Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ КНР В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ'

УЧАСТИЕ КНР В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
428
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ООН / ДИПЛОМАТИЯ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ / МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ КИТАЯ (НОАК)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нечай Александра Александровна

В 2020 г. исполнилось 30 лет с момента начала участия КНР в миротворческих операциях ООН. Участие Китая в миротворческих операциях ООН приобретает все больший вес в дипломатической и военной стратегии Китая. В настоящий момент Китай является вторым крупнейшим поставщиком контингентов для миротворчества ООН после США. Причины быстрого развития, которое получило участие Китая в миротворческих операциях ООН за короткий период времени, вызывают особый интерес для изучения. Цель исследования - изучить участие КНР в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. В рамках исследования выделены основные этапы отношения Китая к миротворчеству ООН и его участия в операциях по поддержанию мира, выявлены мотивы и причины участия КНР в миротворческих операциях, а также уникальные особенности китайского миротворчества. Выводы. Мотивы, побудившие Китай стать миротворцем, состоят из «мягких» репутационных и «жестких» национальных интересов. Поддержка международного миротворчества под эгидой ООН предоставляет возможность поддержать имидж Китая как ответственной державы, заинтересованной в создании стабильной среды для мирного развития. Китай поощряет использование политических и дипломатических средств для решения конфликтов и придерживается принципа национального суверенитета. Участие Китая в миротворческих операциях ООН является проявлением активной многосторонней дипломатии Китая и своего рода «созидательным (или «творческим») вмешательством».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S PARTICIPATION IN UN PEACEKEEPING MISSIONS

2020 marks the 30th anniversary of China’s participation in UN peacekeeping operations. China’s participation in it is gaining weight in China’s diplomatic and military strategy. China is currently the second largest contributor to UN peacekeeping after the United States. The reasons for the rapid development that China’s participation in UN peacekeeping operations has gained in a short period of time are of particular interest to study. The purpose of the research is to examine China’s participation in UN peacekeeping. The study highlights the main stages of China’s attitude to UN peacekeeping and its participation in peacekeeping operations, identifies the motives and reasons for China’s participation in peacekeeping operations, as well as the unique features of Chinese peacekeeping. Results. China’s motivations for becoming a peacekeeper consist of “soft” reputational and “hard” national interests. Support for international peacekeeping under the auspices of the UN provides an opportunity to maintain China’s image as a responsible power interested in creating a stable environment for peaceful development. China encourages the use of political and diplomatic means to resolve conflicts and adheres to the principle of national sovereignty. China’s participation in UN peacekeeping operations is a manifestation of China’s active multilateral diplomacy and a kind of “creative intervention”.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ КНР В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ»

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-96-103

Участие КНР в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций

А.А. Нечай ©

Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В 2020 г. исполнилось 30 лет с момента начала участия КНР в миротворческих операциях ООН. Участие Китая в миротворческих операциях ООН приобретает все больший вес в дипломатической и военной стратегии Китая. В настоящий момент Китай является вторым крупнейшим поставщиком контингентов для миротворчества ООН после США. Причины быстрого развития, которое получило участие Китая в миротворческих операциях ООН за короткий период времени, вызывают особый интерес для изучения. Цель исследования - изучить участие КНР в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. В рамках исследования выделены основные этапы отношения Китая к миротворчеству ООН и его участия в операциях по поддержанию мира, выявлены мотивы и причины участия КНР в миротворческих операциях, а также уникальные особенности китайского миротворчества. Выводы. Мотивы, побудившие Китай стать миротворцем, состоят из «мягких» репутационных и «жестких» национальных интересов. Поддержка международного миротворчества под эгидой ООН предоставляет возможность поддержать имидж Китая как ответственной державы, заинтересованной в создании стабильной среды для мирного развития. Китай поощряет использование политических и дипломатических средств для решения конфликтов и придерживается принципа национального суверенитета. Участие Китая в миротворческих операциях ООН является проявлением активной многосторонней дипломатии Китая и своего рода «созидательным (или «творческим») вмешательством».

Ключевые слова: КНР, ООН, дипломатия, превентивные меры, миротворческие операции, народно-освободительная армия Китая (НОАК)

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Нечай А.А. Участие КНР в миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 5. С. 96-103. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-96-103 V_/

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-96-103

China's Participation in UN Peacekeeping Missions

A.A. Nechai ©

Saint-Petersburg Peter the Great Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. 2020 marks the 30th anniversary of China's participation in UN peacekeeping operations. China's participation in it is gaining weight in China's diplomatic and military strategy. China is currently the second largest contributor to UN peacekeeping after the United States. The reasons for the rapid development that China's participation in UN peacekeeping operations has gained in a short period of time are of particular interest to study. The purpose of the research is to examine China's participation in UN peacekeeping. The study highlights the main stages of China's attitude to UN peacekeeping and its participation in peacekeeping operations, identifies the motives and reasons for China's participation in peacekeeping operations, as well as the unique features of Chinese peacekeeping. Results.

Henau A.A.

China's motivations for becoming a peacekeeper consist of "soft" reputational and "hard" national interests. Support for international peacekeeping under the auspices of the UN provides an opportunity to maintain China's image as a responsible power interested in creating a stable environment for peaceful development. China encourages the use of political and diplomatic means to resolve conflicts and adheres to the principle of national sovereignty. China's participation in UN peacekeeping operations is a manifestation of China's active multilateral diplomacy and a kind of "creative intervention".

Key words: PRC, UN, diplomacy, preventive measures, peacekeeping operations, Chinese People's Liberation Army (PLA)

FOR CITATION: Nechai A.A. China's Participation in UN Peacekeeping Missions. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 5. Pp. 96-103. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-96-103

ВВЕДЕНИЕ

Организация Объединенных Наций (ООН) - авторитетная международная организация, которая является лучшим местом для практики многосторонних отношений, а также эффективной платформой для коллективных действий по противодействию различным угрозам и вызовам. В Уставе ООН в качестве главной цели организации обозначено поддержание международного мира и безопасности, и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира [1].

Превентивная дипломатия - действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения [2]. Идея превентивной дипломатии была впервые выдвинута Генеральным секретарем Даг Хаммаршёльдом в 1960 г. на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и получила отклик у международного сообщества. Тем не менее, именно его преемник Генеральный секретарь Б.Б. Гали обычно признается исследователями в качестве основоположника превентивной дипломатии. В «Повестке дня для мира: превентивная дипломатия, миростроительство и поддержание мира», опубликованной в 1992 г., Галли дал определение ключевых международных операций и процессов, связанных с превентивной дипломатией: миротворчество - действие, направленное на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашениям, главным образом, при помощи мирных средств, предусмотренных в гл. VI Устава ООН, поддержание мира -необходимость присутствия ООН в районе конфликта, что ранее осуществлялось только с согласия всех заинтересованных сторон и, как правило, было связано с развертыванием военного, полицейского, а нередко и гражданского персонала ООН, миростроительство в постконфликтный период, представляющее собой «концепцию действий по выявлению и поддержке структур, которые могут быть склонны содействовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидива конфликта [3].

Концепция «превентивной дипломатии» была одобрена Советом Безопасности и с тех пор широко вошла

в международную практику. Вопросы превентивной дипломатии поднимались в выступлениях К. Аннана, ими также занимался американский эксперт по международной политике М. Ланд [4] в дальнейшем эта тема была развита в Докладе (2000), составлением которого занималась группы высокого уровня под руководством бывшего премьер-министра Алжира Лахдара Брахими, где был дан всесторонний обзор деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности.

Внедрение и развитие превентивной дипломатии дали международному сообществу новую надежду на уменьшение конфликтов и поддержание мира и безопасности. В качестве нового инструмента разрешения конфликтов превентивная дипломатия открыла перед международным сообществом новые идеи и помогла изучить более эффективные стратегии и методы поддержания мира и безопасности во всем мире в соответствии с новыми характеристиками международной ситуации в области безопасности и стала средством ослабления международной напряженности после окончания «холодной войны». Превентивная дипломатия в определенной степени способствовала международной координации и сотрудничеству.

Китай является одной из четырех стран - основателей ООН. Согласно международному праву, в случае смены режима место Китая в Организации Объединенных Наций должно быть унаследовано Китайской Народной Республикой после 1 октября 1949 г. Однако из-за серьезного препятствия со стороны Соединенных Штатов и других западных стран новый Китай был заблокирован от вхождения в Организацию Объединенных Наций на 22 года. 25 октября 1971 г. 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов окончательно приняла резолюцию 2758, постановив «восстановить Китайскую Народную Республику во всех ее правах, признать представителей ее правительства единственными законными представителями Китая в Организация Объединенных Наций, а также немедленно лишить представителей Чан Кай-ши места, которое они незаконно занимал в Организации Объединенных Наций и во всех связанных с ней учреждениях» [5]. Это важное событие в истории Организации Объединенных Наций оказало большое влияние на эволюцию мироустройства. С этого дня Китай начал многостороннюю дипломатическую работу в Организации Объединенных Наций, и история развития международного права перевернула новую страницу.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧАСТИЯ КНР В МИРОТВОРЧЕСТВЕ

В 1950-х и 1960-х годах Китай был враждебно настроен по отношению к деятельности Организации Объединенных Наций, поскольку рассматривал миротворчество как прикрытие агрессивной политики западных стран в развивающихся странах и как способ контроля локальных конфликтов международного характера. Все 10 миротворческих операций, развернутых ООН в те годы, были расценены как акты империалистической агрессии. В 1965 г. газета «Жэньминь жибао» (АйВ®) опубликовала комментарий, в котором говорилось, что «Организация Объединенных Наций никогда не играла активной роли в защите мира. На самом деле, начиная с послевоенного периода, основные международные вопросы, такие как перемирие в Корее, восстановление мира в Индокитае и мирное урегулирование лаосской проблемы, которые находятся в ведении Организации Объединенных Наций были решены без участия ООН благодаря решительным усилиям народов этих стран. Это полностью доказывает, что соглашения достигаются не за счет опоры на ООН, а за счет избавления от вмешательства ООН» [6]. В 1970-х гг. Китай, будучи новичком на международной арене и не имея достаточного доверия к механизму поддержания мира, все еще настороженно относился к миротворческим операциям ООН и занимал «спокойную и наблюдательную» позицию. В 1980-х гг., в связи с расширением контактов с внешним миров, основываясь на растущем понимании значения вопросов миротворчества, китайское правительство постепенно признало его роль и приняло в нем «ограниченное участие»: на этом этапе были одобрены некоторые миссии, ряд миссий ООН был не одобрен, однако и вето в Совете Безопасности на них наложено не было. В 1981 г. правительство КНР заявило, что «в будущем все операции по поддержанию мира будут проводиться в строгом соответствии с целями и принципами Устава ООН». Хотя эти принципы выражали поддержку Китаем операций по поддержанию мира (ОПМ) ООН, в них также говорилось, что ОПМ должны начинаться только с согласия целевых государств и при условии уважения независимости, суверенитета и целостности государства-реципиента. В сентябре 1988 г. Китай официально подал заявку на членство в Специальном комитете ООН по операциям по поддержанию мира, 6 декабря на 43-я сессии Генеральной Ассамблеи ООН членство Китая было единогласно одобрено. В конце 1989 г. китайское правительство направило в Намибию первый контингент из 20 гражданских наблюдателей для участия в Группе содействия переходному периоду ООН (UNTAG) для оказания помощи в проведении миротворческих операций ООН, чтобы помочь Намибии добиться независимости. С тех пор китайские миротворцы в голубых касках появились в различных зонах конфликтов по всему миру. Китай продолжал выражать свою твердую убежденность в том, что миротворчество должно осуществляться с согласия принимающей страны, с минимальным применением силы и при уважении исключительных полномочий ООН.

После окончания холодной войны и распада биполярной системы, с целью интеграции в мировое

сообщество в новых условиях Китай стал принимать участие в миротворческой деятельности ООН и стал играть важную роль в операциях по поддержанию мира. В апреле 1990 г. Китай впервые направил войска в Организацию Объединенных Наций по наблюдению за соблюдением перемирия. В апреле 1992 г. китайские войска были отправлены к Временной администрации ООН в Камбодже. С тех пор масштабы участия Китая в миротворческих операциях ООН еще больше расширялись, а формы постепенно диверсифицировались.

Следующий этап (1999-2003), начался, когда Китай направил свой контингент в Восточный Тимор. Китай также активно поддерживал сложные миссии в ДР Конго, Сьерра-Леоне, Либерии и Боснии. За исключением своего контингента в ДР Конго, который состоял из 230 человек (инженеров и медицинского персонала), контингенты Китая оставались небольшими и состояли из наблюдателей или полицейских.

Последний этап начался в 2004 г. и продолжается по настоящий момент и связан он со стремительным ростом количества миротворцев из КНР и операций с их участием. Отправив контингент численностью 600 человек в Либерию, Китай почти в три раза увеличил число китайских миротворцев на местах и сделал Китай ведущей страной, предоставляющей войска, среди постоянных членов Совета Безопасности. К 2008 г. Китай стал крупнейшим поставщиком войск среди пяти постоянных членов СБ ООН и стал играть важную роль в мирных процессах. За тридцатилетний период (1990-2020) КНР принимала участие в 25 операциях ООН, 8 из которых продолжаются по настоящее время: Миссия ООН по наблюдению за соблюдением условий перемирия на Ближнем Востоке, миссия ООН в Западной Сахаре, Ливане, Дарфуре, Конго, Южном Судане, Мали и Центральноафриканской республике.

В настоящий КНР момент является вторым крупнейшим поставщиком контингентов для миротворчества ООН [7]. Для сравнения: по состоянию на май 2010 г., Китай занимал 16 место [8]. У Цянь, директор Информационного бюро Министерства национальной обороны, пресс-секретарь Министерства национальной обороны 26 мая заявил на пресс-конференции: «За последние 30 лет китайские военные приняли участие в 25 миротворческих операциях ООН, Китай направил почти 50 000 офицеров и солдат и пожертвовал 16 драгоценными жизнями. В настоящее время в общей сложности 2240 офицеров и солдат нашей армии выполняют задачи в 7 районах миротворческих миссий и Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. В миротворческих операциях ООН китайские вооруженные силы всегда твердо помнили о первоначальном намерении и миссии выполнения обязанностей крупной страны, защиты мира во всем мире и служения строительству сообщества с общим будущим для человечества, и смело шли вперед и продвигались вперед к миру во всем мире» [9].

За последние 30 лет тип миротворцев, направляемых китайскими вооруженными силами, претерпел значительные изменения: от военных наблюдателей до формирования инженерных, медицинских, транспортных, вертолетных, охранных отрядов, пехотных батальонов и других подразделений, а также военных специалистов, таких как штабные офицеры и военные наблюдатели.

Нечай А.А.

ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

Китайские специалисты вовлечены во все формы ключевых процессов, связанных с превентивной дипломатией: миротворчество, поддержание мира и миростроительство. Их действия выражаются в наблюдении за прекращением огня, способствованию стабилизации ситуации, защите гражданских лиц, материально-техническом обеспечении, а также постконфликтном миростроительстве.

Наблюдение за прекращением огня

Цель наблюдения за прекращением огня заключается в обеспечении того, чтобы стороны-участники конфликта выполняли соглашение о прекращении огня, которое является первоначальной функцией операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

По состоянию на август 2020 г. 84 миротворческих военных специалиста были активны в миссиях по поддержанию мира, в основном отвечая за патрулирование и наблюдение, надзором за прекращением огня, переговорами о связи, командованием операциями и организационным планированием [10].

Стабилизация ситуации

Быстрая стабилизация ситуации является предпосылкой для продвижения мирного процесса, главной задачей миротворческой миссии Организации Объединенных Наций и важным направлением расширения функций китайских миротворческих сил в последние годы. Среди различных видов миротворческих отрядов пехотный батальон выполняет такие задачи, как патрулирование, изоляция конфликтов, остановка и противодействие беспорядкам и является основной силой миротворческих операций и «стабилизатором» ситуации в области безопасности.

В январе 2015 г. китайские военные направили пехотный батальон численностью 700 человек для участия в Миссии Организации Объединенных Наций в Южном Судане. За последние пять лет китайская армия направила в Южный Судан 6 групп миротворческих пехотных батальонов [Там же].

Защита гражданских лиц

Защита гражданских лиц также является важной частью операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

12 марта 2017 г. ожесточенные столкновения вспыхнули в южносуданском пограничном городе Йейи, где семь гражданских сотрудников ООН оказались в ловушке в Региональном центре перестрелок. Китайский миротворческий пехотный батальон в Южном Судане быстро направил на помощь 12 офицеров и солдат [Там же].

Материально-техническое обеспечение

Подразделения материально-технического обеспечения, такие как инженерное, транспортное, медицинское обслуживание и вертолеты, играют незаменимую и важную роль в миротворческих операциях ООН.

За последние 30 лет китайская армия направила 111 инженерных отрядов и 25 768 человек в 8 районов

миротворческих миссий в Камбодже, Демократической Республике Конго (ДРК), Либерии, Судане, Ливане, Дарфуре, Южном Судане и Мали, восстановила в общей сложности более 17 000 километров новых дорог и более 300 мостов и выполнила большое количество задач инженерного характера, таких как выравнивание объектов, ремонт аэропортов, строительство зданий и укреплений. Она направила 27 транспортных подразделений численностью 5164 человека в два района миссии в Либерии и Судане, перевезя более 1,2 миллиона тонн материалов и оборудования и в общей сложности более 13 миллионов километров транспорта, направила 4259 медицинских отрядов из 85 групп в шесть районов миссии в Демократической Республике Конго (ДРК), Либерии, Судане, Ливане, Южном Судане и Мали, в общей сложности более 246 000 пациентов и раненых; и 420 вертолетных отрядов были отправлены в Дарфур, Судан, осуществив перевозку 10 410 человек и более 480 тонн материалов.

За последние 30 лет миротворческие силы Китая совместно с международными гуманитарными учреждениями активно участвовали в расселении беженцев, строительстве лагерей для беженцев, ликвидации последствий стихийных бедствий.

В апреле 2020 г. в районе Увиры на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) вспыхнуло редкое наводнение, и безопасность жизни и имущества людей оказалась под серьезной угрозой, а китайскому инженерному отряду было приказано срочно укрепить набережную, отремонтировать разрушенный мост и эффективно защитить безопасность местного населения, с чем они успешно справились [Там же].

В документах ООН постоянно подчеркивается значимость своевременной и последовательной финансовой поддержки, направленной на успешное функционирования аппарата превентивных мер [11]. В целях оказания поддержки африканским странам в улучшении их миротворческого потенциала и поддержания стабильности китайские вооруженные силы оказали региону безвозмездную помощь в размере 100 миллионов долларов США и поддержали создание постоянного контингента полицейских и воинских подразделений быстрого реагирования в кризисных ситуациях [10].

Кроме того, в ходе серии саммитов, посвященных 70-й годовщине основания Организации Объединенных Наций, председатель Си Цзиньпин объявил о создании Фонда мира и развития Организации Объединенных Наций для поддержки работы Организации Объединенных Наций, содействия многостороннему сотрудничеству и внесения нового вклада в мир и развитие во всем мире. В соответствии с вышеупомянутой инициативой Китай и Организация Объединенных Наций договорились о том, что Китай предоставит Организации 200 миллионов долларов [12].

Постконфликтное миростроительство

Постконфликтное миростроительство подразумевает под собой деятельность, направленную на устранение причин конфликта и создания условий для возвращения к нормальной жизни.

Китайские миротворческие силы активно участвуют в процессе послевоенного восстановления гарнизонов, выполняют такие задачи, как оказание помощи

в строительстве важной инфраструктуры, оказании помощи в наблюдении за выборами, подготовке медицинского персонала и охране окружающей среды, что получает положительную оценку со стороны правительств и народов принимающих стран.

Суданский регион Дарфур расположеный на краю пустыни, является одним из крайне бедных водой районов мира, в период с 2007 по 2013 гг. офицеры и солдаты китайского инженерного отряда по водоснабжению преодолели множество трудностей и последовательно пробурили 14 скважин в местном районе, эффективно решив проблемы питьевой воды у местного населения [10].

ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ УЧАСТИЯ КНР В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН

Наряду с идеологическими и политическими причинами, по которым Китай не принимал участие в миротворческих операциях ООН на начальном этапе, о которых было сказано выше, Китай был слаборазвитой страной и у него не было ресурсов для подготовки, оснащения и развертывания миротворцев. Только его беспрецедентный экономический рост позволил Китаю создать возможности, необходимые для операций по поддержанию мира.

Изменение позиции Китая от «решительной оппозиции» к «ограниченному принятию» имеет под собой два важных основания. С тех пор как в 1988 г. миротворчество было удостоено Нобелевской премии мира, страны стали рассматривать участие в миротворческих операциях как свой вклад в международные дела и демонстрацию собственного статуса. Из чего становится очевидным, что позитивное отношение Китая к участию в миротворческих операциях тесно связано с усилением роли ООН в мире. С момента начала проведения реформ и открытости (с 1978 г.) международная стратегия Китая изменилась от идеологической конфронтации к независимой и мирной внешней политике, а интересы безопасности Китая изменились с акцента на классовой борьбе на акцент на экономическом строительстве и политической безопасности. Смена приоритетов в сфере безопасности повысила готовность Китая участвовать в миротворческих операциях ООН. Поддержка Китаем миротворчества в начале 1990-х гг., включая поддержку более радикальных миротворческих операций, таких как ЮНОСОМ II, была гибкой корректировкой, чтобы избежать международной изоляции, с целью возможности продолжения проведения реформ и открытости и интеграции в международное сообщество. Именно по этой причине Китай был вынужден признать принципы и философию миротворчества ООН. В это время произошло изменение восприятия Китая международным сообществом: повышение престижа Китая как миротворца послужило цели выхода из международной изоляции, в которой Китай оказался в после событий на площади Тяньань-мэнь в 1989 г. [13: 23].

После начала проведения политики реформ и открытости, с быстрым экономическим и технологическим развитием Китая и улучшением его международного статуса, подъем Китая стал тем фактом,

который уже было нельзя игнорировать. Этот подъем потребовал от китайского правительства переосмысления своей международной миссии и соответствующих ей международных обязательств. В связи с этим в 2005 г. предыдущий Председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул концепцию «гармоничного мира» Два основных значения этой концепции: прочный мир и всеобщее процветание. Участие в миротворческих операциях способствует построению «гармоничного мира». Его преемник, нынешний председатель КНР, Си Цзиньпин (5ЙТ) в сентябре 2015 г. принял участие в Саммите ООН по поддержанию мира и выступил с речью по поддержке и совершенствованию операций ООН по поддержанию мира. В январе 2017 г. он выступил с программной речью на встрече высокого уровня в штаб-квартире ООН в Женеве, раскрыв концепцию Сообщества единой судьбы человечества. Нарратив об ответственной власти, мирном подъеме и гармоничном мире демонстрирует, что Китай превращался в более уверенную в себе страну, готовую взять на себя международную ответственность в соответствии со своей экономической мощью.

Безусловно активное участие Китая в миротворческой деятельности ООН продиктовано желанием выглядеть ответственной мировой державой. Однако, если рассматривать более широкие внешнеполитические цели в этот период, то поведение в качестве ответственной державы было для Китая скорее стратегией, чем мотивацией [4: 3]: участие Китая в миротворчестве является эффективным способом развеять теорию «китайской угрозы». Для решения своих внутриполитических задач Китай вынужден использовать инструменты международной политики для формирования положительного имиджа государства и, как следствие, лоялизации стран-сторонников [15: 190].

Некоторые исследователи ставят под сомнение то, что в миротворчестве Китай просто взял на себя роль «ответственной державы». Например, по мнению Фэн Кан Юня, истинная причина участия в миротворческих операциях ООН это получение собственных выгод, так как оно позволяет Китаю формировать дискурс внешней политики и политики безопасности с точки зрения собственной выгоды. [16: 286] Некоторые исследователи склонны полагать, что «участие Китая в миротворческих операциях - это пиар-победа для Китая, которая контрастирует с давними негативными комментариями о внешней политике Китая в западных СМИ» [6].

Участвуя в миротворческих операциях ООН, Китай имеет больше шансов претендовать на высокие посты в ООН; или, отправляя миротворцев восстанавливать инфраструктуру, создать благоприятную среду для выстраивания двусторонних отношений. Основной частью стран-реципиентов китайской гуманитарной помощи являются страны африканского континента. На это может быть несколько причин: этическая, политическая и экономическая. Еще Мао Цзэдун (ФЗЖ) говорил: «Когда пьешь воду, не надо забывать о том, кто вырыл колодец». Именно благодаря голосам представителей стран африканского континента Китаю удалось восстановить свое законное место в ООН. Кроме того, 54 из 193 стран - участниц ООН -

Нечай А.А.

африканские страны. Их голос зачастую является решающим. А это означает, что, получив поддержку стран африканского региона, Китай может потенциально заручиться поддержкой четверти членов ООН. Это раскрывает политическую заинтересованность Китая в Африке. С экономической точки зрения высокая потребность в ресурсах и наличие большого числа ресурсоемких производств вынуждает КНР экспанси-роваться. В этой связи Африка - с ее богатыми, но плохо освоенными природными ресурсами - выглядит как идеальный партнер для КНР [15: 190].Однако обратим внимание на тот факт, что вопреки распространенному мнению, участие Китая в миротворчестве может быть не связано напрямую с его быстро растущими экономическими интересами в Африке и других регионах. Китайские миротворцы развернуты пропорционально в тех же регионах мира, что и миротворцы ООН. В конце 2018 г, 80% миротворцев ООН и 80% китайских миротворцев базировались в Африке. [13: 33] Из 29 миротворческих миссий, в которых Китай участвовал с 1990 года (включая текущие), 15 были в Африке, что составляет примерно 52% от общего числа миссий [4: 4]. Исходя из общей пропорции и распределения китайских миротворцев, нельзя установить прямую связь между экономическими интересами Китая и его миротворческой деятельностью в Африке, однако очевидно, что миротворчество может служить более широким интересам Пекина, поскольку мир и стабильность в данном регионе будут способствовать защите китайских инвестиций и развитию торговли, а также защитить китайскую диаспору в странах африканского континента.

Участие в миротворческих операциях ООН может принести Китаю и другие реальные выгоды. Например, повысить профессионализм его военных и полиции. Направляя миротворцев, НОАК получает возможность ознакомиться с оперативной обстановкой заграницей. Демонстрация возможностей китайских вооруженных сил за рубежом может играть роль сдерживающего фактора. Более того, участие в миротворческих операциях может усилить «мягкую силу» страны и улучшить ее имидж на международной арене.

С увеличением роли Китая, вероятно, что ООН будет все чаще закупать китайские технологии и оборудование, что сулит Китаю определенные экономические выгоды. Китай предложил ООН широкий спектр оборудования и технологий, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА), радары наземного наблюдения, инфракрасные камеры, системы защиты от БПЛА, технологии «контроля доступа» для повышения безопасности, радары для обнаружения малогабаритного оружия, коммуникационные сети, а также легкобронированные, транспортные и медицинские машины [13: 58].

Видеть собственные интересы в обеспечении глобального общественного блага является важной частью мотивации страны присоединиться к усилиям по поддержанию мира. Таким образом, стимул Китая увеличить свой вклад в миротворческие миссии ООН следует рассматривать и в контексте его роста как глобальной экономической и военной державы, и в контексте его меняющихся интересов на этом пути [4: 5].

УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ МИРОТВОРЧЕСТВА

Китай значительно расширил свое практическое участие в миротворчестве и выработал гибкий подход к сложным задачам современного миростроительства, однако его акцент на уважении государственного суверенитета и на важности СБ ООН как единственного органа легитимации ОПМ не изменился. Отдельного внимания заслуживает приверженность Китая принципу суверенитета в вопросе его участия в миротворческих операциях. Китай придерживается Пяти принципов мирного сосуществования в качестве основополагающих принципов с момента их провозглашения в 1954 г., эти принципы считаются краеугольным камнем в выстраивании дипломатических отношений с другими странами. Первым из Пяти принципов является взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета. По мнению политолога Гилла Бейтса, бывшего директора Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), приверженность Китая принципу суверенитета отражается в его твердом уважении к воле сторон [17: 12]. Например, в 2008 г. Китай возражал против вмешательства Совета Безопасности в дела Мьянмы на том основании, что это было сделано против воли принимающей страны. Однако Китай активно поддерживает миссии по оказанию гуманитарной помощи: например, в 1992 г. Китай направил бригаду инженеров в Камбоджу для оказания помощи в строительстве страны, в 2000 г. - в Восточный Тимор, а в 2003 г. - в Конго (ДРК). Это признание международного гуманитарного духа способствовало ослаблению Китаем принципа абсолютного суверенитета.

КНР выступает за равноправные консультации и урегулирование конфликтов в рамках ООН и против односторонних действий любой страны, нарушающих суверенитет других стран.

Китайская культура и китайский менталитет не подразумевают силового вмешательства - только разумное и творческое вмешательство, основанное на уважении региона с учетом воли народа. Так называемое «творческое вмешательство» заключается в установлении причин конфликта и поиске конструктивного, мудрого способа разрешения кризиса, решения проблемы, при этом заставляя участников конфликта чувствовать, что процесс решения, в целом, является приемлемым [18]. Перед созданием миротворческой миссии в суданском регионе Дарфур китайское правительство убедило правительство страны разрешить ввод миротворцев путем дипломатических переговоров. Использование силы признается только в качестве крайней меры.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать, что превентивная дипломатия не утрачивает своей актуальности и становится все более востребованной в современном мире. Во многих случаях она позволяет сохранять жизнь людей, а также защищать успехи, достигнутые в области развития. Превентивная дипломатия сегодня является одним из основополагающих инструментов в предупреждении межгосударственных конфликтов.

В настоящий КНР момент является вторым крупнейшим поставщиком контингентов для миротворчества ООН после США. Китайские миротворцы являются «новыми послами» в продвижении китайской дипломатии. По мере роста всеобъемлющей мощи Китая и усиления его роли в глобальном управлении, он постепенно перешел от роли «участника международных норм» к роли «разработчика правил».

Причины и мотивы участия в операциях по поддержанию мира для Китая это сочетание «жестких» национальных интересов (получение практического боевого опыта, защита зарубежных инвестиций, демонстрация военных мощностей за рубежом, что может играть роль сдерживающего фактора) и «мягких» факторов (укрепление миротворчества, формирование имиджа великой ответственной державы, возможность опровергнуть «теорию китайской угрозы»). Вышеперечисленные мотивы не исключают друг друга, а скорее являются взаимодополняющими.

Китай очень осторожно относится к применению силы и принудительному поддержанию мира и поощряет использование политических и дипломатических средств. Отличительной особенностью

ЛИТЕРАТУРА

1. Устав ООН. Гл. 1: Цели и принципы. URL: https://www. un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-1 (дата обращения: 15.08.2022).

2. Справочник по практике Совета Безопасности. Дополнение за 1989-1992 годы. URL: https://www.un.org/securi-tycouncil/sites/www.un.org.securitycouncil/files/89-92_08_ agenda_peace.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

3. Превентивная дипломатия и посредничество. URL: https:// unrcca.unmissions.org/sites/default/files/9-unrcca_hand-out_preventive_diplomacy_rus_2020.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

4. Lund M.S. Concept, tools and targets. In: Lund M.S. Preventing violent conflicts. A strategy for preventive diplomacy. M.S. Lund (ed.). Washington, DC: United States University of Peace Press, 2001. Pp. 31-49.

5. Организация Объединенных Наций. Генеральная ассамблея. Двадцать шестая сессия. Официальные отчеты. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/ NR0/330/82/IMG/NR033082.pdf?OpenElement (дата обращения: 17.08.2022).

6. Чжао Лэй. На миротворческой сцене: Китай - ответственная держава // Китайский отчет. 2010 год. №2 ШШ

// Фажж. 2010 ш 2 щ.

URL: https://www.legal-tools.org/doc/4d6bbd/pdf/ (дата обращения: 20.08.2022).

7. Операции ООН по поддержанию мира. Китай. URL: https:// peacekeeping.un.org/ru/china (дата обращения: 17.08.2022).

8. Зародов И.А. Миротворческая деятельность Китая в системе ООН. // Китай в мировой и региональной политике. 2010. №15. С. 173-184

9. Ли Мэн. Китайские «голубые каски» стали ключевой силой в поддержании мира в ООН [^ВД.

URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-05/26/ content_5692499.htm (дата обращения: 16.08.2022).

10. 30 лет участия китайских военных в миротворческих операциях ООН. Белая книга (полный текст), 09.2020 // Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики [^ЩЩкФШШаШШШ^

URL: http://www.scio.gov.cn/ zfbps/32832/Document/1687750/1687750.htm (дата обращения: 11.08.2022).

11. Заявление Председателя Совета Безопасности «Поддержание международного мира и безопасности: оптимизация использования инструментов превентивной дипломатии: перспективы и проблемы в Африке» S/PRST/2010/14.

китайского миротворчества является уважение суверенитета других стран - первый принцип мирного сосуществования.

Что касается зон миротворчества, где принимает участие КНР, то они, в основном, дислоцируются в районах, имеющих для Китая стратегически большое значение. В настоящий момент это страны африканского континента. Однако отметим, что Китай размещает своих миротворцев в соответствии с запросом ООН, а не в соответствии с конкретными национальными интересами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В то время как западные страны продолжают сокращать или уменьшать количество миротворцев, участие Китая в миротворческих операциях восполняет этот пробел и играет жизненно важную роль в обеспечении эффективности миротворческих операций ООН. Учитывая растущий вес КНР в глобальных делах и его финансовые возможности, весьма вероятно, что значение Китая в ООН и его влияние на миротворчество будет только увеличиваться.

REFERENCES

1. United Nations. Chapter 1: Purposes and principles. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-1 (data of accesses: 15.08.2022).

2. Handbook of Security Council practice. 1989-1992 supplement. URL: https://www.un.org/securitycouncil/sites/Www.un.org. securitycouncil/files/89-92_08_agenda_peace.pdf (data of accesses: 15.08.2022).

3. Preventive diplomacy and mediation. URL: https://unrcca. unmissions.org/sites/default/files/9-unrcca_handout_ preventive_diplomacy_rus_2020.pdf (data of accesses: 15.08.2022).

4. Lund M.S. Concept, tools and targets. In: Lund M.S. Preventing violent conflicts. A strategy for preventive diplomacy. M.S. Lund (ed.). Washington, DC: United States University of Peace Press, 2001. Pp. 31-49.

5. United Nations. General Assembly. Twenty-sixth session. Official records. URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/330/82/IMG/NR033082.pdf? OpenElement (data of accesses: 17.08.2022).

6. Zhao Lei. On peacemaking stage: China - responsible power. China Report. 2010. No. 2. URL: https://www.legal-tools.org/ doc/4d6bbd/pdf/ (data of accesses: 20.08.2022).

7. UN peacekeeping operations. China. URL: https:// peacekeeping.un.org/ru/china (data of accesses: 17.08.2022).

8. ZarodovI.A. China's peacekeeping activities in the UN system. China intheWorldandRegionalPolitics. 2010.No.15.Pp. 173-184. (In Rus.)

9. Li Meng. Chinese Blue Helmets have become a key force in UN peacekeeping. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2022-05/26/ content_5692499.htm (data of accesses: 16.08.2022).

10. 30 Years of Chinese military participation in UN peacekeeping operations. White Paper (full text). Information Office of the State Council of the People's Republic of China. 09.2020. URL: http:// www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1687750/1687750. htm (data of accesses: 11.08.2022).

11. Statement by the President of the Security Council on "Maintenance of international peace and security: Optimizing the use of preventive diplomacy instruments: Prospects and challenges in Africa" S/PRST/2010/14. 16.07.2010. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N10/454/34/PDF/N1045434.pdf?0penElement (data of accesses: 12.04.2022).

Нечай А.А.

16.07.2010. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N10/454/34/PDF/N1045434.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.04.2022).

12. Китай и ООН подписали соглашение о создании фонда мира и развития // Xinhua. 07.05.2016 [ФИ^КпИ^Шй: Ä^S-lfü-SfW^SSä^tt-Kj. URL: http://xinhuanet. com/world/2016-05/07/c_128965151.htm (дата обращения: 20.08.2022).

13. Zürcher Ch. 30 years of Chinese peacekeeping. Centre for International Policy Studies report (January 2019). URL: https:// www.cips-cepi.ca/wp-content/uploads/2019/01/30Yearsof ChinesePeacekeeping-FINAL-Jan23-1.pdf (data of accesses: 22.08.2022).

14. Songying Fang, Xiaojun Li, Fanglu Sun. Changing motivations in Chinas UN peacekeeping. February 3, 2018. URL: https:// www.researchgate.net/publication/323561817 (data of accesses: 22.08.2022).

15. Галахина А.К., Нечай А.А. Обзор программ гуманитарной помощи КНР странам Африки // Актуальные проблемы современной политической науки. 2021. № 16. С. 188-196.

16. Richardson C.J. A responsible power? China and the UN peacekeeping regime // International Peacekeeping. Issue 3: China's Evolving Approach to Peacekeeping. 2011. Vol. 18. Pp. 286-297.

17. GillB., Chin-hao Huang. China's expanding role in peacekeeping. Prospects and policy implications. 25.11.2009. 37 p. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/files/PP/SIPRIPP25. pdf (data of accesses: 22.08.2022).

18. Дин Цзилинь, Лянь Сижуй. Ван Ичжоу: «Творческое вмешательство» усиливает дипломатическую мягкую силу Китая // Мир финансов и экономики. 03.02.2012

Ш. "ЁШ'Й^ЛИ^Фа^Й^А // URL:

https://www.sis.pku.edu.cn/news64/1302380.htm (дата обращения: 19.08.2022).

12. China and UN signed agreement to establish peace and development fund. Xinhua. 07.05.2016. URL: http://xinhuanet. com/world/2016-05/07/c_128965151.htm (data of accesses: 20.08.2022).

13. Zürcher Ch. 30 years of Chinese peacekeeping. Centre for International Policy Studies report (January 2019). URL: https://www.cips-cepi.ca/wp-content/uploads/2019/01/30Y earsofChinesePeacekeeping-FINAL-Jan23-1.pdf (data of accesses: 22.08.2022).

14. Songying Fang, Xiaojun Li, Fanglu Sun. Changing motivations in Chinas UN peacekeeping. February 3, 2018. URL: https:// www.researchgate.net/publication/323561817 (data of accesses: 22.08.2022).

15. Galakhina A.K., Nechai A.A. Review of China's humanitarian aid programs to Africa. Actual Problems of Contemporary Political Science. 2021. No. 16. Pp. 188-196. (In Rus.)

16. Richardson C.J. A responsible power? China and the UN peacekeeping regime. International Peacekeeping. Issue 3: China's Evolving Approach to Peacekeeping. 2011. Vol. 18. Pp. 286-297.

17. Gill B., Chin-hao Huang. China's expanding role in peacekeeping. Prospects and policy implications. 25.11.2009. 37 p. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/files/PP/SIPRIPP25. pdf (data of accesses: 22.08.2022).

18. Ding Jilin, Lian Xizhui. Wang Yizhou: "Creative Intervention" strengthens China's diplomatic soft power. World of Finance and Economics. 03.02.2012. URL: https://www. sis.pku.edu.cn/ news64/1302380.htm (data of accesses: 19.08.2022).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 88,09% Рецензент: Погодин С.Н., доктор исторических наук, профессор; директор ВШМО Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого

Статья поступила в редакцию 25.08.2022, принята к публикации 26.10.2022 The article was received on 25.08.2022, accepted for publication 26.10.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нечай Александра Александровна, старший преподаватель ВШМО Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. SPIN-код: 6765-9909; ORCHID ID: https://orcid.org/0000-0001-7068-0185; E-mail: alek sandranechai @ gmail. com

ABOUT THE AUTHOR

Aleksandra A. Nechai, senior lecturer, Saint-Petersburg Peter the Great Polytechnic University. Saint-Petersburg, Russian Federation. SPIN-Kog: 6765-9909; ORCHID ID: https:// orcid.org/0000-0001-7068-0185; E-mail: aleksandranechai @gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.