костин В.И. История Российской милиции: Учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1997. - 127 с.

3. Литвинов Н.Д. Становление рабоче-крестьянской железнодорожной милиции в РСФСР 1917-1921 гг.: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1982. - 21 с.

4. На службе отечества: история организации и обеспечения правопорядка на транспорте. К 90-летию транспортной милиции / под общей редакцией Н.А. Овчинникова. Нижний Новгород, 2008. - 262 с.

5. Сборник статистических сведений по Союзу С.С.Р. 1918-1923. М.: Главлит, 1924. - 480 с.

1 См. Советская милиция: история и современность (1917 - 1987) / под ред. Власова

А.В. М., 1987. С. 84.

6. Советская милиция: история и современность (1917 - 1987) / А.П. Косицын [и др.]. М.: Юридическая литература, 1987. - 336 с.

7. Советский транспорт: 1917 - 1927. М.: Пролетарское слово, 1927. -229 с.

8. Хвостов В.М., И.И. Минц История дипломатии: в 3 т. Т. 2. М.: ОГИЗ, 1945.- 432 с.

© Черепанов С.И.

УДК 347.965

DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10013

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДВОКАТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Черепанов Сергей Иванович, кандидат юридических наук, Нижегородская академия МВД России e-mail: s4erepanov@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Основываясь на методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения, автор проводит сравнительный анализ юридической ответственности присяжных поверенных в Российской империи и адвокатов в Российской Федерации. Делается вывод, что законодательство обоих изучаемых периодов предусматривало для адвокатов за нарушение их обязанностей юридическую ответственность. В Российской империи - гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную (причем понятие «дисциплинарная ответственность» не использовалось в законодательстве и носило доктринальный характер), а в Российской Федерации - те же три вида и административную ответственность. Наиболее проработанными являлись нормы о дисциплинарной ответственности. При этом в дореволюционный период они содержались в нормативном правовом акте -Учреждение судебных установлений 1864 г., а в настоящее время - в корпоративном документе - Кодексе профессиональной этики адвоката.

Ключевые слова: присяжный поверенный, адвокат, правовой статус, юридическая ответственность, хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение.

Одним из важных элементов правового статуса адвокатов (или присяжных поверенных) в Российской империи и адвокатов в Российской Федерации является юридическая ответственность, к которой они могут привлекаться. Различные аспекты этого вопроса неоднократно рассматривались в научной литературе1. Однако актуальным представляется его рассмотрение в ином - сравнительно-правовом ключе.

1 См., напр., Азаров Д.Н. Формирование профессиональных этических правил и дисциплинарной ответственности адвоката: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Женина М.А. Теоретические и практические проблемы дисциплинарной ответственности адвоката: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Мельниченко Р.Г. Правовое регулирование института профессиональной ответственности адвокатов

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.