Научная статья на тему 'Международное миротворчество: содержание понятия'

Международное миротворчество: содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1585
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОТВОРЧЕСТВО / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ООН / НАТО / США

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамаров Павел Вячеславович, Лавренов Сергей Яковлевич

На основании рассмотрения научных взглядов отечественных и зарубежных учёных по определению сущности и содержания термина «международная миротворческая деятельность», или «миротворчество», показано использование в официальных и научных материалах разнообразных по своему содержанию дефиниций миротворчества, проведена авторская классификация современных операций НАТО по поддержанию мира и международной миротворческой деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International peacekeeping: the concept of contents

The article examines the international legal aspects, scientific views of domestic and foreign scientists to determine the nature and content of the term "international peacekeeping" and "peacemaking". Тhe author revealed the objective circumstances of use in official and scientific documents diverse in content definitions of peacekeeping, as well as conducted a classification of modern NATO peacekeeping operations and international peacekeeping activities in general.

Текст научной работы на тему «Международное миротворчество: содержание понятия»

УДК 327.56

Международное миротворчество: содержание понятия

Павел ШАМАРОВ Сергей ЛАВРЕНОВ

Понятийно - категориальный аппарат миротворчества, сложившийся в ре -зультате международного правотворчества и практической деятельности международных (различного статуса) и национальных акторов -миротворцев, весьма неоднозначен. Это связано с тем, что до сих пор отсутствует общепринятая терминология миротворческой деятельности и единое понимание её сущности и содержания, что, в свою очередь, позволяет дос -таточно свободно толковать и применять на практике понятия (категории) миротворчества. В этой связи теоретическое обоснование термина «миротворческая деятельность» и определение его сущностного содержания весь -ма актуальны для современного миротворчества.

В русском языке слово «миротворец», с одной стороны, обозначает «того, кто способствует поддержанию мира, устранению войн» [1], а с другой - ми -ротворцами признают тех, кто содействует прекращению чужого конфлик -та, руководствуясь при этом добрыми намерениями и воспринимая свою деятельность как правое дело [2]. На бытовом уровне в английском языке

ШАМАРОВ Павел Вячеславович - кандидат военных наук, специалист отдела Министерст -ва обороны РФ. E-mail: shamarov@front.ru

ЛАВРЕНОВ Сергей Яковлевич - доктор политических наук, профессор, зав. отделом Мол -довы и Приднестровья Института стран СНГ. E-mail: lavrs2009@yandex.ru

Ключевые слова: международная миротворческая деятельность, миротворчество, миро -творческая операция, национальные интересы, ООН, НАТО, США.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 287.

2 Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. С. 255.

слово peacemaking означает «деятельность индивидов, групп или государств, примиряющих враждебные стороны» [3]. Итак, к категории «миротворец» следует отнести всех тех, кто не является стороной межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, лично заинтересован и активно участвует в их разрешении.

Необходимо иметь в виду, что практическая деятельность миротворцев интегрируется в таком понятии, как «миротворчество» или «миротворческая деятельность».

Международно-правовые подходы к определению миротворчества

Международное право определяет миротворческую деятельность в качестве «действий государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемых Советом Безопасности (СБ) ООН, региональ -ными органами (в рамках региональных соглашений либо на основании двухсторонних и многосторонних международных договоров) и не яв ляющихся (согласно Уставу ООН) принудительными действиями» [4].

Важно подчеркнуть, что Устав Организации Объединённых Наций не формулирует дефиницию «миро -творческая деятельность (или миро творчество)» *. Именно поэтому реализация миротворчества на практи -ке происходит преимущественно на основе национальных, коалицион

ных и блоковых подходов, а также накопленных прецедентов и ограни -чений в рамках глав VI и VII Устава ООН, регулирующих применение силы в случае нарушения мира и актов агрессии [5].

Традиционно миротворчество ООН - это военная модель наблюде -ния за соблюдением прекращения огня и разделения противоборст вующих сторон после завершения внутригосударственного конфликта. В современных условиях миротвор -ческие операции (МТО) эволюциони -ровали в новую форму - комплекс -ную модель, объединяющую воен ный, полицейский и гражданский компоненты. Цель этой модели заключается в оказании помощи по формированию основ устойчивого мира в кризисном районе [6].

3 New Webster's Dictionary of the English Language. New Delhi, 1989. P. 1107.

4 Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра- М, 2000. С. 335.

5 Доклад Генерального секретаря СБ ООН на 63 -й сессии Генеральной Ассамблеи 12 января 2009 г. «Выполнение обязанности защищать». A/63/677. Нью - Йорк, 2009. С. 11.

6 Основные сведения об Организации Объединённых Наций. Справочник. Нью -Йорк: Департамент общественной информации ООН, 2015. С. 66.

* Анализ документов ООН в области миротворчества также свидетельствует о том, что в официальный оборот вводятся документы главным образом декларативно -нейтрального и зачастую противоречивого характера, не конкретизирующие (определяющие) понятийный аппарат текущей миротворческой деятельности.

Характерно, что ООН и региональные организации демонстриру ют возросшую готовность игнориро вать притязания государств на им мунитет от вмешательства в их внутренние дела в случае конфликта и поэтому ряд миротворческих опе раций проводится без соответствую щего согласия национальных прави тельств или участников конфликта.

Необходимо подчеркнуть, что ключевыми миротворческими задачами, возлагаемыми в современных условиях на национальные контингенты под эгидой ООН, являются:

- наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращением огня;

- превентивный ввод войск в район потенциального конфликта;

- разведение сил противоборствующих сторон;

- поддержание и восстановление порядка и стабильности;

- обеспечение охраны гуманитарной помощи;

- обеспечение права прохода, введение ограничений на передвижение;

- установление запретных зон и их контроль;

- введение режима санкций и контроль над его соблюдением;

- принудительное разъединение воюющих сторон [7].

Принятый в ООН, НАТО, ОБСЕ и большинстве англоязычных стран

официальный термин peacekeeping (миротворчество) обладает интегри -рованным содержанием. Так, в зависимости от намеченных целей, перечня планируемых задач, при -влекаемых сил, средств и ресурсов миротворцев (peacekeepers) [8, с. 269] слово peacekeeping может толковаться в узком смысле и пред полагать реализацию одного кон -кретного типа МТО - операции по поддержанию мира* (синонимы: peace operation, non-combat military operation, peacekeeping operation [8]) и в широком смысле - миротворче -скую деятельность в целом, к кото рой на современном историческом этапе руководством ООН отнесены следующие пять основных её типов:

- превентивная дипломатия (preventive diplomacy);

- установление мира (peacemaking);

- поддержание мира (peace keeping);

- принуждение к миру (peace enforcement);

- постконфликтное мирострои -тельство (post-conflict peace-building) [9, point 20-46].

К примеру, в Североатлантическом союзе в официальном документообороте под термином «миротворчество» в узком смысле слова понимает-

7 Анисин В., Ольгин В. Участие стран ближнего зарубежья в миротворческой деятельности и в операциях США и НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 11. С. 3-4; Штоль В. В. НАТО в миротворческом процессе // Обозреватель-Observer. 2008. № 1; Тиш-ков С. А. Использование потенциала полицейского компонента ООН // Обозреватель-Observer. 2016. № 7.

8 Сводный глоссарий Совета Россия - НАТО по сотрудничеству. Москва - Брюссель, 2011.

9 Report of the UN Secretary-General Boutros-Ghali «An Agenda for Peace» // URL: http://www. cfr.org/peacekeeping/report-un- secretary-general- agenda-peace/p23439

* Операции по поддержанию мира обусловили многообразие всевозможных форм и методов предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов, обобщённых к настоящему време -ни в собирательном понятии «миротворческая деятельность».

ся операция по поддержанию мира, которая проводится после заключения соглашения или прекращения огня, что создаёт благоприятную обстановку, характеризующуюся высокой степенью согласия сторон, соблюдения ими требований и низкой вероятностью нарушения гражданского порядка. Применение силы миротворческим контингентом ограничивается самообороной (выд. - Авт.) [8, с. 269].

Вместе с тем НАТО расширительно толкует понятие «миротворчество», рассматривая его как «установление мира», подразумевающее «проводимую после начала конфликта операцию по поддержанию мира, цель которой - добиться прекращения огня или мирного урегулирования. Она предполагает прежде всего дипломатические действия, опирающиеся в случае необходимости на прямое или косвенное использование военных сил и средств» (выд. - Авт.) [8, с. 269].

Понятие «миротворческая операция» соответствует аутентичным с точки зрения НАТО англоязычным дефинициям: peacekeeping operation, peace operation, non-combat military operation.

В терминологическом лексиконе альянса особо вычленяется термин «поддержание мира» (peace support), подразумевающий действия по восстановлению или сохранению мира, а также интегрирующий ряд вытекающих из него компонентов, которые в миротворчестве можно рассматривать в качестве самостоятельных, к ним, в частности, относятся:

- силы по поддержанию мира (peace-support force);

- группы по поддержанию мира (peace-support group) - временные многонациональные формирования, создаваемые на период проведения операции по поддержанию мира и состоящие, как правило, из сил по поддержанию мира и групп военных наблюдателей;

- операции по поддержанию мира (ОПМ, peace-support operation, PSO), при проведении которых в соответствии с принципами и целями Устава ООН, а также требованиями беспристрастности для восстановления или поддержания мира используются дипломатические, гражданские и во енные средства (выд. - Авт.) [8, с. 269-270].

Эти операции могут включать такие действия, как предотвращение конфликта, установление мира, принуждение к миру (выд. - Авт.), миротворчество, миростроительство и гуманитарные операции.

В операциях по поддержанию мира отсутствует упоминание о таком основополагающем принципе миротворчества ООН, как согласие конфликтующих сторон на проведение операции.

Следовательно, все операции НАТО по поддержанию мира можно классифицировать по масштабу применения силовых средств на сле дующие два типа:

- ОПМ пассивного уровня (peacekeeping), предусматривающие ограниченное (только в целях самооборо -ны) использование силовых средств миротворческим контингентом;

- ОПМ активного уровня (peace-support operation, PSO), при которых допускается неограниченное приме -нение военной силы на любом этапе операции.

Таким образом, руководство НАТО отождествляет такие понятия, как «миротворчество» (имеющее тео ретико концептуальное значение) и «операции по поддержанию мира» (частный случай миротворческой практики). Последнее, в свою оче редь, в зависимости от условий кон -кретной обстановки может тракто ваться диаметрально противопо ложно, как показано выше.

Именно вследствие этого наме ренного «смешивания» ОПМ пассив ного и активного уровней в одну категорию специалисты НАТО не обособляют и не раскрывают сущ ностное содержание такого ключе вого понятия теории миротворчест ва, как «миротворческая деятельность» (peacekeeping activities) [8, с. 269].

В официальном лексиконе альян -са также используются и другие по нятия в этой сфере [8, с. 268-270]:

- миростроительство (peacebuild-ing) - постконфликтные меры дипло матического, гражданского и, при необходимости, военного характера, направленные на устранение при чин конфликта и предотвращение его возобновления;

- принуждение к миру (peace enforcement) - применение военной

силы или угроза её применения с це лью принудительного восстановле ния мира;

- операция по восстановлению мира (peace-restoration-operation);

- боевые действия в мирное вре -мя (peacetime-engagement);

- гуманитарная миссия или операция (peacetime- mission), т. е. действия, которые проводятся в интересах отдельных групп насе ления.

Национально - государственная позиция США по миротворчеству

Хотя Соединённые Штаты Америки

и являются доминантным членом блока НАТО, определяющим в том числе и «коалиционное» формирование унифицированной нормативно-правовой базы альянса, в миротворческой практике самих США вычленяется ряд специфических особенностей.

Так, операции в рамках национального миротворчества в Пентагоне получили название «операции в пользу мира» (peace operations, PO), под которыми понимаются «военные операции в поддержку дипломатических усилий по достижению долгосрочного политического урегулирования» [10, 111-12, р. 40]. Они реализуются в рамках дипломатической деятельности по обеспечению переговоров о перемирии, разрешении конфликта и могут сопровождаться ограниченными по времени и масштабам гуманитарными (humanitarian assistance operations, HAO) и эвакуационными (noncom-batant evacuation operations, NEO) операциями в отношении мирного гражданского населения [10, III-4, р. 32]. Операции в пользу мира адаптируются к конкретной ситуации, осуществляются до начала, в ходе или после завершения конфликта

и включают операции по поддержанию мира и по установлению мира (принуждения к миру).

Операции по поддержанию мира (peacekeeping operations, PKO) - военные операции, осуществляемые с согласия всех основных конфликтующих сторон, предназначены для контроля и содействия реализации соглашения (о прекращении огня, перемирии и т. п.) и поддержки дипломатических усилий по достижению долгосрочного политического урегулирования [10, III-12, р. 40].

Операции по установлению мира (peace enforcement operations, PEO) предполагают применение военной силы или угрозы её применения, как правило, в соответствии с определённым международным решением в целях принуждения сторон конфликта к соблюдению принятых резолюций и санкций, направленных на восстановление мира и обеспечение внутренней безопасности.

Они могут включать:

- операции по вмешательству;

- восстановлению гражданского порядка;

- соблюдению режима санкций;

- принудительного разделения конфликтующих сторон;

- введению запретных зон в интересах создания условий для перемирия или прекращения огня.

10 Joint Doctrine for Military Operations Other Than War. Joint Shiefs of Staff: Joint Pub 3-07, 1995.

В отличие от ОПМ такие операции не требуют согласия конфликтующих сторон [10, III-13, р. 41].

В ходе операций в пользу мира военные контингента США проводят следующие операции по поддержке дипломатических усилий [10, III-13-14, р. 41-42]:

- превентивную дипломатию (preventive diplomacy), предполагающую реализацию дипломатических действий накануне развития кризиса в целях предотвращения или ограничения насилия (её частная форма - превентивное развёртывание);

- миротворчество, под которым понимается дипломатический процесс, посредничество, ведение переговоров или другие формы мирного разрешения конфликта. Военная поддержка в ходе его имплементации выражается в форме всестороннего обеспечения безопасности;

- миростроительство (peacebuilding), содержание которого аналогично принятому в НАТО понятию, а военная составляющая нацелена преимущественно на обеспечение безопасности и оказание помощи местным органам власти в становлении национальной военной компоненты и восстановлении инфраструктуры [11, I-16, р. 31].

Кроме того, в ВС США различают и другие типы операций, проводимых на территории иностранного государства:

- по противодействию «неблагоприятному» внешнему проникновению (контринсургенция, counterinsurgency, COIN) [11, I-15, р. 30];

- по оказанию военной поддержки в ходе внутреннего конфликта (foreign internal defense support, FIDS) [11, I-16, р. 31];

- по стабилизации обстановки (stability operations, SO), подразумевающие восстановление или поддержание безопасной внутренней обстановки, обеспечение функционирования основных государственных структур, восстановление объектов критической инфраструктуры и предоставление гуманитарной помощи [11, I-16, р. 31];

- по решению внутренних военных и организационных задач (internal defense and development, IDAD) [10, III-10, р. 38];

- по поддержке «благоприятного» внешнего проникновения, предполагающего возвращение на родину находящихся за её пределами политических и военных сил, которым США намерены оказать содействие [12, с. 240].

В целом можно полагать, что США руководствуются подходом, в соот ветствии с которым их национальная миротворческая деятельность на правлена на достижение стратегиче ских и внешнеполитических целей, а также решение вытекающих из них частных дипломатических задач. При этом резервируется право осу ществлять миротворческие операции в одностороннем порядке [13].

Отечественная научная школа в сфере международного миротворчества

Анализ предмета исследования свидетельствует о том, что оте чественная политология не склонна

различать нюансы большинства анг лоязычных дефиниций (peacekeeping, peace making, peace enforcement) [14].

11 Civil -Military Operations. Joint Shiefs of Staff: Joint Publication 3-57, 2013.

12 Никитин А. И. Конфликты и миротворческая деятельность: типологизация, методологические аспекты // Вестник МГИМО. 2010.

13 Холмогоров А. О некоторых подходах США к миротворчеству // Зарубежное военное обо -зрение. 2004. № 11. С. 17.

14 Русско - английский словарь / под ред. О. С. Ахмановой. 16 - е изд., испр. М.: Русский язык, 1992. С. 292.

Такая ситуация сложилась из за то го, что до начала 90 -х годов СССР практически не участвовал в миро творческих операциях ООН [15], ко -торые рассматривались в то время как второстепенная компонента дея -тельности этой организации. При этом следует подчеркнуть, что само миротворчество не считалось в СССР одним из перспективных элементов обеспечения национальной безопас ности страны.

Сегодня в соответствии с россий ской политологией и отечественной историографией термин «миротвор чество» (или «миротворческая дея -тельность») в своём содержании ох ватывает весь диапазон возможных действий миротворцев - от дипло матического посредничества до при нудительных силовых операций по установлению мира [16, с. 46]. Одновременно в российской науке равнозначно толкуют дефиниции «миротворческие силы» и «войска по поддержанию мира», а термины «опе рации по поддержанию мира» и «ми ротворческие операции» зачастую рассматриваются как идентичные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, С. Р. Рейдер ещё в середине 90-х годов считал, что поддержание мира - это «сдерживание и (или) прекращение боевых действий между странами или внутри одной страны посредством организованной и руководимой меж-

дународным сообществом интервенции незаинтересованной третьей стороны с использованием вооружённых сил и гражданских лиц для дополнения процесса политического разрешения конфликта, восстановления и сохранения мира» [17].

Более точное и функционально расширенное содержание вкладывает в понятие «миротворческая деятельность» И. В. Лактионова, под которой она понимает «военно-политическую и экономическую деятельность военного и гражданского персонала, контингента ВС, осуществляемую в соответствии с мандатом международной или региональной организации и направленную на предотвращение, разрешение или постконфликтное урегулирование между- или внутригосударственных споров, прекращение конфликтов путём вооружённого насилия (непосредственного или опосредованного) в целях обеспечения безопасности, стабильности и устранения угрозы миру» [18].

А. С. Капто определяет миротворчество как «целенаправленную деятельность субъектов международных отношений (ООН, региональных межгосударственных структур, отдельных стран, миротворческих и гуманитарных организаций), направленную на поддержание или восстановление международного мира и безопасности» [19, с. 282]. Таким образом, усилия легитимного правительства по поддержанию правопорядка и защите территориальной целостности страны, т. е. проведение внутренней полицейской операции с международно-правовой точки зрения (выд. - Авт.), по мнению автора, не относится к миротворческой деятельности [19, с. 442].

15 Брынкин Я. А. Участие России в миротворческих операциях ООН (конец ХХ - начало XXI в.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007.

16 Байрамов Ш. Б., Григорович Я. А. Международное миротворчество: российская историо -графия проблемы // Военно -юридический журнал. 2009. № 7.

17 Рейдер С. Р. Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода // Военная мысль. 1994. № 2. С. 74.

18 Лактионова И. В. Миротворческая деятельность России в СНГ (1992-1999 гг.). Авторефе -рат дисс. ... канд. полит. наук. М., 2004.

19 Капто А. С. Энциклопедия Мира. М.: Книга и бизнес, 2002.

Можно согласиться с этой точкой зрения, так как полицейская опера ция - внутреннее дело любой суве ренной страны, проведение которой не должно ставиться в зависимость от зачастую конъектурного и откро венно предвзятого отношения к дан ному государству со стороны доми нантной западноевропейской части международного сообщества* его англосаксонского и романо-герман-ского сегментов.

Некоторые исследователи соот носят в большей степени миротвор чество с внутригосударственным конфликтом - частным случаем кри зисной ситуации, вызванной массо вым этническим насилием и нару шением прав человека.

К примеру, И. П. Чернобровкин считает, что «миротворчество (в авторской версии - „миротворческий контроль") этнонационального конфликта является временным ** (выд. - Авт.) гуманитарным военным вмешательством международного сообщества в дела государства, направленным на прекращение этнического насилия, вызывающего масштабные нарушения прав человека и угрозу международному миру и безопасности» [20].

Одновременно автор формулирует понятие «миротворчество (миротворческий контроль) обозримого будущего», под которым понимает «превентивный контроль, основанный на предвидении этнического насилия и раннем реагировании на этническое напряжение в государстве. Он сочетает гуманитарную помощь с дипломатией и размеще-

нием ограниченных миротворческих сил в районах потенциального распространения насилия и действует с согласия правительства, имеющего дружественные отношения с соседними странами. Превентивный миротворческий контроль осуществляется региональными организациями международной безопасности, имеющими мандат ООН и соблюдающими принцип гуманитарного реализма - равноценности прав человека и государственного суверенитета» (выд. - Авт.).

Спорное авторское утверждение «о равнозначности прав человека и государственного суверенитета» с учётом применения странами Запада двойных стандартов в оценке ситуаций с соблюдением таких прав [21], предполагает «легитимное» про -движение в мире идей демократии и общечеловеческих ценностей лишь по западному представлению и подобию.

Ряд исследователей под собирательным наименованием «миротвор ческая деятельность» понимают ле -гитимизацию определённых типов действий (операций) международно го сообщества в ходе конфликтного разрешения, которое осуществлялось после Второй мировой войны.

В частности, А. И. Никитин считает, что «миротворческая деятельность» объединяет докон-фликтное миротворчество, в случае неудачи превентивных мер - миротворческую деятельность в ходе конфликта и последующее постконфликт-

20 Чернобровкин И. П. Принципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударст -венных конфликтов // Политическая наука. 2005. № 5.

21 Молчанов Г. В. Развитие военно -политической обстановки в мире и угрозы национальной безопасности России // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 1. С. 3-4.

* Термин «международное сообщество» не эквивалентен понятию «Запад», хотя его внешне -политические (в том числе миротворческие) подходы всё ещё продолжают доминировать в ООН и ОБСЕ, во многом предопределяя современную политику «цивилизованного мира».

** По видимому, автор под словом «временное» понимает конкретный срок, определяемый временем действия соответствующего миротворческого мандата.

ное миротворчество (в форме восстановления инфраструктуры мирной жизни) [12, с. 234].

При этом под доконфликтным и постконфликтным миротворчеством он понимает самостоятельные виды миротворческой деятельности, включающие меры по предотвращению назревающих конфликтов (превентивная дипломатия, предупредительные дипломатические демарши и экономические санкции, наблюдательные миссии и т. п.) и меры по ликвидации последствий уже прекращённых или стабилизированных конфликтов (восстановление политической, экономической и социальной инфраструктуры, выборы под международным контролем и т. п.). Эти два вида миротворчества, по его оценке, отличны от МТО в узком смысле слова, характерной для конфликтной стадии [22], с чем можно согласиться.

Учёный одновременно акцентирует, что миротворчество - это особым образом скоординированная политика держав в конфликтном регионе, включающая действия строго ограниченного (международно-правовым образом) круга субъектов, лимитируемых рядом принципов и правил. При этом оно выступает в качестве политического процесса согласования и взаимодействия политических субъектов; дипломатической деятельности; формы беспристрастного вмешательства международного сообщества в дела отдельных государств и в ряде случаев - разновидности военных действий и форм вооружённой борьбы [12, с. 235-237].

А. И. Никитин обоснованно объединяет в единое понятие «миротворческая деятельность» конкретные виды и формы многосторонней деятельности внешних акторов на латентном, актуальном и постконфликтном этапах на основе соблюдения определённых принципов и правил.

Вместе с тем автор считает, что термин «миротворческие операции» целесообразно использовать только для характеристики той части миротворчества, которая регулируется мандатом ООН или региональных организаций (в соответствии

с главой VIII Устава ООН, [9, point 60-65]) и представляет собой вмешательство государств и их объединений в конфликты для их урегулирования. При этом он уточняет, что к МТО не относится легитимное (на основе межгосударственных договоров и соглашений) вмешательство одних стран во внутренние дела других по просьбе руководства последних, а также деятельность негосударственных субъектов (например, неправительственных организаций) в конфликтных регионах, которая может организовываться в параллельном режиме или во взаимодействии с МТО [22].

Соглашаясь с автором по поводу внемиротворческого формата него сударственных субъектов, тем не менее полагаем, что легитимное вмешательство одних стран во внутренние дела других может происхо дить даже в том случае, если оно официально и не имеет статуса МТО (ввиду отсутствия формального ми ротворческого мандата), но факти чески служит миротворческим це лям по укреплению международной стабильности.

К примеру, проводимая с сентября 2015 г. Воздушно-космическими силами ВС России антитеррористическая операция в Сирии не противоречит Уставу ООН (хотя и не располагает мандатом его СБ), содействует восстановлению порядка в стране, региональной и международной стабильности, а также имеет ярко выраженную миротворческую, гуманитарную (в прямом, а не «американизированном» понимании этого слова) и гуманистическую направленность.

Научная позиция О. Г. Карповича во многом близка взглядам А. И. Ни китина. При этом первый рассмат ривает миротворческую деятель

22 Никитин А. И. Миротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2000.

ность в качестве основного инструмента поддержания мира, а миротворческие операции - среды практического применения современ ных моделей и технологий управления международными конфликтами [23].

Как указывает О. Г. Карпович, именно ООН разработала определённую систему приёмов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооружённых конфликтов. Указанная система, по его мнению, включает три основных компонента:

- мирные средства (в соответствии с гл. VI Устава), подразумевающие переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.;

- полувоенные (квазивоенные) средства, представленные преимущественно традиционными операциями по поддержанию мира;

- принудительно-силовые средства (гл. VII Устава), включающие невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые) санкции и военные меры (с использованием вооружённых контингентов ООН).

В целом делается вывод, что в ходе миротворческих операций развиваются концепции и доктрины управления международными конфликтами, а также происходит совместная адаптация взглядов традиционных миротворцев, опирающихся на институциональную модель урегулирования кризисов, и лидеров глобальной политической конкуренции, рассматривающих конфликты под углом столкновения интересов сверхдержав.

К изложенному следует добавить, что активное участие в миротворче ской деятельности государственного актора может рассматриваться в ка

честве действенного механизма по превентивному снижению уровня внешних угроз, обеспечению реали -зации и продвижению за рубежом значимых национальных интересов страны, повышению её международ ного престижа.

Некоторые учёные, выбирая в качестве объекта своих исследо -ваний миротворческую деятельность ООН, не предлагают её автор ские дефиниции [15], другие, при -знавая выработку такого термина сложной теоретической задачей, понимают под ним некую собира тельную или обобщающую деятель ность, частично раскрывающуюся через выделение её принципов, це лей и направлений.

Так, В. Ф. Заемский под миротворческой деятельностью понимает совокупность мер по урегулированию и разрешению конфликтов, в том числе уже достигших стадии вооружённых столкновений. Он конкретизирует указанное понятие для современных условий и считает, что миротворчество - это усилия, направленные на предотвращение или пресечение конфликтов и войн, а также их последствий, в том числе превентивную дипломатию, поддержание мира, принуждение к миру, миростроительство и т. п. [24].

С ним солидарен И. М. Крупянко, полагающий, что миротворчество - это «общее название различных видов деятельности, осуществляемых в интересах скорейшего разрешения конфликта, предотвращения его эскалации, прекращения или недопущения военных действий, обеспечения правопорядка в зоне конфликта, проведения гуманитарных акций, восстановления социальных

23 Карпович О. Г. Международно -правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2.

24 Заемский В. Ф. Миротворческая деятельность ООН: теория и практика (опыт, механизмы, перспективы). Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. М., 2005.

и политических институтов, систем жизнеобеспечения» [25].

Подобную научную позицию высказывает и Е. А. Степанова, подразумевающая под миротворчеством некое обобщённое понятие, инкорпорирующее в себя операции по поддержанию мира, гуманитарные операции, миссии добрых услуг, миссии по наблюдению и установлению фактов агрессии, постконфликтное миростроительство и другие специализированные действия, принципы и цели [26].

Взгляды этих учёных органично развивает В. В. Плотников, классифицирующий миротворческую деятельность в качестве постоянного (циклического) процесса, связанного с использованием всех возможностей мирной дипломатии, невоенных и военных сил и средств, включая миротворческие силы, в сфере контроля над вооружёнными конфликтами. Он полагает, что миротворческая деятельность - это сложная политическая система, важнейшим целевым предназначением которой является предупреждение и урегулирование вооружённых конфликтов, а также осуществление постконфликтного миростроительства во имя поддержания мира и обеспечения международной безопасности. При этом исследователь особо вычленяет содержательный аспект миротворчества - комплекс политических, экономических, ди-

пломатических, нормативно-правовых, гуманитарных и военных составляющих [27].

А. В. Корниленко под миротворчеством понимает не конкретные действия по поддержанию (установлению) мира, а систему взглядов, концептуально основанную на элиминации из арсенала политических способов достижения целей насильственных. Миротворчество, по его мнению, подразумевает прежде всего силовые или гуманитарные действия международных и региональных организаций на основе консолидированного решения (мандата). При этом учёный вводит в научный оборот такое понятие, как «миротворческие институты» - одну из политических форм социальных институтов общества, отличающуюся устойчивой структурой организации на протяжении определённого временного интервала, нормативно регулируемую, осуществляющую важнейшие функции по поддержанию, укреплению, восстановлению мира различными способами [28].

Соглашаясь с предложенной новацией, необходимо отметить очевидную смысловую тавтологию данного определения, повторяющего в своём содержании более широкую дефиницию - «международное миротвор -чество».

Западноевропейская научная школа

Среди западных исследователей лидирующие позиции принадлежат представителям научных

школ США и Великобритании, ко -торые первоначально подразделяли миротворческие операции под эги

25 Крупянко И. М. Эволюция миротворческой деятельности ООН в новой системе международных отношений: опыт операций по поддержанию мира в Камбодже и на Восточном Тиморе. Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2008.

26 Степанова Е. А. Военно -гражданские отношения в операциях невоенного типа // URL: http://www.militera.lib.ru/research/stepanova_ea/oz.html

27 Плотников В. В. Миротворческая деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации по урегулированию вооружённых конфликтов. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. М., 2004.

28 Корниленко А. В. Стратегия развития российского миротворчества в глобальной системе международной безопасности. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. М., 2015.

дой ООН на операции по поддержа нию мира (так называемое «тради -ционное миротворчество») и операции по установлению мира («силовое умиротворение»). Последние предусматривают два основных инст румента принуждения к миру -санкции и угроза применения (или применение) военной силы [29], ко -торые в настоящее время осущест вляются с использованием много образных подходов.

Так, политологи США, не формулируя понятие «миротворческая деятельность ООН», тем не менее выделяют следующие четыре ос новных типа её миротворческих операций:

- традиционные миссии по поддержанию мира (peacekeeping);

- многосторонние (многомерные) операции в пользу мира (multidimensional peace operations), которые располагают многочислен ным гражданским компонентом и решают задачи политического урегулирования, восстановления и развития демократических ин ститутов, проведения выборов и т. п.;

- вмешательство для предотвращения гуманитарной катастрофы (humanitarian interventions), предполагающее отсутствие согласия кон фликтующих сторон, нарушение государственного суверенитета с использованием силового вмеша тельства, несоблюдение принципа «нейтральности» миротворцев;

- операции по силовому установлению мира (реасе еп/огсетеп^, которые являются прямым про должением гуманитарного вмеша тельства в случае продолжения сто ронами вооружённого противостоя ния [12, с. 238-239].

Британские специалисты между народники объединяют возможные формы миротворчества в несколько основных групп:

- предотвращение конфликтов;

- оказание гуманитарной помощи;

- операции военной поддержки (обеспечение безопасных условий по передаче власти, реформирование местных ВС для решения задач мир -ного времени, полицейские операции по обеспечению законности и порядка);

- операции по демобилизации, обеспечению свободы передвижения или по его запрету [12, с. 239].

Ориентированность «миротвор ческой» практики Запада в сторону одностороннего применения во енных средств объясняется сущ ностью англосаксонской модели управления международными кон -фликтами [30], допускающей сило -вое вмешательство во внутренние дела государств. При этом счита ем, что граница между поддер жанием мира и принуждением к миру должна регламентировать ся международно правовыми нор мами, а не национальными или блоковыми подходами отдельных его членов.

29 Журбей Е. В. Стратегия национальной безопасности США в 90 - е гг. XX в. // Ойкумена. 2015. № 2. С. 96-97.

30 Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2012. С. 21-22.

Авторская классификация миротворческой деятельности

Итак, разночтения в сущностном содержании международной ми ротворческой деятельности обуслов -лены следующими факторами:

- ООН не смогла выработать универсальное определение миро -творческой деятельности;

- практика выявила ряд типов миротворчества с расширенными задачами, не регламентированных международным правом;

- отечественная и западная по -литология ввиду институционально -го и сущностных различий в госу дарственных идеологиях вкладывает неодинаковый смысл в содержание этой дефиниции.

В этой связи представляется, что необходимо классифицировать совре -менную международную миротворче -скую деятельность, которую можно провести по следующему основанию -уровню международной легитимности конкретной миротворческой опе рации (миротворческому статусу участвующих в операции акторов).

В соответствии с предложенным подходом все миротворческие опе рации подразделяются на мандат ное, санкционированное и несанк ционированное миротворчество.

Мандатное миротворчество связано с деятельностью только главных его субъектов - междуна

родных* и региональных организа ций. Оно предполагает коалиционную деятельность политического, дипломатического, нормативно правового, экономического, гумани тарного, полицейского, военного или иного характера стран - членов международных или региональных организаций, проводимую под эги дой международных и региональ ных организаций на основании кон кретного мандата в соответствии с принципами миротворчества и международного права в интере сах предотвращения, разрешения или посткризисного урегулирования внутри или межгосударственных конфликтов (споров), предотвраще -ния и устранения угрозы миру, ак тов агрессии, геноцида и других серьёзных нарушений международ ного гуманитарного права.

Санкционированное миротворчество предусматривает участие в миротворческой деятельности лю бых легальных миротворческих акторов (международных, региональных, гуманитарных и неправительствен ных организаций, суверенных стран, их групп и коалиций) - субъектов международных отношений только под эгидой, руководством, контролем ООН ** и с санкции его Совета Безо -пасности с использованием мирных,

* Понятие «международная организация» зачастую отождествляется с системой Организации Объединённых Наций. Вместе с тем в настоящее время на мировой арене действует более 10 тыс. различных международных организаций, процесс образования которых всё ещё про -должается.

** Согласно Уставу ООН, лишь СБ и Генеральный секретарь наделены правом руководить миротворческими операциями. При этом Генеральная Ассамблея ООН уполномочена обсуждать вопрос о развёртывании в зонах конфликтов миротворческих миссий и выносить рекоменда ции Совету Безопасности в отношении таких операций.

военных и иных средств в интересах нейтрализации угроз миру, обеспе чения и поддержания международ ной стабильности и безопасности.

В свою очередь, мандатное и санк ционированное миротворчество могут быть объединены в единую категорию - персонифицированное миротворчество, означающее, что миротворческий актор персонально наделяется международным сооб ществом официальным правом на участие в миротворческой операции.

Несанкционированное миротворчество не имеет официального статуса миротворческой операции и формального мандата на её проведе -ние со стороны международной или региональной организации, но на практике реализует миротворческие цели и задачи (или способствует их реализации) в интересах укрепления глобальной безопасности, междуна родной и региональной стабильности. Оно включает не противоречащую Уставу ООН деятельность легальных миротворческих акторов на территории других стран после их официального приглашения легитимными национальными правительствами послед них (например, действия ВКС ВС Рос -сии в Сирии в 2015-2016 гг.), а также не имеющих статуса субъекта международных отношений междуна родных неправительственных (гума нитарных, религиозных и т. п.) организаций (в частности, «Врачи без границ», Oxfam, Kea International, Human Rights Watch,, Amnesty International и пр.).

Другими словами, несанкционированное миротворчество по своей сути является не персонифициро ванным миротворчеством, предпо лагающим неофициальное (без вы дачи мандата, но в соответствии с принципами миротворчества ООН) участие в такой деятельности любо го из числа возможных (вне зависи мости от его статуса и формата) ми ротворческих акторов.

Подчеркнём, что только Совет Безопасности ООН является единст венным, универсальным, интеграль ным наднациональным органом, уполномоченным принимать безус ловно легитимные (международно признанные) решения в отношении поливариантной миротворческой деятельности на международном, региональном или страновом уров -нях. Это обусловлено двумя факторами: заложенными в Уставе ООН прерогативами СБ ООН как главного органа в сфере глобальной безопас ности, а также осознанием того фак та, что каждое суверенное прави тельство рассматривает своё учас тие в миротворческой деятельности через призму обеспечения системы национальной безопасности страны, т. е. реализации на международной сцене её значимых национально - го -сударственных интересов.

Так, участие России в миротвор честве решает не только задачи по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов [31], но и вы -ступает в роли одного из элементов глобального регулирования [32], яв -

31 Военная доктрина Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № Пр -2976 // URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrlna- dok.html

32 Зиновский Ю. Г. Миротворческие операции: теория и практика многосторонней дипломатии. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. М., 2009.

ляется одновременно и важной ком понентой её системы национальной безопасности и структурной состав ляющей военной политики государства, т. е. деятельности по подго -товке и реализации политических решений по защите национальной (военной) безопасности [33].

Не стоит забывать, что Россий ская Федерация в качестве постоян -ного члена СБ ООН заинтересована в укреплении стратегической стабильности и коллективной безопас ности в мире, одним из важнейших механизмов поддержания которых

является международная миротвор ческая деятельность.

Эффективное участие Вооружённых сил России в миротвор честве на основе использования более прагматичной миротворче ской политики благоприятно ска жется на обеспечении националь ной и военной безопасности стра ны, предоставит МИД необходимую «силовую аргументацию» для им-плементации внешней политики, ориентированной на закрепление за страной статуса одной из веду щих держав мира.

Таким образом, можно сделать ряд выводов.

1. С середины 90 -х годов проблеме международного миротворчества уде -ляется повышенное внимание со стороны отечественного и зарубежного научного и экспертного сообщества. Итогом осмысления, изучения, обоб щения и систематизации практических результатов поливариантной миро -творческой деятельности [6, с. 31] и выработки на их основе теоретических знаний по предмету исследования стало формирование в рамках современной политической науки нового и относительно самостоятельного научного направления - теории миротворчества*.

2. В международном праве официально не закреплён универсальный ми ротворческий механизм по комплексному использованию сил, средств, ви дов и способов реализации на практике превентивной дипломатии, уста новления и поддержания мира, принуждения к миру, сущность которых в значительной степени определяется их субъектами - миротворческими контингентами национальных ВС стран - участниц ООН.

3. Практическое участие в международном миротворчестве государственных акторов до сих пор не рассматривалось в политологии в качестве элемента их национальной безопасности, что спорно, поскольку обеспечи вает таким странам ряд преимуществ по защите за рубежом своих нацио нальных интересов.

33 Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России. Авторе -ферат дисс. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2008. С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Объёмы ежегодного финансирования миротворческой деятельности ООН составляют ме -нее половины процента всех мировых военных расходов.

Библиография • References

Ани(ин В., Ольгин В. Участие стран ближнего зарубежья в миротворческой деятельности и в операциях США и НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 11. С. 3-12.

[Anisin V., Ol'gin V. Uchastie stran blizhnego zarubezh'ya v mirotvorcheskoj deya-tel'nosti i v operaciyah SSHA i NATO // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2009. № 11. S. 3-12|

Байрамов Ш. Б., Григорович Я. А. Международное миротворчество: российская историография проблемы // Военно -юридический журнал. 2009. № 7.

[Bajramov Sh. B., Grigorovich Ja.. A. Mezhdunarodnoe mirotvorchestvo: rossijskaja istoriografija problemy // Voenno juridicheskij zhurnal. 2009. № 7|

Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2 - е изд., перераб. и доп. М.: Ипфра- М, 2000. - 703 с.

[Bol'shoj juridicheskij slovar'/ pod red. A. Ja. Suhareva, V. E. Krutskih. 2 - e izd., pererab. i dop. M.: Infra-M, 2000. - 703 s.|

Брынкин Я. А. Участие России в миротворческих операциях ООН (копец XX - па-чало XXI в.). Автореферат дисс. ... канд. ист. паук. М., 2007.

[Brynkin Ja. A. Uchastie Rossii v mirotvorcheskih operacijah OON (konec XX - nachalo XXI v.). Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk. M., 2007|

Военная доктрина Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № Пр -2976 // URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina- dok.html

[Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrja 2014 g. № Pr-2976 // URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html|

Доклад Генерального секретаря СБ ООН па 63 -й сессии Генеральной Ассамблеи 12 января 2009 г. «Выполнение обязанности защищать». A/63/677. Нью - Йорк, 2009. - 42 с.

[Doklad General'nogo sekretarja SB OON na 63 -j sessii General'noj Assamblei 12 janvarja 2009 g. «Vypolnenie objazannosti zashhishhat'». A/63/677. N'ju-Jork, 2009. - 42 s.|

Журбей E. В. Стратегия национальной безопасности США в 90 - е гг. XX в. // Ойкумена. 2015. № 2. С. 76-108.

[Zhurbej E. V. Strategija nacional'noj bezopasnosti SShA v 90 -e gg. XX v. // Ojkumena. 2015. № 2. S. 76-108|

Заелюкий В. Ф. Миротворческая деятельность ООН: теория и практика (опыт, ме -ханизмы, перспективы). Автореферат дисс. ... канд. полит. паук. М., 2005.

[Zaemskj V. F. Mirotvorcheskaja dejatel'nost' OON: teorija i praktika (opyt, mehanizmy, perspektivy). Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. M., 2005|

Зинов^ий Ю. Г. Миротворческие операции: теория и практика многосторонней дипломатии. Автореферат дисс. ... канд. полит. паук. М., 2009.

[Zinovskij Ju.. G. Mirotvorcheskie operacii: teorija i praktika mnogostoronnej diplomatii. Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. M., 2009|

КаптоА. С. Энциклопедия Мира. М.: Книга и бизнес, 2002. - 544 с.

[Kapto A. S. Jenciklopedija Mira. M.: Kniga i biznes, 2002. - 544 s.|

Карпович О. Г. Международно правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2.

[Karpovich O. G. Mezhdunarodno -pravovye osnovy mirotvorcheskoj dejatel'nosti SShA // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. 2013. № 2|

Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. паук. М., 2012.

[Karpovich O. G. Sovremennye koncepcii upravlenija mezhdunarodnymi konfliktami v mirotvorcheskih operacijah. Avtoreferat diss. ... d-ra polit. nauk. M., 2012|

Корниленко А. В. Стратегия развития российского миротворчества в глобальной системе международной безопасности. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. M., 2015.

[KornilenkoA. V. Strategija razvitija rossijskogo mirotvorchestva v global'noj sisteme mezhdunarodnoj bezopasnosti. Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. M., 2015|

Крупянко И. М. Эволюция миротворческой деятельности ООН в новой системе международных отношений: опыт операций по поддержанию мира в Камбод же и на Восточном Тиморе. Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. M., 2008.

[Krupjanko I. M. Jevoljucija mirotvorcheskoj dejatel'nosti OON v novoj sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij: opyt operacij po podderzhaniju mira v Kambodzhe i na Vostochnom Timore. Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk. M., 2008|

Лактионова И. В. Mиротворческая деятельность России в СНГ (1992-1999 гг.). Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. M., 2004.

[Laktionova I. V. Mirotvorcheskaja dejatel'nost' Rossii v SNG (1992-1999 gg.). Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. M., 2004|

Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Mалый толковый словарь русского языка. M.: Рус -ский язык, 1993. - 704 с.

[Lopatin V. V., Lopatina L. E. Malyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M.: Russkij yazyk, 1993. - 704 s.|

Молчанов Г. В. Развитие военно политической обстановки в мире и угрозы на циональной безопасности России II Зарубежное военное обозрение. 2016. № 1. С. 3 -12.

[Molchanov G. V. Razvitie voenno -politicheskoj obstanovki v mire i ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossii II Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2016. № 1. S. 3-12|

Никитин А. И. Конфликты и миротворческая деятельность: типологизация, методологические аспекты II Вестник MraMÜ. 2010. № 4. С. 234-243.

[Nikitin A. I. Konflikty i mirotvorcheskaya deyatel'nost': tipologizaciya, metodolo gicheskie aspekty II Vestnik MGIMO. 2010. № 4. S. 234-243|

Никитин А. И. Mиротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ. Авто -реферат дисс. ... д-ра полит. наук. M., 2000.

[Nikitin A. I. Mirotvorcheskie operacii: mirovaja praktika i opyt SNG. Avtoreferat diss. ... d -ra polit. nauk. M., 2000|

Ожегов С. И. Словарь русского языка. M.: Русский язык, 1988. - 747 с.

[Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. M.: Russkij yazyk, 1988. - 747 s.|

Основные сведения об Организации Объединённых Наций: справочник. Нью Йорк: Департамент общественной информации ООН, 2015 -322 с.

[Osnovnye svedeniya ob Organizacii Ob#edinyonnyh Nacij: spravochnik. N'yu -Jork: Departament obshchestvennoj informacii OON, 2015-322 s.|

Плотников В. В. Mиротворческая деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации по урегулированию вооружённых конфликтов. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. M., 2004.

[Plotnikov V. V. Mirotvorcheskaja dejatel'nost' Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii po uregulirovaniju vooruzhennyh konfliktov. Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. M., 2004|

Рейдер C. Р. Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода II Военная мысль. 1994. № 2. С. 74-80.

[Rejder C. R. Operacii po podderzhaniyu mira - voennye aspekty mnogonacional'nogo podhoda II Voennaya mysl'. 1994. № 2. S. 74-80|

Русско-английский словарь I под ред. О. С. Ахмановой. 16 -е изд., испр. M.: Русский язык, 1992. - 758 с.

[Russko -anglijskij slovar'I pod red. O. S. Ahmanovoj. 16 -e izd., ispr. M.: Russkij yazyk, 1992. - 758 s.|

Сводный глоссарий Совета Россия - НАТО по сотрудничеству. Москва - Брюссель, 2011. - 368 с.

[Svodnyj glossarij Soveta Rossiya - NATO po sotrudnichestvu. Moskva - Bryussel', 2011. - 368 s.]

Степанова Е. А. Военно -гражданские отношения в операциях невоенного типа // URL: http://www.militera.lib.ru/research/stepanova_ea/oz.html

[Stepanova E. A. Voenno -grazhdanskie otnosheniya v operaciyah nevoennogo tipa // URL: http://www.militera.lib.ru/research/stepanova_ea/oz.html]

Тишков С. А. Использование потенциала полицейского компонента ООН // Обо -зреватель-Observer. 2016. № 7. С. 94-107.

[Tishkov S. A. Ispol'zovanie potenciala policejskogo komponenta OON // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 7. S. 94-107]

Холмогоров А. О некоторых подходах США к миротворчеству // Зарубежное во -енное обозрение. 2004. № 11. С. 15-18.

[Holmogorov A. O nekotoryh podhodah SSHA k mirotvorchestvu // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2004. № 11. S. 15 -18]

Чернобровкин И. П. Принципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударственных конфликтов // Политическая наука. 2005. № 5.

[Chernobrovkin I. P. Principy i tendencii mirotvorcheskogo kontrolya vnutrigosu -darstvennyh konfliktov // Politicheskaya nauka. 2005. № 5]

Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России. Автореферат дисс. ... д-ра. полит. наук. Екатеринбург, 2008. - 33 с.

[Sherpaev V. I. Voennaja politika v politicheskom processe sovremennoj Rossii. Avto -referat diss. ... d-ra. polit. nauk. Ekaterinburg, 2008. - 33 s.]

Штоль В. В. НАТО в миротворческом процессе // Обозреватель-Observer. 2008. № 1. С. 80-94.

[Shtol' V. V. NATO v mirotvorcheskom processe // Obozrevatel'-Observer. 2008. № 1. S. 80-94]

Civil-Military Operations. Joint Shiefs of Staff: Joint Publication 3-57, 2013. - 173 p.

Joint Doctrine for Military Operations Other Than War. Joint Shiefs of Staff: Joint Pub 3-07, 1995. - 70 p.

New Webster's Dictionary of the English Language.: New Delhi, 1989. - 1824 р. Report of the UN Secretary-General Boutros-Ghali «An Agenda for Peace» // URL: http:// www.cfr.org/peacekeeping/report-un-secretary-general -agenda-peace/p23439

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.