Участие Китайской Народной Республики в миротворческой деятельности ООН как
элемент мягкой силы
The participation of the People's Republic of China in UN peacekeeping as an element of soft
power
Лавренцова А. Ю.
Студент 4 курса, Факультет Международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет,
РФ, Санкт-Петербург e-mail: alyonalav@outlook. com
Lavrentsova Alyona
4th year student, Faculty of International relations, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg e-mail: alyonalav@outlook. com
Аннотация.
В статье рассматриваются этапы вовлечения и вклад Китайской Народной Республики в миротворческую деятельность ООН. Особое место в статье отведено анализу того, как участие в деятельности по поддержанию мира сказывается на восприятии КНР мировым сообществом. Автор доказывает, что руководство КНР использует участие в миротворческой деятельность ООН в качестве элемента «мягкой силы». В связи с возрастающим значением концепции «мягкой силы» и трансформацией современных международных отношений актуальность представленной темы исследования весьма велика.
Annotation.
The article discusses the stages of involvement and contribution of the People's Republic of China to UN peacekeeping. A special place in the article is devoted to the analysis of how participation in peacekeeping activities affects the perception of the PRC by the world community. The author argues that the PRC leadership uses participation in UN peacekeeping as an element of "soft power". Due to the growing importance of the concept of "soft power" and the transformation of modern international relations, the relevance of the research topic is very high.
Ключевые слова: ООН, мягкая сила, миротворческая деятельность, КНР, НОАК, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпин.
Kew words: UN, soft power, peacekeeping, People's Republic of China, PLA, Hu Jintao, Xi Jinping.
В нашей статье будут рассмотрены аспекты внешнеполитического курса Китайской Народной Республики и отношение китайского руководства к миротворческим операциям Организации Объединенных Наций. Мы будем исследовать степень вовлеченности КНР в деятельность ООН по поддержанию мира в период с начала учреждения миротворческих миссий по настоящее время, а также будем выявлять потенциал развития «мягкой силы» КНР в контексте ее вклада в миротворческую деятельность. Кроме того, в статье будет прослежена связь изменения в содержании, направлениях и методах реализации Китаем миротворческой деятельности ООН и смены ориентации Пекина на концепцию «мягкой силы».
Сегодня сложно себе представить мир без той помощи, которую оказывает ООН и ее миротворческие
операции в сфере сохранения безопасности мира и защиты прав человека. Первоначально изолированный
коммунистический Китай, не получивший представительство в ООН и формировавший свою политику в рамках
конфронтации, постепенно эволюционировал в относительно открытую систему. Претерпев изменения в своем
подходе к участию в деятельности организации, КНР стала мировым геополитическим центром с большим
числом потенциальных партнеров. Параллельно с экономическим ростом усиливалась и политическая роль КНР
в системе международных отношений. Китай становился все более активным участником различных
355
международных организаций с целью повышения своего влияния и значимости, а также демонстрации своей ответственности в сфере решения общемировых проблем. Группу приоритетных и ключевых организаций, безусловно, возглавила ООН. Важно заметить, что в современном мире с постоянно растущим числом «горячих точек» и появлением новых вызовов и угроз одним из ключевых факторов сохранения стабильности является подчеркнуто твердая позиция Китая, связанная с курсом на повышение роли миротворческих операций ООН.
Особенно важно подчеркнуть, что ориентиры и принципы внешней политики КНР, имеют многовековую китаецентричную направленность, включающую понятия о равноправии в развитии и приоритете сотрудничества, а также включают «мягкую силу» как основной элемент внешнеполитического успеха. В современных реалиях международных отношений «мягкая сила», действительно, является одним из наиболее эффективных средств реализации и продвижения внешней политики государства. В международном измерении руководство КНР отводит «мягкой силе» особую роль в повышении авторитета государства и закреплении за ним статуса великой державы. «Мягкая сила» призвана решать имеющиеся проблемы мирным путем, при этом уважая суверенитет и территориальную целостность других государств. Стоит сказать, что участие в международных организациях и содействие миротворчеству является составной частью «мягкой силы».
Международная активность Китая , действительно, в наибольшей степени проявляется в расширении участия в миротворческой деятельности ООН. Подтверждением тому может служить факт постоянного увеличения числа китайских миротворцев, хотя, изначально Китайское правительство с осторожностью подходило к миссиям ООН по поддержанию мира. Официальное отношение Китая к миротворческим механизмам было настороженное. ООН было учреждено три миротворческих операции по поддержанию мира на Ближнем Востоке в течение 1970-х гг., но во всех случаях Китайская делегация при голосовании в Совете Безопасности воздерживалась. Что более примечательно, Китай отказывалась финансировать операции как только что учрежденные, так и уже длительно существующие. Пекин был обеспокоен тем, что так называемые «голубые каски» могут быть использованы для вмешательства во внутренние дела государств и поэтому длительный период времени активность Китая в области миротворчества была минимальна. Большую роль в вопросе участия в операциях по поддержанию мира сыграли и отсутствие дипломатического опыта работы в крупных международных организациях, и ограниченность ресурсов. Изменения произошли в 1980-х гг. тогда же, когда поменялись акценты внешней политики КНР. Подобный поворот в отношении к миротворчеству зачастую объясняется приходом к власти в стране Дэн Сяопина. Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и стали основополагающими элементами позиции Китая в установлении дружественных отношений с государствами мира. Китай более не рассматривал присутствие иностранных военных на территории другого государства как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела. То есть изменился сам взгляд китайского руководства на суверенитет и интервенцию. Вместе с тем, одним из важных, но неофициальных факторов, повлиявших на изменения подхода Китая, являлся широкий спектр интересов Китая в странах, в которых проводились миротворческие операции, прежде всего, в государствах африканского континента. Китай приступил к активному вовлечению в миротворческие процессы ООН для того, чтобы заручиться положительным внешнеполитическим имиджем, интегрировать Китай в международные дела и обрести статус ответственной мировой державы.
С 1981 г. КНР начала принимать участие в обсуждениях, связанных с миротворческими миссиями и все чаще поддерживать американскую позицию при принятии значимых резолюций по конфликтным ситуациям. В этом же году Китай впервые принял участие в голосовании СБ ООН по миротворчеству, поддержав резолюцию 495, которая продлевала мандат Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре [1]. В сентябре 1982 г.
на национальном съезде КПК было заявлено о необходимости участия в многосторонней дипломатии и сотрудничестве [2]. С этого же года Китай стал выплачивать взносы в фонд ООН по миротворческим операциям. В 1988 г. китайские представители появились в специальном комитете, важном консультативном органе, по миротворческим миссиям, деятельность которого затрагивала обсуждение различных организационных аспектов операций по поддержанию мира. Отправка 20 военных наблюдателей для участия в операции в Намибии в 1989 г. в полной мере свидетельствовала о серьезном намерении Китая стать активным участником миротворческих операций ООН. Все вышеописанные события можно отнести к первому этапу 1981-1990 гг. процесса вовлечения КНР в миротворческую деятельность ООН - формальному признанию Пекином операций ООН по поддержанию мира.
Второй этап 1990-2003 гг. характеризуется невоенным участием в миротворческих операциях. С самого начала 1990-х гг. заинтересованность КНР к миссиям ООН увеличивалась. В апреле 1990 г. пять китайских наблюдателей были присоединены к старейшей наблюдательной миссии ООН на Ближнем Востоке. Это событие стало знаменательным для миротворческого досье Китая, так как впервые силы НОАК приняли участие в миссиях ООН. После этого в 1992-1993 гг., Китай выделил две группы, в состав которых вошли 800 инженеров, для Временного органа ООН в Камбодже, тем самым ознаменовав первую отправку военнослужащих для нужд операций. Отправив военнослужащих в один из самых важных для Китая регионов, правительству удалось улучшить имидж страны в мировом сообществе и содействовать укреплению связей с государствам с АСЕАН, которые сыграли действительно большую роль в проведении операции. В 2001 г. в Министерстве национальной обороны КНР был сформирован Департамент по миротворческой деятельности, в обязанности которого входило осуществление координации участия НОАК в миротворческих операциях. В 2002 г. Пекин стал членом Системы резервных соглашений ООН первого класса. Согласно условиям данного соглашения, Народно-освободительная армия Китая должна была предоставить для резерва операций по поддержанию мира один саперный батальон и госпиталь. Описанные в соглашениях ресурсы остаются на резервном хранении на территории государств-членов, а в случае возникновения непредвиденных ситуаций резервные ресурсы запрашиваются Генеральным секретарем ООН и в срочном порядке высылаются для нужд либо новых миротворческих миссий либо уже существующих. Министерство обороны направило в резерве инженерный батальон, 25 медиков, а также были заключены специальные соглашения с некоторыми транспортными компаниями для организации переброски китайских миротворцев.
Третий этап с 2003 г. по настоящее время можно охарактеризовать как непосредственное участие Китая в миротворческих миссиях и качественное повышения уровня. Данному периоду присуще крайне резкое увеличение количества китайских миротворцев и операций с их участием. В апреле 2003 г. для участия в Миссии в Демократической Республике Конго Китаем было сформировано и отправлено шесть саперных и медицинских групп, общая численность которых достигла 1 308 человек [3]. В миссию ООН в Либерии в декабре 2003 г. были направлены 5 инженерных, медицинских, а также транспортных групп общей численностью 2790 человек. Кажется показательным тот факт, что резкий скачок в количественном росте китайских миротворцев совпал с процессом смены руководства страны. Именно в 2003 г. Ху Цзиньтао стал Председателем КНР, после чего количество китайских миротворцев увеличилось в 3 раза (с 111 человек в марте до 329 - в апреле), и КНР переместилась с 44-го на 27-е место в списке доноров миротворческих операций ООН. Новый политический лидер с самого начала своего председательства выдвинул курс на усиление международного влияния Китая. В том же 2003 г. была провозглашена концепция «мирного возвышения Китая» с целью повысить статус страны на мировой арене. Вышеупомянутая концепция должна была показать, что стремительный экономический взлет и
растущая мощь КНР не нанесут вред окружающим ее странам. Председатель хотел адаптировать имидж сильного Китая в современные международные реалии. А с помощью миротворческих операций Китай получал возможность косвенно влиять на государства-участники, обрести иностранный опыт, использовать платформу организации для демонстрации стремления к миру и стабильности. Несмотря на то, что вскоре понятие «мирное возвышение» было изъято из официального употребления из-за возникших разногласий и опасений международного сообщества и было заменено на концепцию «политики мягкой силы», тенденция к расширению деятельности КНР в миротворчестве лишь усиливалась. В октябре 2004 г. на Гаити для проведения миротворческой операции ООН КНР отправил контингент из 125 человек [3]. В апреле 2006 г. во Временные силы ООН в Ливане прибыл китайский контингент общей численностью 517 человек [3]. С мая 2006 г. в Миссию ООН в Судане было откомандировано около 870 китайских военнослужащих [3]. С 2007 г. Пекин начал делать взносы в фонд ООН по миростроительству, который финансирует проекты, направленные на восстановление после завершения конфликтных ситуаций социально-политических структур. В 2009 г. недалеко от Пекина был создан миротворческий центр Министерства обороны КНР, деятельность которого заключалась в обучении персонала и обмена опытом в сфере миротворчества [4].
Кажется действительно важным отметить, что в 2008 г. во время своего первого визита в Китай Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун дал положительную оценку все возрастающей роли Китая в миротворческом деле и заявил: «Вы являетесь одними из ведущих стран-членов ООН, а теперь вы входите в первую десятку стран-доноров операций по поддержанию мира. Китай должен подняться в этом списке еще выше, если мы хотим давать достойный отпор все усиливающимся глобальным вызовам» [5]. Таким образом, Генеральный секретарь указал не просто на возможность, а даже на необходимость дальнейшего усиления китайских миротворческих сил в операциях по поддержанию мира. Для наращивания сил он порекомендовал привести в соответствие уровень политического и экономического влияния страны с уровнем предоставляемых фондов и миротворцев для основных миссий. Вовлечение Пекина в миротворческую деятельность ООН предоставляет актуальную возможность сотрудничества для мирового сообщества с Китаем по вопросам глобальной безопасности. Самое главное, что желание и намерения дальнейшего наращивания потенциала со стороны китайского руководства в деле миротворчества повышает ответственность самого Китая в области поддержания безопасности и делает его более предсказуемым игроком, что позволяет другим странами выстраивать отношения с Китаем на более доверительной основе. Миротворческая активность Пекина повысила эффективность многосторонних операций ООН по поддержанию мира.
В настоящий момент времени Китай является чрезвычайно важным партнером по участию в операциях по поддержанию мира и на то есть свои причины: абсолютная и относительная экономической мощь, политический вес страны, возрастающий военный потенциал и накопленный авторитет среди развивающихся стран. По словам одного из китайских ученых Кортни Фунг, участие Китая в миротворческой деятельности основано на желании быть в полной мере воспринимаемым в качестве великой державы и при этом на желании выступать союзником развивающихся стран [6]. По нашему мнению, активное участие в миротворческих операциях в действительности дает Китаю ряд стратегических преимуществ: повышение международного статуса Китая, улучшение имиджа страны и повышение его влияния в системе ООН. Кроме того, миротворчество предоставляет возможность силам безопасности КНР повышать квалификацию и навыки, заимствовать тактические методы и опыт зарубежных партнеров, тренироваться в «операциях вне условий войны» и на стратегически важных объектах. У КНР появляется возможность значительно влиять на процесс принятия решений, особенно тех, которые затрагивают дела миростроительства на африканском континента. Китайское
руководство подчеркивает свою позитивную глобальную роль и намерение укрепить экономическое и политическое партнерство со всеми странами ООН.
По состоянию на 31 марта 2019 г. Китай, участвуя в девяти миротворческих миссиях ООН, является вторым крупнейшим поставщиком контингентов и предоставляет около 2500 миротворцев, включающих военный персонал, гражданских полицейских и военных наблюдателей [7]. Китайское руководство командирует больше военных, полицейских и наблюдателей, чем любой другой постоянный член Совета Безопасности ООН. Около 70-75% китайских миротворцев задействовано в операциях на Африканском континенте, что в целом отражает современные приоритеты миротворческой деятельности [5]. Китай также является второй страной ООН по объему вложения средств в бюджет на поддержание мира и выплачивает чуть более 10%. Стоит подчеркнуть, что Пекин всегда полностью и своевременно выплачивает свои ежегодные взносы и призывает другие страны, которые в состоянии выплатить их, делать то же самое в положенные сроки. Согласно отчету Комитета по взносам, в период 2019-2021 гг. доля Китая в бюджете миротворческих операций увеличится с 10,2377% до 15,2136%, а доля в регулярный бюджет ООН вырастет с 7,921% до 12,005%, что в 12 раз больше по сравнению с 2000 г. [8]. Это делает КНР вторым по величине вкладчиком и в регулярный бюджет ООН. Как государство-член, Китай преисполнен решимости выполнять все свои обязательства в вопросах финансирования, обеспечения рационального распределения средств бюджета и эффективного использования ресурсов в целях выполнения поставленных задач.
Стоит отметить, что результативность миротворческих миссий в существенной мере зависит от материально-технической поддержки, включая финансирование, ресурсы, персонал и оборудование. Китайские миротворцы представлены гражданской полицией, медицинскими частями, военными наблюдателями и инженерным персоналом. Одно из главных направлений деятельности войск КНР, задействованных в миротворческих операциях, - инженерное обеспечение, создание транспортной инфраструктуры и оказание медицинской помощи. Китайские миротворцы также внесли значительный вклад в создание инфраструктуры и вспомогательных систем, включая 13 000 километров дорог в районе операции по поддержанию мира, медицинские услуги для более чем 170 000 пациентов и более 300 вооруженных конвоиров и патрулей [9]. Миротворцы, отправленные властями Китая, имеют достаточно хорошую репутацию, поскольку не были замешаны в скандалах, связанных с неподобающим поведением «голубых касок».
28 сентября 2015 года на миротворческом саммите в штаб-квартире ООН Си Цзиньпин, председатель КНР, в подробностях изложил «миротворческую концепцию» Китая и заявил, что миротворческие миссии должны вселять уверенность в конфликтные районы и «горячие точки», а также давать местным жителям надежду на скорейшее решение затруднительной ситуации [10]. Тем самым он уточнил, что следует сочетать миротворческую деятельность с средствами превентивной дипломатией и восстановлением мира, усиливать управление на законодательной базе и повышать уровень реагирования. Более того, Си Цзиньпин выдвинул конкретные меры по усовершенствованию и укреплению миротворческих операций ООН. Он заявил о своем решении создать 10-летний фонд в объеме 1 млрд долларов и резерв миротворческих сил численностью 8 тысяч человек [10]. На наш взгляд, примечательно, что обещание Си было нацелено на конкретные области интересов, и 100 миллионов долларов должно было быть выделено на военную помощь Африканскому союзу. Обязательства Китая и настроенность на твердые действия еще раз демонстрирует ответственность этой большой страны, а также подтверждают решимость Китая построить глобальное сообщество с единой судьбой.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш особо отмечал роль участия Пекина в миссиях ООН по подержанию мира и весьма высоко оценивал деятельность китайских миротворцов и их непоколебимость в
выполнении заданий миссий в самых опасных регионах мира. Генеральный секретарь следующим образом высказался относительно вклада КНР в миротворчество: «Вклад Китая отражается не только в количестве направляемых им миротворцев. Китай также играет важную роль в совершенствовании миротворческого механизма ООН, помогая нам укреплять безопасность миротворческого персонала и наращивать миротворческий потенциал, а также укреплять международное сотрудничество» [11]. Мы считаем, что в настоящее время Китай, действительно, становится опорой современного этапа миротворчества ООН.
Более того, мы убеждены, что роль КНР в миротворчестве будет и дальше продолжать расти, тем более что США сокращают свой вклад в ООН. В марте 2018 года США объявили, что в будущем они не смогут обеспечить более 25% миротворческого бюджета ООН по сравнению с выплаченными в этом году 28,5% [6]. Китай, в свою очередь, в 2018 году обеспечил около 10% миротворческого бюджета ООН, что показывает значительное увеличение по сравнению с 6,6% в 2016 году [6].
Соединенные Штаты все в большей степени отступают от многостороннего участия в руководстве деятельности Организации Объединенных Наций и в соответствии с политикой президента Дональда Трампа Америка отказывается от своих глобальных обязательств. Китай же наоборот активизирует работу и, что вполне вероятно, может заполнить появляющийся вакуум. Такие изменения в относительном влиянии происходят на фоне избегания многостороннего участия в ООН президентом США и ограничением финансирования международного органа. Помимо всего прочего, есть и другие решения американского правительства, которые отрицательно оцениваются международным сообществом, поскольку в них наблюдается отказ от сотрудничества и изоляционизм, например, выход из Парижского соглашения по климату и отказ участвовать в глобальном договоре о миграции Совета по правам человека.
По нашему мнению, Китай стал гораздо больше стремиться к самоутверждению и к лидерству в системе ООН. В момент, когда Соединенные Штаты отступают, у Китая появляется возможность проявить всю свою силу. Безусловно, рост Китая в международном органе является прямым результатом увеличения его взносов в регулярный бюджет ООН и бюджет на миротворческие операции.
Нам кажется важным, что председатель КНР ни раз подчеркивал то, что первостепенная задача политики состоит в совместном плодотворном сотрудничестве и кооперации с целью укрепления мира и построения общества единой судьбы. В основе «мягкой силы» Пекина помимо мощного экономического потенциала, богатых людских и природных ресурсов находится принцип содействия установлению и сохранению прочного мира, приверженности глобальному партнерству с целью оказания помощи странам, переживающим сложный период выхода из конфликтных ситуаций. Мы считаем, что для Китая характерна ориентация на соблюдение норм международного права, проведение подлинно суверенной политики во внешних делах, неприятие глобальной унификации и заинтересованность в построении нового демократического многополярного миропорядка.
Успешно проецировать свою «мягкую силу» вовне Китаю помогает его активная деятельность в различного рода международных организациях. Став в последние двадцать лет членом подавляющего большинства авторитетных организаций и переговорных механизмов, КНР продолжает рассматривать в качестве основополагающей в этом направлении свою работу в ООН. Согласно оценке китайских экспертов, это связано с тем, что, «ни в какой другой международной организации Китай не занимает более высокого места, чем в ООН, и никакая другая международная организация не оказала на Китай большего влияния, чем ООН» [12]. Мы полностью можем согласиться с данной оценкой и лишь подчеркнуть то, что на таком восприятии отразилось и то обстоятельство, что ключевые принципы ООН оказались созвучными внешнеполитическому курсу Китая.
Китай возлагает большие надежды на коллективный механизм международной организации, который, по его мнению, должен способствовать развитию и процветанию. Китайские власти полагают, что организация, главным принципом которой является баланс интересов, а не силы, может стать центром плюралистического миропорядка. В основе официального подхода КНР к будущему мировому порядку находится положение о том, что место и роль в мире Организации Объединенных Наций как наиболее универсальной и влиятельной организации не могут быть подменены никакой другой международной организацией. Исходя из позиции китайских властей, можно сделать вывод, что именно ООН сыграет наиболее важную роль в установлении и поддержании нового международного порядка. Поэтому так необходимо занять достойное место в системе данной международной организации, чтобы иметь возможность продвигать интересы своего государства. В этом Китаю помогает участие в миротворческих операциях ООН, которое предоставляет возможность укрепить свою репутацию в мире, как ответственной державы и усилить свои позиции в странах, на территории которых проходят операции. Стоит отметить, что по мере расширения присутствия китайского контингента в операциях ООН по поддержанию мира и активизации Китаем политики в данной сфере, международное сообщество становится все более заинтересованном в том, чтобы Пекин и дальше продолжал играть столь активную роль в миротворческих миссиях, так как его вклад не сравним с вкладом ни одного другого государства-члена ООН.
Таким образом, мы пришли к выводу, о том, что на сегодняшний момент КНР является важнейшей составляющей системы ООН и становится опорой современного этапа миротворчества. Вклад, внесенный Китаем, в миссии по поддержанию мира ООН на столько велик, что не сравним с вкладом любого другого государства-члена. На фоне усиления своего положения на мировой арене Китай использует участие в миротворческой деятельности международной организации ООН для расширения потенциала своей «мягкой силы».
Список используемой литературы:
1. Yin He. China's Changing Policy on UN Peacekeeping Operations. [Электронный ресурс] // Institute for Security and Development Policy. - 2007. // Режим доступа: <http://isdp.eu/content/uploads/publications/2007_he_chinas-changing-policy.pdf>
2. Запарий Ю.В. Китай и миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций: история и современность. [Электронный ресурс] // Уральский Федеральный Университет. VI Межународная научно-практическая конференция «Китай: история и современность». - 2013. С. 108-115. // Режим доступа: <http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43482/1/kis_2013_022.pdf>
3. Китайские миротворцы за рубежом. Досье. [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России.- 10.09.2014. // Режим доступа: <https://tass.ru/info/1432748>
4. Национальная оборона Китая в 2010 году. [Электронный ресурс] // Центр стратегических оценок и прогнозов. - 20.10.2010. // Режим доступа: <http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/naczionalnaya-oborona-kitaya-v-2010-godu-2002>
5. Зародов И.А. Китай в миротворческой деятельности ООН. [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО Университета. №6 (21) - 2011. С. 259-263. // Режим доступа: <https://elibrary.ru/item.asp?id=17245388>
6. Is China contributing to the United Nations' mission? [Электронный ресурс] // China Power. Center for Strategic and International Studies. - March 7, 2016. Updated August 3, 2018. // Режим доступа: <https://chinapower.csis.org/china-un-mission/>
7. In numbers: Chinese peacekeepers deploy to nine missions. [Электронный ресурс] // United Nations Peacekeeping. - 31 March 2019. // Режим доступа: <https://peacekeeping.un.org/en/china>
8. Statement by Mr. FU Daopeng, Counselor of the Permanent Mission of China to the United Nations at the main session of the Fifth Committee of the 73rd Session of the UN General Assembly on Agenda Item 140: Scale of assessments for the apportionment ofthe expenses of the United Nations, and Agenda Item 149: Scale of assessments for the apportionment of the expenses of United Nations peacekeeping operations. [Электронный ресурс] // General Assembly of the United Nations. Administrative and Budgetary Committee (Fifth Committee). - October 9, 2018. // Режим доступа: <https://www.un.org/en/ga/fifth/73/statements/140.%20149.%20Scales/C5_73_0m_ST_2018_10_10_Item_140_149_S cales_China.pdf>
9. China's peacekeeping efforts lauded at UN. [Электронный ресурс] // Beijing Rewiew. - 13.02.2019. // Режим доступа: <http://www.bjreview.com/World/201902/t20190213_800156509.html>
10. Китай в миротворческой деятельности ООН. [Электронный ресурс] // Центральное телевидение Китая. CCTV. - 20.07. 2016. // Режим доступа: <http://russian.cctv.com/2016/07/20/VIDEkXwlJDxcWlV9KN04swqB160720.shtml>
11. К 70-летию первой миротворческой операции ООН: китайские «голубые каски» проявляют свою ответственность. [Электронный ресурс] // Международное Радио Китая. - 30.05.2018. // Режим доступа: <http://russian.cri.cn/news/Comment/383/20180530/137995.html>
12. Ряснов И.А. Политика Китая в ООН. . [Электронный ресурс] // Журнал Власть. № 3. - Февраль 2014. // Режим доступа: <https://cyberleninka.ru/article/n/politika-kitaya-v-oon>