МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ООН:
основные направления эволюции
лямзин Андрей Валерьевич
Преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), кандидат исторических наук, доцент, e-mail: lyamzin@mail.ru
Еланцева Наталья Сергеевна
Магистрант Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), e-mail: elantseva.natali@yandex.ru
Николаев Юрий Викторович
Магистрант Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), e-mail: yura_nik-95@mail.ru
В статье анализируются операции ООН по поддержанию мира - миротворческие миссии. Выявляются проблемы и противоречия в миротворческой деятельности наиболее крупного международного политического института за 70-летний период его существования.
Ключевые слова: ООН, СБ ООН, миротворческие операции, международный мир и безопасность
UN PEACEKEEPiNG: MAiN DiRECTioNS oF EVoLUTioN Lyamzin andrei
Lecturer, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), candidate of historical sciences, e-mail: lyamzin@mail.ru
Elantseva Natal'ya
Master student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), e-mail: elantseva.natali@yandex.ru
Nikolaev Yurii
Master student, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), e-mail: yura_nik-95@mail.ru
The paper analyzes UN peacekeeping operations - peacekeeping missions and identifies problems and contradictions in the peacekeeping activities of the largest international political institution for the 70-year period.
Key words: UN, UNSC, peacekeeping operations, international peace and security
Вопросы по поддержанию мира зачастую занимают ведущее место во внешнеполитических концепциях стран. Отсюда увеличивается спрос на институты глобального партнерства и возрастает их роль в урегулировании региональных конфликтов. Но не каждое государство способно самостоятельно бороться с небольшими вызовами, которые могут перерасти в угрозы международной безопасности. С целью предотвращения катастроф мирового масштаба были созданы миротворческие силы ООН, деятельность которых постоянно ставится под сомнение экспертным сообществом.
Указанная проблема вызывает большой интерес исследователей-международников. Миротворческим миссиям, роли сил ООН в деятельности по поддержанию мира
посвящены работы П. Лабуды (P. Labuda)1, Т. Финдлея (T. Findlay)2, С. Г. Тимошкова3, А. А. Рубцовой4. Значение информационно-коммуникационных технологий в миротворчестве анализирует С. Романчук5. Вопрос развития концепции миротворческих операций ООН, историю их функционирования поднимает Ю. Запарий6. В работах А. Смита (A. Smith)7, А. Никитина8, Я. Матсуды (Y. Matsuda)9 и др.10 рассматриваются позиции стран по вопросу о роли и эволюции миротворческих операций.
Одной из ключевых целей ООН, согласно ее Уставу, является «поддержание международного мира и безопасности». Миротворческие силы стали неким инструментом для достижения указанной цели. В соответствии с Уставом ООН основная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности ООН (далее - СБ ООН). В свою очередь СБ ООН может принять ряд мер для достижения указанной цели, включая создание миротворческой операции ООН. Правовая основа таких действий, направленных на поддержание мира, закреплена в гл. VI, VII и VIII Устава ООН. Именно гл. VI Устава регулирует операции ООН по поддержанию мира. Однако СБ ООН не должен ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, разрешающей развертывание миротворческой операции, и никогда не ссылался на гл. VI.
В последние годы СБ ООН часто обращается к гл. VII Устава при санкционировании развертывания миротворческих операций в условиях, когда «государство не может поддерживать безопасность и общественный порядок самостоятельно, что угрожает международному миропорядку»11. Данный подход может быть обусловлен стремлением СБ ООН призвать государства к сотрудничеству и сохранению своего суверенитета. В этом контексте суверенитет следует рассматривать не только как нерушимость границ, но и как обязанность государства защищать права человека в рамках своих территорий и предотвратить гуманитарную катастрофу, которая может выйти на глобальный уровень.
Основными характеристиками миротворческих сил являются: добровольное согласие всех сторон на присутствие и деятельность миссии; беспристрастность миротворцев в их отношениях со сторонами; минимальное применение силы, обычно в крайнем случае (только при самообороне)12.
1 Labuda P. Peacekeeping and Peace Enforcement // Opil. 2015. URL: http://opil.ouplaw.com/view/10.1093/ law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e364 (дата обращения: 25.10.2018).
2 Findlay T. The use of force in UN Peace Operations // SIPRI. 2002. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/ files/books/SIPRI02Findlay.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
3 Тимошков С. Г. Роль миротворческих сил ООН в вопросах урегулирования вооруженных конфликтов // Вестник РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. № 19. С. 174-181.
4 Рубцова А. А. Миротворческие операции ООН: победы и поражения // European Science. 2016. № 7. С. 48-50.
5 Романчук С. И. Миротворчество 3.0 // Вестник университета ГУУ. 2015. № 6. С. 316-320.
6 Запарий Ю. В. Миротворческие операции ООН: эволюция концепции и ее реализация (середина 40-х - начало 70-х гг. XX в.). Екатеринбург, 2005. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/23260/1/Zapariy_2005. pdf (дата обращения: 07.12.2017).
7 Smith A. C. Peacekeeping Contributor Profile: United States of America // Providing for Peacekeeping. 2014. March. URL: http://www.providingforpeacekeeping.org/2014/04/03/contributor-profile-united-states-of-america (дата обращения: 07.12.2017).
8 Nikitin A. Russia as a Permanent Member of the UN Security Council // Bibliothek der Friedrich-Ebert-Stiftung. 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09461.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
9 Matsuda Y. China's UN Peacekeeping Operations Policy: Analysis of the Factors behind the Policy Shift toward Active Engagement // JIIA. 2016. URL: https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/digital_library/china/160518_Yasuhiro_ Matsuda.pdf (дата обращения: 07.12.2017).
10 Fung C. J. China's Troop Contributions to UN Peacekeeping // United States Institute of Peace. 2016. URL: https://www.usip.org/sites/default/files/PB212-China-s-Troop-Contributions-to-UN-Peacekeeping.pdf (дата обращения: 07.12.2017); Curran D., Williams P. D. The UK and UN Peace Operations: a case for greater engagement // OxfordResearchGroup. 2016. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/THE%20UK%20 AND%20UN%20PEACE%20OPERATIONS%20June16%20DMC_PDW.pdf (дата обращения: 07.12.2017); Abilova O. Peacekeeping Contribution Profile: Russia // Providing for peacekeeping. 2016. URL: http://www.providingfor-peacekeeping.org/2016/10/31/peacekeeping-contribution-profile-russia (дата обращения: 05.12.2017).
11 United Nations Peacekeeping Operations. Principles and Guidelines // United Nations. 2008. URL: http://www. un.org/en/peacekeeping/documents/capstone_eng.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
12 Findlay T. Op. cit.
Операции принято делить на миротворческие (peacekeeping), операции по обеспечению мира (peace-enforcement) и операции по строительству мира (peace-building). Названные операции не являются взаимоисключающими. Миротворческие операции проводятся в конфликтной или постконфликтной зоне. Операции по обеспечению мира относятся к прекращению конфликта путем переговоров, посредничества или арбитража. Миростроительство предполагает долгосрочные стратегии развития и управления, направленные на содействие самоподдерживающемуся миру (в частности, реформа сектора безопасности, разоружение, демобилизация и реинтеграция, правосудие переходного периода, верховенство закона)1.
Начало миротворческой деятельности ООН было положено в 1948 г. В этом году СБ ООН санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Цель миссии заключалась в контроле выполнения условий Соглашения о перемирии между Израилем и соседними с ним арабскими странами. С того момента насчитывается уже 69 операций по поддержанию мира. Деятельность миротворческих сил принято делить на три этапа: начальный, период после «холодной войны», современный2.
Изначально миротворческие операции сводились к действиям по контролю за соблюдением соглашений о прекращении огня и стабилизации обстановки, что было обусловлено участием в них невооруженного контингента. В числе первых миссий, действующих до сих пор, необходимо назвать Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке в целях контроля за прекращением огня и Группу военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП). Первой операцией с применением вооруженного контингента считаются Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН I) 1956 г. (Суэцкий кризис). Значительное количество миссий было проведено в 1960-1970-е гг. (в Доминиканской Республике, Новой Гвинее, Йемене, на Кипре, Ближнем Востоке и т. д.)3.
После «холодной войны» увеличился масштаб операций (произошел переход от традиционного наблюдения к многоплановым действиям), что было связано с изменением характера конфликтов. Акцент делался на внутригосударственных конфликтах, тогда как изначально миссии были рассчитаны на урегулирование споров между государствами. С 1984 по 1994 г. были проведены миротворческие операции в Анголе, Камбодже, Сальвадоре и т. д.
В 1990-е гг., несмотря на масштабную работу, проводимую ООН, произошел кризис миротворческих сил. Контингенты ООН не могли справиться с поставленными задачами при проведении операций в Югославии (Силы ООН по охране - СООНО), Руанде (Миссия ООН по оказанию помощи Руанде - МООНПР) и Сомали (операция ООН в Сомали II - ЮНОСОМ II). В частности, миротворческие силы столкнулись с ситуацией, когда стороны не соблюдали соглашения о прекращении огня. СБ ООН не мог предоставить миротворцам широкие мандаты и обеспечить их необходимыми ресурсами. Именно в тот период ООН осознала, что ее цели и желания не соответствуют возможностям. Эти события послужили импульсом для реформирования структуры миротворческих сил4.
По данным на октябрь 2018 г., развернуто 14 миротворческих миссий5. По прогнозам, спрос на миротворческие миссии будет только возрастать, поэтому необходимо продолжать реформирование политических и финансовых аспектов этой деятель-
1 Labuda P. Op. cit.
2 История миротворческих операций // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/ history.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
3 Ранние годы // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/early.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
4 Период после «холодной войны» // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/surge. shtml (дата обращения: 05.12.2017).
5 Текущие операции // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml (дата обращения: 30.10.2018).
6 Нынешняя ситуация // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/present.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
ности6.
Основной вклад в реформирование миротворческих структур вносят постоянные члены СБ ООН. В связи с этим рассмотрим позиции России, США, Великобритании, Франции и Китая по вопросу о формировании и деятельности миротворческих миссий.
Несмотря на то что Советский Союз был одним из основателей ООН и с самого начала занимал постоянное место в СБ, советское руководство при И. В. Сталине не участвовало в деятельности миротворческих миссий. СССР либо воздерживался, либо пользовался правом вето при голосовании по миротворческим операциям ООН. Более того, Москва не оказывала финансовой поддержки таким миссиям. Только при Н. С. Хрущеве СССР изменил свое отношение к усилиям ООН по коллективной безопасности и начал оказывать политическую поддержку большинству операций, хотя и не предоставлял финансовую помощь и не отправлял свой контингент на территории конфликта. Во времена Л. И. Брежнева, в 1970-е и начале 1980-х гг., СССР придерживался той же политики1. Первые российские миротворцы были отправлены на Ближний Восток в 1973 г. В настоящее время на миротворческую политику России в значительной степени влияет ее опыт развертывания миротворческих сил на Балканах в последнее десятилетие XX в.2
В 1990-1991 гг. Москва оказывала не только политическую, но и финансовую поддержку практически всем мирным операциям ООН. Самым значительным вкладом России в деятельность ООН по поддержанию мира стало предоставление войск для миротворческих операций в бывшей Югославии.
С начала 1990-х гг. миротворческие миссии являются предметом споров между Россией и западными державами. Западные страны не признают операции Содружества Независимых Государств 1990-х гг. в Таджикистане и Абхазии, а также две миссии РФ в Южной Осетии и Приднестровье. В свою очередь Москва (в большинстве случаев поддерживаемая Китаем и Индией) критиковала операцию НАТО, осуществленную без мандата СБ ООН в бывшей Югославии в 1999 г. (бомбардировки Сербии), коалиционную операцию в Ираке в 2003 г., также не санкционированную СБ ООН, и злоупотребление мандатом ООН в Ливии в 2012 г.3
В настоящее время Россия блокирует потенциальную операцию по поддержанию оппозиционных сил в Сирии и накладывает вето на продление мандата экспертов, расследующих применение химического оружия в Сирии, а также ограничивает санкции ООН против Ирана4.
Позиция США в отношении миротворческих миссий ООН обозначена в Стратегии национальной безопасности 2010 г.5 В данном документе указано, что «Соединенные Штаты нацелены на взаимодействие с ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия глобальному сотрудничеству и продвижения прав человека. Именно по этой причине США инвестируют в миротворческие операции. Америка выступает за реформы как СБ ООН, так и ООН в целом по вопросам регулирования и развития оперативного потенциала Организации в области поддержания мира, оказания гуманитарной помощи в целях развития и поощрения прав человека»6. В каждом новом финансовом году Конгресс США должен выделять средства на свои текущие операции по поддержанию мира.
Ключевой особенностью стратегии участия правительства США в миротворческих операциях ООН середины 1990-х гг. была помощь в формировании миротворческого контингента в развивающихся странах. Начиная с Африканской инициативы по реагированию на кризис, администрация Клинтона в 1997 г. финансирует учебные программы для стран, предоставляющих ООН войска, прежде всего в Африке. В 2004 г. была учреждена Инициатива по реагированию на кризис в Африке. Около половины фи-
1 Nikitin A. Op. cit.
2 Abilova O. Op. cit.
3 Nikitin A. Op. cit.
4 Россия наложила второе вето на продление мандата экспертов по химоружию в Сирии в течение 24 часов // Центр новостей ООН. 2017. 17 нояб. URL: http://Www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28937 (дата обращения: 06.12.2017).
5 National Security Strategy 2010 // National Security Strategy Archive. 2010. URL: http://nssarchive.us/NSSR/2010. pdf (дата обращения: 07.12.2017).
6 Ibid.
нансирования в рамках этой Инициативы направляется в 25 африканских государств; управление финансированием осуществляется Африканской программой помощи в подготовке персонала на случай чрезвычайных ситуаций (ACOTA)1.
Таким образом, сегодня США стремятся занимать лидирующие позиции в формировании и финансировании миротворческих операций, обосновывая это необходимостью в защите собственной национальной безопасности. Америка настаивает на расширении мандата миротворческих миссий и реформировании подразделений ООН для более быстрого реагирования на угрозы, считая нынешнюю систему неэффективной.
Говоря о роли Великобритании в миротворческих операциях ООН, следует отметить, что в середине 1995 г. она предоставила более 10 тыс. миротворцев ООН - больше, чем любая другая страна в мире. Но с 1996 г. это число начало сокращаться. В сентябре 2015 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил, что Великобритания направит до 370 британских военнослужащих для участия в мирных операциях ООН в Сомали и Южном Судане. Наряду с выводом британских войск из Афганистана, выпуском Стратегического обзора обороноспособности и безопасности на 2015 г. (SDSR) и проведением Соединенным Королевством саммита лидеров по поддержанию мира в сентябре 2016 г. это решение поставило вопрос о том, должно ли Соединенное Королевство увеличить количество контингента в миротворческих операциях ООН. Сегодня Кипр является единственной миссией с британскими контингентами, но также есть небольшое количество штатных сотрудников и военных экспертов из Великобритании, участвующих в нескольких других миссиях ООН, в основном в Африке2.
Таким образом, несмотря на тенденцию к увеличению контингента и финансирования Великобританией миротворческих операций, данный процесс может затянуться.
Не менее важна роль Франции в миротворческих миссиях. Эта страна активно участвует в операциях ООН по поддержанию мира в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии, чтобы оправдать свое постоянное членство в СБ ООН. Так, Франция направляет усилия на разрешение израильско-сирийского и израильско-ливанского конфликтов. Также в 1990-х гг. Франция способствовала подписанию Парижских соглашений, которые призваны содействовать национальному примирению в Камбодже. Кроме того, она финансирует операции по поддержанию мира и имеет четвертый по величине взнос. На данном этапе Франция выступает за необходимость укрепления легитимности и эффективности системы ООН путем расширения членского состава СБ ООН с тем, чтобы быстрее реагировать на происходящие в мире изменения3.
Интересна позиция Китая по миротворческим операциям. До 1981 г. Китай воздерживался от голосования по резолюциям по поддержанию мира и предоставления своего контингента. С 1982 г. и в течение следующего десятилетия Китай финансировал операции по поддержанию мира, но продолжал воздерживаться от голосования по большинству резолюций, чтобы сохранять нейтралитет4. В 1992 г. Китай направил первых представителей в составе миротворческого контингента в Камбоджу, продолжая воздерживаться от участия в голосовании по миротворческим резолюциям, в частности о геноциде в Руанде и этнических чистках в бывшей Югославии. Сегодня Китай является полноправным участником миротворческой деятельности ООН, голосует за резолюции СБ ООН, разрабатывает мандаты, предоставляет свой контингент и финансирует операции по поддержанию мира5. В 2016 г. Китай вышел на второе место по объему финансирования миротворческих миссий. В отличие от других государств, которые участвуют в создании нескольких платформ для поддержания мира (например, специальные группы, региональные организации или союзы), Китай действует только через ООН6.
Знаковым для Китая в отношении миротворческих операций стал 2015 г. Председатель Си Цзиньпин не только передал 8 тыс. военнослужащих в резерв сил ООН по
1 Smith A. C. Op. cit.
2 Curran D., Williams P. D. Op. cit.
3 Франция и ООН // Франция в Туркменистане. 2007. 2 нояб. URL: https://tm.ambafrance.org/Franciya-i-OON (дата обращения: 07.12.2017).
4 Fung C. J. Op. cit.
5 Matsuda Y. Op. cit.
6 Fung C. J. Op. cit.
поддержанию мира, но и обещал выделить 100 млн долл. на поддержание резервных сил Африканского союза и 1 млрд долл. на создание Целевого фонда мира и развития ООН1.
Тем самым в XXI в. Китай из нейтрального государства превратился в одного из ведущих игроков в сфере миротворческих операций.
Каждая их рассмотренных держав пытается противостоять вызовам глобальной безопасности и урегулировать конфликты, предупреждая гуманитарные катастрофы. Вместе с тем органы ООН нуждаются в реформировании для более эффективного реагирования на угрозы всеобщему миру.
Деятельность миротворческих сил ООН регулярно подвергается критике. Есть мнение, что цели миссий порой не соответствуют предоставленным «голубым каскам» полномочиям.
На данный момент наметился отход от классического понимания миротворчества. Действия миссий стали рассматриваться не только как введение сил ООН в «горячую точку», но и как применение механизмов по предотвращению конфликтов пропагандистским путем и недопущению их повторения. Чтобы отвечать на вызовы глобальной безопасности, необходимо изменить внутреннюю структуру Организации. Важно обратить внимание на подготовку генералитета, военного штаба «голубых касок», заместителей генерального секретаря, политического руководства миссий, совершенствуя их политические, культурно-правовые, а также дипломатические навыки.
В 2000 г. ООН разработала стратегию осуществления масштабного проекта по анализу опыта миротворческой деятельности и реализации реформ, направленных на укрепление ее потенциала в управлении полевыми операциями и их поддержке. Стратегия была сформулирована в связи с возросшей потребностью в миротворческой деятельности ООН: присутствие «голубых касок» все чаще требовалось в отдаленных и зачастую «взрывоопасных» районах мира. «Операции по поддержанию мира столкнулись с различными проблемами, в числе которых:
необходимость развертывания наиболее масштабных, дорогостоящих и постоянно усложняющихся операций;
разработка и осуществление переходных стратегий в рамках операций, которые уже привели к стабилизации обстановки;
наращивание по мере возможности потенциала населения по самостоятельному обеспечению мира и стабильности в долгосрочной перспективе»2.
Весной 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан учредил Группу ООН по операциям в пользу мира, перед которой была поставлена цель проанализировать последствия миротворческой деятельности и подготовить конкретные и адекватные рекомендации по ее реформированию. В Группу вошли эксперты, имеющие опыт в предотвращении конфликтов и миротворчестве. По итогам был издан доклад, известный как «доклад Брахими», предлагающий: пересмотреть имеющиеся и принять новые обязательства государств-членов; осуществить крупную институциональную реформу; увеличить объемы финансирования3. В докладе эксперты подчеркнули, что «первоочередным условием обеспечения продуктивности операций ООН по миро-строительству является доступ к рабочим ресурсам, техническая оснащенность и формирование четких, реалистичных, а также исполняемых мандатов»4.
В октябре 2014 г. Генеральный секретарь Пан Ги Мун учредил Независимую группу высокого уровня по операциям ООН в пользу мира для всеобъемлющей оценки миротворческой деятельности ООН. Сообщая о своем решении, Генсек заявил: «Мир меняется, и вместе с ним должны меняться операции Организации в пользу мира с тем, чтобы они и далее могли служить необходимым и эффективным инструментом укрепления международного мира и безопасности»5.
1 Fung C. J. Op. cit..
2 Реформа миротворческой деятельности ООН // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/reform.shtml (дата обращения: 17.12.2017).
3 Там же.
4 Доклад Группы ООН по операциям ООН в пользу мира (доклад Брахими). URL: https://undocs.org/ ru/A/55/305 (дата обращения: 19.12.2017).
5 Реформа миротворческой деятельности ООН.
Группа опиралась на тесное сотрудничество с основными заинтересованными департаментами ООН, а также с государствами-членами Организации. Спустя год эксперты рассмотрели большое количество вопросов, возникающих в контексте операций по поддержанию мира, «включая меняющийся характер конфликтов, изменения мандатов, проблемы, связанные с оказанием добрых услуг и миростроительством, управленческие и административные процедуры, планирование, партнерские отношения, права человека и защиту гражданского населения. В рамках этого обзора были охвачены как операции ООН по поддержанию мира, так и специальные политические миссии, которые в совокупности называются „операции Организации Объединенных Наций в пользу мира"»1.
В рамках реформы миротворческой деятельности ООН были подготовлены следующие документы: «Новая программа партнерства: открывая новые горизонты деятельности ООН по поддержанию мира» (2009 г.)2, доклад № 1 «Инициатива „Новые горизонты"» 2010 г.3, а также доклад № 2 2011 г.4 о достигнутом прогрессе. В них проанализированы проблемы тактического и стратегического характера, которые предстоит решать миротворцам, делается попытка активизировать диалог с государствами-членами и другими партнерами по вопросам совершенствования миротворческой деятельности ООН5.
Российские эксперты отмечают главную роль информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности миротворчества. Стабильности в политике миротворчества можно добиться путем предупредительных мер, предшествующих конфликту. Следует применять медиастратегию и коммуникационные источники, содействующие установлению мира6. Указывается, что с целью модернизации миротворчества важно отказаться от военного миротворчества в пользу информационного и идейного7.
В сентябре 2017 г., перед началом 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, СБ ООН принял резолюцию № 2378, где подчеркивается необходимость «повышения уровня подотчетности, транспарентности, эффективности и результативности операций ООН по поддержанию мира»8. Представители Совета приветствовали намерение Генсека ООН А. Гутерриша «реализовать реформу миротворческой деятельности в верхушке и на местах», а также подчеркнули важность дальнейшего изучения этого вопроса в сотрудничестве с государствами-членами Организации9.
Резолюция была принята на заседании по реформе миротворческой деятельности ООН, в котором участвовали главы государств. Выступая на встрече, Гутерриш отметил, что «развертывание миссий ООН должно отталкиваться от цели поддержки переговорного процесса, а не становиться его альтернативой»10. Он также подчеркнул, что планы реформирования миротворческих операций направлены на то, чтобы «укрепить взаимосвязь между ними и стратегиями политического урегулирования»11. В резолюции указано, что ориентир на политические реформы должен быть «отличи-
1 Реформа миротворческой деятельности ООН.
2 A new partnership agenda: charting a new horizon for UN peacekeeping // United Nations. 2009. URL: http:// www.un.org/en/peacekeeping/documents/newhorizon.pdf (дата обращения: 08.01.2018).
3 The new horizon initiative: progress report № 1 // United Nations. 2010. URL: http://www.un.org/en/peacekeep-ing/documents/newhorizon_update01.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
4 The new horizon initiative: progress report № 2 // United Nations. 2011. URL: http://www.un.org/en/peacekeep-ing/documents/newhorizon_update02.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
5 Реформа миротворческой деятельности ООН.
6 Рубцова А. А. Указ. соч. С. 48-50.
7 Романчук С. И. Указ. соч. С. 316-320.
8 СБ ООН принял резолюцию в поддержку реформы миротворческой деятельности // ТАСС. 2017. 20 сент. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4578456 (дата обращения: 14.01.2018); Резолюция СБ ООН № 2378 (2017) от 20 сентября 2017 года // Сайт ООН. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2378(2017) (дата обращения: 27.02.2018).
9 Глава ООН предложил девять направлений реформы миротворческой деятельности // Центр новостей ООН. 2017. 6 апр. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=27750#.WnBlTK5l_IX (дата обращения: 15.01.2018).
10 Глава ООН рассказал о реформе ООН; Трамп выразил свою поддержку // Центр новостей ООН. 2017. 18 сент. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28574#.WnBnXa5l_IU (дата обращения: 11.01.2018).
11 Там же.
тельной чертой подхода ООН к урегулированию кризисов, в том числе при помощи посредничества, наблюдения за соблюдением режима прекращения огня, оказания помощи в выполнении мирных соглашений»1. СБ ООН напомнил странам, что они несут бремя основной ответственности за предотвращение конфликтов, а ООН играет в этом процессе вспомогательную роль2.
Исходя из положений резолюции можно сделать вывод, что повышения эффективности миротворческой деятельности ООН можно добиться посредством улучшения планирования миссий, увеличения числа доступных ООН специальных сил и средств, вспомогательных, инженерно-технических, медицинских подразделений и подразделений быстрого развертывания, а также улучшения подготовки служащих3.
ООН определяет наиболее важные условия успеха операций по поддержанию мира, которые должны: основываться на принципах согласия, беспристрастности и неприменения силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата; представлять собой легитимную и авторитетную структуру, в частности в глазах местного населения; содействовать активному вовлечению в мирный процесс принимающей страны на местном и национальном уровнях4.
Сегодня миротворчество серьезно видоизменилось. Помимо традиционного миротворчества, ярким примером которого были ГВНООНИП, ОНВУП и Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР) на Голанах, государства реализуют многостороннее миротворчество и комплексное многостороннее миротворчество (после 2000 г.).
Итак, миротворческая деятельность ООН представляет собой уникальный пример глобального партнерства. Она объединяет ГА ООН, СБ ООН, Секретариат, страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты, а также правительства принимающих стран в их совместных усилиях по поддержанию международного мира и безопасности. Одновременно имеются проблемы легитимности участия войск в ми-ростроительстве, нарушения прав человека, что является серьезным препятствием в деятельности «голубых касок» и осложняет выполнение ими операций. А потому предстоит еще немало сделать в ходе трансформации политики поддержания мира и миротворчества.
Список литературы
Глава ООН предложил девять направлений реформы миротворческой деятельности // Центр новостей ООН. 2017. 6 апр. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=27750#.WnBlT-K5LIX.
Глава ООН рассказал о реформе ООН; Трамп выразил свою поддержку // Центр новостей ООН. 2017. 18 сент. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28574#.WnBnXa5l_IU.
Запарий Ю. В. Миротворческие операции ООН: эволюция концепции и ее реализация (середина 40-х - начало 70-х гг. XX в.). Екатеринбург, 2005. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23260/17 Zapariy_2005.pdf.
История миротворческих операций // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/op-erations/history.shtml.
Нынешняя ситуация // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/present. shtml.
Период после «холодной войны» // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/opera-tions/surge.shtml.
Ранние годы // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/early.shtml.
Реформа миротворческой деятельности ООН // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peace-keeping/operations/reform.shtml.
Романчук С. И. Миротворчество 3.0 // Вестник университета ГУУ. 2015. № 6.
Россия наложила второе вето на продление мандата экспертов по химоружию в Сирии в течение 24 часов // Центр новостей ООН. 2017. 17 нояб. URL: http://www.un.org/russian/news/story. asp?NewsID=28937.
1 Резолюция СБ ООН № 2378 (2017) от 20 сентября 2017 г. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2378(2017) (дата обращения: 27.02.2018).
2 СБ ООН принял резолюцию в поддержку реформы миротворческой деятельности.
3 Там же.
4 Успех миротворческих операций // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/success. shtml (дата обращения: 16.01.2018).
Рубцова А. А. Миротворческие операции ООН: победы и поражения // European Science. 2016. № 7.
СБ ООН принял резолюцию в поддержку реформы миротворческой деятельности // ТАСС. 2017. 20 сент. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4578456.
Текущие операции // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current. shtml.
Тимошков С. Г. Роль миротворческих сил ООН в вопросах урегулирования вооруженных конфликтов // Вестник РГГУ. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. № 19.
Успех миротворческих операций // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/opera-tions/success.shtml.
Франция и ООН // Франция в Туркменистане. 2007. 2 нояб. URL: https://tm.ambafrance.org/ Franciya-i-OON.
A new partnership agenda: charting a new horizon for UN peacekeeping // United Nations. 2009. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/newhorizon.pdf.
Abilova O. Peacekeeping Contribution Profile: Russia // Providing for peacekeeping. 2016. URL: http://www.providingforpeacekeeping.org/2016/10/31/peacekeeping-contribution-profile-russia.
Curran D., Williams P. D. The UK and UN Peace Operations: a case for greater engagement // Ox-fordResearchGroup. 2016. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/THE%20UK%20 AND%20UN%20P EACE%20OP ERATIONS%20June16%20DMC_P DW.pdf.
Findlay T. The use of force in UN Peace Operations // SIPRI. 2002. URL: https://www.sipri.org/sites/ default/files/files/books/SIPRI02Findlay. pdf.
Fung C. J. China's Troop Contributions to UN Peacekeeping // United States Institute of Peace. 2016. URL: https://www.usip.org/sites/default/files/PB212-China-s-Troop-Contributions-to-UN-Peace-keeping.pdf.
Labuda P. Peacekeeping and Peace Enforcement // Opil. 2015. URL: http://opil.ouplaw.com/ view/10.1093/law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e364.
Matsuda Y. China's UN Peacekeeping Operations Policy: Analysis of the Factors behind the Policy Shift toward Active Engagement // JIIA. 2016. URL: https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/digital_library/chi-na/160518_Yasuhiro_Matsuda.pdf.
Nikitin A. Russia as a Permanent Member of the UN Security Council // Bibliothek der FriedrichEbert-Stiftung. 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09461.pdf.
Smith A. C. Peacekeeping Contributor Profile: United States of America // Providing for Peacekeeping. 2014. March. URL: http://www.providingforpeacekeeping.org/2014/04/03/contributor-profile-united-states-of-america.
United Nations Peacekeeping Operations. Principles and Guidelines // United Nations. 2008. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/capstone_eng.pdf.
References
A new partnership agenda: charting a new horizon for UN peacekeeping // United Nations. 2009. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/newhorizon.pdf.
Abilova O. Peacekeeping Contribution Profile: Russia // Providing for peacekeeping. 2016. URL: http://www.providingforpeacekeeping.org/2016/10/31/peacekeeping-contribution-profile-russia.
Curran D., Williams P. D. The UK and UN Peace Operations: a case for greater engagement // Ox-fordResearchGroup. 2016. URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/THE%20UK%20 AND%20UN%20P EACE%20OP ERATIONS%20June16%20DMC_P DW.pdf.
Findlay T. The use of force in UN Peace Operations // SIPRI. 2002. URL: https://www.sipri.org/sites/ default/files/files/books/SIPRI02Findlay. pdf.
Frantsiya i OON // Frantsiya v Turkmenistane. 2007. 2 noyab. URL: https://tm.ambafrance.org/Fran-ciya-i-OON.
Fung C. J. China's Troop Contributions to UN Peacekeeping // United States Institute of Peace. 2016. URL: https://www.usip.org/sites/default/files/PB212-China-s-Troop-Contributions-to-UN-Peace-keeping.pdf.
Glava OON predlozhil devyat' napravlenii reformy mirotvorcheskoi deyatel'nosti // Tsentr novostei OON. 2017. 6 apr. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=27750#.WnBlTK5l_IX.
Glava OON rasskazal o reforme OON; Tramp vyrazil svoyu podderzhku // Tsentr novostei OON. 2017. 18 sent. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28574#.WnBnXa5l_IU.
Istoriya mirotvorcheskikh operatsii // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/opera-tions/history.shtml.
Labuda P. Peacekeeping and Peace Enforcement // Opil. 2015. URL: http://opil.ouplaw.com/ view/10.1093/law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e364.
Matsuda Y. China's UN Peacekeeping Operations Policy: Analysis of the Factors behind the Policy Shift toward Active Engagement // JIIA. 2016. URL: https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/digital_library/chi-na/160518_Yasuhiro_Matsuda.pdf.
Nikitin A. Russia as a Permanent Member of the UN Security Council // Bibliothek der FriedrichEbert-Stiftung. 2012. URL: http://library.fes.de/pdf-files/iez/09461.pdf.
Nyneshnyaya situatsiya // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/present. shtml.
Period posle «kholodnoi voiny» // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/ surge.shtml.
Rannie gody // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/early.shtml.
Reforma mirotvorcheskoi deyatel'nosti OON // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ operations/reform.shtml.
Romanchuk S. I. Mirotvorchestvo 3.0 // Vestnik universiteta GUU. 2015. № 6.
Rossiya nalozhila vtoroe veto na prodlenie mandata ekspertov po khimoruzhiyu v Sirii v tech-enie 24 chasov // Tsentr novostei OON. 2017. 17 noyab. URL: http://www.un.org/russian/news/story. asp?NewsID=28937.
Rubtsova A. A. Mirotvorcheskie operatsii OON: pobedy i porazheniya // European Science. 2016. № 7.
SB OON prinyal rezolyutsiyu v podderzhku reformy mirotvorcheskoi deyatel'nosti // TASS. 2017. 20 sent. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4578456.
Smith A. C. Peacekeeping Contributor Profile: United States of America // Providing for Peacekeeping. 2014. March. URL: http://www.providingforpeacekeeping.org/2014/04/03/contributor-profile-united-states-of-america.
Tekushchie operatsii // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/current.shtml.
Timoshkov S. G. Rol' mirotvorcheskikh sil OON v voprosakh uregulirovaniya vooruzhennykh kon-fliktov // Vestnik RGGU. Ser.: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2013. № 19.
United Nations Peacekeeping Operations. Principles and Guidelines // United Nations. 2008. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/capstone_eng.pdf.
Uspekh mirotvorcheskikh operatsii // Sait OON. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/opera-tions/success.shtml.
Zaparii Yu. V. Mirotvorcheskie operatsii OON: evolyutsiya kontseptsii i ee realizatsiya (seredina 40-kh - nachalo 70-kh gg. XX v.). Ekaterinburg, 2005. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23260/1/ Zapariy_2005.pdf.