Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аврутин Роман Юрьевич, Беженцев Александр Анатольевич

14 октября 2022 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России в рамках деятельности научной школы «Административная и административно-процессуальная деятельность МВД России» прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ», на которой состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам законодательного регулирования миграционных процессов, административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях в миграционной сфере, по проблемам обеспечения безопасности и общественного порядка, совершенствования полицейской и иной правоохранительной деятельности на территории государств - участников СНГ. В конференции приняли участие представители МВД иностранных государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Ангола, Республики Гана, Гвинейской Республики, Республики Гвинея-Бисау, Республики Конго, Республики Никарагуа, Республики Эль-Сальвадор, государства Сент-Винсент и Гренадины. Участники конференции были едины во мнении о необходимости укрепления как сотрудничества практических работников органов внутренних дел МВД России, государственных и иных организаций, работающих в сфере миграции, так и сотрудничества на уровне стран - участниц СНГ, а также государств, представители которых принимали участие в проведении конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аврутин Роман Юрьевич, Беженцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE TERRITORY OF THE CIS MEMBER STATES

On October 14, 2022 at St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of the scientific school «Administrative and administrative-procedural activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia» the annual International scientific-practical conference «Actual problems of legislative regulation of migration processes in the CIS member states» was held, where opinions on problematic issues of legislative regulation of migration processes, administrative-jurisdictional activity of internal affairs bodies of Russia were exchanged. The conference was attended by representatives of the Ministry of Internal Affairs of foreign countries: Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Republic of Uzbekistan, Republic of Tajikistan, Republic of Angola, Republic of Ghana, Republic of Guinea-Bissau, Republic of Congo, Republic of Nicaragua, Republic of El Salvador, State of Saint Vincent and the Grenadines. The conference participants were of the same opinion on the need to strengthen both cooperation between practitioners of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, state and other organisations working in the field of migration, and cooperation at the level of CIS member states, and states whose representatives were taking part in the conference.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ»

Конференции

Обзорная статья УДК 325.14

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-1-245-258

Роман Юрьевич Аврутин

кандидат юридических наук https://orcid.org 0000-0003-1140-8194, [email protected]

александр анатольевич Беженцев

кандидат юридических наук, доцент https://orcid.org 0000-0002-9909-9869, [email protected]

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ

(Международная научно-практическая конференция 14 октября 2022 г. Санкт-Петербургский университет МВД России: научные дискуссии о миграционном законодательстве)

Аннотация: 14 октября 2022 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России в рамках деятельности научной школы «Административная и административно-процессуальная деятельность МВД России» прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств -участников СНГ», на которой состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам законодательного регулирования миграционных процессов, административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях в миграционной сфере, по проблемам обеспечения безопасности и общественного порядка, совершенствования полицейской и иной правоохранительной деятельности на территории государств - участников СНГ. В конференции приняли участие представители МВД иностранных государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Ре-

© Аврутин Р. Ю., Беженцев А. А., 2023

спублики Ангола, Республики Гана, Гвинейской Республики, Республики Гвинея-Бисау, Республики Конго, Республики Никарагуа, Республики Эль-Сальвадор, государства Сент-Винсент и Гренадины.

Участники конференции были едины во мнении о необходимости укрепления как сотрудничества практических работников органов внутренних дел МВД России, государственных и иных организаций, работающих в сфере миграции, так и сотрудничества на уровне стран - участниц СНГ, а также государств, представители которых принимали участие в проведении конференции.

Ключевые слова: миграционные отношения, миграционное законодательство, трудовая миграция, нелегальная миграция, правонарушения в области миграции, иностранные граждане, режим пребывания, Содружество Независимых Государств

Для цитирования: Аврутин Р. Ю., Беженцев А. А. Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ (Международная научно-практическая конференция 14 октября 2022 г. Санкт-Петербургский университет МВД России: научные дискуссии о миграционном законодательстве) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 1 (97). - С. 245-258; doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-245-258.

Roman Y. Avrutin

Cand. Sci. (Jurid.) https://orcid.org 0000-0003-1140-8194, [email protected]

Alexander A. Bezhentsev

Cand. Sci. (Jurid.), Docent https://orcid.org 0000-0002-9909-9869, [email protected]

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Current problems of legislative regulation of migration processes in the territory of the CIS member states

(International scientific and practical conference: scientific discussions about migration legislation)

Abstract: On October 14, 2022 at St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of the scientific school «Administrative and administrative-procedural activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia» the annual International scientific-practical conference «Actual problems of legislative regulation of migration processes in the CIS member states» was held, where opinions on problematic issues of legislative regulation of migration processes, administrative-jurisdictional activity of internal affairs bodies of Russia were exchanged. The conference was attended by representatives of the Ministry of Internal Affairs of foreign countries: Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Republic of Uzbekistan, Republic of Tajikistan, Republic of Angola, Republic of Ghana, Republic of Guinea-Bissau, Republic of Congo, Republic of Nicaragua, Republic of El Salvador, State of Saint Vincent and the Grenadines.

The conference participants were of the same opinion on the need to strengthen both cooperation between practitioners of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, state and other organisations working in the field of migration, and cooperation at the level of CIS member states, and states whose representatives were taking part in the conference.

Keywords: migration relationships, migration law, labour migration, illegal migration, migration offences, foreign citizens, stay regime, Commonwealth of Independent States.

For citation: Avrutin. R. Y., Bezhentsev A. A. С^геМ problems of legislative regulation of migration processes in the territory of the CIS member states: International scientific and practical conference scientific discussions about migration legislation // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 1 (97). - Р. 245-258; doi: 10.35750/2071-8284-2023-1-245-258.

14 октября2022 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России прошла ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ»1, что стало очередным этапом в процессе изучения, анализа и рассмотрения научно-теоретических основ правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество). Участники конференции обменялись мнениями по вопросам совершенствования правового регулирования, поиска эффективных методов регуляции миграционных процессов на территории государств - участников Содружества, оптимизации правоприменительной работы в этой сфере, укрепления связей между служащими федеральных органов исполнительной власти, работниками правоохранительных органов, в том числе территориальных органов внутренних дел, образовательными и научными организациями МВД России, региональными некоммерческими и общественными организациями государств - участников СНГ.

В конференции приняли участие представители иностранных государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Ангола, Республики Гана, Республики Гвинея, Республики Гвинея-Бисау, Республики Конго, Республики Никарагуа, Республики Эль-Сальвадор, государства Сент-Винсент и Гренадины. Они рассказали о национальном миграционном законодательстве, основных проблемах в данной сфере, намеченных путях и способах их решения.

В работе конференции приняли участие руководители и ведущие учёные образовательных и научных организаций России; представители образовательных организаций МВД стран СНГ и дальнего зарубежья; представители Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу; Прокуратуры Санкт-Петербурга; Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга; Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге; Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга; аппарата Уполномоченного по правам человека; Российского Красного

1 Аврутин Р. Ю., Паук Н. Н. Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ. Об итогах проведённой 15 октября 2021 года международной научно-практической конференции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. -№ 1(93). - С. 56-68. - ЭО1 10.35750/2071-8284-2022-1-56-68.

Креста; Санкт-Петербургского Дома национальностей; государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов»; Центра профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «Контакт»; научно-педагогический состав Санкт-Петербургского университета МВД России.

На открытии конференции её модератор, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по научной работе, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации М. В. Бавсун особо отметил международный характер конференции и участие в ней представителей иностранных государств, а также значимость этого мероприятия для расширения перспектив деятельности органов исполнительной власти и общественных организаций в области миграционной политики в Российской Федерации и государствах - участниках СНГ. Модератор обратил внимание на непростые условия проведения конференции, подчеркнув, что в условиях сложной и нестабильной политической ситуации важен обмен мнениями и поддержание рабочего взаимодействия представителей полицейских органов сопредельных государств, формирование научно обоснованных и проверенных на практике подходов в миграционной сфере. Он уточнил, что из-за продолжающихся антиковидных мероприятий и ограничений не все желающие смогли приехать в Санкт-Петербург, в связи с чем примут участие в конференции в режиме видео-кон-ференц-связи и, таким образом, все же смогут высказать свои суждения. Модератор отметил обширную географию конференции, сделав акцент на важности очного участия в ней представителей Академии МВД Республики Беларусь в лице начальника Академии генерал-майора милиции А. П. Васильева, заместителя начальника Академии по научной работе кандидата юридических наук, доцента П. В. Гридюшко.

В заключение своего выступления М. В. Бавсун от имени руководства Санкт-Петербургского университета МВД России пожелал участникам конференции успехов, предметных научных дискуссий, установления новых научных контактов, достижения заявленных научных результатов и передал слово для приветствия начальнику Академии МВД Республики Беларусь генерал-майору милиции А. П. Васильеву.

А. П. Васильев отметил непростую политическую обстановку, в условиях которой на полицейские органы возлагается особая ответственность за поддержание правопорядка на территории государств - участников Содружества, укрепление взаимодействия и выработку новых эффективных способов противодействия нелегальной миграции, правонарушениям и преступлениям, совершаемым на территории СНГ мигрантами.

Продолжая рассмотрение вопросов обеспечения деятельности Академии МВД Республики Беларусь, с научным докладом «Роль

Академии МВД Республики Беларусь в подготовке кадров в сфере миграции» выступил заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь по научной работе, кандидат юридических наук, доцент П. В. Гри-дюшко. В выступлении докладчик обозначил основные направления деятельности Академии - это непосредственно образовательный процесс, сопровождающая его научная деятельность, а также деятельность Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Реализация данных направлений деятельности обеспечивается преподаванием в рамках специальности «Правоведение» учебных дисциплин «Органы внутренних дел Республики Беларусь в реализации института миграции и убежища» и «Миграционное право», введённых решением Совета Академии МВД в мае 2021 г. В докладе отмечено, что в образовательном процессе активно участвуют практические сотрудники подразделений миграции, а профессорско-преподавательский состав Академии был одним из разработчиков «Концепции миграционной политики Союзного государства», Государственной программы «Обеспечение правопорядка» на 2021-2025 гг. Особо отмечено, что с июля 2007 г. на базе Академии функционирует «Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми», обучение в котором проходят представители полицейских подразделений стран - участниц СНГ. В процессе обучения в Центре слушатели изучают курсы по направлениям «Внешняя трудовая миграция», «Международная и национальная защита беженцев», «Международные стандарты и национальный опыт предупреждения и реагирования на случаи сексуального и гендерного насилия в отношении мигрантов», «Миграция населения: структурные характеристики и организационно-правовые модели регулирования», «Паспортно-регистрационная работа подразделений по гражданству и миграции», «Правовые основы деятельности подразделений по гражданству и миграции».

Далее слово для приветствия и научного сообщения было передано Е. В. Кассюре, начальнику Управления стран СНГ и регионов Российской Федерации Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. Выступающий подчеркнул важность проводимой конференции, особенно в настоящий момент, когда миграционные процессы, характерные для обычных условий существования государств, сопровождаются исходом беженцев и вынужденных переселенцев из стран с нестабильной политической и экономической обстановкой. В связи с этим Комитетом разрабатываются и реализуются мероприятия в области государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития внешних связей и межрегионального сотрудничества; координации деятельности по разработке и реализации программ международной технической помощи

и делового сотрудничества, в том числе в рамках развития городского хозяйства, социальной сферы, образования, культуры и здравоохранения; координации деятельности по организации участия граждан и организаций в межрегиональных и международных конференциях и иных межрегиональных и международных мероприятиях, проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга; организации работы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, использованию их возможностей для развития связей с зарубежными странами.

В выступлении отмечено, что на территории Санкт-Петербурга в настоящее время действуют пять миграционных центров («Московский», «Заневский», «Северный», «Нарвский», «Южный») оказывающих услуги иностранным гражданам и лицам без гражданства по вопросам миграционной политики. Е. В. Кассюра остановился на прошедшем с 23 по 27 сентября 2022 г. на территории Санкт-Петербурга голосовании по референдумам Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей. На открытых участках для голосования присутствовали наблюдатели из Германии, Индии, Бразилии, ЮАР, стран Содружества. Международные наблюдатели могли предварительно и во время голосования очно наблюдать за ходом голосования, в том числе на самом большом участке, расположенном в здании Единого центра документов на улице Красного Текстильщика.

Модератор конференции М. В. Бавсун, подчёркивая важность обеспечения взаимодействия правоохранительных органов стран - участниц СНГ в вопросах выработки единых правовых стандартов миграционной политики, передал слово для доклада на тему «Актуальные проблемы регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ» профессору кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России, доктору военных наук, профессору, генерал-майору И. П. Горелову.

Выступающий отметил, что распад Советского Союза повлёк ряд проблем, которые в той или иной мере повлияли на миграционные процессы. Россию стали покидать творческие, образованные, занимающиеся научной деятельностью люди, высококвалифицированные специалисты, интеллигенция, на обучение которых были затрачены значительные средства. Нужно отметить, что Россия в зарубежном обмене теряет в основном высококвалифицированных специалистов, а приобретает нелегальных мигрантов с сомнительными причинами въезда в Российскую Федерацию, не востребованных на родине. За счёт миграции прирост населения России стал аномальным, превысив за последние десять лет максимальную норму. Актуальность миграционных процессов определяется возрастанием социальной значимости, влечёт появление таких проблем, как обострение конкуренции на рынке труда, рост цен на

недвижимость, снижение уровня жизни коренного населения, усугубление социальных проблем. Одним из последствий неконтролируемого миграционного потока является осложнение криминогенной обстановки в России2.

Незаконное пребывание иностранных граждан увеличивает нагрузку на объекты социальной инфраструктуры, способствует развитию теневой экономики, создаёт неблагоприятную ситуацию на рынке труда (иностранные граждане готовы работать нелегально за меньшую заработную плату, вследствие чего у местного населения растёт безработица), способствует росту межнациональных конфликтов, противоречий, неприязни. Незаконная миграция по своей природе предполагает связь с нелегальным предпринимательством, тесно примыкающим к организованной преступности. Представляется целесообразным для повышения уровня безопасности населения от угрозы незаконной миграции:

- обеспечить расширение сотрудничества между Российской Федерацией и странами СНГ в сфере регулирования миграции;

- обеспечить регулирование количественных и качественных показателей миграционных потоков;

- создать единую систему контроля, начиная от момента прибытия иностранных граждан на территорию Российской Федерации, их размещения и до их выезда за пределы России;

- создать условия для социальной и культурной адаптации мигрантов;

- обеспечить формирование положительного отношения местного населения к мигрантам и наоборот;

- обеспечить действенные меры по контролю за трудоустройством мигрантов.

В заключение И. П. Горелов подчеркнул, что, учитывая крайне опасные тенденции развития нелегальной миграции, противодействие правонарушениям в этой сфере является приоритетной общегосударственной задачей, от решения которой во многом зависит стабилизация социально-политической обстановки, судьба экономических реформ.

Развивая тему взаимодействия стран -участниц СНГ, с докладом на тему «Нежелательная миграция как угроза национальной безопасности государств - участников СНГ» выступил А. М. Воронов, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Он отметил, что интенсивный миграционный поток, буквально обрушившийся на государства Европы из стран Ближнего Востока и Северной Африки в 2014-2015 гг., стал одной из причин негативных социально-экономических процессов,

2 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2022 года [Электронный ресурс] // МВД России : официальный сайт. - URL : https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/32515852/ (дата обращения: 19.12.2022).

обеспечил фактически беспрепятственное наполнение этих государств представителями криминальных, экстремистских и террористических структур. Такие негативные миграционные проявления выступают серьёзной угрозой и представляют один из вызовов национальной безопасности государств - участников СНГ.

Признавая реальность такой угрозы, докладчик выразил предположение, что именно введение в оборот института нежелательности миграции может стать средством повышения эффективности миграционной политики государств Содружества в части установления оправданного профилактического и превентивного контроля за миграционными потоками, а законодательное установление дополнительных мер административно-правового воздействия будет способствовать действительной нейтрализации ресурсной базы международного терроризма. При этом под нежелательной миграцией в государствах - участниках СНГ предлагается понимать международную миграцию (иммиграцию), не предполагающую смены места жительства, когда под видом беженцев либо переселенцев на территорию стороннего государства, порой легально, проникают боевики международных террористических организаций для участия в региональных вооружённых конфликтах, вплоть до свержения легитимной власти, культивирования и распространения деструктивных идеологий, способствующих нарушению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, региональных и этнокультурных укладов жизни народов государств Содружества.

С потоками беженцев в страны СНГ устремляются эмиссары, активные участники (боевики) и пособники преступных организаций для ведения различных форм экстремистской, террористической деятельности. Цель таких планируемых миграций вполне очевидна: во-первых, юридическое закрепление правового статуса своих сторонников под эгидой беженцев, во-вторых, формирование в новой социальной среде платформы для новоиспечённых «революций» или, как минимум, вербовка наёмников для ведения войн в «захваченных» странах.

Тема «О перспективах совершенствования механизмов миграционного контроля в Российской Федерации» была раскрыта начальником управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидатом юридических наук, доцентом С. С. Лампадовой. В докладе отмечалось, что в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, заявлено о необходимости совершенствования механизмов контроля за различными режимами пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, осуществления ими трудовой деятельности. При этом обусловлен-

ность преобразований влиянием миграционных процессов на национальную безопасность страны придаёт этой задаче особую значимость.

В настоящее время контрольно-надзорную деятельность в сфере миграции регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый более двух десятилетий назад, а также постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции», которое также принималось в других социально-экономических и политических условиях.

Накопившиеся проблемы контрольно-надзорной деятельности предполагается решать с помощью профильного отраслевого нормативного правового акта. Справедливости ради следует отметить, что его разработка носила плановый характер, и МВД России была проделана значительная работа по анализу эффективности действующих правовых норм, а также разработке новых концептуальных подходов к регулированию миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом этой деятельности стал проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Содержание административного надзора достаточно полно раскрыто в документе, где на основе правоприменительной практики детализируются правила реализации уже известных процедур: проведения мониторинга соблюдения правил (требований) в сфере миграции, предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений в сфере миграции, принятия мер профилактического характера, принятия мер принуждения, проведения дактилоскопической регистрации и идентификации иностранных граждан3. Появляются в нём и совершенно новые для отечественного миграционного права институты и механизмы, такие как контролируемое пребывание, ведение реестров недобросовестных приглашающих лиц и недобросовестных работодателей.

Все рассматриваемые составляющие административного надзора органично раскрывают его правовую природу и способствуют достижению его целей. Вопрос вызывает лишь отнесение к административному надзору «обеспечения размещения органами внутренних дел (полицией) в открытом доступе актуальных сведений о нормативно установленных правилах (требованиях) в сфере миграции, ответственности за их несоблюдение, а также уведомление работодателей, заказчиков работ (услуг), принимаю-

3 Беженцев А. А., Аврутин Р. Ю., Паук Н. Н. и др. Актуальные вопросы деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции : учебник. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - 456 с. - С. 278-301.

щих лиц, приглашающей стороны об указанных правилах (требованиях) и ответственности за их несоблюдение на стадии прохождения процедур. И если в уведомительных действиях можно усмотреть профилактическую сущность административного надзора, то «обеспечение размещения» актуальной информации о правовом регулировании в сфере миграции самостоятельного значения в надзорной деятельности, как представляется, не имеет.

Давно ожидаемой новеллой стало объединение применяемых в Российской Федерации мер государственного принудительного воздействия, заключающихся в удалении за пределы территории государства иностранного гражданина или лица без гражданства в единый институт высылки. Научная общественность давно полемизирует на тему единства и дифференциации правовой природы действующих процедур административного выдворения и депортации. Документ примирил разные научные концепции, заменив указанные меры единой - высылкой, но дифференцировав основания и порядок её применения. Уточняются все существенные аспекты высылки в Российской Федерации: условия и общие начала применения высылки; порядок принятия, исполнения, прекращения, приостановления, возобновления исполнения решения о высылке; правовые последствия высылки.

Подводя итог, С. С. Лампадова подчеркнула, что проект федерального закона в значительной степени ликвидировал имеющиеся пробелы в правовом регулировании государственного контроля (надзора) в сфере миграции. Подробное изложение нормативно установленных правил (требований) в сфере миграции, ответственности за их несоблюдение демонстрирует открытость миграционной политики Российской Федерации при одновременном акцентировании внимания на серьёзности государственных подходов к вопросам национальной безопасности в миграционной сфере.

С докладом «Совершенствование законодательства о гражданстве: проблемы правоприменения» выступил начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент А. И. Попов, который заявил, что в целях повышения эффективности деятельности по реализации положений Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. сформированы предложения по реформированию института гражданства Российской Федерации. В настоящее время уже имеются результаты исполнения программно-целевых и планирующих документов, в том числе в части внесённых изменений в институт российского гражданства.

А. И. Попов раскрыл содержание принятых в 2020 г. и 2022 г. изменений положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Так, были добавлены отдельные основания

для приобретения гражданства, что упростило некоторые из имеющихся ранее требований. В частности, расширен перечень вариантов для получения гражданства в упрощённом порядке. Редакция 2022 г. позволяет иностранным гражданам, заключившим контракт о прохождении службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях на срок не менее одного года, обратиться с заявлениями о приёме в гражданство без соблюдения пятилетнего срока проживания на территории Российской Федерации. Изменения, внесённые в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 г., обусловили разработку нового законопроекта «О гражданстве Российской Федерации», который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Одной из главных особенностей, с точки зрения правоприменителей, является то, что в ведении Президента Российской Федерации предлагается оставить только приём в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке. По остальным основаниям правом принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации предполагается наделить МВД России и МИД России.

Проблема организационно-правовых основ полицейской деятельности по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина была рассмотрена в докладе

А. А. Беженцева, начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидата юридических наук, доцента, на тему «Полицейская деятельность по обеспечению прав и свобод человека: опыт государств - участников СНГ».

Деятельность полиции государств - участников СНГ по обеспечению прав и свобод человека характеризуется длительным эволюционным периодом и зависит как от национальных особенностей, так и проблем, стоящих на данном этапе развития перед конкретной державой. Именно эти характерные черты имели и имеют доминирующее значение для выбора каждым народом того или иного политического режима, а значит, и организационно-правовых принципов деятельности полицейских сил. Непосредственная зависимость полиции от конкретного политического режима, силовым гарантом существования которого она является, приводит в случае изменения к коренному реформированию правовой базы, кадровой составляющей, организационных моделей, стратегии и тактики её функционирования. Анализ работы полицейских структур в области обеспечения прав и свобод человека и использования положительного опыта деятельности полиции государств -участников СНГ в этой сфере позволили сделать докладчику следующие выводы.

А) Теоретические и организационно-правовые модели функционирования полиции постоянно эволюционируют, причём соот-

ветствующие процессы интенсифицируются: значительное внимание уделяется выработке правильной стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению прав и свобод человека; обеспечению системности и последовательности работы полиции в этом направлении; осуществлению эффективного контроля над деятельностью полиции, в том числе со стороны институтов гражданского общества.

Б) Анализ подходов к формированию содержания полицейской службы в демократическом обществе позволяет выделить следующие модели организации работы полиции:

1. Первая модель - «полицейский-наблюдатель» - характеризуется службой полиции политической элите, невысоким уровнем профессионализма, неформальным личностным поведением сотрудников.

2. Вторая модель - «юрист-профессионал» - придаёт большое значение верховенству права, порядка, а не политическим преимуществам. От полицейского требуется не приверженность конкретному лицу в управленческих структурах, а компетентность, профессионализм, ответственность. Поведение сотрудника строго регламентировано, а при оценке его деятельности значение придаётся статистическим данным (количество арестов, штрафов, раскрытых преступлений). Из «наблюдателя» он превращается в «солдата общества», инициативного, а не коррумпированного.

3. Третья модель - «служение общественности» - возникла как попытка восполнить в полиции второй модели пробелы: в должной протекции прав, свобод и законных интересов личности; в ответственности за безопасность граждан и социума. Органы внутренних дел должны занимать не реактивную, а проактив-ную позицию, осуществляя постоянную профилактику социальной напряжённости и предупреждая преступления путём решения проблем граждан и реализации программ обслуживания в области обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности. Полицейский выполняет в этом случае положительную, поддерживающую функцию.

4. Четвертая модель - «рационализированная» - предполагает использование методов и способов, выработанных на основе прагматичного подхода и научного анализа. Сотрудник превращается в аналитика, исследующего мир социума и предлагающего обоснованные решения проблемы охраны правопорядка и противодействия преступности.

А. А. Беженцев пришёл к выводу, что условиями эффективного функционирования полиции в государствах - участниках СНГ можно признать, во-первых, наличие соответствующей правовой базы, выражающей волю общества в отношении полиции; во-вторых, чёткое управление ею со стороны федеральной и региональной администрации; в-третьих, социальное доверие; в-четвертых, укомплектованность личным составом, способным эффективно выполнять возложенные на него обязанности;

в-пятых, достаточное финансирование и материально-техническое обеспечение. Перечисленные условия обязательны, равнозначны и универсальны для органов внутренних дел государств - участников СНГ.

С докладом на тему «Взгляд на актуальные проблемы регулирования миграционных процессов в странах СНГ с точки зрения стратегического планирования» выступил доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент В. С. Ронин. Предваряя выступление, автор отметил, что тема доклада основана на опыте научной и образовательной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Ки-котя и связана с научными интересами, в круг которых входят вопросы правового регулирования, стратегического планирования и прогнозирования в сфере миграции. В докладе обосновано, что стратегическое планирование составляет одну из основ государственного управления и развития, а также развития международного сотрудничества. Не является исключением и сфера миграции. То, как государства осуществляют соответствующую деятельность, в частности, в рамках СНГ, представляется актуальным. С. В. Ронин в ходе доклада раскрыл ряд актуальных аспектов и проблем, к числу которых отнесены:

- этапы становления, правовые и организационные основы стратегического планирования;

- состояние сферы миграции как объекта стратегического планирования;

- дуалистичность целей стратегического планирования - две разнонаправленные цели, но увязанные по смыслу философского принципа единства и борьбы противоположностей;

- отсутствие чёткости в структуре управ -ления по цели «социально-экономическое развитие», например, какой орган по аналогии с Советом Безопасности Российской Федерации отвечает за такую цель, может ли являться таким органом Государственный Совет Российской Федерации;

- множественность документов стратегического планирования;

- отсутствие специального отраслевого документа стратегического планирования применительно к сфере миграции - миграционного прогноза;

- необходимость наделения некоторых актов Президента Российской Федерации статусом документов стратегического планирования по аналогии, например, с майскими указами;

- стратегия и тактика в государственном управлении;

- решение о проведении специальной военной операции в контексте стратегического планирования и её влияние на сферу миграции в Российской Федерации и в государствах -участниках Содружества;

- решение о документах стратегического планирования СНГ и государств - участников СНГ применительно к сфере миграции;

- преобладание целей развития экономики

и социальной сферы применительно к вопросам стратегического планирования в государствах -участниках Содружества;

- участие в разработке Концепции миграционной политики Союзного государства.

Высказано мнение о дальнейшем углублённом исследовании обозначенных проблем, в том числе для выработки практических рекомендаций по совершенствованию института стратегического планирования применительно к сфере миграции.

М. В. Бавсун, передавая слово следующему выступающему, подчеркнул, что деятельность подразделений органов внутренних дел осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти регионов и негосударственными организациями, в сферу деятельности которых входят вопросы оказания содействия мигрантам, беженцами и другим лицам, оказавшимся на территории Российской Федерации.

Тему «Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению иностранными гражданами преступлений, как инструмент профилактики конфликтов в сфере межнациональных отношений в Санкт-Петербурге» в своём выступлении раскрыла Л. Ю. Гридчина, главный специалист отдела реализации миграционной политики, законности и межведомственного взаимодействия Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Докладчик отметила, что одной из ключевых задач, стоящих перед Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, является разработка и реализация профилактических мер, направленных на предупреждение межнациональных (межэтнических) конфликтов в Санкт-Петербурге. Однако полномочиями в сфере обеспечения правопорядка в Санкт-Петербурге Комитет не обладает.

Л. Ю. Гридчина привела некоторые данные о преступности и состоянии межнациональных отношений в Санкт-Петербурге: так, если по итогам 2021 г. количество преступлений, совершённых иностранцами в Санкт-Петербурге, почти на треть (+28 %) превышало прошлогодние показатели и составляло более 3,5 тыс., то к концу 1 полугодия 2022 г. зафиксирована динамика на уровне «-1 %» к аналогичному показателю прошлого года, а по итогам 9 месяцев текущего года «-7,7 %»; почти на 1,5 % (с 13,7 % до 12,4 %) снизилась доля преступлений, совершённых иностранцами, в общем массиве раскрытых в Санкт-Петербурге преступлений.

По данным социологических опросов населения Санкт-Петербурга, ежегодно проводимых по заявке Комитета, именно уровень преступности с участием мигрантов остаётся фактором, вызывающим беспокойство горожан, непосредственно влияющим на формирование негативных стереотипов о миграционных процессах, способных спровоцировать рост анти-мигрантских настроений и обострение межна-

циональных отношений в городе. Учитывая это, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге на постоянной основе организовал мониторинг и анализ данных о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами, а также инцидентов в виде нарушения общественного порядка с массовым участием мигрантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе результатов мониторинга во взаимодействии с иными уполномоченными органами государственной власти ведутся разработка и реализация профилактических мероприятий. Консолидацию усилий в данном направлении обеспечивает созданная осенью 2020 г. по инициативе Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики рабочая группа по противодействию незаконной миграции и раннему предупреждению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, на заседаниях которой в течение 2021 г. неоднократно рассматривались проблемы стабилизации ситуации с преступностью иностранных граждан в различных районах города. Комитетом проведён постатейный анализ совершаемых мигрантами преступлений, в результате которого установлено, что почти 40 % преступных деяний связано с подделкой документов, разрешающих нахождение иностранца в России и трудовую деятельность на её территории. Полученные данные побудили Комитет усилить разъяснительную работу с мигрантами, в том числе на уровне администраций городских районов и внутригородских муниципальных образований, а также с привлечением общественных организаций.

Действенным механизмом, обеспечивающим оперативное выявление и принятие необходимых мер реагирования, является региональный сегмент федеральной системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.

Важный аспект деятельности органов государственной власти - вопрос социальной и юридической защиты различных слоёв населения. С сообщением на тему «Актуальные вопросы защиты миграционных прав граждан в Санкт-Петербурге» выступил советник Уполномоченного по правам человека К. Е. Ша-рыгин. Докладчик остановился на вопросе реализации прав лиц, вынужденно прибывших в Санкт-Петербург из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей как в период, предшествовавший вхождению указанных территорий в состав Российской Федерации по итогам референдумов 23-27 сентября 2022 г., так и после указанного периода, а также с территории Украины. Актуальными и острыми в настоящее время являются вопросы правового статуса и условий пребывания в Санкт-Петербурге указанных лиц. До вхождения четырёх новых территорий в состав России проживавшие на них граждане, как известно, считались иностранными гражданами, причём части из них, проживавшей в ДНР и ЛНР, в апреле 2019 г. Указом Президента Рос-

сийской Федерации4 было предоставлено право получения российского гражданства, и значительная их часть этим правом воспользовалась. Однако вопрос с гражданством Украины для многих из них не был разрешён. После начала специальной военной операции на Украине резко возрос отток граждан с этих территорий на территорию России и, как следствие, возникла необходимость их временного обустройства5. При этом вопрос о статусе указанных граждан не получил определённого разрешения.

С 5 октября 2022 г., т. е. с момента вступления в силу федеральных конституционных законов о принятии в состав Российской Федерации новых субъектов и образовании в её составе ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, не только граждане и лица без гражданства, постоянно проживавшие на указанных территориях по состоянию на 5 октября 2022 г., но и выехавшие с указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения ими Присяги гражданина Российской Федерации. Соответственно, на указанных граждан после приобретения ими гражданства Российской Федерации путём признания их гражданами Российской Федерации распространяется общий для граждан Российской Федерации порядок. Действующее гражданство Украины у таких лиц аннулируется после подачи ими заявлений в миграционные органы о нежелании состоять в гражданстве Украины. Таким образом, распространение на таких лиц правового статуса российских граждан, по идее, должно упростить для них процедуры адаптации к жизни в России.

Однако особенности синхронизации правовых режимов в рамках переходного периода, который по воле законодателя продлится до 2026 г., будут порождать массу проблем, с которыми уже сейчас сталкиваются граждане - как те, кто прибыл в Россию до реализации итогов референдумов, так и те, которые сейчас вынуждены покидать места своего жительства на территории России, где ведутся боевые действия.

Разнообразие статусов (статус беженца с предоставлением временного убежища, статус вынужденного переселенца) предполагает необходимость различного правового регулирования, в т. ч. на уровне подзаконных актов. Очевидно, что с учётом особой ситуации, в которой

4 Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке: Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 [Электронный ресурс] // www.consultant. ru : сайт. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_323356/ (дата обращения: 12.12.2022).

5 Такие граждане рассматривались как «вынужденно покинувшие территории ДНР, ЛНР, Украины, и прибывшие на территорию Российской Федерации» - см., например, Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 г. № 585; постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 1547.

оказалась указанная категория граждан6, возникающие при этом вопросы должны разрешаться в экстренном режиме, а не в порядке общей очереди, наравне с остальными гражданами. Это серьёзная проблема, и она должна быть, на наш взгляд, чётко разрешена в пользу защиты прав наших новых соотечественников.

Далее в работе конференции с научным сообщением на тему «О направлениях и результатах работы городского центра профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт» по профилактике возможных межнациональных конфликтов среди находящихся на сопровождении несовершеннолетних и молодёжи - выходцев из стран СНГ» выступил Я. В. Костюковский, начальник учебно-методического центра подведомственного Комитету по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга городского центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «Контакт», кандидат социологических наук.

Докладчик отметил, что поддержание межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде является сегодня актуальной задачей и реализуется как одно из направлений деятельности центра «Контакт», направленной на формирование межнационального и межконфессионального согласия и профилактику межнациональных конфликтов в молодёжной среде. Он сообщил, что в 2022 г. на индивидуальном регламентном сопровождении в Центре социализации и ресоциализации несовершеннолетних и молодёжи (далее - ЦСРМ) находилось 55 иностранных граждан (выходцев из стран СНГ). Основаниями принятия их на социальное сопровождение стали совершение административного правонарушения, совершение общественно-опасного деяния до достижения возраста административной ответственности, принятие на сопровождение в целях профилактики правонарушений, уголовное преследование, условное осуждение.

Независимо от гражданства и вероисповедания сопровождаемых, специалистами ЦСРМ проводится социальное расследование, осуществляются психологические и юридические консультации. В обязательном порядке устанавливаются причины и условия совершения противоправных деяний, окружение подростка, круг его интересов, взаимоотношения в семье, в образовательном учреждении. С учётом обстоятельств, выявленных в ходе социального расследования, а также мнения психолога и юриста по итогам первичных консультаций, составляется индивидуальный план профилактической работы, направленный на устранение причин и условий, способствовавших совершению им противоправных действий.

6 Правительство Российской Федерации ещё в своём постановлении от 18 апреля 2022 г. № 693 охарактеризовало таких граждан как «вынужденно покинувших территории Украины, ДНР, ЛНР и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке».

Подростки-мигранты, состоящие на социальном сопровождении, вовлекаются в просо-циальную активность - в досуговые мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание; мероприятия, посвященные противодействию экстремизму и терроризму, культурно-просветительскому, информационно-правовому образованию. Мероприятия, проводимые в формате лекций-бесед, деловых игр и викторин помогают подросткам разобраться в тонкостях законодательства, научиться жить в правовом государстве, общаться между собой.

В текущем году для сопровождаемых организованы и проведены мероприятия на следующие темы: «Влияние на будущую жизнь административной и уголовной ответственности», «Нормы жизни в обществе», «Молодёжь и проблема преступности в мегаполисе», «Мир без конфликтов», «Знать, чтобы соблюдать», «Семейный очаг», «Закон и ответственность».

В рамках работы по предупреждению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений отдел мониторинга интернет-пространства ситуационного центра проводит исследование виртуального пространства несовершеннолетних и молодёжи, состоящих на сопровождении в центре «Контакт», на предмет выявления контента и причастности к сообществам деструктивного профиля, в том числе экстремистской направленности, а также к ресурсам ультраправых, националистических объединений.

Далее с сообщением на тему «Современное состояние миграционной ситуации в Санкт-Петербурге» выступил К. Э. Колесников, начальник правового отдела по вопросам миграции Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В докладе были приведены аналитические данные о миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2022 г. Отмечено, что через пункты пропуска, находящиеся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, въехало 510 987 (+ 118 926) иностранных граждан, что на 30,3 % больше, чем за аналогичный период 2021 г. Выехало 519 261 (+ 213415) иностранных граждан. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по состоянию на 30 сентября 2022 г., въехало граждан Республики Узбекистан - более 151 тыс. человек, Республики Таджикистан - более 77 тыс. человек, Киргизской Республики - более 29 тыс. человек. Из общего количества более 147 тыс. иностранных граждан при пересечении Государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска указали работу как цель визита в Российскую Федерацию.

За 9 месяцев 2022 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области поставлено на миграционный учёт 1 571 945 (+531 762; + 51,1 %) иностранных граждан, в том числе по месту

пребывания 1 545 746 (+ 528 125; + 51,9 %), из них по целям въезда в Российскую Федерацию: 72 722 - туризм; 64 401 - учёба; 1 152 089 - работа; 177 588 - частная; 6181 - деловая; 503 - гуманитарная; 72 262 - иные.

По имеющимся данным, в настоящее время на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области проживает по видам на жительство более 38 тыс. человек, по разрешению на временное проживание - более 13 тыс. человек. За 2022 г. более 17 тыс. человек приобрели гражданство Российской Федерации. С ходатайством о признании беженцем обратились 2 (- 16; - 88,9 %) иностранных гражданина. По состоянию на 30 сентября 2022 г., в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на учёте состоят 3 (- 2; - 40 %) беженца.

Интерес вызвали такие показатели, как увеличение количества заявлений о предоставлении временного убежища (4812 человек, что составило почти 100 % от аналогичного периода прошлого года). Временное убежище на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области предоставлено более 4 тыс. иностранных граждан.

Сотрудниками территориальных органов внутренних дел проведено более 3 500 проверочных мероприятий, направленных на выявление фактов нарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства. Основную часть проверяемых объектов составили объекты жилого сектора и мест компактного пребывания, объекты торговли, объекты строительства, промышленные предприятия, объекты бытового обслуживания и иные объекты. Составлено 18 640 административных протоколов по линии иммиграционного контроля, вынесено решений о наложении административного штрафа на сумму более 135 млн рублей. Взыскано более 111 млн рублей.

Далее с докладом «Роль подразделений по вопросам миграции органов внутренних дел в профилактике правонарушений мигрантов» выступила Е. В. Казанцева, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук. В докладе отмечены основные направления деятельности подразделений по вопросам миграции в профилактике правонарушений мигрантов:

- своевременность, полнота, реальность и законность деятельности подразделений по вопросам миграции;

- информационно-консультационный характер;

- правовое просвещение;

- осуществление постоянного контроля (надзора) за соблюдением правил миграционного учёта, регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства, а также осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности и так далее;

- взаимодействие (внутреннее и внешнее) с субъектами профилактики.

В выступлении Е. В. Казанцева предложила ряд мер совершенствования деятельности подразделений по вопросам мигрантов в профилактике правонарушений мигрантов:

- предусмотреть проведение лекций для мигрантов, при этом необходимо задействовать не только сотрудников органов внутренних дел, но и работников правовых групп, преподавателей системы МВД России и вузов юридической направленности, специалистов в сфере миграции;

- обеспечить проведение информационного просвещения через СМИ, в том числе с подготовкой брошюр информационного характера;

- улучшить работу по взаимодействию с субъектами профилактики между подразделениями по вопросам миграции с иными службами и подразделениями органов внутренних дел; с государственными и общественными учреждениями и организациями, работающими в сфере миграции;

- организовывать проведение научных семинаров с обязательным участием практических сотрудников подразделений по вопросам миграции и учёных, в круг научных интересов которых входят вопросы исследований данной тематики.

«Организация деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов»

- тема выступления его директора А. И. Чистякова. Докладчик кратко остановился на основных направлениях работы, к числу которых отнесены: информационно-аналитическая деятельность, направленная на мониторинг миграционной ситуации в Санкт-Петербурге; разработка механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учётом перспектив развития экономики и рынка труда Санкт-Петербурга в целях привлечения иностранных работников на рабочие места, которые не могут быть замещены российскими гражданами; оценка эффективности использования иностранной рабочей силы; информационно-техническое обеспечение планирования и прогнозирования в сфере трудовой миграции; организация проведения научных исследований в сфере миграции; взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам информационного обмена.

Важными направлениями деятельности названы следующие: развитие механизмов привлечения в экономику региона необходимого количества кадров из числа иногородних и иностранных граждан; развитие взаимодействия с государственными службами занятости других субъектов Российской Федерации по вопросам межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов, в том числе с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания; осуществление подбора по заявкам работодателей необходимых работников и подбор трудовым мигрантам мест работы; создание условий для программ органи-

зованного привлечения иностранных работников, программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов; организация представительств в регионах Российской Федерации и государствах-донорах трудовых ресурсов, создание механизма взаимодействия в целях привлечения в экономику Санкт-Петербурга необходимых кадров.

Важное место в работе занимают непосредственно адаптация и интеграция мигрантов посредством реализации механизмов интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая функционирование центров медицинского освидетельствования, социальной, информационной и правовой поддержки. Осуществляется информационно-издательская деятельность, направленная на повышение уровня информированности как работодателей, привлекающих иностранных трудовых мигрантов, так и самих иностранных трудовых мигрантов; идёт формирование инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнёрства по типовым проектам, утверждаемым и реализуемым в установленном законодательством порядке, в том числе социальных сегментов рынка арендного жилья; оказываются услуги, связанные с прохождением медицинских, профессионально-квалификационных, языковых тестов мигрантами.

О перспективах сотрудничества государств - участников Содружества, проблемах в миграционной сфере в научном сообщении «Миграция и проблема миграции на территории Республики Узбекистан» участникам конференции сообщил слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, сотрудник МВД Республики Узбекистан Ш. Б. Мирзаев. В Узбекистане существуют проблемы, связанные с безопасностью границ. Рост, изощрённость преступлений на границе объяс-

няется целым рядом факторов: отсутствием работы и низкой заработной платой по наиболее распространённым специальностям. В Узбекистане приобретает популярность мнение, что в соответствии с современными представлениями о безопасности, миграционная безопасность бессмысленна, если она не связана с развитием, где основное внимание уделяется таким вопросам, как удовлетворение потребностей населения, благоприятная окружающая среда, защита культурной и религиозной самобытности, права человека, что в совокупности даёт человеку уверенность в поступательном развитии и отсутствии страха насилия.

В современных условиях развития общества и законодательства страны гражданство Республики Узбекистан может быть предоставлено лицам, рождённым на территории этой страны; детям, родители которых имеют узбекское подданство, при этом ребёнок признается гражданином Узбекистана, даже в том случае, если он родился в какой-то другой стране; ребёнку, один из родителей которого является гражданином Республики; лицу, инвестировавшему в экономику страны достаточно крупную сумму денег (в этом случае важно представить факт подтверждения постоянного проживания в стране в течение 5 лет).

Для получения гражданства, претендент обязан выполнить ряд условий: отказаться от предыдущего гражданства; подтвердить факт постоянного проживания в Республике Узбекистан в течение последних 5 лет; подтвердить факт наличия официального рабочего места; принять Конституцию Узбекской Республики. Следует отметить, что законодательство весьма демократично по отношению к тем, кто является представителем профессии, нужной, редкой и востребованной для страны, а также к тем, кто имеет определённые заслуги в спорте или культуре.

Список литературы

1. Ахметова А. Г. Международные образовательные программы для молодежи Казахстана и их влияние на миграционные процессы // Казахстан. - № 4 (16). - 2022. - С. 81-87.

2. Аврутин Р. Ю. Миграционная политика России в контексте становления Российской государственности / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ : материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. -С. 6-11.

3. Арьков С. В. Формирование понятия «миграция» и «вынужденная миграция» в России // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2018. - № 3(15). - С. 214-219.

4. Горелов И. П. Обеспечение личной безопасности сотрудников ГИБДД при проведении публичных и массовых мероприятий / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 26 марта 2021 года / под общей редакцией А. И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. -С. 534-536.

5. Дурнев В. С. О некоторых результатах научно-исследовательской работы, связанной с проблематикой применения электронных виз в России // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 1. - С. 55-57. - Б01 10.24412/2073-0454-2021-1-55-57.

6. Дурнев В. С. О выявлении Конституционным Судом конституционно-правового смысла норм миграционного права / Миграционные процессы в современной России : сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27 февраля 2020 года. - Москва:

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2020. - С. 35-41.

7. Донская М. В., Дурнев В. С. Европейские миграционные процессы: историческая цикличность и современный кризис // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2020. - № 1. - С. 40-43.

8. Казанцева Е. В. Взаимодействие правоохранительных органов в предупреждении и раскрытии преступлений, совершенных мигрантами / Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и их подразделений при раскрытии и расследовании преступлений : сборник трудов межведомственного круглого стола, Тверь, 06 апреля 2022 года / под общей редакцией С. В. Клещёва, Ю. В. Сидорова, Д. О. Туманова, Е. А. Доценко. - Тверь: Тверской государственный университет, 2022. - С. 43-51.

9. Казанцева Е. В. Реализация права на свободу передвижения, выбор места жительства или места пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в законодательстве России / Миграционные процессы в современном мире: политические, юридические и правоохранительные аспекты : сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, Ростов-на-Дону, 24 июня 2021 года / отв. редактор А. А. Контарев. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 28-35.

10. Кравченко К. М. Миграция как детерминанта экстремизма и неонацизма в России // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2020. - Т. 1. - № 3 (96). - С. 164-174.

11. Павлик М. Ю., Виноградова А. Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры её предупреждения / XVIII Царскосельские чтения, Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2014 года / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2014. - С. 29-32.

12. Бельский В. Ю., Гусев Н. Н., Лампадова С. С. [и др.]. Проблемы правового регулирования адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации : научно-практическое пособие. -Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - 52 с.

13. Назырова Н. Х., Иванцова Г. А. Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов // E-Scio. - 2021. - № 9 (60). [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru : сайт. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-zakonodatelnogo-regulirovaniya-migratsionnyh-protsessov (дата обращения: 30.01.2023).

14. Степенко В. Е., Пацевич В. С. Правовая природа государственной функции контроля (надзора) в сфере миграции: её формирование и развитие в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2022. - № 5. - С. 50-54. - DOI 10.18572/2071-1166-2022-5-50-54.

15. Таалайбек К. А., Карабаева К. Н. Фактор миграции в Кыргызстане // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К. И. Скрябина. - 2018. - № 5-1. - С. 112-115.

References

1. Akhmetova A. G. Mezhdunarodnyye obrazovatel'nyye programmy dlya molodezhi Kazakhstana i ikh vliyaniye na migratsionnyye protsessy // Kazakhstan. - № 4 (16). - 2022. - S. 81-87.

2. Avrutin R. Yu. Migratsionnaya politika Rossii v kontekste stanovleniya Rossiyskoy gosudarstvennosti / Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv-uchastnikov SNG : materialy yezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 6-11.

3. Ar'kov S. К Formirovaniye ponyatiya «migratsiya» i «vynuzhdennaya migratsiya» v Rossii // Forum. Seriya: Gumanitarnyye i ekonomicheskiye nauki. - 2018. - № 3(15). - S. 214-219.

4. Gorelov I. P. Obespecheniye lichnoy bezopasnosti sotrudnikov GIBDD pri provedenii publichnykh i massovykh meropriyatiy / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Sankt-Peterburg, 26 marta 2021 goda / pod obshchey redaktsiyey A. I. Kaplunova. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 534-536.

5. Durnev V. S. O nekotorykh rezul'tatakh nauchno-issledovatel'skoy raboty, svyazannoy s problematikoy primeneniya elektronnykh viz v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2021. - № 1. -S. 55-57. - DOI 10.24412/2073-0454-2021-1-55-57.

6. Durnev V. S. O vyyavlenii Konstitutsionnym Sudom konstitutsionno-pravovogo smysla norm migratsionnogo prava / Migratsionnyye protsessy v sovremennoy Rossii : sbornik statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moskva, 27 fevralya 2020 goda. - Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii im. V. Ya. Kikotya, 2020. - S. 35-41.

7. Donskaya M. V., Durnev V. S. Yevropeyskiye migratsionnyye protsessy: istoricheskaya tsiklichnost'i sovremennyy krizis // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava. - 2020. -№ 1. - S. 40-43.

8. Kazantseva Ye. V. Vzaimodeystviye pravookhranitel'nykh organov v preduprezhdenii i raskrytii prestupleniy, sovershennykh migrantami / Voprosy vzaimodeystviya pravookhranitel'nykh organov i ikh podrazdeleniy pri raskrytii i rassledovanii prestupleniy : sbornik trudov mezhvedomstvennogo

kruglogo stola, Tver', 06 aprelya 2022 goda / pod obshchey redaktsiyey S. V. Kleshchova, Yu. V. Sidorova, D. O. Tumanova, Ye. A. Dotsenko. - Tver': Tverskoy gosudarstvennyy universitet, 2022. - S. 43-51.

9. Kazantseva Ye. V. Realizatsiya prava na svobodu peredvizheniya, vybor mesta zhitel'stva ili mesta prebyvaniya inostrannymi grazhdanami i litsami bez grazhdanstva v zakonodatel'stve Rossii / Migratsionnyye protsessy v sovremennom mire: politicheskiye, yuridicheskiye i pravookhranitel'nyye aspekty : sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii, Rostov-na-Donu, 24 iyunya 2021 goda / otv. redaktor A. A. Kontarev. - Rostov-na-Donu: Rostovskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 28-35.

10. Kravchenko K. M. Migratsiya kak determinanta ekstremizma i neonatsizma v Rossii // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva. - 2020. - T. 1. - № 3 (96). - S. 164-174.

11. Pavlik M. Yu., Vinogradova A. D. Prestupnost' migrantov v Rossiyskoy Federatsii i mery yeyo preduprezhdeniya / XVIII Tsarskosel'skiye chteniya, Sankt-Peterburg, 22-23 aprelya 2014 goda / pod obshch. red. V. N. Skvortsova. - Sankt-Peterburg: Leningradskiy gosudarstvennyy universitet im. A. S. Pushkina, 2014. - S. 29-32.

12. Bel'skiy V. Yu., Gusev N. N., Lampadova S. S. [i dr.]. Problemy pravovogo regulirovaniya adaptatsii i integratsii migrantov v Rossiyskoy Federatsii : nauchno-prakticheskoye posobiye. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - 52 s.

13. Nazyrova N. Kh., Ivantsova G. A. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov // E-Scio. - 2021. - № 9 (60). [Elektronnyy resurs] // cyberleninka.ru : sayt. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-zakonodatelnogo-regulirovaniya-migratsionnyh-protsessov (data obrashcheniya: 30.01.2023).

14. Stepenko V. Ye., Patsevich V. S. Pravovaya priroda gosudarstvennoy funktsii kontrolya (nadzora) v sfere migratsii: yeyo formirovaniye i razvitiye v Rossiyskoy Federatsii // Administrativnoye pravo i protsess. - 2022. - № 5. - S. 50-54. - DOI 10.18572/2071-1166-2022-5-50-54.

15. Taalaybek K. A., Karabayeva K. N. Faktor migratsii v Kyrgyzstane // Vestnik Kyrgyzskogo natsional'nogo agrarnogo universiteta im. K. I. Skryabina. - 2018. - № 5-1. - S. 112-115.

Статья поступила в редакцию 23.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted October 23, 2022; approved after reviewing November 25, 2022; accepted for publication January 31, 2023

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.