Научная статья на тему 'Женщины в миротворческой деятельности ООН'

Женщины в миротворческой деятельности ООН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1614
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ЖЕНЩИНЫ-МИРОТВОРЦЫ / ЖЕНСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОНТИНГЕНТ / FEMALE FORMED POLICE UNIT / PEACEKEEPING OPERATION / WOMEN-PEACEKEEPERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арыстанбекова Акмарал Хайдаровна, Нурелбаева Алфия Сабитовна

Данная статья посвящена одному из глобальных вопросов гендерной проблематике в миротворческой деятельности ООН на современном этапе. Роль женщин, защита их прав является приоритетным вопросом в рамках стремления к миру и безопасности. Участие женщин в миротворческих операциях ООН рассматривается в качестве одной из необходимых предпосылок для их эффективного и успешного осуществления. Гендерные вопросы решаются на основании специальных резолюций Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности на международном уровне. Менее чем за двадцать лет реализации концепции ООН по гендерной проблематике число женщин-миротворцев в составе военных и полицейских контингентов для участия в миротворческих операциях увеличилось, сформированы женские полицейские контингенты, что, безусловно, способствует достижению устойчивого мира и улучшению положения женщин и девочек в регионах, затронутых конфликтом. Представленный материал может быть полезен широкому кругу специалистов, занимающихся вопросами миротворчества и гендерного равенства, а также международными отношениями в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщины в миротворческой деятельности ООН»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЖЕНЩИНЫ В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН Арыстанбекова А.Х.1, Нурелбаева А.С.2 Em ail: Arystanbekova17104@scientifictext.ru

'Арыстанбекова Акмарал Хайдаровна — доктор исторических наук, профессор; 2Нурелбаева Алфия Сабитовна — магистрант, кафедра международных отношений и мировой экономики, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: данная статья посвящена одному из глобальных вопросов - гендерной проблематике в миротворческой деятельности ООН на современном этапе. Роль женщин, защита их прав является приоритетным вопросом в рамках стремления к миру и безопасности. Участие женщин в миротворческих операциях ООН рассматривается в качестве одной из необходимых предпосылок для их эффективного и успешного осуществления. Гендерные вопросы решаются на основании специальных резолюций Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности на международном уровне. Менее чем за двадцать лет реализации концепции ООН по гендерной проблематике число женщин-миротворцев в составе военных и полицейских контингентов для участия в миротворческих операциях увеличилось, сформированы женские полицейские контингенты, что, безусловно, способствует достижению устойчивого мира и улучшению положения женщин и девочек в регионах, затронутых конфликтом.

Представленный материал может быть полезен широкому кругу специалистов, занимающихся вопросами миротворчества и гендерного равенства, а также международными отношениями в целом.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, миротворческая деятельность, гендерное равенство, женщины-миротворцы, женский полицейский контингент.

THE WOMEN IN THE UN PEACEKEEPING OPERATIONS Arystanbekova A.Kh.1, Nurelbayeva A.S.2

'Arystanbekova Akmaral Khaidarovna - Doctor of Historical Sciences, Professor;

2Nurelbayeva Alfiya Sabitovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS AND WORLD ECONOMY, KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER AL-FARABI, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article is dedicated to the gender issues in the UN peacekeeping operations at the present stage. The role of women, protection of their rights is a priority issue in the framework of the maintenance of peace and security. Women's participation in UN peacekeeping operations is considering as a prerequisite for the effective and successful conduct of missions. Gender issues are decided on the basis of specific resolutions of the UN Security Council on women, peace and security at the international level.

In less than twenty years of realization by the UN of the concept of gender equality the number of female peacekeepers as a part of the military or police contingents for participation in peacekeeping operations has increased, which certainly contributes to the achievement of sustainable peace and the advancement of women and girls in regions affected by conflict.

Presented material might be interesting for specialists, working on the issues of peacekeeping and gender equality, as well as international relations in general.

Keywords: the United Nations, peacekeeping operation, gender equality, women-peacekeepers, female formed police unit.

УДК 331.225.3

Одним из глобальных вопросов повестки дня ООН являются права женщин, гендерное равенство, расширение участия женщин в политической жизни на всех уровнях.

Сегодня ООН оказывает содействие в установлении международных стандартов для достижения гендерного равенства, осуществляет сотрудничество с правительствами и гражданским обществом при разработке законов, политических подходов, программ и услуг.

В деятельности ООН женщины участвуют с момента создания организации. Среди делегатов 50-ти стран, подписавших Устав ООН в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, были четыре женщины: Вирджиния Гильдерслив - США, Берта Лутц - Бразилия, Ву Ю-Фанг -Китай и Минерва Бернардино - Доминиканская Республика [1, с. 342].

Одной из главных целей ООН является поддержание международного мира и безопасности. В решении современных международных проблем необходимо применять совместно выработанные подходы к обеспечению мира и безопасности. Равный доступ женщин к структурам власти, их всестороннее участие в деятельности и полное вовлечение в процесс осуществления всевозможных усилий, направленных на предупреждение и разрешение конфликтов, являются необходимыми для поддержания и содействия достижению мира и безопасности [2].

Об этом было заявлено в первой исторической резолюции 1325, принятой Советом Безопасности (СБ) ООН в октябре 2000 года. Резолюция 1325 призывает государства-члены увеличить представительство женщин на всех уровнях принятия решений для предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов и настоятельно призывает Генерального Секретаря назначать больше женщин на должности своих специальных представителей и посланников, а также расширить роль и вклад женщин в операции ООН на местах [3].

В развитие данных идей в 2008 году Совет Безопасности принял следующую резолюцию 1820 «Действия Организации Объединенных Наций по борьбе с сексуальным насилием в условиях конфликтов», в которой была выдвинута инициатива для обеспечения информирования о проблеме сексуального насилия в период вооруженных конфликтов и по их окончании с целью покончить с этим явлением [4]. В данной резолюции особо подчеркивается, что именно факт насилия в условиях конфликта способствует значительному усугублению обстановки и может препятствовать восстановлению международного мира и безопасности.

В последующих резолюциях 1888 [5] и 1889 [6], принятых СБ ООН в 2009 году, содержится призыв к дальнейшему расширению участия женщин в политических процессах и разработке показателей для оценки прогресса в осуществлении резолюции 1325.

В октябре 2010 года Совет Безопасности отметил 10-ю годовщину принятия резолюции 1325. В декабре этого же года принял резолюцию 1960, в которой призвал государства-члены увеличить число женщин, направляемых в составе военных и полицейских контингентов для участия в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций [7].

В 2015 году в результате глобального исследования по вопросам осуществления резолюции 1325 СБ ООН был рассмотрен ход ее исполнения и представлены выводы и рекомендации. Согласно результатам исследования, с момента принятия резолюции наблюдается увеличение частоты использования в мирных соглашениях формулировок, учитывающих гендерную проблематику. Как показано в документе, участие женщин на 20 процентов повышает вероятность того, что мирное соглашение будет соблюдаться не менее 2 лет, а вероятность того, что мирное соглашение будет соблюдаться не менее 15 лет возрастает до 35 процентов [8]. Анализ 40 мирных процессов, проходивших после окончания холодной войны, показывает, что в тех случаях, когда женщины имели возможность оказывать серьезное влияние на ход переговоров, значительно повышалась вероятность достижения соглашения по сравнению с ситуациями, когда женские организации оказывали незначительное влияние на ход переговоров или не влияли на него вообще. В случае серьезного влияния женщин соглашения удавалось достичь почти всегда [9, с. 2].

В 2010 году лишь 15,8 процента всех резолюций ООН, принятых в предыдущие 10 лет, содержали упоминания о женщинах и/или гендерной проблематике. К 2015 году этот показатель вырос почти до 30 процентов [10, с. 11].

Гендерной проблематикой в миротворческой деятельности ООН занимается Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), который реализовывает стратегию всестороннего учета гендерной проблематики для обеспечения центрального места гендерной проблемы в миротворчестве. Стратегия подразумевает включение гендерных аспектов во все элементы политики, разрабатываемой всеми секциями, таких как реформа сектора безопасности, разоружение и реинтеграция, полиция, вооруженные силы, выборы. Департамент, обеспечивая всесторонний учет гендерных аспектов во время миротворческих операций, опирается на директивный документ, «Политика по вопросам равенства мужчин и женщин в операциях по поддержанию мира», принятый 26 июля 2010 года [11].

В ООН разработаны следующие аргументы, которые определяют важность участия женщин в миротворчестве:

- присутствие женщин-миротворцев в миротворческих операциях улучшает возможности доступа и поддержки для местных женщин, усиливает чувство защищенности у местного населения (в том числе, у женщин и детей);

- женщины-миротворцы способствуют более справедливым гендерным отношениям в местном обществе и вдохновляют на борьбу за свои права;

- имеются практические преимущества, в том, что женщины-миротворцы могут вести поиск и установить лучшие отношения с местными женскими группами и таким образом улучшить сбор разведывательных данных об угрозе безопасности местном сообществе;

- в рамках миротворческой операции расширяется спектр профессиональных навыков и вероятность ослабления конфликта.

В 2009 году ДОПМ объявил о глобальной кампании, направленной на расширение участия женщин-полицейских в миротворческих операциях, с целью увеличить число женщин среди полицейских ООН до 20% к 2014 году. Данная инициатива дает возможность активизировать набор женщин в национальные полицейские органы государств-членов ООН, и таким образом, предоставлять всемирной организации большее количество специально обученных сотрудниц [12].

По данным ООН, с 1957 по 1989 год, за 32 года, службу в рядах миротворцев ООН прошли всего 20 женщин. В 1993 году доля женщин среди развернутого негражданского персонала составляла всего 1%.

В 2017 году 5298 женщин-миротворцев (военнослужащие - 3744, гражданские служащие -1554) участвуют в разных миротворческих операциях по всему миру, что составляет 30% из 7500 международных гражданских лиц, которые работают в миротворческих и специальных политических миссиях под эгидой ООН [13].

Во исполнение мандатов резолюций СБ ООН по вопросам женщин, мира и безопасности увеличивать численность женщин в составе миротворческих операций, ДОПМ продолжает содействовать приему на службу большего числа женщин. Основная ответственность за увеличение числа женщин в воинских контингентах миротворческих сил лежит на самих государствах-членах, предоставляющих войска и полицейских. Многие государства-члены ООН (Гана, Испания, Южная Африка, Франция, Нигерия, Уругвай, Эфиопия, Непал, Пакистан) ведут подготовку женских подразделений и женщин-полицейских для участия в миротворческих миссиях ООН.

В истории миротворчества ООН первый женский полицейский контингент был сформирован Индией для участия в миротворческой операции в Либерии в 2007 году [14]. В процессе подготовки 125 женщин-полицейских прошли «горячие точки» в своей стране. Программа обучения женщин-солдат включает стрелковый бой, усмирение бунта и изучение боевого оружия.

В гражданской войне в Либерии больше всего пострадало мирное население, особенно, женщины и дети. Женщины-полицейские помогали пострадавшим от гражданской войны на протяжении 10 лет и содействовали созданию условий, которые позволили правительству Либерии взять на себя полную ответственность за обеспечение мира и безопасности в стране 30 июня 2016 года. Генеральный Секретарь ООН отметил, что отважная служба женщин из Индии под флагом ООН является важным вкладом в обеспечение гендерного равенства в миротворческой деятельности и образцом для подражания. Успешно выполнив свою миссию в Либерии, женский полицейский контингент вернулся в Индию. Таким образом, женщины-полицейские составляли 16,67% военнослужащих в рамках данной миссии ООН, что является самым высоким показателем среди всех миротворческих миссий ООН по сравнению 2,18% женщин среди военнослужащих ООН и 8,2% женщин по всей полицейской службе ООН в целом [15].

В 2014 году Генеральный Секретарь ООН впервые назначил женщину, генерал-майора Кристин Лунд (Норвегия), на пост Командующего миротворческими силами по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) ООН. Ее прошлый опыт работы в рамках ООН включает службу во Временных силах ООН в Ливане (ЮНИФИЛ), в Силах Организации Объединенных Наций по охране (СООНО) в бывшей Югославии, выполнение боевых заданий в Саудовской Аравии во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году и службу в штаб-квартире возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ) [16].

В 2017 году в текущих 16 операциях по поддержанию мира руководящие посты занимают женщины:

- Дайан Корнер (Соединенное Королевство Великобритании и Северная Ирландия) -Заместитель Специального представителя Генерального Секретаря и Главы многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике (МИНУСКА);

- Мбаранга Гасарабве (Руанда) - Заместитель Специального представителя Генерального Секретаря в Мали, координатор-резидент, координатор гуманитарной помощи в многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА);

- Сандра Оноре (Тринидад и Тобаго) - Специальный представитель Генерального Секретаря и Глава миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ);

- Сьюзан Д. Пейдж (США) - Заместитель Специального представителя Генерального Секретаря в миссии ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ);

- Бинту Кейта (Гвинея) - Заместитель Совместного специального представителя в смешанной операции Африканского союза - ООН в Дарфуре (ЮНАМИД);

- Присцилла Макотосе (Зимбабве) - Комиссар полиции в смешанной операции Африканского союза - ООН в Дарфуре (ЮНАМИД);

- Элизабет Спеар (Канада) - Специальный представитель Генерального Секретаря и Глава Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК);

- Аишату Миндауду (Нигер) - Специальный представитель Генерального Секретаря и Глава операции ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ);

- Симона Мирела Микулеску (Румыния) - Представитель Генерального Секретаря в Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) [17].

Женщины зарекомендовали себя как равные участники во всех областях миротворческой деятельности и программ, демонстрируя свои способности для выполнения тех же ролей и задач в тех же условиях, что и их коллеги-мужчины. Их присутствие может оказать положительное воздействие на миротворческие миссии в качестве системы поддержки, повышая осведомленность о деятельности по укреплению мира среди женщин в обществе и защите прав женщин.

В миротворческой деятельности ООН придается особое значение не только участию женщин в полевых операциях, но и необходимости обеспечения равноправного, всестороннего и активного участия женщин в процессе мирных переговоров, в предотвращении и урегулировании конфликтов, миростроительстве. Расширение прав и возможностей женщин, их участие в обсуждениях, касающихся урегулирования конфликтов, оказывает позитивное влияние на ход переговоров, способствует успеху мирных переговоров и достижению прочного мира, ускоряет восстановление экономики, и повышает эффективность гуманитарной помощи.

Список литературы / References

1. Арыстанбекова А.Х. Объединенные Нации и Казахстан. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 429 с.

2. Пекинская декларация, принятая четвертой Всемирной конференцией по положению мира. A/CONF. 177/20/Rev. 1, 1995.

3. Резолюция 1325, принятая на 4213 заседании Совета Безопасности ООН. - S/RES/1325, 2000.

4. Резолюция 1820, принятая на 5916 заседании Совета Безопасности ООН. - S/RES/1820, 2008.

5. Резолюция 1888, принятая на 6195 заседании Совета Безопасности ООН. - S/RES/1888, 2009.

6. Резолюция 1889, принятая на 6195 заседании Совета Безопасности ООН. - S/RES/1889,

2009.

7. Резолюция 1325, принятая на 4213 заседании Совета Безопасности ООН. - S/RES/1325, 2000.

8. Кумарасвами Р. Информационный бюллетень, Глобальное исследование хода исполнения Резолюции 1325: основные, выводы и рекомендации.

9. Кумарасвами Р. Информационный бюллетень, Глобальное исследование хода исполнения Резолюции 1325: основные, выводы и рекомендации. С. 2.

10. Кумарасвами Р. Информационный бюллетень, Глобальное исследование хода исполнения Резолюции 1325: основные, выводы и рекомендации. С 11.

11. Политика по вопросам равенства мужчин и женщин в операциях по поддержанию мира,

2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/g ender_directive_2010.pdf/ (дата обращения: 01.03.2017).

12. Центр Новостей ООН. «К 2014 году ООН намерена увеличить число женщин среди полицейских своих миротворческих операций до 20%». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=12077#.WTI0V-uLTIU/ (дата обращения: 15.02.2017).

13. Женщины и миротворчество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/peacekeeping/issues/women/womeninpk.shtml/ (дата обращения: 30.03.2017).

14. Центр Новостей ООН. «ООН надеется, что к 2014 году среди ее полицейских-миротворцев будет 20% женщин». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=13728#.WOlAWfmLTIU/ (дата обращения: 20.01.2017).

15. Центр Новостей ООН. «Миротворцы ООН передали полномочия в сфере безопасности национальным властям Либерии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=26211#.WTFSEpKLTct/ (дата обращения: 10.01.2017).

16. На пост Командующего миротворческими силами ООН впервые назначена женщина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un. org/russian/news/story.asp?NewsID=21 63 7#. WOmp3_mLTIV/ (дата обращения: 22.01.2017).

17. Цифры и факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.un.org/ru/peacekeeping/re sources/statistics/factsheet.shtml/ (дата обращения: 15.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.