_SOCIAL AND HUMAN SCIENCES_
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-129-137 NIION: 2007-0083-1/23-231 MOSURED: 77/27-005-2023-01-430
Основные направления государственной миграционной политики России и роль органов внутренних дел в ее реализации
Евгений Николаевич Хазов1, Анатолий Васильевич Богданов2, Михаил Игоревич Венидиктов3
123 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1,2 evg.hazow@yandex.ru
3 mvenidiktov@bk.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные совершенствованием нормативно-правового механизма государственной миграционной политики современной России. Исследуются основные направления и особенности деятельности подразделений ОВД по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанным с незаконной миграцией. Анализируются причины и условия совершения правонарушений и преступлений и предлагаются пути решения проблем в сфере незаконной миграцией.
Ключевые слова: миграционная политика, незаконная миграция, сотрудники полиции, коррупция, профилактика, противодействие, преступления
Для цитирования: Хазов Е. Н., Богданов А. В., Венидиктов М. И. Основные направления государственной миграционной политики России и роль органов внутренних дел в ее реализации // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 129-137. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-129-137.
Original article
The main directions of the state migration policy of Russia and the role of the internal affairs bodies in its implementation
Evgeny N. Khazov1, Anatoly V. Bogdanov2, Mikhail I. Venediktov3
1,2,3 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1,2 evg.hazow@yandex.ru
3 mvenidiktov@bk.ru
Abstract. Considers issues related to the improvement of the normative-legal mechanism of the state migration policy of modern Russia. The main directions and peculiarities of the activities of IAB units in detecting, suppressing and solving crimes related to illegal migration are investigated. The causes and conditions of committing offences and crimes are analyzed and ways of solving problems in the sphere of illegal migration are proposed.
Keywords: migration policy, illegal migration, police officers, corruption, prevention, counteraction, crimes
For citation: Khazov E. N., Bogdanov A. V., Venediktov M. I. The main directions of the state migration policy of Russia and the role of the internal affairs bodies in its implementation. Criminological journal. 2023. (1):129-137. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-129-137.
Проблема миграций на современном этапе развития общества в полной мере, как никогда, актуальна и для России. Соответственно, вопрос влияния миграции на развитие государства и общества крайне важен не только для Российской Федерации в целом, но и,
несомненно, для ее регионов [1]. С нашей точки зрения государственная миграционная политика Российской Федерации требует существенного рода модерации и изменений в связи с современными вызовами и угрозами, с которыми столкнулась наша страна в начале
© Хазов Е. Н., Богданов А. В., Венидиктов М. И., 2023
21 века. Считаем важным сказать о необходимости совершенствования правых институтов и основ, несомненно, разработке и усовершенствовании нормативно-правовой базы, которая позволит регулировать, как миграционные потоки, направленные на территории Российской Федерации, так и за ее пределы [2].
Отметим, что в настоящее время в России находятся порядка шести миллионов иностранцев. Не имеют на то законных оснований пребывания 9 %. Стоит заметить, что из них более половины прибыли для реализации трудовой активности, 400 тысяч иностранных студентов обучаются в учебных заведениях Российской Федерации. Сравнивая ситуацию с современным периодом, заметим, что в 2016 г. практически каждый третий мигрант не имел законных оснований находиться в России [3]. В современный период каждый десятый не имеет таких оснований.
Ограничение на различные передвижения, отмена международных рейсов с Российской Федерацией, закрытие границ, миллионы новых безработных граждан, военные конфронтации, санкции, порождающие экономические кризисы, и другие проблемы провоцируют незаконную миграцию и к этому надо быть готовыми. Использование глобальной сети Интернет, давно уже используемой в преступных целях организованной преступностью, будет играть все более значимую роль в организации незаконной миграции. Именно развитие информационно-телекоммуникационных технологий и искусственного интеллекта, те вызовы, с которыми предстоит столкнуться правоохранительным органам, в том числе и в миграционной составляющей [4].
Несомненно, демографическая ситуация и ситуация в России на рынке труда требует активного привлечения мигрантов. Сокращение населения России к концу 2022 г. составит свыше 1 млн человек, прогнозирует правительство. Согласно плану, общая численность населения России по итогам 2022 г. сократится на 533 400 человек. В 2023 и 2024 г. убыль населения замедлится, соответственно, до 302 500 и 256 700 человек, ожидает правительство [5]. Отметим, таких потерь Российская Федерация в мирное время не несла никогда. Именно демографическая проблема требует существенной проработки в комплексе с миграционным вопросом. Каждый год существенным образом уменьшается процент трудоспособного населения и возрастает совокупная демографическая нагрузка. В 2021 г. численность трудоспособного населения Российской Федерации за 10 лет, с 2010 по 2021 г. сократилась на 6,478 человек. Численность трудоспособного, активного населения кратно снижается. Это является существенной проблемой для государства. Отметим, что растет доля пожилых людей, и на 2021 г. данная категория граждан составляла 25 %. Сокращение численности трудоспособной части населения сопровождается старением [6].
Важно заметить, что Владимир Владимирович Путин обозначил задачу к 2024-2030 г. попытаться решить проблему демографии. Комплексное решение данного вопроса один из ключевых факторов экономического роста в будущем. Президент РФ 7 декабря 2022 г. в режиме видеоконференции провел ежегодное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека [7]. С нашей точки зрения, важно проработать и решить вопрос, затрагивающий факторы миграции молодежи Российской Федерации в зарубежные страны, помимо этого чрезвычайно значимо проработать аспект повышение финансовой стабильности семей и их заинтересованности в рождении детей. Стоит заметить, что все больше и больше подростков и молодежи приветствуют идеологию чайлд-фри, а это, несомненно, может существенным образом повлиять на дальнейшее будущее Российской Федерации, на культурно-нравственную стабильность страны. Несомненно, данные ценности навязываются западными представителями и требуют существенного контроля именно сейчас, пока можно принять превентивные меры [8].
Стоит сказать, что за первые пять месяцев 2022 г. число иностранцев, которые встали на миграционном учете в России, составило 6,7 млн человек. Это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (3,9 млн человек). При этом большинство находящихся в России иностранцев — это граждане стран СНГ (9 %). Несоблюдение установленных ограничений на осуществление отдельных видов деятельности среди иностранных граждан также подросло на 88 % с 692 случаев за два первых месяца 2021г. до 1,3 тыс. за аналогичный период 2022 г. [9].
Отрицательные последствия миграции сказываются на кратном увеличении численности лиц, которые не имеют определенного места жительства. С ростом количества таких лиц, несомненно, возрастает и доля их криминального потенциала. Заметим, что данные лица могут быть склонны к совершению преступной активности и, несомненно, являются уязвимым звеном, в связи со сложившимися политическими и экономическими условиями. Особенно интересно то, что в результате опроса сотрудников уголовного розыска, было выявлено, что после объявления Российской Федерации специальной военной операции какие-либо процессуальные действия по отношению к гражданам Украины реализовать стало крайне сложно. Максимальная санкция, которую, по словам респондентов, возможно применить — это административный арест на срок до 15 суток, а выдворение и повторный протокол сейчас крайне сложно осуществимы, что вызывает крайнюю озабоченность авторов [10]. Крайне важно отметить то, что сложно определить умысел нахождение гражданина Украины на территории Российской Федерации. Данный гражданин может быть
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
криминально настроен, но при этом он может скрывать свою истинную цель пребывания на территории России [11].
Стоит заметить, что при проведении участковым уполномоченным полиции профилактического обхода административного участка необходимо уделять особое внимание выявлению лиц, предоставивших иностранным гражданам помещения для фактического проживания и уклоняющихся от исполнения обязанностей принимающей стороны. Заметим, что чрезвычайно важно привлечение соответствующей категории граждан, при наличии оснований, к юридической ответственности [12].
Значительная часть информации о фиктивном миграционном учете по ст. 322.3 УК РФ, в ходе процессуальной проверки надлежащим образом не документируется. Как правило, в большинстве случаев рассмотрение и проверка информации о фиктивном миграционном учете поручается участковым уполномоченным полиции, что в условиях высокой нагрузки на указанных сотрудников затрудняет обеспечение сбора качественных предварительных материалов [13].
Заметим, что присутствует тенденция снижения количества преступлений «организация незаконной миграции». Данный факт можно объяснить как общим снижением количества зарегистрированных преступлений в Российской Федерации, в том числе преступлений, связанных с иностранцами, вследствие проведения комплексных профилактических мероприятий в период проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 г., Чемпионата мира по футболу в 2018 г., ограничений, вызванных пандемией COVID-19, 2020-2022 г. и различных иных мероприятий на территории Российской Федерации, имевших международный статус, так и определенным снижением уровня оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере организации незаконной миграции [14].
В тоже время имеет место снижение количества преступлений, совершенных иностранцами-мигрантами, находящимися на нелегальном положении на территории Российской Федерации. За период 20152022 г. количество выявленных совершенных ими преступлений сократилось на 26 %. Однако данная тенденция вызывает определенное сомнение в ее реальности с учетом существующей оперативной обстановкой в сфере нелегальной миграции иностранных граждан. Исследование проблем преступности иностранцев, позволило установить, что по экспертным оценкам нелегалами в России совершалось каждое четвертое преступление из всех преступлений иностранных граждан [15].
Отметим, что на протяжении последних пяти лет, несмотря на снижение иностранной преступности, со-
храняется тенденция достаточно высокого удельного веса в ней мигрантов-нелегалов (порядка 3 %), совершивших преступления, имеющие большую общественную опасность.
Важно заметить, что преобладание в преступности иностранцев преступной активности, граждан Содружества Независимых Государств, указывает на тесную связь преступности иностранцев с трудовой миграцией из этих стран, при том не вообще с трудовой миграцией, а с незаконной трудовой [16].
Анализ преступности иностранцев через спектр их гражданской принадлежности позволяет, обратиться к поиску фактов их преступного поведения, лежащих в стране их выезда, и, несомненно, нацеливает на выяснение факторов, которые тесно связаны с пребыванием иностранцев, совершивших преступление, в стране въезда. Лица, которые не имеют постоянных легальных источников доходов, склонны к различного рода миграциям в поисках легальных и нелегальных источников доходов, среди них чрезвычайно много беженцев, и, несомненно, вынужденных переселенцев, проблемы которых на новом месте их пребывания вовсе не решаются или решаются крайне неудовлетворительно. В данной связи стоит заметить, что увеличилось количество преступлений и в отношении иностранцев — 8 тыс. преступлений. Это на 8 % больше, чем в 2021 г. [17].
Следует отметить негативную тенденцию высокого удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых мигрантами-иностранцами [18]. Изучение оперативно-розыскной и судебно-след-ственной практики показывает, что многие из иностранных граждан крайне быстро теряют работу и проживание и, когда данная категория граждан остается без средств существования и возможности вернуться на родину, они совершают различного рода преступления [19].
Определенного оперативного внимания требует тенденция активизации организованной преступности в структуре преступности нелегальных мигрантов. Официальная статистика фиксировала в 20152022 г. весьма значительный прирост преступлений, квалифицируемых по п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, совершенных в составе организованных преступных групп (+38 %). Представленные статистические данные, несомненно, отражают проблемные аспекты, которые в случае непринятия соответствующих превентивных мер будут только усугубляться [20].
В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» [21] объединившего в предмете правового регулирования положения ряда действующих федеральных законов.
МВД России совместно с другими правоохрани-
тельными органами и организациями развивает специальное мобильное приложение «Работа в ЕАЭС», которое доступно для установки на мобильное устройство. С его помощью иностранный гражданин сможет получить сведения, связанные с тем, есть ли у него ограничения на въезд в Россию. Особенно важно отметить то, что компетенция МВД России в сфере трудовой миграции крайне ограничена вопросами правоохранительной деятельности. Необходимо взаимодействие с Министерством труда и Министерством экономического развития в усовершенствовании механизмов регулирования процессов привлечения иностранцев различными хозяйствующими субъектами.
Пилотный проект целевого набора десяти тысяч узбекских рабочих в интересах работодателей строительной и аграрной отрасли экономики был запущен в конце 2021 г. Данный проект — это создание площадки, на которой проводятся все основные до въездные процедуры: начиная от подтверждения квалификации и собеседования об условиях работы, заканчивая сдачей экзаменов по русскому языку, медицинским обследованием и регистрацией биометрических данных с проверкой по учетам правоохранительных органов [22].
Важно заметить, что в настоящее время открылся проект на территории Республики Узбекистан, а именно ФГУП «Паспортно-визовый сервис МВД России». С нашей точки зрения, данный проект необходимо усовершенствовать, а именно, дополнить его различными информационно-телекоммуникационными возможностями с привлечением искусственного интеллекта. Особенно важен организованный переход к форме привлечения качественных трудовых ресурсов из-за рубежа.
Все это позволяет упорядочить пребывание иностранных граждан в России, усилить контроль за соблюдением ими российских законов в сфере миграции. Важно отметить, что в перспективе практика целевого набора может распространиться на Киргизию и Таджикистан. Отметим, введена в эксплуатацию государственная информационная система миграционного учета. Данная система позволяет получить исчерпывающие сведения об иностранных гражданах включая пребывание, проживание, переезд на территории России [23].
Отметим, что вводится новый механизм контроля пребывания иностранцев — административный надзор, в рамках которого предусматривается специальный правоохранительный режим, а именно «контролируемое пребывание». Вместо двух самостоятельных процедур административного выдворения и депортации вводится единая «высылка».
Важно заметить, что миграционная политика относится к основным стратегическим направлениям государственного строительства, в связи с этим осуществление государственного контроля над ее выполнением является прерогативой Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации. Отметим, что последовательное проведение миграционной политики возможно лишь при наличии законодательной нормативной базы, которая будет регулировать миграционные процессы на территории России, и, несомненно, сформированного контролирующего аппарата управления. За последние 30 лет в России сложилась сложная миграционная ситуация. Несмотря на то, что по данным статистической отчетности, количество преступлений, совершенных мигрантами на протяжении ряда лет снижается, вызывает озабоченность значительное количество нелегальных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, которые не только совершают общеуголовные преступления, но и активно способствуют распространению террористической и экстремистской идеологии. С учетом этого, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», незаконная миграция отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности Российской Федерации [24].
Проблема незаконной миграции вышла на государственный уровень в связи с осложнением международной террористической ситуации в мире. Важно заметить, что в МВД России предприняты меры по повышению уровня контроля за мигрантами, чему особенно способствует Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [25] и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ, расширяющий перечень иностранцев, подлежащих дактилоскопической регистрации и фотографированию [26]. Данный закон позволяет выявлять лиц, изменивших свои персональные данные в странах исхода. В последнее время транспортировка в Россию нелегальных мигрантов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистана и других, помимо прибыльного криминального бизнеса, свидетельствует об увеличении масштабов незаконной миграции, которая провоцирует рост террористической и экстремистской активности, распространения незаконного оборота оружия и наркотиков, проявлений ксенофобии и национализма в России [27].
Заметим, что в ходе совещания с главами регионов Уральского федерального округа Н. П. Патрушев обратил особое внимание на то, что террористические и экстремистские организации активно используют миграционные потоки для переправки в другие страны своих участников и формирования новых криминально активных ячеек. Только за последние три года правоохранительные органы предотвратили въезд
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
в Россию более двух тысяч иностранцев, подозреваемых в террористической и экстремистской деятельности. «Имеющиеся проблемы в сфере реализации государственной миграционной политики оказывают дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку, создают дополнительные риски общественной безопасности, усиливают социальную напряженность в обществе» [28].
Вызывает беспокойство усиление организованной преступности в сфере незаконной миграции, которая практически ее монополизировала. Транснациональная организованная преступность напрямую связана с незаконной миграцией иностранных граждан. В данной связи необходимо комплексно усилить работу по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и организованных преступных сообществ, специализирующихся на организации незаконной миграции и фиктивной постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан.
По-нашему мнению, состояние преступности, субъектами совершения которых являются иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории России, следует оценивать с учетом их количества в России и уровня латентности совершенных ими преступлений. Так, по мнению респондентов-сотрудников органов внутренних дел крайне высока латент-ность преступлений иностранцев-мигрантов [29].
Особенно важно заметить, что по данным Верховного комиссара Управления ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Ф. Гранди почти 836 тысяч беженцев из Украины прибыло в ЕС и соседние страны за период с 24 февраля по 2 марта 2022 г. в результате военного конфликта на Украине, часть граждан без документов и без удостоверения личности [30]. С нашей точки зрения число данных граждан кратно увеличиться в связи с обострением конфронтации. Стоит заметить, что современные события будут являться существенным вызовом для миграционных систем, как стран ЕС, СНГ, так и для Российской Федерации, в частности. Заметим, что необходима комплексная, инновационная система интеграции, как граждан Украины, так и иных беженцев в российское общество, система контроля за их действиями на территории страны [31].
По информации заместителя министра МЧС РФ А.М. Супруновского, по состоянию на 28 февраля 2022 г. в Россию прибыло более 127 тыс. жителей ДНР и ЛНР в рамках эвакуации, которые размещены в 15 регионах страны. Несомненно, важно заметить, что оперативная ситуация на территории Украины содержит комплекс предпосылок, обусловливающих чрезвычайно высокий риск реализации глобальных угроз миграционной стабильности и антитеррористической безопасности. С этой целью идет использование миграционных процессов для формирования социальной напряженности в обществе [32].
Особенно актуальными рисками являются рост преступности и увеличение числа беженцев в Российскую Федерацию и, несомненно, прибытие в Украину зарубежных наемников, радикал-националистов для участия в военных действиях. Территориальная близость России с Украиной содержит риски проникновения террористов на территорию Российской Федерации путем незаконной миграции, в том числе в потоке беженцев, а также, стоит сказать о том, что присутствуют риски подкупа и вербовки мигрантов для осуществления террористических актов. Напряженная ситуация в соседней Украине создает удобные условия для усиления подрывной деятельности зарубежных кураторов, активизации дремлющих и создания новых экстремистских ячеек в Российской Федерации, что требует немедленного комплексного реагирования российскими правоохранительными подразделениями [33].
Особенно важно отметить, что деструктивные силы провокационно воздействуют на сознание и поведение мигрантов. В сложившейся ситуации значимо предупреждение и пресечение фактов использования иностранными гражданами и лицами без гражданства, особенно прибывшими с территории Украины, миграционных статусов на территории Российской Федерации и российского гражданства с целью легализации в России для осуществления экстремистской, террористической и иной запрещенной деятельности [34].
Необходимо сделать вывод, что особое внимание необходимо уделять не только пресечению незаконной миграции, выявлению фактов фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан, а также лиц, нарушивших запрет на въезд в Российскую Федерацию с использованием документов, выданных на измененные установочные данные, а еще и комплексной системе превентивных мер, направленных на стабилизацию миграционной ситуации на территории России [35].
С нашей точки зрения актуально анализировать миграционный зарубежный опыт граничащих с Украиной государств, как представителей стран Европейского союза, так и стран Содружества Независимых Государств. Именно на основании этого комплексного изученного опыта и, несомненно, опыта Российской Федерации в противодействии миграционным вызовам и угрозам, возможно разработать комплексные законодательные инициативы и своевременные решения. Крайне важно усовершенствование различных правовых нормативов, которые, в свою очередь, смогут существенным образом повлиять на государственную стабильность в особенности в миграционной сфере, именно миграционные вызовы в настоящее время, является важнейшей угрозой безопасности России и именно они требуют структурного правового решения.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Список источников
1. Бышков П. А., Гасанов К. К., Егоров С. А. и др. Основы национальной безопасности. (2-е издание, переработанное и дополненное). М., 2022.
2. Исаков В. М., Хазов Е. Н. Миграционные процессы в странах СНГ и их влияние криминальную обстановку России // Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 121127.
3. Зона ответственности: безопасность, профилактика, противодействие // Газета МВД РФ «Щит и меч». 2022. №43 (1827). С. 2-3.
4. Богданов А. В., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173179.
5. The Bell: власти спрогнозировали сокращение населения на 1 млн человек за два года // URL://https://www.fbrbes.ru/sbciety/442937-the-bell-vlasti-sprbgnozirbvali-sbkrasenie-naselenia-rossii-na-1-mln-celbvek-za-dva.
6. Блог Рахмона Ульмасова. Миграция в России: позиция, подходы и пути решения. Российский совет по международным делам // URL:// https://russiancbuncil.ru/blbgs/rahmon-ulmasbv/ migratsiya-v-rossii-pozitsiya-podkhody-i-puti-resheniya/?sphrase_id=92745651.
7. Выступление В.В. Путина 7 декабря 2022 г. на заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека // URL://http:// www.kremlin.ru/acts/news.
8. Богданов А. В., Хазов Е. Н. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 47-51.
9. МВД РФ отчиталось о рекордных нарушениях среди мигрантов // URL://https:// tj.sputniknews.ru/20220417/mvd-rf-migranty-prestupnost-1047714073.html.
10. Богданов А. В., Макошин П. В., Хазов Е. Н. Состояние и тенденции развития миграционных процессов в России // Международный журнал гражданского и торгового права. 2022. № 2. С. 15-21.
11. Лобзов К. М., Богданов А. В., Ильинский И. И. и др. Экстремистские организации: сущность,
идеология, тактика их деятельности. Новосибирск, 2021.
12. Комахин Б. Н., Хазов Е. Н., Исаков В. М. и др. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие. Москва, 2021.
13. Богданов А. В., Пауков О. В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы и их роль в современном государстве // Образование и право. 2022. № 1. С. 96-102.
14. Хазов Е. Н., Богданов А. В., Венидиктов М. И. Оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан // Криминологический журнал. 2021. № 2. С. 68-73.
15. Богданов А. В., Бражников Д. А., Бычков В.В. и др. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. Москва, 2023.
16. Богданов А. В., Комахин Б. Н., Хазов Е. Н. Современные вызовы и угрозы миграционных процессов // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2022. № 1. С. 83-88.
17. Иностранцы совершили почти на 12% больше преступлений в России в первом полугодии // URL://https://www.gazeta.ru/social/ news/2022/07/22/18177170.shtml?updated.
18. Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них за 2015-2019 г. // URL://https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/ statistics/migracionnaya.
19. Богданов А. В., Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Современные подходы к регулированию миграционных процессов в России // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 7-13.
20. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2022 г. // URL://https://xn--b1aew.xn--рЫЯоЫег/101762.
21. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (подготовлен МВД России, ГО проекта 01/05/07-22/00129415) // URL:// https://regulation.gov.ru.
22. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. Москва, 2019.
23. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без граж-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
данства в Российской Федерации» // URL:// http://pravo.gov.ru.
24. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL://http://pravo. gov.ru.
25. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // URL:// http://pravo.gov.ru.
26. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // URL://http://pravo.gov.ru.
27. Хазов Е. Н., Горшенева И. А., Иванцов С. В. и др. Организация деятельности полиции зарубежных стран: учебно-методическое пособие. Москва, 2017.
28. Миграция, беженцы и кризис на Украине// URL://https://zavtra.ru/blogs/migratciya_ bezhentci_i_krizis_na_ukraine.
29. Хазов Е. Н., Богданов А. В., Мартынюк В. М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148-152.
30. Миграция, беженцы и кризис на Украине // URL://https://zavtra.ru/blogs/migratciya_ bezhentci_i_krizis_na_ukraine.
31. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 11-15.
32. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Добровольное переселение соотечественников, проживающих в странах СНГ, в Россию. В сборнике: Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Санкт-петербург, 2022. С. 103-110.
33. Эриашвили Н. Д., Гасанов К. К., Миронова О. А. и др. Национальная безопасность. Москва, 2022.
34. Хазов Е. Н., Богданов А.В., Ильинский И. И. Незаконная миграция как одна из причин появления и распространения терроризма и экстремизма на территории России // Актуальные проблемы развития конституционализма. Материалы научно-методического семинара. 2018. С. 107-114.
35. Пауков В. К., Богданов А. В., Зинченко Е. Ю. и
др. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. учебно-методическое пособие. Москва, 2020.
References
1. Byshkov P. A., Gasanov K. K., Egorov S. A. et al. Fundamentals of National Security. (2nd edition, revised and supplemented). М., 2022.
2. Isakov V. M., Khazov E. N. Migration processes in CIS countries and their impact on the criminal situation in Russia // Actual problems of legislative regulation of migration processes on the territory of CIS member states. Materials of the annual international scientific-practical conference. Saint-Petersburg, 2022. Р. 121-127.
3. Area of responsibility: security, prevention, counteraction // Newspaper of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation «Shield and Sword». 2022. №43 (1827). С. 2-3.
4. Bogdanov A. V., Ilyinsky I. I., Khazov E. N. Information and telecommunication network Internet as one of the most sought-after resources in the fight against drug trafficking // Bulletin of the Moscow University of the Russian Interior Ministry. 2018. № 3. Р. 173-179.
5. The Bell: authorities have predicted the reduction of the population by 1 million people in two years // URL: //http s://www.forbes. ru/society/442937-the -bell-vlasti-sprognozirovali-sokrasenie-naselenia-rossii-na-1-mln-celovek-za-dva.
6. Blog of Rakhmon Ulmasov. Migration in Russia: position, approaches and solutions. Russian International Affairs Council // URL://https:// russiancouncil.ru/blogs/rahmon-ulmasov/ migratsiya-v-rossii-pozitsiya-podkhody-i-puti-resheniya/?sphrase_id=92745651.
7. Speech by V. V. Putin on December 7, 2022 at the meeting of the Council on the Development of Civil Society and Human Rights // URL://http:// www.kremlin.ru/acts/news.
8. Bogdanov A. V., Khazov E. N. The main causes and conditions contributing to the growth of juvenile crime in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 12. Р. 47-51.
9. The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation reported record violations among migrants // URL://https:// tj.sputniknews.ru/20220417/mvd-rf-migranty-prestupnost-1047714073.html.
10. Bogdanov A. V., Makoshin P. V., Khazov E. N. State and trends of development of migration processes in Russia // International Journal of Civil and Trade Law. 2022. № 2. С. 15-21.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
11. Lobzov K. M., Bogdanov A. V., Ilyinsky I. I. et al. Extremist Organizations: Essence, Ideology, and Tactics of Their Activities. Novosibirsk, 2021.
12. Komahin B. N., Khazov E. N., Isakov V. M. et al. Public service in the internal affairs bodies of the Russian Federation: a training manual. Moscow, 2021.
13. Bogdanov A. V., Paukov O. V., Khazov E.N. Migration processes and their role in the modern state // Education and law. 2022. № 1. P. 96-102.
14. Khazov E. N., Bogdanov A. V., Venidiktov M. I. Operative-search measures of counteraction to crimes related to illegal migration of foreign citizens // Journal of Criminology. 2021. № 2. P. 68-73.
15. Bogdanov A. V., Brazhnikov D. A., Bychkov V. V. et al. Operational-search activity: textbook. Moscow, 2023.
16. Bogdanov A. V., Komakhin B. N., Khazov E. N. Modern challenges and threats of migration processes // Actual problems of administrative law and process. 2022. № 1. P. 83-88.
17. Foreigners committed almost 12% more crimes in Russia in the first half of the year // URL://https:// www.gazeta.ru/social/news/2022/07/22/18177170. shtml?updated.
18. Information on crimes committed by and against foreign citizens and stateless persons in 2015-2019 // URL://https://xn--b1aew.xn--p1ai/ dejatelnost/statistics/migracionnaya.
19. Bogdanov A. V., Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Modern approaches to the regulation of migration processes in Russia // Journal of Criminology. 2021. № 4. P. 7-13.
20. Brief characteristics of the state of crime in the Russian Federation for January-October 2022 // URL://https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762.
21. Draft Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law «On Conditions of Entry (Exit) and Stay (Residence) in the Russian Federation of Foreign Citizens and Stateless Persons» (prepared by the Ministry of Internal Affairs of Russia, Project ID 01/05/07-22/00129415) // URL://https:// regulation.gov.ru.
22. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Legal status of foreign citizens recognized as Russian language speakers. Moscow, 2019.
23. Federal Law of July 18, 2006 №. 109-FZ (ed. of July 14, 2022) «On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation» // URL://http://pravo.gov.ru.
24. Decree of the President of the Russian Federation
of July 2, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // URL:// http://pravo.gov.ru.
25. Federal Law of July 25, 2002 № 115-FZ (ed. of July 14, 2022) «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // URL:// http://pravo.gov.ru.
26. Federal Law of July 25, 1998 № 128-FZ (ed. of July 1, 2021) «On State Dactyloscopic Registration in the Russian Federation» // URL://http://pravo. gov.ru.
27. Khazov E. N., Gorsheneva I. A., Ivantsov S. V. et al. Organization of police activities of foreign countries: educational and methodological manual. Moscow, 2017.
28. Migration, refugees and crisis in Ukraine // URL://https://zavtra.ru/blogs/migratciya_ bezhentci_i_krizis_na_ukraine.
29. Khazov E. N., Bogdanov A. V., Martynyuk V. M. Main directions, problems and ways of solving the organization of work on the search for persons who hid from the bodies of inquiry, investigation and trial by employees of operational and investigative units of internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 10. P. 148-152.
30. Migration, refugees and crisis in Ukraine // URL://https://zavtra.ru/blogs/migratciya_ bezhentci_i_krizis_na_ukraine.
31. Andreizo S. Y., Khazov E. N. Actual problems of legal regulation of relations in the sphere of migration // Bulletin of economic security. 2022. № 4. P. 11-15.
32. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Voluntary resettlement of compatriots living in the CIS countries to Russia. In the collection: Current problems of legislative regulation of migration processes on the territory of the CIS countries. Materials of the annual international scientific-practical conference. Saint-Petersburg. 2022. P. 103-110.
33. Eriashvili N. D., Gasanov K. K., Mironova O. A. et al. National Security. Moscow, 2022.
34. Khazov E. N., Bogdanov A. V., Ilinsky I. I. Illegal migration as one of the causes of emergence and spread of terrorism and extremism in Russia // Actual problems of constitutionalism development. Materials of the scientific and methodological seminar. 2018. P. 107-114.
35. Paukov V. K., Bogdanov A. V., Zinchenko E. Yu. et al. Observance of constitutional rights and freedoms of man and citizen in operatively-search activity. educational-methodical manual. Moscow, 2020.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Информация об авторах
Е. Н. Хазов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;
А. В. Богданов — доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;
М. И. Венидиктов — старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the authors E. N. Khazov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor;
A. V. Bogdanov — Associate Professor of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
M. I. Venediktov — Senior lecturer of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 16.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.
The article was submitted 13.12.2022; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.
Конституционное право России. Учебник. Под ред. Г. А. Гаджиева, Б. С. Эбзеева ; под общ. ред. П. А. Кучеренко, Н. М. Чепурновой, Л. Т. Чих-ладзе. 2-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.
Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.
Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».
F
1
Конституционное право России
л
УЧЕБНИК Второе издание
=«7