Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: мигрант / миграционное право / миграционный процесс / правовое регулирование / миграционные правоотношения / миграция / трудовая миграция / Key words: migrant / migrational law / migrational process / legal regulation / migrational legal relations in the aspect of law / migration / labor migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иброхимов Солиджон Иброхимович, Санавваров Голибджон Бакоевич

Отмечается, что становление и развитие миграционных процессов осуществляется в контексте государственной политики Республики Таджикистан в сфере миграции, которая нацелена на разработку правовых, социальных и экономических механизмов предотвращения нелегальной и нерегулируемой миграции, на создание и обеспечение единой системы внешней и внутренней трудовой миграции путём разработки и принятия нормативных правовых актов в данной сфере. На основе динамичного развития современных миграционных правоотношений в Республике Таджикистан актуализируется вопрос о нормативно-правовом регулировании миграционных процедур и процессов. В связи с этим предложены пути совершенствования миграционного законодательства Республики Таджикистан. Отмечено, что эффективное законодательное регулирование миграционных вопросов предполагает качественную систематизацию миграционного законодательства как на местном, так и на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иброхимов Солиджон Иброхимович, Санавваров Голибджон Бакоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN REGARD TO LEGAL REGULATION OF MIGRATIONAL PROCESSES IN TAJIKISTAN REPUBLIC

The authors of the article make an emphasis upon the assertion that formation and development of migrational processes are effectuated in the context of state policy of Tajikistan Republic in the sphere of migration being upon the whole targeted at elaboration of legal, social and economic mechanisms of preclusion of illegal and non-regulated migration, at creation and procurement of a unified system of external and internal migration by means of working out and adopting of normative legal instruments in the sphere in question. Designing on the premise of dynamic development of modern migrational relations in the aspect of law, the authors actualize the issue concerned with normative-legal regulation of migrational procedures and processes. In reference to all the expounded there are proposed the ways of migrational legislation perfection in the Republic of Tajikistan. It is underscored that effective legislative regulation presupposes qualitative systematization of migrational legislation both at local and statal levels.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК

DOI 10.24412/2411 -1945-2022-4-2022-24-34

ХОЛЛ ТИ МУОСИР ВА ДУРНАМОИ ТАШАККУЛИ ТАНЗИМИ ХУЦУЩИ РАВАНДХОИ МУХО ЦИРА Т ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И Иброхимов Солиджон Иброхимович, д-р

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ юрид. наук, профессор, зав. отделом ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ государственного права Института МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В философии, политологии и права имени А. РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Баховаддинова Национальной академии

наук Таджикистана; Санавваров Голибджон Бакоевич, канд. юрид. наук, доцент, зав. кафедрой гражданского и трудового права ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Иброхимов Солицон Иброхимович, д.и.%., профессор, мудири шуъбаи ууцуци давлатии Институти фалсафа, сиёсатшиноси ва ^уцуци ба номи А. Бауоваддинови Академияи миллии илмуои Цум^урии Тоцикистон; СанавваровГолибцон Бакревич, н.и.%., дотсент, мудири кафедраи ууцуци граждани ва меунатии ДДХрСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Ibrohimov, Solidjohn Ibrohimovich, Dr. of

Law, Professor, chief of the department of state law under the Institute of Philosophy, Politology and Jurisprudence named after A.Bakhovaddinov attached to the Academy of Sciences of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe); Sanavvarov Golibjohn Bakoevich, candidate of juridical sciences, Associate Professor, chief of the department of civil and labor law under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL:sanavvarov@mail.ru

Отмечается, что становление и развитие миграционных процессов осуществляется в контексте государственной политики Республики Таджикистан в сфере миграции, которая нацелена на разработку правовых, социальных и экономических механизмов предотвращения нелегальной и нерегулируемой миграции, на создание и обеспечение единой системы внешней и внутренней трудовой миграции путём разработки и принятия нормативных правовых актов в данной сфере. На основе динамичного развития современных миграционных правоотношений в Республике Таджикистан актуализируется вопрос о нормативно-правовом регулировании миграционных процедур и процессов. В связи с этим предложены пути совершенствования миграционного законодательства Республики Таджикистан. Отмечено, что эффективное законодательное регулирование миграционных вопросов

THE PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN REGARD TO LEGAL REGULATION OF MIGRATIONAL PROCESSES IN TAJIKISTAN REPUBLIC

предполагает качественную систематизацию миграционного законодательства как на местном, так и на государственном уровне.

Ключевые слова: мигрант, миграционное право, миграционный процесс, правовое регулирование, миграционные правоотношения, миграция, трудовая миграция

Зикр шудааст, ки цараёни мууоцират дар Тоцикистон дар радифи сиёсати давлатии Цум^урии Тоцикистон дар соуаи мууоцират рушд ёфта, бо мацсади пайдо намудани дастгоуи самараноки ууцуцй, ицтимои ва ицтисодй, пешгири намудани мууоцирати гайрицонунй ва мууоцирати танзимнашуда равона гардидааст, ки аз цумла, масоили тауия ва цабул намудани санадуои меъёрии ууцуцй равона карда шудааст. Дар асоси инкишофи мунтазами муносибатуои ууцуцй-мууоциратии замони муосир, ба андешаи муаллифон, танзими меъёрй-ууцуции расмиёт ва раванди мууоциратй мубрамияти хоса пайдо менамояд. Аз уамин лщоз, такмили цонунгузории милли марбут ба мууоцират, рощои самаранок истифода намудани санадуои меъёрй-ууцуции мавцуда пешнщод мегарданд.

Калидвожа^о: му^оцир, хукуци му^оцират, раванди му^оцират, танзими хуцуцй, раванд^ои му^оцират, муносибатх,ои му^оциратй, му^оцирати ме^натй

The authors of the article make an emphasis upon the assertion that formation and development of migrational processes are effectuated in the context of state policy of Tajikistan Republic in the sphere of migration being upon the whole targeted at elaboration of legal, social and economic mechanisms of preclusion of illegal and non-regulated migration, at creation and procurement of a unified system of external and internal migration by means of working out and adopting of normative legal instruments in the sphere in question. Designing on the premise of dynamic development of modern migrational relations in the aspect of law, the authors actualize the issue concerned with normative-legal regulation of migrational procedures and processes. In reference to all the expounded there are proposed the ways of migrational legislation perfection in the Republic of Tajikistan. It is underscored that effective legislative regulation presupposes qualitative systematization of migrational legislation both at local and statal levels.

Key words: migrant, migrational law, migrational process, legal regulation, migrational legal relations in the aspect of law, migration, labor migration

В Концепции трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу определено, что в современных условиях перехода к рыночной экономике и на всех этапах становления и развития рынка труда наиболее эффективным методом управления системой внутренней и внешней миграции является государственное регулирование. Следовательно, разработка и принятие соответствующих нормативно-правовых актов в области внутренней и внешней миграции является важнейшим рычагом ее осуществления [2].

В Республике Таджикистан (далее РТ), несмотря на существующую единую правовую систему административно-правового регулирования миграционных процессов, до сих пор малоизученным остается вопрос о конкуренции в нем правовых норм и о проблематике организационно-правовых основ миграции, т.е. становление и развитие административно-правового регулирования миграционных процессов.

Как правильно отмечают исследователи, в системе государственно-правовых реформ, которые происходят в современном мире, немаловажное место занимает решение организационно-правовых вопросов, а также оценка их эффективности [7].

Следовательно, задача настоящего исследования заключается в определении основ нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан, разработке предложений по их оптимизации и т.д.

Рассматривая вопросы административно-правового регулирования миграционных процессов, К.А. Кузнецова отмечает, что в любом современном государстве эффективность осуществления миграционной политики зависит в первую очередь "от качества правового регулирования, разработанности понятийного аппарата, а также от практического применения миграционного законодательства..." [9, с. 4].

Резюмируя сказанное, отметим, что динамичное развитие миграционных процессов и их административно-правовое регулирование являются чрезвычайно подвижными явлениями, что приводит к неоднозначности в применении нормативного правового акта. Поэтому, как правильно отмечают Д.В. Бондаренко и Е.В. Черячукина, современное административное право должно предложить такой механизм правового регулирования, применение которого поможет гражданам "чувствовать собственную ценность даже в случаях обоснованных правоограничений, которые обусловлены сложным устройством политической жизни любого общества" [5].

Миграционные процессы, имея свою специфику, выступают как устойчивый показатель социального и культурного потенциала человечества [12]. По мнению таджикского исследователя Н.Р. Махмадуллоева, "в нынешних условиях без привлечения трудовых мигрантов сложно обеспечить устойчивый экономический рост, особенно в среднеразвитых и развивающихся странах, в том числе в Республике Таджикистан" [10, с.3].

С точки зрения социологии, почти все исторические этапы человеческой эволюции опосредовались определёнными формами массовой миграции населения, ибо такое воздействие "миграционных потоков не остается постоянным, а меняется во времени, поскольку меняются количественные и качественные характеристики миграционных процессов" [6].

Е.В. Яковлева считает, что основанием для систематического перемещения населения отдельных государств является экономическая заинтересованность в его привлечении в места, где совершаются промышленные революции и отмечается интенсивность их развития [15].

Вместе с тем, на наш взгляд, такое перемещение требует научно обоснованного подхода к его определению, ибо комплексное изучение различных аспектов миграционных процессов как объективного социально-экономического процесса в последнее десятилетие всё более обретает черты динамически развивающегося явления [10].

Присоединяясь к мнению К.В. Казаряна, отметим, что разработка и принятие системы миграционного законодательства должны способствовать созданию благоприятных условий для своевременного обеспечения и реализации прав, свобод и законных интересов трудовых мигрантов [8].

После обретения Республикой Таджикистан государственной независимости, в контексте современных походов к исследованию миграционных процессов и во исполнение требований международных правовых актов в этой области, первоочередным шагом Правительства страны стало принятие нормативных правовых актов в данной сфере и внесение соответствующих изменений и дополнений в миграционное законодательство РТ в части установления его чёткой правовой регламентации.

Анализ системы миграционного законодательства РТ показывает, что в период более трёх десятилетий в указанной сфере были приняты более ста нормативных правовых (в том числе подзаконных) актов, которые способствовали развитию миграционной политики государства [13]. Кроме того, одним из приоритетных направлений в

государственном управлении этой областью является планирование долгосрочной политики государства по всем направлениям общественной жизни, в том числе в сфере миграции и занятости населения.

По справедливому замечанию Е.М. Стрельца, при планировании и осуществлении долгосрочной стратегии развития любого общества и при конструировании политики государства должны учитываться «цивилизационные и социокультурные параметры общественного развития» [14].

На этом основании, в силу значимости обеспечения экономического роста и способствования повышению занятости населения, поддержки социальной сферы, постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 июня 2011года, №277 была утверждена Государственная стратегия развития рынка труда Республики Таджикистан до 2020 года [1].

Необходимость разработки данной стратегии, а также её предпосылки были определены в Стратегии сокращения бедности в Республике Таджикистан на период 2010-2012 годов.

Анализ норм названной стратегии показывает, что внешняя трудовая миграция граждан республики в соседние государства на заработки получила наибольшее распространение и в течение нескольких последних лет достигла значительных размеров. Тенденции к ее снижению в настоящее время, к сожалению, не наблюдается. Наоборот, во втором полугодии 2021 года, после снятия ковидных ограничений, между Республикой Таджикистан и другими государствами резко увеличился поток граждан, выезжающих с территории нашей страны. Основной поток внешней трудовой миграции из республики направлен в страны СНГ, из них 99,3% выезжают в Российскую Федерацию.

Следовательно, острота данной проблематики, без преувеличения, предопределила задачи Правительства Республики Таджикистан по оптимизации государственной политики в сфере социальной защиты населения. В целях сокращения выезда трудоспособного населения страны, оно уделяло особое внимание разработке мер по обеспечению трудоспособного населения подходящей работой.

Так, в порядке реализации положений названной стратегии, за счет государственных программ по содействию занятости населения, в течение нескольких последних лет создано значительное количество новых рабочих мест, что в определённой мере улучшает ситуацию на рынке труда. В течение нескольких лет, при реализации программ содействия занятости населения, безработным гражданам предоставляются небольшие льготные кредиты для организации индивидуальной трудовой деятельности, что является одной из важных мер государственной политики в сокращении безработицы.

Однако полностью решить вопрос занятости населения, предотвратить систематическую массовую трудовую миграцию на местном уровне (из сельской местности) пока не удаётся. Поэтому Таджикистан остается страной с высокой трудовой миграцией в зарубежные страны. Так, на местном уровне миграция составляет более 600 тысяч человек, или более 15% от общего количества рабочей силы [11].

Анализ показывает, что основной контингент выезжающей из Республики Таджикистан рабочей силы составляют жители сельской местности. Причиной такой ситуации является нехватка рабочих мест и медленная диверсификация сельской экономики, отсутствие планирования при создании рабочих мест, перспективных программ дальнейшего «работообеспечения» населения на местном уровне и др.

Государственная стратегия развития рынка труда в Республике Таджикистан до 2020 г. как базовый межсекторальный программный документ во многом способствовала претворению в жизнь целей и задач развития рынка труда с учетом реализуемых в

Таджикистане программ. Основная ее цель направлена на активизацию трудоспособного населения, на создание и совершенствование гибкого, защищенного и доступного для всех рынка труда, тем самым увеличивая занятость населения страны, и она достигнута. Однако проблема остается нерешенной.

Характерной для Республики Таджикистан остается проблема обеспечения прав и законных интересов трудовых мигрантов, находящихся за пределами страны. На решение этой проблемы направлена также государственная миграционная политика страны, в рамках которой указом Президента Республики Таджикистан от 8 мая 2012 года, № 1273 было утверждено Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников Содружества Независимых Государств [3]. Данное соглашение предполагает координацию взаимодействия по основным направлениям миграционной политики стран-участниц.

Деятельность совета направлена на определение единой межгосударственной миграционной политики, уточнение приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ в миграционной сфере и в сферах регулирования миграционных процессов в этих государствах, а также на гармонизацию межнационального миграционного законодательства и содействие обеспечению защиты прав и законных интересов мигрантов, которые являются гражданами государств-участников СНГ, и лиц без гражданства, постоянно проживающих в этих государствах.

В целях своевременной реализации нормы данного соглашения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, «Соглашение о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации» было ратифицировано постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 12.02.2014, № 1429 [4].

Ратификация данного соглашения позволила существенно регламентировать порядок пребывания граждан Таджикистана на территории Российской Федерации.

Так, на основании ст. 1 названного акта, граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, были освобождены от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней. Следовательно, срок временного пребывания, указанный в пункте 1 соглашения, исчислялся с даты въезда гражданина Республики Таджикистан на территорию Российской Федерации.

Факт въезда граждан РТ на территорию РФ подтверждался получением миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде. Указанный шаг правительств РТ и РФ существенно повлиял на процедуру прохождения паспортной регистрации граждан РТ, прибывших на территорию Российской Федерации.

Однако проблемным оставался вопрос регулирования трудовой деятельности мигрантов, которые находились на территории РФ. Факт осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации без специального разрешительного документа часто становился предметом совершения правонарушений и основанием для привлечения к ответственности.

Поэтому 3 марта 2014 года за № 146 был принят Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и о защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан от 16 октября 2004 г.

Протокол основывался на принципах заключенного Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 г. и был принят в соответствии с положениями Меморандума о намерениях Республики Таджикистан и Российской Федерации по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере миграции от 5 октября 2012 г.

Положительная сторона данного соглашения заключалась во взаимной заинтересованности сторон в урегулировании процессов трудовой миграции.

Так, на основании ст. 1 указанного соглашения и ч. 2 статьи 4 Соглашения между Правительством РТ и Правительством РФ о трудовой деятельности и о защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан от 16 октября 2004 г., трудовые мигранты имели право осуществлять временную трудовую деятельность в принимающем государстве при наличии соответствующего документа, выдаваемого согласно законодательству принимающего государства, - разрешения на работу. Выдача такого разрешения существенно повлияла на пресечение незаконной трудовой миграции. Оно выдавалось работнику на срок действия заключенного им договора, но не более чем на три года.

Получение разрешения на работу считалось основанием для продления временного пребывания работника на территории принимающего государства на срок его действия без выезда за пределы принимающего государства, что способствовало обеспечению защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов.

Однако Федеральным законом от 31.12.2014 были внесены изменения в ст. 13.3 ФЗ от 25.07.2002, № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о выдаче другого документа, подтверждающего трудовую деятельность иностранного гражданина, т.е. патента, который выдавался уполномоченным органом иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Преимущество патента заключалось в том, что его можно было неоднократно продлевать на период от одного месяца, однако, с учетом продлений, общий срок его действия не мог составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи.

Научное осмысление правовой природы патента и введения патентного режима трудовой деятельности воспринимается в научной среде по-разному. Так, российский исследователь К.В. Казарян считает, что выдача патента трудовым мигрантам позволило стимулировать договорные отношения между работодателями и трудовыми мигрантами [8], однако мы не можем согласиться с мнением указанного автора, поскольку процедура получения разрешения на работу намного сложнее порядка получения патента на трудовую деятельность. Нам представляется, что эти административные процедуры должны быть максимально упрощены не только для квалифицированного работника, но и для других категорий трудовых мигрантов.

На наш взгляд, в развитии государственного управления миграционными процессами и реализации задач в сфере государственной миграционной политики РТ, существенное значение имеет решение вопроса о преобразовании Министерства труда и социальной защиты Республики Таджикистан в Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан.

Необходимо отметить, что ранее действовавший орган, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, являлся центральным органом исполнительной власти, который реализовывал единую государственную политику в таких областях, как труд, занятость и социальное страхование населения, а также занимался их социальной защитой, однако проблемам внешней и внутренней миграции указанный орган не уделял должного внимания.

В связи с чем 3 марта 2014 года постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 146 было утверждено «Положение о Министерстве труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан» (в редакции постановления Правительства РТ от 04.11.2016, №471, от 26.08.2018, №418, от 24.07.2020, №418, от 19.07.2022, №338).

Также в целях реализации мер по регулированию вопросов трудовой миграции, постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 июня 2014 года, № 392 было принято «Положение о Представительстве Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по вопросам миграции».

Создание названного государственного органа содействовало временному и сезонному перемещению физических лиц, связанному со сменой места жительства или работы, легальному трудоустройству и защите прав трудовых мигрантов, а также консультированию трудовых мигрантов - граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации.

В течение последних десяти лет Таджикистан развивает межгосударственные отношения в сфере миграции и с другими государствами бывшего Советского Союза.

Так, в целях сбалансированного развития межгосударственных отношений в миграционной сфере и сохранения исторических и традиционно дружественных связей и отношений добрососедства Республики Таджикистан и Республики Казахстан, постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ от 14 сентября 2015 года был ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о трудовой деятельности и защите прав трудовых мигрантов-граждан Республики Таджикистан, временно работающих на территории Республики Казахстан, о трудовой деятельности и защите прав трудовых мигрантов-граждан Республики Казахстан, временно работающих на территории Республики Таджикистан, от 4 мая 2006 года.

12 марта 2018 года за №140 Председателем Правительства Республики Таджикистан был одобрен проект Соглашения между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области миграции.

Заключение данного межгосударственного соглашения придало новый импульс развитию межгосударственных отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Казахстан в сфере миграционных отношений. Так, на данном этапе, на основании указанного Соглашения, граждане обоих государств могут находиться на их территории без регистрации до 30 дней, и с регистрацией - до 90 дней.

Несмотря на то, что на территории Республики Казахстан по сравнению с Российской Федерацией находится намного меньше трудовых мигрантов, в целом таджикско-казахстанские отношения имеют тенденцию к поэтапному расширению и в них чётко наблюдается практическая реализация стремления двух стран к тесному и многоплановому сотрудничеству практически во всех отраслях межгосударственных отношений.

В современном развитии межгосударственной миграционной политики РТ и РФ особое место занимает Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, которое было утверждено Председателем Правительства Республики Таджикистан 12 декабря 2019 года за №614.

Основная задача данного документа заключается в обеспечении организованного набора граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой

деятельности на территории Российской Федерации. В этой связи перед Министерством иностранных дел Республики Таджикистан, Министерством труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан совместно с соответствующими министерствами и ведомствами была поставлена задача по принятию необходимых мер по реализации настоящего соглашения.

Одна из приоритетных задач данного соглашения заключалась в том, чтобы обе стороны руководствовались принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 г., основывались на общих принципах и механизмах организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, которые были утверждены решением Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ от 1 октября 2009 г.

В совершенствовании нормативно-правовой базы национального миграционного законодательства особое место занимает и внесение изменений и дополнений. Так, 20 июня 2018 года, за №1136 был принят Закон РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон РТ «О миграции». На основании этого закона был внесен ряд изменений и дополнений в нормы Закон РТ «О миграции». Например, преамбулу указанного закона было предложено изменить в следующей редакции: «Настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные основы внутренней и внешней миграции и направлен на регулирование миграционных процессов в Республике Таджикистан».

Также из названия статьи 1 закона были исключены слова «используемые в настоящем Законе» и абзац четырнадцатый изложен в следующей редакции:

«- переселенцы - лица, возвратившиеся на прежнее место жительства с целью постоянного проживания, на свою историческую родину (репатрианты), а также лица, вступившие в брак с гражданами Республики Таджикистан, или лица, добровольно покинувшие страну постоянного проживания и переехавшие на постоянное проживание в Республику Таджикистан».

В тексте статьи 1, в названии и тексте статей 6 и 7, в тексте статьи 81, части 4 статьи 82, в частях 2 и 3 статьи 91, в тексте статьи 20, пункте 5 части 1 статьи 21 и части 3 статьи 22 слова «уполномоченного органа», «уполномоченный орган», «уполномоченным органом Республики Таджикистан», «уполномоченный орган», «уполномоченном органе» и «уполномоченным органом» соответственно были заменены словами «уполномоченного государственного органа», «уполномоченный государственный орган», «уполномоченным государственным органом», «уполномоченный государственный орган», «уполномоченном государственном органе» и «уполномоченным государственным органом».

Были внесены изменения также в ч. 4 ст. 4 в следующей редакции: «4. Лица, совершившие преступления, направленные против мира, безопасности человечества, террористического и экстремистского характера, не могут быть признаны иммигрантами или реэмигрантами», а в части 1 статьи 6 слова «уполномоченным Правительством Республики Таджикистан государственным органом» были заменены словами «уполномоченным государственным органом, определённым Правительством Республики Таджикистан».

Из статьи 7 указанного закона была исключена цифра «1» и в пункте 3 слова «местные органы исполнительной власти» заменены словами «местные исполнительные органы государственной власти» и др.

Таким образом, разработка и принятие приведённых выше нормативных правовых актов в определённой мере способствовали совершенствованию регламентации внешней

межгосударственной миграционной политики Республики Таджикистан, однако здесь существует еще немало проблем.

Считаем, что, исходя из постоянного и динамичного развития миграционных процессов, есть необходимость в совершенствовании системы миграционного законодательства Республики Таджикистан в целях его надлежащего и своевременного регулирования.

Предполагаем, что одной из основных задач современного национального законодателя является систематизация или кодификация миграционного законодательства с учётом разработки и принятия новых законодательных актов.

Систематизация таджикского миграционного законодательства должна способствовать выявлению и устранению существующих законодательных пробелов и отвечать существующим потребностям правового поля регламентации миграционных процессов.

Считаем, что дальнейшее совершенствование миграционного законодательства Республики Таджикистан позволит системно решать существующие проблемы в миграционной политике современного Таджикистана, ибо эффективное законодательное регулирование миграционных вопросов предполагает качественную систематизацию миграционного законодательства как на местном, так и на государственном уровне.

Список использованной литературы:

1. Государственная стратегия развития рынка труда Республики Таджикистан до 2020 года (в редакции постановления Правительства РТ от 27.04.2015, № 238). Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 июня 2011года, №277.

2. Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 9 июня 2001 г. за № 242 (в редакции постановления Правительства РТ от 07.08.2014, № 532).

3. Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств-участников Содружества Независимых Государств. Утверждено указом Президента Республики Таджикистан от 8 мая 2012 года, №1273.

4. Соглашение о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации. Ратифицировано постановлением МН МОРТ от 12.02.2014 за № 1429.

5. Бондаренко Д.В., Черячукина Е.А. Исторические этапы становления и развития административного права / Бондаренко Д.В., Черячукина Е.А. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. №2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-etapy-stanovleniya-i-razvitiya-administrativnogo-prava (дата обращения: 29.09.2022).

6. Гусейнова А.И., Козлова Е.И. Классические и современные теории миграции населения / Гусейнова А.И., Козлова Е.И. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/klassicheskie-i-sovremennye-teorii-migratsii-naseleniya (дата обращения: 22.09.2022).

7. Зеленцов А.Б., Ибрагимов С.И. Проблемы и перспективы формирования административной юстиции в государствах постсоветского пространства / Зеленцов А.Б., Ибрагимов С.И.// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-formirovaniya-administrativnoy-yustitsii-v-gosudarstvah-postsovetskogo-prostranstva (дата обращения: 29.09.2022).

8. Казарян К.В. Актуальные проблемы использования трудовыми мигрантами патентов при осуществлении трудовой деятельности / Казарян К.В. // ЮП. 2015. №4 (71). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-ispolzovaniya-trudovymi-migrantami-patentov-pri-osuschestvlenii-trudovoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.09.2022).

9. Кузнецова К.А. Административно-правовое регулирование трудовой миграции иностранных граждан в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд.юрид.наук. 12.00.14 /К.А. Кузнецова. - Краснодар, 2021. - С. 4.

10. Махмадуллоев (Махмадуллозода) Н.Р. Правовое регулирование трудовых отношений трудяшихся-мигрантов в Республике Таджикистан - члене Евразийского экономического союза: автореф. дисс. ... канд.юрид. наук. 12.00.05 /Махмадуллоев (Махмадуллозода) Н.Р. - Душанбе, 2013. - С. 3. (27 с.).

11. Назарова Г.Ш., Каландаров А. Приоритетные направления трудовой миграции в Республике Таджикистан / Назарова Г.Ш., Каландаров А. // Вестник Педагогического университета (естественных наук). 2019. №1-2 (1-2). URL: https://cyberleninka.ru/articleM/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-vneshney-trudovoy-migratsii-v-respublike-tadzhikistan (дата обращения: 29.09.2022).

12. Санавваров Г.Б. Становление и развитие нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан (в период 2000-2010 гг.) / Санавваров Г.Б. // Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2021. №1 (86).С. 129-139.

13. Санавваров Г.Б. Становление и развитие нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан (в период 1990-2000 гг) / Санавваров Г.Б. // Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2019. - №3 (80).С.118-129.

14. Стрелец Е.М. Государственная политика как механизм формирования долгосрочных стратегий современного государства / Стрелец Е.М. // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/gosudarstvennaya-politika-kak-mehanizm-formirovaniya-dolgosrochnyh-strategiy-sovremennogo-gosudarstva (дата обращения: 22.09.2022).

15. Яковлева Е.Б. История и теории миграционных процессов /Яковлева Е.Б. // Теория и практика общественного развития. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articleM/istoriya-i-teorii-migratsionnyh-protsessov (дата обращения: 21.09.2022).

Reference Literature:

1. State Strategy of Labour Market Development in Tajikistan Republic up to 2020 (in the

recension of the enactment of TR government from 27.04.2015, № 238). Validated by the Enactment of Tajikistan Republic Government from June 2, 2011 № 277

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сonception of Labour Migration of Tajikistan Republic Citizens abroad Validated by the

Enactment of Tajikistan Republic Government from June 9,2011, № 242 (in the recension of TR Government enactment from 07.08.2014, № 532)

3. The Agreement of the Council of Leaders Working in Migrational Bodies of the Countries

Being Participants of the Commonwealth of Independent States. Validated by the Fiat of Tajikistan Republic President from May 8, 2012, № 1273

4. The Agreement on the Order of Sojourn on the Territory of Russian Federation in Reference

to the Citizens of Tajikistan Republic. Ratified by the Lower Chamber of TR Supreme Council. (Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli) from 12.02.2014, № 1429

5. Bondarenko D.V., Cheryachukina Ye.A. Historic Stages of Formation and Development of

Administrative Law// Bulletin of Volgograd Academy under the Ministry of Home Affairs (MHA) of Russia. 2015, # 2 (33) URL: https://cyberleninka.ru/articleM/istoricheskie-etapy-stanovleniya-i-razvitiya-administrativnogo-prava (Date of appeal: 29.09.2022 )

«BECTHMK rrynhn», GbimjcK 4 (93), 2022

6. Guseynova A.I., Kozlova Ye.I. Classical and Modern Theories of Population 's Migration //

A.I. Guseynova, Ye. I. Kozlova Innovational Economics: Perspectives of Development and Improvement. 2019, № 2 (36) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskiye-i-sovremenniye-teorii-migratsii-naseleniya (Date of appeal: 29.09.2022)

7. Zelentsov A.B., Ibragimov S.I. Problems and Prospects of Administrative Justice Formation

in the States of post-Soviet Space// Bulletin of Russian University of People's Friendship (RUPF). Series: Juridical Sciences. 2012 № 2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problem-i-prspectivy-formirovaniya-administrativnoy-yustitsii-v-gosudarstvah-postsovetskogo-prostranstva (Date of appeal 29.09.2022)

8. Kazaryan K.V. Actual Problems Concerning Utilization of Patents by Labour Migrant

when Effectuating Labouring Activities// K.V.Kazaryan JL (Juridical Law). 2015, № 4 (7) URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualniye-prolemy-ispolzovaniya-trudovimi-migrantami-patentov-pri-osushestvlenii-trudovoy-deyatelnocti (Date of appeal: 29.09.2022)

9. Kuznetsova K.A. Administrative-Legal Regulation of Labour Migration of Foreign Citizens in

Russian Federation. Synopsis of candidate dissertation in jurisprudence.-12.00.14. K.A.Kuznetsova. Krasnodar. 2021. -p.4

10. Mamadulloyev N.R. (mamadullozoda). Legal Regulation of Labour Relations of Working

People being Migrants in the Republic of Tajikistan- Member of the Eurasion Economic Alliance. Synopsis of candidate dissertation in Jurisprudence.-12.00.05. 2013.-p.3; 27pp.

11. Nazarova G.Sh. , Kalandarov A. Priority Streamlines of Labour Migration in Tajikistan Republic //G.Sh.Nazarova, A.Kalandarov. Bulletin of the Pedagogical University. (Natural sciences). 2019, №№1-2 (1-2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetniye-napravleniya-razvitiya-vneshney-trudovoy-migratsii-v-respublike-tadzhikistan (Date of appeal: 29.09.2022)

12. Sanavvarov G.B. Formation and Regulation of Migrational Processes in Tajikistan Republic (in the Period of2000-2010)//Bulletin of TSULBP. 2021, №1 (86)

13. Sanavvarov G.B. Formation Regulation of Migrational Processes in Tajikistan Republic (in the Period of1990-2000)// Bulletin of TSU LBP. 2019, №3 (80)

14. Strelets Ye.M. State Policy as a Mechanism of the Formation of Long-Term Strategies of a Modern State //Ye.M.Strelets. BULLETIN of Statal and Municipal Management. 2016, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-kak-mehanism-formirovaniya-dolgosrochnyh-strategiy-sovremennogo-gosudarstva (Date of appeal: 22.09.2022)

15. Yakovleva Ye.B. History and Theory of Migrational Processes //Ye.B.Yakovleva Theory and Practice of Social Devolopment. 2017, №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-teorii-migratsionnyh-protsessov (Date of appeal: 21.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.