СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
Китай в миротворческой деятельности ООН
И.А. Зародов
Статья посвящена важному и актуальному вопросу китайского миротворчества в системе ООН. Исследуются ключевые тенденции развития миротворческого процесса КНР, включая освещение истории отношения Пекина к миротворческой деятельности ООН (1948 - 1981 гг.), этапов вовлечения (1981-2011 гг.) и современного этапа.
Последние два десятка лет КНР на международной арене становится все более влиятельным игроком. Китай демонстрирует конструктивную и прагматичную позицию по всему спектру вопросов международного сообщества. Пекин продолжает наращивать международный авторитет и ресурсы, укрепляя свои позиции по ключевым мировым вопросам, конвертируя экономическую мощь в «мощь» политическую. Этот процесс, скорее всего, будет носить поступательный и планомерный характер, что отличает модель китайской модернизации от других вариантов развития.
Одним из самых ярких проявлений тенденции активизации международной активности Китая является развертывание значительной миротворческой деятельности в рамках миротворческих операций ООН. Убедительным подтверждением тому служит увеличение количества китайских миротворцев более чем в 20 раз по сравнению с 2000 г.1
Китай и миротворчество: как все начиналось. История миротворческих операций ООН насчитывает уже 62 года. Первая миротворческая миссия ООН была основана в 1948 г., когда Совет Безопасности санкционировал размещение военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке с целью мониторинга за исполнением Соглашения о перемирии между Израилем и его арабскими соседями. За это время операции ООН стали одним из основных инструментов международного сообщества в борьбе с постоянно усложняющимися кризисными ситуация-
ми, которые ставят под угрозу международный мир и стабильность. Миротворчество не только расширилось в своем составе и охвате стран базирования, но и превратилось в сложный многосоставный организм, с набором уникальных и динамично развивающихся методов.
Однако история взаимоотношений Китая и ООН по вопросам миротворческих операций началась откровенно провально. Причиной тому послужила, помимо прочего, Корейская война 1950-1953 гг., в ходе которой китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР, как, впрочем, и СССР, в конфликте не участвовала. Регулярные ее подразделения формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев» (кит. Они выступали на стороне
северной коалиции против «юга», представленного Южной Кореей, США, Великобританией и рядом других стран в составе миротворческих сил ООН.
После этого Китай ставил под сомнения легитимность операций ООН по поддержанию мира. Более того, Пекин рассматривал операции ООН как грубое вмешательство во внутренние дела другого государства и нарушение государственного суверенитета. Подобный скептический подход сохранился даже после официального принятия КНР в ООН в 1971 г. Несмотря на то что КНР стала постоянным членом Совета Безопасности ООН, Пекин в целом воздерживался от включения в дебаты Совета по миротворчеству на протяжении многих лет.
Зародов Игорь Анатольевич - аспирант кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России. E-mail: of.igor@gmail.com
Сдвиг в этом вопросе произошел лишь в 1981 г., когда Китай впервые принял участие в голосовании Совета Безопасности по миротворчеству, поддержав резолюцию Совета Безопасности ООН 4952, которая продлевала мандат Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). На следующий год Китай уже принял участие в финансировании миротворческих операций ООН. Подобный поворот в отношении к миротворчеству объясняется во многом приходом к власти в стране Дэн Сяопина. В 1988 г. Китай стал членом Специального комитета ООН по миротворческим операциям, что, можно сказать, стало точкой отсчета для вовлечения Поднебесной в усилия ООН по поддержанию мира.
Трансформация подхода Китая к миротворчеству представляется наиболее интересной, если учитывать традиционную позицию Пекина по вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Еще в декабре 1953 г. премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.
Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира. Более того, Пекин выступает за создание новой системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования. Учитывая новую положительную и активную позицию Китая по отношению к миротворческим операциям ООН, можно сделать вывод, что КНР более не рассматривает присутствие иностранных военных и полиции на территории другого государства как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела другого государства.
Положительную оценку укрепляющейся роли Китая в деле поддержания мира дал и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун во время своего первого визита в Китай в 2008 г. Вместе с тем он порекомендовал привести в соответствие уровень экономического и политического влияния страны с уровнем предоставляемых фондов и миротворцев для ооновских операций. «Вы являетесь одними из ведущих стран-членов ООН, а теперь вы входите в первую десятку стран-до-норов операций по поддержанию мира. Китай должен подняться в этом списке еще выше, если мы хотим давать достойный отпор все усиливающимся глобальным вызовам»3. Таким образом, Пан Ги Мун указал на возможность и даже необходимость дальнейшего наращивания китайских миротворческих сил.
Этапы вовлечения КНР в миротворческую деятельность ООН. В апреле 1990 г. Китай выделил 5 военных наблюдателей для Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП / иЫТ80) на Ближнем Востоке - Миссии ООН с самым долгим мандатом. Это событие стало знаменательным для миротворческого досье Китая, так как впервые силы НОАК приняли участие в миротворческих операциях ООН. Далее, с 1992 по 1993 г., Китай выделил двумя группами 800 инженеров для Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК / иЫТЛС), тем самым ознаменовав первую отправку не боевых составов военнослужащих для нужд операций ООН.
В декабре 2001 г. был сформирован Департамент по миротворческой деятельности Министерства национальной обороны КНР, в обязанности которого включены осуществление координации участия НОАК в миротворческих операциях ООН.
В феврале 2002 г. Китай официально стал членом Системы резервных соглашений ООН Первого класса. Эта система основывается на достигнутых государствами-членами условиях по предоставлению (в оговоренные временные рамки) определенных ресурсов для нужд операций ООН по поддержанию мира. Ресурсы могут представлять собой военное обеспечение, специализированный персонал (гражданский и военный), услуги, а также оборудование и иное материальное обеспечение. Описанные в соглашениях ресурсы остаются на резервном хранении на территории государств-членов. В случае возникновения непредвиденных потребностей резервные ресурсы запрашиваются Генеральным секретарем ООН и в срочном порядке высылаются для создания новых миротворческих миссий или усиления существующих. По условиям соглашений НОАК для резерва миротворческих операций ООН выделил один стандартный инженерный батальон, один стандартный госпиталь, две стандартные транспортные компании.
За всю историю китайского непосредственного участия в миротворческой деятельности ООН (с апреля 1990 г.), по данным Департамента миротворческих операций Министерства национальной обороны КНР, созданного в 2001 г., Китай выделил 12 442 человека для выполнения различных поручений в 24 миротворческих миссиях. Из них - 9 910 военнослужащих, 1 153 военных наблюдателя и штабных офицера, 1 379 полицейских4. Причем качественное повышение количественного вовлечения китайских миротворцев в операции ООН началось только с 2003 г. До этого времени наибольшая группа миротворцев, выделенных Китаем, была направлена в Камбоджу для Временного органа ООН (ЮНТАК / иЫТЛс) с 1992 по 1993 г., а именно 800 военнослужащих инженерных войск. Тогда как
с апреля 2003 г. было сформировано и отправлено шесть инженерных и медицинских групп общей численностью 1 308 человек для участия в Миссии ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК / MONUC). С декабря 2003 г. 5 инженерных, транспортных и медицинских групп общей численностью 2790 человек были направлены для выполнения обязанностей в Миссии ООН в Либерии (МО-ОНЛ / UNMIL). С апреля 2006 г. две группы инженерных войск и одна группа медицинских специалистов общей численностью 517 человек были командированы во Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ / UNIFIL). С мая 2006 г. две группы инженерных, транспортных и медицинских войск общей численностью 870 человек были направлены в Миссию ООН в Судане (МООНВС / UNMIS).
Можно выделить три этапа процесса вовлечения Китая в миротворческую деятельность ООН:
1. 1981 - 1990 гг. - формальное и юридическое признание Пекином миротворческих операций ООН, включение в дебаты и голосование в Совете Безопасности по вопросам миротворчества.
2. 1990 - 2003 гг.: постепенное вовлечение Китая в непосредственное участие в миротворческих операциях ООН, первые китайские миротворцы приступают к выполнению обязанностей в рамках операций ООН.
3. 2003 г. - н.в. - качественное повышение уровня участия Китая в миротворческой деятельности ООН, резкое увеличение количества китайских миротворцев и операций с их участием.
Количественное изменение состава миротворческих сил Китая в миротворческих операциях ООН (1990 - 2011 гг.)
Источник: UN Department of Peacekeeping Operations, http:// www.un.org/ en/peacekeep ing/
Китайское миротворчество на современном этапе. Показателен тот факт, что первый серьезный скачок в количественном росте вовлечения Китая в миротворческие операции совпадает с началом процедуры смены руководства страны5. В марте 2003 г. Ху Цзиньтао стал Председателем КНР, а уже в апреле 2003 г. количество китайских миротворцев увеличилось в 3 раза (с 111 человек в марте до 329 - в апреле), и Китай переместился с 44-го на 27-е место в списке доноров миротворческих операций ООН6.
Новый лидер КНР с первых дней своего председательства взял курс на повышение международного авторитета Китая. Наглядным подтверждением этому служит провозглашенная также в 2003 г. концепция «мирного возвышения Китая». Это был стратегический курс на ближайшие годы: предполагалось конвертировать результаты стремительного экономического подъема в рост совокупной государственной мощи на международной арене. Данная концепция также являлась попыткой адаптировать имидж сильного Китая к современным международным реалиям и вместе с тем продемонстрировать, что неуклонно растущая мощь страны не нанесет вреда окружающим.
Подобный лозунг уже встречался в истории Китая. Так, в 1950-х гг. Чжоу Эньлай призывал «бороться за возвышение Китая». Однако новую теорию возвышения отличала одна принципиальная вещь - акцент был сделан на мирное возвышение, подъем не за счет других, рост без угрозы для окружающих. И в этом смысле ускоренное расширение участия в миротворческих операциях подходило как нельзя лучше. Одновременно Пекин получал возможность дополнительного вовлечения в международные дела, косвенного влияния на другие страны, знакомиться с иностранным опытом и знаниями, а также удачную платформу для демонстрации своего миролюбия и стремления к стабильности.
После 2003 г. понятие «мирное возвышение» исчезло из официального употребления в связи с ростом разночтений и опасений международного сообщества по поводу углубленной интеграции Китая в мировую экономику и роста его международного влияния. Концепцию вернули на уровень обсуждения научного сообщества для более глубокой проработки, заменив ее на концепцию «политики мягкой силы». В этих условиях тенденция в сторону расширения миротворческой деятельности Китая не только сохранилась, но и усиливается.
Китай по-прежнему выступает за создание новой системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования и все также придерживается традиционной позиции по вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Однако Китай более не рассматривает присутствие иностранных военных и полиции на территории другого государства как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела другого государства. Соответственно можно говорить о переходе Китая от жесткой Вестфальской концепции миротворчества к ее более гибкой и многоукладной вариации или даже к поствестфальской концепции с ее западным либерально-демократическим пониманием суверенитета стран с конфликтной обстановкой.
В настоящее время (по состоянию на сентябрь 2011 г.) Китай предоставляет 2 018 миротворцев, в том числе 1 892 человека военного персонала, 75 гражданских полицейских и 51 военного наблюдателя7. По количеству предоставленных миротворцев Китай занимает 15-е место из 114 стран, участвующих в миротворческих операциях ООН (см. табл. 1)8. Китай предоставляет больше военных, полицейских и наблюдателей, чем любой другой постоянный член Совета Безопасности ООН. На данный момент Китай участвует в 12 миротворческих операциях из 16 ныне действующих под эгидой ООН9.
Китайские миротворцы представлены гражданской полицией, военными наблюдателями, инженерным персоналом, медицинскими частями и транспортными компаниями. Основное направление деятельности войск Китая, задействованных в миротворческих операциях, - инженерное обеспечение, создание транспортной инфраструктуры и медицинская помощь.
Таблица 1
Список первых двадцати стран по количеству предоставленных военных и гражданских миротворцев для операций ООН по поддержанию мира (по состоянию на сентябрь 2011 г.)
№ Страна Численность человек
1 Бангладеш 10 655
2 Пакистан 9 154
З Индия 8 408
4 Нигерия 5 624
5 Непал 4 340
б Египет 4 130
7 Эфиопия 4 126
В Иордания 3 960
9 Руанда 3 681
10 Гана 2 874
11 Уругвай 2 415
12 Сенегал 2 362
1З Бразилия 2 260
14 ЮАР 2 175
15 Китай 2 018
1б Индонезия 1 702
17 Италия 1 694
18 Марокко 1 581
19 Франция 1 395
20 Танзания 1 252
Источник: UN Department of Peacekeeping Operations, http:// www.un.org/ en/peacekeeping/
Среди основных мотивов активизации Китая в направлении расширения участия в миротворческой деятельности ООН можно выделить постепенную перестройку китайской стратегии внешней политики: интеграцию Китая в международное сообщество, обретение статуса ответственной мировой державы, изменение взгля-
дов китайского руководства на суверенитет и возможность интервенции, обязательства по международным нормам в области глобальной и региональной безопасности.
Безусловно, одним из ключевых, но неофициальных факторов является широкий круг интересов Китая в странах, где проводятся миротворческие операции, прежде всего в странах африканского континента. Примерно три четверти китайских миротворцев размещены в Африке, что в целом отражает современные приоритеты миротворческой деятельности ООН: примерно 70% всех миротворцев ООН базируются на африканском континенте.
Также в этой связи важным моментом представляется стремление китайского руководства обзавестись положительным внешнеполитическим имиджем.
Заключение. Расширяющееся вовлечение Китая в миротворческую деятельность ООН предоставляет важную и вместе с тем актуальную возможность кооперации международного сообщества с Китаем по вопросам глобальной безопасности. Также участие в операциях по поддержанию мира, а главное, желание дальнейшего наращивания миротворческого потенциала со стороны китайского руководства повышает ответственность Китая в деле поддержания региональной безопасности, делая его более предсказуемым и «прозрачным» с военной точки зрения, позволяет международному сообществу развивать с Пекином отношения сотрудничества на более доверительной основе.
В настоящее время Китай является крайне важным партнером по участию в миротворчестве. Этот факт обусловлен целом рядом причин:
- сегодняшним экономическим, политическим и культурным весом страны, включая возрастающий военный потенциал и накопленный авторитет среди развивающихся стран;
- возможностью влиять на процесс принятия решений, включая активность Поднебесной на африканском континенте;
- формирующимся китайским внешнеполитическим курсом - имиджем защитника стран, отстающих в своем развитии, что является центральной задачей миротворческих сил ООН в любой части мира.
Миротворческая активность Китая повышает эффективность многосторонних операций ООН по поддержанию мира. В свою очередь, для Китая его миротворческий имидж предоставляет ряд стратегических преимуществ, самыми масштабными из которых являются:
- повышение международного статуса Китая;
- улучшение его международных позиций;
- повышение роли и влияния КНР в мире и ООН.
Помимо того, миротворческая деятельность предоставляет силам безопасности Китая возможности повышать свою квалификацию,
навыки, заимствовать тактические наработки зарубежных партнеров, тренироваться в «операциях вне условий войны» (МООТ*^, а также набираться опыта участия в военных и иных миссиях на стратегически важных объектах.
Активное участие в миротворческой деятельности ООН рассматривается Китаем в качестве важнейшего компонента укрепления своих позиций на международной арене и усиления влияния на развитие ситуации в "горячих точках". Возможно, что в качестве косвенного эффекта от активного участия в операциях по поддержанию мира Пекин получает возможность тестировать реакцию международного сообщества на "интернационализацию" собст-
венной военной доктрины. При этом китайцы стремятся налаживать контакты со всеми государствами, от которых зависит успешная реализация китайских миротворческих амбиций. Россия в данном контексте рассматривается Китаем в качестве влиятельного и надежного партнера.
Zarodov I.A. China in UN Peacekeeping.
Summary: The article covers the important and urgent issue of Chinese peacekeeping activity in the UN system. The author researches the PRC’s peacekeeping principal trends, including the history of Beijing’s attitude to UN peacekeeping operations (1948 - 1981), the stages of joining in (1981 - 2011) and present situation.
------------ Ключевые слова -------------------------------------- Keywords -----------
Китай, КНР, ООН, миротворчество, миротворческие China, PRC, UN, peacekeeping, peacekeeping missions,
операции, внешняя политика Китая. foreign policy of China.
Примечания
1. Monthly summary of contributors of military and police personnel. URL: http:// www.un.org/en/peacekeeping/contributors
2. Резолюция 495 (1981), принятая Советом Безопасности 14 декабря 1981 г., S/RES/495 (1981). URL: http://www.un.org/russian/ documen/scresol/1981/res495.pdf
3. “UN's Ban calls on China to be a bigger peacemaker” URL: http://www.polity.org.za/print-version/uns-ban-calls-on-china-to-be-bigger-peacemaker-2008-07-01
4. Ministry of National Defense, Peacekeeping. URL: http://news.mod.gov.cn/Peacekeeping
5. Цзян Цзэминь передал пост Председателя КНР на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2003 г.), пост председателя Центрального Военного Совета ЦК КПК на 4-м пленуме 16-го созыва (сентябрь 2004 г.); окончательная передача полномочий произошла только на 3-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2005 г.), когда Ху Цзиньтао стал председателем Центрального Военного Совета КНР.
6. Monthly summary of contributors of military and civilian police personnel 1995-2005. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/ contributors/95-05.shtml
7. Monthly Summary of Contributions (Police, Military Experts on Mission and Troops). URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/ contributors/2011/aug11_1.pdf
8. Ranking of Military and Police Contributions to UN Operations. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2011/aug11_2.pdf
9. UN Mission's Summary detailed by Country. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2011/aug11_3.pdf