Научная статья на тему 'Отдельные вопросы деятельности подразделений по вопросам миграции'

Отдельные вопросы деятельности подразделений по вопросам миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
полиция / иностранный гражданин / регистрационный учет / миграция / police / foreign citizen / registration / migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Рыжакова

В статье рассматриваются отдельные вопросы, направления деятельности подразделений по вопросам миграции. По мнению автора, одного МВД недостаточно для наведения порядка в сфере миграции. Особое внимание заслуживает Федеральная служба безопасности Российской Федерации, сотрудники которой также занимаются контролем в аспекте деятельности мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Николаевна Рыжакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selected issues of the activities of the migration units

The article discusses certain issues and areas of activity of migration units. According to the author, the Ministry of Internal Affairs alone is not enough to restore order in the field of migration. Special attention should be paid to the Federal Security Service of the Russian Federation, whose employees are also engaged in monitoring the activities of migrants.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы деятельности подразделений по вопросам миграции»

Закон и право. 2024. № 9. С. 88-92. Law and legislation. 2024;(9):88-92.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-88-92 NIION: 1997-0063-9/24-459

EDN: https://elibrary.ru/AMSLCA MOSURED: 77/27-001-2024-9-659

Отдельные вопросы деятельности подразделений по вопросам миграции

Юлия Николаевна Рыжакова

Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы, направления деятельности подразделений по вопросам миграции.

По мнению автора, одного МВД недостаточно для наведения порядка в сфере миграции. Особое внимание заслуживает Федеральная служба безопасности Российской Федерации, сотрудники которой также занимаются контролем в аспекте деятельности мигрантов.

Ключевые слова: полиция, иностранный гражданин, регистрационный учет, миграция.

Для цитирования: Рыжакова Ю.Н. Отдельные вопросы деятельности подразделений по вопросам миграции // Закон и право. 2024. № 9. С. 88—92. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-88-92 ЕБЫ: https://elibrary.ru/AMSLCA

Original article

Selected issues of the activities of the migration units

Julia N. Ryzhakova

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, [email protected]

Abstract. The article discusses certain Issues and areas of activity of migration units.

According to the author, the Ministry of Internal Affairs alone is not enough to restore order in the field of migration. Special attention should be paid to the Federal Security Service of the Russian Federation, whose employees are also engaged in monitoring the activities of migrants. Keywords: police, foreign citizen, registration, migration.

For citation: Ryzhakova Ju.N. Selected issues of the activities of the migration units // Law and legislation. 2024;(9):88—92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-88-92 EDN: https://elibrary.ru/AMSLCA

Деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации и полиции, в частности, определяется в соответствии с ■задачами и целями, предполагаемыми для исполнения органами внутренних дел и отдельными подразделениями, являющимися их частью.

Постоянно изменяющаяся объективная действительность равно также затрагивает и функционал полиции, требующий внесения соответствующих правок сообразно существующим из-

© Рыжакова Ю.Н. М., 2024.

менениям в общественных отношениях, которые требуют контроля и охраны [2, с. 42].

Отметим, что полиция, являясь частью органов внутренних дел, должна выполнять задачи, поставленные перед сотрудниками в соответствующих нормативных правовых актах.

Так, статья 1 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 провозглашает главные направления деятельности полиции, среди которых: защита жизни и здоровья человека и гражданина, защита прав и свобод, а также противодействие преступности и т.д.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Вместе с тем рассмотренный нами нормативный правовой акт в ст. 2 также указывает и основные методы реализации указанных целей и задач. Однако в рамках деятельности сотрудников по указанным направлениям необходимо не только индивидуально правильное решение задач, полное соответствие служебной дисциплине и соблюдение нормативных предписаний, но и взаимодействие между отдельными подразделениями полиции.

Поскольку характер выполняемых задач и функций является многоаспектным, как правило , каждая отдельная задача или поручение скрывают за собой множество факультативных задач, выполнение которых в индивидуальном порядке не представляется возможным также в силу разных специализации и полномочий сотрудников определенных подразделений [3, с. 40].

Подразделения по вопросам миграции МВД России (далее — ПВМ) — это самостоятельные подразделения, которые в рамках нормативного правового регулирования осуществляют деятельность по контролю миграционных процессов в Российской Федерации.

В свою очередь, ГУВМ МВД России как вышестоящее подразделение обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства внутренних дел России по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере миграции [1, с. 20].

Главнейшим направлением деятельности ПВМ в России, разумеется, является проведение миграционной политики, которую определяет МВД России в лице ГУВМ МВД России; при этом данная главенствующая задача, в свою очередь, определяет ряд деятельностных характеристик подразделений по вопросам миграции и отдельные практические задачи.

Нельзя не обратить внимание на такой раздел деятельности ПВМ, как паспортно-регист-рационная система. Определим, что правоотношения, возникающие в рамках взаимодействия гражданина, а также иностранного гражданина с подразделением по вопросам миграции в рамках паспортно-регистрационной системы, связаны не только с оформлением паспорта (наиболее важного вида документа для гражданина РФ), но и в рамках регистрационных правоотношений, что особенно важно для граждан других государств, которые пребывают в Россию для работы, туризма, а также получения образования и для иных целей.

Вопросы регистрационного учета граждан также особенно важная задача, стоящая перед подразделениями по вопросам миграции в нашей стране. В первую очередь, это позволяет в определенной степени отследить перемещения граждан, что важно не только в контексте обеспечения правового режима государства, но и статистических показателей.

Отметим, что от местонахождения гражданина, например от места его постоянной регистрации на территории России, зависит также и выплата пособий и иных мер поддержки для граждан.

Так, каждый регион в рамках функционирования Пенсионного фонда России и Управлений социальной защиты осуществляют финансирование по данным направлениям только в рамках своего региона.

Поэтому в случае изменения места постоянной регистрации меняется и порядок выдачи пособий, в том числе и их размер, поскольку в каждом регионе установлен свой уровень прожиточного минимума, что объясняет важность данного направления в деятельности миграционных подразделений.

Внимательность к миграционным процессам, связанным с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывающими в Российскую Федерацию и находящимися здесь, имеет особенное значение; прежде всего, это связано с тем, что правоотношения, касающиеся незаконного пребывания на территории РФ, а также обеспечения такого незаконного пребывания, регламентируются Уголовным кодексом РФ и являются преступлениями.

Российская Федерация является вторым государством в мире по числу мигрантов, этот уровень все также остается стабильно высоким, при этом существует достаточно актуальная проблема в аспекте регулирования правоотношений в данной области.

Большинство иностранных граждан въезжают в страну и находятся в ней на законных осно -ваниях: осуществляют трудовую деятельность, получают образование. Однако существуют ситуации, когда такие лица утрачивают законный статус при нахождении на территории Российской Федерации в силу определенных причин, а после находятся в стране незаконно; при этом отсутствует легальный механизм, который бы позволил данным лицам и дальше находится на территории страны без применения такой меры наказания, как административное выдворение.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 09-2024

Сотрудники ПВМ не имеют право самостоятельно наделить мигранта легальным статусом, позволяющим законно находиться на территории Российской Федерации, в чем видится серьезная проблема, которая требует соответствующего решения.

Рассматривая более предметно процессы взаимодействия ПВМ, определим, что в связи с наличием в данных правоотношениях в качестве участников в том числе и иностранных граждан деятельность ПВМ может быть направлена также и на противодействие преступности.

В этом случае взаимодействие может осуществляться с оперуполномоченными МВД России, чье направление деятельности связано с преступлениями в сфере экстремистской деятельности, а также отдельными подразделениями ФСБ России [5, с. 166].

Отметим, что вопросы экстремизма и терроризма, связанного с распространением подобных идеологий, прежде всего среди иностранных граждан, которые исповедуют ислам, всегда особенно остро стояли в нашей стране.

В России наметился новый курс на ужесточение миграционной политики. Шаги пока робкие, но их размеры внушают. Иностранцы едут в Россию семьями или же в одиночку, чтобы устроиться нелегально на работу и помочь семье. Часть, правда малую, уже депортировали — помогли рейды, вторая же часть еще трудится и скрывается от правоохранителей на стройках и в подвалах. Но их депортация — лишь вопрос времени. Стоит отметить, что встречаются случаи особой жестокости, связанные с мигрантами.

Важно отметить, что отдельные трагические события, которые произошли на территории нашей страны в 2024 г., остро поставили вопросы перед органами законодательной власти, касающиеся многих допущений в части нахождения мигрантов на территории Российской Федерации. К наиболее актуальным вопросам отнесли:

■ необходимость наличия определенного уровня русского языка у лиц, которые находятся на территории РФ в статусе мигранта, тем более у тех, кто, осуществляет здесь трудовую деятельность;

■ материнский капитал не будет выдаваться на детей, рожденных за границей, а также родителям без гражданства России на момент рождения ребенка;

■ законом установлено обязательное дактилоскопирование и фотографирование мигрантов. В 2023 г. база данных пополнилась

более чем 4 млн человек. Каждый легальный мигрант в стране находится под наблюдением.

Полагаем, что на территории Российской Федерации требование знания русского языка для мигрантов зависит от цели пребывания, вида разрешительных документов, условий трудоустройства и проживания, а также положений миграционного законодательства.

Для различных категорий мигрантов в России требуются различные виды виз или разрешительных документов. Например, для работы в России иностранные работники должны получить соответствующее разрешение на работу и временное проживание. В некоторых случаях для получения таких разрешений могут устанавливаться требования к знанию русского языка.

При рассмотрении заявлений на получение гражданства РФ или видов на жительство могут устанавливаться требования к знанию русского языка особенно в контексте прохождения обязательных экзаменов на знание российской законодательной базы и языка.

В ряде сфер деятельности, особенно в тех, где важно общение с населением или выполнение специфических обязанностей, работодатели могут требовать от мигрантов знание русского языка для найма на работу.

Для интеграции мигрантов в российское общество могут быть разработаны и реализованы интеграционные программы, в рамках которых будут предусмотрены обучение русскому языку и адаптационные мероприятия [4, с. 501].

Миграционные процессы должны быть максимально прозрачными, чему способствует, прежде всего, направленная деятельность органов власти. Первой ступенью такой деятельности является работа УВМ МВД России, поскольку именно этот орган, как уже стало ясно в процессе нашего исследования, является учетным в контексте характеристики миграционных процессов в Российской Федерации. Однако нельзя сказать, что только данные подразделения занимаются надзором в исследуемой сфере.

Например, вне всяких сомнений, оперативные подразделения МВД России также ведут негласную деятельность, но уже по направлению преступных проявлений как в миграционных отношениях в целом, так и при совершении или подготовке преступлений, совершаемых иностранными гражданами, временно пребывающими или зарегистрированными на территории нашей страны.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Глава МВД России В.А. Колокольцев считает, что ситуация с мигрантами находится под контролем, но требует повышенного внимания. Россия занимает четвертое место в мире по численности мигрантов, и проблема этнического криминала стоит остро. С 2021 г. количество преступлений, совершаемых мигрантами, растет, причем увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений.

Мигранты все чаще вовлекаются в наркобизнес: каждое четвертое преступление иностранцев связано с наркотиками, тогда как два года назад это было каждое восьмое. Организуются межрегиональные наркосообщества и подпольные лаборатории.

В.А. Колокольцев отметил, что «многие деяния иностранцев отличаются особой дерзостью. Они совершают вымогательства, похищают людей, в том числе своих соотечественников. Затем выкладывают в Интернет соответствующие видеоролики»1.

Очевидно, что одного МВД недостаточно для наведения порядка в сфере миграции.

Особое внимание заслуживает Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), сотрудники которой также занимаются контролем в аспекте деятельности мигрантов, и прежде всего связанной с особо опасными и преступными направлениями в рамках террористической или диверсионной деятельности на территории нашей страны.

Список источников

1. Ваганов А.Э. К вопросу эффективности взаимодействия подразделений по вопросам миграции с участковыми уполномоченными полиции / / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств — участников СНГ: Матер. ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. С.С. Лампадовой; сост.: С.С. Лампадова, Т.А. Сахарова, А.А. Беженцев, О.С. Габова. 2019.

2. Волченков В.В., Кислый О.А. Некоторые вопросы взаимодействия подразделений МВД

1 Колокольцев В.А. Выступление на заседании коллегии МВД России, посвященном противодействию нелегальной миграции. 24 октября 2023 г. // https://mvdmedia.ru/ news/official/vladimir-kolokoltsev-provel-zasedanie-kollegii-mvd-rossii-posvyashchennoe-protivodeystviyu-nelegalno/

России / / Уголовное право и оперативно-розыскная деятельность: проблемы законодательства, науки и практики: Матер. VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юрид. наук, проф. Горяи-нова Константина Константиновича. 2021.

3. Ермаков К.К. Взаимодействие и координация в органах внутренних дел. М., 1971.

4. Лампадова С. С., Сахарова Т.А., Воронина О.В. Организация деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России // Административная деятельность полиции / Аврутин Р.Ю., Беженцев А.А., Ваганов А.Э., Вашкович Н.Ю., Воронина О.В., Ермолаев В. Г., Игошин Н.А., Кулаков Н.А., Лампадова С.С., Лиховен-ков С. И., Николаенко А. А., Овчинников Г. А., Савельева М.В., Сахарова Т.А., Стульнова Т.В., Стурза К.И., Тарасов А.В., Темников А.Ю., Тка-чук В.Н., Холманский В.И. и др.: Курс лекций / Под ред. В.А. Кудина. М., 2018.1

5. Панасенко ff.A., УшаковаД.С., ФедороваЮ.А. Необходимость практической подготовки сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России // Вопросы совершенствования специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: Сб. науч. тр. Науч. электр. изд. М., 2020.

References

1. Vaganov A.E. On the issue of the effectiveness of interaction of migration units with district police officers / / Current problems of legislative regulation of migration processes in the territory of the CIS member states: Materials of the annual International scientific and practical conference / Edited by S.S. Lampadova; compiled by S.S. Lampadova, T.A. Sa-kharova, A.A. Refugees, O.S. Gabova. 2019.

2. Volchenkov V. V., Kislyi O.A. Some issues of interaction between the departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the collection: Criminal law and operational investigative activities: problems of legislation, science and practice: Materials of the VII International scientific and practical conference dedicated to the memory of the Honored Scientist of the Russian Federation, doctor of law, professor Konstantin Goryainov. 2021.

3. ErmakovK.K. Interaction and coordination in the internal affairs bodies. M., 1971.

4. Lampadova S.S., Sakharova T.A., Voronina O. V. Organization of the activities of the migration units of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Administrative activities of the police. Avrutin R.Yu.,

LAW & LEGISLATION • 09-2024

Refugees A.A., Vaganov A.E., Vashkovich N.Yu., Voronina O.V., Ermolaev V.G., Igoshin N.A., Kulakov N.A., Lampadova S.S., Likhovenkov S.I., Nikolaenko A.A., Ovchinnikov G.A., Savelyeva M.V., Sakharova T.A., Stulnova T.V., Stürza K.I., Tarasov A.V., Temnikov A.Yu., Tkachuk V.N., Kholmansky V.I., etc.: Course of lectures / Edited by V.A. Kudin. Moscow, 2018.

5. Panasenko N.A., Ushakova D.S., Fedorova Yu.A. The need for practical training of employees of migration departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Issues of improving the special training of law enforcement officers: Collection of scientific papers. Scientific electronic publication. Moscow, 2020.

Информация об авторе

Рыжакова Ю.Н. — старший преподаватель кафедры конституционного и международного права

Статья поступила в редакцию 12.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author Ryzhakova Ju.N. — senior lecturer at the department of constitutional and international law

The article was submitted 12.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

Оперативно-розыскная

деятельность

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. Н.А. Кузьмина, Л.Л. Тузова, И.А. Климова. 8-е изд., перераб. и доп. 447 с. (Серия «Классический учебник»).

ISBN 978-5-238-03630-4 Агентство CIP РГБ

Изложены базовые положения теории оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.