Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО КОНТИНГЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ '

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО КОНТИНГЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поддержание мира / миротворческая миссия / полицейские наблюдатели / миротворческий контингент / международные правоотношения / peacekeeping / peacekeeping mission / police observers / peacekeeping contingent / international legal relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карагёзян Рафаэль Арташесович

Реалии современных международных правоотношений не позволяют осуществлять поддержание безопасности и мира теми способами, которые стали традиционными, что затрудняет обеспечение стабильности. Те цели, которые стоят перед миротворческими силами при проведении операций, достигать удается далеко не всегда. Решение указанной проблемы видится в изменении подхода к тем принципам по поддержанию мира, которые традиционно использовались соответствующими организациями. В статье раскрыты особенности современных миротворческих миссий, обоснована необходимость их переориентирования с учетом потребностей международного сообщества на обеспечение мирного и стабильного сосуществования, что обусловливает задействование в большей степени полицейского контингента вместо военного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROBLEMS OF THE PARTICIPATION OF THE POLICE CONTINGENT IN THE MAINTENANCE OR RESTORATION OF INTERNATIONAL PEACE AND SECURITY

The realities of modern international legal relations do not allow us to maintain security and peace in the ways that have become traditional, which makes it difficult to ensure stability. The goals that peacekeeping forces face during operations are not always achieved. The solution to this problem is seen in a change in the approach to the principles of peacekeeping that have traditionally been used by the relevant organizations. The article reveals the features of modern peacekeeping missions, justifies the need for their reorientation, taking into account the needs of the international community, to ensure peaceful and stable coexistence, which leads to the involvement of a greater extent of the police contingent instead of the military.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО КОНТИНГЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ »

DOI 10.47643/1 B15-1337_2023_11 _236 УДК 342.951

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО КОНТИНГЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ INDIVIDUAL PROBLEMS OF THE PARTICIPATION OF THE POLICE CONTINGENT IN THE MAINTENANCE OR RESTORATION OF INTERNATIONAL PEACE AND SECURITY

КАРАГЁЗЯН Рафаэль Арташесович,

адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, B. E-mail: agr111@bk.ru;

Karagezyan Rafael Artashesovich,

Post-graduate student of the Department of Management internal affairs bodies in special conditions Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., B. E-mail: agr111@bk.ru

Краткая аннотация. Реалии современных международных правоотношений не позволяют осуществлять поддержание безопасности и мира теми способами, которые стали традиционными, что затрудняет обеспечение стабильности. Те цели, которые стоят перед миротворческими силами при проведении операций, достигать удается далеко не всегда. Решение указанной проблемы видится в изменении подхода к тем принципам по поддержанию мира, которые традиционно использовались соответствующими организациями. В статье раскрыты особенности современных миротворческих миссий, обоснована необходимость их переориентирования с учетом потребностей международного сообщества на обеспечение мирного и стабильного сосуществования, что обусловливает задействование в большей степени полицейского контингента вместо военного.

Abstract. The realities of modern international legal relations do not allow us to maintain security and peace in the ways that have become traditional, which makes it difficult to ensure stability. The goals that peacekeeping forces face during operations are not always achieved. The solution to this problem is seen in a change in the approach to the principles of peacekeeping that have traditionally been used by the relevant organizations. The article reveals the features of modern peacekeeping missions, justifies the need for their reorientation, taking into account the needs of the international community, to ensure peaceful and stable coexistence, which leads to the involvement of a greater extent of the police contingent instead of the military.

Ключевые слова: поддержание мира, миротворческая миссия, полицейские наблюдатели, миротворческий контингент, международные правоотношения.

Keywords: peacekeeping, peacekeeping mission, police observers, peacekeeping contingent, international legal relations.

Для цитирования: Карагёзян Р.А. Отдельные проблемы участия полицейского контингента в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 236-239. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_236.

For citation: Karagezyan R.A. Individuals problems of the participation of the police contingent in the maintenance or restoration of international peace and security// Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 236-239. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_236.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2023

На современном этапе развития международного сообщества очевидно, что при возникновении конфликтов, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и угрожающих миропорядку, необходимо реализовывать операции, в рамках которых сочетаются, помимо военных и полицейских, но и политических, дипломатических, гуманитарных действий. Фокус миротворческих миссий должен смещаться с элемента принуждения в виде использования военного контингента на применение средств политического урегулирования конфликтов, что в определенной мере обеспечит достижение целей миростроительства и искоренит причины, вследствие которых возникают конфликты. Безусловно, присутствие военного контингента также необходимо, это позволяет предотвратить попытки препятствия восстановлению мира и обеспечить при необходимости силовую поддержку реализации дипломатических мер. Наибольшая роль в рассматриваемом случае принадлежит полицейскому контингенту, как нацеленному не на вовлеченность в вооруженный конфликт сторон, а на поддержание правопорядка и безопасности.

Расширение круга задач, увеличение числа проводимых миротворческих операций, обусловило количественные и качественные изменения в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности. Если ранее преимущественно континент миротворческих сил был представлен вооруженными силами, то по мере необходимости решения более широкого круга задач для участия в операциях по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности стали привлекаться: международный гражданский персонал; военный контингент; военные наблюдатели; полицейский контингент; административно-технический и обслуживающий персонал1. Каждая из перечисленных категорий обладает собственными специфическими функциями, обусловленными их статусом, целями пребывания в других государствах, и наделяется соответствующими полномочиями2.

Международный гражданский персонал представлен гражданами иностранных государств (их поддаными). В отличие от многих

1 Земсков Ю.В., Земскова А.В. Участие сотрудников МВД России в операциях по поддержанию международного мира и безопасности: международно-правовой аспект // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21). С. 96.

2 Ковалев А.А. Формат миротворческих миссий в условиях современного геополитического состояния // Мировая политика. 2017. № 3. С. 130.

остальных категорий, привлекаемых для миротворческой деятельности субъектов, гражданский персонал выступает в личном качестве, без представительства тех или иных органов других государств. Задачи, выполняемые гражданским персоналом, определяются на основе мандата осуществляемой миротворческой миссии, при этом, выполняться они могут как на временной основе, так и на постоянной.

Военный контингент, получивший еще одно широко употребляемое наименование - «голубые каски» - представлен военнослужащими иностранных государств. Направление его для выполнения миссий миротворческого характера осуществляется в силу договора международной организацией, реализующей операцию, в которой требуется поддержание мира и безопасности, и государством, направившим военный контингент.

Функции, выполняемые военным контингентом, диктуют наличие соответствующих атрибутов, позволяющих отличать их от остальных лиц, находящихся в зоне проведения миротворческих операций, в связи с чем, его представители носят национальную форму и знаки различия. Военный контингент вооружается стрелковым оружием, имеет также на вооружении легкую бронетехнику. По общему правилу военный контингент подчиняется единому командованию, но возможен и иной вид взаимодействия, определенный мандатом.

Военные наблюдатели - еще одна категория лиц, привлекаемых в зону проведения миротворческих миссий. Они также именуются «голубыми беретами». В государство, нуждающееся в поддержании мира, рассматриваемый контингент направляется на основании договора международной организации и государства, которое представляют военные наблюдатели. «Голубые береты» действуют в личном качестве, но при этом подчиняются руководителю операции, облачены в национальную форму со знаками различия. Вооружение им предоставляется для обеспечения их личной безопасности, в связи с чем, как правило, имеют при себе легкое стрелковое оружие (пистолеты).

Полицейский контингент («гражданская полиция») представлена сотрудниками правоохранительных органов (полиции или милиции) иностранных государств. Выступают лица, относящиеся к полицейскому контингенту, в личном качестве, на основании договора представляемого государства и международной организации.

При осуществлении миротворческой миссии полицейский контингент использует национальную форму, имеющую знаки различия, вооружение определяется возложенными функциями, в зависимости от мандата. Как правило, оно представлено легким стрелковым оружием, также возможно наличие легкой бронетехники. Вооружение и техника предназначены как для обеспечения своей безопасности, так и для выполнения возлагаемых на полицейский контингент функций.

Административно-технический и обслуживающий персонал представлен гражданами (или подданными) государства, на территории которого осуществляется миротворческая операция. Также в него могут входить лица, которые гражданства этого государства не имеют, но постоянно проживают на его территории. Привлечение лиц в качестве этого вспомогательного персонала осуществляется на основе контракта.

Широта выполняемых функций рассматриваемыми представителями миротворческой миссии обусловливает выделение среди них лиц разных категорий, имеющих определенные функции. Особо может быть выделен административно-технический персонал, в него входят секретари, переводчики. Поскольку указанные лица осуществляют работу с документами официального характера, они должны свободно владеть официальным языком миротворческой миссии.

Характеризуя необходимые изменения в подходе к реализации миротворческих миссий, Ю.Н. Жданов отмечает, что в настоящее время происходит объединение различных сил и средств, под флагом ООН взаимодействуют различные контингенты, привлекаемые к миротворчеству: гражданские сотрудники, наблюдающие за соблюдением прав человека, законностью выборов, полицейские, военный персонал. Целью сотрудничества при этом выступает оказание помощи в обеспечении соблюдения тех соглашений, которые удалось достичь путем дипломатических переговоров, а используемые средства в совокупности позволяют предпринимать шаги по урегулированию постконфликтной ситуации, а также использовать силы принуждения в том случае, когда противники миростроительства предпринимают попытки противодействовать восстановлению мира1.

Ранее традиционно использующиеся формы миротворческих операций, предусматривали направление преимущественно военного контингента и военных наблюдателей, сейчас они уходят на второй план, поскольку трансформированы в принципиально иной тип миротворческих миссий. На современном этапе развития международного сотрудничества все более часто реализуются интегрированные операции по поддержанию мира. В них наибольшее место занимает полицейский компонент, обеспечивающий восстановление мира. Такой подход используется уже достаточно давно, в частности, миротворческая миссия ООН, осуществляемая в бывшей Югославии (UNPROFORСООНО), предусматривала использование гражданского, военного и полицейского компонента.

Отметим, что предложения о необходимости задействования не только военного контингента, но и полицейского, а также гражданского персонала, неоднократно высказывались международным научным сообществом. О том, что задействование в международных миротворческих миссиях полицейского контингента также необходимо, речь шла еще при создании ООН. Эта точка зрения высказывалась американскими юристами, полагающими, что для поддержания порядка недостаточно вовлечения военного контингента, необходимо также привлечение полицейских сил для надлежащего поддержания правопорядка2.

Также рассматривался и вопрос о том, чтобы создать полицейские силы ООН, которые должны осуществлять контроль в регионах, где сложилась конфликтная ситуация, поддерживать порядок, обеспечивать охрану собственности ООН и безопасность членов миссий. При этом определялось и какими полномочиями надлежит наделить полицейский контингент. Эта инициатива высказывалась еще в 1948 г. Генеральным

1 Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве: Дисс. ... докт. юрид. наук. С. 78

2 Morgenthau Hans J. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 1955. P. 379-475

секретарем ООН в рамках Генеральной Ассамблеи.

Понятие миротворца подверглось изменениям в 90-х гг., поскольку было определено, что на соответствующий контингент возлагаются также функции по реализации социальных и экономических программ, при этом, включение вооруженных сил также было необходимым. Участники миротворческих акций при этом наделялись полномочиями в соответствии с гл. VII Устава ООН. Предусматривалось обязательное и активное использование возможностей полицейских наблюдателей, которые должны были сосредотачивать усилия не только на обеспечении правопорядка, устранять нарушения законности, но и осуществлять подготовку к несению службы в новых условиях построения мира местных полицейских кадров.

аким образом, отличаясь от классического понятия миротворца, новое предполагало, помимо использования военного контингента, преимущественное поддержание мира силами полиции, обеспечивающей использование средств дипломатического урегулирования конфликтов.

Вопросам миротворческих операций была посвящена 55-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Среди многочисленных положений, вынесенных на обсуждение, также состоялось обсуждение п. 87 «Всестороннее рассмотрение вопроса об операциях по поддержанию мира во всех аспектах». При этом, сущностью обсуждений являлся анализ указаний Генерального секретаря ООН от 07.03.2000 о созыве лучших экспертов, которые должны были в составе созданной группы провести анализ и составить обзор мероприятий ООН по поддержанию мира. Целью этой деятельности являлась выработка рекомендаций, нацеленных на эффективную реализацию миротворческой деятельности, которые могут активно применяться в практике. Все эти действия были нацелены в том числе и на повышение авторитета ООН в международном сообществе, признания ее силой по отстаиванию мира на всех континентах.

Составленный группой экспертов доклад содержал вывод о том, что по численности на втором месте после военного компонента выступает гражданская полиция. При этом прогнозировалось, что именно помощь полицейских сил будет наиболее востребованной на постконфликтных территориях, где существует необходимость установления правопорядка, поддержания мира и безопасности, а также обучения местных органов правопорядка, их подготовки к несению службы в условиях восстановления миропорядка. Особо отмечалось, что привлечение иностранного полицейского контингента под эгидой ООН и его совместная деятельность с местной полицией позволят обеспечить справедливость действий, их беспристрастность, что крайне важно в ситуациях противодействия со стороны преступных группировок в условиях постконфликтной ситуации.1

Выраженное экспертной комиссией, созданной ООН, мнение, подтвердили и представители российского научного сообщества, которыми также отмечалась необходимость привлечения к участию в миротворческих миссиях полицейских наблюдателей. Во многом эти исследования выстроены на анализе опыта использования полицейского контингента в Югославии. Характеризуя особенности этой деятельности, Н.В. Александров обратил внимание на то, что военные не имеют необходимых навыков для осуществления контакта с населением. Стоящие перед ними задачи предполагают иной окрас подготовки, нацеленность на противодействие вооруженному сопротивлению, его подавление, в то время как вопросы миростроительства и нацеливание населения на мирную жизнь остаются не охваченными.

Для работы с местным населением требуется особая подготовка, которую имеют сотрудники правоохранительных органов, они нацелены именно на то, чтобы контактировать с гражданами, поэтому и в рамках миротворческих миссий на правоохранительные органы возлагается задача у населения формировать положительное отношение к происходящим изменениям, оказывать им помощь в привыкании к новым условиям, осуществлять поддержку миротворцам. Учитывается и такой фактор, как более доверительное отношение со стороны населения к полицейским, чем к военным, воспринимаемым традиционно как угрозу мирному существованию2.

В определенной мере способствует установлению необходимого контакта между полицейскими силами и населением и тот тщательный отбор, который проходят сотрудники полиции при направлении их в составе миротворческих миссий. К их участникам применяются особые требования, среди которых как надлежащее знание основных международных принципов соблюдения прав человека и задач полицейских сил, так и знание международных языков, поскольку при отсутствии возможности непосредственного речевого общения никак не может быть установлен контакт с местным населением. Предъявляемые требования к профессионализму лиц, привлекаемых в качестве полицейских наблюдателей, обеспечивают их надлежащее участие в деятельности по поддержанию и установлению мира на территориях, переживших серьезные вооруженные конфликты.

Некоторые исследователи, в частности, Н.В. Александров, отмечают, что опасность привлечения российских полицейских к участию в миротворческих миссиях, достаточно велика, поскольку неправильные действия могут привести к втягиванию России в международный конфликт, но все же меньше, чем соответствующие риски в случае неправильных действий военных. Полагаем, что с этим утверждением вряд ли можно полностью согласиться по той причине, что рассматриваемое умозаключение сделано по результатам исследования особенностей участия российского полицейского контингента в Югославии, где подобных конфликтов не происходило, соответственно, и спрогнозировать, какие могли бы быть последствия, невозможно.

В то же время, есть достаточно негативный пример конфликтной ситуации, произошедшей между российскими полицейскими наблюдателями, которые входили в состав миссии ООН на Гаити. В результате ошибочных действий двух российских сотрудников правоохранительных органов существенно осложнились отношения между местными гражданами и миротворцами, вследствие чего пришлось репатриировать

1 Доклад ООН: Д/55/305-8/2000/809 от 21 августа 2000 года.

2 Александров Н. В. Международное сотрудничество в урегулировании внутренних конфликтов (опыт миротворчества в Югославии): Дисс.... канд. полит, наук. М., 2002. С. 102.

российских полицейских наблюдателей 1.

С сожалением можно констатировать отсутствие прогнозируемых желаемых результатов по обеспечению миростроительства на международной арене, так как снизить число внутригосударственных и международных конфликтов не удается, напротив, они охватывают разные континенты. В определенной мере это можно объяснить тем, что единого решения по вопросам характера миротворческих миссий достичь до сих пор так и не удалось. Безусловно, они значительно трансформировались и приобрели комплексный характер, в большей степени ориентированы на использование мирных инструментов - большее значение стало придаваться не военному контингенту в составе миротворческих миссий, а полицейскому, с акцентом на гуманитарную составляющую. Реализуемые в настоящее время операции миротворцев направлены на демократизацию, обеспечение законности и недопущение вооруженных конфликтов. Поэтому полицейский компонент становится неотъемлемой частью исследуемых операций, а нередко занимает и центральное место в них. Полагаем, что можно полицейские компоненты в составе миротворческих миссий признавать разновидностью международных правоохранительных организаций, так как они обеспечивают и противодействие преступности, участвуя в международном сотрудничестве по этому вопросу2.

Российские полицейские силы, впервые принявшие участие в миротворческой операции в 1992 году, с того времени накопили значительный опыт участия в деятельности по поддержанию и восстановлению мира в разных государствах, что позволяет решать поставленные задачи наиболее эффективно. Однако, существует и немалое количество сложностей в виде недостаточно совершенной правовой базы, организационно-управленческих проблем, требующих своего решения на современном этапе развития миротворческой деятельности.

Складывающаяся в настоящее время сложная ситуация участия Российской Федерации в международных отношениях обусловливает поиск новых путей взаимодействия, ориентир на поддержание мира в дружественных странах и исключение фактов направления полицейского контингента в государства, где возможны провокации в отношении российских сотрудников. Поэтому сейчас основной задачей является разработка и заключение соответствующих договоров с учетом российских интересов и государств, заинтересованных в поддержании мира на взаимовыгодных условиях сотрудничества.

Библиография:

1. Morgenthau Hans J. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 1955. P. 379-475.

2. Александров Н. В. Международное сотрудничество в урегулировании внутренних конфликтов (опыт миротворчества в Югославии): Дисс.... канд. полит, наук. М., 2002. С. 102.

3. Доклад ООН: A/55/305-S/2000/809 от 21 августа 2000 г.

4. Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве: Дисс. ... докт. юрид. наук. С. 78.

5. Земсков Ю.В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 24.

6. Земсков Ю.В., Земскова А.В. Участие сотрудников МВД России в операциях по поддержанию международного мира и безопасности: международно-правовой аспект // T руды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21). С. 96.

7. Ковалев А.А. Формат миротворческих миссий в условиях современного геополитического состояния // Мировая политика. 2017. № 3. С. 130.

8. Тишков С.А., Лабин Д.К. Институциализация полицейского миротворчества ООН // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 1 (64). С. 114.

References:

1. Morgenthau Hans J. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. Second Edition, Alfred A. Knopf: New York, 1955. P. 379-475

2. Alexandrov N. V. International cooperation in the settlement of internal conflicts (the experience of peacekeeping in Yugoslavia): Diss.... Candidate of Political Sciences, M., 2002. p. 102.

3. UN Report: A/55/305- S/2000/809 of 21 August 2000.

4. Zhdanov Yu. N. Coercive measures in international law: Diss. ... doct. jurid. sciences. p. 78

5. Zemskov Yu.V. International legal problems of the organization and activities of Russian police observers in UN peacekeeping operations. Diss... cand. ju-rid. Sciences. M., 2003. p. 24.

6. Zemskov Yu.V., Zemskova A.V. Participation of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in operations to maintain international peace and security: international legal aspect // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 1 (21). p. 96.

7. Kovalev A.A. The format of peacekeeping missions in the conditions of the modern geopolitical state // World Politics. 2017. No. 3. p. 130.

8. Tishkov S.A., Labin D.K. Institutionalization of UN police peacekeeping // Bulletin of MGIMO University. 2019. 1(64). p. 114.

1 Земсков Ю.В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 24.

2 Тишков С.А., Лабин Д.К. Институциализация полицейского миротворчества ООН // Вестник МГИМО-Университета. 2019. 1(64). С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.